Введение в экспериментальную. Глава I

БГПУ им. М. Танка

Институт психологии

ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ

Составитель Радчикова Наталия Павловна

В своей профессиональной деятельности психолог должен не только хорошо владеть теоретическими вопросами специальных предметов, но и видеть целесообразность и результативность применения на практике определенных методик проведения экспериментальных исследований. Такие методики составляют основу научного психологического объяснения и научного метода накопления психологического знания.

В то время как экспериментальные методы получают широкое распространение в области психологических исследований, растет необходимость в их методологической поддержке – организации “правильного” эксперимента. Поэтому курс “Экспериментальная психология” ориентирован, с одной стороны, на методологическую подготовку студентов к проведению различного рода экспериментальных исследований, а, с другой стороны -- на обеспечение студентов необходимыми рекомендациями для написания предстоящих курсовых и дипломных работ.

Главные цели данного курса заключаются

1) в обеспечении должного уровня подготовки будущих психологов в направлении теории и методологии исследований в области психологии;

2) в выработке у них необходимых умений в практическом проведении опытно-экспериментальной работы;

3) в выработке умения ориентироваться в специальной литературе и критически анализировать прочитанный материал, в особенности материалы экспериментальных исследований.

Задачи курса:

* дать основные понятия и определения, принятые в области экспериментальной психологии;

* последовательно ознакомить студентов со всеми стадиями проведения эксперимента - от зарождения идеи и формирования проверяемой гипотезы до представления результатов своей работы;

* ознакомить студентов с основными схемами и современными методами проведения экспериментов;

* разобрать возможные ошибки, трудности, достоинства и недостатки обсуждаемых экспериментальных схем;



* подготовить студентов к проведению самостоятельных экспери-ментальных психологических исследований.

ПРОГРАММА КУРСА

1. Философские основы экспериментальной психологии. Знание. Отличие научного знания от других форм знания. Виды убеждений. Природа научного объяснения. Рационализм. Эмпирицизм. Критическое мышление. Фальсификация. Промежуточные переменные. Подходы к оценке научных теорий.

2. Введение в экспериментальную психологию. Как начинать психологические исследования. Введение. Роль и место экспериментальной психологии. Цели и задачи курса по экспериментальной психологии. Содержание курса. Цели и задачи психологических исследований. Эксперимент. Понятие об эксперименте. Отличие эксперимента от остальных видов эмпирических исследований. Понятие переменной. Структура эксперимента. Зависимые, независимые и контрольные переменные. Эффект смешения. Экспериментальный исследовательский проект. Стадии экспериментального проекта. Источники идей. Разработка проверяемых гипотез. Анализ литературы. Разработка схемы эксперимента. Нуль-гипотеза. Пилотажные исследования. Сбор данных. Понятие о статистическом анализе данных. Уровень статистической значимости. Интерпретация результатов. Подготовка экспериментального отчета.

3. Наблюдения в психологических исследованиях. Роль наблюдений в психологии. Основные типы наблюдений. Валидность: внешняя валидность, внутренняя валидность, конструктивная валидность. Основные источники нарушения и способы повышения валидности. Описательные наблюдения: натуралистические, частные случаи (прецеденты), обзоры.– особенности, основные достоинства и недостатки. Зависимостные наблюдения. Понятие о корреляции. Корреляционная техника. Коэффициент корреляции. Интерпретация коэффициента корреляции. Проблемы в интерпретации коэффициента корреляции. Смешение. Ограниченный интервал данных.Причинные наблюдения. Эксперимент. Преимущества экспериментальных наблюдений. Пути повышения надежности наблюдений. Инструкции. Протоколы. Аппаратура, применяемая в экспериментальных психологических исследованиях.

4. Измерения в психологических исследованиях. Измерительные шкалы в психологии. Понятие шкалы. Типы измерительных шкал. Шкала наименований (номинативная шкала). Шкала порядка (порядковая шкала). Шкала интервалов (интервальная шкала). Шкала равных отношений. Свойства измерительных шкал. Свойство различия. Свойство величины. Свойство равных интервалов. Свойство существования настоящего нуля. Связь методов обработки данных со шкалой измерения. Связь интерпретации результатов со шкалой измерения. Психологические измерения. Измерение субъективной реальности испытуемого. Процедуры субъективного шкалирования. Метод ранжирования. Метод абсолютной оценки. Метод парных сравнений. Многомерное шкалирование. Измерение особенностей испытуемого и его поведения. Понятие о психодиагностике. Статистическая надежность и валидность. Экспериментальная надежность. Надежность теста. Надежность результатов.

5. Основы проведения эксперимента. Понятие об эксперименте. Особенности эксперимента. Идеи, лежащие в основе психологического эксперимента. История экспериментальной психологии как науки. Преимущества эксперимента. Идеальный и реальный эксперименты. Экспериментальная и контрольная группы. Переменные в эксперименте. Нулевой результат и его причины.

6. Экспериментальные схемы. Экспериментальная схема. Внутренняя валидность эксперимента. Межгрупповая экспериментальная схема. Техники распределения испытуемых по группам. Случайное распределение (рандомизация). Способы формирования групп случайным образом. Распределение по условиям. Возможные причины нарушения валидности эксперимента при использовании межгрупповой схемы. Интра-индивидуальная экспериментальная схема. Техники подбора последовательности испытаний в эксперименте. Случайное распределение испытаний (рандомизация). Случайное распределение блоками (блок-рандомизация). Уравнивание. Полное уравнивание. Частичное уравнивание. Латинский квадрат. Сбалансированный латинский квадрат. Преимущества и недостатки полного и частичного уравнивания. Возможные причины нарушения валидности эксперимента при использовании интра-индивидуальной схемы. Контрольная группа. Контрольные условия. Выбор экспериментальной схемы.

7. Многофакторные экспериментальные схемы. Эксперименты с несколькими независимыми переменными. Эксперименты с несколькими зависимыми переменными. Преимущества сложных (многофакторных) экспериментальных схем. Факторная экспериментальная схема. Сложная интра-индивидуальная схема. Смешанная схема. Главный эффект. Взаимодействие. Виды взаимодействия. Интерпретация результатов сложных экспериментов. Графическое представление результатов. Преимущества графического представления результатов. Графическое представление взаимодействия. Особенности и выбор сложных экспериментальных схем.

8. Особые виды экспериментов. Понятие об экспериментах с небольшим количеством испытуемых. Области применения экспериментов с небольшим количеством испытуемых. Психофизика. Эксперименты в области восприятия, памяти, речи. Эксперименты на тренажерах.

9. Квазиэксперименты Квазиэксперименты. Виды квазиэкспериментов. Анализ естественных событий. Взросление и история как эффекты, влияющие на внутреннюю валидность квазиэкспериментов. Способы повышения валидности - контрольная группа. Исследование частных случаев. Лонгитюдные исследования. Схемы лонгитюдных исследований. Особенности работы с переменными, характеризующими испытуемых. Возраст как особая переменная в психологических исследованиях. Техники работы с возрастом в психологических экспериментах. Внутренняя валидность квазиэкспериментирования. Недостатки квази-экспериментов. Возможные причины нарушения внутренней валидности квазиэкспериментов.

10. Проблемы экспериментальных исследований. Ошибки испытуемых. Влияние социальных ролей на проведение экспериментов. Ошибки при различных видах исследований (описательные и зависимостные наблюдения, эксперимент). Ошибки, связанные с реакцией испытуемых. Способы устранения возможных ошибок, связанных с реакцией испытуемых. Ошибки экспериментатора. Предубеждения экспериментатора. Сознательная предвзятость. Несознательная предвзятость. Способы устранения возможных ошибок экспериментатора. Надежность обмена информацией в научной среде. Внешняя валидность исследований.

11. Интерпретация данных. Роль интерпретации данных в психологическом исследовании. Интерпретация специфических результатов. Проблема потолочного эффекта. Проблема возврата к средней величине. Интерпретация устойчивых закономерностей. Экспериментальная надежность. Достоверность и повторение эксперимента. Прямое повторение эксперимента. Систематическое повторение эксперимента. Концептуальное повторение эксперимента.

12. Этика психологических исследований. Роль этики в психологических исследованиях. Проблемы этики в исследованиях, где испытуемыми являются люди. Инструктаж. Конфиденциальность и анонимность. Свобода неучастия. Защита от вреда. Устранение вредных последствий экспериментальных исследований. Проблемы этики в исследованиях с животными. Этические проблемы при обработке и анализе экспериментальных данных. Этические проблемы при составлении отчета об экспериментальном исследовании. Плагиат в научных работах.

13. Отчет об экспериментальном психологическом исследовании. Структура экспериментального отчета. Стандарты. Техника написания экспериментального отчета. Что включать в экспериментальный отчет.

ОСНОВНАЯ ЛИТЕРАТУРА

1. Солсо Р., Джонсон Х., Бил К . Экспериментальная психология. Практический курс. СПб.: 2002

2. Готтсданкер, Роберт. Основы психологического эксперимента. - Москва: Изд-во Московского университета, 1982.

3. Дружинин, В.Н. Экспериментальная психология. - Москва, 1997.

4. Корнилова, Т.В. Экспериментальная психология: Теория и методы. - Москва, 2002.

ОЦЕНКА КУРСА осуществляется по следующим критериям

Зачет

· Самостоятельная работа - критическая рецензия на журнальную статью об экспериментальном исследовании

· Контрольная работа - решение задач (проводится в зимнюю сессию, оценка влияет на экзаменационную оценку)

Экзамен (2 теоретических вопроса)


Введение в экспериментальную психологию.

Введение

Развитие современной психологической науки характеризуется тем, что накопленные десятилетиями знания находят все большее применение в практике и эта практика постепенно расширяется, охватывая все новые и новые области человеческой деятельности. В отличие от прошедших веков не интересы академической науки, а сама жизнь диктует психологии новые проблемы исследования. Если раньше психология в основном представляла абстрактные знания, добытые в научных лабораториях и излагаемые с кафедр университетов, то в настоящее время быстрыми темпами развиваются прикладные отрасли психологии, где также широкое применение находит эксперимент. Однако такой эксперимент ориентирован не на получение так называемых «чистых» знаний, а на решение жизненных, практических проблем и задач.

Такому состоянию дел соответствует сложившееся разделение развитых отраслей психологии на собственно научные и прикладные. Научные направления ориентированы на получение теоретических знаний, необходимых для общего, принципиального решения проблем, связанных с познанием человека, его психологии и поведения. В прикладных отраслях на научной основе ставятся и решаются практические задачи, связанные с совершенствованием деятельности человека, улучшением его поведения и повышением уровня психологического развития, вырабатываются практические рекомендации. По указанной логике выделяют научно-познавательные и прикладные направления исследований в педагогической психологии, в том числе экспериментально-научную педагогическую психологию и экспериментально-практическую педагогическую психологию наряду с теоретической научной и теоретической прикладной психологией. В научно-познавательных психолого-педагогических исследованиях в основном добываются знания, которые обогащают соответствующую науку, но не всегда находят практическое применение, а в прикладных психолого-педагогических исследованиях выдвигаются и научно проверяются гипотезы и предположения, практическая реализация которых должна дать существенный учебно-воспитательный эффект. Речь идет, прежде всего, о практике обучения и воспитания детей.

Экспериментальная психология

Без эксперимента в науке и в практике, несмотря на его сложность и трудоемкость, обойтись невозможно, так как только в тщательно продуманном, правильно организованном и проведенном эксперименте можно получить наиболее доказательные результаты, особенно касающиеся причинно-следственных зависимостей.

Экспериментальная психология - область психологии, упорядочивающая знания об общих для большинства психологических направлений проблемах исследований и способах их решения. Экспериментальную психологию называют научной дисциплиной о методах психологических исследований.

Применение эксперимента сыграло важнейшую роль в преобразовании психологических знаний, в превращении психологии из отрасли философии в самостоятельную науку. Эксперимент в психологии стал решающим фактором в преобразовании психологических знаний, он выделил психологию из философии и превратил ее в самостоятельную науку. Различные виды исследования психики при помощи экспериментальных методов это и есть экспериментальная психология .

С конца 19 века ученые вплотную занялись изучением элементарных психических функций - сенсорных систем человека. Вначале это были первые робкие шаги, которые подвели фундамент под здание экспериментальной психологии, отделив ее от философии и физиологии.

Особенно следует, заметен Вильгельм Вундт (1832-1920), немецкий психолог, физиолог, философ и языковед. Он создал первую в мире психологическую лабораторию (международный центр). Из этой лаборатории, получившей впоследствии статус института, вышло целое поколение специалистов по экспериментальной психологии, ставшие в дальнейшем инициаторами создания экспериментально-психологических учреждений. В первых своих работах Вундт выдвинул план разработки физиологической психологии как особой науки, использующей метод лабораторного эксперимента для расчленения сознания на элементы и выяснения закономерной связи между ними.

Предметом психологии Вундт считал непосредственный опыт - доступные самонаблюдению явления или факты сознания; однако высшие психические процессы (речь, мышление, воля), он считал недоступными эксперименту, и предложил изучать их культурно-историческим методом.

Если первоначально главным объектом экспериментальной психологии считались внутренние психические процессы нормального взрослого человека, анализируемые с помощью специально организованного самонаблюдения (интроспекции), то в дальнейшем эксперименты проводятся над животными (К. Ллойд-Морган, Э.Л. Торндайк), исследуются душевнобольные, дети.

Экспериментальная психология начинает охватывать не только исследование общих закономерностей протекания психических процессов, но и индивидуальные вариации чувствительности, времени реакции, памяти, ассоциаций и т.д. (Ф. Гальтон, Д. Кеттел).

Гальтон разработал приёмы диагностики способностей, которые положили начало тестированию, методы статистической обработки результатов исследований (в частности, метод исчисления корреляций между переменными), массовое анкетирование.

Кеттел рассматривал личность как совокупность некоторого числа эмпирически (при помощи тестов) установленных и более или менее автономных психологических характеристик. Тем самым в недрах экспериментальной психологии зарождается новое направление - дифференциальная психология, предмет которой - индивидуальные различия между людьми и их группами.

Достижения экспериментальной психологии носившей вначале «академический» характер, т.е. не ставившей целью приложение своих результатов к решению задач, выдвигаемых практикой обучения, лечения больных и т.д., в дальнейшем получают широкое практическое применение в различных сферах человеческой деятельности - от дошкольной педагогики до космонавтики.

Предпосылкой возникновения дифференциальной психологии, изучающей индивидуальные различия между людьми и группами, на рубеже 19 и 20 веков явилось введение в психологию эксперимента, а также генетических и математических методов. Развитие теоретических схем и конкретных методик экспериментальной психологии теснейшим образом связано с общим прогрессом теоретического познания, наиболее интенсивно совершающимся на стыках наук - биологических, технических и социальных.

В настоящее время методы экспериментальной психологии широко применяются в различных областях человеческой деятельности. Прогресс человеческого познания уже немыслим без методик экспериментальной психологии, тестирования, математической и статистической обработки результатов исследований. Успехи экспериментальной психологии основаны на использовании методов различных наук: физиологии, биологии, психологии, математики

Сейчас экспериментальная психология на практике рассматривается как дисциплина, отвечающая за постановку корректных экспериментов в рамках многих направлений прикладной психологии, - к примеру, для определения целесообразности, эффективности того или иного изменения, нововведения (например, в психологии труда). Большие успехи в использовании её методов достигнуты при изучении психофизиологии и психологии ощущений и восприятия. Однако достижения экспериментальной психологии в продвижении фундаментальной психологии на данный момент менее значимы и находятся под вопросом.

Методология экспериментальной психологии основывается на принципах:

1. Общенаучные методологические принципы:

2. Принцип детерминизма. Экспериментальная психология исходит из того, что поведение человека и психические явления являются следствием каких-либо причин, то есть принципиально объяснимы.

3. Принцип объективности. Экспериментальная психология считает, что объект познания независим от познающего субъекта; объект принципиально познаваем через действие.

4. Принцип фальсифицируемости - предложенное К.Поппером требование наличия методологической возможности опровержения теории, претендующей на научность, путём постановки того или иного принципиально возможного реального эксперимента.

Специфичные для экспериментальной психологии принципы:

Принцип единства физиологического и психического. Нервная система обеспечивает возникновение и протекание психических процессов, однако сведение психических явлений к физиологическим процессам невозможно.

Принцип единства сознания и деятельности. Сознание деятельно, а деятельность сознательна. Экспериментальный психолог изучает поведение, которое образуется при тесном взаимодействии личности с ситуацией. Выражается следующей функцией: R=f(P,S), где R - поведение, P - личность, а S - ситуация.

Принцип развития. Также известен, как принцип историзма и генетический принцип. Согласно данному принципу психика субъекта - результат продолжительного развития в филогенезе и онтогенезе.

Системно-структурный принцип. Любые психические явления должны рассматриваться как целостные процессы (Воздействие производится всегда на психику в целом, а не на какую-то изолированную её часть.)

В следующей главе мы рассмотрим экспериментальный метод в педагогической психологии.

1. ПОНЯТИЕ ОБ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ 1. В РАСШИРИТЕЛЬНОМ ЗНАЧЕНИИ: НАУЧНАЯ ДИСЦИПЛИНА, ИЗУЧАЮЩАЯ ПРОБЛЕМОЙ МЕТОДОВ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ В ЦЕЛОМ. 2. ВСЯ НАУЧНАЯ ПСИХОЛОГИЯ КАК СИСТЕМА ЗНАНИЙ, ПОЛУЧЕННЫХ НА ОСНОВЕ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОГО ИЗУЧЕНИЯ ПСИХИКИ ЧЕЛОВЕКА И ЖИВОТНЫХ (ПО В. ВУНДТУ). 3. СИСТЕМА ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫХ МЕТОДОВ И МЕТОДИК, РЕАЛИЗУЕМЫХ В КОНКРЕТНЫХ ИССЛЕДОВАНИЯХ (М. В. МЭТЛИН). 4. ТЕОРИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ЭКСПЕРИМЕНТА (Ф. ДЖ. МАК-ГИГАНА).


ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ – ЭТО ОТРАСЛЬ ПСИХОЛОГИИ, ИЗУЧАЮЩАЯ ЗАКОНЫ И ЗАКОНОМЕРНОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ ЭКСПЕРИМЕНТА И ДРУГИХ ОБЪЕКТИВНЫХ МЕТОДОВ В ИЗУЧЕНИИ ПСИХИЧЕСКИХ ЯВЛЕНИЙ. ОБЪЕКТ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ - ЭТО ЭКСПЕРИМЕНТ И ДРУГИЕ ОБЪЕКТИВНЫЕ МЕТОДЫ. ПРЕДМЕТ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ – ЗАКОНЫ И ЗАКОНОМЕРНОСТИ В ПРИМЕНЕНИИ ЭКСПЕРИМЕНТА И ДРУГИХ ОБЪЕКТИВНЫХ МЕТОДОВ В ИЗУЧЕНИИ ПСИХИЧЕСКИХ ЯВЛЕНИЙ.


ГУСТАВ ТЕОДОР ФЕХНЕР () (, ГРОС - ЗЕРХЕН, БЛИЗ МУСКАУ, – , ЛЕЙПЦИГ), НЕМЕЦКИЙ ФИЗИК, ПСИХОЛОГ, ФИЛОСОФ - ИДЕАЛИСТ, ПИСАТЕЛЬ - САТИРИК (ВЫСТУПАЛ ПОД ИМЕНЕМ ДОКТОРА МИЗЕСА). ЕГО ВЗГЛЯДЫ ОКАЗАЛИ ВЛИЯНИЕ НА МНОГИХ УЧЁНЫХ И ФИЛОСОФОВ XX ВЕКА, В ТОМ ЧИСЛЕ: ГЕРАРДУСА ХЕЙМАНСА, ЭРНСТА МАХА, ВИЛЬГЕЛЬМА ВУНДТА, ЗИГМУНДА ФРЕЙДА И СТЕНЛИ ХОЛЛА. ФЕХНЕРА СЧИТАЮТ СОЗДАТЕЛЕМ ФОРМУЛЫ S=KLOGI, КОТОРАЯ ДОКАЗЫВАЕТ НАЛИЧИЕ НАУЧНО ОБОСНОВАННОЙ СВЯЗИ МЕЖДУ ТЕЛОМ И ПСИХИКОЙ


ВИЛЬГЕЛЬМ ВУНДТ () НЕМЕЦКИЙ ФИЗИОЛОГ И ПСИХОЛОГ. ОСНОВАТЕЛЬ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ И КОГНИТИВНОЙ ПСИХОЛОГИИ. МЕНЕЕ ИЗВЕСТЕН КАК ОСНОВНАЯ ФИГУРА В СОЦИАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ, ОДНАКО, ПОСЛЕДНИЕ ГОДЫ ЖИЗНИ ВУНДТА ПРОШЛИ ПОД ЗНАКОМ (ПСИХОЛОГИИ НАРОДОВ), КОТОРУЮ ОН ПОНИМАЛ КАК УЧЕНИЕ О СОЦИАЛЬНОЙ ОСНОВЕ ВЫСШЕЙ МЕНТАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ


ЭДВАРД ТИТЧЕНЕР (1867–1927) ОТМЕЧАЛ, ЧТО ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ЭКСПЕРИМЕНТ – НЕ ИСПЫТАНИЕ КАКОЙ - НИБУДЬ СИЛЫ ИЛИ СПОСОБНОСТИ, А РАССЕЧЕНИЕ СОЗНАНИЯ, АНАЛИЗ ЧАСТИ ПСИХИЧЕСКОГО МЕХАНИЗМА, А ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ОПЫТ ЗАКЛЮЧАЕТСЯ В САМОНАБЛЮДЕНИИ ПРИ СТАНДАРТНЫХ УСЛОВИЯХ. КАЖДЫЙ ОПЫТ, ПО ЕГО МНЕНИЮ, ЯВЛЯЕТСЯ УРОКОМ САМОНАБЛЮДЕНИЯ. РАЗВИЛ МОЩНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ В ПСИХОЛОГИИ, ИМЕНУЕМОЕ « СТРУКТУРАЛИЗМОМ » ИЛИ « СТРУКТУРНОЙ ПСИХОЛОГИЕЙ ».


ГЕРМАН ЭББИНГАУЗ () НЕМЕЦКИЙ ПСИХОЛОГ. ВЫСТУПАЛ ОППОНЕНТОМ В. ДИЛЬТЕЯ. ОСУЩЕСТВИЛ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ ПАМЯТИ НА ОСНОВЕ ЗАПОМИНАНИЯ СЛОГОВ (1885). РАЗРАБОТАЛ НЕСКОЛЬКО МЕТОДИК ДЛЯ ИССЛЕДОВАНИЯ ПРОЦЕССОВ ПАМЯТИ. ОТКРЫЛ РЯД ФЕНОМЕНОВ ПСИХОЛОГИИ ПАМЯТИ, В ЧАСТНОСТИ, " ФАКТОР КРАЯ ", ТО ЕСТЬ БОЛЕЕ ЭФФЕКТИВНОЕ ЗАПОМИНАНИЕ ПЕРВЫХ И ПОСЛЕДНИХ СЛОГОВ РЯДА. ПОСТРОИЛ КРИВЫЕ ЗАУЧИВАНИЯ И ЗАБЫВАНИЯ -, КОТОРЫЕ ПОКАЗЫВАЮТ, ЧТО ЭТИ ПРОЦЕССЫ НОСЯТ НЕЛИНЕЙНЫЙ ХАРАКТЕР. ТАКЖЕ ОБНАРУЖИЛ, ЧТО ОСМЫСЛЕННЫЙ МАТЕРИАЛ ЗАПОМИНАЕТСЯ ЛУЧШЕ, ЧЕМ БЕССМЫСЛЕННЫЙ.


ДЖЕЙМС МАККИН КЕТТЕЛ (1860– 1944) РОДИЛСЯ 25 МАЯ 1860 ГОДА В США. В 1880 ГОДУ ОКОНЧИЛ КОЛЛЕДЖ ЛАФАЙЕТТА, В 1886 ГОДУ ПОЛУЧИЛ СТЕПЕНЬ ДОКТОРА ФИЛОСОФИИ В ЛЕЙПЦИГСКОМ УНИВЕРСИТЕТЕ. УЧИЛСЯ ТАКЖЕ В УНИВЕРСИТЕТАХ ПАРИЖА, ЖЕНЕВЫ. РАБОТАЛ АССИСТЕНТОМ ВИЛЬГЕЛЬМА ВУНДТА В ЛЕЙПЦИГЕ. ЧИТАЛ ЛЕКЦИИ В КЕМБРИДЖСКОМ УНИВЕРСИТЕТЕ, В ПЕНСИЛЬВАНСКОМ УНИВЕРСИТЕТЕ, ГДЕ ВОЗГЛАВИЛ КАФЕДРУ ПСИХОЛОГИИ. В 1891 ГОДУ КЕТТЕЛЛ ПРИНЯЛ ПРИГЛАШЕНИЕ КОЛУМБИЙСКОГО УНИВЕРСИТЕТА И ЗАНЯЛ ДОЛЖНОСТЬ ПРОФЕССОРА ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ, СТАЛ ДЕКАНОМ ФАКУЛЬТЕТА АНТРОПОЛОГИИ, ПРОФЕССОРОМ ФИЛОСОФИИ И ПРОФЕССОРОМ ПСИХОЛОГИИ. КЕТТЕЛЛ ЗАНИМАЛСЯ ИССЛЕДОВАНИЕМ ПРОБЛЕМ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО ПОВЕДЕНИЯ, ОБРАЗОВАНИЯ, ОРГАНИЗАЦИИ НАУКИ; РАЗРАБАТЫВАЛ МЕТОДЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ИЗМЕРЕНИЙ.


АЛЬФРЕ́Д БИНЕ́ () ФРАНЦУЗСКИЙ ПСИХОЛОГ, ДОКТОР МЕДИЦИНЫ И ПРАВА ПАРИЖСКОГО УНИВЕРСИТЕТА, ОСНОВАТЕЛЬ ПЕРВОЙ ВО ФРАНЦИИ ЛАБОРАТОРИИ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ. СТРЕМИЛСЯ УТВЕРДИТЬ ОБЪЕКТИВНЫЙ МЕТОД ИССЛЕДОВАНИЯ В ПСИХОЛОГИИ. ИЗВЕСТЕН, ПРЕЖДЕ ВСЕГО, КАК СОСТАВИТЕЛЬ (СОВМЕСТНО С Т. СИМОНОМ В 1905 ГОДУ) ПЕРВОГО ПРАКТИЧЕСКОГО ТЕСТА ИНТЕЛЛЕКТА, НАЗЫВАВШЕГОСЯ « ШКАЛА УМСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ БИНЕ СИМОНА » (АНАЛОГА СОВРЕМЕННОГО IQ- ТЕСТА). ПОЗДНЕЕ В 1916 ШКАЛА БИНЕ СИМОНА БЫЛА ПЕРЕРАБОТАНА Л. ТЕРМЕНОМ В « ШКАЛУ ИНТЕЛЛЕКТА СТЭНФОРД БИНЕ »


ГЕНРИХ РОРШАХ (1884–1922) ШВЕДСКИЙ ПСИХИАТР. ИЗОБРЕЛ НАЗВАННЫЙ ЕГО ИМЕНЕМ ТЕСТ, СТАВШИЙ ОДНИМ ИЗ ГЛАВНЫХ СРЕДСТВ ПСИХОДИАГНОСТИЧЕСКОГО ИЗУЧЕНИЯ ЛИЧНОСТИ, ЕЕ СТРУКТУРЫ И НЕОСОЗНАВАЕМОЙ МОТИВАЦИИ. Т ЕСТ ЗАКЛЮЧАЕТСЯ В ИНТЕРПРЕТАЦИИ ИСПЫТУЕМЫМ НАБОРА ЧЕРНИЛЬНЫХ ПЯТЕН РАЗЛИЧНОЙ КОНФИГУРАЦИИ И ЦВЕТА, ИМЕЮЩИХ ОПРЕДЕЛЕННЫЙ СМЫСЛ ДЛЯ ДИАГНОСТИКИ СКРЫТЫХ УСТАНОВОК, ПОБУЖДЕНИЙ, СВОЙСТВ ХАРАКТЕРА. РАБОТА Р. ДАЛА ИМПУЛЬС РАЗРАБОТКЕ ОДНОГО ИЗ ГЛАВНЫХ НАПРАВЛЕНИЙ В СОВРЕМЕННОЙ ПСИХОДИАГНОСТИКЕ, ПОСКОЛЬКУ ПОЗВОЛИЛА ПОДОЙТИ К РАССМОТРЕНИЮ ЛИЧНОСТИ КАК ЦЕЛОСТНОСТИ, А НЕ СОВОКУПНОСТИ ОТДЕЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ


ДИФФЕРЕНЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ, ОТРАСЛЬ ПСИХОЛОГИИ, ИЗУЧАЮЩАЯ ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ РАЗЛИЧИЯ МЕЖДУ ЛЮДЬМИ. ПРЕДПОСЫЛКОЙ ВОЗНИКНОВЕНИЯ " ДИФФЕРЕНЦИАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ " НА РУБЕЖЕ 19 И 20 ВЕКОВ ЯВИЛОСЬ ВВЕДЕНИЕ В ПСИХОЛОГИЮ ЭКСПЕРИМЕНТА, А ТАКЖЕ ГЕНЕТИЧЕСКИХ И МАТЕМАТИЧЕСКИХ МЕТОДОВ. ПИОНЕРОМ РАЗРАБОТКИ ДИФФЕРЕНЦИАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ БЫЛ Ф. ГАЛЬТОН (ВЕЛИКОБРИТАНИЯ), КОТОРЫЙ ИЗОБРЁЛ РЯД ПРИЁМОВ И ПРИБОРОВ ДЛЯ ИЗУЧЕНИЯ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ РАЗЛИЧИЙ. В. ШТЕРН (ГЕРМАНИЯ) ВВЁЛ САМЫЙ ТЕРМИН " ДИФФЕРЕНЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ " (1900). ПЕРВЫМИ КРУПНЫМИ ПРЕДСТАВИТЕЛЯМИ ДИФФЕРЕНЦИАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ БЫЛИ А. БИНЕ (ФРАНЦИЯ), ДЖ. КЕТТЕЛ (США) И ДРУГИЕ


ФРЕНСИС ГАЛЬТОН () АНГЛИЙСКИЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬ, ГЕОГРАФ, АНТРОПОЛОГ И ПСИХОЛОГ; ОСНОВАТЕЛЬ ДИФФЕРЕНЦИАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ И ПСИХОМЕТРИКИ. ГАЛЬТОН. ВВЕЛ В ПСИХОЛОГИЮ И АНТРОПОЛОГИЮ ПОНЯТИЕ НАСЛЕДСТВЕННОСТИ ГАЛЬТОН ВВЕЛ В ПСИХОЛОГИЮ И АНТРОПОЛОГИЮ ПОНЯТИЕ НАСЛЕДСТВЕННОСТИ


УИЛЬЯМ ЛЬЮИС ШТЕРН () НЕМЕЦКИЙ ПСИХОЛОГ И ФИЛОСОФ, СЧИТАЕТСЯ ОДНИМ ИЗ ПИОНЕРОВ ДИФФЕРЕНЦИАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ И ПСИХОЛОГИИ ЛИЧНОСТИ. К РОМЕ ТОГО, ОКАЗАЛ БОЛЬШОЕ ВЛИЯНИЕ НА ЗАРОЖДАЮЩУЮСЯ ДЕТСКУЮ ПСИХОЛОГИЮ. СОЗДАТЕЛЬ КОНЦЕПЦИИ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО КОЭФФИЦИЕНТА, КОТОРАЯ ПОЗДНЕЕ ЛЕГЛА В ОСНОВУ ИЗВЕСТНОГО ТЕСТА IQ АЛЬФРЕДА БИНЕ. ОТЕЦ НЕМЕЦКОГО ПИСАТЕЛЯ И ФИЛОСОФА ГЮНТЕРА АНДЕРСА. В 1897 ШТЕРН ИЗОБРЁЛ ВАРИАТОР ТОНА, ЧТО ПОЗВОЛИЛО ЕМУ СУЩЕСТВЕННО РАСШИРИТЬ ВОЗМОЖНОСТИ ИЗУЧЕНИЯ ЗВУКОВОГО ВОСПРИЯТИЯ ЧЕЛОВЕКА.


ЗИГМУНД ФРЕЙД () АВСТРИЙСКИЙ ПСИХОЛОГ, ПСИХИАТР И НЕВРОЛОГ, ОСНОВАТЕЛЬ ПСИХОАНАЛИТИЧЕСКОЙ ШКОЛЫ ТЕРАПЕВТИЧЕСКОГО НАПРАВЛЕНИЯ В ПСИХОЛОГИИ, ПОСТУЛИРУЮЩЕГО ТЕОРИЮ, СОГЛАСНО КОТОРОЙ НЕВРОТИЧЕСКИЕ РАССТРОЙСТВА ЧЕЛОВЕКА ВЫЗВАНЫ МНОГОКОМПЛЕКСНЫМ ВЗАИМООТНОШЕНИЕМ БЕССОЗНАТЕЛЬНЫХ И СОЗНАТЕЛЬНЫХ ПРОЦЕССОВ


КАРЛ ГУСТАВ ЮНГ () швейцарский психиатр, основоположник одного из направлений глубинной психологии, аналитической психологии. В 1912 году Юнг опубликовал «Психологию бессознательного», в которой опроверг многие из идей Фрейда; два года спустя он ушел в отставку с поста президента Международного психоаналитического общества. В 1921 г. увидела свет работа "Психологические типы", в которой Юнг разделил всех людей на интровертов и экстравертов, а также впервые обосновал свою теорию архетипов


ИВАН МИХАЙЛОВИЧ СЕЧЕНОВ () РУС. ЕСТЕСТВОИСПЫТАТЕЛЬ, ИССЛЕДОВАТЕЛЬ ПРОБЛЕМ ПСИХОЛОГИИ И ТЕОРИИ ПОЗНАНИЯ, ОСНОВОПОЛОЖНИК ФИЗИОЛОГИЧЕСКОЙ ШКОЛЫ И ЕСТЕСТВЕННО - НАУЧНОГО НАПРАВЛЕНИЯ В ПСИХОЛОГИИ В РОССИИ. В РАБОТЕ « РЕФЛЕКСЫ ГОЛОВНОГО МОЗГА » (1863) РАЗРАБОТАЛ УЧЕНИЕ О МОЗГОВЫХ МЕХАНИЗМАХ СОЗНАНИЯ И ВОЛИ; ВЫДВИНУЛ, ОПИРАЯСЬ НА ОТКРЫТИЕ « ЦЕНТРАЛЬНОГО ТОРМОЖЕНИЯ » – ТОРМОЗНОГО ВЛИЯНИЯ НЕРВНЫХ ЦЕНТРОВ НА ПОВЕДЕНИЕ, – ПОЛОЖЕНИЕ О ТОМ, ЧТО ВСЕ АКТЫ СОЗНАТЕЛЬНОЙ И БЕССОЗНАТЕЛЬНОЙ ПСИХИЧЕСКОЙ ЖИЗНИ ПО СПОСОБУ ПРОИСХОЖДЕНИЯ ЯВЛЯЮТСЯ РЕФЛЕКСАМИ; УТВЕРЖДАЛ ПРИНЦИП САМОРЕГУЛЯЦИИ И СИСТЕМНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ НЕРВНО - ПСИХИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. ВПЕРВЫЕ ОБОЗНАЧИЛ ПОНЯТИЕ ОБ ОБРАТНОЙ СВЯЗИ КАК НЕОБХОДИМОМ РЕГУЛЯТОРЕ ПОВЕДЕНИЯ. УЧЕНИЕ СЕЧЕНОВА ПРОДВИНУЛО ВПЕРЕД РАЗВИТИЕ ФИЗИОЛОГИИ И ПСИХОЛОГИИ В РОССИИ; ВОСПРИНЯТОЕ И. П. ПАВЛОВЫМ, В. М. БЕХТЕРЕВЫМ, Л. С. ВЫГОТСКИМ И ИХ УЧЕНИКАМИ, ОНО СТАЛО ОСНОВОЙ СИСТЕМНОГО ИЗУЧЕНИЯ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНИЗМА И ЕГО ФУНКЦИЙ.


ИВАН ПЕТРОВИЧ ПАВЛОВ () АКАДЕМИК, ПРОФЕССОР ФИЗИОЛОГИИ, ЗНАМЕНИТЫЙ РУССКИЙ УЧЕНЫЙ, ТВОРЕЦ УЧЕНИЯ ОБ " УСЛОВНЫХ РЕФЛЕКСАХ ". ГЛАВНЫЙ ЕГО ТРУД - " ДВАДЦАТИЛЕТНИЙ ОПЫТ ОБЪЕКТИВНОГО ИЗУЧЕНИЯ ВЫСШЕЙ НЕРВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (ПОВЕДЕНИЯ) ЖИВОТНЫХ " (СБОРНИК СТАТЕЙ, РЕЧЕЙ, ДОКЛАДОВ) - ВЫШЕЛ В СВЕТ В 1923 Г. И. П. ПАВЛОВ И ЕГО УЧЕНИКИ ВПЕРВЫЕ ДАЛИ ТОЧНОЕ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ПОДТВЕРЖДЕНИЕ ТЕОРЕТИЧЕСКИМ ВЗГЛЯДАМ СЕЧЕНОВА, ОТЦА РУССКОЙ ФИЗИОЛОГИИ. В 1863 Г. СЕЧЕНОВ ВЫПУСТИЛ КНИГУ " РЕФЛЕКСЫ ГОЛОВНОГО МОЗГА ", В КОТОРОЙ, ДАЛЕКО ОПЕРЕДИВ ВЗГЛЯДЫ СВОЕГО ВРЕМЕНИ, РАССМАТРИВАЛ ПСИХОЛОГИЮ КАК ЧАСТЬ ФИЗИОЛОГИИ, СВОДЯ НАУКУ О ПСИХИЧЕСКИХ ПРОЦЕССАХ К ИЗУЧЕНИЮ МОТОРНОЙ (МЫШЕЧНОЙ) ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. ИСХОДЯ ИЗ ИДЕИ СЕЧЕНОВА О РЕФЛЕКТОРНОМ МЕХАНИЗМЕ, КАК ОБ ОБЩЕЙ ОСНОВЕ ПСИХИЧЕСКОЙ ЖИЗНИ, ПАВЛОВ ПРЕДПРИНЯЛ АНАЛИЗ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РАБОЧИХ ПРИБОРОВ ТЕЛА (МЫШЦ И ЖЕЛЕЗ), РАССМАТРИВАЯ ЕЕ КАК СОВОКУПНОСТЬ РЕАКЦИЙ НА ВНЕШНИЕ РАЗДРАЖЕНИЯ, СОВЕРШАЕМЫХ ОРГАНИЗМОМ В ЦЕЛЯХ ПРИСПОСОБЛЕНИЯ К ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЕ.


БЕХТЕРЕВ ВЛАДИМИР МИХАЙЛОВИЧ () РУССКИЙ ФИЗИОЛОГ, НЕВРОПАТОЛОГ, ПСИХИАТР, ПСИХОЛОГ. ОСНОВАЛ ПЕРВУЮ В РОССИИ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНО - ПСИХОЛОГИЧЕСКУЮ ЛАБОРАТОРИЮ (1885), А ЗАТЕМ ПСИХОНЕВРОЛОГИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ (1908) - ПЕРВЫЙ В МИРЕ ЦЕНТР ПО КОМПЛЕКСНОМУ ИЗУЧЕНИЮ ЧЕЛОВЕКА. ОПИРАЯСЬ НА ВЫДВИНУТУЮ И. М. СЕЧЕНОВЫМ РЕФЛЕКТОРНУЮ КОНЦЕПЦИЮ ПСИХИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, РАЗРАБОТАЛ ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНУЮ ТЕОРИЮ ПОВЕДЕНИЯ. ВОЗНИКШАЯ В ОППОЗИЦИИ К ТРАДИЦИОННОЙ ИНТРОСПЕКТИВНОЙ ПСИХОЛОГИИ СОЗНАНИЯ, ТЕОРИЯ Б. ПЕРВОНАЧАЛЬНО ПОЛУЧИЛА НАЗВАНИЕ ОБЪЕКТИВНОЙ ПСИХОЛОГИИ (1904), ЗАТЕМ ПСИХОРЕФЛЕКСОЛОГИИ (1910) И, НАКОНЕЦ, РЕФЛЕКСОЛОГИИ (1917). Б. ВНЕС КРУПНЫЙ ВКЛАД В РАЗВИТИЕ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ (" ОБЩИЕ ОСНОВЫ РЕФЛЕКСОЛОГИИ ЧЕЛОВЕКА ", 1917).


АЛЕКСАНДР ФЕДОРОВИЧ ЛАЗУРСКИЙ () ОСНОВОПОЛОЖНИК ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ДИФФЕРЕНЦИАЛЬН ОЙ ПСИХОЛОГИИ, АВТОР ФУНДАМЕНТАЛЬНЫХ ТРУДОВ ПО ХАРАКТЕРОЛОГИИ И КЛАССИФИКАЦИИ ЛИЧНОСТЕЙ, СОЗДАТЕЛЬ И РУКОВОДИТЕЛЬ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ЛАБОРАТОРИИ ПРИ ПСИХОНЕВРОЛОГИЧЕСКОМ ИНСТИТУТЕ, АВТОР И РАЗРАБОТЧИК МЕТОДА ЕСТЕСТВЕННОГО ЭКСПЕРИМЕНТА В ПСИХОЛОГИИ. ЛАЗУРСКИЙ ВЫДВИНУЛ КОНЦЕПЦИЮ МНОГОУРОВНЕВОЙ ОРГАНИЗАЦИИ ПСИХИКИ ЧЕЛОВЕКА (" ОЧЕРК НАУКИ О ХАРАКТЕРАХ ", 1909).


ГРИГОРИЙ ИВАНОВИЧ РОССОЛИМО () В 1908 ГОДУ Г. И. РОССОЛИМО ПУБЛИКУЕТ ШКАЛУ ДЛЯ ИЗМЕРЕНИЯ УРОВНЯ РАЗВИТИЯ ОБЩИХ СПОСОБНОСТЕЙ, ВОШЕДШУЮ В ИСТОРИЮ ПСИХОЛОГИИ И ПСИХОДИАГНОСТИКИ ПОД НАЗВАНИЕМ « ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОФИЛИ ». КОНСТРУИРУЯ ТЕСТ, ОН ШЁЛ НЕ ЭМПИРИЧЕСКИМ ПУТЁМ, А РАЗРАБОТАЛ СИСТЕМУ ТЕОРЕТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О СТРУКТУРЕ ЛИЧНОСТИ И ИНТЕЛЛЕКТА. ОСНОВНОЙ ЦЕЛЬЮ СВОЕГО ТЕСТА АВТОР СЧИТАЛ ВЫРАБОТКУ КРИТЕРИЕВ ОТЛИЧИЯ НОРМАЛЬНЫХ ДЕТЕЙ ОТ ИМЕЮЩИХ РАЗНЫЕ СТЕПЕНИ УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТИ.


В СОВЕТСКИЙ ПЕРИОД В ПЕДОЛОГИИ И ПСИХОТЕХНИКЕ Х ГОДАХ ПРАКТИКА ТЕСТИРОВАНИЯ НАБИРАЕТ ОБОРОТЫ. ТЕСТЫ ПОЛУЧАЮТ ШИРОЧАЙШЕЕ ПРИМЕНЕНИЕ, ПРЕЖДЕ ВСЕГО В УЧЕБНО - ВОСПИТАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ. ПЛОДОТВОРНО РАБОТАЮТ В ОБЛАСТИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ТЕСТИРОВАНИЯ М. Я. БАСОВ, М. С. БЕРНШТЕЙН, П. П. БЛОНСКИЙ, А. П. БОЛТУНОВ, С. М. ВАСИЛЕВСКИЙ, С. Г. ГЕЛЛЕРШТЕЙН, В. М. КОГАН, Н. Д. ЛЕВИТОВ, А. А. ЛЮБЛИНСКАЯ, Г. И. РОССОЛИМО, И. Н. ШПИЛЬРЕЙН, А. М. ШУБЕРТ И ДРУГИЕ


ЛЕВ СЕМЁНОВИЧ ВЫГОТСКИЙ () Л. С. ВЫГОТСКИЙ ВЫДАЮЩИЙСЯ ОТЕЧЕСТВЕННЫЙ ПСИХОЛОГ, ОСТАВИЛ ЯРКИЙ СЛЕД В НАУКЕ И ПРАКТИКЕ, ЗАЛОЖИЛ ОСНОВЫ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ КОТОРЫМИ СУБЪЕКТ ВОЗДЕЙСТВУЕТ НА ДРУГОГО, ФОРМИРУЕТ СОБСТВЕННЫЙ ВНУТРЕННИЙ МИР, ПСИХОДИАГНОСТИКИ. ОН РАЗРАБОТАЛ УЧЕНИЕ О РАЗВИТИИ ПСИХИЧЕСКИХ ФУНКЦИЙ В ПРОЦЕССЕ ОПОСРЕДОВАННОГО ОБЩЕНИЕМ ОСВОЕНИЯ ИНДИВИДОМ ЦЕННОСТЕЙ КУЛЬТУРЫ. КУЛЬТУРНЫЕ ЗНАНИЯ, ПРЕЖДЕ ВСЕГО ЗНАКИ ЯЗЫКА, СЛУЖАТ СВОЕГО РОДА ОРУДИЯМИ, ОПЕРИРУЯ ОСНОВНЫМИ ЕДИНИЦАМИ КОТОРОГО ЯВЛЯЮТСЯ ЗНАЧЕНИЯ И СМЫСЛЫ


АЛЕКСАНДР РОМАНОВИЧ ЛУРИЯ () СЛЕДУЯ ИДЕЯМ Л. С. ВЫГОТСКОГО, ЛУРИЯ РАЗРАБАТЫВАЛ КУЛЬТУРНО - ИСТОРИЧЕСКУЮ КОНЦЕПЦИЮ РАЗВИТИЯ ПСИХИКИ, УЧАСТВОВАЛ В СОЗДАНИИ ТЕОРИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. НА ЭТОЙ ОСНОВЕ РАЗВИВАЛ ИДЕЮ СИСТЕМНОГО СТРОЕНИЯ ВЫСШИХ ПСИХИЧЕСКИХ ФУНКЦИЙ, ИХ ИЗМЕНЧИВОСТИ, ПЛАСТИЧНОСТИ, ПОДЧЕРКИВАЯ ПРИЖИЗНЕННЫЙ ХАРАКТЕР ИХ ФОРМИРОВАНИЯ, ИХ РЕАЛИЗАЦИИ В РАЗЛИЧНЫХ ВИДАХ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. ИССЛЕДОВАЛ ВЗАИМООТНОШЕНИЯ НАСЛЕДСТВЕННО СТИ И ВОСПИТАНИЯ В ПСИХИЧЕСКОМ РАЗВИТИИ.


2. НАУЧНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ НАУКА – СФЕРА ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, РЕЗУЛЬТАТОМ КОТОРОЙ ЯВЛЯЕТСЯ НОВОЕ ЗНАНИЕ О ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТИ, ОТВЕЧАЮЩЕЕ КРИТЕРИЮ ИСТИННОСТИ И ХАРАКТЕРИЗУЮЩАЯСЯ МЕТОДОМ. КРИТЕРИИ ИСТИННОСТИ (НАУЧНОСТИ) ЗНАНИЯ: - ЛЮБАЯ ТЕОРИЯ ЕСТЬ ВРЕМЕННОЕ СООРУЖЕНИЕ И МОЖЕТ БЫТЬ РАЗРУШЕНА. - НАУЧНЫМ ПРИЗНАЕТСЯ ЗНАНИЕ, КОТОРОЕ МОЖЕТ БЫТЬ ОПРОВЕРГНУТО В ПРОЦЕССЕ ЭМПИРИЧЕСКОЙ ПРОВЕРКИ. - ЗНАНИЕ, ДЛЯ ОПРОВЕРЖЕНИЯ КОТОРОГО НЕТ СООТВЕТСТВУЮЩЕЙ ПРОЦЕДУРЫ, НЕ МОЖЕТ БЫТЬ НАУЧНЫМ.


ТЕОРИЯ - ЭТО ПРЕДПОЛОЖЕНИЕ И МОЖЕТ БЫТЬ ОПРОВЕРГНУТА ЭКСПЕРИМЕНТОМ ЭКСПЕРИМЕНТ – МЕТОД ОПРОВЕРЖЕНИЯ ПРАВДОПОДОБНЫХ ГИПОТЕЗ. МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ: 1. ПРИНЦИП ФАЛЬСИФИЦИРУЕМОСТИ - - ПОТЕНЦИАЛЬНАЯ ОПРОВЕРЖИМОСТЬ ТЕОРИИ; - АБСОЛЮТНОЕ ОПРОВЕРЖЕНИЕ ТЕОРИИ ВСЕГДА ОКОНЧАТЕЛЬНО. 2. ПРИНЦИП ВЕРИФИЦИРУЕМОСТИ – ЛЮБАЯ ГИПОТЕЗА МОЖЕТ БЫТЬ ОПРОВЕРГНУТА ВПОСЛЕДСТВИИ (ОТНОСИТЕЛЬНА)


ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЙ МЕТОД ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЙ МЕТОД В ПСИХОЛОГИИ ПРЕДСТАВЛЯЕТ СОБОЙ ФИКСИРОВАННУЮ СИСТЕМУ СРЕДСТВ, ПРИЕМОВ И ПРОЦЕДУР, ПОЗВОЛЯЮЩИХ ПОЛУЧАТЬ ДОСТОВЕРНОЕ И НАДЕЖНОЕ ЗНАНИЕ О ПСИХИЧЕСКИХ ЯВЛЕНИЯХ. ОН ОСНОВЫВАЕТСЯ НА ТОМ ФАКТЕ, ЧТО ЧЕЛОВЕК РЕАЛИЗУЕТ СВОЙ ВНУТРЕННИЙ ПОТЕНЦИАЛ В ФОРМЕ АКТИВНОСТИ (ПОВЕДЕНИЯ, ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, ОБЩЕНИЯ, ИГРЫ И ДР.), КОТОРАЯ ОСУЩЕСТВЛЯЕТСЯ В КОНКРЕТНОЙ СИТУАЦИИ. АНАЛИЗИРУЯ АКТИВНОСТЬ, СООТНОСЯ ЕЕ, С ОДНОЙ СТОРОНЫ, С ЧЕЛОВЕКОМ КАК СУБЪЕКТОМ, С ДРУГОЙ – С СИТУАЦИЕЙ, ИССЛЕДОВАТЕЛЬ ПОЛУЧАЕТ ВОЗМОЖНОСТЬ РЕКОНСТРУИРОВАТЬ СТРУКТУРЫ И ПРОЦЕССЫ ВНУТРЕННЕГО МИРА, БЕЗ КОТОРЫХ НАБЛЮДАЕМАЯ АКТИВНОСТЬ БЫЛА БЫ НЕВОЗМОЖНА.


СОСТОЯНИЯ (ФАЗЫ) НАУКИ (ПО Т. КУНУ): 1. РЕВОЛЮЦИОННАЯ ФАЗА (ЛОМКА ПАРАДИГМЫ). 2. « НОРМАЛЬНАЯ НАУКА » - ПРАВИЛА И СТАНДАРТЫ НАУЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, ПРИНЯТЫЕ НАУЧНЫМ СООБЩЕСТВОМ, ДО ОЧЕРЕДНОЙ РЕВОЛЮЦИИ, ЛОМАЮЩЕЙ СТАРУЮ ПАРАДИГМУ. ЭТАПЫ НОРМАТИВНОГО ПРОЦЕССА НАУЧНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ: ВЫДВИЖЕНИЕ ГИПОТЕЗЫ (ГИПОТЕЗ). ПЛАНИРОВАНИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ. ПРОВЕДЕНИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ. ИНТЕРПРЕТАЦИЯ ДАННЫХ. ОПРОВЕРЖЕНИЕ ИЛИ НЕОПРОВЕРЖЕНИЕ ГИПОТЕЗ. (ФОРМУЛИРОВКА НОВОЙ ГИПОТЕЗЫ).


ВИДЫ НАУЧНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ 1. ФУНДАМЕНТАЛЬНЫЕ (БЕЗ УЧЕТА ПРАКТИЧЕСКОГО ЭФФЕКТА). 2. ПРИКЛАДНЫЕ (ДЛЯ РЕШЕНИЯ КОНКРЕТНОЙ ЗАДАЧИ). 3. МОНОДИСЦИПЛИНАРНЫЕ И КОМПЛЕКСНЫЕ. 4. ОДНОФАКТОРНЫЕ (АНАЛИТИЧЕСКИЕ) – ВЫЯВЛЕНИЕ НАИБОЛЕЕ СУЩЕСТВЕННОГО АСПЕКТА. 5. ПОИСКОВЫЕ (ВОПРОСЫ, РАНЕЕ НЕ РЕШАЕМЫЕ). 6. КРИТИЧЕСКИЕ (ОПРОВЕРЖЕНИЕ СУЩЕСТВУЮЩЕЙ ТЕОРИИ, ВЫБОР ИЗ АЛЬТЕРНАТИВНЫХ ГИПОТЕЗ). 7. ВОСПРОИЗВОДЯЩИЕ.


ВИДЫ НАУЧНЫХ ТЕОРИЙ 1. АКСИОМАТИЧЕСКИЕ (НА ОСНОВЕ АКСИОМ, НЕДОКАЗАННЫХ В РАМКАХ ТЕОРИИ) И ГИПОТЕТИКО - ДЕДУКТИВНЫЕ (НА ОСНОВЕ ПРЕДПОЛОЖЕНИЙ - ГИПОТЕЗ). 2. КАЧЕСТВЕННЫЕ ТЕОРИИ (БЕЗ ПРИВЛЕЧЕНИЯ МАТЕМАТИЧЕСКОГО АППАРАТА). 3. ФОРМАЛИЗОВАННЫЕ ТЕОРИИ (С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ МАТЕМАТИЧЕСКОГО АППАРАТА).


ГИПОТЕЗА – НАУЧНОЕ ПРЕДПОЛОЖЕНИЕ, КОТОРОЕ ПОКА НЕ ПОДТВЕРЖДЕНО И НЕ ОПРОВЕРГНУТО. - МОЖЕТ ОТВЕРГАТЬСЯ, НО НИКОГДА НЕ МОЖЕТ БЫТЬ ОКОНЧАТЕЛЬНО ПРИНЯТОЙ; - ОТКРЫТА ДЛЯ ДАЛЬНЕЙШЕЙ ПРОВЕРКИ. I. ВИДЫ ГИПОТЕЗ (ПО ПРОИСХОЖДЕНИЮ): 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ (ТЕОРЕТИЧЕСКИ ОБОСНОВАННЫЕ; ДЛЯ ПРОВЕРКИ СЛЕДСТВИЙ ТЕОРИИ). 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЕ (ДЛЯ ПОДТВЕРЖДЕНИЯ / ОПРОВЕРЖЕНИЯ ТЕОРИЙ). 3. ЭМПИРИЧЕСКИЕ (БЕЗОТНОСИТЕЛЬНО К ТЕОРИИ; ДЛЯ ДАННОГО КОНКРЕТНОГО СЛУЧАЯ).


II. ВИДЫ ГИПОТЕЗ (ПО СОДЕРЖАНИЮ) 1. О НАЛИЧИИ ЯВЛЕНИЯ (СУЩЕСТВУЕТ ЛИ?). 2. О НАЛИЧИИ СВЯЗИ МЕЖДУ ЯВЛЕНИЯМИ (КОРРЕЛЯЦИОННОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ). 3. О НАЛИЧИИ ПРИЧИННОЙ СВЯЗИ МЕЖДУ ЯВЛЕНИЯМИ - ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЕ ГИПОТЕЗЫ: - ОСНОВНЫЕ (1-2) И АЛЬТЕРНАТИВНЫЕ. - ГИПОТЕЗА О РАЗЛИЧИИ (Н 1). - ГИПОТЕЗА О СХОДСТВЕ (Н 0).


ПОНЯТИЕ ИДЕАЛЬНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБЪЕКТИВНЫ, ИНВАРИАНТНЫ ОТНОСИТЕЛЬНО ВРЕМЕНИ, ПРОСТРАНСТВА, ТИПА ОБЪЕКТОВ ИССЛЕДОВАНИЯ. ИДЕАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ИНТЕРСУБЪЕКТИВНО. ИДЕАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ НЕ МОЖЕТ И НЕ ДОЛЖНО ПОЛНОСТЬЮ СООТВЕТСТВОВАТЬ РЕАЛЬНОМУ. НАУЧНЫЙ МЕТОД ДОЛЖЕН ДАВАТЬ РЕЗУЛЬТАТ, МАКСИМАЛЬНО ПРИБЛИЖЕННЫЙ К ИДЕАЛЬНОМУ. ПОНЯТИЕ И ВИДЫ ВАЛИДНОСТИ.

Экспериментальная психология

Курс лекций

Введение в экспериментальную психологию

Методы и результаты многомерных исследований индивидуально - психологических особенностей личности

Методы сбора данных

Методы многомерного анализа данных

Психологическое тестирование

Общие вопросы надежности тестов.

Подходы к исследованию валидности тестов.

Методика решения психодиагностических задач

Статистика и обработка теста

Основной эксперимент

Корреляционный анализ

Заключение

Литература

Введение в экспериментальную психологию

В практической жизни теории личности не играют существенной роли. Психика человека чрезвычайно сложное явление и представляет значительные сложности для изучения.

Систематизация психологических знаний о личности может быть условно разделена на клинико-психологическую и экспериментальную . Первая возникла из вербальных теорий и наблюдений как стремление лечить и корректировать отклоняющиеся формы поведения. В этой области психологии известно множество выдающихся психологов (Адлер, Бехтерев, Фрейд и многие другие). Будучи научными по своим целям, эти теории достигли популярности, не имея строгого экспериментального обоснования. Измерение здесь заменено наблюдением, сбор данных - отбором показательных случаев, статистическая обработка - содержательной интерпретацией. Однако такая бедность экспериментальной процедуры позволяет манипулировать большим числом объясняющих переменных. Важно, что сторонники клинического метода стараются свести в единую систему все переменные, необходимые для формирования понятий о личности, без которых невозможно прийти к установлению реальных закономерностей.

Экспериментальная психология возникла как реакция на вербальный характер клинико-психологического метода исследования. Количественное экспериментальное исследование делится на двумерное и многомерное. Оба подхода позволяют изучать взаимосвязи между переменными, но разными способами.

Двумерный эксперимент является переносом метода исследования, принятого в физических науках. Он предполагает выделение зависимой и независимой переменных с помощью экспериментального контроля. В многомерном эксперименте одновременно статистически учитываются все измеряемые факторы, взятые во всей их жизненной полноте.

Сторонники двумерного экспериментального метода считают, что выделение двух переменных необходимо для изучения психического феномена в чистом виде. По их мнению, при таком подходе устраняются второстепенные факторы. Но психический процесс никогда не протекает изолированно. Поведение сложно и определяется множеством внутренних и внешних факторов. По этой причине пытаются сформировать две группы лиц, идентичных во всех отношениях, кроме одного, и поставить их в одинаковые условия невозможно даже в лабораторном эксперименте.

Многомерный эксперимент требует измерения множества сопутствующих признаков, независимость которых заранее неизвестна. Анализ связей между изучаемыми признаками позволяет выявить небольшое число скрытых структурных факторов, от которых зависят наблюдаемые вариации измеряемых переменных. Такой подход опирается на предположение, что исходные признаки - это только поверхностные индикаторы, косвенно отражающие скрытые от прямого наблюдения черты личности, знание которых позволит просто и понятно описать индивидуальное поведение. Таким образом, многомерный подход применяется в тех областях, где человеческое поведение рассматривается в естественных условиях. Того, чего невозможно добиться прямой манипуляцией зависимых и независимых переменных, можно добиться с помощью более сложного статистического анализа всего множества существенных переменных. Главным достоинством многомерного подхода является его эффективность в исследовании реальных ситуаций без риска их искажений побочными влияниями, возникающими при создании искусственных экспериментальных условий.

Введение в экспериментальную психологию.

Как начинать психологические исследования.

Литература - - гл. 2: 54-65, гл. 10, - гл. 1,6, - гл.4

Эксперимент

В любом эксперименте имеется объект исследования (поведение, явление, свойство и т.д.), кроме того, в эксперименте обычно

· что-либо изменяется

· потенциальные источники влияния постоянны

· какое-либо поведение измеряется

Под переменной в психологии понимают любую интересующую нас величину, свойство или параметр. Это может быть как количественно измеряемая величина (такая как рост, вес, время реакции, пороги ощущений и т.д.) так и величины, допускающие только качественное описание (например, пол, раса, настроение, характер и т.д.)


независимая исследования зависимая

Переменная переменная

контрольные переменные

Независимая переменная - переменная, изменяемая экспериментатором; включает в себя два или несколько состояний (условий) или уровней.

Зависимая переменная - переменная, изменяющаяся при действии независимой переменной, принимая различные значения, которые измеряются.

Контрольная переменная - переменная, которую держат постоянной.

Исследователь изменяет независимую переменную так, чтобы эффекты (влияние) различных значений или уровней независимой переменной могли быть определены по изменениям зависимой переменной.

При этом для нас главную трудность представляет обеспечение неизменности контрольных переменных. Если в процессе эксперимента вместе с выделенной нами независимой переменной изменяется еще и некоторая другая, которая также может оказать эффект на зависимую переменную, то говорят о наличии эффекта смешения .



Смешение связано с тем фактом, что действие независимой переменной сопровождается целым рядом других переменных, которые могут систематически различаться при предъявлении разных условий независимой переменной, и тем самым оказывать на действие одного из них благоприятное (или неблагоприятное) влияние.

Смешение вызвано тем, что при проектировании эксперимента мы не учли какую-либо переменную или не проверили, действительно ли она включена в контрольные переменные и, тем самым, сделали ее независимой переменной.


Исследовательский проект

включает следующие этапы

поиск идеи Источники идей · наблюдения · эксперты · журналы, книги, учебники и т.д.
формулировка проверяемой гипотезы Проверяемая гипотеза - это утверждение о предполагаемых или теоретических отношениях между двумя или более переменными. Проверяемая гипотеза либо утверждает явно, либо подразумевает неявно, что переменные измеряемы .
анализ соответствующей литературы Обзор литературы служит для того, чтобы не изобретать велосипед, т.е., для определения того, что уже известно о вашей гипотезе. Обзор литературы помогает разработать разумный план исследования, подобрать подходящий материал и стимулы. .
разработка схемы эксперимента
проведение претестов (пилотажных исследований) В предварительных тестах используется маленькое количество испытуемых. Это делается для проверки · есть ли ошибки в схеме и процедуре эксперимента · понимают ли испытуемые инструкции · сколько времени займет эксперимент · не слишком ли сложные или легкие задания. Заодно потренируемся сами на практике наблюдать за и измерять интересующее нас поведение.
сбор данных
статистический анализ данных Обычно логика тестирования гипотез следующая: экспериментатор подбирает условия (экспериментальные и контрольные), чтобы протестировать свою гипотезу, предполагая, что экспериментальные условия вызовут некий эффект по сравнению с контрольными условиями. Эта гипотеза проверяется в сравнении с нуль-гипотезой . Нуль-гипотеза представляет из себя утверждение об отсутствии связи между выбранными переменными. Эксперимент считается удачным, когда удается отвергнуть нуль-гипотезу, т.е. показать, что она ложна, а, следовательно, начальная гипотеза о наличии связи - верна.
интерпретация данных Получить данные мало - надо их еще проинтерпретировать. Просто данные не имеют ценности сами по себе, они должны быть соотнесены с теорией, объясняющей поведение.
отчет

Измерения в психологии

Литература - - гл. 6 + см. практически любой словарь по психологии +

+ Сидоренко Е.В. Методы математической обработки в психологии. СПб, 1996.

ИЗМЕРИТЕЛЬНЫЕ ШКАЛЫ

Строгое определение шкалы достаточно сложно.

Проще можно сказать, что шкала - это правило, по которому мы ставим имена (числа) в соответствие с объектами или свойствами объектов .

Типы измерительных шкал

Обычно различают 4 вида измерительных шкал (Дружинин, 1997, Elmes et al, 1992, Stevens, 1951 ):

· шкала наименований (номинальная шкала, nominal scale)

· шкала порядка (порядковая шкала, ordinal scale)

· шкала интервалов (интервальная шкала, interval scale)

· шкала равных отношений (шкала отношений, ratio scale)

Типы шкал определяются по свойствам, которыми они обладают. Типы шкал перечислены далее с увеличением информативности. Каждая последующая шкала обладает свойствами предыдущей шкалы и еще дополнительным. Это значит, в частности, что статистические процедуры, которые можно использовать для шкалы наименований, подходят и для всех остальных. Но статистика для шкалы равных отношений не подойдет для трех менее информативных шкал.

шкала наименований измеряет свойство различия по некоторому признаку и ничего больше. Шкала наименований просто сортирует объекты в различные категории. Примеры
шкала порядка Отражает разницу в величине некоторого свойства. Значения шкалы ставятся в соответствие значениям некоторого свойства так, что из порядок отражает порядок изменения величины этого свойства у выбранных объектов. Такая шкала показывает порядок расположения объектов по выбранному показателю, не давая никакой информации о реальных величинах этого показателя. Иногда такие шкалы могут иметь ноль, который совпадает с «нулем» выбранного свойства. Шкала порядка предполагает монотонную зависимость между делениями шкалы и показателем параметра. Примеры
шкала интервалов шкала интервалов обладает свойствами различия, величины и равных интервалов. В этой шкале не только значения шкалы, но и значения интервалов имеют смысл. В шкале интервалов значение разницы между значениями шкалы так или иначе отражает разницу в обладании выбранным свойством. Шкала интервалов предполагает линейную зависимость между делениями шкалы и показателем параметра. Примеры
шкала отношений обладает всеми свойствами предыдущих шкал и, в дополнение, имеет настоящий нуль – то есть, нуль шкалы соответствует «нулю» некоторого выбранного свойства. Тогда значение шкалы соответствуют различию в проявлении некоторого свойства по отношению к его «нулю». Это самая мощная шкала. В таких шкалах не только разность, но и отношение значений имеет смысл (например, в n раз большее значение шкалы соответствует в n раз большему значению показателя). Примеры

Тип шкалы:

· определяет, какую статистическую процедуру мы будем использовать (см. таблицу)

· помогает критически оценивать исследования других

· влияет на интерпретацию данных, так как разные шкалы позволяют отразить различные свойства.

Только со шкалы интервалов имеет смысл говорить о средних значениях некоторого показателя. Так, например, если мы отнесем IQ к шкале интервалов, то сможем говорить о среднем показателе группы, что позволит нам, скажем, сравнивать среднее значение IQ школьников в различных странах. Если же IQ – это шкала порядка, то тогда понятие среднего теряет смысл и никакого среднего IQ группы быть не может.

Лишь в шкале равных отношений мы можем говорить о процентах. Так, например, утверждать, что некоторая методика позволила повысить креативность на 20% мы сможем только тогда, когда креативность будет измерена на шкале равных отношений.

ОПИСАТЕЛЬНЫЕ НАБЛЮДЕНИЯ

Наиболее очевидный способ делать наблюдения в психологии;

Имеет своей целью описание поведения.

Описательные наблюдения перечисляют, какое поведение происходит, с какой частотой и с какой последовательностью и в каком количестве.

Можно выделить 3 вида описательных наблюдений: натуралистические, прецеденты (частные случаи) и обзоры.

Преимущества описательный наблюдений:

· полезны на начальных стадиях исследований

· бывают полезны, когда нет возможности использовать другие методы

Недостатки:

· не дают возможности сделать выводы об отношениях между переменными

· невозможность повторения делает их крайне субъективными

· антроморфизм (приписывание человеческих характеристик животным и даже неодушевленным предметам)

· внутренняя невалидность, так как такие методы позволяют а) выбирать случаи из целой кучи случаев, а также отбирать вопросы, ответы и факты; б) соотносить эти случаи и ответы с нашей заранее разработанной теорией, и таком образом «доказать» любую теорию. Пример: теория Фрейда. Какова ни была бы гениальность Фрейда, его теория не выдерживает критики в плане фактов и доказательств, на которых она основана.


ЗАВИСИМОСТНЫЕ НАБЛЮДЕНИЯ

Это наблюдения взаимосвязей, зависимостей между различными явлениями и свойствами. Для исследования такой зависимости мы можем использовать корреляционную технику. Использование корреляционной техники позволяет нам определить степень отношения между двумя интересующими нас переменными. Обычно при этом мы надеемся, что по одной переменной мы можем предсказать другую. Такие заключения делаются «ex post facto», то есть после случившегося. Сначала собираются наблюдения об интересующем нас поведении и потом вычисляется коэффициент корреляции, который и выражает степень связи между двумя переменными или измерениями.

Переменные в экспериментах

независимые Экспериментатор выбирает их из расчета, что они могут вызвать изменения в поведении. Когда изменения уровня (величины) независимой переменной ведет к изменению поведения, то мы говорим, что поведение контролируется независимой переменной. Если независимая переменная не контролирует поведение, то это называется нулевой результат. Нулевой результат может иметь несколько интерпретаций: 1. Экспериментатор ошибся, думая, что независимая переменная влияет на поведение. Тогда нулевой результат верен. 2. Изменения независимой переменной не были валидны.
зависимые Они зависят от поведения испытуемых, которое, в свою очередь, зависит от независимых переменных. Хорошая зависимая переменная должна быть надежной (т.е., когда мы повторяем эксперимент - те же испытуемые, те же уровни независимых переменных, ... - зависимая переменная должна быть примерно той же. Зависимая переменная ненадежна, если есть проблемы со способом измерения. Другая проблема с зависимой переменной, которая может привести к нулевому результату - это то, что зависимая переменная застряла на самой низкой или самой высокой отметке шкалы. Это называется потолочным эффектом. Этот эффект не дает проявиться влиянию независимой переменной на зависимую переменную. И, наконец, нулевой результат может появиться благодаря статистической обработке данных. Результаты статистического теста могут не подтвердить неверность нуль-гипотезы, в то время как она не верна.
контрольные В любом эксперименте существует больше переменных, чем реально можно контролировать, т.е. не существует идеальных экспериментов. Экспериментатор пытается контролировать как можно больше значимых переменных и надеется, что остальные неконтролируемые переменные будут давать маленький эффект по сравнению с эффектом независимой переменной. Чем меньше эффект независимой переменной, тем тщательнее должен быть контроль. Нулевые результаты можно также получить, если недостаточно контролировать различные факторы. Это особенно характерно для не лабораторных условий. Вы помните, наверно, что мы называет влияние этих неконтролируемых факторов смешением.

ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЕ СХЕМЫ

Литература - - гл. 3, 4, 6, - гл. 2, 7, 8, - гл. 5

Есть две основные возможности:

· распределять нескольких испытуемых на каждый уровень независимой переменной

· распределять всех испытуемых на все уровни

Первая возможность называется

межгрупповая экспериментальная схема - это предъявление каждого из условий независимой переменной разным группам испытуемых.

Вторая возможность называется

Интраиндивидуальная экспериментальная схема - это предъявление одному (или нескольким) испытуемому всех исследуемых условий. Иногда такая схема называется также еще схемой индивидуального эксперимента или внутригрупповой .

Виды взаимодействия

Главные эффекты статистически независимы от эффектов взаимодействия . Это значит, что зная величину и направление главных эффектов, мы ничего не можем сказать о взаимодействии.

Пример. Рассмотрим эксперимент с двумя независимыми переменными – 1 и 2. Независимая переменная 1 имеет два уровня – А и В. Независимая переменная 2 тоже имеет два уровня – 1 и 2. Во всех трех изображенных ниже случаях главные эффекты этих переменных одинаковы (разница в зависимой переменной между двумя уровнями независимой переменной 1 составляет 20 единиц, а разница между двумя уровнями независимой переменной 1 составляет 60 единиц).


3) А в этом случае есть пересекающееся взаимодействие

Независимая переменная 1
А В В-А
Независимая переменная 2
2-1

А В среднее
среднее

Это пересекающееся взаимодействие. Оно самое надежное, так как не может быть объяснено проблемами измерений и шкалирования зависимой переменной.


Главные эффекты в таблицах одинаковы, а графики все разные.

Мораль: Взаимодействие надо рассматривать прежде, чем делать выводы в эксперименте, где более одной независимой переменной.

СМЕШАННАЯ СХЕМА

Это схема, где используется одна или более межгрупповых переменных и одна или более интраиндивидуальных переменных.

Поделитесь с друзьями или сохраните для себя:

Загрузка...