Пятибалльная система оценивания - критерии. Оценки в школе

Разработанные методические материалы.Система оценивания по ФГОС

Система оценивания по ФГОС

Введение федерального государственного стандарта НОО требует переосмысления педагогической деятельности вообще и оценочной практики в частности.

Система оценивания занимает особое место в новом ФГОС. Оценивание является одной из важных целей обучения.

Работая в условиях реализации ФГОС мы должны учитывать следующие требования:

Возможность оценки динамики учебных достижений

Критериальный подход к оценке

Включение учащихся в процесс самоконтроля и самооценки

При переходе на новый стандарт оцениваютсяуже не только знания, умения, навыки, но метапредметные и предметные результаты.При оценке достижения последних стандарт фиксирует важную особенность: в центре внимания должно быть применение знаний в стандартной и нестандартной ситуациях.

Критериальное оценивание – это процесс, основанный на сравнении учебных достижений учащихся с четко определенными, коллективно выработанными, заранее известными всем участникам процесса критериями, соответствующими целям и содержанию образования, способствующими формированию учебно-познавательной компетентности учащихся.

Критериальное оценивание

Формирующее (текущее) оценивание

Констатирующее (итоговое) оценивание

Определение текущего уровня усвоения знаний и навыков в процессе повседневной работы в классе. Формирующие оценки не влияют на итоговые оценки, и это позволяет снять страх у учащихся перед ошибками, которые неизбежны при первоначальном усвоении материала.

Под оцениванием мы понимаем процесс сравнения сегодняшних успехов (неуспехов) ребенка с его прежними успехами (неуспехами) и процесс соотнесения результатов обучения с нормами, заданными существующими стандартами обучения. Процесс создания критериев и форм оценивания осуществляется совместно с учащимися, и мы его рассматриваем как способ формирования детской самооценки.

Определение уровня сформированности знаний и учебных навыков при завершении изучения блока учебной информации. Отметки, выставленные за констатирующие работы, являются основой для определения итоговых отметок по курсу за отчетные периоды (полугодие, год).

(МаринаАлександровна Пинскаякандидат педагогических наук, ведущий научный сотрудник Института развития образования в книге «Новые формы оценивания» пишет:Формирующее оцениваниеНеобходимо для того, чтобы диагносцировать, как идет процесс обучения на начальной и промежуточной, а не только на конечной стадии и, если данные окажутся неудовлетворительными, на основе полученной информации внести в него необходимые изменения по совершенствованию качества учебной деятельности.

Важное условие: чтобы оценивание было действительно формирующим, необходимо, чтобы его результаты использовались учителем для коррекции учения. Они обязательно должны доводиться до ученика и использоваться для планирования.

Важнейший этап процедуры оценивания: обратная связь между оценивающим и оцениваемым.

Не только учитель, но и ребенок должен представлять себе то, над чем ему необходимо работать в ближайшее время.

Оценивая ту или иную свою способность знать, понимать или делать что-то, поступать соответствующим образом, ребенок должен всегда иметь перед собой образец – эталон.

Систематическое вовлечение детей в оценочную деятельность даёт возможность формировать адекватную самооценку, поскольку ответ других он оценивает относительно себя.

На уроках необходимо использовать прогностическую и ретроспективную самооценку.

Начинать работу следует с ретроспективной самооценки (уже выполненной работы)

1 шаг - ребёнок оценивает работу после того, как её проверил учитель;
2 шаг- оценивание сразу после выполнения работы.

Прогностическая самооценка – оценка предстоящей работы. Это «точка роста» самооценки младшего школьника.

Технология оценивания по линеечке знакома всем. Ретроспективная самооценка ставилась и до введения ФГОС, а вот прогностическая, где ещё до выполнения задания ученик соотносит свои возможности с заданием и оценивает себя – это нововведение.

После выполнения задания снова идёт оценивание. Таким образом сравнение прогностической оценки с ретроспективной, позволяет ребёнку увидеть свои успехи и затруднения.

Формы
прогностической оценки

Значки
«+ » (знаю),
« ?» (затрудняюсь),
« - » (не выполню, не знаю)

«волшебные линеечки», где показан уровень самооценки

Механизмы фиксации результатов мониторинга оценки качества образования на уровне школы должны быть максимально просты и сводиться к следующим типам оценки: балльная оценка; уровневая оценка; бинарная оценка, рейтинговая оценка, самооценка и взаимооценка, то, что предусмотрено ФГОС.

Балльная оценка предполагает предварительное описание норм оценивания в баллах. Для этого для проведения работы выбирается шкала (или шкалы) оценивания (5-тибалльная, 10-балльная, n-балльная); балльная оценка традиционно применяется в школе для оценивания предметных результатов учащихся. Это наиболее быстрый в реализации механизм оценивания предметных результатов учащихся. Однако его существенным ограничением является содержательная «свернутость» результата оценки. Непосредственно балл лишь обобщенно характеризует объект оценки. Однако есть вариант балльного оценивания, некоторых объектов оценки, который обеспечивает возможность дифференцированной фиксации максимального количества баллов. Например, если всего составляющих в объекте оценки в идеальном состоянии всего 7, а в результате оценивания выявлено на момент оценивания наличие только 5 составляющих, то результат оценки может быть зафиксирован балльным выражением в формате «5 из 7». Такой способ оценки результатов детей наиболее подходит для фиксации целого комплекса результатов (5 из 12 грамотностей сформированы на высоком уровне, 6 из 15 учебных модуля освоены на высоком уровне, 7 из 12 требований к условиям обеспечены в полном объеме и т.д.)

Уровневая оценка подразумевает предварительное содержательное описание уровней, фиксирующих состояние оцениваемого объекта и описание признаков и способов диагностирования, обеспечивающего отнесение состояния оцениваемого объекта к одному из описанных уровней.
Уровневое оценивание наиболее эффективно применять для оценки результатов образования (прежде всего метапредметных результатов).
Итоговое оценивание осуществляется по признакам уровней успешности:
-низкий (недостаточный) уровень - выполнено правильно менее 50 % заданий базового уровня, освоена внешняя сторона алгоритма, правила;
- базовый (необходимый предметный) уровень – правильно выполнены задания, построенные на базовом учебном материале, освоена опорная система знаний и способов действий по предмету, необходимая для продолжения образования в основной школе;
- повышенный (функциональный) уровень - учащимся продемонстрировано усвоение опорной системы знаний на уровне осознанного произвольного овладения учебными действиями, а также способность использовать, преобразовывать знание (способ действия) для решения задач в новых условиях, новых структурах действия.

Для организации оценивания личностных результатов учащихся наиболее оптимален механизм бинарного оценивания. Бинарная оценка позволяет фиксировать состояние оцениваемого объекта на уровне «Да-Нет», «Есть – нет», «Проявлено – не проявлено» и т.п.

Так же в соответствии с Положением о Портфеле достижений младших школьников введена рейтинговая оценка - это индивидуальный числовой показатель оценки достижений учащихся.

Рейтинг отражает участие школьников в любых интеллектуальных, творческих и спортивных состязаниях, проводимых как в школе, так и за её пределами. Это могут быть предметные олимпиады, творческие фестивали и выставки, конкурсы научно-исследовательских и художественных проектов. За каждое достижение определенного уровня ученику начисляются баллы в рейтинговой таблице. Если то или иное состязание было командным, то по баллу получает каждый член победившей команды. В дальнейшем набранные баллы суммируются, т.е. рейтинг является накопительным.

1. Оценивание – это механизм, обеспечивающий педагога информацией, которая нужна ему, чтобы совершенствовать обучение, находить наиболее эффективные его методы, а также мотивировать учеников более активно включиться в своё учение.

2. Оценивание – это обратная связь. Оно даёт информацию о том, чему ученики обучились и как учатся в данный момент, а также о том, в какой степени педагог реализовал поставленные учебные цели.

Алгоритм самооценки младших школьников учит вспоминать цель работы, сравнивать результат с целью, находить и признавать ошибки, оценивать процесс работы.

Примеры вопросов для самооценивания:

Выполнение этой работы мне понравилось (не понравилось) потому, что…
Наиболее трудным мне показалось…
Я думаю, это потому, что…
Самым интересным было…
Если бы я еще раз выполнял эту работу, то я бы сделал следующее…
Если бы я еще раз выполнял эту работу, то я бы по-другому сделал следующее…
Я бы хотел попросить своего учителя…

3. Оценивание направляет учение. Написав диагностические, проверочные работы, ученики узнают о том, какого уровня они достигли, решив очередную учебную, учебно-практическую задачу.

4. Оценивание – это динамика, т.е. учитывается индивидуальный прогресс при подведении итогов результатов образования учащегося за определенный период времени;

5. Оценивание должно быть технологическим, т.е. наличие в образовательном учреждении общей (единой) системы оценки индивидуальных образовательных результатов, обоснованное использование разных оценочных шкал, процедур, форм оценки и их соотношение.

Для чёткой организации оценочной деятельности необходимо решить комплекс задач:

Выявить особенности контроля и оценки учебных достижений, обеспечивающие реализацию ФГОС – разработать Положение о системе оценки, определить критерии;

Изучить научную и методическую литературы по проблеме оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы общего образования;

Разработать и апробировать задания для контроля и оценки учебных достижений по предметам, диагностический инструментарий для определения уровня сформированности УУД;

Разработать материал необходимый для фиксации результатов индивидуальных достижений учащихся.

Обязательна самооценка и оценка на рефлексивном этапе урока

На других этапах урока учебные ситуации формирования действий самооценки планируются учителем исходя из целесообразности

Основным объектом системы оценки, её содержательной и критериальной базой выступают планируемые результаты освоения младшими школьниками основной образовательной программы начального общего образования:
- предметные результаты.
- метапредметные результаты
- личностные результаты

В начальной школе разработан материал необходимый для фиксации результатов индивидуальных достижений учащихся, созданы таблицы, в которых внесены планируемые результаты с указанием умений, характеризующих данный результат. Сюда входят:
- оценочные листы, в которых фиксируется качество усвоения знаний и уровень сформированности умений по каждой теме;
- контрольные карты с результатами выполнения обязательной практической части программы;
- листы индивидуальных достижений учащихся по предметам;
- показатели сформированности универсальных учебных действий;
- лист общеучебных достижений (3-4 класс);
Папка создаётся для:
- ученика - позволяет обрести уверенность в своих познавательных возможностях и возможности успешного включения в систему непрерывного образования;
- учителя – даёт информацию об успешности собственной педагогической деятельности, об эффективности программы обучения, об индивидуальном прогрессе и достижениях учащихся;
- родители- могут отслеживать процесс и результат обучения и развития своего ребенк.а

Для заполнения этой таблицы мы используем 4-х цветный индикатор: красный – «Хорошо знаю и могу помочь», зеленый– «Знаю», синий – «Сомневаюсь», ! знак – «Не знаю». Заполнение такой таблицы позволяет в целом увидеть картину успешности ребенка по всем критериям изучаемых им в течение года, сформированность адекватности самооценки, осознание ребенка своего «роста», наглядно показать ребенку, что он уже знает и что ему предстоит узнать.

Отслеживать по этим таблицам достижение планируемых результатов можно на протяжении всех четырех лет обучения, т.к. меняться будет лишь предметный материал, с которым учащийся должен произвести то или иное действие. Это сделает систему контроля более оперативной и, соответственно, более качественной.

В результате, по каждому учебному предмету (в том числе и отдельно по разделу этого предмета) можно судить о наличии у школьника предметных знаний и действий с предметным содержанием.

Оценивание во 2-4 классах может быть различным.
1 вариант - может быть продолжена система безотметочного оценивания;

2 вариант – введена традиционная четырехбалльная система;

3 вариант -некоторые предметы оцениваются оценкой «зачтено- не зачтено»

Большинство предметов оценивается традиционной отметкой

Критериальная оценка и самооценка достижений обязательна
Выбор варианта оценивания остаётся за школой.

Употреблялись цифры от 0 до 5. Нуль показывал, что ученик совсем не исполнил своих обязанностей; если он получал два нуля подряд, то он подвергался телесному наказанию (до 1864 г.) Единицу и двойку ставили тогда, когда ученик неудовлетворительно приготовил урок; тройку ставили за посредственное прилежание; четыре - когда ученик хорошо исполнил свои обязанности; пять он получал только за отличное знание урока. Учитель был обязан ставить баллы в классе, характеризуя только знание заданного на дом урока, и не имел права учитывать внимание или рассеянность учеников во время занятия, а также временное или постоянное прилежание ученика, его возраст и способности

Международные системы оценивания знаний

Большинство стран имеет свою систему школьных оценок в своих школах. Конечно, существуют и стандартные международные системы оценивания знаний.

Международный бакалавриат

В настоящее время программа GPA не существует отдельно от программы Международного бакалавриата. Системы IB Diploma и IB MYP ввели единую шкалу оценок от 1 до 7, где 7-высшая оценка, 1-низшая. Притом оценки всегда являются целыми числами.

Российская империя, СССР, Россия и страны СНГ

В истории российского просвещения изначально как и в Европе существовала трёхразрядная система оценок. В списке студентов Киевской духовной академии ( г.) высший разряд обозначает очень хорошие успехи: «учения изрядного, надежного, доброго, честного, хорошего, похвального». Средний разряд обозначает успехи «учения посредственного, мерного, нехудого». Низший разряд характеризует успехи ниже среднего: «учения слабого, подлого, прехудого, безнадежного, ленивого».

Постепенно словесная оценка становилась однообразней и короче, она чаще заменялась цифровой, причем направление шкалы установилось противоположным германскому. В разное время в России применялись 3-, 5-, 8-, 10-, 12-балльные системы оценки знаний. Из них прижилась 5-балльная, которая и была в 1937 году официально установлена Министерством народного просвещения : «1» - слабые успехи; «2» - посредственные; «З» - достаточные; «4» - хорошие; «5» - отличные. В течение XX века оценка «1» постепенно вышла из употребления, в результате 5-балльная система трансформировалась в современную 4-балльную. В последние годы по России в некоторых учебных заведениях возвращается 5-балльная система («1» - балл за невыполненную работу). Эта, традиционная для советского образования, система сейчас повсеместно применяется в России и многих странах постсоветского пространства, хотя в последние годы заметился отход от нее:

  • Республика Беларусь перешла на 10-балльную шкалу ;
  • Украина на 12-балльную;
  • Прибалтика предпочла англосаксонскую систему (в Эстонии до сих пор используется пятибалльная шкала, «1» - оценка за невыполненную работу) и т. д.;
  • Молдавия
  • Грузия перешла на 10-балльную шкалу.

В современной России чаще всего (за отсутствием нормативных документов на уровне Министерства Образования и Науки) оценку за триместр выводят как среднее арифметическое текущих (в том числе и контрольных) оценок. В этом случае оценка за контрольную работу является текущей - так как она оценивает знания ученика на момент её написания, а не за триместр. Поэтому следует выставлять оценку за триместр по формуле:

((сумма всех оценок)/(количество всех оценок))

Европа

Система оценки знаний баллами зародилась в иезуитских школах в XVI -XVII веках и имела гуманную цель заменить принятые в те времена телесные наказания на поощрения. Первая трехбалльная шкала оценок возникла в Германии, она получилась в результате разделения всех учеников на три нумерованных разряда: лучших, средних и худших, причем переход из одного разряда в более высокий знаменовал собой приобретение целого ряда преимуществ и привилегий. Первоначально единица имела значение высшей оценки. Со временем средний разряд, к которому принадлежало наибольшее число учеников, разделили на дополнительные подразряды, так сформировалась многоуровневая ранговая шкала, с помощью которых стали оценивать познания учащихся.

Австрия

Казахстан

Британская Колумбия

В колумбийских университетах F является неудовлетворительной оценкой. Факультеты с университетами используют различные системы оценивания в пересчёте между процентами и буквенными оценками.

Единственной неудовлетворительной оценкой является F (или E).

Ньюфаунленд и Лабрадор

Средний балл на рынке труда

Студенты в колледже и после колледжа часто задумываются над тем, насколько сильно их средний балл будет влиять на дальнейшую карьеру. Работодатели, компании и индустрия играют большую роль в ответе на этот вопрос. Джони Тэйлор, старший вице-президент акционерной компании IAC/InterActive Corp считает, что компания, в которой более 33,000 работодателей, является лучшим индикатором успеха будущего работодателя. В соответствии с Национальной Ассоциацией колледжей и работодателей, с 2001 года наём работодателей и повышение их квалификации осуществляется по имеющемуся среднему баллу у кандидата, кроме того этот показатель повысился до 75 процентов в 2010 году .

Но средний балл не единственный фактор, определяющий успех будущего работодателя. Многие работодатели другими факторами, определяющими успех будущего работодателя назвали такие качества личности, как лидерство, работа в команде, гибкость и отношение к людям. Они могут пользоваться своей репутацией в колледже и для другой работы, используя свой опыт в стажировках .

Кроме того, средний балл играет важную роль при процессе найма работодателей, другие вариации могут способстовать успешному найму работодателей. Если средний балл учащегося ниже, чем 3.0 или есть вероятность найти себе работу, тебе предложат подсчитать твой средний балл по тем предметам, которые тебе пригодятся в будущих начинаниях.

Средний балл как индикатор занятости получил большое количество критики. Армстронг (2012) утвердждал, что соотношение между оценками и качеством работы небольшое, что показали последние исследования.

Примечания

  1. История педагогики и образования. От зарождения воспитания в первобытном обществе до конца XX в.: Учебное пособие для педагогических учебных заведений Под ред. А. И. Пискунова.- М.,2001.
  2. WES Grade Conversion Guide . WES.(недоступная ссылка - история )
  3. University of Calgary: F.2 Undergraduate Grading System . Ucalgary.ca. Retrieved on 28 September 2011.
  4. Grading System Explained – Office of the Registrar – University of Alberta . Registrar.ualberta.ca (1 September 2003). Retrieved on 28 September 2011.
  5. http://www.mcgill.ca/files/student-records/transcriptskey.pdf
  6. Ошибка в сносках? : Неверный тег ; для сносок umontreal1 не указан текст
  7. http://www.usherbrooke.ca/accueil/fileadmin/sites/accueil/documents/direction/politiques/2500-008-adm.pdf
  8. GPA – Grade point average . RMIT. Retrieved on 28 September 2011.
  9. (недоступная ссылка)

В данной статье предлагаю вам познакомиться с «Основными требованиями к системе оценивания в рамках ФГОС». Тема объемная, но правильно говорил Черчилль: «Чем короче речь, тем дольше нужно готовиться к ней». Прочитано немало материалов и просмотрено вебинаров на эту тему. Источники будут представлены в заключение статьи. Сейчас же предлагаю обратить ваше внимание на ключевые моменты, которыми мы должны владеть сегодня, когда ФГОСы начального общего образования уже в действии, а ФГОСы основного общего образования нам предстоит реализовывать с 2015 года в 5 классе в обязательном порядке.

Лейтмотивом этих требований является ответ на вопрос «КПСС» - «Как Помочь Самому Себе?» . Как должен помочь себе и ученик, и учитель, чтобы учебный процесс доставлял удовольствие и тому, и другому, при этом повышая качество знаний.

Сразу скажу, что сегодня вопросов больше, чем ответов. И мы знаем, почему: время меняется быстро, ученики - еще быстрее. Признаемся, не успеваем в массе своей за ними мы, учителя, особенно моего поколения и старше. Сегодня быть только транслятором знаний недостаточно, необходимо осваивать новые роли: роль учителя-тьютора, который опирается на познавательные интересы обучающихся, роль учителя-модератора, побуждающего к деятельности, раскрывающего потенциальные возможности учеников, организующего процесс свободной коммуникации, и, наконец, роль учителя-консультанта-помощника. От нашего выбора будут зависеть формы и методы взаимодействия с учениками.

Во ФГОСах ООО прописана новая цель образования, новое содержание , технологии, новые средства обучения и, конечно же, новые требования к системе оценивания.

Почему появилась необходимость ввести новые требования к системе оценки и действительно ли они новые или хорошо забытые старые? Чем и кого не устраивала традиционная пятибалльная система оценивания? Отражает ли эта система всю полноту тех знаний и умений, которыми владеют ученики? Способствует ли традиционное оценивание положительной мотивации и личностному росту учеников?

Как методист, не только посещающий, но и анализирующий в год около сорока уроков коллег, говорю с полной уверенностью, что именно оценивание является одним из слабых мест нашей с вами деятельности. И мы знаем, почему.

Десятилетиями существующая традиционная система оценивания имеет ряд недостатков:

    учитель выполняет контролирующую функцию;

    отсутствуют четкие критерии оценки достижения планируемых результатов обучения, понятные учащимся, родителям и педагогам;

    отметки не дают представления об усвоении конкретных элементов знаний, умений и навыков по отдельным разделам учебной программы, что не позволяет определить индивидуальную траекторию обучения каждого ученика;

    система не позволяет ребенку контролировать и оценивать себя;

    традиционный подход оценивания не позволяет увидеть ученику динамику собственного развития, успеха;

    такая система имеет часто травмирующий характер, не способствует положительной мотивации, точнее, носит карательно-поощрительную функцию.

Какова причина этих недостатков? Она одна, но существенна: в основе традиционной системы оценивания лежит нормативный подход - сравнение индивидуальных достижений учащихся с нормой, то есть результатами большинства школьников . И это на всех уровнях: от урока до ЕГЭ. При такой системе трудно сохранить познавательный интерес ребенка, развить в нем желание учиться, трудиться и сделать его успешным.

ФГОС основного общего образования содержит чёткие требования к системе оценки достижения планируемых результатов:

    Оценивание должно быть постоянным процессом, естественным образом интегрированным в образовательную практику . В зависимости от этапа обучения используются диагностическое (стартовое, текущее) и срезовое (тематическое, промежуточное, рубежное, итоговое) оценивание.

    Оценивание может быть только критериальным, т.е. необходимо определение степени индивидуального приближения ученика к ожидаемым результатам образования. Основными критериями оценивания выступают ожидаемые результаты, соответствующие учебным целям.

    Оцениваться с помощью отметки могут только результаты деятельности ученика, но не его личные качества.

    Оценивать можно только то, чему учат.

    Критерии оценивания и алгоритм выставления отметки заранее известны и педагогам и учащимся. Они могут вырабатываться ими совместно .

    Система оценивания выстраивается таким образом, чтобы учащиеся включались в контрольно-оценочную деятельность, приобретая навыки и привычку к самооценке .

Какие пункты мы сегодня уже выполняем на уроках? Из своих наблюдений могу сказать, что это пункты 1(тестируем наших учеников по плану) , 3(не позволяем себе оценивать его личные качества), 4(стараемся оценивать только то, чему научили).

Трудно обстоит дело с критериальным оцениванием и планированием результатов оценивания (пункты 2. 5. 6.) Это ключевые моменты новых требований . На что ФГОС ООО обращает наше внимание? Планируемые результаты основного общего образования являются основой оценки достижения стандарта и своеобразным мостиком, соединяющим Требования стандарта и конкретный учебный процесс.

В мою задачу не входит раскрывать понятие каждого из результатов. Их можно найти в любой книге для учителя. Необходимо понять, что объектом оценки личностных результатов служит сформированность внутренней позиции школьника, основ гражданской идентичности, самооценки, мотивации учебной деятельности, морально-этических суждений.(Наблюдаем и фиксируем в « Дневнике наблюдений») Эти результаты в полной мере с требованиями Стандарта не подлежат итоговой оценке .

Объектом оценки метапредметных результатов служит сформированность регулятивных УУД (целеполагание,планирование, прогнозирование, саморегуляция, самооценка) , коммуникативной учебной деятельности(сотрудничество, взаимодействие) и познавательных действий (общеучебных, логических, знаково-символических, постановка и решение проблем). Желающих познакомиться с характеристикой каждого УУД направляю к документу «Фундаментальное ядро содержания основного общего образования» или предлагаю воспользоваться печатным вариантом (результатами обсуждения УУД на педсовете ГБОУ № 330)

Обращаю ваше внимание на то, что метапредметные и личностные результаты не оцениваются, не тестируются и не персонифицируются. Наличие таких тестов сегодня - «перегибы на местах», так как нужен метапредметник для составления этих тестов, а его в школах нет. Оцениваются только предметные результаты. А точнее, на уроке мы планируем предметные результаты, метапредметные - подразумеваем , а личностные - проектируем в перспективе . Честный учитель никогда не скажет, что воспитал личность в результате коммуникативного упражнения. Сегодня создание измерителей личностных и метапредметных результатов находится в стадии разработки. Отсутствует инструментальное и методическое обеспечение, согласованное с итоговыми планируемыми результатами. Как сказал академик РАО Евгений Ямбург, «мы только запрягаем, но не едем» относительно ФГОС основного общего образования. «Когда будут созданы условия, можно требовать».

Введение новой системы оценивания - процесс долгий, кропотливый и важно понимать, что она будет развиваться. Поставлена благая цель:

сократить до минимума число « отчётных документов» и сроков их обязательного заполнения. Для этого необходимо использовать два средства:

1) обучение самих учеников способам оценивания и фиксации своих результатов самостоятельно и при выборочном контроле учителя

2) внедрять новые формы отчёта только одновременно с компьютеризацией этого процесса.

Вашему вниманию предлагается 7 правил (шагов) технологии оценивания образовательных достижений в рамках требований ФГОС

1)Что оцениваем ? Результаты: предметные, личностные и метапредметные(неперсонифицированно);

2)Кто оценивает? Учитель и ученик вместе определяют оценку и отметку по алгоритму самооценки после выполнения задания;

3)Сколько ставить отметок ? По числу решенных задач;

4)Где накапливать оценки и отметки ? В « Таблицах образовательных результатов » и в «Портфеле достижений»;

5) Когда ставить отметки ? Текущие -по желанию , за тематические проверочные -обязательно;

За задачи, решенные при изучении новой темы, отметка ставится по желанию ученика.

За каждую контрольную работу по итогам отметка ставится всем ученикам, но ученик имеет право пересдать хотя бы один раз.

6) По каким критериям оценивать ? По признакам трёх уровней успешности

-необходимый (базовый )-решение типовой задачи, «хорошо», но не «отлично».;

-повышенный - решение нестандартной задачи, «отлично», «почти отлично»;

- максимальный (необязательный) -решение не изучавшейся в классе сверхзадачи. Качественная оценка «превосходно»;

7)Как определять итоговые отметки? Предметные четвертные - по таблицам предметных результатов (средне арифметическое). Итоговые- по накопительной системе оценок

Что ещё нового можно найти в требованиях к системе оценивания?

Каждое образовательное учреждение может воспользоваться правом на определение порядка заполнения журналов : выставлять отметки только за контрольные работы и за четверть, но не текущие, которые фиксируются только в «Рабочем журнале учителя» и в « Дневнике ученика».

И наконец, у наших учеников есть право отказа от отметки и право её пересдачи согласно новым требованиям стандарта.

1.Какова была цель задания (задачи)?

2.Удалось получить результаты (решить, ответить)?

3.Правильно или с ошибками?

4.Самостоятельно или с чей-то помощью?

5.Какую себе поставишь отметку?.

6.Почему?

7. Каков был уровень задания?

8. Какое умение развивалось?.и.т.д.(в зависимости от этапа обучения).

Цель этих новых требований к системе оценивания - снизить показатели уровня тревожности в ситуации «предъявления себя» и в отношениях с учителями, развить качества контрольно-оценочной самостоятельности, повысить сознательное отношение учеников к цели обучения: «от умения сотрудничать к умению учить себя».

Подведя итоги, перечислим документацию, необходимую для фиксации комплексной

Для учителя - это:

1.Рабочий журнал;

2.Дневник наблюдений;

3. Таблица образовательных результатов;

4.Тематический оценочный лист.

Для ученика-это:

1.Портфель достижений;

2.Карта достижений;

3.Дневник самооценки;

4. Тематический оценочный лист.

Итак, ответ на вопрос «КПСС» - Как Помочь Самому Себе следующий:

1.Начитывать литературу по ФГОС:

2.Проводить обучающие семинары в методических объединениях школы;

3.Посещать семинары разного уровня;

4.Записывать себя на курсы повышения квалификации;

5.Посещать уроки учителей начальных классов,уже работающих по ФГОС;

6.Следить за расписанием вебинаров издательства «Просвещения», «Всероссийского интернет-педсовета» и принимать в них участие, кстати, бесплатное.;

7.На методических неделях давать открытые уроки уже с компонентами ФГОС (целеполагание, самоконтроль и самооценка и т.д.)

Сейчас критериями оценки деятельности учителя начального класса, реализующего ФГОС НОО (кстати, влияющими на стимулирующую надбавку) являются мотивационная, технологическая готовность к реализации ФГОС и готовность к использованию современных способов оценки образовательных результатов (что ждёт и нас).

Желаю, чтобы наши ученики чаще говорили нам «Спасибо за урок». А это случается, когда, они чувствуют удовлетворение от достойной оценки своего труда.

Литература

1.ФГОС ООО (пункт№12) Система оценки достижений планируемых результатов.

2 «.Оценки достижения и технология оценивания планируемых результатов» (начальное общее образование) Д.Данилов.

3.Критерии оценки деятельности учителя, реализующего ФГОС НОО.

4.. «Планируемые результаты и оценка их достижений как структурообразующий элемент ФГОС».Вебинар(Webinar .ru ) О.Б.Логинова,к.п.н. научный консультант НОЦ издательства «Просвещения».

5. « Что принесёт учителю новый профессиональный стандарт педагога?». Видеолекция («Всероссийский интернет- педсовет») Е.Ямбург,д.п.н. академик РАО, директор ЦОН.

6. «Новая эффективная дидактика» Н.Ф.Леонов « Самоконтроль и самооценка знаний учащимися-средство активизации их познавательной деятельности».

Система оценивания образовательных достижений

Новые подходы в образовании ведут за собой новые результаты, а новые результаты требуют новых форм оценки. Эта сложная проблема представляет для меня большой интерес. В ходе освоения образовательной программы в рамках ФГОС остро стоит необходимость в системе оценки достижения планируемых результатов. Целью системы оценки является текущий, промежуточный и итоговый мониторинг сформированности предметных и метапредметных результатов на определенном этапе обучения. Система оценки направлена на решение задачи оптимизации развития обучающихся.

Формирующая оценка – это, как обратная связь для учащихся, позволяющая им уяснить, какие шаги им необходимо предпринять для улучшения своих результатов.

Структура системы оценки:

    Инструменты формирующего оценивания позволяют перенести акцент на процесс преподавания и учения. Активная роль в этом процессе отводится ученику.

Эффективными способами индивидуальной и коллективной работы для гибкого оценивания достижений ученика становятся следующие методы и формы формирующего оценивания:

    листы самооценки на уроке, которые играют решающую роль в социальной адаптации ученика, влияют на понимание ими учебных целей, позволяют научить школьника анализировать причины трудностей и способы преодоления их;

    взаимооценка – прием, используемый при взаимообмене тетрадями, проверочными работами, обсуждении проектов и выставлении отметок в группах, что становится одним из инструментов гибкого оценивания результатов;

    метод оценивания продуктов учебной, исследовательской, проектной, творческой деятельности.

    Тестирование. Методом исследования уровня знаний, умений, навыков является такая форма контроля, как тест. От других методов диагностики тесты отличаются тем, что позволяют проверить знания обучающихся по широкому спектру вопросов, сокращают временные затраты на проверку знаний, практически исключают субъективизм учителя как в процессе контроля, так и в процессе оценки.

    Устный опрос . Этот метод является наиболее распространенным при проверке и оценке знаний. Сущность этого метода заключается в том, что учитель задает учащимся вопросы по содержанию изученного материала и побуждает их к ответам, выявляя, таким образом, качество и полноту его усвоения.

    Контрольные срезы . Это эффективный метод проверки и оценки знаний, умений и навыков учащихся, а также их творческих способностей. Сущность этого метода состоит в том, что после прохождения больших тем или разделов учебной программы учитель проводит в письменной форме проверку и оценку знаний, умений и навыков учащихся.

    Устные и письменные зачеты . Носят чаще всего индивидуальный подход. Так как при таком подходе ученик полнее раскрывает свои способности. Имею в арсенале большой накопленный контрольно-измерительный, дидактический материал, разноуровневые карточки, макеты фигур и т.д.

Критерии оценивания по математике

Оцениваю знания и умения учащихся с учетом их индивидуальных особенностей, опираясь на рекомендации Министерства Образования и науки РФ:

2. Основными формами проверки знаний и умений учащихся по математике являются письменная контрольная работа и устный опрос.

При оценке письменных и устных ответов в первую очередь учитываю показанные учащимися знания и умения. Оценка зависит также от наличия и характера погрешностей, допущенных учащимися.

3. Среди погрешностей выделяются ошибки и недочеты. Погрешность считается ошибкой, если она свидетельствует о том, что ученик не овладел основными знаниями, умениями, ука­занными в программе.

К недочетам относятся погрешности, свидетельствующие о недостаточно полном или недостаточно прочном усвоении основных знаний и умений или об отсутствии знаний, не считающихся в про­грамме основными. Недочетами также считаются: погрешности, ко­торые не привели к искажению смысла полученного учеником зада­ния или способа его выполнения; неаккуратная запись; небрежное выполнение чертежа.

Граница между ошибками и недочетами является в некоторой степени условной. При одних обстоятельствах допущенная учащи­мися погрешность может рассматриваться учителем как ошибка, в другое время и при других обстоятельствах - как недочет.

4. Задания для устного и письменного опроса учащихся со­стоят из теоретических вопросов и задач.

Ответ на теоретический вопрос считается безупречным, если по своему содержанию полностью соответствует вопросу, содержит все необходимые теоретические факты и обоснованные выводы, а его изложение и письменная запись математически грамотны и от­личаются последовательностью и аккуратностью.

Решение задачи считается безупречным, если правильно выбран способ решения, само решение сопровождается необходимыми объяснениями, верно выполнены нужные вычисления и преобразования, получен верный ответ, последовательно и аккуратно за­писано решение.

5. Оценка ответа учащегося при устном и письменном опросе проводится по пятибалльной системе, т. е. за ответ выставляется одна из отметок: 1 (плохо), 2 (неудовлетворительно), 3 (удов­летворительно), 4 (хорошо), 5 (отлично).

6. Учитель может повысить отметку за оригинальный ответ на вопрос или оригинальное решение задачи, которые свидетельству­ют о высоком математическом развитии учащегося; за решение бо­лее сложной задачи или ответ на более сложный вопрос, предло­женные учащемуся дополнительно после выполнения им заданий.

Критерии ошибок:

    К грубым ошибкам относятся ошибки, которые обнаруживают незнание учащимися формул, правил, основных свойств, теорем и неумение их применять; незнание приемов решения задач, рассматриваемых в учебниках, а также вычислительные ошибки, если они не являются опиской;

    К негрубым ошибкам относятся: потеря корня или сохранение в ответе постороннего корня; отбрасывание без объяснений одного из них и равнозначные им;

    К недочетам относятся: нерациональное решение, описки, недостаточность или отсутствие пояснений, обоснований в решениях

Оценка устных ответов учащихся по математике

Ответ оценивается отметкой «5», если ученик:

    полно раскрыл содержание материала в объеме, предусмотрен­ном программой и учебником,

    изложил материал грамотным языком в определенной логиче­ской последовательности, точно используя математическую термино­логию и символику;

    правильно выполнил рисунки, чертежи, графики, сопутствующие ответу;

    показал умение иллюстрировать теоретические положения конк­ретными примерами, применять их в новой ситуации при выполне­нии практического задания;

    продемонстрировал усвоение ранее изученных сопутствующих вопросов, сформированность и устойчивость используемых при от­работке умений и навыков;

    отвечал самостоятельно без наводящих вопросов учителя. Возможны одна - две неточности при освещении второстепенных вопросов или в выкладках, которые ученик легко исправил по за­мечанию учителя.

Ответ оценивается отметкой «4», если он удовлетворяет в основ­ном требованиям на оценку «5», но при этом имеет один из недо­статков:

    в изложении допущены небольшие пробелы, не исказившие ма­тематическое содержание ответа;

    допущены один – два недочета при освещении основного содержа­ния ответа, исправленные по замечанию учителя;

    допущены ошибка или более двух недочетов при освещении вто­ростепенных вопросов или в выкладках, легко исправленные по замечанию учителя.

Отметка «3»

    неполно или непоследовательно раскрыто содержание материа­ла, но показано общее понимание вопроса и продемонстрированы умения, достаточные для дальнейшего усвоения программного ма­териала (определенные «Требованиями к математической подготов­ке учащихся»);

    имелись затруднения или допущены ошибки в определении поня­тий, использовании математической терминологии, чертежах, вы­кладках, исправленные после нескольких наводящих вопросов учителя;

    ученик не справился с применением теории в новой ситуации при выполнении практического задания, но выполнил задания обя­зательного уровня сложности по данной теме;

    при знании теоретического материала выявлена недостаточная сформированность основных умений и навыков.

Отметка «2» ставится в следующих случаях:

    не раскрыто основное содержание учебного материала;

    обнаружено незнание или непонимание учеником большей или наиболее важной части учебного материала;

    допущены ошибки в определении понятий, при использовании математической терминологии, в рисунках, чертежах или графиках, в выкладках, которые не исправлены после нескольких наводящих вопросов учителя.

Отметка «1» ставится, если:

ученик обнаружил полное незнание и непонимание изучаемого учебного материала или не смог ответить ни на один из по­ставленных вопросов по изучаемому материалу.

Оценка письменных контрольных работ учащихся

по математике

Отметка «5» ставится, если:

    работа выполнена полностью;

    в логических рассуждениях и обосновании решения нет пробе­лов и ошибок;

    в решении нет математических ошибок (возможна одна неточ­ность, описка, не являющаяся следствием незнания или непо­нимания учебного материала).

Отметка «4» ставится, если:

    работа выполнена полностью, но обоснования шагов решения недостаточны (если умение обосновывать рассуждения не являлось специальным объектом проверки);

    допущена одна ошибка или два-три недочета в выкладках, ри­сунках, чертежах или графиках (если эти виды работы не являлись специальным объектом проверки).

Отметка «3» ставится, если:

допущены более одной ошибки или более двух-трех недоче­тов в выкладках, чертежах или графиках, но учащийся владеет обязательными умениями по проверяемой теме.

Отметка «2» ставится, если:

допущены существенные ошибки, показавшие, что учащийся не владеет

обязательными умениями по данной теме в полной мере

Отметка «1» ставится, если:

работа показала полное отсутствие у учащегося обязательных знаний и умений по проверяемой теме или значительная часть работы выполнена не самостоятельно.

В России стартовал национальный проект "Образование", в ходе реализации которого изменение целей обучения (формирование инициативной, творческой личности), важность конечного результата (компетентность выпускника) повлекли и изменение, совершенствование подходов, методов и приемов обучения. Изменение стратегии обучения сопровождается и совершенствованием способов оценки достижений школьников. Другими словами, задача каждого учителя - создать благоприятные условия для проявления и стимулирования личностного потенциала всех участников образовательного взаимодействия.

Рейтинговая система оценивания учебных достижений школьников может рассматриваться как один из возможных способов, отвечающих поставленной задаче. Учитывая потребность современного общества в "комплексной образованности", я считаю, что переход к рейтинговой системе оценки в старшей (профильной) школе необходимым. Рейтинг дает возможность получить объективную и полную картину образовательных результатов: освоение знаний, умений и навыков по предмету, формирование компетенций и даже становления личностных характеристик.

Накопленный опыт убедил меня, что из всех систем оценивания: традиционной (пятибалльной), тестовой, "портфолио", рейтинговая система позволяет более объективно оценить индивидуальные достижения школьников в учебной и внеурочной деятельности, стимулирует их к самостоятельному поиску материалов, к началу самостоятельной научно-исследовательской деятельности. Рейтинговая система оценивания позволяет в соответствии с индивидуальными особенностями осуществлять выбор учеником возможных вариантов и форм овладения предметом, помогает учителю расширить общение, лучше ориентироваться в интересах и потребностях учащихся, знать и учитывать их индивидуальные особенности.

Главная цель рейтинговой системы оценивания - влияние на активность учащихся в получении знаний, а также оценка динамики уровня знаний на каждом этапе их усвоения. Рейтинговая система оценивания реализует на практике лекционно-семинарское, модульное, проблемное, дифференцированное обучение, игровые, проектные, информационно-коммуникативные технологии на этапе проверки и оценки достижений школьника при помощи индивидуального числового показателя - рейтинга. Данная система оценивания позволяет создать максимально комфортную среду обучения и воспитания, перевести учебную деятельность учащихся из необходимости во внутреннюю потребность.

Рейтинг - это система оценки накопительного типа, которая отражает успеваемость школьников, их творческий потенциал, психологическую и педагогическую характеристику. В основе рейтинговой системы контроля знаний лежит комплекс мотивационных стимулов, среди которых своевременная и систематическая оценка результатов труда ученика в соответствии с его реальными достижениями, система поощрения успевающих учащихся.

  • расширить компетентность школьников в области изучения дисциплины;
  • развить у учащихся самостоятельность мышления и способность к самообразованию и саморазвитию;
  • создать условия, учитывающие индивидуальные способности, возможности учащихся, для успешной реализации общих, единых целей обучения;
  • повысить ответственность школьников за результаты своего обучения.

Рейтинговая система оценивания учебных достижений учащихся основана на учете накапливаемых баллов за текущие результаты обучения. Для обеспечения непрерывного контроля учебной деятельности школьников я выбрала простую модель рейтингового оценивания. Каждый вид деятельности учащихся оценивается соответствующими баллами по разработанной рейтинговой шкале, т.е. вместе с привычной пятибалльной системой, работа ученика оценивается еще и по системе "рейтинг". Рейтинг - индивидуальный коэффициент старшеклассника определяется по результатам всех видов занятий, вариантов контроля, подсчитывается как общая сумма баллов на этапе рубежного, итогового контроля. При этом весь профильный курс 10 и 11 классов разбивается на тематические модули. В каждом модуле планируется система текущего контроля, определяется количество баллов за выполняемое задание, максимальное и минимальное число баллов по каждому виду деятельности, количество и формы рубежного контроля. На первом же уроке профильного курса знакомлю учащихся с рейтинговой системой, ее условиями, шкалой перевода рейтинговых баллов в традиционную систему оценивания.

Разработка оценочной шкалы по теме (модулю) с учетом требований к знаниям, умениям и навыкам в соответствии с программным материалом и учебником.

Ознакомление с оценочной шкалой и суммой баллов учащихся и родителей.

Изучение материала по теме, занесение результатов в рейтинговый лист учащегося.

Перевод суммы баллов в оценку и выставление в журнал.

При разработке оценочной шкалы применяю следующие виды рейтинга :

  • стартовый рейтинг - это определение начального уровня знаний;
  • текущий рейтинг включает оценку работы ученика на уроках;
  • дисциплинарный рейтинг включает текущий, промежуточный, итоговый контроль;
  • творческий рейтинг - это самостоятельная работа ученика во внеурочное время.
Вид рейтинга Вид учебной деятельности. Баллы. Вид баллов.
стартовый рейтинг 1. Входное диагностирование. до 30 баллов Обязательные баллы.
2. Проверочная работа. до 10 баллов
текущий рейтинг 3. Текущие ответы (устные ответы на уроке, индивидуальная работа). 1-3 балла за урок
4. Решение дополнительных задач. 1-3 балла
5. Практическая работа. 5 - 10 баллов
6. Практикум. 5 баллов
7. Семинар. до 10 баллов
8. Домашняя работа. 1-3 балла
дисциплинарный рейтинг 9. Тематический срез, тестирование. 5-15 баллов
10. Контрольная работа. до 20 баллов
11. Зачетная работа. до 20 баллов
творческий рейтинг 12. Сообщение, реферат. до 10 баллов Дополнительные баллы.
13. Творческая работа (кроссворды, наглядные пособия, макеты и т.п.) 5 - 10 баллов
14. Исследовательская работа

(проект, презентация)

30 - 50 баллов
15. Решение задач повышенной сложности. 5-10 баллов
16. Участие в олимпиадах, конкурсах, конференциях и т.п. (от уровня). 10-30 баллов

Для определения рейтинга вводятся обязательные и дополнительные баллы. Обязательными баллами оценивается выполнение самостоятельных, контрольных работ, тестов, сдача зачетов, решение задач и т.д. Дополнительные баллы используются для поощрения учащихся при выполнении ими творческих заданий (написание рефератов, выполнение проектов), за участие в олимпиадах, конференциях, конкурсах, за решение задач повышенной сложности. Дополнительными баллами также поощряется активное участие в практических и семинарских занятиях, работа консультантом, ассистентом на зачетах, проведение занятий с учеником, пропустившим уроки (5-20 баллов). Если ученик отсутствовал на уроке, то за пропущенную работу получает "0" баллов. Если учащийся набирает не удовлетворяющее его количество баллов, он имеет право "добрать" недостающие баллы (закрыть пробелы в знаниях). Такие работы ученик может выполнить в специально отведенное время. Общее количество баллов по каждому модулю определяется в зависимости от часов, отведенных на его изучение, а также значимости данной темы по сравнению с другими.

Рейтинговый балл по изученному модулю переводится в оценку и выставляется в журнал. Учащиеся, имеющие 86-100% от общей суммы баллов, получают оценку "отлично", 71 - 85% - оценку "хорошо", а 56 - 70% - оценку "удовлетворительно".

Начиная с 1 сентября и до окончания учебного года, полученные баллы за все виды учебной деятельности учащегося суммируются. По количеству набранных баллов выставляются полугодовые и годовые оценки. Ученики, набравшие 86% - 100% от общей суммы баллов за I полугодие, за год освобождаются от зачетов за полугодие, от итоговой контрольной работы.

На изучение темы отводится 22 часа.

Рейтинговое оценивание знаний я начинаю использовать с 5-го класса, например, при проведении уроков-соревнований, уроков-путешествий, игровых уроков, зачетов, при выполнении проектов. Применение творческого рейтинга с 5-го класса активизирует познавательную деятельность учащихся, развивает их творческие способности, интерес к математике. Активность учащихся на уроках возрастает, дети перестают испытывать страх перед опросом, так как понимают, что оценка по предмету зависит от их способностей, возможностей и трудолюбия.

Схема урока по математике с использованием рейтинговой оценки знаний

Цели урока:

  • создать условия для практического применения изученного материала, выявления
  • уровня овладения системой знаний и умений, опытом творческой деятельности;
  • развивать умения самостоятельно применять знания на практике с учетом уровней усвоения материала, развивать умения анализировать, сравнивать; формировать навыки творческой, познавательной деятельности, способностей к оценочной деятельности;
  • формировать навыки самоконтроля, самооценки, взаимопомощи; развивать инициативу, самостоятельность, уверенность в своих силах.

Технология: уровневая дифференциация с использованием рейтинговой оценки знаний.

Оборудование:

  • дифференцированные задания каждому ученику;
  • судовой дневник каждому ученику (рейтинговый лист).
СУДОВОЙ ДНЕВНИК

ученика(цы) 5 класса __________________________________

Этапы регаты Баллы За устный ответ - 1 балл,

за письменные задания

от 1 до 5 баллов.

1. Проверка снаряжения
2. Бухта уравнений
3. Остров смекалки 12-14 баллов - оценка "5" .

9-11 баллов - оценка "4" .

6-8 баллов - оценка "3" .

4. Задачный залив
5. Мыс Успеха
Итоговый балл
Оценка

Структура урока.

Организационный этап. Что такое "регата". Сообщение темы, целей регаты, правила заполнения судового дневника.

Этап актуализации опорных знаний.

Проверка снаряжения . Устная работа: решение примеров, уравнений.

За верно выполненное задание - 1 балл.

Этап применения знаний, умений в сходной и новой ситуациях:

Бухта уравнений. Решение уравнений разного уровня сложности: от 1 до 3 баллов.

Самопроверка по образцу.

Остров смекалки. Устная работа: задания на смекалку (по 1 баллу за верный ответ).

Задачный залив. Решение задач разного уровня сложности: от 2 до 4 баллов.

Работа в парах. Самопроверка, самоконтроль.

Физкультминутка.

Семафорное сообщение (расшифровать слово).

Этап контроля и самоконтроля.

Мыс Успеха. Самостоятельная дифференцированная работа:

I уровень: уравнение - 1 балл, задача - 2 балла;

II уровень: уравнение - 2 балл, задача - 2 балла;

III уровень: уравнение - 2 балл, задача - 3 балла.

Проверка по ответам, самоконтроль.

Информация о домашнем задании (дифференцированная домашняя работа).

Творческое задание: составить условие и решить задачу по теме регаты аналогично задачам, которые решали в классе.

Итог урока. Учащиеся подсчитывают баллы в судовом дневнике, переводят в оценку.

Определяются победители регаты (учащиеся с высокими рейтинговыми баллами).

Рефлексия (например, с помощью "солнышка и тучки").

В 7-9 классах рейтинговую систему оценивания знаний я применяю не только на отдельных уроках, но и при изучении некоторых тем. Например, 7 класс: "Многочлены"; 8 класс: "Функции ", "Квадратные уравнения"; 9 класс: "Неравенства и системы неравенств", "Системы уравнений", "Числовые функции". Рейтинговая система оценки учебных достижений школьников эффективно используется в ходе изучения дополнительных курсов. Например, применяю творческий рейтинг при изучении факультативного курса "Дополнительные вопросы курса алгебры 8 класса", элективного курса "Элементы финансовой математики" (в рамках предпрофильной подготовки в 9 классе). С помощью рейтинга всегда видно положение данного ученика на фоне всего класса, и легко определить, как "близко" или "далеко" в данный момент времени до оценки в четверти или в году, на которую ученик рассчитывает.

Профильные 10-11 классы обучаются по зачетной системе с использованием рейтинговой технологии оценивания учебных достижений школьников. На уроках в основном даются задания базового и повышенного уровня, а на факультативе рассматриваются задания более высокого уровня. После прохождения темы проводится тематический зачет, в котором используются дифференцированные задания. В конце полугодия проводятся итоговые зачеты. Ученики, которые хорошо сдавали текущие зачеты, имеют высокий рейтинг, освобождаются от итоговых зачетов. Учащиеся знают об этом, таким образом, повышается мотивация учащихся к усвоению знаний, повышается качество знаний. Такая система обучения - хорошая подготовка к учебе в высших учебных заведениях.

Рейтинговая система оценки в значительной степени отвечает условиям формирования успешности учащихся профильных классов. Благодаря рейтингу, стирается противоречие между объемом вложенного труда и результатами, оценкой этого труда. Чем больше затраченных усилий, тем гарантированнее высокий результат, тем выше уровень удовлетворения от успешного выполнения поставленной перед учеником учебной задачи. Меняется уровень самооценки школьника, появляется стремление к достижению новых побед. А это прекрасный стимул к активному, осознанному, творческому труду.

  • определить уровень подготовки каждого обучающегося на каждом этапе учебного процесса;
  • получить объективную динамику усвоения знаний в течение учебного года;
  • дифференцировать значимости оценок, полученных учащимися за выполнение различных видов работы (самостоятельная работа, текущий, итоговый контроль, домашняя, творческая и др. работы);
  • отражать текущей и итоговой оценкой количество вложенного учеником труда;
  • повысить объективность оценки знаний.

Преимущества, связанные с использованием рейтинговой системы оценивания учебных достижений как средства успешного развития компетентности школьников очевидны, так как они позволяют значительно повысить эффективность учебной деятельности учащихся за счет целого ряда факторов.

Во-первых, стимулируется максимально возможный в данной ситуации интерес учащихся к конкретной теме, а, следовательно, к предмету в целом.

Во-вторых, процесс обучения и контроля охватывает всех учащихся, их обучение при этом контролируется учителем и одноклассниками.

В-третьих, дух соревнования и соперничества, изначально заложенный в человеческой природе, находит оптимальный выход в добровольной игровой форме, которая не вызывает стрессовой ситуации.

В-четвертых, развиваются элементы творчества, навыки самоанализа, включаются дополнительные резервы личности, обусловленные повышенной мотивацией учащихся.

В-пятых, наблюдается поворот мышления и поведения школьников в направлении более продуктивной и активной познавательной деятельности.

Рейтинговая система помогает старшеклассникам при выстраивании индивидуальной образовательной траектории, при планировании и достижении результатов обучения в соответствии со способностями, склонностями и интересами. Рейтинговая система оценивания знаний заставляет ученика заниматься предметом систематически, быть внимательным на уроке, заниматься самостоятельно, использовать дополнительную литературу, что способствует активизации мыслительной деятельности учащихся, повышению учебной мотивации, развитию интереса к изучаемому предмету. Данная система развивает аналитическое и критическое мышление, коммуникативные способности, позволяет психологически перевести учащихся с роли пассивных "зрителей" в роль активных участников педагогического процесса. Рейтинговое оценивание способствует контролю целостной системы универсальных знаний, умений и навыков, а также формированию самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, т.е. ключевых компетентностей. Мои ученики с удовольствием выполняют различные творческие работы по математике: информационные, исследовательские проекты, рефераты, доклады, сочиняют сказки, составляют кроссворды, ребусы, шарады. Лицеисты принимают активное участие в интеллектуальных конкурсах, олимпиадах. Они нацелены на творчество, самореализацию, успех.

Эффективность использования рейтинговой системы оценивания учебных достижений подтверждается повышением "качества знаний" учащихся (за последние три года - рост на 15%). Наблюдается стабильно положительная динамика уровня математической компетентности выпускников по результатам независимой оценки их образовательных достижений (качество знаний выпускников выросло на 20%).

В отечественной педагогике этот метод завоевывает все больше и больше популярности и используется не только в вузах, но и во многих школах.

Современные подходы в образовании требует отказа не от контролирования и оценивания знаний, умений, а от традиционных форм побуждения к учению с помощью оценок. Поиск новых способов стимулирования учебного труда учащихся, принцип личной заинтересованности, набирающий силы в обучении и воспитании, определяют новые подходы. Дополняясь принципом добровольности в выборе уровня обучения (а значит, и контролирования), оценка может превратиться в способ рационального определения личного рейтинга - показателя значимости (веса) человека в цивилизованном обществе.

Приложение 1 . Индивидуальный рейтинговый лист учащегося.

Приложение 3 . Урок по алгебре и началам анализа с использованием рейтинговой системы оценивания знаний в 11 классе.

Литература:

  1. УМК А. Г. Мордкович, П. В. Семенов "Алгебра и начала анализа". 10 класс, 11 класс. Профильный уровень. 2007 г.
  2. Программы. Алгебра и начала математического анализа. 10-11 классы / авт.-сост. И. И. Зубарева, А. Г. Мордкович. М. 2009 г.
  3. М.В.Калужская "Внедрение рейтингов в старшей школе". М. "Справочник заместителя директора школы". 2008 г.
  4. Интернет-ресурсы:
  5. http://pedsovet.org/component/option,com_mtree/task,viewlink/link_id "Рейтинговая система оценивания знаний учащихся в современном образовательном пространстве".
  6. http://festival.1september.ru/ - Фестиваль педагогических идей "Открытый урок" 2008 - 2009 учебного года.
Поделитесь с друзьями или сохраните для себя:

Загрузка...