В публичном выступлении можно использовать формы речи. Успешное публичное выступление: пример текста

Главной составляющей ораторского искусства является публичная речь. Она представляет собой элемент речевой деятельности, появляющийся в ходе общения между оратором и публикой.

Публичная речь необходима для информационного воздействия на аудиторию, внушения и убеждения. Публичные выступления включают в себя произношение текста или диалога, пассивно влияющего на слушателей. В них присутствуют следующие признаки: индивидуальная структура текста и логичное завершение.

Монолог и диалог одинаково необходим для построения лаконичной речи. Элементы диалога помогают разбавить однотонный текст, завлечь слушателя в разговор, что считается необходимым условием ораторской деятельности.

Для удачного взаимодействия с людьми оратору понадобятся следующие навыки:

  • быть уверенным в себе;
  • уметь беспрерывно разговаривать на одну тему;
  • кратко, лаконично выражать мысли, правильно и грамотно выстраивать слова в предложении;
  • уметь заинтересовывать аудиторию;
  • артистизм и харизма;
  • дар убеждения.

Текст оратора должен соответствовать трем правилам: понятность, информативность и выразительность. Публичной речи свойственен переменчивый характер, ее успешность зависит от взаимопонимания с аудиторией и налаживания с ней психологического контакта.

Ораторы выступают на стадионах, сцене, телевидении. К публичному выступлению относится произношение текста перед руководством компании, потенциальным работодателем, друзьями. Публичное выступление помогает проявить себя в профессиональной сфере или другой деятельности. Искусство публичного выступления подвластно не каждому человеку, но ему легко обучиться, посещая тренинг публичного выступления и выполняя специальные речевые упражнения.

Различают следующие виды публичной речи:

  • Социальная публичная речь помогает выразить родственные или общественные отношения. Сюда входят поздравления на праздниках, свадебные тосты, поминальные речи.
  • Церковное красноречие заключается в проведении проповеди, общении с церкви служителями. Такой вид не содержит логики, аргументов, профессиональной терминологии, слушатели не ищут в ней конкретных фактов.
  • Судебное красноречие присутствует в судебной практике. В отличие от церковного содержит четкий стиль изложения и аргументацию. Судебная устная публичная речь состоит только из фактов, делится на обвинительную и защитную. Такие виды публичных выступлений отличаются от других своей степенью ответственности, так как содержание речи влияет на судьбу человека.
  • Академическое искусство публичной деятельности несет конкретную наполненную профессиональной терминологией или научными выражениями речь. Сюда входят следующие жанры публичных выступлений: научные доклады, обзоры, лекции.
  • Политические жанры публичной речи представляют собой произношение речи на темы экономики, политики, социальной сферы. Политическое красноречие проявляет себя на митингах, агитаторских и патриотических мероприятиях.

Помимо видов, различают методы красноречия, которые помогают составить четкий и понятный текст, максимально приближенный к цели. Методы красноречия разработаны много веков назад, включают в себя отдельные правила публичного выступления:

  • Красноречие заключается в употреблении кратких, понятных для аудитории текстов.
  • Главная функция оратора заключается в донесении до аудитории полезной, достоверной информации. Методы или приемы влияния на слушателей не должны нарушать их права. Но далеко не всегда психологические особенности публичного выступления соответствуют требованиям этики.
  • Не рекомендуется «растягивание» речи перед большой аудиторией, потому что внимание людей кратковременно, легко рассеивается
  • Перед тем как выступать перед публикой следует научиться различать ее эмоциональное настроение.
  • Психология публичного выступления устроена таким образом, что от структуры приготовленного текста, употребления, призывающих к действию фраз зависит конечный результат мероприятия. Важную информацию располагают только вначале и конце речи. Такая специфика построения необходима для успешного и эффективного донесения материала, так как внимание публики в эти периоды максимально.
  • Речь оратора должна соответствовать нормам этики. Культура публичной речи соблюдается при любом условии, считается необходимым элементом произношения речи.

Эти правила не являются обязательным условием выступления оратора. Построение публичной речи зависит от вида, состава аудитории, ее деятельности и самого оратора. Приемы и правила выступлений определяются во время подготовки речи. Только постоянная тренировка дикции, ежедневные упражнения помогут добиться успехов и признания публики.

Особенности публичной речи

Существуют некоторые психологические особенности публичного выступления. Они заключаются в общении между оратором и аудиторией, вытекают из диалога между ними. Отношение двух сторон коммуникации носит объективно - субъективный характер, выступает в качестве совместной деятельности или сотрудничества.

Речь оратора имеет ряд особенностей:

  • Обратная реакция аудитории. Во время произношения речи оратор может видеть реакцию людей на его слова, наблюдать за переменной настроения публики. Отдельные слова, вопросы, мимика слушателей помогают понять их настроение и желание. Благодаря наличию обратной связи имеется возможность подкорректировать свою речь. Она преобразовывает монолог в диалог, устанавливает связь с публикой.
  • Устная речь. Особенности устной публичной речи заключаются в налаживании живого диалога между участниками. Устная форма общения имеет цель в виде конкретного собеседника и полностью зависит от него. Важным моментом выступления является организация речи для наиболее легкого понимания и восприятия. Устное публичное выступление очень эффективно, так как в отличие от письменного усваивает до 90% информации.
  • Связь литературы и устной речи. Перед выступлением оратор готовит и обдумывает свою речь, используя научную, художественную или публицистическую литературу. Уже перед публикой он преобразовывает заготовленный текст в интересную и яркую речь, которую сможет понять любой человек. Только в ходе живого выступления оратор выстраивает предложения, учитывая реакцию окружающих, тем самым переходя от книжного текста к разговорному стилю.
  • Средства общения. В ораторской деятельности используются разные приемы воздействия и средства общения между участниками. Это вербальные и невербальные средства: мимика, жесты, интонация. Немаловажную роль играет культура публичной речи и соблюдение этики.

Требования и технология публичного выступления

Для того чтобы уметь выступать в разных речевых жанрах необходимо сначала научиться готовить тексты в различных стилях. Различные жанры выступления на публике предполагают использование разного рода приемов и правил для воздействия на аудиторию.

Общие приемы и требования к публичному выступлению:

  • Начало речи тщательно продумывают и готовят. Неудачно начатый диалог способен испортить имидж оратора.
  • Драма. Присутствие драматизма важно в любом речевом жанре. Она помогает заинтересовать публику путем спора или конфликта, используется в жизненных историях, описании происшествий, трагедий.
  • Эмоциональность в публичной речи считается обязательным условием выступления. Аудитория должна чувствовать не безразличность оратора к теме выступления, его отношение и переживание. Монотонный диалог без выражения эмоций не вызовет должного отклика аудитории.
  • Краткое изложение мыслей. Краткая четкая речь воспринимается слушателями лучше, вызывает больше доверия. Чтобы укладываться в отведенное для выступления время необходимо научится разговаривать кратко. Не зря говорят: «Краткость - сестра таланта».
  • Разговорный стиль речи. Требования к публичному выступлению включают в себя стиль выступления. Он должен быть разговорным, выглядеть как беседа между людьми. Разговорный стиль речи помогает легче усвоить информацию, привлечь внимание к теме. Нельзя употреблять много иностранных, научных терминов, непонятные слова заменяются на понятные.
  • К окончанию выступления подготавливаются также тщательно, как к началу. Завершающий этап речи обязан привлекать внимание яркими и понятными фразами. Заключительные слова нужно отрепетировать для постановки правильной интонации голоса и тона.

Техника публичного выступления включает в себя 12 последовательных шагов, необходимых для достижения наилучшего результата в ораторской деятельности. Она понадобится для написания правильной речи и удачной ее интерпретации.

Технология публичного выступления:

  • Определяем цель речи.
  • Изучаем состав аудитории.
  • Создаем образ для выступления.
  • Определяем роль для выступления (кумир, хозяин, покровитель, добро, зло).
  • Пишем речь.
  • Проверяем ее согласно правилам написания публичного текста, соответствию моральным требованиям.
  • Выстраиваем речь согласно правилам визуального, кинетического, аудиального восприятия.
  • При необходимости подготавливаем место выступления.
  • Настраиваемся на удачный исход выступления.
  • Само выступление.
  • Прислушиваемся к критике.
  • Следим за реакцией публики, выполняем анализ произведенного впечатления.

Выступив перед публикой, не останавливаемся на полученном результате, выполняем анализ выступления. Техника публичного выступления включает в себя следующий необходимый анализ речи: структура текста, тон произношения, интонация, структура речи, интерес публики к оратору.

Анализ необходим для дальнейшего исправления речевых или поведенческих ошибок, а также для оттачивания навыков.

10 основных ошибок начинающего оратора

Мастерство публичного выступления заключается в изучении частых ошибок других мастеров красноречия. За многовековую историю красноречия специалисты изучили распространенные ошибки публичного выступления опытных и начинающих ораторов. Научиться профессиональной ораторской деятельности, используя приемы и советы в общении опытных людей намного прочее, чем самостоятельно пройти длинный путь проб и ошибок.

Выделяют 10 ошибок начинающего оратора:

  • Различие интонации и тона речи с ее содержанием.
  • Недопустимо употребление оправдания это выглядит непрофессионально.
  • Не стоит извиняться перед публикой.
  • Неуместная мимика.
  • Неправильный подбор слов и частиц «не».
  • Скучный монолог без присутствия юмора.
  • Всезнающий вид оратора, высокомерие.
  • Много лишних суетливых движений по сцене.
  • Монотонная не эмоциональная речь.
  • Неправильно расставленные паузы в предложении.

Для того чтобы лучше изучить искусство публичной речи для начинающего оратора пригодятся работы следующих авторов:

  • Дейл Карнеги «Как выработать уверенность в себе и влиять на людей, выступая публично».

Дейл Карнеги выпустил книгу в 1956 году. Она стала дополнением к выпущенным в свет работам по мастерству публичного выступления. Книга содержит приемы, правила, упражнения для удачной профессиональной ораторской деятельности. Дейл Карнеги американский писатель, знаток красноречия, его книга пригодится как для начинающего, так и опытного оратора.

  • Игорь Родченко «Хозяин слова».

Игорь Родченко специалист по речевым коммуникациям, директор известной тренинговой речевой компании, ведет тренинг публичного выступления, является заведующим кафедры сценической речи и риторики Санкт-Петербургского университета. Книга «Хозяин слова. Мастерство публичного выступления» Игоря Родченко содержит главные вопросы по психологии публичного выступления, а также взаимодействия участников коммуникации и влияния на аудиторию.

  • Иванова Светлана «Специфика публичной речи».

В своей книге Иванова С. Ф. раскрывает вопросы в общении между публикой и оратором, описывает стратегию, приемы речи, ее языковые средства. Книга поможет научиться правильно, говорить, вести себя перед аудиторией, раскрывает особенности выступления на публике.

Искусство публичных выступлений может пригодиться в любой момент, даже если это не связано с вашей профессиональной деятельностью. Каждый день мы рассказываем друг другу какие-то истории или пытаемся убедить кого-то в чем-то. Способность грамотно и ясно выражать свои мысли и желания говорит о том, что вы развитый и общительный человек, которого интересно слушать.

Проблема

Одно выступление - одна мысль. Звучит понятно. Но как найти ту самую важную мысль, если их так много?

В эту ловушку часто попадают эксперты. У них в голове много идей, каждая из которых кажется важной. «Надо рассказать обо всём, иначе меня не поймут», - думают такие люди. Они хотят как лучше, но выступление выходит слишком путаным и проваливается.

Решение

Возьмите листок бумаги и ручку. Вам нужно:

  1. Определить цель выступления: вдохновить, продать или увеличить количество поклонников личного бренда (подписчиков в Instagram).
  2. Записать, что люди запомнят после выступления. Это должна быть одна чёткая мысль. Например, после мотивирующей презентации аудитория запомнит, что нестрашно оступаться на пути к мечте.
  3. Разделить листок на две части. В левом столбце запишите самое важное, что вы хотели рассказать. Обычно это интересные детали и факты. В правом столбце зафиксируйте, без чего выступление потеряет смысл. Записанное справа - ступеньки к достижению цели, а левый столбец наполнен деталями-усилителями. Ваша цель наполнилась смыслами и стала главной мыслью выступления.

После выступления люди запоминают 1–2 темы. Фильтруйте смыслы и не переусердствуйте.

2. Упаковать мысль в формат сторителлинга

Проблема

Через 72 часа после выступления люди помнят только рассказанные истории. Если их нет, значит, вы выступали зря.

Это искусство рассказывать увлекательные истории. Сложная мысль превращается в понятную, если её красиво упаковать. Мастерами сторителлинга становятся после практики.

Решение

Есть два типа сторителлинга.

1. Мотивирующий сторителлинг. Он строится так: тезис, история, повторение тезиса, призыв к действию.

Тезис:

История: я устроился на телевидение, а уже через полгода захотел стать лицом телеканала. Мне сказали, что у меня слишком узкие глаза, ведущим я никогда не стану. Я стал работать над собой, оставаться до ночи в офисе. Сейчас я получил эту должность.

Повторение тезиса: не верьте людям, которые говорят, что вы ничего не можете.

Призыв к действию: делайте больше и лучше, чем другие. Тогда вы достигнете успеха.

В любой истории есть герой. Он стремится чего-то достичь. Ради цели он отправляется в путешествие и встречает чудовище. В моём случае им был генеральный директор. Герой борется с ним и выходит победителем.

2. Классический сторителлинг. Мы рассказываем историю, где тезис проговаривается в конце.

История: в детстве врач поставил мне инвалидность и запретил заниматься спортом. Максимум, что я мог поднимать, - чайник с водой. Я не поверил и тренировался дома с гантелями, потом плавал. В итоге сейчас много занимаюсь, чтобы принять участие в сложнейшем испытании на выносливость - триатлоне.

Тезис: никогда не верьте тем, кто говорит, что вы чего-то не можете. Тогда вы достигнете успеха.

Ваш личный опыт и мировая практика - нескончаемые источники для историй. В центре истории должен быть герой, который переживает изменения. Им не может быть бизнес или что-то абстрактное. Только человек.

3. Победить страх сцены

Проблема

Больше всего спикер волнуется за 10–15 минут до выступления. Это черта всех выступающих, от неё никуда не деться. Смиритесь.

Решение

Контроль над собой лежит в трёх плоскостях:

  1. Тело. За день до выступления хорошо . Не учите и не готовьте визуальную презентацию, только спите. Поешьте за 2–3 часа до выступления.
    За час до выхода на сцену выпейте 0,5 литра прохладной воды без газа. От адреналина на лице появятся красные пятна. Аудитория это увидит и посчитает, что вы не уверены в себе. Вода не даст этому произойти.
  2. Опыт. Мы учимся плавать и ездить на велосипеде. С выступлениями та же история. Важен опыт, я называю его синтайм. Это время, проведённое на сцене. Чем его больше, тем лучше. Оптимальный уровень - 10 часов. Именно поэтому многие тренинги не работают. Ведущий говорит, остальные сидят и записывают, а практики никакой. Если синтайм не наработан, практикуйтесь в прямых эфирах в Instagram. Четыре прямых эфира по полчаса, и уровень выступления заметно вырастет. Можете потом удалить эфиры. Главное - начать делать.
  3. Техники и фишки. Для всех - глубокий вдох и выдох 10 раз. Для интровертов - борьба с напряжением через мелкую моторику. Возьмите чётки или кубик Рубика. Вертите или перебирайте пальцами. Для экстравертов - поговорите с кем-нибудь за 10–15 минут до выступления. Хотя бы по телефону.

Соблюдайте эти правила, тогда переживания отступят.

4. Исправить типичные ошибки

Проблема

Спикеры повторяют одни и те же ошибки. Но их можно исправить.

Решение

Вот мой топ-5 частых ошибок:

  1. Забить на подготовку или готовиться в ночь перед выступлением.
  2. Шутить на сцене, если вы этого никогда не делали. Шутки - это отдельный инструмент влияния. Он готовится на уровне сценария и много раз тестируется. Никакой импровизации. Шутить действительно смешно и без подготовки способны единицы.
  3. Разговаривать с презентацией, а не с залом. Не поворачивайтесь к людям спиной или вполоборота.
  4. Первые 10 минут говорить о себе, перечислять грамоты и регалии. На сцене главный - зритель. Говорите про него и для него.
  5. Не ставить цель выступления. Новички просто выходят и выступают. Прекрасная цель для начала - сделать так, чтобы после подошли три человека и сфотографировались с вами.

Проверяйте свои выступления по чек-листу типичных ошибок.

5. Сделать слушателей счастливыми

Проблема

Первые выступления идут гладко. Потом в глазах аудитории всё меньше огня и энтузиазма, хотя вы делаете всё правильно.

Решение

Попробуйте эти четыре рецепта:

  1. Изучайте как можно больше профессиональной литературы. Подойдут книги, вебинары или общение с коллегами. Чем выше профессионализм, тем выше способность давать чёткие рекомендации.
  2. Попробуйте провести презентацию в формате переговоров. Приходите, снимаете запрос аудитории и на его основе строите выступление. Подготовьте визуальную презентацию по общим темам. Вопросы аудитории, как правило, повторяются. Такой формат развивает гибкость мышления. Кроме того, аудитория к нему не готова, поэтому реагирует активнее.
  3. Следите за кожей, причёской и физическим состоянием во время выступления. На здорового человека всегда приятнее смотреть.
  4. Люди приходят на личность. Контент вторичен. Найдите и отдайтесь ему. Должно быть что-то кроме основной работы. Вас будут узнавать по этой дополнительной черте. «О! Это же тот, который любит рыбалку/коллекционировать марки/плавать».

Развивайтесь. Тогда вы станете интереснее для аудитории.

6. Быть человеком

Проблема

Вы подготовились, нашли главную мысль, побороли и вышли на сцену. И тут новая напасть: движения скованы, поза неестественна, а вы похожи на робота.

Решение

Люди естественны, когда довольны собой. Их устраивают социальный статус, количество денег, положение в обществе, они здоровы и хорошо выглядят.
Если спикер выглядит неестественно на сцене, значит, он недоволен собой.

Я работал с девушкой-спикером. Она некомфортно чувствовала себя на сцене. Мы стали разбираться. Оказалось, она давно мечтала о дорогом аксессуаре, но не решалась его купить. Она его приобрела и надевала на каждое выступление. С ним она себе нравилась.

Неестественность - это недовольство самим собой. Естественность - это когда не надо никому ничего доказывать.

Закрывайте базовые потребности.

Правила кажутся простыми, но соблюдают их немногие. Работайте над собой, готовьтесь к выступлениям заранее, будьте уверены в своих силах, выделяйтесь, тренируйтесь, увеличивайте свой синтайм, тогда всё у вас получится.

Лучше всего запоминается первая и последняя информация — закон края

По тому, как оратор начинает и заканчивает свою речь, проще всего проверить его опытность, мастерство или отсутствие навыков. В театрально среде даже есть старая поговорка, относящаяся к актерам: «Их судят по тому, как они появляются и как уходят со сцены». Начало и конец! Это самое трудное практически в любом деле. Но, в то же время и самое важное, в том числе и в ораторском искусстве.

В этой статье мы с Вами поговорим о том, как начать публичное выступление. В результате проработки данного материала у Вас появится масса вариантов, как Вы сможете начать выступление перед публикой на любую тему и перед любой аудиторией.

Однажды Дейл Карнеги спросил ректора одного из университетов, какой важнейший урок он как оратор вынес из своей многолетней практики. Подумав с минуту, ректор ответил: «Найти эффектное начало, чтобы сразу завладеть вниманием слушателей». Никто не будет спорить, что начало выступления – это очень сложный и вместе с тем ответственный этап речи, когда слушатель ловит каждое наше слово.

Еще в 19 веке Герман Эбингауз установил закон края: лучше всего запоминается информация, расположенная в начале и в конце речи. Именно поэтому, какой бы теме ни было посвящено ваше выступление, его начало нельзя пускать на самотек. Учтите, от того, как Вы начнете говорить и насколько Вам удастся заинтересовать аудиторию, во многом зависит успех выступления!

Цель вступления – настроить слушателей на восприятие информации и сразу привлечь их внимание. Поэтому первые слова должны быть просты, доступны, понятны и интересны, чтобы зацепить слушателей. Разумеется, вступительные слова должны быть не только острыми, складными, цепляющими внимание аудитории, но и, собственно, соответствовать предмету выступления.

Вступительная часть речи – это идеальный момент для оратора, чтобы:

1.Показать себя человеком, которому можно доверять, заинтересованным в деле, убежденным.

2.Настроиться самому и настроить аудиторию на общение:

а)вызвать интерес аудитории к себе, овладеть вниманием;

б)установить зрительный контакт с аудиторией;

3.Подготовить благоприятную психологическую атмосферу для восприятия речи:

а)пояснить намерение;

б)сформулировать задачу;

в) перечислить основные вопросы, которые будут обсуждаться, то есть, сообщить план выступления.

Стоит отметить еще один момент. Это проблема «доречевого» представления оратора. Как писал Дейл Карнеги «…еще до того, как мы начали говорить, нас одобряют или порицают…» Поэтому будьте готовы в силу обстоятельств сказать несколько слов, напрямую к делу не относящихся, но необходимых слушателям для того, чтобы настроиться на общение. Для этого можно использовать положительные замечания о составе аудитории, обстоятельствах встречи, отношении к теме и т.п.

Чтобы не теряться и не мучиться догадками, что же сказать в каждом конкретном случае, имейте в своей «копилке оратора» несколько таких вариантов, которые со стороны будут казаться изящными импровизациями.

Но главное во вступлении – привлечь внимание, установить контакт, подготовить к восприятию речи.

С чего начать выступление

Итак, начало… Каким оно может быть? Пусть Вас не смущает некоторая «академичность» изложенного ниже материала, просто возьмите на заметку при подготовке речи тот вариант вступления, который в вашем случает будет наиболее органичным и приемлемым.

1.Обычное начало

Оно сразу же, без предварительной подготовки вводит слушателей в суть дела. Содержание этого вступления напрямую связано с содержанием речи, представляет его. Этот вариант хорош для деловой речи в доброжелательно настроенной аудитории:

Сообщение причины

Сообщение причины, заставляющей оратора выйти на трибуну

Друзья! Подняться на эту трибуну меня заставило желание раскрыть принципы эффективной работы в нашей компании.

Сообщение цели выступления

Уважаемые партнеры! Я вышел на эту трибуну для того, чтобы дать некоторые разъяснения маркетинг-плана нашей компании.

Обоснование темы выступления

В последнее время все больше и больше людей приходят работать в нашу компанию, и это можно объяснить тем, что …

Постановка проблем

Этот тип начала речи хорошо в том случае, когда оратор затрагивает новый аспект обсуждаемого вопроса или считает, что аудитория недооценивает серьезность проблемы. Некоторые сотрудники не уделяют внимание своему личностному развитию, но именно собственной совершенствование, овладение новыми знаниями, умениями позволяют достигнуть больших успехов в нашей компании.

Указание на единомышленников и сторонников

Иногда оратору приходится выступать против сложившегося мнения, возражать руководителям высокого ранга и т.п. В этом случае он можете опереться на мнение большой группы людей, подчеркнуть весомость своего выступления ссылкой на поручение компании, ее сотрудников. Дорогие друзья! Сегодня здесь я представляю около десяти тысяч жителей Республики Татарстан, которые являются сотрудниками нашей компании.

Исторический обзор

К этому типу вступления прибегают в тех случаях, когда экскурс в историю вопроса может помочь лучшему его разрешению или указанию на долгий путь принятия решения, подчеркивает его продуманность, весомость. Наша компания является одной из самых быстро развивающихся компаний в городе. Только за последний год в нашу компанию пришла работать тысяча человек, несколько десятков тысяч стали потребителями продукции нашей компании…

2.Продуманное начало

В этом случае на время забудьте о посторонних замечаниях о составе аудитории или погоде, каждое предложение должно быть выверено. Больше подходит для недоброжелательной, критически настроенной аудитории или в тех случаях, когда слушатели очень невнимательные, несобранны. Такое вступление может помочь сконцентрировать внимание публики, или что еще важнее, сделать попытку найти общую платформу, объединяющую интересы и взгляды оратора и аудитории.

Притча, легенда, сказка

Тут следует помнить, что это должна быть не абы какая легенда, а именно связанная с темой вашей речи. То есть, ее мораль и смысл должны помогать разрешению поставленной в речи проблемы. Причем оратором обязан сам обосновать эту связь, а не оставлять эту работу слушателям. В одной средневековой легенде рассказывается о колоколе, обладавшем волшебным свойством: в его звоне каждый путник слышал тот напев, который ему хотелось услышать. Как часто прения сторон напоминают этот колокол из легенды: одни и те же факты, одни и те же лица, но как по-разному, как несхоже они видятся людям.

Афоризм

Он может выполнять ту же роль, что и притча, или льстить самолюбию слушателей, что тоже немаловажно, если Вы выступаете перед критически настроенной аудитории. Есть что-то замечательное в том, что одна из первых международных встреч ученых, посвященных защите жизни, происходит в городе, начертавшем на своем щите: «Колеблется, но не тонем» — гордый девиз, который в наше время мог стать девизом все нашей планеты.

Один из лидеров network marketing начал свое выступление о необходимости работать со спонсором следующим образом: «Лучший спонсор достается дистрибьютору, который его достает».

Аналогия

В этом случае оратор использует аналогию, чтобы заинтересовать аудиторию, привлечь ее внимание, подчеркнуть важную мысль. Уважаемые друзья! Я хотел бы поздравить вас с началом года. Начало у нас хорошее. А пословица гласит: «Хорошее начало – полработы». Для того чтобы ее вторая половина была не хуже, а мы будем работать, я думаю, не день, не два, и не год, у меня есть два предложения…

Когда К.А.Тимирязев в апреле 1930 года читал лекцию в Лондонском королевском обществе, то свое выступление он начал так: «Когда Гулливер в первый раз осматривал Академию в Лапуне, ему прежде всего бросился в глаза человек сухопарого вида, сидевший уставив глаза на огурец, запаянный в стеклянном сосуде. На вопрос Гулливера диковинный человек пояснил ему, что вот уже восемь лет, как он погружен в созерцание этого предмета в надежде разрешить задачу улавливания солнечных лучей и их дальнейшего применения. Для первого знакомства я должен откровенно признаться, что перед вами именно такой чудак. Более тридцати пяти лет провел я, уставившись если не на зеленый огурец, закупоренный в стеклянную посуду, то на нечто вполне равнозначное – на зеленый лист в стеклянной трубке, ломая себе голову над разрешением вопроса о запасании впрок солнечных лучей».

Сопереживание

Заключается в привлечении яркого интригующего эпизода, необычного факта, приковывающего внимание аудитории и заставляющего ее переживать вместе с вами; желательно, чтобы оно сочеталось и с эмоциональной манерой преподнесения текста.

Лекцию о законе всемирного тяготения обычно начинают так: «Великий английский физик Иссак Ньютон открыл закон всемирного тяготения, который формулируется следующим образом….» Хотя можно было бы начать торжественно и загадочно: «В рождественскую ночь 1642 года в Англии в семье фермера средней руки была большая сумятица. Родился мальчик, такой маленький, что его можно было выкупать в пивной кружке. Этим ребенком и был Исаак Ньютон. Тот самый Ньютон, на голову которого в саду свалилось большое яблоко, что и привело его к мысли о законе всемирного тяготения. Я думаю, что если бы с двухметровой высоты яблоко упало на голову кого-нибудь из сидящих в зале, он смог бы додуматься и не до такого закона».

Апелляция к непосредственному интересу аудитории

Свяжите тему выступления с жизненно важными интересами ваших слушателей. Начните с замечания, которое напрямую затрагивает интересы аудитории. Ведь не секрет, что мы питаем живейший интерес к тому, что глубоко касается лично нас. Правда, используя этот прием, оратор должен хорошо знать, что именно волнует слушателей, и усилить интерес к затронутой проблеме. Пример из книги Дейла Карнеги: «Известно ли вам, какова расчетная продолжительность вашей жизни? Продолжительность жизни, как утверждает статистика службы страхования, составляет две трети разницы между вашим настоящим возрастом и восьмьюдесятью годами. К примеру, если вам 35, эта разница равна 45. Ожидаемая продолжительность вашей жизни составляет две третьих этого периода, то есть еще 30 лет. Достаточно ли этого? Нет! Все мы жаждем прожить дольше. Тем не менее, эти данные основываются на многомиллионной статистике. Тогда есть ли у нас шанс их опровергнуть? Есть, если принять необходимые меры предосторожности, и самым первым шагом на этом пути будет тщательное медицинское обследование…»

Юмористические замечания, анекдот

Касающиеся непосредственно темы выступления. Так, например, одни спикер начинает свою лекцию про цели следующим образом: «Попадает праведник в рай после смерти. Встречается с ангелом. Ангел ему говорит: «Вон, видишь дом на берегу моря – вот такой мог быть у тебя. А вон, видишь, поехал 600-й «Мерседес» — вот такой мог быть у тебя». – «А почему у меня этого не было?» — спросил праведник. – «Ну, ты ведь сам заладил: «Запорожец», «Запорожец».

Однажды в жаркий летний день (температура была +32) оратор начал свое выступление следующим образом: «Какая теплая атмосфера в нашем зале…» Естественно, все присутствующие засмеялись, и лекция началась успешно.

В холодном зале один оратор начал свое выступлений так: «Да, сегодня у нас очень прохладно. Что ж, значит, никто из вас не испортится». Такое начало вызвало улыбки на лицах и вступление с первых минут привлекло внимание всех слушателей.

Постановка проблемного вопроса

Задайте вопрос. Это побуждает публику думать и рассуждать вместе с оратором, одновременно привлекая внимание аудитории.

«Жизнь осыпает нас дарами – деньгами и почестями, но при одном условии, — говорил Эльберт Хаббард. – И это условие – инициатива. А что такое инициатива? Я вам отвечу: это значит действовать правильно и без подсказок»

Один спикер свое выступление о лидерстве начал с заявления: «Кто хочет получить 100 долларов? Подойдите к сцене». Большинство сидели в замешательстве, некоторые нерешительно зашевелились, и только один человек направился к сцене». Он эти деньги и получил. Лучше иллюстрации к теме «Лидерство» придумать невозможно.

Апелляция к авторитетам

Пословицы, поговорки, крылатые выражения. Ссылка на высказывание великого человека всегда вызывает большой интерес. Например, так: «Как сказал Харви Маккей: «Мелочи не значат ничего – они решают все».

Рассказ, история из личной жизни, конкретный пример

Прекрасный образец начала вступления демонстрирует К.И.Чуковский в известной оксфордской речи. Он первым из советских писателей, после нескольких десятилетий полного отсутствия неофициальных контактов, в период хрущевской оттепели приехал в Англию. Выступление в Оксфордском университет писатель начинает с простого и доброго рассказа о своей первой встрече с английской литературой: как в детстве получил в награду за пойманного попугая книжку на английском языке, как с трудом разбирал текст, поминутно заглядывая в словарь, как, несмотря на это с каждой страницей все больше влюблялся в героя, в автора, в литературу, в страну, и о том, что из этого вышло: английская литература прочно вошла в его жизнь, повлияв на его судьбу. Это выступление позволило оратору постепенно завоевать доверие английской публики.

Наглядный материал

Простейший способ завладеть внимание – продемонстрировать аудитории какой-нибудь предмет. Как-то мой знакомый на одной конференции начал с того, что поднял вверх пятидолларовую купюру и спросил: «Что у меня в руках?» Это сразу привлекло внимание всех присутствующих в зале.

3.Неожиданное начало

Когда оратор, взволнованный каким-то событием, начинает речь неожиданно, раскрывая перед слушателями охватившее его чувство: «Я должен говорить, но я еще слушаю… Недавно я присутствовал на подведении итогов работы за год в одной компании. Я был потрясен, приятно потрясен той атмосферой, в которой это все происходило. В дополнение к этому был еще и торжественный бал. На следующий день я проводил тренинг. И начал с того, что открыто сказал о своих чувствах и эмоциях. Таким образом, я привлек к себе внимание и объединился с участниками тренинга.

Один оратор начал свое выступление перед публикой следующим образом: «Некоторые заявляют, что в network marketing есть следующие преимущества: отсутствие начальников, свободное время, свободных график работы и так далее. А я заявляю, что это большой минут и недостаток в нашем бизнесе. И вот почему…» Дальше он начать раскрывать свою тему выступления и все закончилось так, как необходимо – все осознавали действительные преимущества network marketing. Но главное, его слушали с самого начала. Он сумел с помощью неожиданного начала привлечь внимание слушателей и удерживал его до самого финала.

Разновидностью неожиданного вступления может быть начало вашей речи с интриги. Как-то на тренинге по ораторскому искусству, который я проводил в Крыму, один участник начал свое выступление следующим образом: «Доброе утро! Я очень рада снова встретиться с Вами здесь. Позапрошлый век. Холодный Петербург. В кабинете редактора «Современника» находится юноша. Он одет в старенькое пальто. У него до того привыкли зябнуть руки, что он не держит их нормально, а все время поджимает. И этот человек пришел к Панаеву, чтобы потом, впоследствии, стать великим поэтом-писателем, одним из корифеев русской литературы, которого назовут «певец горя народного». Этот человек сказал: «Воля и труд человека дивные дивы творят». Вы, возможно уже догадались, что речь идет о Николае Алексеевиче Некрасове… Сегодня мы с вами побеседуем о том, как воля, труд и непреодолимое желание помогут нам с вами у себя сотворить дивное диво и помочь другим пробрести его…»

Какие ошибки совершают во вступлении

Хотите, чтобы аудитория разочаровалась в вас как в ораторе с первых же секунд выступления? Тогда смело начинайте свою речь с фраз типа «Я не оратор…», «Я не успел подготовиться…», «Мне нечего вам сказать…» и прочих «извинений». Впрочем, есть и другие варианты провальных вступлений:

— Я хочу начать свое выступление (Вы уже начали свое выступление, так что извольте говорить по существу);

— Если Вы позволите, то я начну говорить (Вы спрашиваете позволения? Тогда отчего же продолжаете речь, не дожидаясь реакции слушателей?)

— Мне хочется вам сказать (хочется, так и говорите, тем более что уже начали говорить)

— Вот здесь, как Вы слышали, многие говорили, что (сколько сорных слов, но все они говорят о неуверенности выступающего и действуют почти гипнотически по расхолаживанию зала…)

— Почти все, что я хотел сказать, здесь уже сказали, но раз я вышел на трибуну (худший вариант начала, так как большинство слушателей про себя скажут, что лучше бы не выходил).

Постарайтесь избегать этих ошибок, а нелишним будет накануне выступления продумать, какие еще специфические, касающиеся именно вашей темы ошибки возможны. Разумеется, для того, чтобы предотвратить их.

Резюме

Итак, лучше всего запоминается первая и последняя информация. По тому, как оратор начинает и заканчивает свою речь, проще всего проверить его опытность, мастерство или отсутствие навыков. В театрально среде даже есть старая поговорка, относящаяся к актерам: «Их судят по тому, как они появляются и как уходят со сцены». Начало и конец! Это самое трудное практически в любом деле. Но, в то же время и самое важное, в том числе и в ораторском искусстве.

В этой статье мы с Вами поговорили о том, как начать публичное выступление. В результате проработки данного материала у Вас теперь появилось масса вариантов, как Вы можете начать выступление перед публикой на любую тему и перед любой аудиторией. Эффектных Вам выступлений.

А если Вы желаете на практике «прокачать» навыки публичных выступлений, то переходите по ссылке сюда: https://goo.gl/NpVFMr

Если статья понравилась, то добавьте ее в закладки, чтобы не потерять на просторах интернета и поделитесь ее с друзьями с помощью кнопок социальных сетей ниже.

Основатель бизнес-сообщества «Новое Поколение Спикеров»

P . S . Помните, спикерами не рождаються, ораторами становяться!

Введение

1. Понятие публичной речи

3. Оратор и аудитория

Заключение

Список литературы

Введение

Существует довольно много классификаций публичных выступлений. Для практического обучения искусству публичного выступления наиболее целесообразно подразделение публичных выступлений на виды по их функции, т.е. по цели, которую ставит оратор в своем выступлении. Иногда подобную классификацию называют классификацией жанров публичного выступления.

Виды публичных выступлений по цели:

Информационные

Протокольно-этикетные

Развлекательные

Убеждающие

Цели, которые ставит перед собой оратор, могут сочетаться, в результате чего выступления могут приобретать комплексный характер. Можно, например, говорить об информационно-этикетных, информационно-развлекательных, информационно-убеждающих выступлениях, возможны также и другие смешанные типы.

В риторике также различают виды публичной речи по форме:

Сообщение

Выступление

Выступление обычно строится по традиционной трехчастной композиции: вступление, основная часть, заключение. Данная композиция традиционна, аудитория ждет именно такой композиции. Именно такое построение выступления облегчает аудитории восприятие устного выступления.

1. Понятие публичной речи

"Нам не дано предугадать, /Как слово наше отзовется... ", - сказал великий русский поэт Ф.И. Тютчев. Ведь доброе слово лечит, вредное - ранит душу, нужное слово заставляет действовать, принимать решения.

Публичная речь - явление творческое, сложное. Чтобы добиться нужного эффекта, оратору необходимо много работать. Будет ли это хорошо подготовленная речь или блестящая импровизация, она всегда результат накопленного опыта, знаний и умений. Оратор должен уметь подготовить выступление по заданной теме, уметь изложить материал, установить контакт со слушателями, отвечать на вопросы, быть готовым ко всяким неожиданностям (3, стр.56).

Публичное выступление представляет собой процесс передачи информации, основная цель которого - убедить слушателей в правильности тех или иных положений.

Хорошая речь насчитывает десять элементов: объективность, ясность, образность, целенаправленность, повышение внимания, повторение, неожиданность, смысловую насыщенность, лаконизм, юмор.

Ораторской речью называют воздействующую, убеждающую речь, которая обращена к широкой аудитории, произносится профессионалом речи и имеет своей целью изменить поведение аудитории, её взгляды, убеждения, настроения. Стремление говорящего изменить поведение слушателя может касаться самых разных сторон его жизни: убедить голосовать за нужного депутата, склонить к принятию нужного решения, побудить покупать его определённые товары. Таких конкретных целей существует бесчисленное множество, но в любом случае воздействующая речь направлена на внеязыковую действительность, в сферу жизненных интересов, потребностей слушателя. Умение убеждать всегда ценилось обществом. Особенно велика роль профессионала речи в сфере политики, общественной деятельности. Возрастание роли воздействующей речи в обществе привело к возникновению учения, которое разрабатывало теорию этой разновидности речевой деятельности. Такое учение называется риторикой.

Для общества в целом основная цель обучения языку состоит в том, чтобы научить каждого члена общества облекать любую социально значимую информацию в соответствующую речевую форму.

Подготовка речи начинается задолго до выступления и состоит из нескольких этапов, например, по предложению немецкого ученого X. Леммермана, таких (4, стр.34):

сбор материала,

отбор материала и его организация,

обдумывание материала,

подготовка тезисов или плана,

стилистическое оформление,

написание текста выступления,

мысленное освоение,

проба речи.

Кроме первого, подготовительного этапа, следующий этап - это подготовка к конкретному выступлению. Она определяется видом ораторской речи, зависит от темы, целей, состава аудитории.

Подготовка речи начинается с определения ее темы. Тема должна быть не абстрактной, а ясной и понятной для слушателей, точной и лаконичной Тема может быть выбрана самим автором или ее может определить случай, ситуация.

Тема раскрыта, если освещены все выбранные аспекты, приведено достаточное количество нужных фактов, когда вывод логически вытекает из содержания лекции и слушателям все понятно. Затем определяют цель выступления, так как в одном случае цель - информировать слушателя, в другом - заставить слушателя переживать, в третьем - принять позицию автора. Так, задача информационной речи - дать слушателям новые знания. Информационная речь содержит факты, события, размышления и выводы. Развлекательная речь призвана доставить слушателям удовольствие, снять стресс. Агитационные речи убеждают слушателей, воодушевляют, побуждают к действию. Часто эти цели бывают объединены. Необходимым элементом подготовки является оценка состава слушателей и обстановки. Оратор заранее должен выяснить, какова предполагаемая численность слушателей, социальный состав аудитории, возраст, образовательный и культурный уровень, национальность, В отдельных случаях - вероисповедание. Также необходимо узнать, где будет проходить выступление - в большом зале, маленьком помещении, какова акустика выбранного помещения, не тесно ли будет слушателям. Следующий этап работы - подбор материала для конкретного выступления.

Выступающий должен изучить официальные документы, справочную и научно-популярную литературу, обобщить наблюдения и размышления. В ходе этой работы рекомендуется делать записи, выписывать цитаты, цифры, факты, вести картотеку. Как бы мастерски ни владел оратор речью, текст речи необходимо готовить заранее. Подготовка заранее написанного текста имеет много преимуществ. Его можно проверить, исправить ошибки, внести дополнения и изменения, можно показать кому-либо для проверки. Кроме того, когда оратор работает над речью, он еще раз тщательно продумывает все детали выступления. Чтобы речь прозвучала, дошла до слушателей, чтобы оратор не уклонялся от темы, нужно расположить материал определенным образом. Поэтому очень важна композиция выступления - составление, расположение материала выступления. В композиции можно выделить пять частей: зачин, вступление, основная часть, заключение, концовка речи. Но отдельные части ее могут отсутствовать.

2. Виды публичного выступления

Ораторская речь бывает развлекательной, информационной, воодушевляющей, убеждающей, призывающей к действию.

Публичная речь в различных ситуациях общения преследует разные цели, но, как правило, она прагматична, поэтому должна быть продуманной, логически выстроенной. В деловом общении, профессиональной сфере традиционно используются определенные виды речей (1, стр.89).

1. Информационная речь.

Ее цель обогатить слушателей новыми знаниями, пробудить любопытство. Способами создания информационной речи являются описание, повествование, рассуждение. Информационная речь должна пробуждать внимание к затронутой проблеме, в ней не должно быть спорных моментов, должен быть подобран современный материал с примерами и иллюстрациями. В практике вуза часто используются информационные речи студентов на семинаре, при защите реферата, курсовой и дипломной работ. Они обычно включают: определение темы, предмета исследований, методику работы, обзор имеющейся литературы по этой теме, новизну и практическое применение.

Один из распространенных видов публичных выступлений в вузе - научный доклад - сообщение о постановке проблемы, о ходе исследования, о его результатах. Он содержит новые сведения, во многом определяется наличием авторской точки зрения. С ним студент выступает на семинаре или, например, на научной конференции. Он готовится так же, как и другие устные выступления, кроме того, обязательно нужно прочитать текст вслух перед выступлением, составить план.

Таким же образом готовится защита реферата. Выступление включает: объявление темы и цели работы, указание на источники, содержание работы, включающее цитаты, факты, значимость, имеющиеся точки зрения.

Информационная речь ставит своей задачей не только пробудить любознательность, но и дать новое представление о предмете. Она может быть повествованием, описанием, объяснением. Она должна соответствовать следующим требованиям (1, стр.90):

В ней не должно быть ничего спорного;

Она должна вызывать пытливость;

Она должна удовлетворять запросы слушателя;

Сообщение должно быть актуально.

2. Речи, обращенные к чувствам (речи по специальному поводу)

Делятся, как правило, на протокольную речь (рамочную), траурную речь, торжественную речь, речь в дружеском кругу. Произнесение такого рода речей обычно вызывает трудности из-за того, что необходимо правильно выбрать момент, уметь уловить настроение слушателей именно в этот момент, уметь выразить чувства и ожидания слушающих. Необходимо говорить коротко и понятно, но при этом выразительно. Речь должна быть оригинальной и запоминающейся.

Во всех областях деятельности распространена протокольная (рамочная) речь, она не является центром мероприятия, но как бы обрамляет событие. К протокольным речам относятся презентации, приветственные и благодарственные речи, всевозможные открытия (выставок, зданий, мемориалов и др.).

В начале приветственной речи необходимо открыть мероприятие, по поводу которого собрались зрители и слушатели, приветствовать всех собравшихся, приветствовать докладчика и представить его слушателям.

В конце приветственной речи благодарят докладчика и выступающих, обосновывают благодарность и прощаются с аудиторией. Таким образом, в начале и в конце мероприятия рамочная речь состоит из трех пунктов, и совершенно лишним будет рассматривать содержание доклада или характеризовать докладчика, пространно и трафаретно говорить.

Цель торжественной речи - создать праздничное настроение. Как правило, она создается заранее и должна быть короткой, оригинальной, запоминающейся. Речь по поводу юбилея или дня рождения может содержать приветствие, повод, перечисление ответственных моментов, краткую характеристику деятельности, в ней могут приводиться примеры из жизни, выражаться благодарность и пожелания на будущее.

Речь в дружеском кругу, при деловом общении и личном общении имеет разные формы. Например, готовясь к выступлению перед коллегами, нужно предусмотреть следующие моменты:

приветствие и указание на смысл мероприятия,

обзор проделанной работы коллегами, лучше с каким-либо рассказом или шутливым комментарием,

выражение надежды на дальнейшее сотрудничество,

пожелания.

Для подобных выступлений существуют следующие рекомендации:

помните, что для слушателей важнее их цели, а не цели оратора;

не начинайте выступление со смешной истории, если она не несет никакой информации;

не следует говорить чересчур медленно;

в речи должны быть неожиданные переходы;

подводите итоги не только в конце, но и в продолжение речи;

разрешайте аудитории спорить с вами;

не забывайте о юморе.

Развлекательная речь не содержит иной цели, кроме заключающейся в ней самой. Она сама по себе должна развлечь и потешить слушателя. Её часто услышишь на банкете, или в ином месте, где люди встречаются, чтобы приятно провести время.

Воодушевляющая речь - Агитационные речи в общем можно разбить на 3 группы: речи с целью воодушевить; речи с целью убедить; речи с целью вызвать активную реакцию. На деле эти три подвида нередко перекрывают друг друга. Большинство речей с целью убедить вызывают действенные порывы.

Убеждающая речь - убедить - значит логическими доводами доказать или опровергнуть какое либо положение. Такая речь стремиться определить образ мышления и поведения, но не представляет собой призыва к непосредственному действию.

Призывающая к действию речь - слушателя призвали к новому, к продолжению или прекращению прежнего. Призыв к действию бывает прямым и косвенным. Действие может наступить, когда-нибудь или немедленно. Красноречие тоже имеет своё деление на роды и бывает (3, стр.78):

1. Социально политическое красноречие (политическая речь, митинговая речь, агитационная речь)

2. Академическое красноречие (лекции, научный доклад, научное сообщение)

3. Судебное красноречие (обвинительная речь, защитительная речь, речь обвиняемого в свою защиту)

4. Социально бытовое красноречие (похвальная речь, застольная речь, поминальная речь)

5. Богословско-церковное красноречие (проповедь, речь на соборе).

3. Оратор и аудитория

Публичное выступление - это устное монологическое высказывание с целью оказания воздействия на аудиторию. В сфере делового общения наиболее часто используются такие жанры, как доклад, информационная, приветственная и торговая речь.

С.Ф. Иванова в работе "Специфика публичной речи" (М., 1978) выявила индивидуальные речевые типы:

1) Рационально - логический. Ораторы этого типа склонны к анализу явлений, к рассуждениям и строгой аргументированности своих и чужих поступков. Их подготовка к любому высказыванию отличается последовательным отбором и строгой систематизацией материалов, обдумыванием и разработкой подробного плана. Этот выношенный план как бы "сидит у них внутри", и ораторы во время выступления не пользуются им. Их часто заботит другое: как сделать свою речь более яркой, эмоциональной, какие подобрать примеры, чтобы заинтересовать аудиторию. "Логиками" чаще всего бывают сангвиники.

2) Эмоционально - интуитивный. Представители этого типа говорят страстно, увлеченно, пересыпая свою речь остротами, каламбурами, но не всегда могут уследить за жесткой логической последовательностью речи и "свести концы с концами". План своих выступлений пишут не всегда, считая, что он их сковывает. Наблюдается совпадение эмоционального речевого типа с холерическим темпераментом.

3) Философский. Ораторы - "философы" более или менее эмоциональны, склонны к анализу, иногда бывают очень организованны в своей работе, а иногда без всякой видимой организации раскрывают какой-нибудь один вопрос, добираются до корня, и вдруг, как лучом света, озаряют все найденной идеей. Их общая черта - стремление к исследованию, глубокому осмыслению явлений прямо на глазах у слушателей, желание и умение вовлечь в этот процесс аудиторию. Чаще всего данную группу составляют люди флегматического темперамента. Лирический, или художественно - образный. Глубокая эмоциональность, лиризм, внутреннее волнение, острая впечатлительность, проникновенность - черты, характерные для типа. Чаще всего в основе его - характер утонченный, меланхолический.

Схема. Критерии оценки аудитории

Схема. Признаки аудитории

Схема. "Образ аудитории" и ее социо-психологические параметры

Самое высшее проявление мастерства публичного выступления - это контакт со слушателями, то есть общность психического состояния оратора и аудитории. Эта общность возникает на основе совместной мыслительной деятельности, сходных эмоциональных переживаний. Отношение говорящего к предмету речи, его заинтересованность, убежденность вызывают у слушателей ответную реакцию. Как гласит пословица, слово принадлежит наполовину тому, кто говорит, и наполовину тому, кто слушает.

Необходимо чувствовать аудиторию и уметь корректировать свою речь в зависимости от ее реакции.

Оратор должен иметь широкий круг знаний по многим вопросам, и уметь вести дискуссию на любую тему.

Главные показатели взаимопонимания между коммуникантами - положительная реакция на слова выступающего, внешнее выражение внимания у слушателей (их поза, сосредоточенный взгляд, возгласы одобрения, кивки головой, улыбки, смех, аплодисменты), "рабочая" тишина в зале. Контакт - величина переменная. Он может быть полным (со всей аудиторией) и неполным, устойчивым и неустойчивым в разные фрагменты произнесения речи. Чтобы завоевать аудиторию, надо установить с ней и постоянно поддерживать, зрительный контакт.

Выступающий обычно медленно обводит взглядом слушателей. Перед началом речи выдерживают небольшую психологическую паузу - 5 - 7 секунд. Речь оратора не должна быть монотонной. Фразы должны произноситься с разной интонацией. Они разделяются паузами. Существует гросспауза, она делается при смысловом переходе, для эмоционального эффекта, и для подчеркивания важности предыдущей или последующей фразы.

В каждое слово речи необходимо вливать как можно больше силы и энергии. Для современной ораторской речи является характерным сочетание логико-аналитических и эмоционально-образных языковых средств.

Практика выступления лучших ораторов показывает, что сухое деловое выступление, сводимое к передаче "голой" информации в современной, хорошо осведомленной аудитории, как правило, остается без внимания, а нередко вызывает скуку и даже раздражение. Как бы не интересна была тема, внимание аудитории со временем притупляется. Его необходимо поддерживать с помощью следующих ораторских приемов:

Вопросно-ответный прием. Оратор ставит вопросы, и сам на них отвечает, выдвигает возможные сомнения и возражения, выясняет их и приходит к определенным выводам. Переход от монолога к диалогу (полемике) позволяет приобщить к процессу обсуждения отдельных участников, активизировать тем самым их интерес. Прием создания проблемной ситуации. Слушателям предлагается ситуация, вызывающая вопрос: "Почему?", что стимулирует их познавательную активность.

Прием новизны информации, гипотез заставляет аудиторию предполагать, размышлять.

Опора на личный опыт, мнения, которые всегда интересны слушателям.

Показ практической значимости информации. Использование юмора позволяет быстро завоевать аудиторию.

Краткое отступление от темы дает возможность слушателям "отдохнуть".

Замедление с одновременным понижением силы голоса способно привлечь внимание к ответственным местам выступления (прием "тихий голос").

Прием градации - нарастание смысловой и эмоциональной значимости слова. Градация позволяет усилить, придать им эмоциональную выразительность фразе, сформулированной мысли.

Прием инверсии - речевой оборот, который как бы развертывает привычный, общепринятый ход мыслей и выражений на диаметрально противоположный.

Прием апелляции к собственным мыслям.

Среди приемов ораторской речи, существенно повышающих ее эффективность и убедительность, следует особо выделить лексические приемы.

Практически во всех руководствах по ораторскому искусству среди лексических приемов рекомендуется использовать так называемые тропы.

Тропы - это речевые обороты и отдельные слова, употребляемые в переносном значении, которые позволяют достичь необходимой эмоциональной выразительности и образности. К тропам относят сравнения, метафоры, эпитеты, гиперболы...

Сравнение - один из наиболее часто используемых приемов, который обладает большой убеждающей силой, стимулирует у слушателей ассоциативное и образное мышление и тем самым позволяет оратору достичь желаемого эффекта.

Метафора - это перенос названия одного предмета на другой, это речевое сближение 2 явлений по сходству или контрасту. Например:

"Локомотив истории остановить невозможно..."

Эпитет - образное определение предмета, явления, раскрывающее его сущность. Например: "Студент - это не сосуд, который следует заполнить знаниями, а факел, который надо зажечь!."

Аллегория - иносказательно изображает что-либо. Например: "Однажды прохожий спросил у строителя: "Что ты делаешь?" Тот подумал и ответил: "Не видишь? Вожу камни". Второй строитель на тот же вопрос ответил:

"Зарабатываю деньги!"

Гипербола представляет собой вид тропа, состоящего в преднамеренном преувеличении свойств, качеств предметов и явлений. Например: "Редкая птица долетит до середины Днепра".

Действенным средством контакта являются специальные слова и выражения, которые обеспечивают обратную связь. Это личные местоимения 1 и 2 лица (я, вы, мы, мы с вами), глаголы в 1 и 2 лице (попробуем понять, оговоримся, отметим, прошу вас, отметьте себе, подумайте, конкретизируем и др.), обращения (уважаемые коллеги, дорогие мои), риторические вопросы (Вы ведь хотите услышать мое мнение?). Специфика устной речи проявляется в построении фраз и целых предложений. Считается, что в публичном выступлении предпочтение следует отдавать более коротким предложениям, они лучше воспринимаются на слух и запоминаются. Кроме того, короткое предложение позволяет более вариантно подходить к изменению интонации. Перечисленные языковые средства контакта помогают преодолеть "барьер", служат объединению говорящего со слушателями.

Заключение

Вряд ли нужно доказывать, что все виды публичного выступления нуждаются в осмыслении, упорядочивании, самоконтроле. Это и есть культура общения, т.е. речи. Научное осмысление некоторых видов уже имеет свою многовековую историю, иные новы: например, культура внутренней речи, которая, кстати, в жизни человека составляет наибольший, труднейший и самый долгий по времени блок.

Культура мысленной речи - залог успеха внешней, звучащей или написанной, речи.

Сравнительно недавно предметом риторики стала и бытовая речь, кроме дружеской беседы, которой уделил внимание Аристотель.

Возможно, в дальнейшем будут выделены еще какие-то виды речи, их сферы, например, врачебное красноречие, речь в сфере обслуживания - гостеприимства, туризма…

Список литературы

1.Александров Д.Н. Риторика. - М.: 1999.

2.Введенская Л.А., Павлова Л.Г. Культура и искусство речи. - Ростов-н/Д, 1996.

3.Делецкий Ч. Практикум по риторике. - М.: 1996.

4.Иванова С.Ф. Специфика публичной речи. - М.: 1978.

5.Львов М.Р. Риторика. Культура речи: Учеб. пособие для студентов гуманитарных факультетов вузов. - М.: Издательский центр "Академия", 2003.

Инструкция

Тщательно изучите тему своего выступления. Возьмите четыре листа бумаги и озаглавьте их: «Что обязательно?», «Что еще было бы полезно сказать?», «О чем можно упомянуть вскользь?», «О чем следует умолчать?». Все мысли, приходящие в голову по поводу предстоящей речи, пристраивайте в одну из категорий. Это поможет вам структурировать все содержание и выбрать наиболее для вступления.

Определите цели и задачи. Четко ответьте сами себе на вопросы: «Что я хочу получить в результате выступления?», «Как понять, что цель достигнута?», «Как быстро цель должна быть достигнута?».

Изучите аудиторию. Невозможно достичь , не понимая, кто в зале и внимает вашей речи. Чем меньше аудитория, тем полнее должны быть сведения о ней. Важно все: состав, компетентность, интересы и потребности, отношение к вам, вопросы, которые могут задать.

Подготовьте наглядные материалы и технику, с помощью которой вы будете все это демонстрировать. Не пожалейте времени, проверьте все , удлинители и совместимость различных приборов. Нет ничего более разрушительного для удачного выступления, чем нервотрепка в самом начале.

Подготовьте место выступления, позаботьтесь о чистой питьевой воде. Заранее продумайте свой облик. Ориентируйтесь на аудиторию, вы должны вызывать доверие и ощущение «своего человека», не говоря ни слова.

Завязка очень важна. Она должна быть такой, чтобы слушателям захотелось непременно досидеть до конца вашего выступления.

Поприветствуйте аудиторию, напомните, кто вы, зачем и почему стоите перед ними. Сразу сообщите, на какое время вы намерены занять внимание публики. Это позволит собравшимся расслабиться.

Чтобы завладеть вниманием, существует несколько способов. Пошутите сообразно моменту, причем шутку подготовьте заранее. Никаких экспромтов.

Удивите. Для этого приведите в начале речи парадоксальный факт и объясните, как он соотносится с темой вашего выступления.

Напугайте. Опишите ситуацию и проблему, которые грозят человечеству, а затем непринужденно сообщите, как можно спасти мир при помощи продукта, о котором вы собираетесь рассказать.

Заставьте подумать. Задайте залу несколько вопросов, попросите ответить на них и запишите эти вопросы на доске. Затем приступайте к ответам на вопросы самостоятельно. В течение речи несколько раз сравнивайте свое выступление с мнением людей из зала.

Не бойтесь волнения. Перед выступлением мандраж чувствуют даже актеры-профессионалы. Но они умеют с этим справляться.

Уймите дрожание рук, сильно сжимая большой и указательный пальцы на обеих руках поочередно.

Если страх перед выступлением доходит до состояния паники, попробуйте двадцать пять раз схватиться за свой нос, чередуя правую и левую руку. Эффект гарантирован на ближайшие 25-30 минут. Конечно, проделывайте это за кулисами.

Многие из нас бояться выступать публично - считают, что лучше постоять в сторонке, побыть на втором плане, но только не в центре внимания.

Но некоторые периоды профессиональной карьеры многих сотрудников сопровождаются тем, что он должен выступать публично, будь-то презентация нового товара, либо своих взглядов и идей, рекомендация кого-то и т.д. Такие ситуации требуют от выступающего не бояться публичных выступлений.

Не стоит волноваться, вам требуется набраться немного и в скором времени вам не составит выходить на с презентацией. От того, насколько хорошо вы выступите, возможно, будет зависеть ваша карьера.

Старайтесь вежливо общаться со всеми без исключения, даже если человек вам -то неприятен. Ни в коем случае не демонстрируйте свое превосходство, пренебрежительное отношение к подчиненным, обслуживающему персоналу в гостиницах, продавцам в магазинах и т.д. Вы унижаете этим не их – вы унижаете самого себя.

В том случае, когда к двери с обеих сторон одновременно подходят два человека, действует правило: тот, кто хочет войти, пропускает выходящего. Не забывайте о нем.

Если вы собираетесь посетить или спектакль – старайтесь прибыть заранее, чтобы спокойно, никому не мешая, найти и занять в зале свое место. В том случае, когда ваш ряд уже заполнен, надо перед тем как начать протискиваться к своему месту, извиниться перед сидящими зрителями за беспокойство.

Даже если вам очень понравился фильм или спектакль, не следует по ходу действия делиться впечатлениями с соседями: ведь вы можете помешать другим зрителям.

Когда вы находитесь в вагоне метро или салоне автобуса, трамвая, следует заранее готовиться к выходу на своей остановке. Спросите у пассажира, стоящего перед вами, будет ли он также выходить на ней. При отрицательном ответе попросите его подвинуться и пропустить вас.

Разумеется, не забывайте уступать место пожилым людям, инвалидам и беременным женщинам. Словом, старайтесь вести себя по заповеди: «Поступай с другими так, как ты хочешь, чтобы они поступали с тобой!»

Чтобы ваше выступление перед аудиторией было успешным, необходимо научиться правильно строить с ней диалог. Слушатели обязательно должны быть вовлечены в ваш рассказ, в противном случае они вряд ли запомнят ту информацию, которую вы хотите до них донести.

Инструкция

Говорите простым и понятным языком. Особенно это важно, если темой вашего выступления является раскрытие планов на будущее компании, ее маркетинговая стратегия, анализ технических характеристик нового товара. Вы должны быть уверены в том, что все, кто находятся в аудитории, поймут каждое ваше слово.

Не используйте большое количество терминов и длинных предложений при обращении к аудитории. Старайтесь сделать свою речь такой, чтобы ее понял четырнадцатилетний ребенок. Если ваша речь будет сложной для восприятия, слушатели в лучшем случае просто перестанут вникать в ее смысл, а в худшем начнут общаться между собой.

При обращении к аудитории фрагментируйте информацию. Старайтесь делить ее на блоки, логично вытекающие друг из друга. Лучше всего ознакомьте слушателей с планом вашего выступления еще до его начала. Это сделает восприятие информации более простым, а значит, и более доступным.

Вовлекайте аудиторию. Эффективным обращение к аудитории становится тогда, когда оно превращается в двустороннее. Если слушатель сам непосредственно участвует в процессе презентации или семинара, он более успешно запоминает информацию и не жалеет о потраченном впустую времени.

Задавайте вопросы своей аудитории. Причем их форма должна быть закрытой, т.е. предполагать только ответ «да» или «нет». Исходя из того, что основной целью обращения к аудитории зачастую является донесение до нее какого-либо послания, следует задавать вопросы не для того, чтобы поинтересоваться мнением слушателей, а для того, чтобы подкрепить свои слова. Поэтому ваше обращение должно быть построено таким образом, чтобы аудитория утвердительно отвечала на все ваши вопросы. Это позволит создать более благоприятную обстановку и настроит на нужный лад.

Уважайте своих слушателей. Даже если кто-то начинает с вами спорить, ни в коем случае не грубите и не выходите из себя, будьте сдержаны и компетентны. Тогда вы останетесь настоящим профессионалом в глазах других людей.

Однажды одна моя знакомая сказала, что для нее публичное выступление – это нечто ужасное. «Сердце в пятки уходит, во рту пересыхает, и максимум, что я могу сказать – это ээээ…». Ситуация тяжелая. И самое интересное, что с такой проблемой сталкиваются тысячи людей. Страшно, но необходимо! Нам ведь так часто приходится сталкиваться с публичными выступлениями, даже если вы не директор и не начальник. В школе, в университете, на работе нам часто приходится что-то говорить…


3. Непосредственно перед самим выступлением глубоко и медленно подышите: глубокий вдох-выдох; погримасничайте минуту (это сделает вашу мимику живее и поднимет вам настроение); подвигайтесь (приседайте, пробегите пару метров), это заметно взбодрит вас.

4. Уверенно идите на свой страх. Буквально в следующую секунду после встречи с ним вы поймете, что он есть ничто.

5. Научитесь получать удовольствие от выступления. Это придет с опытом. Но именно тогда, когда вы овладеете этим, вы будете выступать по-настоящему успешно.

Для эффективного публичного выступления вам необходимо овладеть методами захвата внимания зала:

1. Постоянно задавайте публике вопросы. Это может быть , который на самом деле не требует ответа зала. Вы задаете его и сразу же отвечаете сами, но публика уже спохватилась и про себя дает ответ тоже. Это могут быть и обычные вопросы. «Удобно вам так? Или мне писать покрупнее? Вот так пойдет?». Спрашивайте то, что вы можете легко исправить. Т.е. не задавайте вопрос: «вы там еще не проголодались?..» Что вы будете делать, если зал ответит «да»?! Побежите за булочками?

2. Будьте непредсказуемым. Заставьте публику следить за вашими движениями, которые постоянно меняются. То ходите, то замирайте, меняйте траекторию. Делайте голос то громче, то тише.

3. Вовлекайте аудиторию в действие: попросите о помощи. «Молодой человек, махните мне рукой, когда пройдет 17 минут, хорошо?».

4. Установите зрительный контакт с залом и постоянно его поддерживайте. Конечно, невозможно смотреть на всех. Поэтому выберите 3 точки таким образом, чтобы казалось, что вы время от времени смотрите на всех. Смотрите в глаза. И ни в коем случае не смотри поверх голов или в одну точку!

5. Юмор. Не бойтесь быть смешным. Сделали оплошность, посмейтесь над самим собой.

Композиция вашего выступления:

1. Вступление (20% выступления). Поприветствуйте зал, представьтесь, заявите тему. Пока ни одного слова о деле. Настройте зал на необходимые вам эмоции, разогрейте его посредством обаяния и юмора.

2. Основная часть (60%). Здесь можете говорить о проблемах. Кульминация основной части – ваш способ разрешения проблемы. Этот метод часто используется в политике. Например: надоели низкие зарплаты и высокие цены? Разруха и коррупция? Преступность и беззаконие? Голосуй за нашу партию!

3. Завершение (20%). В завершении необходимо настроить зал в вашу пользу. Подведите позитивный итог.

Одна из самых важных составляющих успешного выступления – стань своим для публики.

1. Оденьтесь так, как того требует обстановка. Не стоит приходить к студентам с темой о подростковой наркомании, одевшись в строгий костюм и галстук. Вам не поверят! Простые джинсы, джемпер – другое дело для данной ситуации. Оденьтесь так, как вы можете стать ближе для аудитории.

2. Не умничайте. Говорите на языке аудитории. Не стоит, конечно, опускаться до матов, жаргона и т.д. Говорите так, как поймет данная публика. Если вы пришли к малообразованным людям, не стоит преподносить им информации слишком заумно. Скажите проще. Иначе они почувствуют себя глупыми. Это вызовет только негатив.

3. Делайте комплименты. Только правильно! Комплимент не должен стать лестью. Он должен быть искренним, кратким и недвусмысленным.

4. Улыбайтесь искренне. Не смотрите на людей свысока.

Еще одна важная вещь: зрительный эффект. Человек на 60% воспринимает информацию по тому, как мы говорим, а не что мы говорим.

1. Используйте презентации, раздаточный материал, буклеты и т.д.

2. Если нет такой возможности, используйте глаголы визуализации. Например, «давайте посмотрим, как же мы можем решить данную проблему». Показывайте жестами то, что вы говорите, но не преувеличивайте.

3. Жестикулируйте, не бойтесь делать большие жесты. Это создает эффект того, что вы уверены в себе и в том, что вы говорите.

4. Чаще показывайте ладони – это знак открытости.

5. Поза: центр тяжести должен быть смещен вперед (вы как будто подаете немного вперед), пятки на 20-25 см друг от друга, носки разведены. Не нужно, конечно, держать эту позу все время. Она выступает стартовой или позой для тех моментов, когда вы замираете.

6. Двигайтесь! Статичные объекты привлекаю намного меньше внимания, чем те, что двигаются. Двигайтесь по всему пространству сцены, меняя скорость и траекторию.

Запомните, прежде чем вы начнете говорить:

1. Обведите открытым и искренним взглядом весь зал. Установите зрительный контакт.

2. Выдержите паузу 3-6 секунд, добейтесь тишины и внимания, но, ни в коем случае не говорите «тшшш!» и не машите руками.

3. Запомните, выступление начинается сразу, как вы встали с места. По пути не поправляйте волосы, одежду, не одергиваете ничего, не кашляйте нервно, не суетесь, идите уверенно и спокойно.

Существует огромное множество структур выступления. Самые распространенные:

1. Дерево – когда человек говорит о чем-то и внезапно начинает вставлять какие-то факты, возвращается назад, что-то еще добавляет… Очень сложная структура.

2. Канат – когда все идет прямолинейно и предсказуемо.

3. Но самая лучшая структура – лестница. Выступление делится на маленькие части, объединенные одной мыслью, ступени. Каждая ступень заканчивается маленьким выводом, паузой, шуткой или вопросом, все ли понятно залу по этому пункту. При такой структуре возможность вашего провала заметно уменьшается. Если вы споткнетесь на одной ступеньке, вы не полетите полностью вниз. Вы провалите лишь одну ступень, остальные у вас закреплены.

4. Говорите только главное, не стремитесь сказать все, пожалейте аудиторию.

Большие мелочи:

1. Не стойте к залу слишком близко, не лезьте в личное пространство – не пугайте людей.

2. Только позитив!

3. Говорите об аудитории в первом лице. «Я благодарю аудиторию за..» - нет! «Я благодарен вам за..» - да!

4. Давайте прямые ответы. В случае чего признавайте, что вы что-то не знаете.

5. Запоминается последнее! Не стоит заканчивать словами: «хехе.. вопросов нет?.. ну всее.. я пошел..». Уйдите эффектно!

6. Пока вы на сцене, вы главный!

7. Не выступайте по бумажке. Публика вам не поверит! Если вам очень трудно говорить без подготовки, рисуйте себе пиктограммы – рисунки, напоминающие вам именно те эмоции, которые вы хотели донести до публики.

8. Если вы выступаете с конфликтным вопросом, сделайте аудиторию другом: назовите ей ее стереотипы. Например: «Да, я ваши сомнения.. кто-то может сказать, что это совсем не безопасно. Да, возможно кто-то пострадает…». И все! Вы друг! Вы поняли проблемы, которые волнуют их, возразить нечего.

Поделитесь с друзьями или сохраните для себя:

Загрузка...