Тест егэ первая мировая война. Россия в Первой мировой войне

Какие суж­де­ния о дан­ной ка­ри­ка­ту­ре яв­ля­ют­ся верными? Вы­бе­ри­те 2 суж­де­ния из пяти предложенных. За­пи­ши­те в ответ цифры, под ко­то­ры­ми они указаны.

1) Одним из по­след­ствий Пер­вой ми­ро­вой войны стал рас­пад империи, ко­то­рой по­свя­ще­на дан­ная карикатура.

2) Рос­сия ни­ко­гда не под­пи­сы­ва­ла меж­ду­на­род­ных до­го­во­ров с империей, ко­то­рой по­свя­ще­на карикатура.

3) Империя, ко­то­рой по­свя­ще­на карикатура, вхо­ди­ла в Антанту.

4) Во время Пер­вой ми­ро­вой войны рус­ской армии уда­лось вре­мен­но за­хва­тить часть тер­ри­то­рии империи, ко­то­рой по­свя­ще­на карикатура.

5) В со­став империи, ко­то­рой по­свя­ще­на карикатура, вхо­ди­ла Пруссия.

Пояснение.

1) Одним из по­след­ствий Пер­вой ми­ро­вой войны стал рас­пад им­пе­рии, ко­то­рой по­свя­ще­на дан­ная ка­ри­ка­ту­ра - ДА, верно, ав­стрий­ская империя рас­па­лась в ре­зуль­та­те Первой ми­ро­вой войны.

2) Рос­сия ни­ко­гда не под­пи­сы­ва­ла меж­ду­на­род­ных до­го­во­ров с им­пе­ри­ей, ко­то­рой по­свя­ще­на ка­ри­ка­ту­ра - НЕТ, неверно, «Союз трех императоров».

3) Им­пе­рия, ко­то­рой по­свя­ще­на ка­ри­ка­ту­ра, вхо­ди­ла в Ан­тан­ту - НЕТ, неверно, она вхо­ди­ла в Трой­ствен­ный союз.

4) Во время Пер­вой ми­ро­вой войны рус­ской армии уда­лось вре­мен­но за­хва­тить часть тер­ри­то­рии им­пе­рии, ко­то­рой по­свя­ще­на ка­ри­ка­ту­ра - ДА, верно, в ходе бру­си­лов­ско­го прорыва.

5) В со­став им­пе­рии, ко­то­рой по­свя­ще­на ка­ри­ка­ту­ра, вхо­ди­ла Прус­сия - НЕТ, неверно, Прус­сия входила в со­став Германской империи.

Ответ: 14.

Установите со­от­вет­ствие между фраг­мен­та­ми ис­то­ри­че­ских ис­точ­ни­ков и их крат­ки­ми характеристиками: к каж­до­му фрагменту, обо­зна­чен­но­му буквой, под­бе­ри­те по две со­от­вет­ству­ю­щие характеристики, обо­зна­чен­ные цифрами.

ФРАГМЕНТЫ ИСТОЧНИКОВ

А) «Лицом, во имя ко­то­ро­го было пред­при­ня­то движение, стала императрица, успев­шая при­об­ре­сти ши­ро­кую популярность, осо­бен­но в гвар­дей­ских полках. Им­пе­ра­тор дурно жил с женой, гро­зил раз­ве­стись с ней и даже за­то­чить в монастырь, а на её место по­ста­вить близ­кую ему особу, пле­мян­ни­цу канц­ле­ра графа Воронцова. [Императрица] долго дер­жа­лась в стороне, тер­пе­ли­во пе­ре­но­ся своё по­ло­же­ние и не входя в пря­мые сно­ше­ния с недовольными».

Б) «В дни ве­ли­кой борь­бы с внеш­ним врагом, стре­мя­щим­ся почти три года по­ра­бо­тить нашу Родину, Гос­по­ду Богу угод­но было нис­по­слать Рос­сии новое тяж­кое испытание. На­чав­ши­е­ся внут­рен­ние на­род­ные вол­не­ния гро­зят бед­ствен­но от­ра­зить­ся на даль­ней­шем ве­де­нии упор­ной войны. Судь­ба России, честь ге­рой­ской нашей армии, благо народа, всё бу­ду­щее до­ро­го­го на­ше­го Оте­че­ства тре­бу­ют до­ве­де­ния войны во что бы то ни стало до по­бед­но­го конца. Же­сто­кий враг на­пря­га­ет по­след­ние силы, и уже бли­зок час, когда доб­лест­ная армия наша сов­мест­но со слав­ны­ми на­ши­ми со­юз­ни­ка­ми смо­жет окон­ча­тель­но сло­мить врага. В эти ре­ши­тель­ные дни в жизни Рос­сии почли мы дол­гом со­ве­сти об­лег­чить на­ро­ду на­ше­му тес­ное еди­не­ние и спло­че­ние всех сил на­род­ных для ско­рей­ше­го до­сти­же­ния по­бе­ды и в со­гла­сии с Го­су­дар­ствен­ной думою при­зна­ли мы за благо от­речь­ся от пре­сто­ла го­су­дар­ства Рос­сий­ско­го и сло­жить с себя вер­хов­ную власть».

ХАРАКТЕРИСТИКИ

1) Данный текст был на­пи­сан В. О. Ключевским.

2) Данный от­ры­вок из ма­ни­фе­ста от­но­сит­ся к 1917 г.

3) Текст был на­пи­сан перед на­ча­лом Вто­рой ми­ро­вой войны.

4) В дан­ном от­рыв­ке речь идет о Пер­вой ми­ро­вой войне.

5) Современником опи­сы­ва­е­мых со­бы­тий был Л. Н. Толстой.

6) Описываемые со­бы­тия по­вест­ву­ют об императоре, впо­след­ствии сверг­ну­тым в ре­зуль­та­те двор­цо­во­го переворота.

Фрагмент А Фрагмент Б

Пояснение.

1) Дан­ный текст был на­пи­сан В. О. Клю­чев­ским - да, верно, от­но­сит­ся к тек­сту А.

2) Дан­ный от­ры­вок из ма­ни­фе­ста от­но­сит­ся к 1917 г. - да, верно, от­но­сит­ся к тек­сту Б.

3) Текст был на­пи­сан перед на­ча­лом Вто­рой ми­ро­вой войны - нет, неверно. К дан­ным ис­точ­ни­кам от­но­ше­ния не имеет.

4) В дан­ном от­рыв­ке речь идет о Пер­вой ми­ро­вой войне - да, верно, от­но­сит­ся к тек­сту Б.

5) Со­вре­мен­ни­ком опи­сы­ва­е­мых со­бы­тий был Л. Н. Тол­стой - нет, неверно. К дан­ным ис­точ­ни­кам от­но­ше­ния не имеет.

6) Опи­сы­ва­е­мые со­бы­тия по­вест­ву­ют об им­пе­ра­то­ре, впо­след­ствии сверг­ну­тым в ре­зуль­та­те двор­цо­во­го пе­ре­во­ро­та - да, верно, от­но­сит­ся к тек­сту А.

Ответ: 1624.

Установите со­от­вет­ствие между фа­ми­ли­я­ми во­е­на­чаль­ни­ков и их де­я­тель­но­стью: к каж­дой по­зи­ции пер­во­го столб­ца под­бе­ри­те со­от­вет­ству­ю­щую по­зи­цию вто­ро­го столбца. За­пи­ши­те в таб­ли­цу вы­бран­ные цифры под со­от­вет­ству­ю­щи­ми буквами.

ВОЕНАЧАЛЬНИК ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
A) А. А. Бру­си­лов
Б) С. М. Буденный
B) А. Н. Ку­ро­пат­кин
Г) Г. К. Жуков
1) командир Пер­вой Кон­ной армии в годы Граж­дан­ской войны
2) первый за­ме­сти­тель Вер­хов­но­го глав­но­ко­ман­ду­ю­ще­го в годы Ве­ли­кой Оте­че­ствен­ной войны
3) командующий рус­ски­ми вой­ска­ми в русско-японской войне 1904−1905гг.
4) командующий Юго-Западным фрон­том в 1916 г. в пе­ри­од Пер­вой ми­ро­вой войны
5) начальник Ге­не­раль­но­го штаба с 1942 г., ко­ман­ду­ю­щий со­вет­ски­ми вой­ска­ми на Даль­нем Во­сто­ке в 1945 г.
A Б В Г

Пояснение.

A) А. А. Бру­си­лов - ко­ман­ду­ю­щий Юго-За­пад­ным фрон­том в 1916 г. в пе­ри­од Пер­вой ми­ро­вой войны.

Б) С. М. Бу­ден­ный - ко­ман­дир Пер­вой Кон­ной армии в годы Граж­дан­ской войны.

В) А. Н. Ку­ро­пат­кин - ко­ман­ду­ю­щий рус­ски­ми вой­ска­ми в рус­ско-япон­ской войне 1904−1905 гг.

Г) Г. К. Жуков - пер­вый за­ме­сти­тель Вер­хов­но­го глав­но­ко­ман­ду­ю­ще­го в годы Ве­ли­кой Оте­че­ствен­ной войны.

Ответ: 4132.

Ответ: 4132

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

A Б В Г

Пояснение.

А) Великий князь Николай Николаевич руководил русской армией в годы Первой мировой войны.

Б) С. Ю. Витте подготовил манифест об учреждении законодательной Государственной думы.

В) С. В. Зубатов был инициатором создания рабочих организаций под контролем полиции.

Ответ: 4215.

Ответ: 4215

А)руководство правительством в годы Первой мировой войны, это ответ под номером 3

тоесть должно быть 3215

Иван Иванович

Николай Николаевич был Верховным главкомом русской армии в 1914-1915, а Советом министров РИ руководило в период Первой мировой войны несколько человек: Горемыкин, Штюрмер, Трепов, Голицын.

·

Установите соответствие между фамилиями военачальников и названиями войн, в которых они прославились: к каждому позиции первого столбца подберите соответствующую позицию второго столбца.

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

A Б В Г

Пояснение.

A) А. А. Брусилов - Первая мировая война.

Б) М. Д. Скобелев - русско-турецкая война 1877−1878 гг.

В) П. С. Нахимов - Крымской война.

Г) А. В. Суворов - русско-турецкая война 1768−1774 гг.

Ответ: 5431.

Ответ: 5431

Источник: ЕГЭ по ис­то­рии 30.05.2013. Ос­нов­ная волна. Сибирь. Ва­ри­ант 3., ЕГЭ по ис­то­рии 30.05.2013. Ос­нов­ная волна. Сибирь. Ва­ри­ант 3.

Заполните пу­стые ячей­ки таблицы, ис­поль­зуя пред­став­лен­ные в приведённом ниже спис­ке данные. Для каж­дой ячейки, обо­зна­чен­ной буквами, вы­бе­ри­те номер нуж­но­го элемента.

Название документа, выступления, прокламации Содержание Год
__________(A) Выступление ан­глий­ско­го по­ли­ти­че­ско­го деятеля, со­дер­жа­щее при­зы­вы к спло­че­нию стран За­па­да перед лицом угро­зы рас­про­стра­не­ния со­вет­ско­го вли­я­ния в мире __________(Б)
__________(В) Обращение де­пу­та­тов с при­зы­ва­ми к пас­сив­но­му со­про­тив­ле­нию дей­стви­ям вла­стей после ро­спус­ка I со­зы­ва Го­су­дар­ствен­ной думы 1906 г.
«Апрельские тезисы» __________(Г) 1917 г.
«Нота Милюкова» __________(Д) __________(Е)

Пропущенные элементы:

2) «Фултонская речь»

4) про­грам­ма по­мо­щи ев­ро­пей­ским стра­нам в вос­ста­нов­ле­нии эко­но­ми­ки после Вто­рой ми­ро­вой войны

5) «Выборгское воззвание»

7) за­яв­ле­ние о на­ме­ре­ни­ях Вре­мен­но­го пра­ви­тель­ства про­дол­жить вы­пол­не­ние обя­за­тельств перед со­юз­ни­ка­ми в Пер­вой ми­ро­вой войне

8) Док­три­на Трумэна

9) про­грам­ма дей­ствий пар­тии большевиков, со­дер­жа­щая за­да­чу пе­ре­хо­да всей пол­но­ты го­су­дар­ствен­ной вла­сти к Со­ве­там ра­бо­чих и сол­дат­ских депутатов

Запишите в ответ цифры, рас­по­ло­жив их в порядке, со­от­вет­ству­ю­щем буквам:

А Б В Г Д Е

Пояснение.

А)−Б) В 1946 г. в г. Фул­то­не У. Чер­чилль при­звал к от­по­ру СССР и холодной войне.

В) Выборгское воз­зва­ние 1906 г. со­дер­жа­ло об­ра­ще­ние де­пу­та­тов с при­зы­ва­ми к пас­сив­но­му со­про­тив­ле­нию дей­стви­ям вла­стей после ро­спус­ка I со­зы­ва Го­су­дар­ствен­ной думы.

Г) Апрельские те­зи­сы 1917 г. со­дер­жа­ли про­грам­му дей­ствий большевиков.

Д)−Е) В 1917 г. Ми­лю­ков за­яви­л о на­ме­ре­ни­ях Вре­мен­но­го пра­ви­тель­ства про­дол­жить вы­пол­не­ние обя­за­тельств перед со­юз­ни­ка­ми в Пер­вой ми­ро­вой войне.

Ответ: 235971.

Ответ: 235971

1) начало Первой российской революции

2) вступление России в Первую мировую войну

3) издание манифеста о законодательной Государственной думе

4) начало Русско-японской войны

Пояснение.

Раньше других началась Русско-японская война - январь 1904 года. Первая российская революция началась в январе 1905 года. Манифест о законодательной Государственной думе был подписан в октябре 1905 года. Россия вступила в Первую мировую войну в августе 1914 года.

Правильный ответ указан под номером: 4

Ответ: 4

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

A Б В Г

Пояснение.

А) П. И. Багратион был военноначальником Отечественной войны 1812 года.

Б) М. Д. Скобелев - генерал Русско-турецкой войны 1877-1878 гг.

В) П. С. Нахимов командовал обороной Севастополя в годы Крымской войны.

Г) А. А. Брусилов - военноначальник Первой мировой войны 1914-1918 гг.

Ответ: 2314.

Ответ: 2314

Какие суждения, относящиеся к событиям, обозначенным на карте, являются верными? Выберите три суждения из шести предложенных. Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

1) На карте изображены события завершающего этапа войны.

2) Красной армии оказывали помощь союзники по Первой мировой войне.

3) К периоду войны, обозначенному на карте, относится переход через залив Сиваш.

4) На западе Красная армия воюет против войск генерала Н. Юденича.

5) Война завершилась подписанием Брестского мира.

6) Войсками Красной армии на юге командовал М. В. Фрунзе.

Пояснение.

1) На карте изображены события завершающего этапа войны - ДА, верно, на карте гражданской войны изображены события завершающего этапа войны - советско-польская война 1920 г. и разгром войск генерала П. Врангеля в Крыму.

2) Красной армии оказывали помощь союзники по Первой мировой войне - НЕТ, неверно.

3) К периоду войны, обозначенному на карте, относится переход через залив Сиваш - ДА, верно, осенью 1920 г.

4) На западе Красная армия воюет против войск генерала Н. Юденича - НЕТ, неверно.

5) Война завершилась подписанием Брестского мира - НЕТ, неверно.

6) Войсками Красной армии на юге командовал М. В. Фрунзе - ДА, верно.

Ответ: 136.

Ответ: 136

Елена Александровна Дергунова

В 1920 г. гражданская война завершилась на основной территории России. На окраинах страны она продолжалась до 1922 г.

Гость 05.05.2013 15:18

Ответ под цифрой 1 дан неверно. Гражданская война делилась на 3 этапа и 1920 год относиться ко второму этапу (ноября 1918 - март 1920 года). Третий этап войны продолжался до октября 1922 года, до взятия города Владивосток, где в то время базировались антибольшевистские формирования при поддержке японских войск. Считаю не справедливым то, что завершением войны здесь считается 1920 год, ведь вплоть до разгрома Сибирской Добровольческой Дружины в 1923 на территории России происходили боевые столкновения.

Валентин Иванович Кириченко

Приведенная вами точка зрения, имеет право на жизнь, более того она была господствующей в советской историографии. Но в настоящий момент большинство историков придерживаются точки зрения, что Гражданская война завершилась в 1920 году.

Контрольная работа по теме: «Первая мировая война». (11 класс)

1. Причиной первой мировой войны стало:

а) убийство наследника австро-венгерского престола Франца Фердинанда в Сараево

б) противоречия между крупнейшими державами мира за передел уже поделенного мира

в) стремление Англии увеличить свои колониальные владения

г) военный конфликт между Австро-Венгрией и Сербией

2. В состав Тройственного союза входили:

а) Россия, Франция, Англия

б) Германия, Австро-Венгрия, Италия

в) Германия, Франция, Италия

г) Германия, Австро-Венгрия, Япония

а) был убит наследник австро-венгерского престола Франц-Фердинанд

б) австро-венгерские войска вторглись на территорию Сербии

в) дата вступления в войну Англии

г) объявление Германией войны России

4. Потери вооружённых сил всех стран-участниц в первой мировой войне составили:

а) 5 млн.чел.

б) 20 млн. чел.

в) 10 млн.чел.

г) 7 млн. чел.

5. К 1916 году относится событие:

а) битва на Марне

б) применение боевых отравляющих веществ (газов) в районе г.Ипра

в) Верденское сражение

г) подписание перемирия в Компьенском лесу

6. В первой мировой войне приняли участие:

а) 38 государств

б) 21 государство

в) 33 государства

г) 34 государства

7. Дата заключения сепаратного мира Советской России и Германии:

8. Установите соответствие между страной - участницей Первой мировой войны и ее целью в войне.

Цель в войне

А) Германия

Б) Англия

В) Франция

Г) Россия

Д) Австро-Венгрия

Е) Италия

1) разгром Германии и возвращение Эльзаса и Лотарингии

2) укрепление позиций на Балканах, контроль над проливами Босфор и Дарданеллы

3) разгром Германии и сохранение «статус-кво» в мире

4) захват Тироля и французских колоний в Африке

5) захват Балканского полуострова

6) захват колоний Англии и Франции, захват части русской территории

9. Установите соответствие между страной – участницей и ее планами в войне

План

А) Германия

Б) Россия

В) Франция

Г) Австро-Венгрия

Д) Англия

1) защита своей границы с Бельгией

2) война на 2 фронта: против России и Сербии

3) ограниченное участие в войне

4) план «блиц-крига», сначала разгром Франции, затем России

5) основной удар по Австро-Венгрии

10. Установите соответствие между датой и событием

Дата

А) убийство в Сараево наследника австрийского престола Франца-Фердинанда

Б) вступление Англии в войну

В) годы Первой мировой войны

Г) объявление Германией войны России

Д) объявление Австро-Венгрии войны Сербии

Е) вступление Франции в войну

5) 1914-1918гг.

11. Установите соответствие между датой и событием

Дата

А) вступление в войну Италии на стороне Антанты

Б) битва на Марне. Переход к позиционной войне

В) «великое отступление» русской армии на Восточном фронте

Г) вступление в войну Турции. Открытие военных действий в Чёрном море и в Закавказье

Д) вступление в войну Болгарии

Е) Верденская операция

Ж) битва на р. Сомма

З) Брусиловский прорыв

И) морская война с Англией

К) Ютландское морское сражение

2) Лето 1915г.

6) Февраль – март 1916г.

7) Июнь-август1916г.

8)1915г.

9) Май 1916г.

10) Осень 1916г.

12. Расположите в хронологической последовательности события Первой мировой войны

А) Компьенское перемирие

Б) вступление в войну Болгарии

В) Брест-Литовский мир Германии с Россией

Г) массовое наступление Антанты на Западном фронте

Д) вступление США в войну

13. Назовите страны, входящие в состав Антанты

1) Германия

2) Италия

3) Россия

4) Турция

5) Франция

6) Англия

Ответ: ______

14. Назовите положения, характеризующие итоги Первой мировой войны

1) Экономический кризис, голод, разруха в странах Европы

2) Стабилизация экономики в странах Европы

3) Распад империй: Германской, Австро-Венгерской, Османской

4) Более 10 млн. погибших

5) Поражение стран Антанты

6) Поражение Германии и её союзников

Ответ: _________________

15. Прочтите отрывок и назовите имя императора, произнесшего эту речь.

«Следуя историческим своим заветам, Россия, единственная по вере и крови со славянскими народами, никогда не взирала на их судьбу безучастно. С полным единодушием и особой силой пробудились братские чувства русского народа к славянам в последние дни, когда Австро-Венгрия предъявила Сербии заведомо неприемлемые для державного государства требования….

Вынужденные в силу создавшихся условий принять необходимые меры предосторожности, Мы повелеваем привести армию и флот на военное положение, но, дорожа кровью и достоянием наших подданных, прилагали все усилия к мирному исходу начавшихся переговоров…

Ныне предстоит уже не заступаться за несправедливо обиженную родственную нам страну, но оградить честь, достоинство, целостность России и положение её среди Великих Держав. Мы непоколебимо верим, что на защиту Русской земли дружно и самоотверженно встанут все верные наши подданные».

Ответ: ______________.

ОТВЕТЫ:

1. б

2. б

3. г

4. в

5. в

6 а

7. в

13. 3,5,6.

14. 1,3,4,6

15. Николай II .

Здравствуйте, дорогие читатели сайта! С вами Андрей Пучков. Сегодня я решил сделать пост об участии России в Первой мировой войне. Это крайне важная тема и наиболее трудная для выпускников школ, которые готовятся к ЕГЭ по истории. Вообще весь период с 1914 по 1922 год наиболее сложный, и ему Вы должны уделить самое пристальное внимание.

В этой статье четко, лаконично и доступно для учащихся донести важные моменты участия России в Первой мировой войне, а также правильно расставить акценты. Отдельным бонусом к этой статье будет таблица по теме и тест, который можно прорешать онлайн.

Итак поехали!

(При подготовке текста статьи использовались данные из книги История первой мировой войны 1914—1918 гг. - М.: Наука, 1975.)

(На карты можно нажимать и откроется больший размер:))

Причины Первой мировой

Как я уже много раз говорил, любое событие из истории можно разложит по схеме: Предпосылки, Причины, Повод, Ход событий и итоги.

Причинами этого глобального события следует считать империалистические противоречия между ведущими мировыми державами. Что же такое империалистические противоречия? Империализм сам по себе - это высшая стадия развития капитализма.

Предположим вы толковый английский буржуй — бизнесмен. И скажем, Вы производите мм... чайные сервизы. У вас многочисленные заводы в самой Англии, России и Европе. Но Ваши сервизы есть уже у каждой европейской семьи, и не п одной штуке. Вы должны понимать, что Вы можете стать банкротом в ближайшем будущем. Почему?

Потому что рынок забит Вашим товаром, а он продолжает производится. Его надо кому-то «впаривать», чтобы Вы и дальше получали свои прибыли. И что же делать? Элементарно, Ватсон: Англия ведь колониальная держава. У нее масса колоний: Индия и пр. Почему бы туда не поставлять Ваши товары — местным аборигенам. А взамен будете выкачивать у них их ресурсы: чай, кофе, дорогие ткани и прочую местную экзотику.

А сами колонии ничего поделать не смогут, так как вы колонист. Вот и получается, что при империализме внутренний рынок для капиталистов становится для них узок и им нужны другие рынки, и как следствие — новые колонии. Чем больше колония, тем лучше!

И вот к началу 20 века оказалось, что весь мир «поделен» между великими державами. «Поделен», потому что на самом деле между великими державами были большие противоречия по поводу этого раздела. Эти противоречия и начали проклевываться на рубеже 19 и 20 веков: Японо-китайская война, Русско-японская и пр. Добавьте к этому противоречия между самими державами по поводу взаимной неприязни и спорных территорий: между Францией и Германией — спорные территории в Эльзасе и Лотарингии. Между Англией и Германией — в северной Африке. Наконец между Россией и Австро-Венгрией по поводу Боснии и Герцеговины и других славянских государств в юго-восточной Европе (Сербии, Болгарии и пр.).

Таким образом причины Первой мировой были:

  1. в колониальных противоречиях между великими державами;
  2. в спорных территориях и зонах влияния между самими державами.

К предпосылкам можно отнести:

Складывание военных-политических блоков: Антанты (Англия, Франция и Россия) и Тройственного союза (Германия, Австро-Венгрия и Италия);

Наличие локальных военных конфликтов до решающего противоборства. Если кто, решит продолжить тему: добавьте Ваши варианты в комментарии — а то у объем поджимает 🙂

Планы сторон в Первой мировой

«Мозгом» Тройственного союза была Германия и ее начальник Генерального штаба с 1891 года Шлиффен. Его концепция «блицкрига» (молниеносной войны) обосновывалась тем, что основной противник — Франция, которая к началу 20 века реформировала как систему мобилизации своей армии, так и саму армию. Ввиду этого, Шлиффен предложил разгром войск противников в два этапа.

Первый этап должен вывести из простивостояния Францию. Для этого предполагалось нападение крупных сил через южную Бельгию — в обход оборонительной французской линии.

Второй этап должен был заключаться в том, что основные силы германской армии перебрасываются на восточный фронт (против России), где ее должны были сдерживать до этого времени австро-венгерские войска.

Англию германское командование недооценило: оно думало, что Англия ограничится тем, что пришлет Франции чисто символическую помощь.

План войны России с Германией и Австро-Венгрией начал разрабатываться аж с конца 1870-х годов — после объединения Германии и Австро-Венгрии в военный союз. План был оборонительным и был многовариантным. Так, если бы на Россию напала только Австро-Венгрия, тогда против ее сил сосредотачивались бы основные силы русской армии. И выделялось 800 тыс. человек (на 15 день мобилизации) для войны непосредственно с Германией. Ну, чтобы отвлечь на себя часть их армии на западном фронте. Ну а в случае нападения сразу и Германии и Австро-Венгрии — образовывалось сразу два фронта выделялись соответствующие войска.

Таким образом, планы России были оборонительными. Само собой я тут привел лишь общий план без конкретных географических ориентиров. Возможно, в будущем сделаю свободный видеоурок по Первой мировой войне, так что не поленитесь и оформите подписку на новые статьи, форма в конце статьи.

Повод к глобальному противостоянию

Все грамотные пацаны и девчонки давно знают, что стало поводом к Первой мировой войне. Это убийство в конце июня 1914 года в Сараево (Сербия) австрийского эрцгерцога австрийского престола Франца Фердинанда и его супруги. Убил их сербский националист Гаврило Принцип. Данный факт убийства и стал поводом к боевым действиям: Австрия потребовала от Сербии, чтобы убийство расследовали австрийцы, Сербия восприняла такие требования как ограничение собственного суверенитета, в итоге Австро-Венгрия объявила войну Сербии... и дальше понеслось...

Участие России в Первой мировой 1914 -1918 годы

ОПЕРАЦИИ 1914 ГОДА

ВОСТОЧНО-ПРУССКАЯ ОПЕРАЦИЯ 1914 ГОД

Так как Германия согласно своему плану военных действий напала на Францию (западный фронт), задача России была отвлечь основные силы Австро-Венгрии и заставить Германию перебросить часть своих сил на восточный фронт.

Задачей Восточно-прусской операции было овладение русскими войсками восточной Пруссии силами двух армий: 1 армия генерала Ренненкампфа была должна была наступать в обход Мазурских озер с севера, отрезая немцев от Кенигсберга (ныне Калининград). 2 армия под командованием генерала Самсонова должна была вести наступление в обход этих озер с запада, не допуская отвода германских дивизий за Вислу. Общая идея операции заключалась в охвате немецкой группировки с обоих флангов.

Операция началась 4 (17) августа. А уже 7 (20) августа началось одно из крупнейших сражений Первой мировой войны — под Гумбиненном. Однако упорное сопротивление русских войск, а также их шквальный огонь обратил немецкую армию в бегство! Вот что писали об этом сами немецкие командующие: «Сцепление несчастных обстоятельств привело к тому, что великолепно обученные войска, позднее всюду достойно себя проявившие, при первом столкновении с противником потеряли свою выдержку. Корпус тяжело пострадал. В одной пехоте потери достигли в круглых цифрах 8000 человек - треть всех наличных сил, причем 200 офицеров было убито и ранено».

Кто читал «Фильмы» господина Бориса Акунина, знают, что в первых же книгах автор описывает дикий разгром русских войск: якобы они бежали на немецкие пулеметы как овцы. На самом деле ничего подобного просто не было! Кто-считает иначе пишите в комментах — подискутируем! 🙂

Однако не будем отвлекаться: ситуация позволяла русской армии нанести поражение 8-й немецкой армии. Однако Ренненкампф бездействовал. Русское командование полагало, что немцы разбиты и отступают к Кенигсбергу. Однако это было не так. На самом деле 8-ая армия сохраняла боеспособность. Немцы перегруппировали свои силы и быстро разработали дерзкую операцию. Ее успеху содействовало также и то, что русское командование все свои приказы отдавало по радио открытым текстом.

В итоге 16 (29) августа 2 армия генерала Самсонова была окружена, сам генерал застрелился. Таким образом бездействие со стороны 1 армии, способствовало окружению и разгрому второй. Между тем некоторые цели операции были достигнуты: Германия перебросила часть своих сил на восточный фронт, что дало союзникам одержать победу на р. Марне на западном фронте.

ГАЛИЦИЙСКАЯ БИТВА

На юге русским командованием также планировалась наступательная операция. Ее целью было окружением и уничтожение австрийских сил. Пятая и третья армии должны были наступать ко Львову, а 4 и 8 армии должны были нападать с запада и юга. План был хорош, но не отвечал реалиям фронта. Австрийцы также разрабатывали свою наступательную операцию. В результате завязалась огромная галицийская битва, которая разразилась на пространстве между реками Днестр и Висла.

Боевые действия первоначально развернулись на фронте в 320 км, который расширился затем до 400 км. Со стороны русских в них участвовало пять армий (9-я, 4-я, 5-я, 3-я и 8-я) и Днестровский отряд. Противник имел четыре армии (1-ю, 4-ю, 3-ю и 2-ю) и ландверный корпус Войрша. В итоге русского наступления австро-венгерские войска понесли серьезное поражение. Их потери составили около 400 тыс. человек, включая 100 тыс. пленных. Русские потеряли 230 тыс. человек. Победа была достигнута объединенными усилиями всех армий Юго-Западного фронта. Но австро-венгерским армиям удалось все же избежать полного разгрома. Причиной этого были нерешительные действия руководства Юго-Западным фронтом, которое не сумело организовать энергичного преследования. Дело ограничилось вытеснением противника из Галиции.

Общая ситцуация на фронтах заставило Германию дать большой займ Турции, чтобы она вступила в войну на стороне Тройственного союза. В итоге 2 ноября Турция начала наступательные операции. Выделился отдельный Кавказский фронт.

Разумеется в 1914 году были и другие наступательные и оборонительные операции, однако для успешного решения теста ЕГЭ Вам с лихвой хватит уже сказанного об операциях в 1914 году.

ОПЕРАЦИИ 1915 ГОДА

ГОРЛИЦКАЯ ОПЕРАЦИЯ

Горлицкая операция длилась 52 дня: с 19 апреля (2 мая) по 9 (22) июня 1915 г. Это была одна из наиболее крупных оборонительных операций первой мировой войны. Русское командование было вынуждено отступит из Галиции, которая была захвачена в 1914 году. Стратегическое положение их армий, действовавших в Польше, серьезно ухудшилось. Но германо-австрийцы не смогли добиться крупного стратегического результата. Дело свелось фактически не к прорыву русского фронта, а к его «продавливанию».

ОПЕРАЦИИ 1916 ГОДА

Полтора года самой кровопролитной на тот момент в истории человечества войны не могли пройти даром: в Европе и России нарастали кризисные тенденции. В Европе она привела к резкому повышению рабочего движения. В России назревала революционная ситуация, вызванная хлебным, оружейным, транспортным в конце концов политическим кризисом. Причина всего этого было также в том, что русское общество, поначалу демонстрировавшее патриотизм, чем дальше, тем больше не понимало, зачем Россия ввязалась в эту бессмысленную бойню?

Наступательная операция Юго-Западного фронта летом 1916 г. привела к крупному поражению австро-венгерских войск в Галиции и Буковине. Противник потерял убитыми, ранеными и пленными до 1,5 млн. человек, 581 орудие, 1795 пулеметов, 448 бомбометов и минометов. Потери русских составили около 500 тыс. человек

Чтобы ликвидировать прорыв, военное командование Центральных держав вынуждено было снять с Западного и итальянского фронтов 30,5 пехотных и 3,5 кавалерийских дивизий. Это облегчило положение французов под Верденом. Легко вздохнула и Италия, так как австрийские войска вынуждены были прекратить свои атаки в Трентино. «Россия пожертвовала собой ради своих союзников, - пишет английский военный историк, - и несправедливо забывать, что союзники являются за это неоплатными должниками России».

ВОЕННАЯ ОПЕРАЦИЯ НА ВОСТОЧНОМ ФРОНТЕ ЛЕТОМ 1917 ГОДА

После Февральской революции в России и перехода власти к Временному правительству, положение армии стало наиболее трудным. На фронте были введены новые приказы и директивы, отменяющие единоначалие, на фронте начались братания: этой когда солдаты с обеих сторон прекращали воевать и начинали, к примеру, играть в футбол, или распивать шнапс. 🙂

Однако временное правительство в ноте П.Н. Милюкова в апреле заявило о том, что и дальше будет воевать на стороне Антаны. В итоге было спанировано летнее наступление. Главные военные наступательные действия должны были развернуться в июне. Однако июнское наступление захлебнулось главным образом из-за неорганизованных действий новых властей, вводивших войска в бой вазнобой, без единого замысла. На взгляд Керенского и других деятелей Временного правительства главное было начать, а там авось само всё настроится.

В итоге наступление захлебнулось, что привело к новому политическому кризису Временного правительства: известия о поражениях на фронте усилили возмущение народа. Утром 3 (16) июля солдаты 1-го пулеметного полка в Петрограде выступили с требованием свержения Временного правительства вооруженным путем. 4 (17) июля в Петрограде состоялась грандиозная антивоенная демонстрация. От имени ее участников Центральному Исполнительному Комитету Советов, который заседал в Таврическом дворце, было передано требование о взятии власти в руки Советов.

ВЫХОД РОССИИ ИЗ ПЕРВОЙ МИРОВОЙ ВОЙНЫ В НАЧАЛЕ 1918 ГОДА

Как Вы знаете, партия большевиков была против ведения Первой мировой войны. Поэтому сразу же после Октябрьской революции новое, уже советское руководство повело разговор с Германией и ее союзниками о прекращении военных действий. Позиция Ленина была четкой: за демократический мир без аннексий и контрибуций. Была, правда ещё точка зрения Л.Н. Троцкого на прекращение боевых действий, которая выразилась в его лозунге: «Ни мира, ни войны». Правда эта точка зрения была отринута советским руководством после наступления немцев.

В итоге 9 декабря началась конференция между Тройственным союзом и Советской Россией по вопросу о прекращении военного противоборства.

Позиция советского руководства была выражена в следующих тезисах:

1. Отказ обеих сторон от насильственного присоединения оккупированных во время войны территорий и вывод оттуда оккупационных войск.

2. Восстановление во всей полноте политической самостоятельности тех народов, которые лишились ее в ходе боевых действий.

3. Гарантирование национальным группам, не пользовавшимся политической самостоятельностью до войны, права на самоопределение.

4. Законодательное оформление культурной самостоятельности и административной автономии национальных меньшинств.

5. Отказ от взыскания с других государств контрибуций и «военных издержек».

6. Предоставление колониям независимости и политической самостоятельности в соответствии с принципами, изложенными в пунктах 1, 2, 3 и 4

Однако Германия решила в полной мере воспользоваться ситуацией и навязала свои правила игры. В результате 3 марта 1918 года в Брест-Литовске был заключен мирный договор, получивший название «Брест-Литовский».

Его условия надо знать и постараться запомнить:

От Советской России отторгались Прибалтика и часть Белоруссии; на Кавказе к Турции отходили Карс, Ардаган и Батум.

Украина и Финляндия признавались самостоятельными государствами, а части Красной Армии должны были быть выведены оттуда. Советское правительство обязывалось заключить договор с Центральной радой и признать ее мирный договор от 27 января (9 февраля) с Центральными державами.

Таким образом Брест-Литовский мирный договор считается сепаратным. Так как с одной стороны он отделял от России территории, а с другой Россия порывала с Антантой, выйдя раньше из войны. Слово «сепаратный» происходит от французского глагола separer — отделать, разделять.

Сама же Первая мировая война завершилась 11 ноября 1918 года Компьенским перемирием. А в июне 1919 года образовалась новая Версальско-Вашингтонгская система сдержек и противовесов, которая де факто признала свою недееспособность уже через 12-14 лет.

Ниже я привожу некоторые факты и моменты, которые надо знать и проработать для успешного написания теста ЕГЭ по истории:

1. Верховными главнокомандующими до Февральской революции были: князь Николай Николаевич (с 20 июля 1914 года по 23 августа 1915 года) и Николай Второй (с 23 августа 1915 года по 2 марта 1917 года).

2. Надо знать, к каким последствиям привело участие России в глобальной бойне: уметь описать хлебный кризис, транспортный, оружейный и самое главное — политический. Если будут затруднения, всё это описано в моем авторском видеокурсе «История. Подготовка к ЕГЭ на 100 баллов».

3. Главный внутренний итог участия России - Февральская революция! Как всё это связано детально описано в моем .

Ну, что, конечно статья получилась немаленькая, зато крайне полезная. Ниже привожу обещанную таблицу по участию России в Первой мировой войне:

ЕГЭ по теме «Первая мировая война. Февральская революция 1917 г.»

Часть А.

1. Каковы причины Первой мировой войны?

а) стремление ведущих мировых держав перекроить карту мира в своих интересах

б) стремление правительств стран - частниц войны отвлечь свои народы от революционной борьбы

в) стремление стран-участниц отобрать колонии у крупнейшей колониальной державы-Великобритании

2. Каким был главный итог военной кампании 1914 года?

а) подписание сепаратного мира Германией и Англией

б) Германии не удалось воплотить свой план молниеносной войны

в) Франции были возвращены Эльзас и Лотарингия

3. Когда началась Февральская 1917 года революция в Петрограде?

4. Каковы главные итоги Февральской революции?

а) пала монархия б) возникло двоевластие

в) началась демократизация страны г) произошел созыв Учредительного собрания

5. Каково значение приказа №1?

а) установление диктатур в пролетариата б) началась демократизация армии в) была ликвидирована Государственная Дума

6. Что явилось главной причиной апрельского кризиса Временного пра вительства?

а) нота Милюкова о продолжении войны б) выступление Ленина на I Съезде Советов

в) прорыв на фронте генерала Брусилова

7. Почему русская армия в ходе Первой мировой войны терпела неуда чи?

а) плохое снабжение армии вооружением и снарядами

б) существовало разрозненное действие фронтов

в) Англия и Франция нарушали союзнический договор

8. Каковы итоги Первой мировой войны для России?

а) в стране резко ухудшилась внутриполитическая и экономическая обстановка

б) Россия добилась тех целей, ради которых участвовала в войне

в) в ходе войны в России произойдет Первая российская революция

9. Какие события стали поводом для массовых беспорядков в февраля 1917 года в Петрограде?

а) демонстрация женщин в честь Международного женского дня

б) увольнение с путиловского завода 30 000 забастовавших рабочих

в) выступление солдат Петроградского гарнизона

10. Какие два органа власти появились в Петрограде в ходе Февральской революции?

а) Учредительное собрание

б) Петроградский Совет рабочих и солдатских депутатов

в) Временное правительство

г) Государственный Совет

11. Какие изменения внесла в жизнь России Декларация Временного пра вительства, принятая 3 марта 1917 года?

а) ввела широкие гражданские права и свободы

б) обеспечила крестьян землей

в) вывела Россию из первой мировой войны

12.Каков был состав Антанты накануне войны?

а) Англия, США, Франция; б) Англия, Россия, Франция; в) Англия, Россия, Италия.

13. Германия объявила войну России :

а) 28.06.1914 г.; б) 28.07.1914 г.; в) 1.08.1914 г.; г) 3.08.1914 г

14. Брусиловский прорыв проходил в:

15. Верденская операция проходила в:

а) 1914 г., б) 1915 г.; в) 1916 г.; г) 1917 г.

Часть B.

1.Расположите события по годам:

А) 1914 г.; б) 1916 г.; в) 1918 г.

1. Битва при Сомме; 2. Брусиловский прорыв; 3. первая газовая атака у г. Ипр; 4. Вступление в войну США; 5; битва на Марне; 6. Ютландское сражение; 7. Верденское сражение; 8. Нота Милюкова об участии России в войне до победного конца; 9. Брестский мир; 10. Компьенское перемирие;

2.Напишите название исторического события.

Россия отказывалась от всех территорий, занятых войсками Германии. Была обязана демобилизовать армию, выплатить компенсацию за ущерб, нанесённый собственности германских граждан на её территории.

3. Причинами февральской революции стали.

1 . Аграрный вопрос не был решён

2. Участие России в Первой мировой войне

3. Отсутствие рабочего законодательства

4. Создание Временного правительства

5. Создание Совета рабочих и солдатских депутатов

4. Соотнесите.

1. Г.Е.Львов А. Министр юстиции

2. А.И.Гучков Б. Министр иностранных дел

3. П.Н.Милюков В. Председатель Временного правительства

4. А.Ф.Керенский Г. Министр военных дел

Д. Министр финансов

5.Причинами июньского и июльского кризисов власти стали.

1. Массовые выступления рабочих

2. Неудачное контрнаступление на фронте

3. Резкое ухудшение экономического положения страны

4. Отречение Николая II от престола

5. Отставка Г.Е.Львова

6. Выберите события относящиеся к революции 1917 г.

1. Кровавое воскресение

2. Падение самодержавия

3. Установление двоевластия

4. Манифест «Об усовершенствовании государственного порядка»

5. Кронштадское восстание

Часть С

Прочитайте текст и выполните задания.

По гарнизону Петроградского округа всем солдатам гвардии, армии, артиллерии, флота для немедленного и точного исполнения, а рабочим Петрограда для сведения.

  1. Совет рабочих и солдатских депутатов постановил:
  2. 1. Во всех ротах, батальонах, полках, батареях, эскадронах и отдельных службах разного рода военных управлений и на судах военного флота немедленно выбрать комитеты из выборных представителей от нижних чинов вышеуказанных воинских частей
  3. 2. Во всех воинских частях, которые ещё не выбрали своих представителей в Совет рабочих депутатов, избрать по одному представителю от рот, которым и явиться с письменными удостоверениями в здание Государственной думы к 10 часам утра 2 марта
  4. 3. Во всех своих политических выступлениях воинская часть подчиняется совету рабочих и солдатских депутатов и своим комитетам
  5. 6. В строю и при отправлении служебных обязанностей солдаты должны соблюдать строжайшую воинскую дисциплину
  6. 7. Грубое обращение с солдатами всяких воинских чинов и, в частности, обращение к ним на «ты» воспрещается

С1. Напишите название документа и дату его принятия.

С2. Раскройте основные положения документа, характеризующие отношения к военным.

С3. Какое событие стало причиной принятия данного документа и каково его значение для военных?

С4. Ниже приведены 2 точки зрения на подписание Брестского мира. Укажите, какая из названных точек зрения вам представляется более предпочтительной. Приведите не менее трех фактов, положений, которые могут служить аргументами, подтверждающими избранную вами точку зрения.

  1. Подписание Брестского мира было вынужденной мерой Советского правительства.
  2. Подписание Брестского мира было выгодным для большевиков, поскольку они боялись потерять власть.

С5. . Сравните исторические события революцию 1905 г.и революцию 1917 г. Назовите не менее 2 общих положений и не менее 3 различий в их деятельности.



Интересную мысль высказал русский религиозный мыслитель XIX века Н.Ф. Федоров: «География говорит нам о земле как о жилище; история же – о ней же как о кладбище». Тем более, это высказывание актуально для ситуации войны. Историю войн невозможно изучать без географической карты, поэтому предлагаю проработать методику решения тестовых заданий в формате ЕГЭ с помощью карты.

ПОЛНАЯ ПРОРАБОТКА ВСЕГО НУЖНОГО НА ЕГЭ ПО ИСТОРИИ МАТЕРИАЛА ПО ПЕРИОДУ 1900-1945 гг.
качественная аналитика теоретического материала
никакой «воды» и пустых рассуждений
постоянное выполнение заданий в формате ЕГЭ
отличный дизайн презентации
постоянная работа с исторической картой
постоянный анализ документальных источников
постоянное обращение к фактам из духовной культуры, искусства, так сложно дающихся выпускникам

А вот и все темы курса:
1. Россия в конце XIX – в начале XX вв.
2. Социальные потрясения российской истории начала XX в.
3. Россия накануне Первой мировой войны (1907-1914 гг.)
4. Первая мировая война
5. Россия в 1917 году
6. Гражданская война и ее последствия
7. НЭП
8. История СССР в 1930-е гг.
9. СССР накануне Великой Отечественной войны
10. Стратегическое отступление
11. Коренной перелом
12. Наступательный этап ВОВ

Первая мировая война — «белое пятно» на карте истории России

2. Мы наносили линии фронтов и их передвижения на карту.

3. Мы освежили наши знания о нюансах Первой мировой войны.

4. Мы определили, как находить события Мировых войн на картах.

5. Мы продолжили работы с частью 1 (тестовой)

6. Мы разобрали ключевое событие Первой мировой войны на Восточном фронте — Брусиловский прорыв 1916 года.

7. Мы вспомнили, как оформлять ответы на тестовые задания части 1 в формате

Поделитесь с друзьями или сохраните для себя:

Загрузка...