Доклад на тему "Диалоговые технологии". Диалоговый метод обучения и саморазвитие школьника Что дает технология диалогового обучения

Основное их назначение состоит в том, что в процессе межличностного диалога осуществляется «свободное самооткровение личности », побуждающее учащихся искать различные способы для выражения своих мыслей , отстаивать и осваивать новые ценности . Коммуникативная направленность придает содержанию личностно-значимый смысл .

Следует подчеркнуть, что диалог следует рассматривать как особую специфическую социокультурную среду , создающую благоприятные условия для принятия личностью нового опыта , изменения ряда утвердившихся смыслов. Диалог – необходимый компонент гуманизации образования, его ориентации на личность школьника. Предмет диалога всегда лежит в контексте личностных целей, интересов, смыслов собеседников . «Хотя диалог протекает в пространстве личностного опыта, но задача его в том, чтобы отделить «личное» от объективных достоинств или недостатков обсуждаемого предмета , так сказать, значение от смысла . Эта дивергенция значений и смыслов придает особое качество диалогу: в нем «гуманитарное» – рефлектия позиции участников диалога, ее логико-вербальное изложение органически сочетается с когнитивным, исследовательским отношением к проблеме . Эта двудоминантность диалога делает его универсальной характеристикой личностно-развивающих образовательных технологий».

Технологии диалогического общения учащихся построены на условиях диалога, при которых признается независимость, свобода личности, ее право на выбор . Диалогичность человеческого мироощущения основана на отношении к другому (человеку, природе) как самоценному . Под учебным диалогом понимается создание ситуаций межсубъектного общения с целью разрешения изучаемых проблем и поисков личностного смысла, содержащихся в изучаемом материале; …

Вести диалог значит приобщать другого к своей проблеме: «Одна голова – хорошо, а две ...» Потребность в диалоге – духовная потребность человека и как всякая потребность является ненасыщенной. Поэтому одной из характеристик диалога является его незавершенность . Другая особенность диалога – всеобщность . Всеобщность проявляется в трех смыслах. Во-первых, «диалогические отношения... это почти универсальное явление, пронизывающее всю человеческую речь и все отношения и проявления человеческой жизни»... Во-вторых, диалогизм нельзя понимать узко: только как спор, полемику. В диалоге складываются особые отношения, которые нельзя свести ни к чисто логическим, ни к чисто предметным. Нельзя диалог отождествлять с прямым общением (это может быть и диалог с самим собой ) (рис. 7).

Рис. 7. Взаимодействие участников в различных коммуникациях, где О – отправитель; П – получатель; ОП – отправитель/получатель

В ходе диалога учащиеся овладевают способностью и умением вести его на разных уровнях. В первую очередь как диалог с собственным Я, как рефлективное общение с самим собой, собственным разумом - личностный уровень (табл. 11).

Таблица 11

Уровни диалога

Следующим уровнем является понимание диалога как процесса взаимодействия качественно различных ценностно-интеллектуальных позиций (Я и другой) – межличностный уровень . Третий уровень диалога – мультидиалог – множественный параллельный диалог, который возникает при обсуждении проблем в малых (рабочих, игровых, поисковых и т.п.) группах, скажем, по 5-7 человек. В данном примере «ИГРА», схематически прочитываемая как мультидиалог межфункциональный : И – инициатор, Г – генератор, Р – резонатор, А – аналитик.

Диалог начинается в том случае, когда ученик делает высказывания типа «я хочу сказать», «если я правильно понимаю», «мое мнение», «мне хочется дополнить», «моя точка зрения». Целью диалога является создание межличностного диалогического взаимодействия, представляющего собой близкую к естественной жизненной деятельности ситуацию, в которой учащиеся «забывают» об условностях (урок, преподаватель, отметка), мешающих им проявить себя на личностном и межличностном уровнях.

Теоретико-методологической базой данной технологии является диалоговый подход – теоретико-методологическая база диалоговой технологии обучения, построенного на идеях открытости, диалога культур, культурного плюрализма, приобщения учащихся к различным культурам, к ценностному обмену, к пониманию другого, поскольку существование человека является всегда «событием» с другими людьми. Суть этого подхода заключается в рассмотрении современного образования как способа приобщения учащихся к различным культурам, к ценностному обмену, к пониманию другого. Существование человека является всегда «событием» с другими людьми. Это становится исходной предпосылкой и выступает в качестве основного принципа для всех разновидностей философии диалога.

Диалог как метод получения знаний был, так сказать, введен и использован еще Сократом. В основе сократовского метода находится переход от обыденных представлений к уровню философского осмысления проблемы в последовательных обобщениях .

В технологии диалогового общения следует рассмотреть идеи, раскрытые в исследованиях К. Роджерса. Преподаватель должен уметь осуществлять две основные функции диалога : приобщение ребенка к общению и соучастие ребенку в общении. Диалог преподавателя, по мнению К. Роджерса, покоится на «четырех китах »: на духовно-нравственных основах внутреннего мира преподавателя; на вере в ребенка , обращении к его чувству достоинства ; побуждении его к собственному поиску, активному росту и саморазвитию.

В зависимости от роли диалога в развитии личностных качеств (функций личности) выделяют следующие типы диалога (табл. 12). Выделенные типы диалога отличаются степенью дове-рительности, взаимопроникновением в другого.

Таблица 12

Типы диалога и их характеристика

Тип диалога

Характеристика

Мотивационный

Отражает интерес его участников к теме, диалогической форме общения

Критический

Характеризует критическое осмысление содержания диалога,

гипотетическое рассмотрение любых решений проблемы

Конфликтный

Отличается противоречивостью отношения личности к предмету проблемы

Самопрезентирующий

Демонстрация личностью «выгодного» для нее имиджа

Автономный

Внутренний диалог, выражающий проявление защитной реакции личности

Рефлективный

Указывает на способность личности вести самоанализ

Самореализующий

Характеризует момент утверждения, самораскрытия личности

Смыслотворческий

Характеризует поиск личностью ценностей

Духовный

Глубинное проникновение в содержание, друг в друга

В преподавательском процессе диалогическое взаимодействие строится на различных уровнях:

· формального диалога (диалог как форма общения участников процесса);

· личностно-смыслового диалога (диалог как способ установления ценностно-ориентационного единства).

Готовность к диалогу – один из показателей сформированности индивида как личности . Готовность к диалогу включает в себя, во-первых, направленность на поиск смысла постигаемых ценностей ; во-вторых, возможность субъективно воспринимать изучаемый материал ; в-третьих, необходимость в самовыражении через экспрессивность, креативность, художественность .

В научной литературе процесс обмена противоположными мнениями обозначается различными терминами: спор, дискуссия, полемика, диспут. Единой точки зрения по поводу специфического смысла этих понятий не существует. Одни авторы считают их синонимами, другие закладывают в каждое понятие определенное содержание.

Диалог – это ситуация обмена взглядами, чувствами между двумя личностями, когда выражается свое Яи отношение к чему-либо. «Истина не рождается и не находится в голове отдельного человека, она рождается между людьми, совместно ищущими истину, в процессе диалогического общения». О диалоге можно говорить, если в наличии следующие компоненты:

Отношение к человеку как к самоценности;

Проблемное содержание материала;

Ситуация, затрагивающая значимое для личности: «я хочу сказать...», «мое мнение...»;

Внутренняя мотивация, интерес к содержанию и процессу диалога, субъектам общения;

Незавершенность диалога как способа реализации духовных потребностей человека;

Готовность учащихся к ориентировке в системе ценностей;

Эмоциональная и личностная открытость партнеров друг другу;

Доброжелательность и доверительность в отношениях.

Учебный диалог выступает не только как форма и метод обучения , но и как неотъемлемый компонент, внутреннее содержание любой личностно-ориентированной технологии , направленной на развитие духовно-нравственного потенциала личности . Следует подчеркнуть, что диалогичность является важнейшей характеристикой современного преподавательского процесса, показателем его перехода на личностно-смысловой уровень.

Для возникновения диалоговых отношений необходимо соблюдать следующие условия:

· в диалоге от каждого требуется не только осознание своей позиции , своей уникальности, но и желание обнаружить и предъявить внутренние смыслы другим людям, т.е. открытость ;

· желающему вступить в диалог нужно иметь сформированную установку на встречу со смыслом другого , т.е. с другим смыслом. Это предполагает умение услышать, увидеть партнера в диалоге, войти с ним в информационный и эмоциональный резонанс ;

· диалоговое общение требует от преподавателя безоценочной в привычном смысле реакции по отношению к получаемой от собеседника информации. Адекватная диалоговой позиции реакция предполагает внимание, интерес, сочувствие, благодарность за возможность соприкоснуться с миром другого и расширить свой духовный и профессиональный опыт;

· межсубъектные диалоговые отношения возможны, если есть или может быть найден общий язык , понятный той и другой стороне.

Таким образом, учебный диалог выявляет самоценность межсубъектной человеческой реальности сосуществования, сопричастности в процессе обучения. Учебный диалог выполняет следующие функции :

1) познавательную , когда диалог выступает как источник знания, способ поиска истины;

2) коммуникативную , когда диалог выступает в качестве межсубъектного взаимодействия, в ходе которого передается отношение к информации, когда ее значимость подчеркивается с помощью голоса, мимики и т.д.;

3) ценностную – с помощью диалога осуществляется обмен ценностями, поиск смыслов, определение системы ценностей;

4) развивающую , способствующую самореализации, творческому раскрытию потенциала участников диалога.

1.3 Правила организации диалогового обучения на уроках

Правила организации интерактивного обучения на уроках.

Правило первое. В работу должны быть вовлечены в той или иной мере все участники (ученики). С этой целью полезно использовать технологии, позволяющие включить всех участников семинара в процесс обсуждения. С другой стороны, освоение учителями активных методов обучения просто невозможно без непосредственного включения учителей в те или иные формы. Можно прочитать горы литературы об активных методах обучения, но научиться им можно только попробовав их непосредственно, только путем личного участия в игре, мозговом штурме или дискуссии.

Правило второе. Надо позаботиться о психологической подготовке участников. Речь идет о том, что не все пришедшие на урок психологически готовы к «непосредственному включению в те или иные формы работы. Сказывается известная закрепощенность, скованность, традиционность поведения. В этой связи полезны разминки, постоянное поощрение учеников за активное участие в работе, предоставление возможности для самореализации ученика».

Правило третье. Обучающихся в технологии интерактива не должно быть много, не более 30 человек. Только при этом условии возможна продуктивная работа в малых группах. Ведь важно, чтобы каждый был услышан, чтобы каждой группе была предоставлена возможность выступить по проблеме.

Правило четвертое. Помещение для работы должно быть подготовлено с таким расчетом, чтобы всем участникам интерактива было легко пересаживаться для работы в больших и малых группах. Другими словами, для учеников должен быть создан максимальный физический комфорт. Столы лучше поставить «елочкой», чтобы каждый ученик сидел вполоборота к ведущему занятие и имел возможность общаться в малой группе. Хорошо, если заранее будут подготовлены пособия или раздаточные материалы, необходимые для творческой работы.

Правило пятое. Вопросы процедуры и регламента надо обсудить в самом начале занятия и постараться не нарушать их. Например, важно договориться о том, что все участники будут терпимы к любой высказываемой точке зрения, будут уважать право каждого на свободу слова и т. д.

Правило шестое. Деление участников семинара на группы лучше построить на основе добровольности. Затем уместно воспользоваться принципом случайного выбора.

Во время групповой работы учитель выполняет разнообразные функции:

– контролирует ход работы в группах;

– отвечает на вопросы;

– регулирует споры, порядок работы;

– в случае крайней необходимости оказывает помощь отдельным учащимся или группе .

Совместная деятельность учащихся эффективна не только для уроков формирования знаний или умений, не менее эффективно применение групповых форм для повторительно - обобщающих уроков. Изученный материал дает обширную информацию для повторного анализа, уточнений, систематизации, выводов по теме. Используются формы групповой работы: уроки-конференции, математический бой, уроки-консультации. Наиболее сложная, но зато и наиболее эффективная форма на этом этапе изучения темы - дискуссия.

По окончании работы в группах во многих случаях необходима организация межгруппового общения (с целью выяснения общей картины, построения системы, обобщения, обеспечение возможности для рефлексии и взаимооценки). Это - дополнительная возможность организовать обучение общению (культура речи, логика, искусство спора и т.д.).

Как показывает опыт, групповая работа - форма организации деятельности, а главным все же остается содержание деятельности групп. Поэтому необходимо решать задачу наиболее эффективного использования этой формы работы, т.е. нужно создавать условия для развития мышления, материал отбирать по принципу «от простого - к сложному». Для работы в группе после отработки первичных умений нужно предусмотреть задания конструктивного, творческого характера.

Использование в работе технологии интерактивного обучения дает ученику:

– развитие личностной рефлексии;

– осознание включенности в общую работу;

– становление активной субъектной позиции в учебной деятельности;

– развитие навыков общения;

– принятие нравственности норм и правил совместной деятельности;

– повышение познавательной активности.

– формирование класса как групповой общности;

– повышение познавательного интереса;

– развитие навыков анализа и самоанализа в процессе групповой рефлексии;

– нестандартное отношение к организации образовательного процесса;

– формирование мотивационной готовности к межличностному взаимодействию не только в учебных, но и иных ситуациях .

14 Технологии диалогового обучения

Технологии интерактивного обучения.

– Работа в парах.

– Ротационные (сменные) тройки.

– Карусель.

– Работа в малых группах.

– Аквариум.

– Незаконченное предложение.

– Мозговой штурм.

– Броуновское движение.

– Дерево решений.

– Суд от своего имени.

– Гражданские слушания.

– Ролевая (деловая) игра.

– Метод пресс.

– Займи позицию.

– Дискуссия.

– Дебаты.

Каждый учитель может самостоятельно придумать новые формы работы с классом. Часто используют на уроках работу в парах, когда ученики учатся задавать друг другу вопросы и отвечать на них.

Очень нравится учащимся такой вид работы, как Карусель, когда образуется два кольца: внутреннее и внешнее. Внутреннее кольцо-это сидящие неподвижно ученики, а внешнее - ученики которые сидят и слушают, через каждые 30 секунд меняются. Таким образом, они успевают проговорить за несколько минут несколько тем и постараться убедить в своей правоте собеседника .

Броуновское движение предполагает движение учащихся по всему классу с целью сбора информации по предложенной теме.

Дерево решений - класс делится на 3 или 4 группы с одинаковым количеством учащихся. Каждая группа обсуждает вопрос и делает записи на своем «дереве» (лист ватмана), потом группы меняются местами и дописывают на деревьях соседей свои идеи.

Часто используют и такую форму интеракции, как Займи позицию. Зачитывается какое-нибудь утверждение и учащиеся должны подойти к плакату со словом «ДА» или «НЕТ». Нужно, чтобы они учились объяснять свою позицию.

Интерактивное творчество учителя и ученика безгранично. Важно только умело направить его для достижения поставленных учебных целей.

Многие основные методические инновации связаны сегодня с применением интерактивных методов обучения. Интерактивное обучение - это, прежде всего, диалоговое обучение, в ходе которого осуществляется взаимодействие учителя и ученика.

Каковы основные характеристики «интерактива»? Следует признать, что интерактивное обучение - это специальная форма организации познавательной деятельности. Она имеет в виду вполне конкретные и прогнозируемые цели. Одна из таких целей состоит в создании комфортных условий обучения, таких, при которых ученик чувствует свою успешность, свою интеллектуальную состоятельность, что делает продуктивным сам процесс обучения.

Суть интерактивного обучения состоит в том, что учебный процесс организован таким образом, что практически все учащиеся оказываются вовлеченными в процесс познания, они имеют возможность понимать и рефлектировать по поводу того, что они знают и думают. Совместная деятельность учащихся в процессе познания, освоения учебного материала означает, что каждый вносит свой особый индивидуальный вклад, идет обмен знаниями, идеями, способами деятельности. Причем, происходит это в атмосфере доброжелательности и взаимной поддержки, что позволяет не только получать новое знание, но и развивает саму познавательную деятельность, переводит ее на более высокие формы кооперации и сотрудничества.

В настоящее время методистами и учителями-практиками разработано немало форм групповой работы. Наиболее известные из них - «большой круг», «вертушка», «аквариум», «мозговой штурм», «дебаты».

Эти формы эффективны в том случае, если на уроке обсуждается какая-либо проблема в целом, о которой у школьников имеются первоначальные представления, полученные ранее на уроках или в житейском опыте. Кроме того, обсуждаемые темы не должны быть закрытыми или очень узкими. Так, например, нет смысла в групповом обсуждении вопроса о том, каким должно быть наказание за хищение или какой должна быть ставка налога. Важно также, чтобы уровень обсуждаемой проблемы позволял перейти от узко экономических (правовых, политических и пр.) вопросов к широкой постановке проблемы. Эта проблема должна быть актуальной, интересной и значимой для учащихся.

Наиболее простая форма группового взаимодействия - «большой круг». Работа проходит в три этапа. Первый этап. Группа рассаживается на стульях в большом кругу. Учитель формулирует проблему. Второй этап. В течение определенного времени (примерно 10 минут) каждый ученик индивидуально, на своем листе записывает предлагаемые меры для решения проблемы. Третий этап. По кругу каждый ученик зачитывает свои предложения, группа молча выслушивает (не критикует) и проводит голосование по каждому пункту - включать ли его в общее решение, которое по мере разговора фиксируется на доске.

Прием «большого круга» оптимален в случаях, когда возможно быстро определить пути решения вопроса или составляющие этого решения. С помощью данной формы можно, например, разрабатывать законопроекты или инструкции, локальные нормативно-правовые акты.

«Аквариум» - форма диалога, когда ребятам предлагают обсудить проблему «перед лицом общественности». Малая группа выбирает того, кому она может доверить ввести тот или иной диалог по проблеме. Иногда это могут быть несколько желающих. Вы и все остальные ученики выступают в роли зрителей. Отсюда и название приема - «аквариум».

Этот организационный прием дает возможность школьникам увидеть своих сверстников со стороны, то есть увидеть:

– как они общаются,

– как реагируют на чужую мысль,

– как улаживают назревающий конфликт,

– как аргументируют свою мысль и т. д.

Гендерное воспитание в подростковом возрасте

Педагогическая психология подчеркивает важность реализации всех активизирующих интеллектуальную деятельность подростка принципов обучения: его проблематизацию, диалогизацию; индивидуализацию...

Дидактические средства реализации практико-ориентированного обучения физике

Выделим основные особенности учебных задач, которые, на наш взгляд, не только влияют, но и препятствуют овладению «конкретными способами деятельности, применению приобретенных знаний и умений в реальных жизненных ситуациях»...

Изучение иностранного языка в дошкольных образовательных организациях

Основным условием организации образовательного процесса по иностранному языку в дошкольной образовательной организации является наличие нормативно-методической базы, то есть образовательной программы...

Методика организации проблемного обучения на уроках технологии в школе в целях активизации учащихся

Методы диалогового обучения на уроке информатики

Методы диалогового обучения на уроке информатики

Образовательный процесс в высшем учебном заведении МГУ им. Г.И. Невельского

Основной объективной оценки образовательной деятельности Университета являются государственные стандарты. Университет в соответствии с лицензией, выданной в установленном законодательством Российской Федерации порядке...

Организация дифференцированного обучения на уроках физики

Организация дифференцированного обучения на уроках физики

Чтобы организовать дифференцированное обучение на уроках физики, нужна была предварительная подготовка: необходимо было разделить учеников на группы по успеваемости. Для этого я изучала классный журнал...

Особенности преподавания физкультуры парням и девушкам

Занимаясь силовыми упражнениями, соблюдайте общие методические принципы построения тренировочного процесса - Общефизическая подготовка - основ успеха в развитии силы. Поэтому. Включайте в тренировку упражнения на развитие выносливости...

Особенности развивающего обучения на уроках труда

Развивающее обучение предполагает развитие личности по способностям в различных видах деятельности. Как отмечалось выше, одна из задач развивающего обучения состоит в том...

Применение методики личностно-ориентированного обучения на уроках дисциплин дизайн-обучения

Реализация принципа интерактивности на уроках иностранного языка

Педагогам, которые решили работать в интерактивной технологии, необходимо помнить о некоторых правилах организации интерактивного обучения на уроках. Правило первое. В работу должны быть вовлечены в той или иной мере все участники (ученики)...

Технология учебного диалога - это одна из главных технологий личностно-ориентированного образования. В последние годы образование направлено на расширение использования коммуникаций и гуманизацию, поэтому ДТО являются в настоящее время чрезвычайно востребованными и актуальными.

Диалог предполагает предмет или тему, размышления, над которыми не приводят к простым эмпирически проверяемым истинам. Что же может выступать для личности таким предметом, вызывающим неудовлетворяемую мотивацию к исследованию? Вероятно, прежде всего, она сама. Вот почему диалог - это всегда разговор о смысле события для личности, о значимости самой личности для других людей и событий. Диалог -- это подтверждение для личности ее ценности и, как следствие, рождение желания стать еще лучше. Следовательно, предмет диалога всегда лежит в контексте личностных целей, интересов, смыслов собеседников. Чем в большей мере это справедливо и для учителя, и для ученика, тем естественнее и продуктивнее их диалог. Диалог никогда не сводится к усвоению предмета. Он всегда надпредметен, расширяет границы познаваемого за счет обмена не только информацией, но и оценками, смыслами, гипотезами-откровениями.

Личностно-развивающий потенциал диалога связан с диалогической природой личности, с тем, что она существует в постоянном внутреннем диалоге с самой собой. В ней неизменно своеобразное движение от сознания к мышлению и обратно.

В диалоге продуцируются процессы самопознания, которые имеют несколько уровней протекания: рефлексивное самопознание (чаще всего неорганизованное, спонтанное), познание себя «от другого» и, наконец, научно организованный процесс самопознания с помощью специальных методик, которым ученик и может быть обучен в диалоге с учителем.

Диалог - это конфиденциальное сотрудничество педагога и воспитанника, в котором последний отказывается от достижения «результата» любой ценой. Диалог состоявшийся - это уже педагогический результат.

Готовность к диалогу - один из универсальных показателей сформированности индивида как личности. Эта готовность включает в себя направленность на поиск смысла изучаемых ценностей, возможность субъективно воспринимать материал, определять «границы иных мнений». Готовность индивида к диалогу предполагает принятие им диалога, как особой ситуации общения, требующей адекватного поведения, соблюдения некоторых правил; удержание в сознании цели диалога, «не скатываясь» в обыденное выяснение личных приоритетов и амбиций, не редуцируя все богатство диалога к эмоциональному «выяснению отношений».

Что нужно для того, чтобы диалог состоялся? Чтобы две стороны проявили готовность искать третью истину. Прежде всего, конечно, необходим материал, проблема, которые бы побудили их к этому. Объективно существующую проблему нужно представить в виде субъективно значимого вопроса. «Нужен неумирающий вопрос… Если можно найти на него ответ без поиска и диалога, то зачем подвергать класс искусственному эксперименту?», -- размышляет известный педагог-новатор Е.Н. Ильин.

Доклад на РМО «Диалоговые технолигии»

(Выполнила учитель русского языка и литературы Чехлотенко Ольга Анатольевна)

« Постепенно в людях возникало уважение к человеку,

который обо всём говорил просто и смело. »

М. Горький

В свете современных задач, стоящих перед народным образованием и обусловленных социально-политическими и социально-экономическими изменениями в обществе, а также коренными изменениями в сфере науки, техники и производства, принципиально важное значение приобрела проблема развития личности ученика, повышение его интеллектуального и творческого потенциала.

В настоящее время все больше учителей привлекают инновационные технологии. Среди них особое место занимают диалоговые технологии , наиболее полно реализующие идею гуманизации и самореализации личности учащихся.

Актуальность данной проблемы обусловлена изменениями в понимании личностного подхода к образованию. Меняется и сущность общения между учителем и учеником, которые приобретает характер диалога. Сегодня вопрос о диалоге заявлен как один из важнейших для концепции личностно-ориентированного образования.

В основе диалоговой технологии

Первыми интерес к проблеме диалогического взаимодействия в образовании проявили Сократ, А. Камю; гуманистическую направленность диалоговой стратегии показали Платон, Я.А.Коменский, И.Г. Песталоцци, Ж.-Ж.Руссо, К.Д.Ушинский.

Именно в диалоге, в дискуссии видели суть воспитания великие педагоги Я.Корчак и В.А.Сухомлинский.

проблемность, общение и сотрудничество . На их основе организуется разноуровневая деятельность учащихся, групповое создание проектов и т. д. в процессе диалога происходит формирование критичности мышления, обучающиеся не боятся высказывать свое мнение, защищать свою позицию.

Так что же это такое – учебный диалог? Это урок .

Эпиграфом к такому уроку как нельзя лучше подойдут слова М. Булгакова:

Они спорили о чем-то очень сложном и важном ,
причем ни один из них
не мог победить другого .
Они ни в чем не сходились друг с другом,
и от этого их спор был
особенно интересен и нескончаем .

Одна из целей обучения в диалоге это создание комфортных условий обучения, при которых каждый ученик чувствует свою успешность, интеллектуальную состоятельность. Это стимулирует его на пути овладения знаниями.

Использование диалоговых технологий требует серьезной подготовки учителя и обучения школьников приемам ведения дискуссий, диспутов, умению сдерживать свои эмоции.

Вот несколько правил ведения диалога:

    Видеть цель не в том, чтобы победить в споре, а в том,

чтобы прийти к наилучшему решению проблемы;

    Не бояться изменить свою точку зрения под воздействием

неоспоримых аргументов и фактов.

Для успешного установления отношений доброжелательного контакта учителя с учащимися важно соблюдать непременное условие – равенство психологических позиций учителя и ученика. Это означает признание и принятие учителем ученика таким, какой он есть, как равноправного активного субъекта познания, а не пассивного объекта воспитательных воздействий.

Главное здесь – направить усилия обучающихся на развитие сотрудничества, сотворчества , совместного поиска решение, а также на принципиальное исправление ошибочных ходов и просчетов как учителя, так и учащихся.

Равенство позиций и взаимность воздействий предполагают взаимное уважение, право ученика активно сотрудничать с учителем и активно воздействовать на него, что, в свою очередь, позволяют участникам дискуссии включиться в процессе активного познания друг друга.

Такое построение равных позиций в общении позволяет признать право ученика на собственные суждения и оценки, на свой оригинальный взгляд на мир, который можно отстаивать в спорах и дискуссиях прямо на уроке.

И задача учителя – не бояться этих споров, уметь организовать их, направить в продуктивное русло.

В основе учебного диалога лежит организация целенаправленного общения между учениками или между учениками и учителем. Особенностью диалогового обучения является то, что в его рамки хорошо вписываются элементы проблемно-поисковой деятельности, поскольку сам диалог всегда связан с решением определенных учебных проблем.

Активное использование диалоговых технологий обучения требует серьезной методической подготовки учителя и обучения учащихся приемам ведения дискуссий и диспутов, умение сдерживать свои эмоции, уважительно относится к мнениям своих товарищей, даже если они имеют противоположную точку зрения.

Основной педагогический эффект диалогового обучения заключен в том, что он оказывает интенсивное развитие на личность обучаемых, способствует сознательному усвоению предмета в действительности, в творческом переносе и использовании знаний, умений в других сферах.

Активное обучение учащихся в диалоге повышает их коммуникативность, учит отстаивать свою точку зрения, слушать оппонента, обмениваться мнениями, идеями в условиях комфорта и творческой атмосферы на уроке.

    заранее подготовить вопросы;

Формы диалоговой технологии.

Среди диалоговых технологий выделяются: проблемно-поисковые диалоги, семинары-дискуссии, учебные дискуссии, эвристические беседы, анализ конкретных ситуаций, ролевые игры, интервью.

В диалоге формируется критическое мышление.

    Дискуссия выявляет многообразие существующих точек зрения на какую-либо проблему. Её можно использовать как отдельный педагогический приём, и как подход к организации учебно-воспитательного процесса.

В процессе дискуссии наиболее полно представлена возможность:

- моделировать реальные жизненные проблемы;

- вырабатывать у школьников умение слушать и взаимодействовать с другими;

- продемонстрировать характерную для большинства проблем многозначность решений;

- обучить анализировать реальные ситуации, отделять главное от второстепенного.

В учебном процессе дискуссионный подход можно использовать в различных формах: дебатов, диспутов, полемик, споров.

В учебной деятельности используются: классические дебаты, экспресс-дискуссия, дискуссия на основе изучения текстов, проблемная дискуссия, либеральный клуб, дискуссии от имени…(ролевая дискуссия), « Круглый стол », « Аквариум », дискуссия « Что было бы, если… »

    Разновидностью « экспресс-дискуссии » могут быть « мини-дебаты » - они не требуют много времени, чаще всего проводятся « один на один » ( участвуют два ученика).

Обычно в качестве темы урока берётся одна большая тема, которая затем дробится на несколько более мелких. По каждой из этих тем выступает одна пара спикеров, которые защищают противоположные точки зрения.

Применение технологии « Дебаты » в учебном процессе способствует созданию устойчивой мотивации и учению, так как обеспечивается личностная значимость учебного материала для учащихся; наличие элемента состязательности стимулирует творческую, поисковую деятельность, тщательную проработку изучаемого материала, повышению гражданского самосознания, выработке активной жизненной позиции.

Дебаты развивают:

    Логическое и критическое мышление;

    Навык в организации своих мыслей;

    Навыки в устной речи;

    Терпимость к различным взглядам;

    Уверенность в себе;

    Способность работать в команде;

    Концентрироваться на сути проблемы.

Необходимо отметить, что неизменная доброжелательность учителя, его готовность к контакту, умение расположить к себе учащихся вызывают их ответную готовность к сотрудничеству, желание идти навстречу.

И наоборот, приказной тон способствует формированию сопротивления учителю, нежелание участвовать в дискуссии.

Методы, позволяющие подготовить ребят к успешному ведению диалога.

Формирование диалогового мышления, можно начинать с простого.

    Например, с уроков в форме вопросов – ответов. На этих уроках учащиеся получали разные задания:

    ответьте на предложенные вопросы;

    продолжите фразу;

    составьте вопросы. (Иногда проверялись только составленные вопросы, ответы не интересовали, то есть вопрос задавался ради вопроса.)

    О звучивание подготовленной заранее интерпретации текста, где требуется выражение только твоей, нигде не подсмотренной, точки зрения, высвечивается только твоё восприятие.

    Это эвристические беседы , когда тебе необходимо услышать озвученную проблему, сформулировать гипотезу и выстроить своё мышление, чтобы отстоять свою позицию, и потом сформировавшиеся мысли обозначить речью .

Как разбудить диалоговую активность ребят.

как основа диалога .

Он должен иметь вариативный характер трактовки . Только обеспечив это условие, учитель получит возможность вызвать у учащихся встречную диалогическую активность .

А отсюда вытекает следующее условие: учитель должен начинать урок и выступать как дразнящий собеседник , то есть активно задавать провокационные вопросы.

В процессе учебного диалога старшеклассники высказывают суждения с различных точек зрения. Надо уважать и учитывать все позиции учащихся-участников диалога.

Учитель выступает на уроке равноправным участником диалога. Но важно помнить, что учитель является носителем социокультурных образцов , так как он должен добиться усвоения учеником их общепринятого содержания (научного, этического, нравственного, социального), поэтому непозволительно учителю играть в незнание, непонимание.

Подводя итоги сказанному, можно отметить следующее:
диалогичность обеспечивает совместный поиск истины, а значит, эта форма обучения позволяет ученику быть не просто потребителем знаний, но и активным соучастником их добывания. Ученик экспериментирует в пространстве, созданном им самим, сталкивая свои гипотезы с возражениями, дополняя их новыми аргументами. Таким образом формируется исследовательский тип мышления ученика, во время всего диалога удерживается его мыслительная активность.

Диалог - это подтверждение для личности ее ценности и, как следствие, рождение желания стать еще лучше.

За счет обмена участников диалога не только информацией, но и оценками, смыслами, гипотезами он всегда надпредметен, расширяет границы познаваемого.

Диалогизация обучения русскому языку способствует развитию личностных свойств учащихся: жизненной активности, познавательной самостоятельности, наличию собственной позиции в отношении к родному языку, способности нести ответственность за свою точку зрения и отстаивать ее.

Именно интерактивные виды деятельности – тренинги, диспуты, дискуссии, круглые столы – способствуют развитию таких личностных качеств, как гражданское самосознание, инициативность и коммуникативные умения. Развивая эти качества в различных формах работы, подростки приобретают умения и навыки общественной деятельности, проживая смоделированные, искусственно созданные в тренингах ситуации, они вырабатывают свою систему взглядов на общественную жизнь.

Памятка по теме выступления « Диалоговые технологии ».

В основе диалоговой технологии лежит познавательная деятельность и межсубъектное взаимодействие участников образовательного процесса на основе индивидуального подхода, с учетом особенностей каждого ученика.

Важнейшим компонентом диалоговой технологии являются – проблемность, общение и сотрудничество .

Учебный диалог-это урок особого типа, на котором учитель и учащиеся демонстрируют различные типы мышления и логики .

Для того чтобы учебный материал на уроке выступал как основа диалога , он должен быть представлен как удивительное, парадоксальное, загадочное, стимулирующее творчество при его осмыслении .

При использовании диалоговой технологии очень важна позиция учителя - терпимое отношения к различным взглядам учащихся, возможность принять взаимоисключающие точки зрения, не бояться признать поражение, способность обмениваться идеями и мнениями в обстановке живого обсуждения.

Несколько правил ведения диалога:

    Критиковать идеи, а не человека;

    Видеть цель не в том, чтобы победить в споре, а в том, чтобы прийти к наилучшему решению проблемы;

    Побуждать каждого участвовать в обсуждении;

    Выслушивать каждого, даже если с ним не согласен;

    Пытаться разобраться в том, что непонятно;

    Стремиться понять разные взгляды на проблему;

    Не бояться изменить свою точку зрения под воздействием неоспоримых аргументов и фактов.

Для того чтобы организовать дискуссию и обмен информацией в полном смысле этого слова, чтобы дискуссия не превратилась в мини-лекцию, монолог преподавателя, занятие необходимо тщательно подготовить. Для этого преподаватель должен:

    заранее подготовить вопросы;

    не допускать ухода за рамки обсуждаемой проблемы;

    не допускать превращения дискуссии в диалог двух наиболее активных учеников или учителя с учеником;

    обеспечить широкое вовлечение в разговор как можно большего количества ребят, а лучше - всех;

    не оставлять без внимания ни одного неверного суждения;

    не торопиться самому отвечать на вопросы;

    следить за тем, чтобы объектом критики являлось мнение, а не человек, выразивший его;

    сравнивать разные точки зрения.

Среди диалоговых технологий выделяются : проблемно-поисковые диалоги, семинары-дискуссии, учебные дискуссии, эвристические беседы, анализ конкретных ситуаций, ролевые игры, интервью.

В учебной деятельности используются : классические дебаты, экспресс-дискуссия, дискуссия на основе изучения текстов, проблемная дискуссия, либеральный клуб, дискуссии от имени…(ролевая дискуссия), « Круглый стол », « Аквариум », дискуссия « Что было бы, если… »

Важно помнить, что дебаты проводятся не ради дебатов, а чтобы научить ребят:

    Быть честным, используя ту или иную информацию;

    Быть справедливым, учитывая возможность существования различных точек зрения;

    Ясно излагать свои мысли и идеи, строить доказательства;

    Уважать другого, искать решение совместными усилиями.

Учебный диалог продуктивен лишь тогда, когда выводит его участников на новый уровень знаний, умений .

О.И. ГОРБИЧ

Современные педагогические технологии обучения русскому языку в школе

Учебный план

№ газеты Название лекции
17 Лекция 1. Введение. Что такое технология обучения. Анализ содержания понятия «технология обучения». История вопроса возникновения педагогических образовательных технологий. Признаки технологичности учебного процесса
18 Лекция 2. Предметно-ориентированные технологии обучения. Проблема. Причины создания данных технологий. Основные характеристики предметно ориентированных технологий, варианты их реализации
19 Лекция 3. Вузовские технологии обучения в школе. Особенности и развивающие возможности вузовских технологий, их специфика. Подготовка и проведение уроков с использованием вузовских технологий, организация самостоятельной работы учащихся. Воспитание активного, творческого отношения к учебе, совершенствование коммуникативно-речевых умений школьников
Контрольная работа № 1
20–21 Лекции 4–5. Технологии личностно-ориентированного образования. Основные концептуальные идеи технологий личностно ориентированного образования. Технология педагогических мастерских: причины создания, сущность технологии, этапы работы педагогической мастерской. Технология модульного обучения как альтернатива классно-урочной системе обучения. Сущность модуля. Организация модульного урока. Метод проектов. Специфика проектной деятельности школьников. Обучение как исследование. Теория и практика коллективной мыследеятельности
22 Лекция 6. Диалоговые технологии обучения русскому языку. Сущность диалоговых технологий. Функции учебного диалога. Методические разработки уроков-диалогов. Дискуссия и её компоненты. Технология организации дискуссии и ее особенности
Контрольная работа № 2
23 Лекция 7. Игровые технологии. Цели, задачи и теоретико-методологические основы игровой технологии. Сущность игровой технологии, ее компоненты. Организация игровых технологий
24 Лекция 8. Компьютерные технологии в обучении русскому языку. Общие сведения об информационных технологиях обучения. Характеристика информационных технологий обучения. Необходимость использования компьютерных технологий в практике современного учителя. Компьютерные программы-презентации. Информационно-обучающие программы. Тестовые программы
Итоговая работа

Публикация статьи произведена при поддержке группы компаний «Экономистъ». Группа компаний «Экономистъ» предлагает записаться на курсы повышения квалификации для сотрудников в Перми . Высокоэффективные обучающие методики, большой опыт работы и профессионализм специалистов и преподавателей ГК «Экономистъ» позволяют в быстрые сроки приобрести требуемые навыки и знания для специалистов бухгалтерских, экономических и юридических профессий, а так же руководителей бизнеса и работников кадровых служб. Узнать больше о предоставляемых услугах, прочесть отзывы участников образовательных программ и ознакомиться с расписанием занятий можно на официальном сайте ГК «Экономист» www.ГруппаЭкономистъ.рф

ЛЕКЦИЯ № 6
Диалоговые технологии обучения русскому языку

Сущность диалоговых технологий. Функции учебного диалога. Методические разработки уроков-диалогов. Дискуссия и её компоненты. Технология организации дискуссии и ее особенности

Образование вне диалога превращается
в искусственную,мертвую систему.
М.М. Бахтин

Технология учебного диалога является одной из ведущих в числе технологий личностно-ориентированного образования, а гуманизация и коммуникативная направленность обучения в последние годы выводит межличностный диалог на первое место.

Основное назначение данной технологии состоит в том, что в процессе диалогического общения на уроке учащиеся ищут различные способы для выражения своих мыслей, для осваивания и отстаивания новых ценностей. При этом диалог рассматривается как особая социокультурная среда, создающая благоприятные условия для принятия личностью нового опыта, изменения ряда утвердившихся смыслов.

Диалог на уроке – это особая дидактико-коммуникативная атмосфера, которая помогает ученику не только овладеть диалогическим способом мышления, но и обеспечивает рефлексию, развивает интеллектуальные и эмоциональные свойства личности (устойчивость внимания, наблюдательность, память, способность анализировать деятельность партнера, воображение). На таких уроках содержание учебного материала усваивается как вследствие запоминания, так и в результате общения, в ходе которого происходит обращение к личностно значимым смыслам, к глубинам собственного сознания.

Диалогическая педагогическая деятельность направлена на создание педагогом такой среды, которая способствует накоплению диалогического опыта решения личностью гуманитарных проблем. Важно не просто научить ребенка склонениям и спряжениям, не просто передать накопленные человечеством знания, а помочь ему «вписаться» в контекст культуры, помочь найти общий язык с другим (миром, природой, человеком) и осознать взаимозависимость друг от друга в этом мире.

Вести диалог – значит искать истину вместе. Учебный диалог – это не только форма, но и способ отношений. Он позволяет быть услышанным; главное в нем не воспроизведение информации, а размышление, обсуждение проблемы. В диалоге осуществляются важнейшие проявления человеческих отношений: взаимоуважение, взаимодополнение, взаимообогащение, сопереживание, сотворчество.

В ходе диалога учащиеся овладевают способностью и умением вести его на разных уровнях. На первом уровне как диалог с собственным Я, как общение с самим собой, собственным разумом – это личностный уровень.

На втором уровне диалог понимается как процесс взаимодействия качественно различных ценностно-интеллектуальных позиций (Я и другой) – это межличностный уровень.

Третий уровень диалога – мультидиалог – множественный одновременный диалог, который возникает при обсуждении проблем в малых группах по 5–7 человек.

Диалог начинается в том случае, когда ученик делает высказывания типа «я хочу сказать», «мое мнение», «мне хочется дополнить», «моя точка зрения». Целью диалога является создание межличностного диалогического взаимодействия, представляющего собой близкую к естественной жизненной деятельности ситуацию, в которой учащиеся забывают об условностях (урок, учитель, отметка), мешающих им проявить себя на личностном и межличностном уровнях.

В зависимости от роли диалога в развитии личностных качеств (функций личности) выделяют следующие типы диалога, отличающиеся друг от друга степенью доверительности, взаимопроникновения в другого.

Типы диалога и их характеристика

Типы диалога Характеристика
Мотивационный Отражает интерес его участников к теме, диалогической форме общения
Критический Характеризует критическое осмысление содержания диалога, гипотетическое рассмотрение любых решений проблемы
Конфликтный Отличается противоречивостью отношения личности к предмету проблемы
Самопрезентирующий Демонстрация личностью выгодного для нее имиджа
Автономный Внутренний диалог, выражающий проведение защитной реакции личности
Рефлексивный Указывает на способность личности вести самоанализ
Самореализующий Характеризуется моментом утверждения, самораскрытия личности
Смыслотворческий Характеризуется поиском личностью ценностей
Духовный Глубинное проникновение в содержание, друг в друга

Однако при организации диалогового обучения некоторые учителя ограничиваются лишь внешними проявлениями (раскованное общение с учениками, свободный обмен мнениями и т.п.), превращая его, как полагает Е.В. Коротаева, в вариант облегченной педагогики: процесс дается легко и свободно, а результаты на выходе часто оказываются неудовлетворительными.

Хотим заметить, что организация занятий с использованием диалога – это серьезная и хорошо продуманная деятельность педагога. Технология организации таких занятий начинается с учебного пространства кабинета. Диалоговые формы взаимодействия ориентированы на общение лицом к лицу, поэтому традиционная расстановка парт, когда дети видят затылки сидящих впереди и только одно лицо – учителя, здесь неуместна. Необходимы варианты расстановки учебных мест в зависимости от количества групп и числа учащихся в каждой группе. Например такие:

Изменение привычной расстановки парт, возможность решать поставленные вопросы сообща подготавливают учащихся к нетрадиционным формам обучения. При входе в класс, где модернизировано учебное пространство, у учащихся возникает мотивационная готовность к нестандартной учебной ситуации.

Другой важный аспект – содержание диалога. Образовательная область «Русский язык» обладает в этом отношении широкими возможностями. Глубоко человечное содержание предметов данной области знания позволяет одновременно решать три задачи: учебно-познавательную, коммуникативно-развивающую и социально-ориентированную.

Задача уроков-диалогов состоит еще и в том, что школьников нужно учить полноценному и полноправному участию в диалоге. Ведь практику участия в обсуждении лингвистических тем учащиеся будут приобретать на уроках русского языка, овладевая умениями диалогической речи.

Организация уроков-дилогов связана еще и с тем, что диалог на таких уроках может быть двух видов: информационный (когда в процессе восприятия каждый партнер получает новую информацию) и интерпретационный (когда в ходе диалога происходит обмен мнениями, оценка известных обоим партнерам фактов, их интерпретация).

Информационный диалог обычно организуется учителем в процессе овладения новыми знаниями, а интерпретационный диалог может быть включен в любой структурный элемент урока (проверка домашнего задания, закрепление новых знаний, подведение итогов). Целью введения интерпретационного диалога в учебный процесс является развитие диалогической учебно-научной речи, осмысление научной информации, оперирование ею с использованием терминов (подготовленный диалог), увеличение скорости интеллектуально-речевых реакций в спонтанном диалоге.

Какие упражнения обеспечивают содержание диалога, например, по проблеме «Условия успешного общения», проводимого после изучения темы «Общение»? Познакомимся с некоторыми из них.

Упражнение 1. Ваша речь на уроке должна прибижаться к научной, то есть быть учебно-научной. В такую речь включаются слова-термины (специальные слова, употребляющиеся для называния явлений, предметов, процессов в науке), например:

Коммуникант – тот, кто вступает в общение. В основном значении совпадает со словами собеседник, партнер по общению.

Коммуникативное намерение (задача, цель) – конкретная цель высказывания (убедить, разжалобить, вызвать сочувствие и т.д.).

Коммуникативный контакт – связь, согласованность в общении.

Составьте по одному предложению с каждым из этих терминов.

Упражнение 2. Какие требования к общению отразил народ в пословицах и поговорках?

В чужой беседе всяк ума наберется.

Красно поле пшеном, а беседа умом.

Когда говоришь – думай.

Говорит день до вечера, а послушать нечего.

Много наговорено, да мало сказано.

Во многословии не без пустословия.

Умей вовремя сказать, вовремя смолчать.

Петь хорошо вместе, а говорить порознь.

Ты ему слово, а он тебе десять.

Я ему про Фому, а он мне про Ерему.

Упражнение 3. Прочитайте и определите, какие средства установления коммуникативного контакта использовали говорящие.

1. «Древний Восток… Тайна и загадочность в этих словах. До сих пор необычность быта и культуры древних поражает археологов, этнографов, этнологов…»

2. «Слушайте! Слушайте! Самая оригинальная и неповторимая статья!» (Так начинает свое сообщение автор.)

3. «Бедные школьники! Большинство из них лишь жалкие рабы учебника!» (Это тоже начало сообщения.)

Упражнение 4. Прочитайте текст. Какие правила общения нарушают коммуниканты?

Два молодых человека в ожидании транспорта вели беседу. Войдя в салон троллейбуса, они оказались на расстоянии трех-четырех метров. Но продолжали начатую беседу, перейдя почти на крик.

– Я заходил в тир! Там висит замок!

– Я знаю, тренер уехал на соревнования!

Автор предложенных упражнений считает, что в процессе обучения диалогической речи, в том числе при выполнении этих упражнений, у школьников сформируются необходимые умения: умение составить зачин диалога (подвести к проблеме); умение заявить проблему в реплике и востребовать информацию от собеседника; умение слушать собеседника и показать это в своих репликах; умение использовать языковые средства выражения вежливости и уважения к мнению собеседника; умение быть информативным в диалоге; умение устанавливать и поддерживать коммуникативный контакт, используя при этом не только вербальные (языковые), но и невербальные средства.

А теперь рассмотрим пример урока-диалога по русскому языку в 6-м классе на тему: «Произведения великих русских писателей – лучший учебник родного языка», на котором также происходит формирование умений участия в диалоге. Обучение названным умениям включает и лингвистические задания.

Комментарий к речевому поведению учителя дается курсивом.

Вводное слово учителя. Сегодняшний урок русского языка – первый в учебном году, но не первый в вашей жизни. Вспомните, а кто впервые преподал вам урок русского языка?

Обращение к классу «вспомните» – это приглашение к диалогу, к совместным размышлениям.

Учитель . Чей ответ точнее и почему?

Учитель нацеливает учащихся на поиск аргументов и контраргументов. Диалог строится с учетом коммуникативно-речевых умений школьников данного возраста.

Дети вряд ли ответят на вопрос одинаково – их мнения разделятся. Учителю и не был нужен однозначный ответ, целью начального этапа урока-диалога было вызвать отклик учащихся.

Учитель. Значит, вспомнить, когда вы получили первый урок русского языка, довольно трудно. Ваши мнения разделились. Поставим вопрос по-другому: в каком возрасте человек начинает учиться русскому языку?

Вводится еще один вопрос, подчеркнута отправная точка размышлений на уроке на тему «Обучение человека родному языку». Приглашение к размышлению. В вопросе содержится спорный момент.

Учитель . Если вы начали учиться русскому языку с рождения, можно ли сказать, что сейчас, к 6-му классу, вы выучились русскому языку, ведь вы на нем не только говорите, но пишете и читаете?

(Дети дают ответ.)

Учитель . Я согласен с вами. Конечно, вы не выучились русскому языку. И не потому, что вы еще не закончили школу. Русский язык так велик и разнообразен, в нем так много тайн и загадок, что изучать его можно всю жизнь.

В согласии учителя с мнением учащихся присутствует одобрение, положительная оценка результата их размышлений. Учитель высказывает ключевую мысль диалога.

Учитель. А сейчас я предлагаю вам подумать и письменно ответить на вопрос: «Кто или что учит нас русскому языку? Свой ответ обоснуйте».

(Раздаются листочки.)

Диагностический вопрос.

Во время работы учащихся учитель проходит по рядам, просматривает записи, настраивается на диалог.

Ответы учеников могут быть примерно такими: учителя; родители; жизнь; человек сам учит родной язык всю жизнь; все люди, которые окружают человека в течение жизни; книги; словари; телевизор.

Дифференцированность ответов – свидетельство недостаточно объемно сформированного информационного поля учеников.

После беглого просмотра ответов школьников в процессе их написания учитель собирает листочки и видит, каких ответов больше всего.

Учитель. Ребята, вы пишете, что русскому языку вас учат учителя; родители; жизнь; все люди, которые окружают вас; человек сам учит свой родной язык; книги и даже телевизор. Как вы думаете, а писатели учат вас русскому языку?

Обращение подчеркивает речевую роль учителя – он направляет диалог.

В вопросе – побуждение к поиску аргументов; прогнозируемая неоднозначность ответов служит толчком к развитию диалога.

(Мнения учащихся разделяются. За аргументом следует контраргумент.)

Учитель. Высказаны две точки зрения. Если вы согласны с одной из них, попытайтесь ее отстоять.

(Учащиеся обдумывают ответы.)

Учитель дает учащимся возможность размышлять, доказывать правильность своей точки зрения.

Учитель . Нельзя не согласиться с тем, что русскому языку нас учат родители и школьные учителя.

Действительно, если бы с первых дней своей жизни вы не слышали речь родителей, вряд ли заговорили бы на русском языке.

Правы и те, кто говорит о школьных учителях. Они помогают изучать русский язык, помогают понять, что язык – это система, со своими законами и правилами, открывают нам секреты русского языка, без знания которых человек не может назвать себя грамотным.

Но нельзя не согласиться и с теми, кто утверждает, что у писателей мы тоже учимся родному языку.

Почему это утверждение верно?

Развернутое монологическое высказывание учителя фиксирует внимание учеников на правильных ответах, комментирует и дополняет их. Заостренное внимание к высказыванию нужно для продолжения диалога, для поиска новых аргументов.

Учитель . А каких писателей вы можете назвать своими учителями русского языка?

Побуждение искать ответ к следующему заданию среди фамилий русских писателей.

Учитель . Чьи книги являются для вас образцом русского языка?

Вопрос, способствующий продвижению диалога.

Учитель . В своих ответах вы назвали много русских писателей, а теперь прочитайте отрывок из произведения. Кто узнает автора и назовет его?

Заря сияла на востоке, и золотые ряды облаков, казалось, ожидали солнца, как царедворцы ожидают государя; ясное небо, утренняя свежесть, роса, ветерок и пение птичек наполняли сердце Лизы младенческой веселостью…

(А.С.Пушкин. «Барышня-крестьянка»)

Поиск правильного ответа – средство активизации внимания.

Вопросы учителя . Что изображает А.С. Пушкин? Какими средствами А.С. Пушкин достигает живописности в изображении?

Побуждение к поисковому чтению текста А.С. Пушкина. Этот этап урока требует фронтального характера ответов для активизации учебной деятельности класса.

Учитель . Подчеркните в тексте наиболее выразительные, с вашей точки зрения, слова.

Что А.С. Пушкин называет золотыми рядами ? Почему употреблено именно слово золотые, а не желтые , например? О каком времени года идет речь в тексте? Каким настроением наполнен этот отрывок?

Подчеркивание фиксирует внимание школьников на нужной проблеме и нацелено на осмысление деталей.

Учитель . А теперь послушайте отрывок из стихотворения А.С. Пушкина «Осеннее утро» (В кн.: Пушкин А.С. Собрание сочинений в одном томе. М., 1984. С. 20).

Учитель читает отрывок из стихотворения наизусть:

Уж осени холодною рукою
Главы берез и лип обнажены.
Она шумит в дубравах опустелых,
Там день и ночь кружится мертвый лист,
Стоит туман на нивах пожелтелых,
И слышится мгновенный ветра свист.

Приглашение к совместному действию: учитель читает – учащиеся слушают.

Учитель . Какое настроение звучит в этом стихотворении?

Учитель переходит от роли чтеца к роли педагога, направляющего диалог .

Учитель. Что помогло вам понять, уловить это настроение?

Побуждение обратиться за ответом к тексту.

(Учащиеся называют слова.)

Учитель . Как вы думаете, случайно ли А.С. Пушкин употребляет именно эти слова?

Речевая формула «как вы думаете?» подводит учащихся к промежуточному выводу.

Учитель . А теперь еще раз прочтите отрывок из повести «Барышня-крестьянка» и из стихотворения «Осеннее утро». Подумайте, приобрели вы какие-то новые знания о русском языке, размышляя над смыслом и языком этих отрывков?

(Учащиеся отвечают.)

Обобщающее слово учителя. Пушкин – великий мастер русского языка. В 2009 году исполнилось 210 лет со дня его рождения. Произведения Пушкина не стареют и будут всегда образцом русского языка.

Как вы думаете, много ли самому А.С. Пушкину приходилось изучать русский язык, ведь мы называем его создателем современного русского языка?

Запрос информации, дающий направление поиску.

Монологическое высказывание учителя определяет основное направление диалога. Дети приводят свои аргументы. Мнения непременно разделятся.

Учитель . В классе опять две точки зрения. Давайте обратимся к самому Пушкину, чтобы решить этот вопрос.

Иностранные собственные имена, кончающиеся на е, и, о, у, не склоняются. …И против этого многие у нас погрешают. Пишут: книга, сочиненная Гетем , и проч.

Вот уже 16 лет, как я печатаю, и критики заметили в моих стихах 5 грамматических ошибок (и справедливо):

1. остановлял взор на отдаленные громады

2. на теме гор (темени)

3. воил вместо выл

4. был отказан вместо ему отказали

5. игумену вместо игумну .

Я всегда был им искренно благодарен и всегда поправлял замеченное место. Прозой пишу я гораздо неправильнее, а говорю еще хуже…

Многие пишут юп ка, сват ьба вместо юбка, свадьба. Никогда в производных словах т не употребляется на д , ни п на б , а мы говорим юбочница, свадебный.

(В кн.: Болдинская осень. М., 1986. С. 306).

Учитель . Что вы можете сказать о работе А.С. Пушкина над языком своих произведений?

Учитель поощряет учащихся в высказывании и отстаивании собственной точки зрения, но при этом следит за тем, чтобы периферийное высказывание не увело класс от основной темы диалога. Необычный ход – участником диалога, помогающим найти правильное решение, становится сам Пушкин.

Учителю важно получить эмоциональный и интеллектуальный отклик на высказывания Пушкина. От этого зависит динамика диалога.

Учитель . Сделайте, пожалуйста, вывод: у кого великий русский писатель А.С. Пушкин учился русскому языку? Как он совершенствовал язык своих произведений?

Четкая ориентация в способе действия («сделайте, пожалуйста, вывод»), подводящая к промежуточному выводу. При этом дети могут сделать не один, а несколько выводов.

Учитель . Как вы думаете, нужно ли современному человеку начала XXI века учиться русскому языку у А.С.Пушкина, жившего в первой трети XIX века, почти 200 лет назад?

Косвенное обращение – приглашение к размышлению, поиск готового ответа на поставленный вопрос.

За вопросом следуют развернутые высказывания учащихся, которые свидетельствуют о результативности учебного диалога. Все они, как правило, соответствуют его тематике.

Учитель . Вы правы. А ярчайшим доказательством ваших мыслей является то, что не только обыкновенные читатели учатся русскому языку по книгам А.С.Пушкина, но и прекрасные писатели последующих поколений. Вот как сказал об этом Алексей Николаевич Толстой: «Русский язык – это прежде всего Пушкин – нерушимый причал русского языка»; Михаил Михайлович Пришвин: «Натуральное богатство русского языка и речи так велико, что не мудрствуя лукаво, сердцем слушая время, в тесном общении с простым человеком и с томиком Пушкина в кармане можно сделаться отличным писателем».

(В кн.: Симфония разума. М., 1977. С. 216, 219).

На дом учащиеся получают задание: подготовить устное сообщение на тему «Кого из русских писателей я могу назвать своим учителем русского языка и почему» (с примерами из его произведений).

Итак, мы познакомились с уроком-диалогом по русскому языку в 6-м классе, который организован с привлечением литературного материала. Этот материал заключает в себе большие возможности для активизации внимания учащихся в отношении темы диалога, ведь на таком уроке важно не только умение говорить, но и умение слушать, вникать в главные проблемы диалога. А поэтому материал должен быть понятным и интересным. Этими качествами, несомненно, обладают тексты А.С. Пушкина.

Кроме того, работая над текстами любимого с детства писателя, школьники учатся говорить понятно, точно и грамотно, избегая избыточной информации и невнятности в выражении мысли. Учитель помогает им, задавая вопросы, тактично отвергая периферийную информацию и подчеркивая главную для развития темы диалога.

Как мы уже сказали, структура урока-диалога может быть разной. Приведенный пример урока на тему «Произведения русских писателей – лучший учебник родного языка» демонстрирует организацию диалога со всем классом, что имеет свои преимущества: коллективная работа дает возможность детям совместно восхищаться красотой и богатством русского языка, а процесс кропотливого поиска истины вместе с одноклассниками пробуждает интерес и вкус к слову. Учитель на таком уроке имеет возможность ярко и убедительно продемонстрировать богатство русского языка, научить школьников выражать на нем разные мысли и чувства.

Однако существуют и другие формы работы на уроке-диалоге. Рассмотрим пример такого урока. Урок проводился в 8-м классе по теме «Наша речь» и был нацелен не только на усвоение и передачу информации, но и на приобретение навыков диалогового общения в процессе освоения новых знаний.

Этот урок помогают вести ученики 11-го класса – члены лингвистической группы.

Учащиеся 8-го класса объединяются в пять малых групп. На уроке используются разного цвета треугольники, которые ребята получают в начале урока и прикалывают к одежде. В каждой малой группе оказываются ученики с четырьмя цветами треугольников.

После вступительного слова учителя ученики 11-го класса – ведущие приводят примеры из детской речи:

Четырехлетний Сережа говорит, надевая комбинезон: «Рукав я нашел, а ногав никак не найду…»;

Трехлетняя Ира спрашивает: «Ласточки зимуют в Африке, а веснуют где?»

Детская речь строится по схеме «производящее – производное», вызывая умиление у взрослых. Но совсем другие эмоции возникают, когда слышишь самые разные молодежные сленги. Учащимся предлагается перевести на литературный русский язык диалог «На дискотеке» с использованием лексики молодежного сленга, подготовленный ребятами из лингвистической группы. Эта работа выполняется в малых группах примерно в течение семи минут, после чего переводы озвучиваются, проводится промежуточная рефлексия.

Дальше восьмиклассники получают задание сделать рекламу для одного из предложенных словарей (Словарь современного русского литературного языка, Фразеологический словарь, Словарь иностранных слов, Словарь для работников радио и телевидения, Словарь «Трудности словоупотребления»). Сначала каждый на индивидуальных рабочих листочках записывает свой вариант, после чего они обсуждаются в групповом диалоге при создании рекламы выбранного словаря. Результаты бывают самыми неожиданными: кто-то разыгрывает сценку, кто-то сочиняет стихи…

Последний этап предполагает перегруппировку учеников так, что образуются четыре группы соответственно цветам треугольников. В каждую группу выдается листок с заданием.

1. Поставить ударение в словах.

Листок № 1: иконопись, каталог, кашлянуть, кладовая, коклюш, красивее, ненадолго, сливовый, патриархия.

Листок № 2: банты, блюда, ветеринария, кашлянуть, партер, памятуя, мельком, столяр, повторишь.

Листок № 3: пломбировать, позвонишь, понял, христианин, похороны, простыня, пуловер, новорожденный, о церквях.

Листок № 4: углубить, форзац, флюорография, ходатайство, цыган, шарфом, щавель, эксперт, обетованный.

2. Составить предложения, используя паронимы.

Листок № 1: абонент – абонемент, адресат – адресант.

Листок № 2: обидный – обидчивый, бережливый – бережный.

Листок № 3: глинистый – глиняный, мелкий – мелочный.

Листок № 4: скрытый – скрытный, соседний – соседский.

Эта работа сначала выполняется индивидуально, затем обсуждается в групповом диалоге, после чего проверку осуществляют члены лингвистической группы или она проводится в виде мини-диктантов.

Такие формы работы способствуют эмоциональному раскрепощению детей, так как в свободных диалогах, в процессе обсуждения тем среди своих друзей они чувствуют себя комфортно и спокойно, естественно и непринужденно, а это способствует повышению истинного интереса к предмету, основанного на коллективном творчестве.

Оценивание работы школьников в диалоге может осуществляться по нескольким критериям: 1) насколько их реплики соответствовали теме; 2) содержательность коммуникации; 3) грамотность; 4) соблюдение речевого этикета.

ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ

1. Каково основное назначение диалоговой технологии обучения?

2. Что значит – выстраивать диалог на уроке в рамках гуманистической парадигмы обучения?

3. Назовите основные уровни и типы диалога.

4. Какие аспекты обучения важно учитывать при организации диалога в классе?

5. Чем отличается информационный диалог от интерпретационного?

6. Назовите несколько форм организации работы на уроке-диалоге.

ЛИТЕРАТУРА

1. Белова С.В. Диалог – основа профессии педагога: Учебно-методическое пособие. М.: АПКиПРО, 2002. 148 с.

2. Граблина Н.В. Мастер-класс: технология учебного диалога на уроке литературы: по повести В.Г. Распутина «Прощание с Матерой» // Литература в школе, 2005, № 9. С. 37–40.

3. Загрекова Л.В. и др. Теория и технология обучения. Учебн. пособие для студентов пед. вузов. М.: Высшая школа, 2004. 157 с.

4. Коротаева Е.В. Интерактивное обучение: организация учебных диалогов // Русский язык в школе, 1999, № 5. С. 3–8.

5. Молодцова В.П. Обучающий диалог на уроках словесности (русский язык, литература, 8-й класс) // Инновации в учительском опыте: Зачетные работы слушателей годичных курсов «Инновационные педагогические технологии». СПб.: Изд-во Санкт-Петербургского государственного университета педагогического мастерства, 1999. 148 с.

6. Стативка В.И. Обучение диалогической речи на уроках русского языка // Русский язык в школе, 2002, № 6. С.17–21.

Поделитесь с друзьями или сохраните для себя:

Загрузка...