Морфология. Молодые ученые: морфолог, врач-патологоанатом Артур Бахтин Чем занимаются ученые морфологи

Что это за врач "клинический морфолог"? и получил лучший ответ

Ответ от Лилит[гуру]
Клинический морфолог работает с биологическим материалом: биопсией, гистологией. Вообщем тот же самый паталогоанатом, занимающийся диагностикой.

Ответ от 2 ответа [гуру]

Привет! Вот подборка тем с ответами на Ваш вопрос: Что это за врач "клинический морфолог"?

Ответ от Natali [гуру]
Лечит сном.


Ответ от НЕХОЧУХА [гуру]
выявляет предопухолевые состояния и ранние стадии опухолевого роста.


Ответ от Антон Владимирович [гуру]
Ну, наверное, какой-то коммерческий врач.Если бы была приставка "пато-" - это понятно. К такому врачу попадают, когда уже ничего не болит и болеть не может (не к ночи будь сказано) .Ну, а если с таким названием - наверное, это человек, который за ваши деньги рассказывает вам, что руки у вас сверху, а ноги снизу.... Ах, да. Если в слове "морфолог" букву "ф" поменять на "т" - это будет врач, делающий эфтаназию, которая запрещена....В принципе - то же, что и первый вариант.. . :)))))


Ответ от Пользователь удален [новичек]
НАверно АНАСТЕЗИОЛОГ


Ответ от Лимонная рыбка [гуру]
Клиническая морфология - специальность, основной целью которой является не патологоанатомическая, а клиническая диагностика, направленная на своевременное выявление заболеваний, определение особенностей их течения и выбор оптимальной лечебной тактики. Напрямую специальность связана с улучшением старых и внедрением новых методов диагностики (лабораторных и инструментальных) .

МОРФОЛОГИЯ

МОРФОЛОГИЯ

(греч., от morphe - вид, и lego - говорю). 1) учение о форме органических тел и их частей. 2) часть грамматики, рассматривающая слово со стороны его формального состава.

Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка.- Чудинов А.Н. , 1910 .

МОРФОЛОГИЯ

1) учение о формах языка, образование слов, изменение корней, законы соединения корня с приставками, суффиксами и окончаниями; 2) учение о внешних формах растений и расположение их для удобства изучения по группам и отделам; 3) учение о формах организмов и отдельных органов; часть эмбриологии (развитие зародыша) и сравнительной анатомии.

Полный словарь иностранных слов, вошедших в употребление в русском языке.- Попов М. , 1907 .

МОРФОЛОГИЯ

1) биол. комплекс наук, изучающих форму и строение животных и растительных организмов; 2) лингв. раздел грамматики (ГРАММАТИКА), занимающийся средствами выражения значений в пределах одного слова (морфемами (МОРФЕМА).

Словарь иностранных слов.- Комлев Н.Г. , 2006 .

МОРФОЛОГИЯ

греч., от morphe , вид, и lego , говорю. Учение о форме органов.

Объяснение 25000 иностранных слов, вошедших в употребление в русский язык, с означением их корней.- Михельсон А.Д. , 1865 .

МОРФОЛОГИЯ

термин, употребл. в анатомии и лингвистике, обозначает науку о формах организмов и языка.

Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка.- Павленков Ф. , 1907 .

Морфоло́гия

(гр. morphe форма + ...логия)

1) комплекс наук, изучающих форму и строение животных и растительных организмов; к морфологии животных (и человека) обычно относят анатомию (в т. ч. сравнительную), эмбриологию, гистологию, цитологию и палеозоологию; к морфологии растений - их анатомию, эмбриологию, цитологию и палеоботанику;

2) лингв. раздел грамматики, изучающий структуру слова и выражение грамматических значений в пределах слова.

Новый словарь иностранных слов.- by EdwART, , 2009 .

Морфология

морфологии, мн. нет, ж. [от греч. morphe – форма и logos – учение ]. 1. Учение о строении организмов (растений, животных). || Строение организмов. 2. Отдел языковедения, изучающий формы слов (лингв.). Морфология русского языка. || Совокупность форм слов какого-н. языка (лингв.). Болгарский язык сильно отличается своей морфологией от других славянских языков.

Большой словарь иностранных слов.- Издательство «ИДДК» , 2007 .

Морфология

и, мн. нет, ж. (нем. Morphologie греч. morphē форма + logos наука, учение).
1. Строение и форма животных и растительных организмов как объект научного изучения. М . животных . М . человека . М . растений .
2. Раздел грамматики - наука о частях речи, об их категориях и о формах слов.
Морфолог - ученый, специалист по морфологии 1, 2.
|| Ср. синтаксис .
3. Система частей речи, их категорий и форм слов. Описание морфологии русского языка .
Морфологический - относящийся к морфологии 1-3.
|| Ср. синтаксис .

Толковый словарь иностранных слов Л. П. Крысина.- М: Русский язык , 1998 .


Синонимы :

Смотреть что такое "МОРФОЛОГИЯ" в других словарях:

    - (греческ. «учение о формах») введенный лингвистами XIX в. термин для обозначения того раздела языковедения (см.), к рый в грамматике более ранних эпох носил название этимологии. Выделенный по соображениям прикладного характера (методическое… … Литературная энциклопедия

    - (от греческого morphe форма и...логия) в биологии, наука о форме и строении организмов. Морфология животных и человека включает анатомию, эмбриологию, гистологию, цитологию; морфология растений исследует закономерности их строения и… … Современная энциклопедия

    МОРФОЛОГИЯ, морфологии, мн. нет, жен. (от греч. morphe форма и logos Учение). 1. Учение о строении организмов (растений, животных). Морфология растений. Морфология животных. || Строение организмов. 2. Отдел языковедения, изучающий формы слов… … Толковый словарь Ушакова

    Растений отрасль ботаники наука о формах растений. Вовсей своей обширности, эта часть науки заключает в себе не толькоисследование внешних форм растительных организмов, но также анатомиюрастений (морфология клеточки) и систематику их (см.),… … Энциклопедия Брокгауза и Ефрона

    - (от греч. morphe форма и...логия) в биологии наука о форме и строении организмов. Выделяют морфологию животных и человека, к которой относят анатомию, эмбриологию, гистологию и цитологию, и морфологию растений, которая изучает строение и… …

    - (от греч. morphe форма и logos – учение) учение о форме, наука о динамически целостных формах, особенно формах живых существ и их развитии. Понятие морфологии введено впервые Гёте для обозначения учения о форме, образовании и преобразовании… … Философская энциклопедия

    Строение, форма Словарь русских синонимов. морфология сущ., кол во синонимов: 6 биология (73) … Словарь синонимов

    МОРФОЛОГИЯ - (от греч. morphe форма и logos наука), учение о форме и строении организмов как в их нормальном, так и пат. состоянии. Термин введен в биологию В. Гёте. Закономерности М. в основном вскрываются на основе изучения онто и филогенетического развития … Большая медицинская энциклопедия

    В языкознании: 1) часть грамматического строя языка грамматические классы слов, а также принадлежащие этим классам грамматические категории и формы слов; основные единицы морфологии слово с его грамматическими изменениями и грамматическими… … Современная энциклопедия

    В языкознании 1) часть языковой системы, объединяющая слова как носители грамматических значений, их грамматические классы, законы их существования и формообразования.2) Раздел грамматики, изучающий эту часть языковой системы … Большой Энциклопедический словарь

Постнатальный гистоморфогенез желудка в норме и в эксперименте

А. Ф. Санжапова Медицина Отсутствует

Монография посвящена постнатальному морфогенезу желудка в норме и при экспериментальных воздействиях на организм. Особое внимание уделено развитию структур слизистой и мышечной оболочек желудка при питании пищей с измененными физическими свойствами – предварительно размельченной или диспергированной пищей.

Приведено подробное сравнительно-морфологическое описание развития с 21 по 360-е сутки постнатального онтогенеза эпителиальных и мышечных структур стенки желудка у животных, питающихся диспергированной и недиспергированной пищей. Морфометрические данные представлены в таблицах и проиллюстрированы микрофотографиями и диаграммами.

Для преподавателей и студентов вузов биологического и медицинского профилей, ученых-морфологов, физиологов, гастроэнтерологов, а также специалистов в области диетологии и зооинженерии.

Книга будет полезна студентам и аспирантам филологических факультетов, а также преподавателям и специалистам и всем, кто интересуется историей русского языка.

В книгу включены работы как по общетеоретическим вопросам языкознания, так и по конкретным разделам этой дисциплины (фонетика и фонология, морфология, синтаксис, семантика).

Стилистика. Современный английский язык

И. В. Арнольд Учебная литература Отсутствует

Основная задача книги – научить сознательно подходить к художественному тексту как целому, рассматривая его в единстве формы и идейного содержания. Все аспекты стилистики, изучаемые современными учеными, нашли свое отражение в данной книге. Функциональная стилистика, лексикологическая стилистика , теория образов, стилистический анализ на уровне фонетики и морфологии – таков далеко не полный перечень вопросов, рассматриваемых в книге.

Анализ выразительных и изобразительных средств осуществляется на лингвистической базе, что позволяет студентам совершенствовать знание языка. Теоретический материал пособия иллюстрирован примерами из произведений оригинальной литературы. Особое место в пособии отведено общим проблемам стилистики в ее связи с другими дисциплинами.

Для студентов педагогических институтов по специальности «Иностранный язык».

Медицинская микробиология, иммунология и вирусология

Сергей Бабичев Медицина Учебник для медицинских вузов

Учебник состоит из семи частей. Часть первая – «Общая микробиология» – содержит сведения о морфологии и физиологии бактерий. Часть вторая посвящена генетике бактерий. В части третьей – «Микрофлора биосферы» – рассматривается микрофлора окружающей среды, ее роль в круговороте веществ в природе, а также микрофлора человека и ее значение.

Часть четвертая – «Учение об инфекции» – посвящена патогенным свойствам микроорганизмов, их роли в инфекционном процессе, а также содержит сведения об антибиотиках и механизмах их действия. Часть пятая – «Учение об иммунитете» – содержит современные представления об иммунитете.

В шестой части – «Вирусы и вызываемые ими заболевания» – представлены сведения об основных биологических свойствах вирусов и о тех заболеваниях, которые они вызывают. Часть седьмая – «Частная медицинская микробиология» – содержит сведения о морфологии, физиологии, патогенных свойствах возбудителей многих инфекционных заболеваний, а также о современных методах их диагностики, специфической профилактики и терапии.

Учебник предназначен для студентов, аспирантов и преподавателей высших медицинских учебных заведений, университетов, микробиологов всех специальностей и практических врачей. 5-е издание, исправленное и дополненное.

Лингвистика и преподавание русского языка в школе

М. В. Панов Языкознание Studia philologica

М. В. Панов (1920—2001), крупнейший ученый современности, излагает студентам теорию Московской лингвистической (фортунатовской) школы на всех ее уровнях: лексика, фонетика, морфология, синтаксис – и показывает, как эту теорию можно интересно и доступно преподавать школьникам.

Автор восстанавливает сотрудничество лингвистической науки и школы, плодотворно развивавшееся в первой трети ХХ в. трудами его учителей и предшественников: Ф. Ф. Фортунатова, Д. Н. Ушакова, М. Н. Петерсона, А. М. Пешковского, Р. И. Аванесова, В. Н. Сидорова, А.

Б. Шапиро и др. , показывает пути преодоления традиционного разлада школьной и научной грамматики. Заканчивает курс лекция, посвященная анализу стихотворных текстов. Книга может представлять интерес для студентов, школьных учителей, преподавателей высших учебных заведений, для ученых-лингвистов.

Проблемы грамматики и типологии. Сборник статей памяти В. П. Недялкова (1928–2009)

Коллектив авторов Языкознание Отсутствует

Сборник посвящен памяти профессора Владимира Петровича Недялкова (1928-2009) – выдающегося ученого, одного из ведущих специалистов в области грамматической типологии, инициатора и ответственного редактора фундаментальных коллективных трудов по типологии результатива (1983, 1988) и реципрока (2007), автора многочисленных статей, посвященных вопросам грамматики и типологии германских, палеоазиатских и алтайских языков.

Первая часть книги содержит статьи российских и зарубежных лингвистов, тематика которых определяется основными научными интересами В. П. Недялкова (синтаксис, морфология, семантика, типология грамматических категорий). Вторая часть сборника включает семантический указатель к коллективной монографии «Типология результативных конструкций», главным редактором которой был В.

П. Недялков.

Труды по истории русского языка. Т. 2: Статьи и рецензии

А. И. Соболевский Языкознание Классики отечественной филологии

Второй том «Трудов по истории русского языка» академика Алексея Ивановича Соболевского, выходящий к 150-летию великого русского филолога, включает статьи и рецензии 1881-1927 гг. , которые отражают широчайший круг его интересов – от праславянской морфологии до восточнославянской диалектной фонетики и грамматики, от адаптации заимствований до древней и современной орфографии, от топонимики и этимологии до исторической лексикологии и лексикографии.

Эти работы, представляющие собой важнейшую часть творческого наследия Соболевского, к настоящему времени уже стали библиографической редкостью. Между тем обращение к малоизвестным или забытым публикациям ученого способно пролить свет на многое из того, что остается неизвестным современной науке либо заново повторяется ею без ссылок на предшественников.

Издание рассчитано на филологов-славистов и всех интересующихся историей русского языка и русской культуры.

Труды по общему языкознанию и русскому языку. Т. 1

М. В. Панов Языкознание Отсутствует

Труды по общему языкознанию и русскому языку. Т. 2

М. В. Панов Языкознание Отсутствует

В двухтомнике М. В. Панова «Труды по общему языкознанию и русскому языку» собраны работы, отражающие многогранность научной деятельности ученого. Это статьи, а также отрывки из коллективных монографий, руководителем и вдохновителем которых был Михаил Викторович.

Многое из публикуемого давно стало библиографической редкостью, например, содержащий глубокие новаторские идеи теоретический проспект монографии «Русский язык и советское общество», опубликованный в 1962 г. в Алма-Ате тиражом 550 экземпляров. Название разделов в двухтомнике отражает сферу научных интересов М.

В. Панова, однако распределение его работ по предлагаемым разделам носит по необходимости условный характер. Так, статья «О частях речи в русском языке» помещена в раздел «Общие вопросы теории» (1-й том), а «О грамматической форме» – в раздел «Морфология и словообразование» (2-й том), хотя обе эти статьи разрабатывают теорию грамматики.

Мысль М. В. Панова не укладывается в жесткие рамки любой рубрикации. У него нет чисто описательных работ. Все его работы носят теоретический характер.

Старославянский язык в 2 ч. Часть 1. Учебник и практикум для вузов

Афанасий Матвеевич Селищев Учебная литература Авторский учебник

Учебник «Славянский язык» является посмертным изданием многолетнего труда профессора А. М. Селищева одного из крупнейших советских ученых в области славянского языкознания. Труд А. М. Селищева обладает полнотой, обстоятельностью изложения, богатством фактического материала и широтой его сравнительно-исторического освещения, что выделяет его из всех подобных изданий как русских, так и зарубежных авторов.

Первая часть двухтомника содержит филологического введение (справка об истории старославянского языка и описание памятников старославянской письменности) и раздел о фонетике, вторая тексты из старославянских памятников (с отрывками из других рукописей), словарь и очерки морфологии.

Книга будет полезна студентам и аспирантам филологических факультетов, а также преподавателям и специалистам и всем, кто интересуется историей русского языка.

Наедине с убийцей. Об экспериментальном психологическом исследовании преступников

Владимир Бехтерев Классики психологии Человек преступный. Классика криминальной психологии

Владимир Михайлович Бехтерев – выдающийся русский психиатр, невропатолог, психолог, физиолог и морфолог, один из основателей русской экспериментальной психологии. Вклад В. М. Бехтерева в медицину огромен. Помимо самой известной своей работы – «Проводящие пути спинного и головного мозга» – ученый создал немало других выдающихся трудов, в том числе он стал одним из первых изучать вопросы преступности с точки зрения психиатрии.

Его необычные и зачастую противоречивые суждения и по сей день не потеряли былой актуальности. В настоящее издание вошли лучшие статьи психиатра, посвященные психике преступника.

Духовная социализация личности как социокультурная основа национальной безопасности России. Монограф

Алла Матвеева Социология Отсутствует

В монографии рассматриваются теоретические и методологические аспекты духовной социализации как социокультурной основы национальной безопасности России. Исследуются проблемы аксиологического поля духовной социализации, структура и содержание различных фаз процесса личностной социализации.

Описывается морфология оценки духовной социализации личности как основного аспекта социокультурной безопасности России. Концептуальной основой, представленной в монографии, послужили идеи русского идеал-реализма и космизма, в которых духовно-нравственные аспекты бытия нашли свое наиболее глубокое и убедительное обоснование.

Соколов внес существенный вклад в изучение систематики и филогенеза животных, эволюционной и функциональной морфологии и экологии млекопитающих. Фактически им созданы новые научные школы по изучению кожных покровов млекопитающих, хемокоммуникации животных.

В. Е. Соколов разработал научные основы и определил направления работ по сохранению биоразнообразия в нашей стране. Перу В. Е. Соколова принадлежат около 1000 научных работ, включая 30 монографий. Велика роль академика В. Е. Соколова и как организатора науки.

Более 30 лет он руководил крупнейшим научно-исследовательским учреждением страны – Институтом проблем экологии и эволюции им. А. Н. Северцова РАН; 13 лет возглавлял Отделение общей биологии РАН; 16 лет был заведующим кафедрой зоологии позвоночных и общей экологии Биологического факультета МГУ.

В. Е. Соколов организовал целый ряд крупных комплексных биологических экспедиций в нашей стране, а также в Монголии, Вьетнаме, Перу, Боливии и Эфиопии. Собранные в книге материалы, состоящие из выступлений академика В. Е. Соколова в печати и воспоминаний его родных, друзей и соратников, раскрывают образ неутомимого труженика науки, естествоиспытателя и путешественника, умелого организатора и хорошего доброго человека.

Для читателей, интересующихся историей биологии, биологов, зоологов, экологов и специалистов в области охраны природы.

Человек изначальный. Из пены морской

Виктор Тен Публицистика Отсутствует

Эта книга-вызов «обезьяньим» эволюционистам, которые превзошли поборников творения в нежелании видеть упрямые факты: чем старше ископаемые гоминиды, тем ближе они к современному человеку. Строение нашего тела и мозга заставляет искать его происхождение не в саванне и джунглях, а на границе суши и воды.

Десятилетие назад эта гипотеза произвела переполох в академической науке, особенно после поддержки Виктора Тена ученым с мировым именем Натальи Бехтеревой. Ныне все больше специалистов готовы признать его правоту. Вместе с автором вы проследите поразительные метаморфозы первых приматов, застигнутых разливом и последующим обмелением океана.

Порадуетесь «золотому веку» дельфинид – баловней прибрежных лагун, где они провели миллионы лет, чтобы выйти на сушу в почти сложившемся облике современного человека. И найдете множество доказательств того, что навязанные нам «предки» человека – всего лишь представители деградировавших ветвей.

Удивительные черты морфологии человека о которых никто, никогда и неизвестно почему не задумывался, – в книге, переворачивающей представления об эволюции homo sapiens.

–––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––

Морфология растений – наука ботанического цикла. Ботаника (от греч. botanicos – относящийся к растениям, botane – трава, зелень) как наука о растениях зародилась на заре человеческой истории и длительное время развивалась как наука прикладная, преследовавшая чисто утилитарные цели, связанные с земледелием и медициной.

Первая попытка обобщения многочисленных ботанических сведений принадлежит великому древнегреческому мыслителю, ученику Аристотеля (384–322 гг. до н. э.) Теофрасту (372–287 гг. до н. э.). Великий мыслитель удивительно точно для своего времени сформулировал задачи ботаники как науки. В своем выдающемся труде «Исследования о растениях» он писал: «Различия между растениями и вообще природу их следует рассматривать, подвергая исследованию их части, свойства, распространение и жизнь». Труды Теофраста положили начало возникновению научной ботаники, а сам он по образному выражению выдающегося шведского ботаника Карла Линнея (1707–1778) явился «отцом ботаники». Труды Теофраста оказали огромное влияние на развитие ботаники. В течение восемнадцати столетий (с III в. до н.э. до XVI в.) ученые не поднимались выше его ни в понимании истории развития растений, ни в описании их форм.

Возрождение ботаники как науки началось в конце XV – начале XVI в. Этот период знаменовался великими географическими открытиями. Благодаря развитию мореплавания были открыты Америка, Африка, Индия и европейцы познакомились с многими невиданными до того времени растениями и пряностями, получаемыми из них – корицей, имбирем, гвоздикой, черным перцем. Появление в Европе «иноземных растений» заставило европейцев искать способы их сохранения и изучения. Стремление сохранить эти растения привело к созданию метода гербаризации, который был предложен итальянским ботаником Лукой Гини (1490–1556). С целью изучения живых растений в Европе стали создаваться ботанические сады (Пиза – 1543 г., Падуя – 1545 г.).

В XV в. меняется круг лиц, занимающихся ботаникой. Если до XVI в. ботаникой занимались преимущественно монахи как лица наиболее просвещенные по тем временам, то в период Возрождения ботаникой начинают усиленно интересоваться врачи и аптекари. В этот период начинают появляться особые научные труды – «травники», в которых описывались лекарственные растения, их применение. Первый травник появился в Европе между 1530–1536 гг. Он был составлен немецким врачом О. Брунфельсом (1470–1534), назывался «Живые изображения растений» и представлял фактически первый ботанический атлас. В 1539 г. немецкий ботаник Иероним Бок (1498–1544), известный в научном мире как Трагус, выпустил «Новый травник». В нем были даны описания и рисунки 165 видов растений, приведены их местные, латинские и греческие названия, указаны время цветения, распространение, местообитания. «Новый травник» пользовался такой популярностью, что на протяжении XVI в. выдержал 10 изданий.

В результате интереса к ботанике накапливался огромный фактический материал, оперировать которым становилось все труднее и труднее. Фактически до середины XVIII в. ботаника оставалась собирающей наукой. Но постепенно в недрах этой науки, отягченной массой фактов и научных сведений, обогащенной средствами исследования и научными открытиями, обособляется ряд наук, более узких и конкретных по предмету исследования. Одной из таких наук является морфология.

Термин «морфология» происходит от греческих слов «morphe» – форма и «logos» – учение. Этот термин был предложен в 1817 г. великим немецким поэтом, мыслителем и естествоиспытателем И. В. Гёте (1749–1832). Однако учение о форме и строении растений начало развиваться задолго до того, как Гёте дал ему название.

Можно говорить о морфологии растений в широком и узком смысле слова. В широком смысле морфология изучает строение растений, особенности индивидуального и исторического развития. При таком понимании она должна охватывать изучение как макроскопического, так и микроскопического строения растений, а также особенностей их развития. Именно в таком плане преподается учебный курс «Морфология растений».

По мере накопления морфологических данных морфология растений также постепенно дифференцировалась на ряд специальных дисциплин. Из нее выделилась органография – морфология в узком смысле слова, наука о внешнем строении растений и их органов. Изучение внутреннего строения растений оформилось в анатомию растений. Процессы индивидуального развития изучает эмбриология растений. Частными морфологическими дисциплинами являются цитология (наука о строении клетки), палинология (наука о строении ископаемых и современных спор и пыльцы), стоматография (наука о строении устьичных комплексов) и ряд других наук с узкими предметами исследования.

Как каждая научная дисциплина морфология растений имеет свои проблемы, свои задачи и свои методы исследования.

Основные задачи морфологии сводятся к решению трех основных проблем:

    К изучению особенностей формирования органов растений (формообразовательного процесса) в ходе эволюции.

    К изучению особенностей формирования органов растений в ходе онтогенеза.

    К изучению топографических закономерностей, отражающих взаимное расположение вновь появляющихся органов.

В конечном счете эти проблемы направлены на изучение единого формообразовательного процесса у растений.

Основными методами морфологии растений являются наблюдение, описание и сравнение. Эти методы видоизменяются, усложняются в зависимости от задач, которые ставит перед собой исследователь, объекта изучения, а также уровня развития технических средств исследования.

Как каждая наука, морфология растений имеет свою историю. История развития морфологии, как и ботаники вообще, начинается с работ Теофраста. В «Естественной истории растений» Теофраст назвал около 500 видов растений, разделив их на деревья, кустарники, полукустарники и травы, т. е. впервые дал представление о жизненных формах. Теофраст правильно расчленяет тело на вегетативные органы – корень, стебель, лист. Он дает описание листьев у целого ряда растений. Он впервые ввел в употребление термины плод, околоплодник, сердцевина, сообщил некоторые данные о размножении растений, описал прорастание семян многих растений, дал представление о половых различиях у финиковой пальмы и т. д.

Первые робкие шаги молодой развивающейся отрасли ботаники – морфологии – совпадают с эпохой Возрождения. Наиболее заметное влияние на ее развитие в этот период оказал итальянский врач, ботаник и философ Андреа Цезальпини (1519–1603). В его трудах морфологическая терминология разработана лучше, чем в травниках. Он впервые разрабатывает вопрос о гомологичных органах и рассматривает в качестве гомологов семядоли и настоящие листья растений.

Значительную роль в развитии морфологии растений и разработке морфологической терминологии сыграл немецкий натуралист и философ Иоахи

м Юнг (1587–1657). Однако наибольшее значение в XVII в. имели работы итальянского биолога и врача Марчелло Мальпиги (1628–1694) и английского ботаника Неэмия Грю (1641–1712). Они впервые начинают изучать растение в процессе его развития. Попытку динамического подхода к изучению растений следует рассматривать как весьма прогрессивную, новую в морфологии. Но морфологические изыскания М. Мальпиги и Н. Грю были неполными и непоследовательными. Интересы их многогранны. Строение проростков, строение семян, формирование листьев, строение клеток и тканей, особенности корней и видоизмененных подземных органов – корневищ, луковиц, клубней – вот далеко не полный перечень вопросов, которые нашли отражение в их трудах. Независимо друг от друга они опубликовали результаты своих исследований в «Анатомии растений» (работа Н. Грю вышла в 1672 г., М. Мальпиги – в 1675 г. и 1679 г.).

Фактически до конца XVII в. не было выполнено ни одного цельного морфологического исследования. Поэтому период развития морфологии, начиная с работ Теофраста и заканчивая концом XVII в., принято называть начальным.

На смену начальному периоду приходит описательный, или линнеевский период развития морфологии. В связи с тем, что к XVIII в. накопился огромный фактический материал, сосредоточенный в научных фолиантах античных и средневековых ученых, в коллекциях ботанических садов Италии, Германии, Франции, Голландии, Англии, России, собранный при изучении местных флор, возникла необходимость инвентаризации всего этого огромного количества видов. Выполнить эту работу было весьма сложно, так как у каждого автора были свои подходы к характеристике растений, не было выработано единой терминологии и приемов описания растений, что приводило к путанице. Часто ученые, работавшие в разных странах, давали различные названия одному и тому же виду (так появилась масса синонимов), или, наоборот, различные виды оказывались названными совершенно одинаково (так возникли амонимы).

Огромной заслугой великого шведского ботаника К. Линнея было создание научной терминологии, т. е. введения точных названий для обозначения различных частей растений. Вся терминология была разработана на латинском языке. В «Philosophia botanica» (1751) К. Линней писал: «Исключительная польза терминов в краткости изложения». Он ввел около 1000 терминов, частично заимствованных у предшественников, частично придуманных им самим, настолько удачных, что они сохранились до настоящего времени. Использование специальных терминов позволило сделать описания различных таксонов лаконичными, четкими и сопоставимыми. Таким образом, морфология оказала неоценимую услугу развивающейся систематике растений. Благодаря огромному труду К. Линнея морфология была поставлена на службу систематике. Основной задачей морфологии в этот период было отыскание и детальное описание все новых и новых форм органов у различных растений.

В XVIII в. закладываются также основы сравнительной морфологии. Отсчет этого периода начинается, примерно, с 1790 г. В этом же году вышла в свет работа И. В. Гёте «Опыт объяснения метаморфозов у растений». Гёте, который не был профессиональным ботаником, в отличие от К. Линнея не стремился к описанию новых форм. Основываясь на своих многолетних наблюдениях за развитием растений от семени до образования цветков и плодов, он в своей работе выдвигает идею общности всех органов цветкового растения и считает, что все части цветка – это результат видоизменения одного органа – листа, который Гёте считал главным. Этот процесс видоизменения единого органа и проявление его в самых различных формах Гёте и назвал метаморфозом. Представления об изменении некоторых органов растений высказывались целым рядом ботаников до Гёте. Так, еще А. Цезальпини считал, что лепестки цветка – это видоизмененные листья. Такой же точки зрения на природу лепестков и чашелистиков придерживался и Н. Грю. М. Мальпиги утверждал, что корневища, клубни, луковицы – видоизменения стебля. К. Ф. Вольф полагал, что все части растения, кроме стебля, – видоизмененные листья. Поскольку эти утверждения не были достаточно обоснованы, они прошли почти незамеченными. В то же время проблема единства и метаморфоза органов у растений была глубоко разработана Гёте. Она явилась первой самостоятельной проблемой морфологии и оказала огромное влияние на дальнейшее развитие этой науки. Под влиянием идей Гёте начинает появляться ряд сравнительно–морфологических работ, причем сравниваются не только взрослые организмы, но и растения и их органы на разных стадиях развития. Отдавая дань заслуге И. В. Гёте, период сравнительной морфологии часто называют гетевским.

В сравнительной морфологии можно выделить ряд специфических направлений исследований. История морфологии XIX в. начинается с работ швейцарского ботаника О. П. Декандоля (1778–1841). В отличие от Гёте Декандоль был профессиональным ботаником, что позволило ему разрабатывать морфологические проблемы на широкой сравнительной основе. Он устанавливает определенные закономерности в строении растений, разрабатывает учение о симметрии, распространяет на растения закон о корреляции и считает, что изменение одного органа приводит к изменению другого, с ним связанного. О. П. Декандоль приходит к важному выводу, что сходство органов зависит от их функций, положения, числа и взаимоотношений, т. е., фактически закладывает основы представления об аналогичных и гомологичных органах. Широкое введение в морфологию растений сравнительного метода несомненная заслуга Декандоля, но его морфология статична. Он занимался изучением только сформированных растений. В то же время благодаря использованию сравнительного метода удалось накопить огромный фактический материал о закономерностях строения растительных организмов и заложить основы новой теоретической проблемы морфологии – проблемы возникновения основных органов растений.

Середина XIX в. характеризуется бурным развитием микроскопической техники, что позволило углубить исследования онтогенеза у растений. Принципиально новое в этих исследованиях заключается в том, что морфологи начинают изучать процессы, происходящие в репродуктивных органах. Таким образом, в сравнительной морфологии возникает онтогенетическое направление. Большая заслуга в развитии сравнительно-онтогенетического направления принадлежит русским ученым.

Одна из первых работ по онтогенезу цветка была выполнена русским ботаником Н. И. Железновым (1816–1897). В 1840 г. появилось его сообщение о развитии цветка у традесканции.

Выдающееся открытие сделал профессор Московского университета И. Д. Чистяков (1843–1877). В 1874 г. он впервые описывает митоз у хвоща. Кроме того, он исследует развитие спор у плаунов, хвощей, папоротников, голосеменных и покрытосеменных растений.

Ряд работ по сравнительно-морфологическому изучению гаметофитов и процесса оплодотворения у голосеменных выполнил И. Н. Горожанкин (1848–1904). Он внес большой вклад в изучение морфологии водорослей. Но наивысшей заслугой этого ученого следует считать создание в Московском университете целой школы морфологов, представители которой плодотворно работали как в области морфологии высших растений, так и в области изучения водорослей.

Одним из наиболее выдающихся учеников И. Н. Горожанкина был В. И. Беляев (1855–1911). Он исследовал развитие мужского гаметофита у высших споровых и семенных растений и на основе полученных данных построил морфологический ряд редукции мужского гаметофита. Хотя этот ряд не был филогенетическим, он имел первостепенное значение для последующего развития эволюционной морфологии. В. И. Беляев исследовал также развитие и строение сперматозоидов у харовых водорослей, хвощей и папоротников и доказал, что сперматозоид состоит не только из одного ядра, как думали многие ботаники, но кроме ядра он имеет цитоплазму.

Особое место в истории морфологии растений занимает профессор Киевского университета С. Г. Навашин (1857–1930). В 1898 г. на Х съезде русских естествоиспытателей и врачей он сделал доклад о двойном оплодотворении у покрытосеменных растений. Его открытие коренным образом изменило господствовавшее до того времени представление об оплодотворении у покрытосеменных и позволило объяснить такие явления как ксении и мозаичный эндосперм, которые были известны генетикам, но до открытия С. Г. Навашина не находили объяснения.

Почти одновременно со сравнительно-онтогенетическим направлением в морфологии растений стало формироваться сравнительно–филогенетическое, точнее, эволюционное направление. Развитию этого направления способствовали два события, датированные 1859 годом. В 1959 г. вышел гениальный труд Ч. Дарвина (1809–1882) «Происхождение видов путем естественного отбора», положивший конец метафизическим представлениям о постоянстве органического мира, и в этом же году американский ученый В. Досон открыл в нижнепалеозойских слоях Восточной Канады ископаемые растения, которые, по его мнению, были первопоселенцами суши. Он присвоил им родовое название Psilophyton (от греч. psilos – голый и phyton – растение). Это открытие первоначально вызвало сенсацию, но затем фактически было забыто, хотя сыграло положительную роль в истории морфологии. Под влиянием идей Ч. Дарвина и в связи с открытием ископаемых растений значительно расширились и приняли новое направление исследования в области морфологии вегетативных органов и цветка, а также анатомии и морфологии ископаемых растений.

«Филогенетическое направление в морфологии решало одну из главнейших задач, которая встала перед морфологией после появления теории Дарвина – отыскать филогенетические связи между организмами с целью установления родственных отношений, последовательности появления форм в ходе эволюции и доказать единство происхождения органического мира» (История биологии…, с. 334).

Из работ, выполненных в этот период, следует указать работу австрийского ботаника А. Эйхлера (1839–1887) «Диаграммы цветков», опубликованную в 1875–1878 гг. Август Эйхлер изучал морфологию цветков у представителей различных семейств покрытосеменных растений и в этом труде дал свою систему диаграмм цветка – от более примитивных к более сложным структурам, что отражало эволюцию этого органа.

Видным выразителем эволюционных воззрений в морфологии был профессор Петербургского университета А. Н. Бекетов (1825–1902). А. Н. Бекетов независимо от Дарвина пришел к убеждению, что развитие органических форм – процесс исторический, и впервые с позиций ученого-материалиста дал объяснение причин метаморфоза. Согласно представлениям А. Н. Бекетова, метаморфоз является результатом приспособления растений к различным и изменяющимся условиям существования при выполнении физиологических функций, приспособления, выраженного в изменении формы.

Большое внимание уделялось также изучению ископаемых растений. Так, французский морфолог растений О. Линье (1855–1916) и немецкий ботаник Г. Потонье (1857–1913) рассматривали возможные способы образования листьев из теломов псилофитов (риниофитов), эволюцию типов ветвления и фактически заложили основы теломной теории, которая впоследствии в 1930 г. была сформулирована немецким палеоботаником В. Циммерманом. Эта теория объясняла строение тела первопоселенцев суши и показывала, как из их конструктивных элементов – теломов – могли возникнуть органы высших растений.

Параллельно с эволюционным направлением в морфологии растений начало формироваться экспериментально-экологическое направление. Первые экспериментально-морфологические исследования были проведены в России. В 1868 г. профессор Казанского университета Н. Ф. Леваковский (1833–1898), изучая в лабораторных условиях развитие корневых систем под влиянием различной влажности, различных температур, почв с различными физическими свойствами и химическим составом, обнаружил существенные изменения внешнего и внутреннего строения корней. Изучением изменения корней под действием цинка занимался и великий русский физиолог растений К. А. Тимирязев (1843–1920), он же в 1890 г. ввел в обиход и термин «экспериментальная морфология».

Чрезвычайно интересны экспериментально-морфологические исследования французских ботаников Г. Боннье (1853–1901) и Э. Летелье, которые показали влияние экологических условий на морфологические особенности надземных частей целого ряда растений. Однако классиками экспериментальной морфологии по праву считаются немецкие ботаники Г. Клебс (1857–1918) и К. Гебель (1855–1932). Они фактически сформулировали задачу экспериментальной морфологии, так как считали, что основная задача этого раздела морфологии – научиться управлять индивидуальным развитием растений путем изменения условий существования.

Существенный вклад в экспериментальную морфологию внес Н. П. Кренке (1892–1939), известный своими работами по регенерации и трансплантации у растений и как автор теории циклического старения и омоложения растений. Эта теория заложила научные основы вегетативного размножения растений. Знание закономерностей развития организма, его возрастных изменений позволило Н. П. Кренке уже по ранним стадиям развития давать прогнозы скороспелости растений, что имело большое значение для практики.

Своеобразным продолжением работ морфологов–эволюционистов явились исследования советского физиолога и эколога растений Б. А. Келлера (1874–1945). Основной путь эволюции растений Б. А. Келлер видел в морфолого-физиологической перестройке под влиянием изменяющихся условий среды. Он предложил так называемый метод экологических рядов. Этот метод предполагал изучение постепенной смены условий существования и происходящих при этом постепенных изменений растений.

Итак, приблизительно с середины XIX в. в морфологии, довольно тесно переплетаясь друг с другом, развиваются три направления – сравнительно-онтогенетическое, сравнительно-филогенетическое (эволюционное) и экспериментально-экологическое. Эти направления исследований почти в равной степени представлены и в настоящее время.

Несмотря на то, что морфология растений наука достаточно древняя, она по сей день не утратила своего значения. Сегодня, как и много веков назад, человечество не перестает волновать проблема удовлетворения своих насущных потребностей и в первую очередь – проблема питания.

Сегодня, как в былые, далекие времена, человек не избавлен от многих тяжелых и коварных недугов, поиски средств лечения которых заставляют его вновь и вновь обращаться к миру растений.

И, наконец, сегодня перед человеком остро и насущно встала проблема, о которой заговорили совсем недавно, но заговорили настойчиво и тревожно – проблема охраны растительного мира, проблема рационального использования его богатств. Эти и многие другие вопросы признана решать наука ботаники и ее многочисленные подразделения, в том числе и морфология растений.

Морфология растений как наука имеет научный и прикладной характер. Как научная дисциплина она играет большую роль для систематики и филогении растений, так как только на основании признаков растений можно их отнести к тому или иному таксону и установить родственные связи таксонов различных рангов. Большое значение имеет морфология для генетики и селекции. При проведении генетико-селекционных работ важно иметь сведения по жизнеспособности пыльцы, рыльца пестика, типам опыления и другим показателям, обеспечивающим нормальное осуществление процесса оплодотворения.

Данные морфологии находят широкое практическое применение. Надежным методом в геологии является метод спорово-пыльцевого анализа, основанный на изучении ископаемых пыльцевых зерен и спор, что позволяет определить возраст осадочных пород и целенаправленно вести поиск полезных ископаемых. Этот же метод используется в археологии, геоморфологии, палеогеографиии. Он дает возможность судить о флоре, растительности определенных регионов в далекие геологические эпохи. Спорово-пыльцевой метод находит также применение и в медицине (при выявлении аллергенов), и в товароведении (например, при определении качества меда), и в других областях. Данные морфологических исследований используются в различных отраслях народного хозяйства. Так, подбор пар растений для смешанных посевов (вико-овсяная смесь и др.) основан на изучении урожайности растений в чистых и смешанных посевах. Изучение взаимоотношений некоторых лесообразующих пород с грибами-микоризообразователями способствовало успешному созданию в степной зоне искусственных полезащитных лесных полос, что имело большое значение для развития лесоведения. Не обходятся без морфологических данных и различные ресурсоведческие работы. Именно на основании морфологических исследований процессов размножения можно корректировать сроки и объемы заготовки дикорастущих лекарственных, ягодных, технических и других культур, т. е. давать рекомендации по рациональному использованию естественных природных ресурсов. Только по результатам изучения морфологических особенностей роста и развития растений можно разрабатывать научно обоснованные меры охраны конкретных видов. И, наконец, нельзя забывать о том, что на основании данных морфологии издавна создавались и в настоящее время создаются различные справочные пособия: атласы растений, определители, флоры.

Где учился: В 2004 году поступил на лечебный факультет Астраханской государственной медицинской академии (АГМА), закончил его в 2010. Аспирантуру прошел на кафедре гистологии и эмбриологии там же, в 2012 досрочно защитил диссертацию и стал кандидатом медицинских наук. В 2014 закончил ординатуру на кафедре патологической анатомии и получил лицензию врача-патологоанатома.

Область исследований: Кардиопатология и внезапная сердечная смерть, онкоморфология (строение опухолей). Параллельно участвует в исследовании нового ряда лекарственных препаратов, помогающих при тромбозах.

Особые приметы: Играет на фортепиано, собирает гербарии, составляет коллажи и хорошо готовит.

К решению о том, что хочу работать в медицине, я пришел довольно рано - это была какая-то внутренняя тяга, но она была немного патологичной. Когда мне было лет 6–7, мой отец разводил кроликов, и в какой-то момент им пришло время превратиться в жаркое. Внутренности - сердца, кишки, желудки, - были выброшены, я собрал их в банки, залил водой, перевязывал сверху полиэтиленом и поставил бабушке в шкаф. Бабушка этого не знала. Через неделю в ее комнате стоял такой запах трупачины, что, разумеется, родители начали искать его причину. Я молчал. Когда эти банки с разлагающимся содержимым и опарышами нашли, то интерпретировали мои действия как хулиганство, а не как тягу к научным экспериментам, и, само собой, отругали. Еще, как и все дети, я играл «в больницу», ставил капельницы подружкам-соседкам, всю школу мечтал быть врачом и не рассматривал никакие другие варианты. В 11 классе нужно было осознанно сделать выбор: врач либо повар (по папиным стопам), и, так как я заканчивал музыкальную школу, то третьим вариантом было музыкальное училище и после - консерватория. В итоге я начал изучать медицину в Астраханской государственной медицинской академии.

Со специализацией определился не сразу, но сейчас понимаю, что занимаюсь именно тем, что мне больше всего интересно. На втором курсе, когда у нас началась анатомия, меня очень сильно заинтересовала центральная нервная система - ее сложное устройство и красивые названия - восходящий и нисходящий пути, экстрапирамидная система, черное вещество и красное ядро, таламус, оливы, пучок Бурдаха. Я решил, что стану неврологом, и это желание сохранялось у меня до конца шестого курса. Сдавая госэкзамены, я был уверен, что буду поступать в НИИ по изучению мозга имени Бехтерева в Санкт-Петербурге, отправил туда документы, меня приняли. Но получилось так, что в первый раз за очень долгое время в аспирантуре на кафедре гистологии в моем университете было выделено бюджетное место, и первым кандидатом на его получение был я, потому что параллельно с учебой в течение трех лет я был председателем студенческого кружка по гистологии. Ректор вызвал меня к себе вместе с заведующей кафедрой, и мне было дано указание поступать на это бюджетное место. Я не сопротивлялся и стал аспирантом. Объясню, что гистолог изучает ткани в нормальном состоянии, а без знания норм невозможно говорить о патологии, потому что любая патология - это отклонение от нормы. На тот момент у меня было ощущение, что наукой я смогу заниматься и в Астрахани, поэтому я не расстроился из-за отложившегося переезда.

Я начал работать над морфологической диссертацией, тема была уже далека от неврологии, - «Воздействие сероводородсодержащего газа Астраханского месторождения в предельно допустимой концентрации на слизистую тонкой кишки». Одно из градообразующих предприятий- это «Газпром добыча Астрахань», в 60 километрах от города разрабатывают месторождение газа и серы, построенное в советские годы без учета региональной розы ветров. Сотрудники предприятия находятся в производственных условиях, и у них своя предельно-допустимая концентрация вредных веществ в атмосфере, она, понятно, выше, чем у жителей города, но в любом случае подразумевается, что эта концентрация не ведет ни к каким изменениям на морфологическом или функциональном уровне. Моя работа была экспериментальной, я травил крыс газом рабочей зоны. В работе участвовало 70 животных, все они пострадали во имя науки. Выяснилось, что заявленные как безопасные 3 милиграмма на метр кубический все же негативно влияют на эпителий кишечника, что может вести к ряду заболеваний, в том числе и онкологических. Это исследование описано в моей диссертации - я защищался в Саранске, где меня слушали два десятка профессоров, - но оно никак не повлияло на санпины (санитарные нормы и правила) для данного вида производств.

Диссертацию я написал за год, еще полгода оформлял бумаги, проходил апробацию, писал ВАК-статьи.

ВАК-статьи - публикации в научных журналах, которые должны быть у каждого соискателя, для допуска к защите научной работы.

Обычно на диссертацию уходит три года, но мне так хотелось уйти с кафедры гистологии, что я сидел до 12 ночи, делал препараты, писал даже в выходные и мечтал о том, что я быстро закончу исследование, выйду на защиту и досрочно завершу учебу, а не просто брошу аспирантуру, как это делает большинство. Я достаточно серьезно вложился в работу и морально, и финансово. Всего я потратил около 250 тысяч на расходные материалы, на химикаты и на ремонт лаборатории. Мне не хватало всего, когда я делал исследование, - я сам покупал краски, оборудование, антитела. Единственной удачей было то, что мне достался микротом XIX века фирмы «Карл-Цайсс», я его починил и, фактически, на нем и сделал диссертацию.

Микротом - инструмент для приготовления срезов фиксированной и не фиксированной биологической ткани, а также небиологических образцов для оптической микроскопии толщиной 1–50 микрон.

За время работы над диссертацией сам по книгам и руководствам я научился делать иммуногистохимию и постановку реакции, что дает более точную и глубокую диагностику характеристик ткани и клеток, то есть позволяет идентифицировать специфичные антигенные свойства злокачественных опухолей.

Микроскоп у нас на кафедре был один, хотя любая работа гистолога предполагает работу с оптикой, все сотрудники по очереди им пользовались. Я очень благодарен своим родителям, что передо мной не стояла острая необходимость зарабатывать деньги, они очень серьезно помогали. За преподавание на кафедре мне платили 3 тысячи рублей в месяц, стипендия аспиранта составляла около 6 тысяч. Я знаю, что некоторые люди в России семью на такие зарплаты содержат, но нормальным это не считаю.

По моему опыту, наука - это дорого, но безумно интересно. Это как наркотик, ты подсел на кокаин и все время хочешь на него тратить деньги, - так же и с исследованиями. Мне было все равно, есть дома хлеб или нет, потому что мне нужно было купить антитела, фуксина основного или кислого для покраски срезов и посмотреть, что там происходит.

В этом есть маниакальный момент, обычно все - в дом, а я все - в лабораторию. Иногда у меня случались ссоры с мамой, когда я просил 14 000 рублей на термованночку для расправления парафиновых срезов с образцами тканей, а она не понимала, почему это столько стоит и зачем вообще мне это нужно.

Астраханская медакадемия была достойным учебным заведением приблизительно до 80-х годов прошлого века, входила в пятерку лучших в стране, котировалась на уровне Мечникова и Сеченова, а потом наступила разруха, и сейчас все довольно грустно в плане кадров и студентов. Кафедру патологической анатомии организовал в 1917 году Георгий Владимирович Шор, специально переехавший из Петрограда в Астрахань на несколько лет, его методика вскрытий применяется во всем мире. Здесь в 1963 году исследовательская группа под руководством Юрия Семеновича Татаринова открыла белок альфа-фетопротеин, который является маркером первичного рака печени, и его иммунохимический тест сегодня известен во всех развитых странах. В 1972 году он переехал в Москву и заведовал кафедрой биохимии во втором меде (РГМУ им. Пирогова).

Закончив аспирантуру, я решил пройти ординатуру по патологической анатомии, чтобы получить клиническую специальность и приносить пользу практическому здравоохранению, потому что, повторюсь, гистология - это теоретическая область, идеальный фундамент для дальнейшей работы в области морфологии. Гистология, анатомия и патанатомия относятся к группе морфологических дисциплин.

На вскрытие я первый раз попал со своими друзьями, одна наша подруга училась на юридическом факультете и в рамках курса судебно-медицинской экспертизы они должны были присутствовать на аутопсии. Это был мой первый год обучения в вузе, мне стало дурно, и я ушел, думал, что никогда не стану патологоанатомом. Этот случай я часто вспоминал в первые две недели ординатуры в морге, они очень тяжело проходили для меня в плане брезгливости, а потом я привык пахнуть ксилоном и хлороформом. И позже, когда уже получил лицензию врача-патологоанатома, даже не считал нужным просить санитаров пилить ребра, все всегда делал сам. Полы иногда в лаборатории мыл даже. Также за время своей работы я оцифровал микропрепараты всех иммуногистохимических исследований. Создал банк фотографий, который дает более удобный доступ к существующим материалам, позволяет сравнивать случаи и пересматривать результаты, до этого врачи просто писали диагнозы и складировали стекла в архив.

Патологическая анатомия - это одна из тех научных дисциплин, где очень много возможностей для исследований. Каждый случай - это маленькая работа, может быть, даже диссертационная, в диссертации - статистика, объем и много бумаги, а в патанатомии ты работаешь над каждым случаем, делаешь выводы, рассуждаешь, строишь логические цепочки. Терапевты лечат по стандартам, хирурги - это руки и техника, может быть, разная степень сложности, но ты либо умеешь, либо нет, а тут надо именно соображать.

Два месяца назад я переехал в Москву по приглашению Научно-клинического центра оториноларингологии ФМБА и теперь заведую здесь лабораторией патологической анатомии. Занимаюсь патологической морфологией, просматриваю операционный биопсийный материал, даю свои заключения по данным морфологического строения.

Параллельно я работаю над научным исследованием, которое посвящено внезапной сердечной смерти. Я попросил у одного из ведущих патологоанатомов России Льва Владимировича Кактурского дать мне тему из разряда остро стоящих нерешенных проблем в морфологии. Если я открою что-то значимое в танатогенезе данной патологии, то начну об этом писать. Основной вопрос, который стоит передо мной: почему на фоне относительного благополучия жизни человек может скончаться от сердечного приступа в течение часа, даже не имея заболеваний сердца, иногда приступ может остаться рубцом в миокарде, но часто заканчивается летально.

Мой распорядок дня примерно таков: я встаю в 6 или в 6.30, потому что люблю утро проводить неспешно, в 8.15 я на работе, в 8.30 начинается пятиминутка с врачами, хирургами и с завотделениями, потом приходит время моих персональных кругов ада. Так как лаборатория только открылась, есть много административных вопросов, которые мне приходится решать - найм персонала, закупка оборудования, приведение состояния рабочих помещений в соответствие с нормами и требованиями. Бухгалтерия, юристы и рабочие занимают мое время до обеда, после я готовлю документы на следующий день.

В идеальном мире после пятиминутки я буду просматривать биопсийные материалы, которые мне прислали, вырезать материал для исследований и описывать его, отдавать лаборантам для приготовления гистологических препаратов, а потом смотреть уже готовые стекла, которые за предыдущий вечер и ночь сделали лаборанты, писать ответы и заключения для врачей. Так как у патологоанатома должен быть пятичасовой рабочий день, то в перспективе во второй половине дня я буду уезжать в НИИ морфологии человека РАМН , где я работаю старшим научным сотрудником центральной патологоанатомической лаборатории и делать свое исследование по внезапной сердечной смерти. Сейчас у меня получается там бывать только по субботам.

Вечером я приезжаю домой - готовлю, очень плотно ужинаю и играю на фортепьяно, читаю профессиональную литературу, встречаюсь с друзьями и хожу на свидания.

Несмотря на реформы в области здравоохранения и иногда не совсем радостные перспективы, я верю что наукой можно заниматься везде, хоть на кухне, никто этого не запрещает, - в квартире, в подвале, на отдыхе. Единственный важный момент - это необходимое оборудование и условия для реализации некоторых целей и задач. Сейчас у меня такая лаборатория, что я готов в ней жить. Все, как известно, познается в сравнении.

В заключение хочу передать привет таксистам, которые меня последние несколько лет возили от астраханского морга до дома и обратно, и каждый неизменно спрашивал, работаю ли я там. Когда я говорил да, то они тут же переходили к вопросу, режу ли я трупы, и я дважды в день - утром и вечером - читал маленькую лекцию о том, что врач-патологоанатом не только занимается аутопсиями, но и проводит прижизненную диагностику, исследует операционный биологический материал - биопсии, и 70–80% его работы - это смотреть в микроскоп и ставить диагнозы живым людям, диагностировать онкологию, верифицировать или опровергать поставленный диагноз. Я лично очень счастливым чувствую себя в те дни, когда мне не приходится делать ни одного заключения с подтверждением онкологии.

Поделитесь с друзьями или сохраните для себя:

Загрузка...