1 женская гимназия. Открытие первой женской гимназии

Чернышевский с большой убедительностью доказывал, что женщина по своим духовным качествам ничем не отличается от мужчины, что она располагает такими же природными данными для умственного развития, как и мужчина. Он считал, что устранение женщины от участия в общественной жизни, ограничение и тем более лишение ее равного с мужчиной права на образование противоречат научным данным и здравому рассудку, в конечном счете, обусловлены неразумными современными порядками.

В общественном движении 60 -х годов XVIII века уделялось много внимания вопросу о праве женщины на образование. В печати появлялись статьи, в которых авторы, рисуя картины мрачного быта трудящихся, подчеркивали, что главная причина этого заключается в необразованности и грубости матерей семейств. Выход из такого положения они видели в образовании девочек как будущих матерей». Считая, что без образования матерей семейства действительно нельзя водворить совершенно правильных и добрых отношений в семействах», Добролюбов справедливо указывал, что всякий разговор о пользе женского образования и даже признание за женщиной юридических прав на образование останется пустым звуком, если не будет коренным образом изменено материальное и общественное положение женщины» .

В античном мире девочки воспитывались в семье. В средние века, начиная с 8 века, при женских монастырях открывались школы, дававшие минимум знаний, необходимых для пострижения в монахини. С 11 века женские школы создавали мирские женские братства.

Первые сведения об обучении девочек в России относится к 11 веку. С начала 17 века большое внимание уделяется женскому образованию в семьях знати.

Пансионы и школы были делом частной инициативы; ни сословные, ни государственные, ни общественные учреждения не участвовали в их открытии. Так как плата с пансионерок была высока, можно сделать вывод о том, что учились в пансионах дети состоятельных родителей дворянского и купеческого сословий. Для дочерей разночинцев были редкие частные школы» .

Число учащихся в пансионах было невелико: так, один из лучших пансионов Смоленской губернии имел всего 30 воспитанниц. Родители, имеющие средний достаток, не могли дать своим дочерям необходимого образования. Но ясно уже осознавалась многими людьми потребность в женском образовании.

Началом женского образования можно назвать середину XVIII века, когда были созданы Смольный институт благородных девиц и появилось несколько пансионов для девушек (платные, частные). Устав 1786 г. открыл доступ девочкам в малые и главные народные училища. Но учебных заведений было так мало, что они охватывали лишь незначительное число девушек и девочек. Женское образование по-прежнему оставалось преимущественно домашним, а об образовании крестьянок говорить не приходится вообще.

В начале XIX века начали развиваться женские пансионы, закрытые институты и школы. Но заметного изменения в состояние женского образования они не внесли.

Смольный институт - первое в России женское среднее учебное заведение закрытого типа. Создано по инициативе И. И. Бецкого (при участии императрицы Екатерины II) в 1764 году в Санкт-Петербурге, при Воскресенском Смольном Новодевичьем монастыре, под названием Воспитательное общество благородных девиц. В Смольном институте учились дочери дворян (200 человек) в возрасте от 6 до 18 лет. Ученицы делились на 4 класса. В младшем классе (6-9 лет) обучались двум иностранным языкам, русскому языку, арифметике, рисованию, танцам, музыке и рукоделию. Во 2-ом классе (9-12 лет) к этим предметам добавлялись география и история; в 3-ем классе (12-15 лет) вводилось обучение словесным наукам», а также элементы архитектуры и геральдики. В 4-ом классе (15-18 лет) Уставом предусматривались правила этикета, светского обхождения и пр. Важное место занимало религиозное воспитание. В 1765 при Смольном институте было создано училище для мещанских девиц» с сокращенным курсом обучения; в нем большее внимание уделялось домашним работам и рукоделию.

В 1783 цели образования в Смольном институте были изменены - увеличено количество учебных часов на изучение русского языка, вводилось преподавание всех дисциплин на русском языке.

В 1848 году мещанское училище» было преобразовано в Александровское училище, а в Смольном институте был открыт педагогический класс. Ряд прогрессивных мероприятий в институте провел К. Д. Ушинский (в 1859-62 инспектор классов). После его ухода проведенные им преобразования были ликвидированы. Во 2-ой половине 19 века по объему и характеру образования Смольный институт отставал от женских гимназий, и лишь в 1905-07 его программы были приравнены к программам Мариинских женских гимназий. В 1917 году Смольный институт был закрыт.

В 20-40 гг. XIX века число училищ, где могли обучаться девочки, немного увеличивается. Их открывали Министерство народного просвещения (частные), Министерство государственных имуществ и другие ведомства. В сельских училищах для мальчиков стали создаваться классы для девочек (для государственных крестьян). Некоторые помещики также открывали школы для девочек. Но все это были единичные факты.

Женское образование развивалось по трем основным направлениям:

  • сословные учебно-воспитательные заведения;
  • гимназии (формально бессословные, но платные);
  • высшее образование (тоже платное).

К середине XIX века женские институты были созданы в Одессе, Казани, Киеве, Оренбурге, Иркутске, Астрахани, Нижнем Новгороде, Тамбове, Саратове и в других городах (30 институтов).

В 1852 году все женские учебные заведения были разделены на 4 разряда, и для каждого из них был разработан учебный план, который давал образование девицам в соответствии с их будущим предназначением.

I разряд высший - Воспитательное общество благородных девиц (Смольный институт), Петербургское и Московское училища ордена св. Екатерины, Патриотический, Павловский институты и институты благородных девиц в

губерниях (Киевский, Харьковский, Казанский, Саратовский и Тамбовские институты). Для дочерей потомственных дворян.

II разряд средний - Павловский институт (I отделение); Александровские училища - мещанское отделение Смольного в Петербурге и Москве при Екатерининском институте; Петербургский, Московский и Симбирский Дома трудолюбия; Астраханский и Девичий институт в Восточной Сибири. Для дочерей менее знатных дворян, почетных граждан и купцов.

III разряд низший - Александровский сиротский дом, Павловский институт (солдатское отделение), Иркутский сиротский дом, школы Патриотического и человеколюбивого общества», Петербургский, Московский, Кронштадский сиротские дома и др.

IV разряд низший - специальные заведения: сиротские институты воспитательных домов в Петербурге и Москве, Александровский институт и повивальные училища в Петербурге и Москве. Для дочерей лиц всех сословий (неподатных).

Главным критерием разделения на разряды стала программа обучения в них. Чем выше был разряд, тем больше внимания уделялось изучению наук. В заведениях низших разрядов, например, преподавались предметы, необходимые для бедных детей». Кроме того, в двух первых разрядах учебных заведений много времени отводилось обучению рисованию, пению, музыке, танцам. В последних разрядах учебных заведений - рукоделию и хозяйственным работам.

Однако удовлетворить постепенно возрастающие образовательные потребности общества эти учебные заведения не могли: закрытые сословные заведения, институты и епархиальные училища были доступны лишь для дочерей дворян, чиновников и духовенства, частные пансионы -для детей богатых лиц. Но их было мало».

В 50-х годах были собраны данные о женских учебных заведениях. Из большинства губерний начальство сообщало, что в их губернии нет ни одного учебного заведения для дочерей небогатых семейств, а во многих не было и частных женских пансионов. Не было таких заведений даже в столичных городах (Санкт-Петербурге и Москве). Нужду в женском образовании частично удовлетворили гимназии.

Возникновение первых женских гимназий в России относится к началу 60-х годов XIX века.

Заслуга организации и распространения женских гимназий в России принадлежала профессору педагогики Главного педагогического института (Санкт - Петербург), инспектору классов в женском Павловском институте Н. А. Вышнеградскому. Большой вклад в постановку женского образования внесли В. И. Водовозов и К. Д. Ушинский.

В 1858 году были открыты училища в Вологде, Тотьме, Твери, Усть-Сысольске, Рязани, Чернигове, Туле, Смоленске и Нижнем Новгороде. Им было дано право называться гимназиями, так как учебный курс их, по существу, мало чем отличался от мужских гимназий. Правда, вместо мертвых» древних языков здесь обстоятельно изучались новые. К 1874 году уже было 189 женских

гимназий с общим числом учащихся 25 565 человек. Гимназическое образование развивалось активно.

Женские государственные учебные заведения в основном имели принадлежность или к Министерству народного просвещения (гимназии и прогимназии), или к Ведомству учреждений императрицы Марии (институты, гимназии и прогимназии - мариинские).

Гимназии Ведомства учреждений императрицы Марии имели семилетний курс обучения. По окончании выпускницы получали аттестат домашней учительницы, а получившие награду (медаль или книгу) - аттестат домашней наставницы и право без экзаменов поступать на платные педагогические курсы.

В 1862 году был утвержден Устав женских гимназий Ведомства учреждений императрицы Марии».

Приведем некоторые формулировки Устава:

1. Состоящие в Ведомстве учреждений императрицы Марии женские гимназии имеют цель…дать детям образование, соответствующее будущим их потребностям.

2. Обучающиеся в сих гимназиях девицы живут у своих родителей или родственников.

4. К посещению гимназий допускаются девицы всех сословий и вероисповеданий, показавшие для поступления в них достаточные познания, в возрасте 9-10 лет.

5. Женские гимназии, находясь в Ведомстве учреждений императрицы Марии, имеют счастье состоять под Высочайшим покровительством их императорских Величеств. Высшее управление гимназиями сосредотачивается в лице главноуправляющего ведомством упомянутых учреждений; ближайшее же заведование оными вверяется Попечителям, Монаршею волею назначаемым.

6. При каждой гимназии состоят следующие лица и учреждения: начальник, главная надзирательница, классные надзирательницы, наставники и наставницы, конференция и хозяйственный комитет.

11. Для содействия главной надзирательнице при каждой гимназии состоят классные надзирательницы: классные надзирательницы …должны быть избираемы преимущественно из вдов, получивших образование в каком-либо институте или гимназии, за неимением же вдов, могут быть определяемы на означенные должности и девицы, по окончании ими полного учебного курса в упомянутых заведениях и по приобретении некоторой опытности в воспитании детей. В исключительных случаях, главноуправляющему собственною Его императорского Величества канцелярией по учреждениям императрицы Марии предоставляется испрашивать соизволения Ее императорского Величества на назначение классными надзирательницами в женских гимназиях ведомства лиц замужних.

21. Учебный курс женских гимназий заключает в себе следующие предметы:

  • Закон Божий;
  • Русский язык и словесность;
  • Французский язык;
  • Немецкий язык;
  • История;
  • География;
  • Естествоведение;
  • Арифметика и геометрия;
  • Начало педагогики;
  • Чистописание;
  • Рисование;
  • Пение;
  • Женские хозяйственные рукоделия;
  • Танцы.

Из числа сих предметов обучение французскому и немецкому языкам, равно танцам, может быть необязательным для всех учениц…

24. Число учениц в классе должно быть не более 40. В противном случае класс делится на параллельные отделения.

28. Сверх семи классов общего курса при гимназиях могут быть устраиваемы педагогические курсы, в которых бы девицы, окончившие общий курс и предназначающие себя к наставнической деятельности, могли получить специальное педагогическое образование; равно приготовительные классы для элементарного обучения тех детей, кто по своему развитию не может быть принят в низший класс гимназии.

29. Источниками для содержания гимназии служат:

  • Плата, взимаемая с учениц за право пользование уроками;
  • Постоянные или единовременные для некоторых гимназий пожертвования и другие местные пособия;
  • Производимое некоторым гимназиям ежегодное пособие из сумм Ведомства учреждений императрицы Марии.

31. Установленная за учение плата вносится вперед за полгода.

Женские гимназии Министерства народного просвещения с 1870 г. имели свой устав. Обучение в них было также семилетним, был и восьмой класс - педагогический. После семи классов воспитанницы получали аттестат учительницы, с медалью - домашней наставницы. После окончания восьми классов можно было поступить без экзаменов на платные женские курсы. Гимназии также были платными. Система оценки знаний - пятибалльная».

В высшие учебные заведения женщин не допускали вообще. К середине XIX века среди женщин наблюдается массовое стремление к получению высшего образования. Нельзя сказать, чтобы вполне естественное и законное стремление женщин к образованию было встречено в обществе с пониманием. Началась упорная борьба с вековыми предрассудками, с установившимся привычным укладом жизни.

В этой борьбе женщины обнаружили много энергии и постоянства.

Настойчивая борьба женщин за право на получение образования вызвала в 60-е годы XIX в. живой интерес общественности к проблеме женского образования; кроме дискуссий о путях его развития, стали создаваться многочисленные комиссии, подаваться в правительство проекты и прошения.

Правительство было вынуждено пойти на уступки в деле женского образования, но оно не захотело взять на себя материальных забот о нем. Разрешено было открыть различного рода курсы для женщин, главным образом педагогические и медицинские. В 1868 г. в Петербурге были открыты Аларчинские и

Владимирские курсы, в Москве - Лубянские курсы, в 1872 г. - педагогические курсы при Обществе воспитательниц и учительниц (позже они стали называться Тихомировскими).

Однако все эти женские курсы не являлись высшими учебными заведениями и ставили перед собой на первых порах ограниченные цели - дать слушательницам знания в объеме мужских гимназий или подготовить их к преподаванию в начальных классах, прогимназиях и женских училищах.

Высшее же женское образование и к 70-м годам оказалось еще недоступным для женщин.

Однако запретительные меры относительно высшего женского образования были малодейственными. Женщины стали искать его за границей.

Примечательно то, что, когда двери швейцарских университетов были открыты для женщин, первая их поступивших и окончивших курс швейцарского университета (в Цюрихе) была уроженкой России. В 1872 г. число студенток того же Цюрихского университета равнялось 63, из них русских было 54.

В 1871 г. первая женщина была допущена в Цюрихскую политехническую школу на механическое отделение. В 1872 г. одна поступила на химическое и еще одна на механическое отделения. Все три студентки были русскими.

Видимо, опасаясь дальнейшего развития этого процесса, царское правительство в мае 1873 г. отдало распоряжение о незамедлительном возвращении в Россию под угрозой преследования всех русских женщин, обучающихся за границей.

Правительство составило специальную комиссию, которая вынуждена была признать необходимость учреждения в России высших учебных заведений для женщин.

В 1876 г. последовало Высочайшее повеление, которое предоставило министру внутренних дел право разрешать открытие высших женских курсов в университетских городах».

В 1878 г. в Петербурге возникли высшие женские курсы. На них начали принимать окончивших женские гимназии и другие женские средние учебные заведения, дающие право на звание домашней учительницы. Окончание курсов не давало никаких прав. Во главе их стоял К. Н. Бестужев-Рюмин, почему курсы и назывались Бестужевскими. Все лучшие профессора Петербургского университета преподавали на курсах. Многие из них читали лекции сверх положенной платы, другие жертвовали значительные суммы из своего гонорара, ничего не получая ни за экзамены, ни за практические занятия. Помещения для курсов было предоставлено бесплатно. Лекции многими профессорами читались тоже бесплатно. Срок обучения 4 года.

На вновь открытые курсы поступило более 800 слушательниц. С 1879 г. курсы начали получать казенное пособие в размере 3000 руб. в год, а с 1882 - такую же сумму от Петербургской городской Думы.

Высшие женские курсы возникли благодаря огромному стремлению женщин к высшему образованию.

С 1886 по 1889г. приема на курсы не было под тем предлогом, что Министерство просвещения рассматривает вопрос вообще о женском образовании. К лету 1889г. на них не осталось ни одной курсистки, вновь начались хлопоты. Александру III было подано прошение о новом открытии курсов. Ходатайство было удовлетворено, и в 1889 г. было принято 144

слушательниц. Таким образом, курсы открылись, но со значительно урезанной программой.

Все эти факты свидетельствуют о том трудном пути, которым шло становление высшего женского образования. И если оно развивалось, то не благодаря, а во многом вопреки официальному курсу просветительной политики.

Женское высшее образование в России развивалось в основном на вольных» началах. Оно не было государственным. Совсем другое дело - государственные высшие учебные заведения, куда женщины не допускались. По юридическому положению они были подведомственны различным министерствам и управлениям и финансировались казначейством. Их штатные преподаватели, обслуживающий персонал были чиновниками различных классов.

Студенты этих учебных заведений подчинялись строгому ведомственному регламенту, были обязаны носить форму, могли претендовать на стипендию и материальную помощь из казенных фондов, а после завершения обучения и сдачи государственных экзаменов получали право на классный чин и место на государственной службе. Ничего этого женщины не имели. Исключение составляло лишь медицинское образование ввиду специфичности врачебной работы с женщинами.

Начало медицинскому образованию женщин в России, правда, узкоспециальному, положено было инструкцией медицинской канцелярии еще в 1757 г. , которой предписывалось докторам и акушерам читать целый коллегиум» о бабичьем деле бабкам и ученицам их». При этом имелась в виду главным образом специальная цель: подготовить опытных акушерок. Первые ученицы этого нового учреждения были назначены присяжными бабками в Москву и Санкт-Петербург для судебных освидетельствований женщин по требованиям присутственных мест. Таким образом, с первого же года появления у нас образованных повивальных бабок они были призваны не только к практической, но и к общественной деятельности по врачебной части».

В 1897 г. в Петербурге открылся Медицинский женский институт. Первоначально его задачей было доставлять лицам женского пола медицинское образование, преимущественно приспособленное к лечению женских и детских болезней и к акушерской деятельности».

Курс учения был рассчитан на 5 лет. Выпускницы института получали профессиональное звание женщина-врач» с правом врачебной практики и занятия разных врачебных должностей, но без прав государственной службы.

Позже было утверждено новое положение о Медицинском женском институте. По программам преподавания он приравнивался к медицинским факультетам университетов, поскольку стал не только готовить специалистов по женским и детским болезням, но и выпускать врачей широкого профиля. Слушательницы получали, как и выпускники университетов, звание лекаря со всеми предоставленными сим званием правами на медицинскую деятельность и службу, кроме прав по чинопроизводству».

Еще в 1869 г. в Москве группа женщин выступила с инициативой об открытии высшего женского учебного заведения. Часть профессоров сочувственно отнеслись к этой инициативе. К их числу принадлежал известный в то время историк, профессор университета Владимир Иванович Герье (1837 - 1919).

1 ноября 1872 г. в здании 1-й мужской гимназии на Волхонке состоялось торжественное открытие курсов. На собрании присутствовали многие видные прогрессивные деятели и первые курсистки. Их было тогда всего 59 человек.

На открытии МВЖК с речами выступил ректор Московского университета профессор С. М. Соловьев, учредитель курсов профессор В. И. Герье, а также священник А. М. Иванов-Платонов.

Министр просвещения Д. Толстой, объясняя причины открытия высших женских курсов, писал: Высшие женские курсы… прямо отвечают видам правительства, потому что могут служить к предотвращению прискорбных явлений - отбытия русских женщин за границу для такого обучения, причем они не могут не возвращаться обратно, иначе как с идеями и направлениями, не соответствующими строю нашей жизни».

В Положении о публичных высших женских курсах в Москве» указывалось, что курсы имеют целью дать девицам, окончившим гимназический или институтский курс, возможность продолжить свое дальнейшее образование. Сначала курсы были двухлетними, а позже стали четырехлетними.

Лекции на курсах читали известные профессора Московского университета. Состав профессоров позволял обеспечить высокий уровень преподавания, повышал авторитет курсов и неизменно привлекал на них большой приток слушательниц. Руководил работой курсов педагогический совет во главе с ректором университета проф. С. М. Соловьевым. Большинство совета составляли профессора и преподаватели Московского университета. Все это свидетельствовало об исключительно важной роли ведущих ученых в учреждении и становлении МВЖК. Эта связь (научная, учебно-педагогическая и общественная) поддерживалась и развивалась и в последующие десятилетия.

С первых лет своей работы МВЖК завоевали в России большой авторитет. Сюда стремились поступить учиться девушки из различных городов, однако отсутствие общежития являлось серьезным препятствием. Кроме того, с курсисток взималась относительно большая плата за обучение (50 руб. в год), что делало невозможным поступление на них многих девушек, даже из средних слоев общества. Среди постоянных слушательниц около 50% было приезжих.

Социальный состав первых курсисток был весьма разнородным, но он отражал общее тогда положение - высшее образование было привилегией высших классов. Так, по данным на 1885/86 учебный год из всех посещающих курсы, что составляло 227 курсисток, 128 - были дворянского происхождения, 15 - духовного, 34 - купеческого происхождения, 21 - дочери чиновников, дочерей мещан - 28 и 1 дочь крестьянина».

Желающие заниматься на МВЖК могли быть постоянными слушательницами (т.е. обязаны были посещать все обязательные предметы, писать сочинения, держать выпускной экзамен) и вольнослушательницами. Допускалось прослушивание и отдельных предметов. Постоянные слушательницы должны были представить документ о среднем образовании.

В 1884 году при Министерстве просвещения начала работать особая комиссия - для улучшения постановки женского образования в империи. Итогом деятельности этой комиссии было то, что министр просвещения Делянов в 1886 г. распорядился о прекращении приема на первый курс и упразднении младшего отделения МВЖК. Был прекращен также прием на женские курсы в Петербурге, Киеве и других городах. Фактически это было запрещением всех высших женских курсов.

Этими актами правительство как бы перечеркивало одно из крупнейших завоеваний демократических сил России. В 1888 г. был произведен последний выпуск МВЖК.

Демократические слои общества не примирились с запретом деятельности женских курсов и стали искать пути их продолжения. Была найдена новая форма работы - Коллективные уроки».

Коллективные уроки» при московском Обществе воспитательниц и учительниц» были открыты в 1888 г. В 1890 г. на Коллективных уроках» четко определились два профиля работы: историко-филологический и физико-математический.

В 1898 г. канцелярия попечителя Московского учебного округа выдвинула проект закрытия Коллективных уроков» и возобновления в Москве работы МВЖК.

В начале марта 1899 г. неожиданно быстро от министра просвещения было получено согласие на открытие МВЖК и даже дано распоряжение отпустить 4300 руб. на содержание директора и инспектрисы.

Коллективные уроки» были закрыты. Так завершился процесс развития МВЖК из частного учебного заведения в полугосударственное. МВЖК становились с этого времени одним из самых крупных учебных заведений России по подготовке преподавательских кадров для средней школы.

В 1900 г. Министерство народного просвещения утвердило контингент приема слушательниц в 150 человек для отделений курсов - историко-филологического и физико-математического, но наплыв желающих настолько велик, что план первого приема был нарушен: зачислили к 1 сентября 250 слушательниц, а затем число курсисток возросло до 276. 15 сентября 1900 г. на МВЖК возобновились занятия».

С 1900 г. начали работу два факультета: историко-филологический и физико-математический (последний с двумя отделениями: физико-математический и естественно -историческим). Позже был открыт третий факультет - медицинский.

Довольно быстро росла численность курсисток, достигая более тысячи человек. Это были главным образом девушки 20 - 23 лет. Многие приезжали в Москву из далеких уголков России.

Основная масса курсисток занималась на историко-филологическом и физико-математическом факультетах, готовивших учителей для средней школы.

На историко-филологическом отделении:

  • Богословие;
  • Психология;
  • Логика;
  • История философии;
  • Русский язык;
  • Староцерковнославянский язык;
  • История русской литературы, древней и новой;
  • Обзор славянских наречий и литератур;
  • Всеобщая литература (история западноевропейских литератур: итальянской, французской, немецкой и английской);
  • Русская история;
  • Обозрение истории славянских племен;
  • Древняя история;
  • История Нового времени;
  • История искусств;
  • История культуры;
  • Латинский язык;
  • История античных литератур (греческой и римской);
  • Французский язык и история его литературы;
  • Немецкий язык и история его литературы;
  • История церкви.

На физико-математическом отделении:

  • Богословие;
  • Общий курс математики;
  • Аналитическая геометрия;
  • Алгебраический анализ;
  • Дифференциальное и интегральное исчисление;
  • Астрономия;
  • Физика;
  • Органическая и неорганическая химия;
  • Физическая география;
  • Аналитическая механика;
  • Ботаника;
  • Зоология;
  • Минералогия;
  • Геология.

В 1906 г. было получено разрешение Думы на строительство зданий для курсов на Царицынской площади (Девичье поле)».

Торжественное открытие Главного аудиторного корпуса состоялось в 1913 г. Кроме прекрасного внешнего вида, аудиторный корпус поражал красотой внутренней отделки, обширностью аудиторий, удобством ниц. Архитектору С. И. Соловьеву за строительство Главного корпуса МВЖК Московской городской Думой была присуждена серебряная медаль.

Поскольку в учебных программах многих циклов отсутствовало изучение педагогики и частных методик, слушательницы стремились восполнить пробел в своей профессиональной подготовке на основе собственной инициативы: стали создаваться педагогические кружки (1910,1911), которые потом образовали Педагогическое общество с тремя секциями.

Педагогическое общество распространяло педагогическую литературу, устраивало диспуты, встречи, конференции и др.

Стали проводиться пробные уроки в школе.

В 1918 г. МВЖК были преобразованы во II МГУ. Впоследствии из него выделился Московский государственный педагогический институт им. В. И. Ленина; в настоящее время - Московский педагогический государственный университет.

Значение МВЖК в истории образования в России, и в частности высшего женского образования, очень велико. Являясь первым высшим женским учебным заведением, МВЖК положили начало другим подобным учреждениям в Киеве, Казани, Петербурге и других городах.

Столь же трудно, но плодотворно шло развитие санкт - петербургских Бестужевских Высших женских курсов. Они пользовались такой же большой популярностью, как и московские».

Кем только ни были выпускницы Высших женских курсов! Учительницами сельских и городских школ, училищ, гимназий, других высших женских курсов; имели свои частные школы; занимались частными уроками, были сестрами милосердия, массажистками; заведовали детскими садами; были врачами; служили на телеграфе, в страховых обществах, в Правлении железных дорог; служили в таможне переводчицами; занимались научной и литературной работой, искусством; были секретарями редакций журналов; преподавателями пения в Санкт-Петербургской консерватории; играли на сцене Императорских театров, продолжали дальнейшее образование.

Высшее образование открывало женщинам огромные перспективы и давало возможность реализовать свои потребности, давало определенную независимость. И введение высшего женского образования было огромным достижением для России, превозмогшей предрассудки и старые обычаи в отношении женщин.

По уставу 1786 г. в создаваемых главных и малых училищах допускалось обучение девочек, но число их было невелико. Школьная реформа 1804 г. также не решила проблемы женского образования. В начале XIX века в стране существовало несколько институтов благородных девиц и приютов для девочек других сословий.

В 30-х гг. в порядке исключения в некоторых мужских гимназиях были образованы женские отделения. Так, в 1837 г. при Нижегородской мужской губернской гимназии был открыт пансион для девочек -дворянок.

В 1842 г. губернский съезд дворян постановил ускорить сбор средств для строительства института благородных девиц. Проект решения был отослан в Министерство народного просвещения, утвержден Николаем I, который повелел назвать институт Мариинским в честь императрицы Марии Александровны.

Однако родители из непривилегированных сословий, даже состоятельные, не могли дать своим дочерям образование в этом институте, о чем свидетельствует следующий архивный документ (см. приложение 1)».

Большое значение в деятельности женских училищ имели попечительные советы, наделенные широкими полномочиями. Многочисленные архивные документы свидетельствуют о стремлении педагогов училищ и попечительных советов помочь необеспеченным ученицам. Так, попечительский совет Нижегородского женского Мариинского училища своим решением в 1860 г. освобождает от оплаты за обучение по обязательным предметам в приготовительных классах. Начальница училища и преподавательница французского языка Распопова обращается в попечительский совет училища с предложением бесплатно обучать французскому языку группу беднейших учениц». Содержательницы частных гимназий обращаются в Нижегородскую городскую думу, к земским собранием и общественным организациям (дворянскому собранию, купеческим обществам) с просьбой о выделении пособий неимущим ученицам. Отсутствие льгот делало обучение недоступным для девочек беднейшей части населения.

На рубеже XIX и XX вв. в Нижнем Новгороде открываются восемь частных женских гимназий:

  • 1898г. - гимназия Ильинской;
  • 1899г. - гимназия Торсуевой;
  • 1900г. - гимназия Хреновской;
  • 1905г. - гимназия Вишняковой (с 1913 г. - гимназия Аненковой);
  • 1913г. - гимназия Батуевой;
  • 1914г. - гимназия Аллендорф (с 1915 г. - гимназия Геркен);
  • 1916г. - гимназия М. В. Миловой».

Частные гимназии совершенно не финансировались государством, о чем свидетельствует архивный документ (см. приложение 2)».

Во всех гимназиях, за исключением гимназии Миловой, также были открыты педагогические классы, дававшие ежегодно значительное пополнение учительниц народных начальных школ и домашних воспитательниц. Многочисленные министерские отчетные документы того периода свидетельствуют о том, что выпускницы педагогических классов женских гимназий выгодно отличались от воспитанников учительских семинарий более высоким общеобразовательным уровнем и основательными теоретическими знаниями по специальности. Это в полной мере можно отнести и к выпускницам нижегородских женских гимназий.

Хорошая подготовка учениц, безусловно, свидетельствует о высоком уровне профессиональной подготовки учителей. Особенно высококвалифицированный состав преподавателей работал в Нижегородской Мариинской гимназии. В 1856г. попечитель Казанского учебного округа Шестаков в отчете министру оценивает ее педагогический совет как единственный во всем округе хороший». В 1886г. все преподаватели основных дисциплин имели высшее образование, шесть преподавателей-мужчин с университетским образованием имели степень кандидата. С 1906-1917 гг. в гимназии работал учителем истории Сергей Иванович Архангельский, выпускник историко-филологического факультета Московского университета, в будущем основатель одноименного факультета в ННГУ им. Н. И. Лобачевского, член-корреспондент АН СССР. Более молодые частные женские гимназии также стремились привлекать учителей с высшим образованием. В начале XX в. среди педагогов женских гимназий все чаще встречаются выпускницы московских и петербургских Бестужевских высших женских курсов».

С 30-х гг. XIX в. нижегородское дворянство стало проявлять заботу о воспитании своих дочерей. Как уже отмечалось, в 1837 г. при мужской гимназии был открыт пансион для девочек-дворянок. Двумя годами позже дворянство высказало пожелание о преобразовании пансиона при мужской гимназии в женский институт. Был начат сбор средств. В течение 10 лет собирали по 50 копеек серебром с ревизской души».

Инициатором создания Нижегородского Мариинского института благородных девиц считается жена цесаревича Александра Николаевича (будущего императора Александра II) Мария Александровна. Именно она высказала такое пожелание в 1841 г. Губернский съезд дворян 11 февраля 1842г. одобрил желание цесаревны. Было решено начать дополнительный сбор средств (в течение 8 лет по 7 копеек серебром с каждой ревизской души). Проект решения был отослан министру народного просвещения, который представил его Николаю I. Император это решение утвердил и повелел, чтобы данное учебное заведение в честь Марии Александровны именовалось Мариинским институтом благородных девиц».

С 1845 по 1847 г. дворянами Нижегородской губернии на нужды института было собрано 70 тыс. рублей. Крупное пожертвование для этих целей сделал статский советник М. С. Брехов, незадолго до кончины завещав свое имение с 566 крестьянами. Примечательно, что принадлежавший ему крепостной крестьянин из села Андросово Сергачского уезда Николай Ульянин был дедом В. И. Ленина по отцу.

По распоряжению нижегородского губернатора князя М. А. Угрусова от 30 июня 1845 г. членам губернской строительной комиссии инженеру барону А. И. Дельвигу и архитектору А. А. Пахомову было поручено выбрать место и сделать инженерные изыскания для строительства здания института.

Учебно-воспитательной работой руководили директор народных училищ Нижегородской губернии и инспектор классов. Инспектор классов контролировал деятельность учителей как в отношении к точному и своевременному преподаванию лекций, так и в самой методе преподавания и направлении одного согласно с умонастроением с целью заведения и с видами правительства».

В институте изучались Закон Божий, грамматическое познание и словесность языков российского, французского и немецкого», арифметика, естествознание, физика, география всеобщая и России, всеобщая история и история России, изящные искусства (рисование, пение церковное и итальянское, музыка, танцы), а таже чистописание, рукоделие изящное и хозяйственное.

Преподавание этих предметов было рассчитано на 36 уроков в неделю. Срок обучения был установлен на 6 лет (позднее 7 лет). Знания учениц проверялись на полугодичных и годичных экзаменах по каждому предмету. Выпускницы института сдавали сначала подробный приватный», а затем публичный экзамен в присутствии всего педагогического совета, родителей, родственников, почетных граждан города. Именной список выпускниц и табель их оценок отсылался императрице.

Воспитанницы различались по своему статусу. Они делились на штатных (содержавшихся на полном обеспечении за счет капитала, пожертвованного дворянством), пансионерок(обеспечивавшихся за счет средств, полученных от имения М. С. Брехова) и частных пансионерок, за обучение которых платили родители. Плата для последних составляла 170 руб. в год за каждую ученицу.

Девочки принимались в институт в возрасте от 10-12 лет. При поступлении требовалось знание молитв, умение читать и писать по-русски (иногда по-французски), считать в пределах четырех действий арифметики. В число штатных воспитанниц зачислялись дочери родовых и потомственных дворян и чиновников. Если были вакантные места, то допускались дочери личных дворян и служащих, получавших менее 500 рублей серебром и не имевших недвижимого имущества.

Внутреннее управление институтом и надзор за воспитанницами возлагались на начальницу института. По штату полагались классные дамы и помогавшие им пепиньерки из числа лиц, окончивших институт.

В конце января 1852г. в институт было подано 37 заявлений, из них 29 от потомственных дворян. Принято 26 девочек, в том числе 11 сирот: дочь дворянина Беляева Екатерина, дочери коллежских асессоров Санфарская Вера и Семенова Мария, дочь капитана Бестужева-Рюмина. Всего на полном обеспечении было 12 воспитанниц, две являлись пансионерками цесаревны Марии Александровны, 11 частными пансионерками и одна воспитанница училась экстерном. Все они были дочерьми дворян и чиновников. Характерно, что для них полагалось большое число прислуги. В 1852 г. на 26 воспитанниц было 28 слуг, в 1853г. на 81 ученицу - 68 человек обслуживающего персонала.

В связи с отсутствием пособий и учебников в первый год работы проводилось 17 уроков в неделю. Недостаток учебников компенсировался лекциями и практическими занятиями преподавателей. Постепенно пополнялась институтская библиотека. На 1 января 1854г. в ней было представлено 36 названий учебников и пособий в 480 экземплярах, 13 географических карт. В 1853 г. по завещанию вдовы бывшего нижегородского губернатора М. Е. Быховец в институт поступило 309 томов книг из ее личной библиотеки, отобранных и систематизированных И. И. Сперанским».

Мало известно о первых начальницах института. Н. Л. Ренкевич проработала здесь недолго - всего два с половиной года. Скончалась она от холеры в Петербурге, куда выезжала с сыном.

После ее смерти некоторое время обязанности начальницы исполняла Элеонора Церб. С апреля 1854 г. начальницей института была назначена вдова поручика Мария Александровна Дорохова. Нижегородцам она мало известна, между тем ее имя встречается в письмах декабриста И. И. Пущина и дневниках поэта-демократа Т. Г. Шевченко.

Институт, который она возглавила, был закрытым учебным заведением. В основе воспитания учениц лежали принципы, принятые еще при Екатерине II, и выражались они в изоляции детей от окружающей среды. Ученицам в течение трех лет запрещалось бывать дома даже в каникулы. Родители по этому поводу давали специальную расписку (позднее, в 1864 г., ученицам младших классов было разрешено проводить каникулы дома). Не допускались прогулки по улице, игры с детьми из близлежащих домов, в общем дворе. При посещении Вознесенской церкви, находившейся в 300-400 метрах от института, воспитанниц сопровождал пристав с тремя городовыми.

М. А. Дорохова внесла свой вклад в улучшение учебно-воспитательного процесса. В. И. Снежневский в историческом очерке о женском институте цитирует ее выступление на совете института. Обратившись к этому источнику, мы можем убедиться, что 150 лет назад педагогов волновали в общем те же вопросы, что и современных преподавателей: как повысить интерес к изучаемым предметам, как сочетать научность и популярность в изложении учебных дисциплин, какие применять наглядные пособия и т.д. Мария Александровна говорит о том, что желательно преподносить знания в легкой и занимательной форме», доказывает необходимость введения курса гимнастики для учениц. Дети были лишены свежего воздуха, часто болели. За пять лет, с 1853 по 1857 г., при среднем числе воспитанниц 57 человек произошло 4 случая смерти воспитанниц и 306 случаев болезней, требующих лечения в лазарете, то есть в среднем 61 случай в год. М. А. Дорохова пыталась преодолеть жесткие правила, запрещавшие проводить дома каникулы».

Под руководством Марии Александровны в здании на ул. Ильинской состоялся первый выпуск воспитанниц института. Т. Г. Шевченко на страницах своего дневника описывает репетицию концерта выпускниц, на которой он присутствовал. Заслуживает внимания, что институтки репетировали увертюру к опере Россини Вильгельм Телль», написанной на сюжет вольнолюбивой драмы Ф. Шиллера».

Выпуск воспитанниц состоялся 9 февраля 1858 г. Отличался он особой торжественностью и проходил в присутствии губернатора и почетных граждан города. Гости были особенно довольны успехами учениц в музыке и пении. Выпускница Екатерина Беляева прочитала свои стихи. Они и сегодня волнуют душу своей искренностью:

Институт пользовался хорошей репутацией у населения города и высокого начальства. В августе 1858 г. его посетили Александр II с супругой Марией Александровной. Воспитанницы старших классов преподнесли монаршей чете ковер своей работы, а ученицы младших классов читали свои стихи. Император и императрица осмотрели новое здание института на ул. Жуковской (ныне ул. Минина). В дальнейшем, путешествуя по Волге, они неизменно посещали Нижегородский женский институт.

Показателем серьезной учебно-воспитательной работы является участие института в двух выставках — Всемирной Колумбовой в Чикаго (1893) и Всероссийской промышленно-художественной в Нижнем Новгороде (1896). За первую выставку институту была присуждена бронзовая медаль и почетный диплом.

Воспитанницы были очень привязаны к своему институту. После окончания учебы они многие годы не прерывали связей с педагогами и между собой. Это позволило преподавателям провести некоторые социологические исследования. За 50 лет существования (1852—1902) институт окончило 910 человек (64,4 поступивших). В числе воспитанниц, получивших награды, мы встречаем представительниц известных в Нижнем Новгороде и за его пределами фамилий: это Любовь Бестужева-Рюмина (1858 г.), Варвара Балакирева (1863 г.),

Александра Боборыкина, Лидия Кугушева (1865 г.), Варвара Рукавишникова (1869 г.), Анна Анненкова (1871 г.), Зинаида Лаппо-Данилевская (1873 г.), Мария Менделеева (1875 г.), Анастасия Башкирова (1882 г.), Екатерина Раевская (1883 г.), Софья Невзорова (1884 г.), Калерия Верещагина (1895 г.) и другие.

Девочек готовили в основном к семейной жизни и к педагогической работе. Как уже отмечалось, в институте училось немало сирот и дочерей обедневших дворян. Поэтому большая часть выпускниц работала. Они занимали различные должности в женских институтах, гимназиях, работали гувернантками, домашними учительницами и наставницами».

В отличие от гимназий, наибольшее внимание в женских институтах уделялось изучению новых языков, занятиям искусством, рукоделию и домоводству. Что характерно, иностранные языки в них преподавали немцы и французы. Видимо, этим объяснялось свободное знание языков выпускницами института.

В конце 50-х гг. Министерство народного просвещения издало первое Положение о женских училищах, направленное на то, чтобы лица среднего сословия не были лишены возможности дать дочерям своим необходимое образование, соответствующее скромному их быту».

Для того чтобы организовать работу женского училища в Нижнем Новгороде, требовались значительные средства. Государство почти не принимало участия в финансировании женских учебных заведений, и они содержались в основном за счет пожертвований частных лиц, городских, купеческих и мещанских обществ. Правда, императрица разрешила ежегодно отпускать 2070 рублей (0,5 капитала женских учебных заведений). Эта сумма оставалась неизменной несколько десятков лет.

Архивные документы содержат интересные данные о ходе сбора средств для открытия в Нижнем Новгороде женского училища. У истоков создания женского училища стоял губернатор А. Н. Муравьев. Он обратился к нижегородскому дворянству, купечеству и чиновничеству с просьбой жертвовать средства в фонд училища. Для чиновников присутственных мест размер пожертвований составлял от 0,25 до 1 от получаемого жалованья, купцы и мещане должны были выплачивать 0,25 с капитала.

3 октября 1858 г. нижегородское купеческое общество постановило выплачивать в течение десяти лет после открытия училища на его содержание 0,5 с объявленного капитала, что составляло, по расчету общества, 2500 рублей в год серебром. Однако было бы ошибкой полагать, что все купцы стремились материально помочь делу народного образования. В 1867 г., например, при объявлении капиталов уклонились от пожертвований 62 купца.

Нижегородское Мариинское женское училище было открыто 29 марта 1859 г. Разместилось оно в особняке А. Д. Рычина. Необходимо отметить, что это было одно из первых учебных заведений России такого рода. Административно нижегородское училище входило в Казанский учебный округ.

Учебно-воспитательная работа в училище строилась в соответствии с Правилами внутреннего распорядка, разработанными Н. А. Вышнеградским в 1859 г. Согласно этим правилам главной фигурой в процессе обучения становился учитель, а не классная дама, как это было в институтах благородных девиц.

В 1862 г. был принят устав женских училищ для приходящих девиц. Он действовал некоторыми дополнениями до 1918 г. Была разработана структура управления женскими училищами. Во главе женского училища стояла начальница, кандидатура которой утверждалась министром народного просвещения. По штату ей полагалась помощница. Ее функции выполняла старшая надзирательница, в обязанности которой входило все, что касается здоровья, благополучия, нравственного и умственного образования детей».

Первой начальницей Нижегородского женского училища стала вдова полковника Варвара Яковлевна Распопова (1859—1896). В 1844 г. она окончила Николаевский женский институт обер-офицерских сирот. Ее помощницей была капитанша Мария Маркова. Обе они преподавали французский язык».

Узаконены были созданные ранее педагогические советы. Из числа наиболее опытных преподавателей выбирался председатель педагогического совета. Его кандидатура утверждалась попечителем учебного округа. Это должен был быть обязательно учитель с высшим образованием, с правом преподавания в мужской гимназии. Педагогический совет обсуждал вопросы нравственного воспитания учениц, определял объем и содержание учебных курсов, занимался подбором учебных пособий и литературы для библиотеки, осуществлял перевод учениц из класса в класс, давал оценку их успеваемости и поведения. Руководил работой совета директор первой губернской мужской гимназии, он же одновременно был и директором народных училищ.

По Положению Министерства народного просвещения о женских училищах от 19 сентября 1860 г. был организован попечительский совет. В его функции входило избрание попечительницы училища, начальницы, учителей и учительниц; изыскание средств и контроль за их расходованием; определение платы за обучение и освобождение от нее необеспеченных учениц; наблюдение за умственным и нравственным развитием учениц и соблюдением порядка.

Термин "Gymnasion" (греч.) и "Gymnasium" (латин.) имел несколько значений:

  1. Место для физических упражнений и ведения бесед философов и ученых;
  2. Общеобразовательные школы, обладающие следующими признаками:
    • гуманитарный уклон обучения;
    • подготовка к университетскому образованию;
    • наличие классических языков (латинского и греческого).

Первые гимназии были образованы в Древней Греции. В средние века название "гимназия" было введено для обозначения специальных средних школ, которые готовили учащихся для поступления в университеты. Основным предметом преподавания был латинский язык.

В гимназиях изучались лучшие латинские писатели "золотого века", много внимания уделялось трудам Цицерона.

Эпоха Реформации характерна понижением интереса к античной культуре, и, хотя древние языки остаются в системе обучения важнейшими, главными задачами гимназий становится подготовка к поступлению в университет, где преподавание велось на латыни, и подготовка чиновников и служителей церкви.

В конце XVI века в Германии в гимназиях стали вводить новые языки, естествознание, преподавание стало вестись на национальном языке, однако классические языки остались в большом объеме.

Многие ученые того времени настаивали на обучении с учетом реалий современного мира. Это педагогическое направление получило название реалистического, что привело в дальнейшем к появлению реальных гимназий и реальных училищ. В реальной школе на первом месте стояли математика и естествознание.

В XIX веке вокруг гимназического образования велись споры, в результате которых в ряде стран были приравнены в правах классическая гимназия с двумя древними языками (латинским и греческим), классическая гимназия с одним языком (латинским) и реальные училища, где древние языки отсутствовали.

Сравнение учебных планов гимназий того времени показывает, что древние языки занимали значительное место в общей системе преподавания (около 70%).

С 1870г. аттестат зрелости реальной школы позволял учащемуся поступать в университет наравне с выпускниками классических гимназий.

История гимназического образования в России. Становление гимназического образования

Учебные заведения гимназического типа, т.е. с изучением латинского языка существовали на Руси очень давно. Причем латинский язык был не только языком изучаемым, но и языком общения. Преподавались грамматика, диалектика, риторика, арифметика, геометрия, астрономия и музыка, философия и богословие, греческий язык.

Славяно-греко-латинская академия ведет свою историю с 1685г., когда братья Лихуды открыли школу в Благовещенском монастыре. Преподавание здесь велось на латинском и греческом языках. Сословного ограничения при приеме в академию не было.

История гимназий ведет свое начало с немецкой школы, открытой в 1701г, в Немецкой слободе. Она занимала просторные палаты боярина В. Нарышкина и получила официальное название гимназии, где учили "языкам и философии мудрости". Программа включала, помимо древних и новых языков, философию, политику, риторику, арифметику и географию. С 1703г. гимназию возглавлял пастор Э. Глюк. Как отмечалось в указе 1705г. в школе, открытой для всеобщей, всенародной пользы, могли учиться все желающие.

При открытии гимназии в ней обучалось 28 учеников, в 1711г. - 77. Обучение было бесплатным и состояло из трех классов: начального, среднего и верхнего. Занятия продолжались 12 часов: с 8 утра до 8 вечера с небольшим перерывом на обед.

Впоследствии, в 1715г. она была переведена в Петербург и представляла собой курсы иностранных языков с несложной программой.

Начало перелома в деле гимназического образования в России было положено в XVIII веке. В 1726 году при Академии Наук была открыта гимназия, получившая название академической. Основной задачей гимназии считалась подготовка к военной и гражданской службе, как говорилось в Уставе, написанном в 1733 году Фишером. Главными предметами гимназии являлись латинский, греческий, немецкий и французский языки, риторика, логика, история, арифметика. В 1726-1729 годы в гимназию было зачислено 278 слушателей. С 1747 года преподавание стало вестись на русском языке, учащиеся были освобождены от наказаний плетью. В 1758 году Разумовский вверил управление гимназией М.В. Ломоносову, который основал при гимназии пансион на 40 человек. В 1765 году ввели отделение для малолетних учеников. В 70-е годы в старших классах преподавание стали вести на латинском и немецких языках, стали изучать основы математики и естественных наук. Но числа учеников в гимназии не хватало, поэтому в 1805 году гимназия была закрыта.

По инициативе М. Ломоносова в 1755 году при Московском Университете была создана вторая гимназия, получившая название университетской. Целью гимназии была подготовка к слушанию лекций в университете. Она состояла из двух отделений: отделение для дворян и отделение для разночинцев. Однако обучение велось по одной схеме. Каждое отделение содержало четыре школы.

Школа первая - "российская" имела три класса:

  1. грамматика
  2. стихотворство
  3. красноречие, изучение русского и церковно-славянского языков

Школа вторая - "латинская" имела два класса:

  1. грамматика
  2. синтаксис

Школа третья - "научная" имела три класса:

  1. арифметика
  2. геометрия и география
  3. философия

Школа четвертая - европейские и греческий языки.

Время обучения в гимназии засчитывалось в срок службы. В 1812 году гимназия сгорела при пожаре в Москве и уже не восстановилась.

В 1758 году в Казани была открыта третья гимназия, названная Казанской. В гимназии стали преподавать восточные языки: татарский и калмыцкий, учитывая местные условия и ее расположение. В 1768 году гимназия была закрыта из-за отсутствия средств. В 1798 году она возобновила свою работу с целью подготовки молодых людей к воинской службе.

Гимназии в XIX веке

В начале XIX века в России были введены учебные округа и гимназии стали открываться повсеместно. В 1803 году Александр I приказал в каждом губернском городе открыть гимназию.

1. Устав 1804 года

По этому Уставу целью гимназии была подготовка к поступлению в университеты, а также дать молодым людям сведения, необходимые для благовоспитанного человека. Всего было открыто 32 гимназии, в которых обучались 2838 детей. Обучение длилось 4 года. Гимназии были бесплатными и всесословными. Учителя делились на старших и младших, за учителями и учениками следил директор. Были запрещены телесные и нравственные наказания.
Изучались:

  • математика
  • история
  • география
  • статистика
  • философия
  • изящные науки
  • политэкономия
  • естественная история
  • технология
  • коммерческие науки
  • латинский язык
  • французский язык
  • немецкий язык
  • рисование

Власти неукоснительно заботились об отсутствии национальных ограничений при получении образования.

В 1805 году комитет в составе Фуса, Румовского, Озерецковского, организованный в 1803 году при главном управлении училищ, составил и опубликовал учебные программы для гимназий, составил списки книг и пособий для учащихся, предложил учебные модели. В этом же году при гимназии был открыт пансион для дворянских детей, чьи семьи жили в городе, где была расположена гимназия.

В это время, несмотря на требования устава, в гимназиях царила "зубрежка", реальных знаний она не давала, да они были и не нужны. Но положение сумел исправить М.М. Сперанский, введя экзамены на чины.

2. Реформа 1811 года

Реформа была проведена по указанию министра Народного Просвещения графа С.С. Уварова. В ходе реформы были сделаны изменения в учебном плане: введен Закон Божий, отечественный язык (русский), логика, исключены политэкономия, мифология, коммерческие науки, эстетика, философия. Основной целью гимназии стала подготовка к поступлению в университеты.

В 1819 году для всех гимназий России был введен единый учебный план, который практически свел на нет реформу 1804 года. Был установлен сословный прием и телесные наказания, значительная роль стала отводиться религии. Обучение длилось семь лет.

Учебный план содержал следующие дисциплины:

  • Закон Божий
  • русский язык с церковно-славянским и словесность
  • греческий язык
  • латинский язык
  • немецкий язык
  • французский язык
  • география
  • история
  • статистика
  • логика
  • риторика
  • математика
  • статика и начало механики
  • физика и естественная история
  • рисование

Если у гимназического руководства имелись дополнительные средства, то позволялось приглашать преподавателей танцев, музыки и гимнастики.

Продление срока обучения и уменьшение количества предметов позволило получить более детальное представление о каждом предмете.

3. Устав 1828 года

Следующий этап развития гимназии связан с царствованием Николая I. Направление новых реформ объявил новый министр просвещения А.С. Шишков. "Обучать грамоте весь народ или несоразмерное число оного количеству людей, принесло бы более вреда, чем пользы". Уже в 1825 году с высочайшего утверждения было приказано:

  • науки политические исключить
  • число уроков, назначаемых для изучения риторики и поэзии уменьшить
  • выбор тем для сочинений не предоставлять выбору учителей
  • списки учащихся в гимназии предоставить в полицию
  • все предметы преподавать на русском языке

В результате 8 декабря 1828 года "Комитет устройства учебных заведений", организованный в 1826 году, составил новый устав, согласно которому гимназии должны были в своем обучении преследовать такие цели, как подготовка к поступлению в университеты и уклон на общее воспитание и образование. Обучение длилось семь лет. Причем три года у всех гимназий обучение проходило по общей программе, а начиная с четвертого, гимназии делились на обучающих греческому языку и не обучающих ему. Обучение с греческим языком было оставлено только в гимназиях при университетах. В остальных гимназиях он был исключен, из-за невозможности найти хороших преподавателей, т.к. греческий язык считался роскошью, в то время как французский язык считался необходимостью.

Уроки полагались полуторачасовые. Основными предметами считались древние языки и математика. Преподавали также географию, историю, российскую словесность, физику, немецкий и французский языки.

Для дисциплинарного воздействия на учеников введены "телесные наказания" - розги; увеличена плата за обучение; в 2,5 раза увеличены оклады преподавателей; выпускники гимназий могли занимать места служащих высшего разряда, а окончившие гимназию с греческим языком зачислялись в должности сразу же по вступлении на службу.

Согласно уставу были введены должности директора, находившегося во главе гимназии, инспектора, наблюдавшего за порядком в классах и ведшего хозяйство, почетного попечителя, надзиравшего вместе с директором за гимназией. Были созданы Педагогические Советы, образованные из преподавателей, для руководства учебной и воспитательной работой.

При Николае I была введена форма для гимназистов: "Сюртук синий однобортный с белыми медными пуговицами, воротник малиновый, с погончиками на плечах, панталоны синие поверх сапог, фуражка синяя солдатская с малиновым околышем" - для разночинцев. Для благородных гимназистов полагался "университетский мундир с треугольной шляпой, но без шпаги".

В 1837 году была установлена система испытаний при переходе из класса в класс и по окончании гимназии. Введен аттестат - документ, выдаваемый при окончании гимназии. В 1846 году введена пятибалльная система, успехи, поведение, прилежание и способности учащихся стали оцениваться по ней и вноситься в ведомости. Однако при переводе из класса в класс поведение не учитывалось. Получившие при экзаменах баллы 4 или 5 подлежали награждению книгами и похвальными грамотами.

Значение попечителей и инспекторов в жизни гимназии было повышено. Кончать гимназию без экзамена по латинскому языку, было разрешено в 1843 году.

Постоянные изменения в учебном плане меняли список изучаемых предметов: в 1844 году исключена статистика, в 1845 году исключены начертательная и аналитическая геометрии и введено законоведение, в 1847 году исключена логика.

Прием в гимназии детей всех сословий привел к тому, что процент дворян стал уменьшаться. Для увеличения этого соотношения в пользу детей дворянского происхождения было сделано значительное увеличение платы за обучение. Все это вызвало и пересмотр предметов, преподаваемых в гимназии: прекратили преподавать статистику, логику, резко сократили число часов на математику, древние языки.

Сокращение древних языков казалось правительству необходимым в связи с вредными влияниями вспыхнувшей в Германии в 1848 году революции. Греческий язык был исключен из учебных планов.

Гимназический Устав 1828 года, несмотря на яркую сословную окраску, создавал сравнительно с прошлым значительно лучшую обстановку для дальнейшего процветания и развития.

4. Реформа 1849 года

За это время в обществе складывалось мнение о необходимости приближения гимназического образования к реальной жизни.

21 марта 1849 года в России была проведена следующая реформа. Курс стал делиться на общее и специальное обучение. Начиная с четвертого класса, все учащиеся разделялись на юридическое и латинское отделение. Первое готовило для чиновной службы, второе - для поступления в университет.

В 1852 году изменяются учебные планы гимназии: греческий язык оставляется лишь в 9 гимназиях из 69, исключается логика, уменьшается объем преподавания математики, увеличивается плата за обучение. Вводилось награждение золотой и серебряной медалью, награжденные ими получали звание «Почетного гражданина».

В середине 50-х годов XIX века в Москве были наиболее известны 4 гимназии. Среди них гимназия Л.И. Поливанова, ставившая своей задачей "воспитание нового поколения интеллигентов, мыслящих глобально, способных стать на должную высоту во всех сферах..."

Поливанов Л.И. и его коллеги были убеждены в том, что гимназия должна сформировать целостную гармоничную личность. Поэтому большое внимание в гимназии уделялось языкам, русской и зарубежной литературе. Факультативно читался курс истории и теории искусств. Особенностью преподавания различных дисциплин в гимназии стало единство развивающих целей, все предметы должны были развивать теоретическое и образное мышление у гимназистов, творческое воображение и память, эмоциональность речи, способность к импровизации.

В гимназии Поливанова впервые была разработана и действовала программа работы с одаренными детьми. Здесь культивировалось личностно ориентированное образование и воспитание людей - оригинальных, талантливых, любознательных, деятельных. "Из детей, - говорил Л.И. Поливанов, - надо развивать живые личности, способные избирать дело по призванию, загораться только трудом, ибо трудиться для развития человеческих личностей есть дело отрадное и высокое".

Сам стиль гимназии формировал у воспитанников оригинальность мышления, самостоятельность, инициативность, серьезные занятия языками, литературное творчество. В 70-х годах в гимназии действовал драматический кружок, широко известный Москве. Гимназисты участвовали в организации Пушкинских торжеств в 1880 году, посещали заседания Общества любителей русской словесности.

Гимназия Л.И. Поливанова взрастила поколение новых людей - интеллигентов 20-го столетия. Среди ее выпускников поэты В. Брюсов, А. Белый, художник А.Головнин и многие другие известные люди.

30 мая 1858 года утверждено Положение о женских училищах ведомства министерства народного просвещения. Они стали открываться в крупнейших городах России, и к 1874 году их было 189. Женские гимназии имели семилетний курс обучения, и по окончании выпускницы получали аттестат домашней учительницы. Впоследствии выпускницы женских гимназий могли без экзаменов поступать на высшие женские курсы. Наиболее известными в России считались Московская женская гимназия З.Д. Перепелкиной, Царскосельская Мариинская женская гимназия, Московские женские гимназии А.С. Алферовой и Л.Ф. Ржевской.

Комиссия Министерства в 1878 году предложила уменьшить курс обучения в женских гимназиях, утверждая в заключении, что "женское образование должно ограничиваться такими предметами, которые не отклоняют учениц от главного назначения,... и сохраняют женские качества, украшающие семейный очаг".

5. Устав 1864 года

Под влиянием общественности с 1861 года начинает смягчаться система гимназического образования, специальные комиссии начинают работу по составлению нового устава, отражающего потребности жизни и общества.

В 1864 году был введен новый Устав и гимназии стали делиться на классические и реальные, первые в свою очередь подразделялись на обучение с одним древним языком и с двумя древними языками. Окончившие классическую гимназию принимались в университет без экзаменов, а окончившие реальную гимназию могли поступать в высшие специальные учебные заведения и на физико-математический факультет университета.

Была провозглашена безусловная всесословность гимназии. Телесные наказания были категорически отменены. Учителям увеличили денежное содержание при фиксированной учебной нагрузке. Педагогический совет получил право окончательного решения при приеме учителя на службу.

Обучение в гимназии длилось семь лет, в прогимназии - четыре года. Урок длился 75 минут, а с 27 сентября 1865 года - 60 минут. В число предметов введены были гимнастика и пение, изучение законоведения прекратилось.

В результате реформы число учеников в гимназиях увеличилось на 30%. В гимназиях разрешаются литературные беседы и спектакли, при гимназиях открывают воскресные школы.

Циркуляром от 12 ноября 1866 года было объявлено о введении единых программ для всех гимназий России. Циркуляром от 21 сентября 1866 года оговорено ужесточение экзаменов.

6. Устав 1871 года

Министр просвещения Д.А. Толстой назначил в 1866 году комиссию по разработке нового устава, целью которого оставалось возрождение классицизма в образовании. 30 июля 1871 года новый устав гимназий и прогимназий был утвержден.

Устав признавал лишь классические гимназии с двумя древними языками. Обучение длилось восемь лет (седьмой класс был двухгодичным).

Согласно новому уставу основное значение придавалось изучению древних языков; исключалась естественная история; космография заменялась математической географией; шло уменьшение числа часов на чистописание, рисование, черчение, историю и Закон Божий. Вновь вводилась логика. Была введена система классных наставников; на преподавателей были возложены воспитательные функции; одному преподавателю разрешалось вести разные предметы; директор и инспектор должны были вести предметные уроки в классах.

В последующие годы устав 1871 года дополнился новыми пунктами:

    в 1872 году - введены новые правила об экзаменах учащихся при поступлении в гимназию, при переходе из класса в класс и при окончании учебного заведения;

    в 1873 году - утверждены правила, которые описывали их права и обязанности;

    в 1874 году - было разрешено поступать на военную службу после окончания шести классов гимназии;

    в 1887 году - повышена плата за обучение; введено ограничение по приему в гимназию низшего сословия.

15 мая был утвержден "Устав реальных училищ ведомства Министерства Народного Просвещения". По этому уставу реальные гимназии были переименованы в реальные училища. В реальных училищах обучение, начиная с пятого класса, проводилось по двум направлениям: основному и коммерческому. В седьмом дополнительном классе существовали следующие отделения:

  • общее
  • механическое
  • химическое

Выпускники реального училища уже не могли поступать в университеты, но учащиеся закончившие общее отделение могли поступать в высшее техническое училище, а закончившие техническое отделение, могли поступать на службу.

С 1875 года гимназия стала восьмилетней. Для наблюдения за учащимися был разрешен надзор полиции, а на квартирах у учащихся можно было делать обыски. Строго обязательным стало для учащихся посещение церкви и соблюдение всех церковных обрядов (постов, исповедей и т.д.).

В 1887 году вновь была повышена плата за обучение. 18 июня 1887 года специальный циркуляр министра просвещения И.Д. Делянова ограничил прием в гимназии детей низшего сословия, за исключением "одаренных необыкновенными способностями". Был ограничен доступ евреев.

Эта реформа среднего образования, проведенная министром просвещения Д.А. Толстым, встретила резко отрицательное отношение общества, поскольку учебные планы были заимствованы в немецких газетах и, естественно русский язык, словесность, история, а частично и Закон Божий оказались неоправданно отодвинутыми на второй план. Для преподавания древних языков были приглашены иностранцы, в основном немцы и чехи, которые не говорили по-русски. Вся система отношений гимназии и семьи сводилась к противопоставлению семьи и школы. Реформа проводилась очень жестко, что естественно возбудил в обществе всеобщую ненависть к школе.

Недостатки среднего образования были сформулированы в циркуляре Министра Народного Просвещения Н.П. Боголепова от 8 июля 1899 года, где говорилось об отчужденности семьи от школы, невнимании личным способностям учащихся, чрезмерной умственной работе учеников, несогласованности программ, плохом преподавании русского языка, русской истории и литературы, неправильном преподавании древних языков, плохой подготовке выпускников и неспособности их к учебе в университетах и высших училищах. Этим циркуляром министр создал комиссию для подготовки реформы средней школы.

7. Реформа 1905 года

Учитывая все эти недостатки и развитие промышленности в стране была пересмотрена действующая система обучения в 1901 году.

С 1902 года преподавание латыни в первых двух классах было отменено, а греческого - в третьем и четвертом, он стал языком необязательным. В гимназию был открыт доступ всем сословиям.

Учебный год в средних учебных заведениях начинался с 16 августа и длился по 1 июня, т.е. 240 дней.

Для пользования допускались учебники, лишь одобренные Ученым Комитетом Министерства.

Экзамены проходили в устной и письменной форме. После выпускного экзамена выдавался аттестат зрелости.

В связи с событиями 1905 года Министерство ввело новый учебный план, согласно которому реальные училища получали более общеобразовательный характер.

Было разрешено педагогическим советам отступать от действующих правил учеников, комплектовать библиотеки книгами, отступая от списка Ученого комитета. Отменили экзамен по греческому языку. Разрешались повторные экзамены с выдачей нового аттестата.

В 1910 году новым министром Шварцем был представлен проект, в котором он предложил единый тип школы - гимназию.

Устанавливалось три типа гимназии:

  • с двумя древними языками
  • с одним древним языком
  • без древних языков, но с двумя новыми языками

Проект Шварца и усиливал классицизм, и шел навстречу буржуазии.

Новый министр Л.А. Кассо добился у Николая II снятия этого проекта с обсуждения в Думе. Циркуляром от 28 марта 1911 года Л.А. Кассо усилил требования к дисциплине учеников, запретил сходки, собрания. Все это вызвало сильное недовольство в обществе.

С назначением министром графа Игнатьева 9 января 1915 года началась работа по сбору материалов о системах образования во Франции, США и Англии. Была рассмотрена новая система образования, планировалось ввести одиннадцатилетние обучение. Все предметы разбивались на общеобразовательные и воспитательные. В гимназию принимались дети всех сословий с 10 лет. 28 декабря 1916 года Игнатьев был уволен со службы, и с его уходом реформы были оставлены.

Февральская революция 1917 года подвела черту гимназического образования в России.

Современное гимназическое образование

С 80-х годов XX-го века в развитии образования происходит процесс самореорганизации массовой школы в новые образовательные учреждения, поиск новой образовательной философии. В России появляются различные типы средних учебных заведений повышенного уровня - лицеи, гимназии и др., которые столкнулись с проблемами соотношения взаимосвязей целей, организационных форм, содержания образования.

В 1992 году вышел Закон Российской Федерации об образовании трех групп образовательных учреждений: лицеи, служащие для профильного углубления, гимназии, дающие углубленное образование и общеобразовательные школы. Сегодня учащимся и родителям предлагается выбор образовательного учреждения, профиля образования, программ, учебников, итоговых экзаменов и форм получения образования.

Руководитель: Мосичева Т. А.
учитель истории
гимназии № 1517, к.и.н.

Первая женская гимназия

В начале декабря семнадцатого года отец перевел меня из Первой мужской гимназии в Седьмую, на Страстной площади. Мое пребывание в ней было очень кратковременным. Занятия никак не налаживались, в классах было очень холодно, совсем не топили, и мы сидели за партами в гимназических шинелях. Гимназия эта была привилегированной, и в ней училось много детей старинных русских фамилий. Помню Олсуфьева и Бестужева.

Вышел декрет о совместном с девочками обучении, и зимой восемнадцатого года Седьмую гимназию соединили с Первой женской. Занятия будут проходить в помещении женской гимназии.

После дворца седьмой мужской это помещение показалось мне каким-то казенным и неуютным. На четырех этажах большие, просторные классы с очень высокими потолками, безжалостный свет в огромных окнах, очень широкие коридоры и большой рекреационный зал.

В первый день мальчиков пришло очень мало. Нововведение это казалось столь странным и опасным, что многие родители не пустили своих сыновей, считая все это временной и пустой большевистской затеей - надо только немного переждать, и все вернется на «круги своя».

Было очень холодно, и мама к воротнику моей шинели пришила скунсовую горжетку: целый узкий зверек с лапками и черными коготками, маленькой острой мордочкой, с красными губами и мелкими белыми зубками - и еще маленькие оранжевые блестящие глазки с черными зрачками. Я не дал отрезать скунсу мордочку и запрятал ее за воротник.

В школе не топили, вешалка была закрыта, и замерзший швейцар сказал, что раздеваться не надо.

В классе меня обступило множество девочек, все в форме. Белые кружевные воротнички и манжеты, белые передники, в косах ленты. Они окружили меня тесным кольцом, разглядывают меня и моего скунса, неудержимо хохочут. Я, наверное, являл зрелище комическое. Одна девочка, Волкова, как сейчас помню, сказала: «Что вы над ним смеетесь, он, видно, из бедных». Всего этого я выдержать не мог и, запрятав скунса в карман, убежал домой.

Жизнь в женской гимназии мало-помалу входит в свою колею. С каждым днем появляется все больше мальчиков.

Затеяли издание литературного журнала. Редактором стал мальчик немногим постарше нас, сын сменовеховца Бунака. Журнал назвали «Аврора». Аврора - богиня утренней зари. Обложку поручили нарисовать мне.

Бирюзовое море, огненно-красный шар восходящего солнца, который чуть касается горизонта. На скале в белом хитоне богиня в задумчивой позе. На этом издание журнала закончилось, больше никто ничего не делал. С обложкой ко мне пришла слава. Девочки наперебой подсовывают мне свои альбомы, в которых я без конца множу Аврору.

В программу включены уроки по пластике и рукоделию. Пластику преподает артист Большого театра Чудинов: длинный милый пожилой человек, в театре танцевал Дон Кихота. Пластика должна сообщать нам изящный силуэт, элегантность манер. Девочки учат нас бальным танцам.

Упражнения с мячом по окончании урока, в зале играем в футбол, нас с трудом загоняют в классы.

На рукоделии учимся пришивать пуговицы, исколол себе все пальцы.

Урок французского языка. Молодая француженка входит в класс. Она ни слова не говорит по-русски, мы ни слова по-французски. - «Бонжур, месье и мадемуазель, кэль эр э тиль а прэзан?» И дальше все в таком роде.

Вскоре в классе наступает мертвая тишина под красивое чтение француженки: «Эн маршан рэвэнэ дэ ля фуар…» Мальчики и девочки в полном покое заняты каждый своим делом: обмениваются марками, читают, под партой держа на коленях книги на русском языке. Я рисую в альбомах Аврору, богиню утренней зари.

В школу начинает поступать американская продовольственная помощь АРА. Организован буфет, в котором мы, школьники, дежурим по очереди. Нарезаем хлеб и сливочное масло. В часы дежурства можно есть вволю. Дежуря, я так наедался впрок американским маслом, что долгое время меня тошнило при одном его упоминании. Никакими силами меня больше нельзя было определить в дежурные.

Было очень холодно, в школе совсем не топили, и мы все чаще и чаще пропускали уроки.

С революцией ко мне пришла долгожданная свобода, никто меня не провожал в школу и никто не встречал. У меня с каждым днем было все больше свободного времени, я много гулял по заснеженной Москве, читал без разбора, рисовал. Дома нас с отчаянным упорством продолжали учить музыке.

Ходили слухи, что часть классов переведут в бывшую гимназию Раевской, в Каретном ряду, а в помещении нашей гимназии будет госпиталь.

Шла гражданская война.

Женская услуга Один млад, лейтенант советской армии, рассказывал мне свою историю, как он попал в лагерь и тюрьму. Во время войны мы были окружены и я попал в плен к немцам. Нас отправили в Германию, где я как специалист вскорости оставил лагерь и жил вне лагеря.Случайно

Доля женская Да, «пророк» и «святой» коммунистического «рая» привез много новинок из-за границы, бросивши «Богоносца» в противоположную сторону - упиваться чужой кровью и наслаждаться чужим горем, а также порадовал и женщин: дал им равноправие с мужчинами.Женщина

ГЛАВА ПЕРВАЯ. ДЕТСТВО Ушкуйник и запорожец. Мать и бабушка. Азбука. В лесах дремучих. Вологда в 60х годах. Политическая ссылка. Нигилисты и народники. Губернские власти. Аристократическое воспитание. Охота на медведя. Матрос Китаев. Гимназия. Цирк и театр. «Идиот». Учителя и

ГЛАВА ПЕРВАЯ Киевские годы: семья, гимназия и университет. Война. Медицина. Революция. IИ отец, и мать Булгакова были родом из Орловской губернии. «Мы были колокольные дворяне, - вспоминала сестра писателя Надежда Афанасьевна Земская, - оба деда - священники; у одного было

ЖЕНСКАЯ ПОЛОВИНА Женщины в лагере жили, вообще говоря несравненно лучше, чем мужчины. Среди прекрасного пола и процент смертности был не очень высок.В начале 1943 года в лагере томилось около 500 женщин. Вскоре их число возросло до тысячи. Но летом с ними поступили жестоко:

Версия женская Мне пока не удалось толком рассказать о Ларке, вернее, о знаменитой Ларисе Богораз, бывшей жене Юлика Даниэля и вдове Анатолия Марченко, любовно прозванной в узком кругу «матерью русской революции». Конечно, я упоминала ее несколько раз и даже пыталась

Глава IV Клеопатра Невы, ее двор, ее прославленный художник-итальянец, ее муж-конквистадор и женская свита конквистадора Честно сказать, и сама эта величественная горбоносая красавица, и чеканные ее строки вспоминались мне не слишком часто до того самого октябрьского дня

Глава 55 Женская половина Когда Полина вышла замуж и ушла жить к мужу, я осталась одна в мужском «царстве». А вскоре старший сын Арсений (ему 15 лет) построил себе дом из лиственницы. Пока один он там жить не собирался, а дом всем моим мужчинам очень понравился, и они решили

ЖЕНСКАЯ КРОВЬ НА БРУСЧАТКЕ КРЕМЛЯ Как и обещал Свердлов, Фейгу Каплан с Лубянки перевели в Кремль. Почему? Да потому, что несознательные чекисты, не понимающие, что такое политическая целесообразность и требующие открытого и гласного суда, могли совершить что-нибудь

ГЛАВА ПЕРВАЯ Семья Мережковских. – Детские годы. – Гимназия, первые литературные опыты О своем детстве и отрочестве Мережковский достаточно подробно рассказывает в «Автобиографической заметке», помещенной в знаменитом сборнике С. А. Венгерова «Русская литература XX

Глава LXXIII. Отъезд на Кавказ. Туапсинская Иверско-Алексеевская Женская Община Еще задолго до перехода своего на службу в Ведомство Православного Исповедания, я осаждался разного рода просителями, прибегавшими к моей помощи и заступлению. Как я ни уклонялся от этих

Гимназия Владимир Владимирович Маяковский. «Я сам»:Приготовительный, 1-й и 2-й. Иду первым. Весь в пятерках. Читаю Жюля Верна. Вообще фантастическое. Какой-то бородач стал во мне обнаруживать способности художника. Учит даром.Николай Николаевич Асеев. В записи Григория

«Женская темная сила» Впервые портретные черты молодой поэтессы воспроизводятся Толстым в августе 1911 года в рассказе «Ночь в степи», написанном во время второго пребывания Толстых в Париже. Герою снится безумный визит к должнику - помещику-степняку, ругателю и

Первая мужская гимназия В конце августа 1914-го отец привел меня, восьмилетнего мальчика, держать вступительные экзамены в приготовительный класс Первой мужской гимназии. Дед мой, отец и дядя учились в этой гимназии.Накануне в парикмахерской меня подстригли «под

ЖЕНСКАЯ ДОЛЯ. 93-Й ГОД С ве тлой Памяти моей первой учительницы, Дидковской Александры Филаретовны, посвящается… Помните, как у Н,А, Некрасова: «Доля ты русская, долюшка женская… Вряд ли труднее сыскать…».В нашем случае, эти слова в самую точку, в самое сердце…Были и есть

Поделитесь с друзьями или сохраните для себя:

Загрузка...