Двухуровневая система высшего образования: преимущества и недостатки. Система образования в россии Как двухуровневая система школьного образования по фгос

Ссылка для цитирования статьи : Дружилов С.А. Двухуровневая система высшего образования: западные традиции и российская реальность // Педагогика. 2010. № 6. С. 51-58 .

В России вступил в силу закон о введении двухуровневой системы высшего образования: степень бакалавра будет соответствовать первому уровню высшего образования, а магистра – второму. Эти уровни подразумевают отдельные государственные образовательные стандарты и самостоятельную итоговую аттестацию.

Составители закона предполагают, что первый уровень (бакалавриат) за 4 года подготовит студента к работе, предусматривающей исполнительские функции в производственной или социально-экономической сфере (линейные менеджеры, специалисты по продажам, администраторы и т.п.). Подготовка на первом уровне будет проходить по небольшому числу базовых направлений, а углубленная специализация будет осуществляться в магистратуре. Численность магистратуры будет определяться из кадровых потребностей экономики и социальной сферы. В магистратуре будут готовить лиц, ориентированных на деятельность, требующую аналитических и проектных навыков, а также на научно-исследовательскую деятельность. Поступить на бюджетное место в магистратуру сможет только бакалавр. Обучение в магистратуре будет считаться вторым высшим образованием, а оно в России по закону только платное. Традиционные специалисты (выпускники специалитета ) будут подготавливаться лишь для нужд безопасности страны и только соответствующими вузами.

Можно выделить внутренние и внешние причины перехода России на двухуровневую систему. Внутренние факторы свидетельствуют, с одной стороны, о росте востребованности населением высшего образования, с другой – низкой эффективности использования подготавливаемых до настоящего времени в вузах дипломированных специалистов. Высокую востребованность проиллюстрируют приводимые ниже статистические показатели. По сравнению с 1991 г. число студентов вузов России выросло более чем в 2,7 раза, достигнув 7,3 млн. чел. [Клячко], 15% из них обучается сейчас в негосударственных вузах. Растет и число вузов. Так, если в 1993/94 учебном году в РФ насчитывалось 626 вузов, из них 548 государственных и муниципальных, то в 2005/06 учебном году их уже 1068, из них 655 государственных и муниципальных. Количество студентов на 10 тыс. чел. населения также растет: со 176 в 1993/94 учебном году до (по разным авторам) 480 или даже до 495 в 2005/06 г. (Для сравнения – число высших учебных заведений в США превышает 4 тыс. В них около двух млн. преподавателей обучают более пятнадцати млн. студентов. По прогнозам, в 2010 г. выпуск магистров в США составит 477000 чел., а докторов философии – 49100 чел. ).

В целом в России за 10 лет число студентов на 10 тыс. человек населения возросло в 2,8 раза, причем больший прирост дают негосударственные вузы (15,2 раза, а в государственных – в 2.45 раза). Увеличение количества студентов составляет ежегодно 7-15%. И уже близок максимум, когда чуть ли не все выпускники школ становятся студентами.

В то же время количество средних профессиональных учебных заведений и студентов в них выросло незначительно (с 2,2 млн. чел. в 1991/92 учебном году до 2,5 млн. чел. в 2005/06 учебном году) после некоторого снижения в середине 90-х годов. Число учреждений начального профессионального образования и прием в них студентов стабильно падает (с 1,2 млн. чел. в 1991 г. до 0,7 млн. чел. в 2006 г.). Статистические показатели свидетельствуют, что число людей, занятых в экономике и имеющих высшее образование за последние 10 лет выросло в 2,8 раза . При этом эффективность использования специалистов является чрезвычайно низкой. Две трети нынешних выпускников либо работают не по специальности, либо вынуждены переучиваться по месту работы; с другой стороны, в самом примитивном секторе малого и среднего бизнеса – в розничной торговле – заняты 10 млн. человек, и половина имеет высшее образование . По сути, люди получившие диплом о высшем профессиональном образовании и квалификацию специалиста, занимают трудовые посты, не требующие такового образования и квалификации. В то же время отмечается, что «перспективные работодатели в современных условиях более не нуждаются во всех случаях в выпускниках университетов, обладающих фундаментальным знанием. … Требуется другое: способность динамично перенастраиваться на другие программы, владение некими базовыми умениями, обладание общим уровнем культуры, не переходящим в сверхобразованность» . Таким образом, внутренние социально-экономические причины требуют внесения изменений в систему высшего образования. Вводимая у нас двухуровневая система (бакалавриат и магистратура) считается экономически оправдавшейся в ряде стран Европы и в США.

Внешним фактором , стимулирующим переход к двухуровневой системе, стало вступление страны в Болонский процесс. Его начало было положено подписанием в 1999 г. в Болонье (Италия) декларации, в которой были сформулированы основные цели, ведущие к совместимости систем высшего образования в странах Европы. Россия, присоединившись к Болонской декларации в 2003 г., обязалась до 2010 г. воплотить ее основные принципы, в том числе в жизнь ввести у себя такую же систему высшего образования.

Приступая к введению новой для нас многоуровневой системы высшего образования полезно понимать, что же она представляет и как построена в странах, для которых эта система является традиционной . Для россиян непривычны новые наименования выпускников вузов, поэтому разберемся в их происхождении и современном использовании.

Бакалавр – это первая академическая степень , или квалификация, приобретаемая студентом после освоения базовой программы обучения. Термин «академическая степень» используется в данном случае для обозначения приверженности к установленным традициям (академизму), свойственным европейской системе образования.

Заслуживают внимания две версии, объясняющие происхождение обозначения указанного уровня квалификации. Согласно первой версии, слово бакала́вр имеет Европейское происхождение и связано с латинским словом baccalarius , первоначальное значение которого – подвассал , т.е. подчиненное, зависимое лицо, зависимое не только от сеньора, но и от его вассала. По второй версии, которую выдвинул академик РАН И.М. Стеблин-Каменский, происхождение слова бакалавр имеет арабские корни и изначально связано с образовательным процессом . Согласно этой версии первые университеты возникли в мусульманских странах, а затем по их подобию стали возникать университеты на юге Европы – в Италии, Испании, и преподавание там велось по арабским образцам. Учитель «наговаривал» свою науку ученикам, а они подробно записывали. Затем учитель тщательно проверял, что они усвоили, – и в конце манускрипта ставил свою подпись (по-арабски): бахакк-ур-авийа, что означало «по праву передачи». Если все было записано правильно, то ученик получал право передавать эту науку дальше. Таким образом, бакалавр – это тот, кто, получив соответствующий диплом, получал право обучать другого .

Маги́стр (от лат. magister – наставник, учитель) – вторая (высшая) академическая степень, начальная учёная степень, приобретаемая студентом после окончания магистратуры .

Евросоюз, проводя образовательную реформу в духе Болонского процесса, стремится найти максимальное число «точек соприкосновения» с образованием США, ориентируясь при этом на обеспечение своей конкурентоспособности в сфере высшего образования.

Американская система высшего образования представляет собой трехступенчатое формирование. Первая ступень завершается получением степени бакалавра, вторая – магистра (мастера), и третья – докторской степени (PhD произносится как «пи-эйч-ди» ).

В США не существует четкого определения понятия «высшее учебное заведение». В принципе любые учебные заведения, осуществляющие дальнейшую подготовку после окончания средней школы, так называемые «послесредние учебные заведения» (postsecondary school), могут с равной степенью вероятности называться «колледжем», «школой», «институтом» или «университетом». Хотя термины «колледж» и «университет» не идентичны, они часто взаимозаменяемы и в США, и в Европе. Обычно колледжи предлагают четырехгодичную программу обучения, позволяющую получить степень бакалавра. В университетах после получения степени бакалавра можно продолжить учебу по программе магистра и доктора.

Колледжи могут существовать независимо, предлагая исключительно программы первой ступени высшего образования, или являться частью университета. В США, как и в большинстве Европейских стран не существует понятия среднего специального образования. Фактически всё послешкольное образование считается высшим – «третичным» (tertiary ) в противоположность среднему (secondary ). Например, образование, которое получает в медицинском колледже медсестра, обычно считается высшим.

Обучение на степень бакалавра является базовым высшим образованием и осуществляется в колледже. Как правило, оно длится четыре года, или 8-12 семестров, в зависимости от количества кредитов (обязательных курсов), необходимых для получения степени бакалавра. Степень бакалавра является также необходимым условием для продолжения обучения на следующем послестепенном (Postgraduate) уровне образования по программе магистра и доктора . Однако для большинства студентов обучение заканчивается с получением ими степени бакалавра. Лишь порядка 15-20 % студентов продолжают свое обучение в магистратуре, и только 5-7 % из них идут в аспирантуру, по окончании которой им присваивается степень PhD (доктора)

Основная идея обучения на степень бакалавра в том, чтобы дать студенту тот минимум знаний, который понадобится ему для успешной работы по выбранному направлению. Технически это выглядит таким образом, что студент должен набрать необходимое для получения степени бакалавра количество кредитов , или, говоря другими словами, прослушать определенное количество конкретных курсов, выполнить все необходимые в их рамках лабораторные и письменные работы и сдать соответствующие тесты. Разработанные по каждой специальности списки обязательных курсов позволяют студенту планировать свой процесс обучения. Как правило, студенту предлагаются на выбор несколько курсов. И он может выбирать в соответствии со своими интересами, своим расписанием или графиком работы, а часто и ориентируясь на преподавателя, читающего тот или иной курс.

Колледж призван в определенной степени преодолеть ограниченность школьного образования и дать азы общекультурной, общегуманитарной подготовки, которые не смогла дать школа. Поэтому в первые два года обучения в колледже студент, как правило, проходит общеобразовательные курсы по английскому языку, истории, философии, литературе, иностранному языку и др. Они являются обязательными и входят в перечень курсов, необходимых для получения степени бакалавра по всем специальностям.

Поступая в колледж абитуриент вправе вначале не уточнять специальность, которой он надеется овладеть. Достаточно лишь определиться с направлением или отраслью науки, в которой он намерен специализироваться, как-то: гуманитарные дисциплины, инженерные науки, математика и физика, педагогика и т.д. Как правило, достаточно определить лишь факультет, на который поступает абитуриент. При этом тематика и диапазон факультетов в США, а также перечень предлагаемых ими специальностей весьма широки. Определяя факультет, студент бывает еще далек от выбора конкретной специальности. Только на третьем году своего обучения он избирает специальность (в некоторых случаях студент, помимо основной, получает и вторую специальность).

Особенностью американского обучения на степень бакалавра состоит в том, что абсолютное большинство учебных дисциплин преподается в форме обзорных лекций. Понятия «академическая группа» не существует, т.к. каждый учится по индивидуальной программе и посещает лекции по выбору. Обычно каждому студенту перед лекцией выдается ее конспект, что освобождает студента от ведения конспекта в нашем понимании. Студенты слушают лектора и делают пометки в розданном им тексте.

В Великобритании существует несколько типов степени бакалавра, название которых зависит от специализации . Четыре основных степени – это бакалавр в области искусств BA (Bachelor of Arts), бакалавр в области наук BSC (Bachelor of Science), бакалавр в инженерной области BENG (Bachelor of Engineering), бакалавр в юридической области LLB (Bachelor of Law). Степень бакалавра присуждается после 3-х или 4-х лет учебы по специализированным программам на дневном отделении университета или колледжа (если для получения степени требуется еще и производственная практика, то общий срок обучения больше).

Аспирантский уровень образования в США и Великобритании начинается после получения степени бакалавра и ведет к получению степени магистра и доктора . В отличие от степени бакалавра степень магистра ориентируется на специализированную деятельность (управление бизнесом, техника, педагогика, юриспруденция и др.). Лица, уже имеющие степень бакалавра, должны пройти обучение еще в течение 1-2 лет, изучить определенное количество курсов, в основном в рамках своей специализации, написать и защитить «тезисы» – аналитический доклад или отчет соискателя магистерской степени о его научной работе по избранной теме. В некоторых университетах требуется знание иностранного языка.

В Англии имеются две группы учебных программ, позволяющих получить степень магистра (Master Degree): 1) программы, ориентированные на исследовательскую деятельность; 2) программы, ориентированные на повышение профессионального уровня по одной из специализаций. Учебные магистерские программы организованы следующим образом. После 8 — 9 месяцев лекций и семинаров сдаются экзамены, а затем студенты в течение 3 — 4 месяцев делают дипломный проект. По результатам экзаменов и защиты дипломной работы присваивается степень магистра. Обладателя степени магистра-исследователя называют еще магистром философии M. Phil (Master of Philosophy). Чтобы получить эту степень, нужно в течение 2-х лет вести под руководством старшего профессорско-преподавательского состава самостоятельную научно-исследовательскую работу. После присвоения степени магистра, студенты, как правило, не заканчивают на этом образование, а продолжают свою исследовательскую работу с целью получения степени доктора .

Высшим этапом подготовки высококвалифицированных специалистов является обучение в аспирантуре в течение 3-х лет по программе доктора . Такие программы ориентированны на четко специализированное обучение и самостоятельное научное исследование. В аспирантуру принимаются лица, имеющие, как правило, степень магистра, хотя в отдельных университетах достаточным является степень бакалавра.

В США, в отличие от России, а также ряда европейских стран, имеется только одна ученая степень, именуемая докторской и обозначаемая латинским термином Philosophia Doctore (Ph.D). Доктор философии – учёная степень, присуждаемая во многих странах Запада, в частности, в английской и немецкой системах высшего образования. Степень не имеет никакого практического отношения к философии (только историческое ) и присуждается почти во всех научных областях, например: доктор философии по литературе или доктор философии по физике. Эта степень по существу является эквивалентом нашей степени кандидата наук и присваивается по окончании аспирантуры и представлении диссертации.

Процедура защиты докторской диссертации принципиально отличается от той, которая принята в России. Она скорее напоминает нашу защиту диплома и происходит перед комиссией, состоящей из четырех человек: научного руководителя аспиранта и трех других профессоров той кафедры, по профилю которой выполнена работа. Никаких внешних отзывов на работу не требуется. Однако результаты, полученные в диссертации, как правило, должны уже быть опубликованы в научных статьях и апробированы в выступлениях на научных конференциях [Система образования в США].

Не вызывает сомнений, что реформа образования вносит существенные перемены в образ жизни огромного количества людей. Это означает, что через некоторое время наше общество будет состоять из других людей: не просто потому, что происходит естественная смена поколений, но принципиально других, образованных иначе , имеющих иной образ профессиональной деятельности и мира в целом. Меняя систему образования, мы меняем и характер общества. Закладывая в реформу некий идеальный образ системы образования и образ-цель результата на ее выходе (в виде компетентностей выпускника), мы, – сознавая это или нет, – закладываем в нее определенный образ будущего общества .

Образованию, с точки зрения социологии, образованию присущи в обществе, по меньшей мере, три функции. Образование обеспечивает: а) социализацию, т.е. передачу новым поколениям норм и ценностей общества; б) подготовку к профессиональной деятельности; в) социальную мобильность членам общества (своеобразный «социальный лифт»).

Направление реформирования образования нам задано – вхождение в единое образовательное пространство. При этом Европа в качестве образца декларирует систему образования США. С другой стороны, Европа имеет свои сложившиеся университетские традиции.

Цель образования в континентальной Европе понимается традиционно иначе, чем в англосаксонской культуре. Коротко это можно выразить следующим образом: европейцы делают ставку на специалистов -экспертов и их специальные знания (особенно в Германии, Швеции и др.), а англосаксы делают ставку на свободно развивающейся личности , стремящейся к счастью и успеху. Таким образом, если выделить доминирующие акценты, то получаем следующую картину. В рамках «европейской» модели образования самое важное – подготовить специалистов, а для этого привлечь заинтересованных студентов и в процессе обучения отобрать из них самых «перспективных», желательно умеющих учиться самостоятельно и очень интенсивно. Остальные – могут уходить не доучившись (с большими или меньшими потерями для карьеры и личности). В рамках «англосаксонской» (характерной для США) образовательной модели самое важное – формирование всесторонне подготовленной личности, а если в результате обучения получится ещё и специалист – тоже неплохо.

Кроме того, как отмечает Дэвид Харви, профессор антропологии City University of New York (CUNY), с высшим профессиональным образованием в США далеко не все благополучно: «…в этой стране постоянно существует нехватка квалифицированной рабочей силы. Учиться в колледже очень дорого. Поэтому людям с высшим образованием приходится платить высокие зарплаты. В бывшем СССР большой ресурс людей с прекрасным образованием, которые не востребованы в собственной стране. И в США их берут на работу. Так же и представителей технической и научной элиты из Китая, Индии. Америка не заботится о том, чтобы готовить собственные кадры» .

Какова цель реформирования российского образования, к чему мы движемся – к американской или к европейской модели выпускника? Известно, что цель – это идеальный образ будущего результата. Цель определяется объективными потребностями, а вот мотивы деятельности в направлении цели, как и выбор средств может быть совершенно разными.

Функции социализации , выполняемым вузовским образованием, принадлежит весьма значимая роль. Для молодого человека период обучения в вузе – это период наведение «мостиков» между ним и обществом, приобретения новых знакомств, выработка навыков коммуникаций на различном уровне, установка контактов, которые будут полезны в будущем. Отмечается возрастание удельного веса этой функции образования в обществе.

Вторая обозначенная выше функция образования – подготовка к профессиональной деятельности . Вот здесь-то произошли существенные изменения. Если прежде знание, как отмечает Н.Е. Покровский, наука опиралась на просветительскую картину мира и рассматривалась, в основном, как абсолютная и безбрежная ценность, то отныне возобладало понятие «полезного знания», т.е. знания, ограниченного в принципе, сфокусированного на конкретике и нацеленного на результат, приносящий немедленную экономическую выгоду. Это приводит к «перенастройке» основных параметров и всей системы образования .

Третья функция образования – «социальный лифт», позволяющийся выпускникам вузов подниматься из своей социальной страты на более высокие этажи. Возможности этой функции все более ограничиваются в связи с концентрацией «элитарных» вузов в столичных городах. Переход к двухуровневой системе высшего образования приведет к тому, что большинству вузов («провинциальных») позволено будет выпускать только бакалавров.

Новый тип экономики вызывает новые требования, предъявляемые к выпускникам вузов, среди которых все больший приоритет получают требования системно организованных интеллектуальных, коммуникативных, самоорганизующих начал, позволяющих успешно организовывать деятельность в широком социальном, экономическом, культурном контекстах. В докладе ЮНЕСКО, представленном 11 лет назад, говорится: «Все чаще предпринимателям нужна не квалификация, которая с их точки, зрения слишком часто ассоциируется с умением осуществлять те или иные операции материального характера, а компетентность, которая рассматривается как своего рода коктейль навыков, свойственных каждому индивиду, в котором сочетаются квалификация в строгом смысле этого слова… социальное поведение, способность работать в группе, инициативность и любовь к риску» . Работодатели оценивают качество образования выпускников по уровню их компетентности.

С другой стороны, реально существует и проблема превышения необходимого уровня компетентности . Исследователи отмечают, что «многие американские фирмы отказывают в приеме на работу выпускникам российских вузов потому, что их компетентность превышает требуемый уровень на данную вакансию» . Считается, что превышение необходимого уровня компетентности уменьшает возможность самореализации личности, следствием чего является снижение удовлетворенности трудом и возрастание социального пессимизма работника.

Обобщая, можно сказать, что «компетенция» предполагает развитие в человеке способности ориентироваться в разнообразии сложных и непредсказуемых рабочих ситуаций, иметь представления о последствиях своей деятельности, а также нести за них ответственность. Понимаемый в таком плане компетентностный подход в вузовском образовании безусловно полезен. Настораживают возможные «подводные камни» на пути его конкретной реализации. Здесь реальными являются две следующие крайние позиции.

1) Подмена фундаментальности знаний их утилитарным применением. Тогда выпускник вуза будет иметь не столько систему профессиональных знаний, сколько набор «компетенций» – умений и навыков. Система образования сама подводит студента к ситуации: «Зачем понимать , если можно просто уметь ?» Иначе говоря, традиционная задача образования – «почему » подменяется на задачу образования – «как ». Будем учить высшую математику по справочнику И.Н. Бронштейна, заучивая набор стандартных формул, а обучаться профессии – заучивая набор стандартных профессиональных приёмов. Получим профессиональных исполнителей задач типа «замесить и нарубить», как в известном старом мультфильме.

2) Подмена профессионального обучения общекультурным и «околопрофессиональным» образованием. Повышать культурный уровень студентов, выявлять и оптимально развить их личные способности, навыки адаптации в социуме. Конечно, это само по себе неплохо, но кому-то и работать надо – а тенденции усложнения техники, ориентации на инновационные технологии, требующие профессионализма от выпускников вузов, – никто не отменял.

Вводимая в России многоуровневая система высшего образования коренным образом отличается от сложившейся ранее. Уже признается, что массовый и срочный переход к ней грозит серьезной опасностью . Многое придется менять, а что-то – ломать кардинально и строить заново. При этом существует потенциальная опасность потерять то ценное, что было достигнуто за предыдущую историю отечественного высшего образования, в том числе сложившийся контингент высококвалифицированных преподавателей вузов. Известно, что при введении бакалавриата в Германии многие преподаватели выехали для работы в университеты и колледжи США. А чем займутся сокращаемые преподаватели специальных дисциплин отечественных вузов? И эта опасность является вполне реальной в связи с отменой специалитета как уровня подготовки профессионалов в техническом университете . Непродуманный переход к новой системе приведет к снижению конкурентоспособных выпускников вуза, поскольку отечественному работодателю не понятно, с каким уровнем подготовки придет бакалавр. Но самое главное – сокращение срока обучения на 20% не может дать прибавки качества и эффективности подготовки выпускникам вузов. Бездумная реализация принятого закона путем переноса европейский и американских прототипов образования на российскую почву может иметь разрушительные (но отсроченные, которые проявятся через 10-15 лет) последствия для будущего страны. Но следует иметь в виду, что конкретная реализация предстоящих реформаций во многом зависит от определения каждым вузом своей стратегии и своего места в системе подготовки квалифицированных кадров для города и региона.

ЛИТЕРАТУРА

  1. Клячко Т.Л. Модернизация российской системы высшего профессионального образования: автореф. дис.…докт. экономич. наук / Т.Л. Клячко. – Москва, 2007.
  2. Очкина А.В. Концепция изменилась? По следам реформаторов от образования / А.В. Очкина // Левая политика. 2007. № 1.
  3. Система образования в США : справка. Высшие учебные заведения Великобритании: справка // Отечественные записки. 2002. № 1.
  4. Образование в Российской Федерации : Статистический ежегодник. – М., 2007.
  5. Лесков С. Европе – бакалавров, родине – специалистов / С. Лесков // Официальный сайт «Известия науки»: http//www.inauka.ru/education/article78574.html, публикация 26.10.07 г.
  6. Покровский Н. Е. Трансформация университетов в условиях глобального рынка / Н.Е. Покровский // Журнал социологии и социальной антропологии. 2004. № 4.
  7. Филиппов А. Утопия образования / А. Филиппов // Отечественные записки. 2002. №1 .
  8. Власова, О. Не может служить вечно / О. Власова // Эксперт. 2008. № 2.
  9. Доклад международной комиссии по образованию ЮНЕСКО «Образование: сокрытое сокровище». – М., 1997.
  10. Шаталова Н.И. Деформации трудового поведения работника / Н.И. Шаталова // Социологические исследования. 2000. № 7.
  11. Макаров А.Н . Парадоксы взаимодействия рынка образования и рынка труда./ А.Н. Макаров // Педагогика. 2008. № 2.
  12. Дружилов С А. Проблемы и тенденции подготовки профессионалов в техническом университете / С.А. Дружилов // Современное профессиональное образование: философский анализ теории и практики: сб.ст. / Под ред. Н.В. Наливайко. – Новосибирск, 2008. – Том XXVIII. – Сер. тр., прил. к журн. «Философия образования».


Помимо степени доктора философии , в западных странах существуют и другие докторские степени того же ранга. Это связано с историческими традициями: в средневековых университетах существовали факультеты философии, юриспруденции, теологии и медицины, поэтому врачам присуждается степень доктор медицины, юристам – доктор права, богословам – доктор богословия, а всем остальным – доктор философии.

Россия стала участницей Болонского процесса в 2003 году. Из-за этого пришлось менять всю систему высшего образования, которая строилась не один десяток лет. В Болонской системе, как для студентов, так и для преподавателей ВУЗа есть свои плюсы и минусы, о которых можно говорить довольно долго. Тем не менее, кроме нововведений, к которым пока только привыкают, появилась двухуровневая система, которая предполагает обучение на уровнях «бакалавр» и «магистр». До определенного момента это тревожило выпускников, у которых на руках дипломы «специалистов». На самом деле России удалось отстоять право выдавать подобные дипломы, т.к. обучение на бакалавра предполагает 4 года, а на магистра 6 лет. Специалист подразумевает 5-летнее обучение.

Различия в обучении бакалавров, специалистов и магистров

Кроме различия в сроках обучения и специализации, существуют еще некоторые различия, по которым работает Болонская система. Обучение бакалавров предполагает формирование специфического индивидуального мышления, которые в совокупности с базовыми знаниями специальности помогут не только адаптироваться в профессиональной среде, но и развиваться самостоятельно.

Обучая студентов-специалистов, важно научить их работать самостоятельно, формировать у них умение совмещать теорию и практику, не пренебрегать своими способностями, в том числе речь идет и о творческих способностях. Задача преподавателей, которые работают с потенциальными «специалистами» - научить студентов работать в области научных исследований.

Студенты-магистры должны овладеть всем тем, чем и «бакалавры» и «специалисты», при этом им нужно дополнительно усвоить практические моменты и более узкие специализации в контексте специальности.

Последствия перехода на двухуровневую систему

Если обучение на бакалавра предполагает общую специальность, которую нужно изучать 4 года (возможно 3, если оканчивалось 12 классов школы), то обучение в магистратуре продолжается еще на 2 года. Это связано с тем, что магистр - это более узкий специалист. Такая система позволяет рационально использовать бюджетные средства, которые поступают в виде частного и государственного финансирования ВУЗов.

В связи с появлением данной системы, абитуриенты еще в старших классах должны определяться со своей будущей профессией. Плюсом является то, что у них нет необходимости сдавать вступительные экзамены. Достаточно общих государственных экзаменов, либо же зачисление может происходить за счет результатов олимпиад. Так же данная система предполагает возможность Российских студентов продолжать обучение в странах Европы и возможность оставаться там для карьерного развития.

Преимущества и недостатки двухуровневой системы

Основными преимуществами данной системы является то, что магистр уже на старших курсах обладает достаточным количеством знаний, чтобы приступать к работе. Количество бюджетных мест в магистратуру постоянно возрастает. Наличие обучения на бакалавра хорош тем, что человек имеет возможность подумать о целесообразности продолжать свое обучение дальше. У него есть возможность передумать и получить высшее образование в другой области.

Что касается явных недостатков, главный из них заключается в том, что пока еще не выработана система образовательных стандартов в России, что затрудняет возможности ранжировать специальности и выдавать соответствующие дипломы соответствующим специалистам. Особенно остро стоит вопрос о студентах-врачах и о представителях творческих профессий.

Сибайский институт (филиал) ФГБОУ ВПО «Башкирский государственный университет»,
г. Сибай

ПЕРЕХОД НА ДВУХУРОВНЕВУЮ СИСТЕМУ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИИ

В последние годы вузовскую общественность России интересуют проблемы, связанные с модернизацией российского высшего образования . Прошло достаточно много конференций и семинаров, посвященных данной проблематике, имеется целый ряд публикаций, создаются сайты, отражающие события Болонского процесса и перехода на двухуровневую систему обучения. И от того, насколько успешно будет реализован переход России к двухуровневой системе высшего образования, зависит будущее всей страны .

Актуальность темы определяется необходимостью перехода российских вузов на двухуровневую систему образования. Данный переход требует организационно-управленческих и содержательных изменений традиционного образовательного процесса. Часто он бывает затруднен негативным отношением части профессорско-преподавательского состава, студентов к двухуровневой системе образования, и формальным подходом к ее реализации. Однако негативных оценок бакалавриата в последнее время становится все меньше.

Двухуровневую систему образования необходимо проектировать одновременно как в контексте Болонского процесса, так и в контексте модернизации всей российской системы высшего образования. Систему образования нужно рассматривать как комплексную современную образовательную технологию, сочетающую педагогические, социально-психологические, организационные, экономические аспекты.


В 2003 году Российская Федерация вступила в Болонский процесс - в единое Европейское пространство высшего образования. Согласно Болонской декларации, российские высшие учебные заведения осуществляют обучение на основе двух уровней с 1 сентября 2011 г. Первый уровень – это бакалавриат, является обязательным для всех студентов. Второй уровень – это магистратура - более высокая ступень образования, в неё смогут поступить те, кто хочет заниматься научной деятельностью . Важной положительной стороной Болонской системы является возможность получения приложения к диплому, узнаваемого во всем европейском образовательном пространстве. Данное приложение востребова­но, особенно теми студентами, которые намерены продолжать свое образование за рубежом. Болонский процесс призван стать пусковым механизмом преобразований, которые повысили бы качество нашего высшего образования, а Россия позиционировала себя конкурентоспособным игроком на мировом образовательном рынке.

Двухуровневая система образования позволит воплотить парадигму - «образование через всю жизнь», которая ставит следующие задачи:

· разработка и внедрение фундаментальных, интегративных учебных предметов, различных образовательных стратегий, обучение методам самообразования и др.;

· направленность образования на личность обучаемого, ее всестороннее развитие, в том числе эмоциональное и интеллектуальное;

· подготовка к непрерывному образованию;

· ориентация на самообразование, мотивация к пополнению знаний и формирование готовности к переучиванию (переквалификации) в зависимости от потребностей рынка труда.

Преимуществом получения высшего образования по двухуровневой системе является то, что она дает студенту возможность получить высшее образование «два в одном»: закончить бакалавриат по одному направлению, а магистерский диплом получить по-другому. Студент не ограничен в выборе магистратуры ни стенами вуза, ни географическими границами. Достоинством бакалавриата является тесное сотрудничество российских и европейских вузов в совместных проектах. Многие вузы уже давно с успехом делают это, их выпускники находят себе работу по специальности. Один из способов помочь бакалавриату занять достойное место в системе высшего образования - «повернуть к нему лицом» абитуриентов, родителей и работодателей.

В Российской Федерации многие высшие учебные заведения начали готовить бакалавров уже с середины 1990-х годов. Такое решение было самостоятельным для каждого высшего учебного заведения. На сегодняшний день такая система стала обязательной почти для всех российских вузов. В соответствии с законом, человек с дипломом бакалавра – это квалифицированный специалист с высшим образованием, способный занимать определённые должности, требующие высшего профессионального образования .

Двухуровневая система - это более гибкая модель, и даже самим преподавателям не так уж просто на неё перестроиться. Современная система высшего образования требует больших трудозатрат на подготовку методических материалов, а на уровне зарплаты это никак не отражается. Сегодня преподаватель вынужден менять содержание своих лекций, изменять учебно-методические комплексы, разрабатывать новые рабочие программы дисциплин и затрачивать на это большу ю часть своего рабочего времени , а раньше пользовались одними и теми же методическими комплексами в течение десятка лет.


Бакалавр – это академическая степень или квалификация, которая присуждается студенту после окончания высшего учебного заведения базовой программы обучения . Бакалавр учится четыре года. Бакалавры на рынке труда адаптируются нисколько не хуже специалистов. Бакалавр имеет право бесплатно продолжать обучение в магистратуре, а затем поступать в аспирантуру. Степень бакалавра - это самодостаточный диплом высшего профессионального образования. Выпускники-бакалавры станут быстрее попадать в активную жизнь и в российскую экономику. Бакалавриат направлен на то, чтобы дать студенту определённую подготовку и научить пополнять знания, умения в большей степени самостоятельно.

Магистр – это высшая академическая степень, которая необходима тем, кто стремится получить ученую степень. Для поступления в аспирантуру требуется магистерский диплом. Магистр должен иметь право занимать более высокие должности и получать более высокую зарплату. Магистр - это всё-таки профессионал, способный решить самые сложные задачи в своей сфере, обладающий аналитическим складом ума и умением прогнозировать, часто магистрант ориентируется на научно-исследовательскую и/или преподавательскую работу.

Одной из основных положительных сторон данной системы является близость к европейскому образованию, мобильность. Как утверждают сторонники закона о двухуровневом образовании, в будущем любой бакалавр сможет закончить образование, например, в Германии или Великобритании. Бакалавриат предполагает целое направление, внутри которого выпускник, поработав и выяснив, что ему ближе, сможет получить узкую специальность. Кроме того, студент имеет возможность, уже имея высшее образование, на практике убедиться в правильности выбора им профессии.

Стандартизация Российского образования гарантирует абитуриентам, студентам и выпускникам вузов, а также их родителям определенный уровень знаний учащихся и качество образования. Отличие федерального государственного стандарта третьего поколения от предшествующих стандартов, в том, что вузам предоставлена свобода выбора. Если раньше 70% учебного времени занимали обязательные дисциплины, а 30% отдавалось региональным и вузовским компонентам, то сейчас эта пропорция для бакалавров составляет 50 на 50, а в магистратуре вуз определяет уже 70% содержания учебных программ .

Прежние государственные стандарты основывались на дисциплинарном принципе, студент должен был освоить определенный объем знаний по конкретным научным дисциплинам. В новых стандартах же главенствует компетентностный подход. Результат образовательного процесса описывается комплексом компетенций выпускника. Качество подготовки определяется степенью приобщения студента к целостной сфере будущей профессиональной деятельности . За время обучения студент должен освоить определенные компетенции, предусмотренные государственным стандартом. А при помощи, каких дисциплин формируются эти способности и трудовые навыки, министерством жестко не установлено.

Особенность ФГОС ВПО в том, что 20% аудиторных занятий должны проходить в интерактивной форме, должны быть использованы новые технологии для того, чтобы включенность учащегося в дидактический процесс, его активность была выше. Лекционные занятия преподавателя должны составлять не более 40% учебных занятий. Новый федеральной государственный стандарт требует больше времени отводить на самостоятельную работу студентов, практические и лабораторные занятия, которые, в свою очередь, должны быть методически обеспечены.

Старые стандарты ограничивали учебный процесс дисциплинами, в новом стандарте предусматривается наличие дидактических модулей, междисциплинарных комплексов. Студентам будет даваться синтетический материал, требующий знания нескольких дисциплин.

В пространстве высшего образования на общеевропейском уровне особое внимание уделяется и развитию эффективных систем обеспечения качества образования. Ответственность за обеспечение качества лежит на каждом вузе в соответствии с принципом институциональной автономии. Это является важным условием успешного формирования национальных систем по обеспечению качества высшего образования, которые должны включать:

1. определение обязанностей участвующих органов и учреждений;

3. систему аккредитации, аттестации и сопоставимых процедур;

4. международное партнерство, сотрудничество и создание сети агентств, специализирующихся на определении образования.

Система зачетных единиц представляет собой эффективный механизм сравнения количественных и качественных показателей подготовки уровня студентов, позволяя на основе объективных критериев устанавливать по итогам обучения индивидуальный рейтинг каждого студента. При масштабном применении в образовательной практике высшей школы система зачетных единиц имеет многоцелевое назначение и составляет основу организации учебного процесса. Ее реальные достоинства в сочетании с инновационными образовательными технологиями проявляются в деятельности высших учебных заведений.

Система зачетных единиц рассматривается как инструмент повышения качества образования. Ее введение существенным образом изменяет работу преподавателей, побуждая их к постоянному самосовершенствованию и самообучению, обновлению методического обеспечения учебного процесса, регулярному индивидуальному консультированию студентов.

Переход на систему зачетных единиц в положительной степени скажется и на работе студентов. Увеличение самостоятельных занятий стимулирует студентов к освоению различных способов поиска и сбора информации по изучаемым дисциплинам. Формирование студентами на основе учебных планов индивидуальных образовательных программ существенно влияет на личную мотивацию в обучении, а развитие новых, эффективных методов текущего контроля знаний способствует повышению качества усвоения учебных предметов .

Таким образом, переход на двухуровневую систему обучения сделает российское высшее образование более привлекательным, гибким, демократичным, позволит повысить эффективность использования бюджетных средств, создать условия для наилучшей подготовки студентов, а также возможность продолжения учебы в любом вузе Европы. У российского студента появятся возможности учиться в зарубежных университетах, накапливать академические кредиты и использовать их для получения второго высшего образования и вообще для образования в течение всей жизни.

Однако, в то же время, в бакалавриате есть и отрицательные стороны.

Во-первых, невозможность для студента, разочаровавшегося в системе «бакалавриат-магистратура», перейти на обычную пятилетнюю систему обучения.

Во-вторых, двухуровневая система приведет к разрушению традиционной советской модели высшего образования, которая отлично себя зарекомендовала;

В-третьих, рынок труда не готов рассматривать бакалавров, как людей с законченным высшим образованием, и если российские дипломы будут признаваться на Западе, то это приведет к "утечке мозгов";

В-четвёртых, диплом бакалавра признается как диплом о высшем образовании, однако работодатели относятся скептически и хотят видеть в своём штате лишь специалистов.

Таким образом, юридически понятия бакалавр и специалист равнозначны и одинаковы. Но всё же в первое время некоторое преимущество будет у специалиста, так как специалист более узнаваем и привычен для работодателей. Степень бакалавра - это самодостаточный диплом высшего профессионального образования. Выпускники-бакалавры станут быстрее попадать в активную жизнь общества. Нужна разъяснительная работа как со студентами, так и работодателями. В связи с реорганизацией многих отраслей российского высшего образования специалитет уходит в прошлое и от этого никуда не деться. Перед высшими учебными заведениями стоят две взаимосвязанные проблемы: подготовка новых методических материалов по бакалавриату и разработка критериев оценки уровня подготовки студентов.

Литература

1. , Цыб процесс в вопросах и ответх.. Изд-во С.-Петерб. ун-та, 20с. Бакалавриат и магистратура: чего больше – плюсов или минусов?: беседа с директором Департамента государственной политики и нормативно-правового регулирования в сфере образования Министерства образования и науки РФ Н. Розиной // Обучение & карьера. – 2008. – №2. – С. 10-15.

2. Сенашенко, В. Качество высшего образования и система зачетных единиц / В. Сенашенко, Н. Жалнина // Высшее образование в РоссииN 5. - С. 14-18

3.Еремина бакалавриата в подготовке квалифицированных специалистов. // Высшее образование в России. № С.144-146

4. Вукович двухуровневая система образования в контексте усиления Европейских интеграционных процессов // Современные наукоемкие технологии. – 2008. – № – С.106-107.

Как известно, в магистратуре российских вузов есть как платные, так и бесплатные (бюджетные) места. Кто же может претендовать на них?
Согласно новому Закону «Об образовании», который уже вступил в силу, магистратура относится к первому высшему образованию, а значит, предоставляется бесплатно (правда, количество мест, естественно, строго ограничено). Согласно тому же закону, на бесплатные (конкурсные) места в магистратуру могут претендовать те, кто получил диплом бакалавра в любом году или диплом специалиста – до 2012 года.

С 2012 года те, кто отучился в вузе пять лет, стали получать диплом специалиста нового образца. Для них магистратура уже считается вторым высшем образованием, а значит, обучение в любом случае будет платным.

Для тех, кто уже отучился в магистратуре и решил поступать в нее снова, обучение, конечно, тоже будет платным – это уже второе высшее.

Кто придумал двухуровневую систему?

Именно по такой схеме – сначала бакалавриат, а потом, по желанию, либо магистратура, либо трудоустройство – уже давно учатся студенты в западных вузах. Когда речь зашла о том, что Россия будет вступать в Болонский процесс (а надо это для того, чтобы дипломы наших вузов признавали по всему миру), заговорили о необходимости того, чтобы и наши учебные заведения перевести на двухуровневое образование.

Эту систему депутаты Госдумы узаконили еще в конце 2007-гo. С каждым годом на нее переходит все больше вузов.

Сколько лет надо сидеть за партой?

Программа подготовки бакалавра рассчитана на 4 года. Бакалавриат – это полноценное высшее образование. В дипломе такого выпускника будет написано: «присвоена квалификация (степень) бакалавра по такому-то направлению». Магистратура – это еще два года в институте.

До недавнего времени она была предусмотрена для тех, кто хочет пойти в науку или стать преподавателем. Но в последние годы в ведущих российских вузах стали появляться магистерские программы с четкой практической направленностью. Учебный план таких образовательных программ построен с учетом именно практической составляющей, а к преподаванию широко привлекаются представители бизнеса и государственных органов.

Кстати, помимо такого расклада (11 классов школы – бакалавриат – магистратура), есть и другие. Например, юноша или девушка может после 9-го класса сначала поступить в колледж, а уже потом подавать документы в вуз. При этом на бакалавра потом придется учиться не четыре, а всего три года. Если в вузе молодой человек продолжит обучение по тому же профилю, что и в колледже.

Всем ли хватит мест в магистратуре?

Чтобы поступить в магистратуру, придется сдавать экзамены. Понятно, что бюджетных мест там будет меньше, чем в бакалавриате. Обычно чем крупнее вуз, тем больше бюджетных мест он может себе «позволить». Безусловным лидером по числу бюджетных мест в магистратуре (как в абсолютном, так и в относительном исчислении) является НИУ «Высшая школа экономики». Традиционно немало бесплатных мест на некоторых факультетах МГУ, в МФТИ и многих технических вузах.

Так или иначе, количество мест для магистров во всех вузах будет разным. Это зависит от качества подготовки, кадровых и материальных возможностей учебного заведения. Самые талантливые молодые люди смогут учиться в магистратуре бесплатно.

А это нормальное образование?

У двухуровневой системы образования много противников. Некоторые уверены: бакалавры – это все равно что недоучившиеся студенты. Представители ведущих вузов, которые перешли на новую систему подготовки не дожидаясь появления закона, с этим не согласны. Среди передовиков – и Московский государственный технический университет им. Н.Э. Баумана (МГТУ имени Баумана), Российский университет дружбы народов (РУДН), и Московский государственный институт международных отношений (МГИМО).

Сегодня все большее количество вузов старается выстроить свои бакалаврские программы с тем, чтобы дать студентам наиболее общее фундаментальное образование по выбранной дисциплине, а магистерские программы будут служить уже как более специализированные, углубленные, курсы для тех, кто окончил бакалавриат.

Что думают работодатели?

Многие папы и мамы нынешних абитуриентов сомневаются, стоит ли отдавать любимое чадо в бакалавриат. Найдет ли потом молодой человек с таким образованием престижную работу?
Ответ на этот вопрос простой – редко можно найти описание вакансии, где бы требовался, например, человек с образованием «магистратура». В девяти случаях из десяти указывается «высшее образование», а сюда относится и бакалавриат.

С другой стороны, компании ценят знания и опыт сотрудника, которого они принимают на работу. И порой строчка «магистратура» может сыграть решающую роль в выборе одного из двух претендентов.
Нельзя также отрицать, что для многих профессиональных областей важнее два года практического опыта, чем два года, проведенные на лекциях. Едва ли эта ситуация изменится в ближайшее время. Хотя для сфер деятельности, где необходимы фундаментальные знания – экономики, юриспруденции, фармацевтики, психологии, – приоритетной должна стать степень магистра.

11Ш11Я № 3,2012 ШШШШШШ

МОДЕРНИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ

ДВУХУРОВНЕВАЯ СИСТЕМА РОССИЙСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ

О. И. Аверина, Н. А. Горбунова

(Мордовский государственный университет им. Н. П. Огарева)

Анализируются основные достоинства и недостатки двухуровневой системы высшего образования и проблемы, возникающие в данной области в связи с переходом на образовательные стандарты высшего профессионального образования третьего поколения. Рассматриваются ключевые направления развития инновационной модели образования в современных условиях.

Ключевыге слова: гармонизация образования; государственные образовательные стандарты; бакалавриат; магистратура; компетентностный подход; аспирантура; модуль; инновационная модель образования; образовательные технологии; зачетные единицы.

Одним из приоритетных направлений развития страны на современном этапе является обеспечение высокого качества и престижа российского образования.

Достижение этой цели непосредственно связано с модернизацией российского высшего образования в рамках реализации основных принципов Болонского процесса.

Как известно, Болонским принято называть процесс создания странами Европы единого образовательного пространства. Его начало было положено подписанием в 1999 г. в г. Болонье (Италия) Болонской декларации, в которой были сформулированы основные цели, ведущие к достижению сопоставимости и в конечном счете гармонизации национальных образовательных систем высшего образования в странах Европы.

Россия присоединилась к Болонскому процессу в 2003 г. на Берлинской конференции министров образования стран - участниц Болонского процесса. Необходимость присоединения России к Болонскому процессу была обусловлена, с одной стороны, сильной зависимостью страны от внешнего рынка и в производстве, и в потреблении, а с другой - требованием повышения конкурентоспособности российского образования, превращения его в высокорентабельную сферу бизнеса, обеспечивающую свободное передвижение труда, товаров и капитала в мировом сообществе.

В Болонской декларации указаны следующие ключевые принципы гармонизации национальных образовательных систем: введение общепонятных, сравнимых квалификаций в области высшего образования, переход на двухступенчатую систему высшего образования (бакалавриат - магистратура), введение оценки трудоемкости (курсов, программ, нагрузки) в терминах зачетных единиц (кредитов) и отражение учебной программы в приложении к диплому, образец которого разработан ЮНЕСКО, повышение мобильности студентов, преподавателей и административно-управленческого персонала (в идеале каждый студент должен провести не менее семестра в другом вузе, желательно зарубежном), взаимное признание квалификаций и соответствующих документов в области высшего образования, обеспечение автономности вузов .

Кроме того, в настоящее время обсуждаются вопросы о необходимости введения аспирантуры в общую систему образования (в качестве третьего уровня); повышении привлекательности, конкурентоспособности и социальной роли высшего образования, его доступности; о развитии системы дополнительного образования («образования в течение всей жизни»). В целом новая система образования предполагает много положительных моментов, которые должны позитивно сказаться на результатах обучения.

© Аверина О. И., Горбунова Н. А., 2012

ИНТЕГРАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ

Достоинствами первого уровня высшего образования - бакалавриата - являются принятие данной образовательной квалификации европейскими работодателями, возможность трудоустройства за рубежом и смены профессии. Человек с дипломом бакалавра - это квалифицированный специалист с высшим образованием, способный занимать определенные должности, требующие высшего профессионального образования. Отличительную особенность магистратуры составляет более узкая и глубокая специализация студента. Получение магистерского диплома необходимо для тех, кто стремится получить ученую степень или ориентируется на научноисследовательскую и/или преподавательскую работу.

Среди преимуществ двухуровневой системы следует назвать и то, что она дает студенту возможность получить высшее образование «два в одном»: закончить бакалавриат по одному направлению, а магистерский диплом получить по другому . Тем не менее переход на двухуровневую систему образования в российской практике связан с наличием определенных проблем, обусловленных прежде всего необходимостью сохранения фундаментальности российского образования, его разумной консервативности, интеграции с наукой, наличием оригинальных научно-педагогических школ. Современная образовательная парадигма должна определять обучение как управляемую учебно-познавательную деятельность, которая приводит не только к увеличению объема знаний, умений и навыков, но и к изменениям личности обучаемого в направлении более полной ее самореализации. В высшей школе как школе профессиональной результат процесса обучения выступает в виде формирования профессионально значимых качеств личности студента - качеств, которые определят его профессиональную компетентность, навыки и мастерство.

В настоящее время профессиональные образовательные программы подготовки бакалавров, магистров приводятся в соответствие с требованиями фе-

деральных государственных образовательных стандартов (ФГОС) третьего поколения. Среди особенностей ФГОС выделим следующие:

1) стандарты третьего поколения в отличие от предшествующих направлены на предоставление вузам свободы выбора. Если раньше 70 % учебного времени занимали обязательные дисциплины, а 30 % приходилось на региональный и вузовский компоненты, то сейчас пропорция для бакалавров составляет 50 на 50, а в магистратуре вуз определяет 70 % содержания учебных программ. Это обусловлено необходимостью сохранения некоторых базовых специальностей российской системы образования, которые в соответствии с ФГОС представляют собой только профильную направленность подготовки. Одновременно внедрение новых стандартов в учебный процесс предполагает сокращение количества часов, отведенных на профессиональные специальные дисциплины: из 4 860 ч, или 240 зачетных единиц, по программе обучения бакалавриата на освоение профессиональных компетенций выделено только 52 %. Очевидно, что в совершенстве овладеть навыками профессиональных компетенций в таких условиях довольно сложно, следовательно, необходимо изыскание дополнительных резервов более эффективного использования учебного времени с применением новых стилей подготовки;

2) если прежние государственные стандарты основывались на дисциплинарном принципе, согласно которому студент должен освоить определенный объем знаний по конкретным научным дисциплинам, то во ФГОС базовым является компетентностный подход. Результат образовательного процесса описывается комплексом компетенций выпускника, а качество подготовки определяется степенью приобщения студента к целостной сфере будущей профессиональной деятельности. Это означает, что за время обучения студент должен освоить ряд компетенций, предусмотренных государственным стандартом. В то же время Министерством образования жестко не установлено, с помощью ка-

ких дисциплин должны формироваться способности и трудовые навыки студента. С одной стороны, вузу достаточно сложно определить, какие дисциплины должны соответствовать модулю, включающему несколько компетенций; с другой - вузу предоставляется возможность создать обучающие модули, соответствующие той или иной профильной направленности и специальностям, существующим в нем до перехода на двухуровневую систему образования;

3) особенность ФГОС связана с тем, что не менее 20 % аудиторных занятий должны проходить в интерактивной форме с использованием новых технологий, а лекционные занятия преподавателя не должны превышать 50 % аудиторной нагрузки. Новые стандарты требуют, чтобы больше времени отводилось на самостоятельную работу студентов, практические и лабораторные занятия, которые должны быть обеспечены соответствующим учебно-методическим материалом (рефераты, эссе, портфолио, курсовые работы);

4) новые образовательные стандарты ориентированы на использование системы зачетных единиц, которые представляют собой эффективный механизм сравнения количественных и качественных показателей уровня подготовки студентов. Применение в образовательной практике высшей школы этой системы имеет многоцелевое назначение и составляет основу организации учебного процесса. Введение зачетных единиц (кредитов) изменяет работу преподавателей: с одной стороны, оно побуждает их к постоянному самосовершенствованию и самообучению, обновлению методического обеспечения учебного процесса, регулярному индивидуальному консультированию студентов; с другой - позволяет на основе объективных критериев устанавливать по итогам обучения индивидуальный рейтинг каждого студента, стимулируя его к освоению различных способов поиска и сбора информации по изучаемым дисциплинам. Умение студента формировать свои учебные планы индивидуальных образовательных программ существенно влияет на личную

мотивацию к обучению, а новые, эффективные методы текущего контроля знаний способствуют повышению качества усвоения учебных предметов. Основная проблема использования индивидуальных планов связана с ориентацией на идеального студента, обладающего определенным потенциалом знаний. Для менее способных формирование учебных планов будет заключаться в выборе наиболее легких для освоения дисциплин, что в конечном счете отрицательно повлияет на выполнение учебного плана и уровень подготовки специалиста.

Концепция построения новых образовательных стандартов связана с решением нескольких основных вопросов.

1. Активное внедрение в учебный процесс инновационной модели образования. Целью данной модели является подготовка специалистов, обладающих достаточными профессиональными компетенциями, необходимыми для решения разного рода задач, возникающих в практической деятельности.

Внедрение инновационной модели требует наличия образовательной среды, которая представляет собой своеобразный комплекс, вводящий обучаемого в реальную систему теоретических конструкций и практических навыков. Это своего рода образовательное пространство, комплексно воздействующее на развитие будущего специалиста, способствующее профессиональному становлению обучаемого. Использование инновационной образовательной среды может стать оптимальным подходом к реализации единства теории и практики для полноценной подготовки кадров. Среди разных видов инноваций наибольшую актуальность в настоящее время получили приемы, относящиеся к организации учебного процесса: кейс-стади, интерактивные прак-

ИНТЕГРАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ

тикумы и тренажеры, электронные учебники и учебные пособия, электронные учебно-методические комплексы, виртуальные компьютерные лаборатории, автоматизированные лабораторные комплексы, автоматизированная консультирующая система и др. Многие из инноваций связаны в большей степени с внедрением новых образовательных технологий в учебный процесс, а не с изменением характера и содержания образования. Изменения методов и технологий обучения могут быть представлены в виде новых методических разработок для действующих учебных дисциплин, новых тем дипломных и курсовых работ, новых дисциплин в составе основных образовательных программах разных уровней образования, новых направлений научных исследований, новой тематики научно-практических конференций.

2. Применение компетентностного подхода, обеспечивающего профессиональную ответственность за выполнение должностных функций. Данный подход не отвергает принципа фундаментальности образования, а усиливает глубину его постижения в рамках заданной области применения. Компетентностный подход означает в высшей степени междисциплинарный характер содержания образования. Так как любая современная деятельность многомерна в своих следствиях, профессиональная ответственность предполагает принятие решений и действий, учитывающих наряду со знанием основной специальности знание других. Освоение знаний, умений и овладение навыками должно удовлетворять следующим требованиям:

Перечень знаний, умений и навыков должен быть минимально достаточным. Сформулированное требование предполагает определение минимального достаточного уровня подготовки. Его содержание должно позволять специалисту осуществлять профессиональную деятельность в качестве стажера (что и происходит в действительности), достраивать впоследствии профессиональное образование через систему подготовки и повышения квалификации, удовлетворять запросы потребителей как на те-

кущий момент, так и в перспективе. Этот уровень должен в прямом смысле представлять собой «ядро» профессионального образования;

Перечень знаний, умений и навыков должен быть реально усваиваемым. Это означает, что в рамках временных ограничений на учебный процесс знания, умения и навыки должны быть освоены в такой степени, чтобы быть использованными естественным образом в практической деятельности специалиста .

Таким образом, компетентностный подход позволяет рассмотреть образовательный процесс как поэтапное усложнение целей, содержания, методов, форм, результатов обучения на разных уровнях образования.

Обучение, основанное на компетент-ностном подходе, существенно меняет и роль преподавателя. Если раньше он выступал в качестве посредника между базой знаний и студентом, то теперь ему уготованы следующие ролевые функции: лектор, преподаватель, разработчик учебной программы, экзаменатор, наставник, консультант, исследователь, координатор.

3. Развитие у студентов способностей к разным стилям обучения. В европейских вузах в данной области проведены многочисленные исследования, в результате которых студенты классифицировались по разным признакам: активные и рефлексорные; прагматики и теоретики; адаптирующиеся и новаторы; ассимиляторы и исследователи; зависимые от окружающей среды и независимые; глобалисты и аналитики; ассимиляторы и приспособленцы; творчески мыслящие и аналитически мыслящие; непоследовательные и последовательные; здравомыслящие и порывистые; инициативные и мотивированные; интуитивно мыслящие и аналитически мыслящие; мыслящие и чувствующие; мыслящие активно левым полушарием мозга и мыслящие активно правым полушарием и др. Каждая из этих групп студентов имеет свои предпочтения в формах подачи новых знаний преподавателями. Если имеются несоответствия между выбранным преподавателем стилем подачи учебного

материала и стилем обучения студента, при котором он чувствует себя наиболее комфортно, то возникают разного рода сложности.

Нами было проведено исследование, среди студентов III и IV курсов дневной формы обучения по программе «Бухгалтерский учет, анализ, аудит». Студентам была дана анкета, содержащая 12 вопросов, ответы на которые позволили определить основные стили обучения, предпочитаемые студентами. В результате оказалось, что из двух способов восприятия информации - конкретный опыт, обучение от ощущений, личного опыта, вовлеченности и абстрактная концептуализация, обучение путем размышления - основная масса студентов отдала предпочтение первому. Сторонники второго составили всего 11 % от общей численности опрошенных. Довольно интересным оказались результаты исследования по вопросу предпочтений студентов в отношении способов обработки воспринятой информации. Из двух способов - активное экспериментирование и рефлексивное наблюдение - 70 % студентов предпочли второй.

Таким образом, имея результаты подобного анкетирования, преподаватель может значительно облегчить студентам процесс обучения, выбрав для них соответствующие дидактические приемы и методы подачи материала.

4. Формирование академической честности студентов. Поскольку личная добросовестность составляет основу собственного успеха и удовлетворенности в бизнесе и в жизни, то академическую честность следует рассматривать как самый ценный актив студента. К сожалению, в настоящее время случаи академической нечестности получили довольно широкое распространение. Это подтвердили и результаты исследования, которое было проведено в сентябре 2011 г. Анкетирование студентов показало следующие результаты: 60 % респондентов скачивали из Интернета готовые рефераты, эссе, курсовые работы; 43 - оплачивали другим лицам выполнение курсовых, дипломных работ, рефератов или покупали готовые работы; 35 - ис-

пользовали рефераты, эссе, домашние задания, выполненные студентами данного учебного заведения за предыдущие годы; 28 - при итоговой аттестации по изучаемой дисциплине (зачет, экзамен) пользовались опубликованными ответами на экзаменационные вопросы и шпаргалками, а также материалами, скаченными на мобильный телефон; 25 - изучали учебный материал на основе ксерокопий лекций и конспектов других студентов; 18 - для сдачи экзамена или зачета пользовались гарнитурой (наушниками); 15 % применяли на экзаменах шпаргалки других студентов.

Полученные результаты свидетельствуют о необходимости кардинального изменения сложившегося менталитета студентов, применения более жестких мер наказания за академическую нечестность.

5. Активное использование самостоятельной работы (СРС). Самостоятельная работа студентов предназначена не только для овладения каждой дисциплиной, но и для формирования навыков самостоятельной работы вообще в учебной, научной, профессиональной деятельности, способности принимать на себя ответственность, самостоятельно решать проблемы, находить конструктивные решения. Согласно новой образовательной парадигме независимо от специализации и характера работы любой начинающий специалист должен обладать фундаментальными знаниями, профессиональными умениями и навыками деятельности своего профиля, опытом творческой и исследовательской деятельности по решению новых проблем, опытом социально-оценочной деятельности. Две последние составляющие образования формируются именно в процессе самостоятельной работы студентов. Кроме того, СРС имеет воспитательное значение: она формирует самостоятельность не только как совокупность умений и навыков, но и как черту характера, играющую существенную роль в структуре личности современного специалиста высшей квалификации.

Формы СРС разнообразны: отработка текущего материала по конспектам и

Соотношение времени, отводимого на аудиторную и самостоятельную работу, в мировой практике составляет 1:3,5. Такое соотношение основывается на огромном дидактическом потенциале СРС. Самостоятельная работа способствует углублению и расширению знаний; формированию интереса к познавательной деятельности; овладению приемами процесса познания; развитию познавательных способностей.

Самостоятельная работа носит деятельностный характер. Условиями, обеспечивающими ее успешное выполнение, являются мотивированность учебного задания; четкая постановка познавательных задач; алгоритм, метод выполнения работы, знание студентом способов ее выполнения; четкое определение преподавателем форм отчетности, объема работы, сроков ее представления; определение видов консультационной помощи; форм контроля (практикум, контрольные работы, тесты, семинар и др.). Для организации и успешного функционирования самостоятельной работы студентов необходимы: комплексный подход к организации СРС по всем формам аудиторной работы; сочетание всех уровней (ти-

пов) СРС; обеспечение контроля за качеством выполнения (требования, консультации) .

Таким образом, переход на двухуровневую систему обучения предполагает кардинальную перестройку образовательного процесса и позволяет повысить эффективность использования бюджетных средств, создавать условия для наилучшей подготовки студентов, а также предоставляет возможность продолжения учебы в любом европейском вузе. Реализация данного процесса должна быть неразрывно связана с сохранением традиций российской высшей школы, готовностью к инновациям и воспитанию нового поколения квалифицированных специалистов.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Аверина, О. И. Компетентностный подход к бухгалтерскому образованию / О. И. Аверина // Совершенствование системы бухгалтерского учета, анализа и аудита в условиях инновационных преобразований в экономике региона. - Саранск, 2011. - Ч. 2. - С. 15-20.

2. Болонская декларация. Совместное заявление европейских министров образования (г. Болонья, 19 июня 1999 г.) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.yojo.ru.

3. Еремина, О. В. Возможности бакалавриата в подготовке квалифицированных специалистов / О. В. Еремина // Высш. образование в России. - 2010. - № 12. - С. 144-146.

Поступила 16.05.12.

УДК 378.014.3

ИНТЕГРАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ В РЕГИОНАЛЬНЫЕ ВЫСОКОЭФФЕКТИВНЫЕ НАУЧНО-ИННОВАЦИОННЫЕ КЛАСТЕРЫ

И. Н. Ефимова (Нижегородский государственный университет им. Н. И. Лобачевского)

Обсуждаются проблемы формирования и развития новой модели инновационной экономики, образования и бизнеса - региональных научно-инновационных кластеров. Рассматриваются место, роль и функции кластерных составляющих: региональной власти, вузов, предприятий, бизнес-структур и т. д. Доказывается, что деятельность кластеров позволит принимать как на федеральном, так и на региональном уровнях меры по созданию условий для развития отраслей экономики и социальной сферы с учетом конкурентных преимуществ каждого региона.

Ключевыге слова: региональный кластер; инновации; вуз; власть; предприятия; бизнес-структуры; сети; политика; национальный исследовательский университет.

© Ефимова И. Н., 2012

Поделитесь с друзьями или сохраните для себя:

Загрузка...