Технологии используемые практике иноязычного образования. Современные проблемы науки и образования

Современные образовательные технологии в преподавании иностранного языка

Я.Р.Егорова, учитель немецкого и английского языков

МБОУ «Гимназия № 36»

Язык является важнейшим средством общения, без которого невозможно существование и развитие человеческого общества. Происходящие сегодня изменения в общественных отношениях, средствах коммуникации (использование новых информационных технологий) требуют повышения коммуникативной компетенции учащихся, совершенствования их филологической подготовки для того, чтобы они могли обмениваться мыслями в различных ситуациях в процессе взаимодействия с другими участниками общения, правильно используя при этом систему языковых и речевых норм и выбирая коммуникативное поведение, адекватное аутентичной ситуации общения. Другими словами, основное назначение иностранного языка состоит в формировании коммуникативной компетенции, то есть способности осуществлять иноязычное межличностное и межкультурное общение с носителями языка. Воспитательный аспект является неотъемлемой частью учебного процесса, поэтому все образовательные технологии предусматривают воспитание у учащихся необходимых качеств зрелой личности.

С овременные образовательные технологии, которые используются для формирования иноязычной коммуникативной компетенции школьника, являются наиболее продуктивными для создания образовательной среды, которая обеспечивает личностно-ориентированное взаимодействие всех участников образовательного процесса. Очевидно, что использование какой-то одной технологии обучения, какой бы совершенной она ни была, не создаст максимально эффективных условий для раскрытия и развития способностей учащихся и творческого поиска учителя.

Современные технологии обучения иностранному языку аккумулируют успешную информацию каждой из них, дают возможность учителю скорректировать любую технологию в соответствии со структурой, функциями, содержанием, целями и задачами обучения в данной конкретной группе учащихся.

Поиск новых педагогических технологий связан с отсутствием у части учащихся положительной мотивации к изучению иностранного языка. Положительная мотивация недостаточна, а порой отсутствует, так как при изучении иностранного языка они сталкиваются со значительными трудностями и не усваивают материал в силу своих психологических особенностей.

Все больше и больше учителей обращаются в процессе обучения иностранному языку к проектной методике как к одному из современных продуктивных творческих подходов, успешно реализующих основные цели обучения иностранному языку в формировании у учащихся необходимых коммуникативных и речевых навыков и умений, позволяющих им общаться на иностранном языке.

Основное предназначение метода проектов состоит в предоставлении учащимся возможности самостоятельного приобретения знаний в процессе решения практических задач или проблем, требующего интеграции знаний из различных предметных областей. Если говорить о методе проектов как о педагогической технологии, то эта технология предполагает совокупность исследовательских, поисковых, проблемных методов, творческих по своей сути. Преподавателю в рамках проекта отводится роль разработчика, координатора, эксперта, консультанта.

Данная технология способствует развитию творческих способностей учащихся и развивает их воображение и любознательность. В ходе подготовки проектов раскрывается творческий и интеллектуальный потенциал учащихся. Метод проектов учит вести исследовательскую работу, работать в коллективе, вести дискуссию, решать проблемы .

Метод проектов может использоваться при обучении иностранному языку практически по любой теме, так как отбор тематики проведен с учетом практической значимости для школьника.

Изложу свой опыт применения проектной методики при изучении темы «Школа» на уроках английского языка.

Общей задачей стало создание проекта школы, в которой всем ребятам хотелось бы учиться. Учащиеся были разделены на группы, исходя из желаний детей работать вместе над решением определенной части общей задачи. Части проекта обсуждались в группах. В итоге были выделены такие направления работы: 1) создание проекта здания школы, дизайна его и пришкольной территории; 2) составление правил для учащихся и учителей школы; 3) описание рабочего дня школы; 4) описание видов внеклассной деятельности ребят; 5) проект школьной формы.

На одном из последних уроков состоялась защита проекта группами. Каждая группа выступала со своей презентацией. Такого рода задания очень увлекают учеников, они с интересом и ответственностью берутся за выполнение такой работы. При этом они осваивают такие навыки, как работа с программой Microsoft Power Point, умение находить интересные материалы, иллюстрации. А при самом выступлении ученики учатся декларировать, развивают свои ораторские способности, умение доказывать и отстаивать свою точку зрения, спонтанно отвечать на задаваемые вопросы, не бояться публичных выступлений, становятся уверенными в себе.

Метод проектов широко внедряется в образовательную практику в России. Проекты могут быть индивидуальными и групповыми, локальными и телекоммуникационными. В последнем случае группа обучаемых может вести работу над проектом в Интернете, при этом будучи разделены территориально. Впрочем, любой проект может иметь сайт, отражающий ход работы над ним. Задача учебного проекта, результаты которого представлены в виде веб-сайта, заключается в том, чтобы дать ответ на проблемный вопрос проекта и всесторонне осветить ход его получения, то есть само исследование.

Жизнь в современном обществе требует от школьников развития таких важных познавательных навыков, как умение выработать собственное мнение, осмыслить опыт, выстроить цепь доказательств, выразить себя ясно и уверенно. Технология развития критического мышления учащихся предполагает постановку вопросов учащимися и понимание проблемы, которую нужно решить. Критическое мышление носит индивидуальный самостоятельный характер, каждый генерирует свои идеи, формулирует свои оценки и убеждения независимо от остальных, находит собственное решение проблемы и подкрепляет его разумной, обоснованной и убедительной аргументацией. Критическое мышление носит социальный характер, так как всякая мысль проверяется и оттачивается, когда ею делятся с другими. Собственная активная жизненная позиция ученика особенно проявляется при сравнении имевшихся ранее знаний и понятий с вновь полученными. Существуют различные формы работы, предусматривающие развитие критического мышления учащихся: эссе, сочинение-рассуждение, дискуссия, диалог, ролевая игра и т. д.

Особое место занимает технология исследования , где учащиеся выходят на высокий уровень познания, самостоятельной деятельности и развития нового проблемного видения, освоение исследовательских процедур. Обобщенной базовой моделью в рамках исследования является модель обучения как творческого поиска: от видения и постановки проблемы – к выдвижению гипотез, их проверке, познавательной рефлексии над результатами и процессом познания. Вариантами модели исследовательского характера являются игровое моделирование, дискуссия, интервьюирование, решение проблемных задач и т. д.

Использование элементов интенсивного обучения , но не за счет дополнительных часов по предмету, а подбором методов и приемов, позволяют “погружать” учащихся в иноязычную среду, где возможно не только говорить, но и мыслить по-английски. Для развития способностей к межкультурной коммуникации важно дать учащимся весь спектр знаний о культуре, обычаях и традициях англоязычной страны с тем, чтобы учащиеся имели объективную картину и могли сознательно выбирать стиль общения. Моделирование ситуаций диалога культур на уроках английского языка позволяет учащимся сравнивать особенности образа жизни людей в нашей стране и странах изучаемого языка, помогая им лучше осознать культуру нашей страны и развивая у них умение представлять ее средствами английского языка. Такой подход возможен только при условии использования аутентичных учебных пособий.

«Языковой портфель» - это инструмент самооценки собственного познавательного, творческого труда ученика, рефлексии его собственной деятельности. Это комплект документов, самостоятельных работ учащегося. Комплект документов разрабатывается учителем и предусматривает: задания школьникам по отбору материала в портфель; анкеты для родителей, заполнение которых предполагает внимательное ознакомление с работами ученика; параметры и критерии оценки, вложенных в портфель работ. Экспериментальная технология создания портфолио является способом наглядной презентации своих достижений за определенный период обучения, возможностью продемонстрировать способности и практически применить приобретенные знания и умения. Портфолио позволяет учитывать результаты, достигнутые учеником в разнообразных видах деятельности: учебной, социальной, коммуникативной и др., и является важным элементом практико-ориентированного, действительного подхода в образовании. Учащиеся видят свой рост, сознательно пополняя не только багаж знаний, но и формируя банк данных о своих достижениях за весь период учебы (проекты, сертификаты, рецензии, отзывы об индивидуальной творческой деятельности), что несомненно будет востребовано при поступлении в высшее учебное заведение.

Информационно-коммуникативные технологии находят все большее применение в организации учебного процесса, позволяют продуктивно рассмотреть все возможные аспекты (от лингвистического до культуроведческого), совершенствуют иноязычную речевую деятельность. Их использование способствует совершенствованию лингвистической и межкультурной компетенций учащихся, формированию культуры общения в электронной среде, повышению информационной культуры в целом, а также развитию навыков работы на компьютере: поиск, обработка, передача, систематизация информации и презентация результатов научно-исследовательской деятельности учащимися.

Интерактивный подход - это определенный тип деятельности учащихся, связанный с изучением учебного материала в ходе интерактивного урока.

Костяком интерактивных подходов являются интерактивные упражнения и задания, которые выполняются учащимися. Основное отличие интерактивных упражнений и заданий от обычных в том, что они направлены не только и не столько на закрепление уже изученного материала, сколько на изучение нового. Современная педагогика богата целым арсеналом интерактивных подходов, среди которых можно выделить следующие:

  1. Творческие задания
  2. Работа в малых группах
  3. Обучающие игры (ролевые игры, имитации, деловые игры и образовательные игры)
  4. Использование общественных ресурсов (приглашение специалиста, экскурсии)
  5. Социальные проекты и другие внеаудиторные методы обучения (социальные проекты, соревнования, радио и газеты, фильмы, спектакли, выставки, представления, песни и сказки)
  6. Разминки
  7. Изучение и закрепление нового материала (интерактивная лекция, работа с наглядными пособиями, видео- и аудиоматериалами, «ученик в роли учителя», «каждый учит каждого».
  8. Обсуждение сложных и дискуссионных вопросов и проблем

Под творческими заданиями мы будем понимать такие учебные задания, которые требуют от учащихся не простого воспроизводства информации, а творчества, поскольку задания содержат больший или меньший элемент неизвестности и имеют, как правило, несколько подходов. Творческое задание составляет содержание, основу любого интерактивного метода. Творческое задание (особенно практическое и близкое к жизни обучающегося) придает смысл обучению, мотивирует учащихся. Неизвестность ответа и возможность найти свое собственное «правильное» решение, основанное на своем персональном опыте и опыте своего коллеги, друга, позволяют создать фундамент для сотрудничества, сообучения, общения всех участников образовательного процесса, включая педагога. Выбор творческого задания сам по себе является творческим заданием для педагога, поскольку требуется найти такое задание, которое отвечало бы следующим критериям:

  1. не имеет однозначного и односложного ответа или решения
  2. является практическим и полезным для учащихся
  3. связано с жизнью учащихся
  4. вызывает интерес у учащихся
  5. максимально служит целям обучения

Если учащиеся не привыкли работать творчески, то следует постепенно вводить сначала простые упражнения, а затем все более сложные задания.

Работа в малых группах - это одна из самых популярных стратегий, так как она дает всем учащимся (в том числе и стеснительным) возможность участвовать в работе, практиковать навыки сотрудничества, межличностного общения (в частности, умение активно слушать, вырабатывать общее мнение, разрешать возникающие разногласия). Все это часто бывает невозможно в большом коллективе. Работа в малой группе - неотъемлемая часть многих интерактивных методов , например таких, как мозаика, дебаты, общественные слушания, почти все виды имитаций и др.
При организации групповой работы, следует обращать внимание на следующие ее
аспекты. Нужно убедиться, что учащиеся обладают знаниями и умениями, необходимыми для выполнения группового задания. Нехватка знаний очень скоро даст о себе знать - учащиеся не станут прилагать усилий для выполнения задания. Надо стараться сделать свои инструкции максимально четкими. Маловероятно, что группа сможет воспринять более одной или двух, даже очень четких, инструкций за один раз, поэтому надо записывать инструкции на доске и (или) карточках. Надо предоставлять группе достаточно времени на выполнение задания.

Что касается практического применения технологий, вовсе не обязательно использовать одну технологию. Лучше всего было интегрировать несколько образовательных технологий, объединив их наилучшие стороны. Занимаясь интегрированием современных образовательных технологий в процессе обучения иностранному языку для формирования коммуникативной компетенции школьника, на протяжении ряда лет тщательно изучая, апробируя и адаптируя инновационные идеи современных российских и зарубежных преподавателей, можно прийти к выводу, что именно данная педагогическая система способствует раскрытию субъективного опыта ученика, формированию личностно-значимых для него способов учебной работы, воспитанию нравственных идеалов, развитию критического мышления, адекватной оценки и самооценки, самосовершенствованию каждого ученика и возможности реализовать себя как личность.

Литература

1.Е.С. Полат. Новые педагогические технологии в обучении иностранным языкам. Иностранные языки в школе-2002 №1. С.22-27.

2.Условия повышения качества иноязычного образования: материалы Всероссийской научно-практической конференции (г.Казань, 5-6 декабря 2007 г.)

3. ru.wikipedia.org


Принципы и алгоритмы современных образовательных технологий для иноязычного образования

Федюшкина Светлана Владимировна,
учитель английского языка,
МБОУ «Лингвистическая гимназия № 27» г. Северодвинск

Социальные изменения предъявляют новые требования к системе российского образования. Суть этих изменений заключается в появлении новых информационных, коммуникационных технологий, новых подходов к организации и управлению. Востребован специалист, который не будет ждать инструкций, а вступит в жизнь с уже сложившимся творческим, проектно-конструктивным и духовно-личностным опытом. XXI век называют веком технологий. Это касается и сферы образования, где технологии должны обеспечивать качество педагогического процесса. Педагог должен быть нацелен на овладение технологиями развития компетенций учащихся .

Целью данной работы является рассмотрение принципов и алгоритмов современныхобразовательных технологий, а также применение данных технологий при обучении иностранному языку.

Спроектировать урок с использованием той или иной технологии не всегда просто для учителя. Необходимо найти оптимальные варианты использования технологий в учебном процессе, в соответствии с темой урока, имеющимся материалом. Урок, проведенный с применением технологии, позволяет достигнуть более качественного усвоения учебного материала.

В настоящее время существует множество позиций разных авторов, касающихся самого определения педагогической технологии (Б.Т. Лихачёв, В.М. Монахов, В.П. Беспалько, Г.К. Селевко, М.А. Чошанов, М.В. Кларин и др.). Разные авторы, так или иначе, в своих суждениях основываются на нескольких ключевых смыслах, вытекающих из значения слова «технология».

Педагогическая технология - компонент педагогического мастерства, представляющий собой научно обоснованный профессиональный выбор операционного воздействия педагога на ребёнка в контексте взаимодействия его с миром с целью формирования у него отношений к этому миру, гармонично сочетающих свободу личностного проявления и социокультурную норму .

Технология обучения - совокупность форм, методов, приемов и средств передачи социального опыта, а также техническое оснащение этого процесса .

К важнейшим характеристикам технологий обучения относят следующие:

1. Результативность (высокий уровень достижения поставленной учебной цели каждым учащимся).

2. Экономичность (за единицу времени усваивается большой объём учебного материала при наименьшей затрате усилий на овладение материалом).

3. Эргономичность (обучение происходит в обстановке сотрудничества, положительного эмоционального микроклимата, при отсутствии перегрузки и переутомления).

4. Высокая мотивированность в изучении предмета, что способствует повышению интереса к занятиям и позволяет совершенствовать лучшие личностные качества обучаемого, раскрыть его резервные возможности.

5. Универсальность (иметь широкое применение, должна быть пригодна для разных ступеней обучения, а также для обучения детей с разным уровнем развития).

6. Интегрированность (быть взаимосвязанными).

7. Креативность (носить творческий характер).

8. Гумманость (способствовать развитию личности) .

В центре внимания шесть педагогических технологий, которые отвечают этим характеристикам и актуальны для иноязычного образования:

Технология проблемного обучения;

Технология развития критического мышления;

Технология развития глобального мышления;

Технология «Обучение в сотрудничестве»;

Технология «Языковой портфель ученика»;

Интерактивная технология.

Под технологией проблемного обучения понимается такая организация учебного процесса, которая предполагает создание в сознании учащихся под руководством учителя проблемных ситуаций и организацию активной самостоятельной деятельности учащихся по их разрешению, в результате чего и происходит творческое овладение ЗУН и развитие мыслительных способностей.

Технология проблемного обучения состоит из трёх этапов:

1. Постановка стратегической цели. На формулирование стратегической цели влияет три фактора:

Во-первых, стратегическая цель вытекает из концептуальной цели.

Во-вторых, стратегическая цель зависит от особенностей класса, группы.

В-третьих, определение стратегической цели должно быть согласовано с содержанием деятельности, например, учебным или воспитательным материалом (тема, учебные ЗУНы), который можно обозначить термином «задачи».

2. Формулирование проблемы. Рассмотрим правила работы с проблемой:

Выявить проблемы, необходимые для достижения цели;

Определить приоритетность проблем;

Сформулировать проблему в виде проблемного вопроса;

Осуществить поиск вариантов решения, которых должно быть не меньше трёх;

Конструирование оптимального варианта.

3. Создание тезиса. Тезис - это образное осмысление и выражение оптимального варианта в виде афоризмов, цитат, пословиц, поговорок и других крылатых выражений .

Тезис является средством диагностики:

Корректной постановки проблемы и правильности её решения;

Глубины понимания информации в целом.

Использование данной технологии приводит к следующим результатам:

Углубление уровня понимания учебного материала;

Конструктивное отношение учащихся к такому явлению как «проблема»;

Повышение мотивации учащихся к учебной, познавательной деятельности .

Применительно в обучении иностранному языку данная технология имеет место при работе над всеми видами речевой деятельности и применяется в вопросно-ответном ходе размышления и дискуссии по какой-либо проблеме.

При обучении иностранному языку упражнения, направленные на решение речемыслительных задач, способствуют повышению мотивации и стимулируют речевую активность обучаемых в ходе обдумывания и обсуждения проблем. Использование речемыслительных задач разного уровня проблемности и сложности на всех ступенях обучения способствуют развитию механизмов мышления.

По мере развития экономики, социально-политической и культурной жизни интеллектуальный труд будет рассматриваться как мастерство выявлять, наблюдать, различать, оценивать, критически анализировать, делать выводы, принимать продуманные решения. Очевидно, что эти умения должны формироваться в учебной среде, в том числе через технологию развития критического мышления.

КМ означает вовсе не негативность суждений или критику, а разумное рассмотрение разнообразия подходов. КМ - это способность ставить новые вопросы и анализировать информацию с тем, чтобы применить полученные результаты как к стандартным, так и нестандартным ситуациям.

Технология развития КМ состоит из трёх основных стадий:

1. Стадия вызова (учащиеся должны использовать свои предыдущие знания по теме, делать прогнозы по содержанию предстоящей информации).

2. Стадия осмысления (учащиеся интегрируют идеи, изложенные в тексте со своими собственными идеями).

3. Стадия рефлексии (интерпретация обретённых идей и информации собственными словами) .

На уроках иностранного языка данная технология позволяет создать условия, в которых учащийся приучается работать самостоятельно, порождать свои идеи, обосновывать их, задавать себе и другим вопросы, осуществлять рефлексию своей деятельности и деятельности других людей.

Реалии глобальной взаимозависимости и культурного разнообразия нашей планеты в XXI веке определяют потребность в образовании и воспитании поколения с новым типом мышления, новым отношением к жизни. Основными параметрами глобального мышления , наполняющими содержание и определяющими цели образования, являются:

Восприятие современного мира целостно;

Открытость личности по отношению к новому;

Гибкость мышления;

Преодоление сложившихся стереотипов;

Критичность мышления;

Рефлексивное осмысление своего опыта в контексте культурного опыта человечества.

Пути формирования глобального мышления , применительно к иностранному языку:

- расширение понимания учащимися разнообразия национальных культур, знакомство с мировыми культурами и цивилизациями;

- воспитание уваженияк традициям и особенностям других народов, развитие эстетического вкуса;

- основательное изучение глобальных проблем, реализация которых осуществляется в рамках различных проектов .

Технология развития глобального мышления в иностранном языкереализуется в проведении интегрированных уроков, где межпредметная взаимосвязь полученных знаний, необходимых для создания в сознании современного человека целостной картины мира, что способствует наиболее благоприятной самореализации.

Работа над проектами является развитием концепции технологии «Обучение в сотрудничестве» . Эта технология обучения базируется на идее взаимодействия учащихся в группе занятий, идее взаимного обучения, при котором учащиеся берут на себя не только индивидуальную, но и коллективную ответственность за решение учебных задач, помогают друг другу и несут коллективную ответственность за успехи каждого ученика .

Обучение через сотрудничество - один из наиболее эффективных путей объединения учащихся разного уровня языковой подготовленности, что способствует обучению всех учащихся.

Приёмы обучения в сотрудничестве реализуются в ходе выполнения учениками игровых заданий в предлагаемых им ситуациях общения. Для овладения языком важным условием является общение на изучаемом языке.

В результате систематической и целенаправленной работы в сотрудничестве удаётся значительно увеличить время устной и речевой практики каждого ученика на уроке. В современном образовании всё больший акцент делается на работу с информацией. Ученикам важно уметь самостоятельно добывать дополнительный материал, критически осмысливать получаемую информацию, и обучение в сотрудничестве способно подготовить к более сложным видам деятельности с информацией - при использовании, например, метода проектов .

Исследователи О.В. Брыкова и Д.А. Иванов предлагают следующий алгоритм работы над проектом:

1.Разработка проектного задания (выбор темы проекта, определение целей и задач, формирование рабочих групп, распределение ответственности за достижение намеченных результатов).

2.Реализация проекта (формулирование основных проблем и нахождение способов их решения).

3.Оформление результатов.

4. Презентация.

5. Рефлексия .

Описанные ранее технологии дают представление о том, каким образом можно сформировать у учащихся необходимые интеллектуальные умения, умения самостоятельного критического и творческого мышления. При этом в процессе познавательной деятельности ребята учатся вести дискуссию, аргументировать собственные действия. Однако умению адекватно оценивать собственные достижения и возможности, необходимо так же учить детей, как мы учим их знаниям, умениям и навыкам, самостоятельному мышлению.

Технология «Портфель ученика» - это инструмент самооценки собственного познавательного, творческого труда ученика, рефлексии его собственной деятельности .

Портфель должен полностью отражать работу учащегося в области курса иностранного языка, определённого этапа обучения. Портфель демонстрирует умения школьника оперировать грамматическим и лексическим материалом для выражения собственных мыслей, решения проблемных заданий, владение коммуникативными умениями, а также его возможности к дальнейшему продвижению в области межкультурного общения.

Принципы данной технологии.

1. Самооценка результатов (промежуточных, итоговых) овладения определёнными видами коммуникативной деятельности.

2. Систематичность и регулярность самомониторинга. Если учащийся принимает решение проанализировать свои успехи в области иностранного языка, он начинает систематически отслеживать результаты своей деятельности в этой области, отбирает наиболее интересные с его точки зрения работы в своё «досье», организует их в предусмотренную структуру.

3. Структуризация материалов портфеля, логичность и лаконичность всех письменных пояснений.

4. Аккуратно и эстетично выполненное оформление портфеля.

5. Целостность, тематическая завершённость представленных в портфеле материалов.

6. Наглядность и обоснованность презентации портфеля ученика.

При использовании технологии «Языковой портфель ученика», школьники учатся анализировать собственную работу, собственные успехи; учатся объективно оценивать свои возможности и видеть способы преодоления трудностей, достижения более высоких результатов .

В последнее время получил распространение ещё один термин - «интерактивное обучение». Интерактивная технология - это вид информационного обмена учащихся с окружающей информационной средой .

Целевыми ориентациями интерактивной технологии считаются следующие:

1. Возбуждение внутреннего диалога ученика.

2. Обеспечение понимания информации, являющейся предметом обмена.

3. Вывод ученика на позицию субъекта обучения.

4. Достижение двусторонней связи (обмена информацией) учащего и учащегося.

Самой общей задачей учителя-ведущего в интерактивной технологии является поддержка - направление и помощь процессу обмена информацией:

Выявление многообразия точек зрения;

Обращение к личному опыту участников;

Поддержка активности участников;

Взаимообогащение опыта участников;

Поощрение творчества участников .

Применительно к иностранному языку интерактивный характер имеют такие виды упражнений, как «Мозговой штурм»; «Ролевая игра»; «Дебаты»; «Дискуссия»; «Интервью».

Современные образовательные технологии имеют как общие, так и отличительные особенности. Использование разных современных образовательных технологий на уроках иностранного языка представляет собой резерв для повышения педагогического мастерства учителя и развития творческих способностей ученика.

Список литературы

1. Большой энциклопедический словарь. - 2.-е изд., перераб. и доп. - М.: «Большая Российская энциклопедия»; СПб.: «Норинт», 1999. - 1456 с.

2. Брыкова О.В . Проектная деятельность в учебном процессе / О.В. Брыкова, Т.В. Громова - М.: Чистые пруды, 2006 - 32 с.

3. Гузеев В .В Гуманитарный прорыв в образовании возможен / В.В. Гузеев // Нар. образование. - 2006. - № 2. - С. 123.

4. Иванов Д.А . Экспертиза в образовании. - М.: Издательский центр «Академия», 2006. - 336 с.

5. Калмыкова И.Р . Портфолио как средство самоорганизации и саморазвития личности / И.Р. Калмыкова // Иностр. языки в школе. - 2007. - № 7. - С. 18-19

6. Краткий справочник по педагогической технологии / Под ред. Н.Е. Щурковой. - М.,1997. - 123 с.

7. Маскин В.В., Петренко А.А., Меркулова Т.К . Алгоритм перехода образовательного учреждения к компетентностному подходу / Под ред. В.В. Маскина. - М.: АРКТИ, 2006. - 64 с.

8. Морева Н.А . Современные технологии учебного занятия./ Н.А. Морева. М.: Просвещение, 2007. - 158 с.

9. Образовательные технологии (из опыта развития глобального мышления учащихся) / Под ред. Ю.Н. Кулюткина, Е.Б. Спасской. - СПб.: КАРО, 2002. - 152 с.

10. Полат Е.С . Новые педагогические технологии в обучении иностранным языкам // Иностр. языки в школе. - 2000. - № 1. - С. 6, 11.

11. Полат Е.С . Портфель ученика // Иностр. языки в школе. - 2002. - № 1 - С. 27.

12. Селевко Г.К . Энциклопедия образовательных технологий: В 2 т. Т.1. М.: НИИ школьных технологий, 2006. - 816 с.

13. Щукин А.Н . Обучение иностранным языкам: Теория и практика. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: Филоматис, 2006. - 480 с.

14. Юнина Е.А . Технологии качественного обучения в школе. Учебно-методическое пособие - М.: Педагогическое общество России, 2007. - 224 с.

You have no rights to post comments

Дата: 27.08.2013

Ответственный: Казаченко Виктория Валентиновна, учитель английского языка, высшая категория

Цель мастер класса: повышение качества преподавания, освоение нового стиля преподавания

Задачи мастер-класса:

актуализировать изучение педагогических технологий

выбрать из существующих пед. технологий те, которые соответствуют контингенту учащихся наших школ

Ожидаемые результаты:

внедрение в практику современных педагогических технологий

повышение уровня креативности педагогов

Ход мастер-класса

Вступление

Современный педагог - это прежде всего яркая творческая личность, сохраняющая способность к постоянному самопознанию и саморазвитию.

Современный педагог-профессионал должен отличаться «лица не общим выраженьем», быть методически мобильным. Здесь на помощь нам приходят современные пед. технологии или инновационные технологии.

Сегодня я ставлю перед собой задачу- научить вас отрефлексировать свой пед. опыт на научно-методической основе (уметь научно обосновать то, что вы делаете).

«Но ведь в деле обучения и воспитания школьников идеальных методик не существует», - возразите вы мне. Да, вы правы. И это еще раз доказывает то, что использование только одной, пусть даже самой хорошей и современной методики, приводит к однобокости в преподавании любого предмета. И только совокупность разнообразных технологий, приемов и методов может дать необходимый нам результат. Соответственно чем больше технологий вы знаете, тем лучше.

Методический тренинг. Презентация

Сегодня, я надеюсь, вы пополните свой багаж.

Для начала дайте разберемся, что в вашем багаже уже имеется. Это и покажет методический тренинг, который я сейчас с вами проведу.

Я описываю ситуации, которые встречались на моих уроках, а вы определяете, какую пед. технологию я использовала.

Ситуация 1.

Ребенок демонстрирует рисунок, коллаж или постер и описывает его. (ответ: метод проектов - это личностно-ориентированный подход) Слайд 2

Ситуация 2.

Картинка, где дети составляют предложения из слов. (ответ: игровые технологии - так и остаются «инновационными» в системе российского образования. Эльконин, психолог, анализируя феномен игры, приходит к выводу, что игра - это такая деятельность, в которой воссоздаются социальные отношения между людьми вне условий непосредственно утилитарной деятельности. Слайд 3

Ситуация 3.

Картинка, где дети с понятыми руками (ответ: здоровьесберегающие технологии - это также личностно-ориентированный подход). Слайд 4

Ситуация 4.

Я перечислю вам основные принципы этой технологии. (ответ: технология УДЕ: деформированные упражнения, в данном случае участвуют в совокупности несколько мыслительных операций) Слайды 5,6,7,8

Это универсальная технология, которую можно использовать при изучении любой темы.

Будущие времена (способов выражения будущего много), при изучении глагола use, usedto- would- wasgoingto(противоположные понятия) и т.д.

Ситуация 5.

Слайд с портфолио учащегося. (ответ: технология «Портфолио») Слайд 9

Ситуация 6.

На слайдах приемы «Корзина идей, понятий, имен, …» или кластер, механизм ЗУХ, перевернутые логические цепи, прием «Пометки на полях», прием «Кубик», «Сиквейн», «Написание эссе». Слайды 10-15

(ответ: технология развития критического мышления - интерактивная технология)

В начале урока на этапе warm-up можно использовать прием «Корзина идей, понятий, имен» или прием «Кластер».

Это прием организации индивидуальной и групповой работы учащихся на начальной стадии урока, когда идет актуализация имеющегося у них опыта и знаний. Он позволяет выяснить все, что знают или думают ученики по обсуждаемой теме урока. На доске можно нарисовать значок корзины, в которой условно будет собрано все то, что все ученики вместе знают об изучаемой теме.

Механизм ЗУХ - В каждую из колонок необходимо разнести полученную в ходе урока информацию. Прием «Маркировочная таблица» позволяет проконтролировать работу каждого ученика на уроке, его понимание и интерес к изучаемой теме. Обращаться к этой таблице можно несколько раз за урок. На начальном этапе урока заполняется первая колонка, в ходе урока - вторая колонка и на этапе Рефлексии - третья.

«Пометки на полях». Данный прием требует от ученика не привычного пассивного чтения, а активного и внимательного. Он обязывает не просто читать, а вчитываться в текст.

«Кубики» - метод, позволяющий рассмотреть ту или иную тему с имеющихся перспектив. Используется с различными подсказками для мышления.

Кубики - 15-20 см - 6 подсказок:

Опишите это.

Сравните это.

Дайте ассоциацию этому.

Проанализируйте это.

Примените это.

Дайте аргументы за или против этого.

«Синквейн»- способ творческой рефлексии - «стихотворение», написанное по определенным правилам.

Ситуация 7.

На слайде дебаты (ответ: технология «Дебаты» - интерактивная технология)

Слайд 16

Ситуация 8.

Итак, багаж у вас хороший. Сегодня вы пополните его еще двумя инновационными технологиями. Устроим эксперимент, если он провалится честь вам и хвала.

Я называю технологию, вы поднимаете руки, если использовали ее в своей практике.Кейс - технологии. На самом деле в течении многих лет мы с вами пользуемся этой замечательной технологией, но никто и представить себе не мог, что она так называется. Слайды 18-23

Речь идет о методе обучения, известном как кейс-метод (Case study) - метод анализа ситуаций (интерактивные технологии). Суть его в том, что учащимся предлагают осмыслить реальную жизненную ситуацию, описание которой одновременно отражает не только какую-либо практическую проблему, но и актуализирует определенный комплекс знаний, который необходимо усвоить при разрешении данной проблемы. При этом сама проблема не имеет однозначных решений.

Метод был впервые применен в Гарвардской бизнес-школе в 1924 году. Слушателям давались описания определенной ситуации, с которой столкнулась реальная организация в своей деятельности для того, чтобы ознакомиться с проблемой и найти самостоятельно и в ходе коллективного обсуждения решение.

Примеры тематики кейсов:

— Завершающие проектные работы по разделам учебника. Например, «Составьте список архитектурных достопримечательностей России, по Вашему мнению, имеющих право считаться новыми чудесами света. Аргументируйте свой выбор».

— Урок-беседа по темам разделов учебника. Список тем соответствует основным темам программы иностранных языков в средней школе, например, Семья, Еда, Хобби, Компьютерные технологии, Образование, Выбор профессии и проч.

К данным заданиям обычно идут так называемые languagesupportboxes, где собраны полезные слова и выражения по теме.

По сути дела кейс-метод можно использовать в виде целого урока и на одном из его этапов. Например, на этапе Активизации нового лексического материала на уроках английского языка, то есть в конце урока.

Этот метод хорошо представлен в учебниках NewMillenniumEnglish. Поэтому педагоги, работающие по данным учебникам могут с радостью вписать в систему своей работы данную технологию.

И вторая «инновационная» технология (игра Знамя) - это методика станционного обучения. Кто понял о чем идет речь?

Она отвечает главным принципам личностно-ориентированного обучения.

Слайды 24-26

Методика станционного обучения особенно эффективна при подготовке и проведении уроков закрепления пройденного материала, уроков-практикумов, а также уроков контроля усвоения новой темы. Я из своей практики поняла, что это великолепный способ провести интегрированный урок, особенно русский-английский проецируется на эту методику идеально. В прошлом году мы опробовали эту методику в нашей школе, нам она понравилась.

При проведении урока по методике станционного обучения следует выделять три этапа:

1) подготовительный;

2) процессуальный;

3) рефлексивный.

Подготовительный этап самый длительный и трудоёмкий для учителя, так как требует от него много сил и времени. На подготовительном этапе учитель выбирает учебную тему, которая должна соответствовать государственным программам, определяет цели урока. Учитель продумывает, сколько станций следует включить в урок. Количество станций зависит от сложности, объёма заданий и времени на их выполнение: чем сложнее задание, тем больше времени потребуется на его выполнение, тем меньше станций должно быть запланировано на уроке.

Что же такое станция? Это определённое место в учебном кабинете (обычно это отдельный стол, на котором установлена табличка с номером и названием станции), где ученик может выполнить задание этой станции. У каждого стола должны быть предусмотрены в достаточном количестве посадочные места, карандаши, фломастеры, бумага и прочее, необходимое для выполнения задания на этой станции. Стол учителя должен быть расположен так, чтобы все учащиеся находились в поле его зрения.

Примерные схемы расположения станций:

Важный момент в подготовительном этапе - это разработка сопроводительного листа или маршрутной карты или маршрутного листа. Маршрутная карта - это лист с номерами и названиями станций, полями для ответов на каждой станции. В этот лист учащиеся вписывают свои ответы, наклеивают в нужном порядке разрезанные на отдельные фрагменты тексты или выполняют творческие задания, которые указаны на станциях. В этой же маршрутной карте выставляются баллы при самоконтроле учащихся после завершения маршрута. В правом нижнем углу маршрутной карты ученики пишут сумму баллов, полученных на всех станциях, а затем по разработанной учителем шкале переводят сумму баллов в оценку.

Процессуальный этап - это непосредственно урок, на котором учащиеся, переходя от станции к станции, выполняют задания.

Рефлексивный этап предусматривает самоконтроль и самооценку. Ученикам раздаются листы ключей к заданиям, которые они выполняли на станциях. Они сверяют свои ответы с правильными и вписывают в маршрутные листы заработанные ими баллы. Затем им предлагается шкала перевода баллов в оценку.

На мой взгляд, одним из путей развития станционной методики является способ дифференциации заданий на каждой станции. Так, в разработке урока по методике станционного обучения, приведённой в этой работе, на станциях учащимся предлагаются для выполнения задания одного уровня сложности. С точки зрения личностно ориентированного подхода в обучении английскому языку стоит предусмотреть на каждой станции задания разных уровней сложности, чтобы ученик мог выбрать задание по своим силам. В таком случае можно использовать карточки разного цвета. Например, карточка зелёного цвета обозначает задание элементарного уровня, выполнив которое ученик получает “3”. Карточка жёлтого цвета - задание среднего уровня сложности с оценкой “4”. А карточка красного цвета - задание повышенной сложности, выполнив которое ученик получает “5”. Ребёнок сам решает, какой уровень сложности ему “покорится”. Это еще и хорошая возможность работать на одарённого ученика, который опережает товарищей по скорости учебной работы, у этого ребёнка появится возможность изучать предмет глубже, чем это предусмотрено программой.

III Залючение. Рефлексия.

Вот на этой позитивной ноте я бы хотела закончить свой мастер-класс. Творите, развивайтесь, двигайтесь вперед, будьте мастерами своего дела, шанс есть у каждого, так как мастерами не рождаются, мастерами становятся. Творческих вам успехов!

Какую технологию использовала я, проводя этот методический тренинг? (ответ: ИКТ - информационная технология) Слайд 17

Сам по себе методический тренинг является формой интерактивных

технологий.

Кто из вас использовал кейс-метод в своей практике?

Понравилась ли вам моя лекция?

Поделитесь с друзьями или сохраните для себя:

Загрузка...