Прикладной бакалавриат технология. Что такое прикладной бакалавриат и академический бакалавриат? Полезное видео: стоит ли идти в магистратуру после бакалавриата

Современные технологии развиваются очень быстро, а значит и требования, предъявляемые работодателями к своим сотрудникам, повышаются с каждым днем. Многие специальности, востребованные на современных производствах, требуют значительно более высокого уровня квалификации, чем раньше. Современный специалист должен уметь управлять высокотехнологичным оборудованием, разбираться в чертежах, уметь читать инструкции на иностранных языках и работать с информационными системами. Фактически, это должен быть высококвалифицированный специалист со знаниями инженера и навыками рабочего.

Образовательные программы техникумов и колледжей, направленные преимущественно на освоение практических методов и приёмов работы, не могут обеспечить подготовку специалистов такого уровня. В то же время выпускники вузов, получив за годы учёбы хорошую академическую базу, зачастую не имеют опыта работы в реальных производственных условиях. Поэтому возникла необходимость создания на базе средних профессиональных и высших учебных заведений нового качественного уровня высшего образования - прикладного бакалавриата.

Что такое прикладной бакалавриат?

Понятие «прикладной бакалавриат» стало активно использоваться всего несколько лет назад - в 2009 году. В основе данного уровня образования - образовательные программы СПО (среднего профессионального образования), ориентированные на овладение практическими навыками работы на производстве, в сочетании с программами высшего образования, ориентированными на получение серьёзной теоретической подготовки. При этом объём практической части программы, включая лабораторные и практические занятия, учебную и производственную практику, составляет не менее половины всего времени, отведённого на обучение. Другими словами, задача прикладного бакалавриата - сделать так, чтобы вместе с дипломом о высшем образовании молодые люди получали полный набор знаний и навыков, необходимых для того, чтобы сразу же, без дополнительных стажировок, начать работать по специальности.

Поскольку фактически программы прикладного бакалавриата направлены на углубленную подготовку рабочих и специалистов для высокотехнологичных отраслей экономики, работодатели очень заинтересованы в том, чтобы эксперимент оказался успешным. Во многих регионах они уже сейчас принимают активное участие в разработке учебных программ и планов. При этом производственная практика проводится в организациях-работодателях в рамках освоения студентами основных видов профессиональной деятельности.

Обучение по программам прикладного бакалавриата осуществляют колледжи, техникумы и высшие учебные заведения (институты и университеты). Поступить туда можно как после 11 класса школы (в этом случае учёба в прикладном бакалавриате продлится 4 года), так и после получения профильного среднего профессионального образования (в этом случае обучение будет проходить по сокращённой программе по индивидуальному учебному плану). При этом прикладной бакалавриат не исключает возможности продолжить дальнейшую учёбу - при желании его выпускники смогут поступить в магистратуру.

Об эксперименте по созданию прикладного бакалавриата

9 августа 2009 года вышло Постановление Правительства РФ № 667 «О проведении эксперимента по созданию прикладного бакалавриата в образовательных учреждениях среднего профессионального и высшего профессионального образования». Участники эксперимента были определены на основании конкурсного отбора, организованного Минобрнауки России в 2010 году с целью тестирования образовательных программ, взаимодействия учебных заведений и работодателей, а также повышения качества профессионального образования в соответствии с потребностями рынка труда.

Для участия в конкурсе необходимо было представить одну программу прикладного бакалавриата, разработанную на основе федерального государственного образовательного стандарта. Помимо этого, нужно было обосновать необходимость подготовки кадров по данной программе потребностями предприятий региона и подкрепить обоснование договором о сотрудничестве между образовательным учреждением и работодателем.

Всего на конкурс было подано 125 заявок - 51 от высших учебных заведений и 74 - от учреждений среднего профобразования. После тщательного изучения заявок к участию в конкурсе были допущены 102 образовательных учреждения (37 вузов и 65 ссузов) из 47 субъектов Российской Федерации.

Больше всего заявок на создание программ прикладного бакалавриата было подано по следующим направлениям: «Металлургия, машиностроение и материалообработка» (17 заявок), «Информатика и вычислительная техника» (17 заявок), «Экономика и управление» (16 заявок), «Образование и педагогика» (14 заявок), «Энергетика, энергетическое машиностроение и электротехника» (9 заявок). В результате, право на участие в эксперименте по созданию прикладного бакалавриата получили 49 образовательных учреждений, расположенных по всей стране.

Пока еще рано говорить о каких-либо результатах эксперимента. На данный момент ведется работа по уточнению учебных программ и планов, отрабатываются механизмы взаимодействия с работодателями и готовятся нормативные акты, необходимые для придания уровню прикладного бакалавриата официального статуса. Окончательно итоги эксперимента по внедрению уровня прикладного бакалавриата будут подведены в 2014 году.

Список федеральных государственных образовательных учреждений среднего профессионального и высшего профессионального образования - победителей конкурсного отбора для участия в эксперименте по созданию прикладного бакалавриата:

1. ФГОУ СПО «Астраханский колледж вычислительной техники» (Компьютерные системы и комплексы).
2. ГОУ ВПО «Вятский государственный университет» (Экономика).
3. ФГОУ СПО «Железногорский горно-металлургический колледж» (Техническая эксплуатация и обслуживание электрического и электромеханического оборудования (по отраслям)).
4. ФГОУ СПО «Ивановский промышленно-экономический колледж» (Автоматизация технологических процессов и производств (по отраслям)).
5. ФГОУ СПО «Казанский авиационно-технический колледж им. П.В. Дементьева» (Производство летательных аппаратов).
6. ГОУ ВПО «Казанский государственный технологический университет» (Химическая технология).
7. ФГОУ СПО «Калининградский государственный колледж градостроительства» (Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)).
8. ФГОУ СПО «Красногорский государственный колледж» (Оптические и оптико-электронные приборы и системы).
9. ФГОУ СПО «Курганский государственный колледж» (Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)).
10. ГОУ СПО «Каменск-Уральский политехнический колледж» (Металлургия цветных металлов).
11. Образовательное учреждение Московская банковская школа (колледж) Центрального банка Российской Федерации (Банковское дело).
12. ГОУ ВПО «Московский государственный институт радиотехники, электроники и автоматики (технический университет)» (Информационные системы и технологии).
13. ФГОУ ВПО «Национальный исследовательский технологический университет «МИСиС» (Металлургия).
14. ФГОУ СПО «Нефтекамский машиностроительный колледж» (Технология машиностроения).
15. ФГОУ СПО «Новороссийский колледж строительства и экономики» (Электрические станции, сети и системы).
16. ФГОУ СПО «Новосибирский химико-технологический колледж им. Д.И.Менделеева» (Аналитический контроль качества химических соединений).
17. ФГОУ СПО «Оренбургский государственный колледж» (Профессиональное обучение (по отраслям)).
18. ФГОУ СПО «Псковский сельскохозяйственный техникум» (Электроснабжение (по отраслям)).
19. ГОУ СПО «Ростовский-на-Дону государственный колледж связи и информатики» (Многоканальные телекоммуникационные системы).
20. ФГОУ СПО «Рязанский государственный технологический колледж» (Информационные системы (по отраслям)).
21. ГОУ СПО «Санкт-Петербургский государственный колледж физической культуры и спорта, экономики и технологий» (Физическая культура).
22. ФГОУ ВПО «Сибирский федеральный университет» (Психолого-педагогическое образование).
23. ФГОУ СПО «Смоленский промышленно-экономический колледж» (Технология машиностроения).
24. ФГОУ СПО «Тверской колледж им. А.М. Коняева» (Технология машиностроения).
25. ФГОУ СПО «Тульский государственный технический колледж» (Автоматизация технологических процессов и производств (по отраслям)).
26. ГОУ ВПО «Тюменский государственный нефтегазовый университет» (Информационные системы и технологии).
27. ФГОУ СПО «Хабаровский судостроительный колледж» (Технология машиностроения).
28. ФГОУ СПО «Чебоксарский электромеханический колледж» (Технология машиностроения).
29. ФГОУ СПО «Челябинский монтажный колледж» (Монтаж и техническая эксплуатация промышленного оборудования (по отраслям)).
30. ГОУ ВПО «Якутский государственный инженерно-технический институт» (Программирование в компьютерных системах).
31. ГОУ ВПО «Академия народного хозяйства при Правительстве Российской Федерации» (Сварочное производство).
32. ФГОУ СПО «Архангельский лесотехнический колледж императора Петра I» (Техническая эксплуатация и обслуживание электрического и электромеханического оборудования).
33. ГОУ ВПО «Воронежский государственный университет» (Электроника и наноэлектроника).
34. ФГОУ СПО «Дмитровский государственный политехнический колледж» (Экономика и бухгалтерский учет).
35. ФГОУ СПО «Канский технологический техникум» (Информационные системы).
36. ФГОУ СПО «Курский государственный политехнический колледж» (Банковское дело).
37. ФГОУ СПО «Краснодарский гуманитарно-технологический колледж» (Профессиональное обучение).
38. ГОУ ВПО «Марийский государственный технический университет» (Компьютерные системы и комплексы).
39. ГОУ СПО «Московский государственный колледж информационных технологий» (Программирование в компьютерных системах).
40. ГОУ ВПО «Московский педагогический государственный университет» (Педагогическое образование).
41. ФГОУ СПО «Нижнекамский нефтехимический колледж» (Переработка нефти и газа).
42. ГОУ ВПО «Пензенский государственный университет» (Приборостроение).
43. ГОУ ВПО «Российский государственный социальный университет» (Психология).
44. ФГОУ СПО «Санкт-Петербургский технический колледж управления и коммерции» (Техническое обслуживание и ремонт радиоэлектронной техники).
45. ГОУ ВПО «Санкт-Петербургский государственный университет аэрокосмического приборостроения» (Электрические машины и аппараты).
46. ФГОУ СПО «Саратовский финансово-технологический техникум» (Экономика и бухгалтерский учет).
47. ГОУ СПО «Уваровский химический колледж» (Информационные системы).
48. ФГАОУ ВПО «Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б.Н. Ельцина» (Сварочное производство).
49. ФГОУ ВПО «Финансовая академия при Правительстве Российской Федерации (банковское дело).

В соответствии с действующим законодательством, есть несколько уровней высшего образования:

  • аспирантура;
  • магистратура;
  • академический и прикладной бакалавриат.

В чем разница?

В соответствии с федеральными госстандартами высшего образования, которые начали действовать с сентября 2014 года, у бакалавра теперь есть возможность получить квалификацию академического или же прикладного бакалавра. Таким образом, помимо традиционной до недавнего времени квалификации академического появился также так называемый прикладной бакалавриат, в связи с чем многие люди до сегодняшнего дня не знают о том, что это за квалификация, и в чем заключаются основные различия между ними.

Особенности академической формы обучения

Еще недавно многие сомневались в том, что, поступая на форму обучения «бакалавриат», можно в принципе получить интересующий диплом о высшем образовании. На сегодняшний день уже многие задаются другим вопросом: «Что выбрать - бакалавриат академический или прикладной бакалавриат?» Но в первую очередь стоит рассмотреть то, для чего вообще существует данная форма обучения.

История

Бакалавриат представляет собой форму получения высшего образования, которая традиционно существовала на территории Европы, а также США и других развитых стран. В передовых странах Азии ее приняли только в конце прошлого века, в то время как Россия приняла решение присоединиться к Болонской конвенции, а также взять на себя обязательства по полному переходу на эту систему образования в 2003 году. Именно по этой причине с 2011 года более традиционная для нашей страны форма образования типа «специалитет» практически была заменена новой, и перечень профессий, где она остается, постоянно сокращается.

Понятие

Сам по себе вопрос о том, что значит прикладной бакалавриат, начал появляться относительно недавно, когда в 2009 году было выпущено постановление, чтобы начать проведение эксперимента, направленного на формирование подобной формы обучения в различных образовательных учреждениях.

Данная форма обучения имеет базу в виде различных образовательных программ высшего образования, которые ориентируются в первую очередь на получение предельно серьезной теоретической подготовки в комплексе с программами среднего специального образования, направленными уже на предоставление учащимся практических навыков непосредственно на производстве. Однако с 2014 года с введением новой формы обучения многие задались вопросом о том, что значит прикладной и академический бакалавриат.

Кто такой бакалавр?

Бакалавр представляет собой выпускника вуза широкого профиля, то есть ему предоставляется полная база всех навыков и знаний, которые должен иметь человек с высшим образованием, включая как фундаментальную подготовку, так и различные гуманитарные дисциплины.

Однако некоторые узкоспециальные предметы, преподаваемые специалистам исключительно на пятом курсе, бакалавр и вовсе не будет изучать, потому что все эти навыки и знания он сможет уже получить непосредственно на предприятии, то есть работая на конкретной должности. Далеко не секрет, что специфическая подготовка, которая предлагается на старших курсах современных вузов, часто не соответствует тем запросам, которые выдвигаются работодателями, вследствие чего в преимущественном большинстве случаев приходится проводить повторное обучение на новом оборудовании или же технологических линиях. С этой точки зрения и появляется разница между прикладным и академическим бакалавриатом, ведь в первом случае предоставляется гораздо больше практических знаний каждому ученику.

При этом в соответствии с базовым смыслом академической формы иногда лучше получить универсальную подготовку и тщательно освоить азы перед тем как начинать работать.

Как это помогает в будущем?

Бакалавры, у которых за плечами есть хорошая фундаментальная подготовка, могут успешно работать практически на любых инженерных или же экономических областях, вследствие чего уже получают более узкое специальное образование в соответствии с потребностями конкретного предприятия или организации.

Новая уровневая система подготовки, присутствующая в современных вузах, позволяет каждому человеку выбрать наиболее оптимальную для него личную образовательную траекторию в соответствии с собственной жизненной ситуацией, а также интеллектуальными и финансовыми возможностями или же определенными профессиональными интересами. Не стоит забывать о том, что после того как человек получает диплом о высшем образовании, а также приобретает квалификацию «бакалавр», у него есть возможность продолжить обучение в магистратуре.

Как он работает?

В соответствии с требованиями Министерства науки и образования, более 50% общей трудоемкости образовательной программы в данном случае составляют исключительно практические занятия, что существенно больше по сравнению с тем, как ведется программа академического бакалавриата. В связи с данным фактом определенно нельзя сказать, что лучше - прикладной или академический бакалавриат, так как у них есть свои плюсы и минусы.

Ориентированность на практику в данном случае выражается дополнительно в том, что бакалавров подготавливают для определенных предприятий тех или иных отраслей, вследствие чего в процессе составления и дальнейшей реализации образовательной программы будут учитываться также пожелания конкретных работодателей. Программа, использующаяся в бакалавриате прикладного типа, имеет нормативный срок освоения четыре года, на протяжении которых учащимся предоставляется профессиональная подготовка, ориентированная на практику и характерная для различных учебных заведений среднего специального образования. В то же время предоставляется и профессиональная теоретическая подготовка, которой и славится академический бакалавриат. Таким образом, рассматривая, что лучше - прикладной или академический бакалавриат, в первую очередь стоит отталкиваться от целей учащегося, а также интересующей его сферы деятельности.

Зачем это нужно?

Некоторые профессии за последние несколько лет стали гораздо сложнее, и если раньше от специалистов среднего звена было принято требовать исключительно технические навыки, то в наше время нужно обладать еще и значительной теоретической базой. В преимущественном большинстве случаев всевозможные колледжи или же техникумы не дают возможности обеспечить подготовку специалистов на этом уровне, в то время как выпускники вузов, которые на протяжении нескольких лет получили неплохую академическую базу, отличаются малым опытом в реальных производственных условиях. Именно поэтому, раздумывая над тем, что лучше - бакалавриат или прикладной бакалавриат, многие выбирают именно второй вариант, так как его ввели в виде нового качественного уровня действующего высшего образования.

Создан он был с той целью, чтобы объединить в себе усилия средней профессиональной и высшей школы, перенимая только наиболее важные формы теоретической и практической подготовки. Продолжаем рассматривать прикладной бакалавриат и бакалавриат. Отличия их заключаются в том, что в прикладной форме вместе с дипломом о высшем образовании ученик получает максимум навыков и знаний, которые требуются для начала работы по специальности без необходимости проведения каких-либо дополнительных стажировок.

Как это происходит?

Точно так же, как и в случае со стандартной формой обучения, после проведенного обучения выпускнику предоставляются диплом и квалификация «бакалавр». В чем еще не похожи прикладной бакалавриат и бакалавриат? Отличия их заключаются в том, что в прикладной форме ученику обеспечивается определенный квалификационный разряд по какой-либо конкретной или же нескольким разным профессиям.

Таким образом, прикладной бакалавр - специализированная образовательная квалификацию, предоставляемая тем ученикам, которые полностью закончили программу высшего уровня образования на уровне бакалавриата. При этом, разбираясь в том, что лучше - бакалавриат или прикладной бакалавриат, нельзя не отметить и то, что в прикладной форме после выпуска учащийся имеет компетенцию по решению всевозможных технологических задач в разных социально-экономических сферах, и может начинать профессиональную деятельность сразу после того, как закончит обучение. Единственным отличием в данном случае является гораздо больший объем практического обучения, в связи с чем ученику и предоставляется квалификация рабочего или же определенная должность служащего по выбранному им профилю.

В чем преимущества?

По сегодняшний день многие не понимают, что представляют собой бакалавриат и прикладной бакалавриат. В чем разница между ними, было описано выше, а далее следует рассмотреть преимущества прикладной формы.

Конечно, главным преимуществом является то, что обеспечивается подготовка высококвалифицированных специалистов, ориентированная в первую очередь на практику. Предполагается, что те студенты, которые смогут пройти четырехлетнюю программу обучения по этой форме, в конечном итоге будут хорошими практиками, обладающими неплохой теоретической подготовкой, соответствующей высшему образованию, и именно поэтому многие задумываются над тем, что выбрать - бакалавриат академический или прикладной бакалавриат.

Именно в таких специалистах сегодня заинтересованы все работодатели, которые осуществляют активное участие в процессе разработки учебных планов. Это также различает бакалавриат и прикладной бакалавриат. В чем разница между этим формами, можно выразить еще и в том, что в последнем случае специалист подготавливается под определенное рабочее место по востребованным технологиям и практически гарантированно имеет место трудоустройства сразу же после окончания вуза.

Таким образом, для конкретного работодателя является крайне важным наличие подобной формы обучения, если он готов принимать участие в подготовке специалистов, знает о том, какие работники ему нужны на данный момент, а какие могут понадобиться в долгосрочной перспективе.

Что с наукой?

В первую очередь научные сотрудники часто задумываются над тем, чем отличается прикладной бакалавриат от бакалавриата. В данном случае также предусматривается возможность дальнейшего обучения, то есть при желании выпускник может поступить в дальнейшем в магистратуру. Однако главным отличием с этой точки зрения является то, что прикладник в обязательном порядке в первую очередь должен идти на то производство, на которое его подготавливали, а не в науку.

Другие отличия

Также стоит отметить и несколько других фактов того, чем отличается прикладной бакалавриат от бакалавриата. Прикладная форма обучения полностью устраняет социальный разрыв, который образовался между рабочими профессиями, а также присущим выпускникам высших учебных учреждений повышенным социальным статусом. Ориентировочно к 2018 году уже более 30% студентов вузов будут заниматься по программам прикладного бакалавриата, и при этом в них могут преобразоваться около 50% программ среднего специального образования, существующих на сегодняшний день.

Что значит прикладной бакалавриат для современного студента? Это прекрасная перспектива для учащихся, которые собираются в дальнейшем работать в прикладных областях.

Присоединение России к Болонской системе в 2003 году повлекло за собой целый ряд реформ, имеющих своей целью изменить отечественное образование под европейские стандарты . Согласно этой системе получить полноценное образование можно в два этапа: сначала четыре года бакалавриата, а затем два года магистратуры.

Основанием для поступления на бакалавриат является школьный аттестат, подтверждающий, что абитуриент имеет полное среднее образование. На сокращенную форму (три года вместо четырех) могут идти выпускники колледжей и техникумов по «родственным» специальностям.

Диплом бакалавра означает, что студент овладел базовыми знаниями и навыками выбранной специальности. Для более углубленного изучения материала, призванного решать сложные профессиональные задачи , предназначена магистратура.

Что такое прикладной бакалавриат?

Согласно реформе, было принято разделение бакалавриата на академический и прикладной. Их основная разница состоит в том, что первые получают «традиционное» высшее образование, а вторые – обучаются практическим навыкам и имеют более узкую направленность.

В глазах работодателей «прикладники» чаще всего ценятся более высоко, так как, по сути, они те же «академики», но уже подготовленные к профессиональной деятельности. Они имеют все необходимые навыки работы с оборудованием, разбираются в сложных схемах и чертежах, и не требуют дополнительной подготовки для начала работы на предприятии.

Часто практикуется схема, когда работодатели готовят заказ на определенных специалистов в ВУЗ , а затем совместно с ним участвуют в учебном процессе, предоставляя студентам собственное производство как место для отработки полученных знаний.

После завершения обучения, студенты имеют возможность продолжить работу на этом предприятии на законных основаниях. Поэтому такие выпускники всегда трудоустроены и имеют больше шансов для карьерного роста.

Отличия и общие черты прикладного и академического бакалавриата

Основными отличиями между двумя этими формами обучения можно назвать следующие:

  1. На академическом бакалавриате делают упор на теоретическую составляющую обучения, а на прикладном – на отработку всех необходимых практических навыков и умений.
  2. Академические бакалавры имеют возможность поступления на магистратуру конкурсным путем, а прикладные бакалавры – только после того, как отработают на производстве определенное количество лет. Кроме того, прикладники могут прервать свое обучение на этом этапе и не идти на магистратуру вовсе, продолжая работать.

Важно отметить, что на обоих видах бакалавриата программа обучения на первых порах абсолютно одинаковая. Делается это для того, чтобы студент разобрался со своими целями на жизнь и осознанно решил какой вариант для него подходит больше.

Таким образом, эти программы обучения имеют противоположный смысл и не очень много общего. Единственной общей чертой является срок обучения: и на академическом, и на прикладном бакалавриате требуется отучиться четыре года.

Преимущества и недостатки прикладного бакалаврита

Прежде чем принять решение куда пойти, необходимо взвесить все «за» и «против», ведь любое решение будет иметь свои последствия. Прикладной бакалавриат имеет как преимущества, так и недостатки, которые важно учесть перед тем, как сделать выбор .

Научно-технический прогресс предполагает, что теперь рабочим недостаточно просто обладать техническими умениями. Теперь для правильного выполнения своей работы они должны иметь хорошую теоретическую базу.

Именно поэтому и была создана данная программа обучения. Она совмещает в себе все необходимые составляющие и способна на выходе дать высококлассных специалистов, которые имеют широкий кругозор и много практики.

Однако не все так гладко. В нашей стране, к сожалению, не созданы полноценные условия, чтобы раскрыть эту программу в полной мере.

Финансирования не хватает, поэтому предприятия не спешат предлагать свое производство для прохождения практики начинающим специалистам. Тем не менее, если работодатель готов принимать участие в программе, то такая деятельность приносит весьма успешные результаты .

Еще одним недостатком можно назвать то, что такая программа лишает науку новых людей. Большинство «прикладников» предпочитают останавливаться на ступени бакалавра и не продолжать обучение. А это закрывает им путь в научно-исследовательскую деятельность.

Заключение

За последнее время отечественное и зарубежное образование претерпело многих изменений.

Происходит это для того, чтобы успеть за темпами развития науки и техники, которые требуют высокопрофессиональных специалистов , умеющих совмещать в себе теоретическую базу и практический навык. Поэтому вопрос об образовании очень важен.

Высшее образование или высшее профессиональное образование не относится к обязательному во всем мире, но именно оно является таким уровнем, при достижении которого человек полностью усвоил все тонкости своего профессионального направления.

Человек может дальше развиваться в научной среде, получая научную степень, но, что самое главное, он всесторонне развит . Это важнейший момент. Часто среди людей можно услышать фразы о том, что очень отличаются между собой люди с высшим образованием от людей без него и по взглядам на жизнь, и по умению излагать свои мысли, и по поведению, и даже по способу мышления. С этим можно согласиться. Так как именно высшая школа учит жизни, во всех отношениях.

Что такое академический бакалавриат?

Не так давно (2014 год) в России появилось разделение бакалавриата на академический и прикладной. Разделение введено намеренно, для отображения конкретной направленности программы, которую прослушал студент.

Бакалавр – это степень или присуждаемая квалификация студентам, которые освоили и получили диплом первой ступени высшего образования . Бакалавриатом, в свою очередь, называется сам процесс обучения в высшей школе, по окончании которого учащиеся получают диплом степени бакалавра и соответствующую квалификацию. В конце обучения для подтверждения успешности учебы предусмотрено написание дипломной работы и её публичная защита перед комиссией.

Главное отличие бакалавриата от обучения в магистратуре или специалитете заключается в его целях и практической ориентации . Во время бакалавриата студент усваивает все базовые знания и необходимые умения, которые пригодятся в профессиональной деятельности на работе по специальности.

Программа же магистратуры основывается на изучении более сложных моментов, связей, задач по основным профильным предметам. Такое усложнение связано с тем, что после окончания магистратуры можно продолжать обучение в аспирантуре. Потом докторантуре, то есть, продолжать научную деятельность и получать ученые степени. Таким образом, и магистратура и бакалавриат получают фундаментальную базу знаний, только в магистратуре она поддается более углубленному рассмотрению. Нельзя сказать какая из этих двух ступеней хуже или лучше. Тут выбор только за абитуриентом и зависит от его взглядов на жизнь и свое будущее. Но если вы всё же заботитесь о своем уровне грамотности и образованности, поступайте учиться в университеты.

Освоение программы обучения академического бакалавриата ориентировано на получение всей фундаментальной базы теоретических знаний в выбранной специальности. Студент после обучения больше сосредоточен на продолжении научно-исследовательской деятельности и поступлении в магистратуру. Академический бакалавриат продолжает прошлые традиции содержания высшего образования, его можно назвать классическим. Чаще всего на первых двух курсах параллельно изучают профильные предметы с общеобразовательными, только на более высоком уровне, вне школьной базы с опорой на неё.

Эта ступень образования следует после общего среднего или профессионального образования и предполагает усвоение теоретической основы выбранного направления и овладение всеми практическими умениями и навыками.

Система высшего образования имеет две ступени. Первая – это получение уровня бакалавра, и вторая – обучение в магистратуре с достижением уровня магистра. Еще в некоторых университетах можно встретить уровень специалиста. Это что-то промежуточное между бакалавром и магистром. Сейчас, согласно требованиям к участникам Болонского процесса, квалификация «специалист» приравнивается к «магистр».

В идеале эти две ступени неразрывны и следуют одна за другой. Но не всегда это происходит так. После получения бакалавра, чаще всего этот период обучения длится не менее четырех лет, можно завершить обучение в ВУЗе. Еще несколько лет назад в постсоветских странах диплом бакалавра считался неоконченным высшим образованием, но уже сегодня представляет собой полноценное оконченное высшее образование, как и во всем мире. Исходя из этого, становится совершенно логичным то, что бакалавриат должен обеспечить учащегося всеми необходимыми базовыми и специальными знаниями по профилю.

Что такое прикладной бакалавриат?

Новым введение является прикладной бакалавриат. В его основе программа обучения именно практической профессиональной деятельности . Так, происходит подготовка профессиональных рабочих и специалистов высокого уровня, которые смогут разобраться в работе со сложными машинами, электронными системами и устройствами. После учебы люди могут сразу идти работать на производство без дополнительного обучения.

Такая основа дает возможность решать задачи и теоретического и практического характера по своему профилю, что необходимо для дальнейшей работы и карьерного роста.

Во время учебы большой упор ставится на производственные практики, что делает студентов более востребованными у работодателей.

Общие черты академического и прикладного бакалавриата

Общим для академического и прикладного бакалавриата является длительность обучения. Обучение в бакалавриате, независимо от вида, длится четыре года. В конце программы выдается диплом об оконченном высшем образовании с указанием вида бакалавриата. Кроме того, наблюдается одинаковое получение всех необходимых профильных знаний, как это было раньше, чтобы соответствовать уровню оконченного высшего образования.

Главные отличия

Основные отличия между прикладным бакалавриатом и академическим заключаются в следующем:

  1. Академический бакалавриат – это теоретическая база, прикладной – практические умения.
  2. Академический бакалавриат предполагает продолжение обучения в магистратуре; прикладной бакалавтриат – чаще всего предполагает окончание обучения и устройство на работу.
  3. Выпускники академического бакалавриата проходят отбор на конкурсной основе для поступления в магистратуру; выпускники прикладного бакалавриата устраиваются на работу, отработать определенный стаж по своей специальности и только после этого они могут продолжать обучение в магистратуре.

В результате полученной информации можно отметить, что данные разновидности бакалавриата практически непохожи, хотя у них и одинаковая длительность обучения.

Несколько лет назад произошел переход российского высшего образования на двухступенчатую систему. Суть её в том, что вначале студент получает степень бакалавра, а затем может поступить в магистратуру. На многочисленные вопросы, связанные с новой формой образования, мы попросили ответить начальника управления магистратурой БГТУ им. В.Г. Шухова И. В. Ярмоленко.

- Ирина Владимировна, расскажите для начала, что такое магистратура?

Согласно Болонскому процессу (Болонский процесс - процесс сближения и гармонизации систем образования стран Европы с целью создания единого пространства высшего образования), магистратура – это второй уровень двухуровневой системы высшего образования. Всего их, в соответствии с программой реформирования Высшей школы России – два. Первый – бакалавриат. А в магистратуре продолжают обучение выпускники бакалаврских программ и дипломированные специалисты.
Основная задача магистратуры - подготовить профессионалов для успешной карьеры в международных и российских компаниях, а также аналитической, консультационной, научно-исследовательской и преподавательской деятельности.

В современной России магистерские программы начали создаваться примерно 15 лет назад. Это было отражением общемировой тенденции, направленной на унификацию программ и дипломов высшего образования. Собравшиеся в 1999 г. в Болонье министры образования 31 страны подписали декларацию о признании двухуровневой системы высшего образования: бакалавр - магистр. Внедряя в жизнь принципы Болонской декларации, европейские страны, включая Россию, Германию, Швецию, Финляндию и другие, начали процесс реформирования своих систем высшего образования.

- Если бакалавриат окончен по одному профилю (или направлению), а затем выпускник решил переквалифицироваться. Это возможно?

Да, могут поступать не только по профилю предыдущего образования, и даже из других вузов. Кстати, можно стать магистрантом и после прикладного бакалавриата.

- Что такое «прикладная магистратура»?

Прикладная магистратура - подготовка магистров для работы на производстве, как говорит наш проректор по учебной работе В.М. Поляков "улучшенный инженер".

- Может ли выпускник специалитета обучаться в магистратуре и на каких условиях?
- Да, выпускники специалитета имеют право поступать в магистратуру, в т.ч. и на бюджетные места.

- Как проводится обучение?

Классическая форма обучения: лекции, практические, лабораторные занятия, проведение научных исследований.

- Сколько лет нужно учиться в магистратуре?

Нормативный срок обучения по очной форме составляет 2 года, по заочной форме - 2,5 года, по заочной форме с применением дистанционных технологий – 2,5 года

- Нужно ли сдавать какие-лидо экзамены?

При поступлении в магистратуру сдается один вступительный экзамен по программе магистерской подготовки. При прохождении вступительного испытания учитываются предыдущие заслуги: средний бал диплома предыдущего образования; оценка по защите выпускной квалификационной работы; портфолио научных достижений.

- Когда начинается прием документов?

В этом году прием документов и заявлений проводится с 22 июня по 31 июля - на очную форму за счет средств федерального бюджета. С 22 июня по 15 августа - на очную форму с оплатой стоимости обучения, а также на заочную форму за счет средств федерального бюджета и на заочную форму с оплатой стоимости обучения. С 22 июня по 19 декабря - на заочную форму обучения с применением дистанционных технологий.

- Что нужно для того, чтобы учиться в магистратуре? Какие документы подаются?

Прием документов в магистратуру БГТУ им. В.Г. Шухова производится по личному заявлению граждан. К нему прилагаются оригинал документа государственного образца о высшем образовании; ксерокопия документа, удостоверяющего личность (копии стр. 2, 3 и 5 паспорта для исключения ошибок при оформлении личного дела); фотография размером 3×4 (в цвете) - 3 шт. А также документы, дающие право на льготы, установленные законодательством Российской Федерации или их нотариально заверенные копии. Для поступления на ряд направлений требуется медицинская справка.

Подготовила интервью Виктория Горяйнова

Поделитесь с друзьями или сохраните для себя:

Загрузка...