Технология зигзаг. Интерактивные методы обучения на уроках в начальной школе

«Алгоритм работы с приемом "Зигзаг" на уроке»

Из опыта работы Джафаровой Надежды Витальевны,

учителя начальных классов МБОУ СШ № 43 города Архангельска

Мастер-класс

Пояснительная записка

Название приёма - «Зигзаг».

Цель - освоить учащимся большой по объёму текст (см. приложение)

Оборудование - текст, листы бумаги, фломастеры, ручки, карандаши.

Авторы педагогической технологии развития критического мышления отмечают, что необходимо выделить достаточное время для реализации смысловой стадии чтения. Если учащиеся работают с текстом, было бы целесообразно выделить время для второго прочтения. Это достаточно важно, так как для того, чтобы прояснить некоторые вопросы, необходимо увидеть текстовую информацию в различном контексте. Такие условия выполняются в приёме «Зигзаг».

Прием «Зигзаг» относится к группе приемов развития критического мышления и требует организации работы учащихся вместе: в парах или небольших группах над одной и той же проблемой, в процессе которой выдвигаются новые идеи. Эти идеи и мнения обсуждаются, дискутируются. Целью данного приема является изучение и систематизация большого по объему материала. Для этого предстоит сначала разбить текст на смысловые отрывки для взаимообучения.

Предполагаемый результат

Деятельность мастера

Деятельность учеников

(1 мин.)

Ввод в тему (вопрос - ответ) :

- Какой большой раздел мы изучаем?

Какие вопросы мы уже рассмотрели?

- Какие ещё вопросы можно задать по данному разделу?

- А интересно, наверное, узнать, были или нет профессии у людей и сохранились или нет до наших времён.

Вот сегодня и выясним, а для этого перед вами тексты на заданную тему.

Комментарии: стадия вызова осуществляется при помощи любых приёмов. В данной стратегии может и не быть фаза вызова как таковой, так как само задание - организация работы с текстом большого объёма - само по себе служит вызовом.

Текст изначально делится учителем на несколько частей. Текст должен быть поделен на столько частей, сколько участников в первичной группе.

Объяснение задания.

Ответы детей:

- Как жили наши предки.

- Как узнают о жизни предков, чему они поклонялись, в каких домах они жили, чем современные города отличаются от городов тех времён.

- Как одевались наши предки, были или нет школы, магазины и т.д.

Каждая группа получает один и тот же текст.

Комментарии: если текст слишком объёмный, то можно разделить класс на три рабочие группы по 7 человек в каждой. Но не больше.

Деление на группы (умение договариваться)

(5 мин)

Мастер координирует работу каждого участника в отдельности (по необходимости).

Комментарии: каждая группа получает один и тот же текст. Причём каждый участник рабочей группы получает по одному отрывку из текста. Эти отрывки можно пронумеровать или отметить разными цветами.

Индивидуальная работа. Каждый ученик работает со своей частью текста — прорабатывает информацию, анализирует, составляет опорный конспект. Важно, чтобы из отрывка было взято все самое нужное. Причем сделать это он может по-разному — составить кластер, таблицу, схему и т.д.

Комментарии: учеников необходимо снабдить фломастерами, листами бумаги, где они смогут предоставить изученную информацию кратко. Конечно, дети должны уже уметь составлять схемы, кодировать содержание рисунками, составлять кластеры и т. д. - всё это отрабатывается постепенно, под руководством учителя.

Ученик представляет своеобразную «выжимку» своего отрывка (отбор информации, её кодирование).

(5 мин)

Мастер прислушивается к выбору в группах, обсуждениям.

Комментарии: «экспертные» группы составляют так, чтобы в каждой оказались специалисты по одной теме.

Групповая работа. Теперь учащиеся переходят к своим «коллегам». Составляются экспертные группы. То есть, в одной команде окажутся все те, кто получил отрывок № 1, в другой — те, кто получил отрывок № 2. Начинается этап обсуждения. Учащиеся обмениваются своими работами, мнениями, выбирают самый лучший вариант для презентации своей части текста.

Комментарии: по договорённости дети могут выбранный вариант ещё сообща дополнить «изюминками» других экспертов, улучшить свою версию части текста.

Обмен мнениями. Выбор лучшего варианта представления своего отрывка (умение принять чужую точку зрения или отстоять свою).

(5 мин)

Следит за отведённым временем, объявляет о прекращении работы в рабочих группах.

Комментарии : мастер обговаривает заранее, что на данном этапе во всех группах происходит обсуждение, объяснение друг другу, поэтому работа должна вестись в полголоса, не мешая остальным группам.

После этого ребята возвращаются в свои рабочие группы, и начинается этап размышления. Каждый по очереди презентует свою часть текста. Будет это краткое изложение, кластер, таблица — это решено уже на стадии работы в экспертной группе.

Комментарии: таким образом, каждый из учеников получает сведения по всему тексту, складывается общее представление изучаемой темы. Ученик, который слабо справился с заданием на этапе индивидуальной работы, побывав в экспертной группе, должен вернуться в свою рабочую группу уже подготовленным, с улучшенным вариантом презентации своей части работы.

Участники доносят свою информацию, ссылаясь на зарисовки, записи (умение объяснять).

(4 мин)

Мастер следит за регламентом времени при выступлении детей. Отмечает «изюминки» выступления.

Завершается «Зигзаг» общей работой всего класса. Каждую часть текста презентует один из экспертов по данному вопросу. В итоге происходит вторичное прослушивание материала. Остальные эксперты «дополняют» коллегу.

Большой по объёму текст изучен детьми.

(умение излагать последовательно мысли с опорой на закодированную информацию).

(2 мин)

Следит за правильностью ответов на вопросы, уточняет, поправляет детские высказывания.

На этапе рефлексии учащиеся решают, чья презентация материала была наиболее точной и эффективной. Дополнительным заданием может быть составление вопросов по своему отрывку, которые покажут, насколько остальные поняли и усвоили материал. Причем вопросы тоже можно разнообразить — либо это просто вопросы, либо мини-тесты, либо какое-то практическое задание.

То есть не учитель выдает готовое знание, а сами учащиеся.

  • В-третьих, мобилизуется способность учащихся выделять главное из текста, систематизировать информацию.
  • В-четвертых, развивается умение работать в группе, сообща.
  • В-пятых, охваченным оказывается весь класс, здесь не будет пассивных учащихся.
  • В-шестых, прием «Зигзаг» позволяет включать в работу и другие приемы ТРКМ, такие как «кластер «, «эссе», «сводные таблицы» и пр.
  • Алгоритм работы с приемом «Зигзаг» на уроке

    Итак, условия заданы - требуется за урок освоить большой пласт материала.

    • Текст изначально делится учителем на несколько частей (на сколько - см. условия ниже).
    • Класс делится на группы с равным количеством участников . Например, на 5 групп по 5 учеников в каждой группе. Для удобства будем называть эти первичные группы рабочими. Текст должен быть поделен на столько частей, сколько участников в этой первичной группе.

    Если текст слишком объемный, то можно разделить класс на три рабочие группы по 7 человек в каждой. Но не больше.

    • Каждая группа получает один и тот же текст. Причем каждый участник рабочей группы получает по одному отрывку из текста. Эти отрывки можно пронумеровать или отметить разными цветами.
    • Индивидуальная работа. Каждый ученик работает со своей частью текста - прорабатывает информацию, анализирует, составляет опорный конспект. Важно, чтобы из отрывка было взято все самое нужное. Задача ученика: представить своеобразную «выжимку», квинтэссенцию. Причем сделать это он может по-разному - составить кластер, таблицу, схему, инфографику и т.д.
    • Следующий этап работы - групповой. Теперь учащиеся переходят к своим «коллегам». Составляются экспертные группы. То есть, в одной команде окажутся все те, кто получил отрывок № 1, в другой - те, кто получил отрывок № 2. Начинается этап обсуждения. Учащиеся обмениваются своими работами, мнениями, выбирают самый лучший вариант для презентации своей части текста.

    Дополнительным заданием может быть составление вопросов по своему отрывку, которые покажут, насколько остальные поняли и усвоили материал. Причем вопросы тоже можно разнообразить - либо это просто вопросы, либо мини-тесты, либо какое-то практическое задание.

    • После этого ребята возвращаются в свои рабочие группы, и начинается этап размышления. Каждый по очереди презентует свою часть текста. Будет это краткое изложение, кластер, таблица - это решено уже на стадии работы в экспертной группе. Таким образом, каждый из учеников получает сведения по всему тексту.
    • Завершается «Зигзаг» общей работой всего класса. Каждую часть текста презентует один из экспертов по данному вопросу. В итоге происходит вторичное прослушивание материала. Остальные эксперты «дополняют» коллегу.

    На этапе рефлексии учащиеся решают, чья презентация материала была наиболее точной и эффективной. А также намечают круг вопросов, которые требуют уточнений, пояснений. Итогом такой работы может стать совместный проект или презентация.

    «Зигзаг-2», или облегченный вариант

    Этот прием можно использовать для изучения текста меньшего объема или, например, при изучении художественного произведения. Так, прием «Зигзаг» можно использовать и в начальной школе, а его облегченный вариант и на уроках литературы.

    В этом случае текст изучается каждым учеником полностью.

    • Для деления на группы учитель изначально предлагает определенное количество вопросов.
    • Получив свой вопрос, ученик отвечает на него, так же составляет график, кластер и проч.
    • Далее также следует работа в экспертных группах, которая решит, чья презентация наиболее объективна.
    • Работа в рабочих группах проводится, как и в «Зигзаге-1», только презентуются уже ответы на вопросы по тексту.
    • Итоговая работа - общая. Один из экспертов каждой группы представляет свой вариант ответа на вопрос. Вторичное прослушивание еще больше закрепляет информацию в сознании учащихся.

    Таким образом, за один урок можно освоить довольно большой пласт информации. Прием «Зигзаг» только на первый взгляд кажется громоздким и неудобным. На практике дети быстро втягиваются в процесс, так как работа в группах активизирует элемент соревнования.

    Использование стратегии «Зигзаг-2» (технология развития критического мышления)
    на уроках окружающего мира

    Ефремова Татьяна Валентиновна

    ( Tatyana . Efremova 1991@ yandex . ru )

    учитель начальных классов

    Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

    средняя общеобразовательная школа №158 (ГБОУ СОШ №158)

    г. Санкт - Петербург

    Использование стратегии «Зигзаг-2» (технология развития критического мышления) на уроках окружающего мира.

    Дети от природы любознательны, они хотят познавать мир, способны рассматривать серьезные вопросы и выдвигать оригинальные идеи.

    Роль учителя - быть вдумчивым помощником, стимулируя учащихся к неустанному познанию и помогая им сформировать навыки продуктивного мышления.

    В настоящее время начальная школа находится на этапе модернизации и обновления содержания образования - достижение нового современного качества российского образования, утвержденного в Федеральных государственных образовательных стандартах.

    Ключом к успешному развитию современного общества становится формирование самостоятельного, ответственного, думающего человека, способного к сотрудничеству, созидательной деятельности; толерантности, терпимости к чужому мнению; умения вести диалог, искать и находить содержательные компромиссы. И потому начальная школа должна стать не «школой навыка», а первым опытом ребенка в образовании - местом пробы своих сил, пространством раскрытия личностного потенциала и школой взросления.

    Учитель должен в совершенстве владеть современными образовательными технологиями, чтобы процесс обучения был качественным и повышал интерес ребенка к получению новых знаний. В настоящее время, когда приоритетным направлением обучения выбрано личностно-ориентированное обучение, перед педагогом стоит цель сделать его, с одной стороны, содержательным и практическим, а, с другой стороны, доступным и интересным.

    Одной из значимых образовательных технологий является технология развития критического мышления, ее применение позволяет оживить урок, сделать его увлекательным и эмоциональным.

    Если систематически использовать методы и приёмы технологии развития критического мышления, то можно активизировать мыслительную деятельность учащихся.

    Учащийся в процессе обучения сам конструирует этот процесс, исходя из реальных и конкретных целей, сам отслеживает направления своего развития, сам определяет конечный результат. С другой стороны, использование данной стратегии ориентировано на развитие навыков вдумчивой работы с информацией.

    Для того чтобы дать детям возможность активно работать с получаемым знанием, авторы технологии предлагают строить урок по схеме: «введение - основная часть - заключение». Подобная же схема действует и при решении проблем: «введение в проблему - подходы к ее решению - рефлексия результата».

    В начальной школе учащиеся под руководством учителя только начинают знакомиться с приемами и стратегиями технологии развития критического мышления. Во втором классе можно познакомить детей с стратегией «Зигзаг-2».

    Стратегия «Зигзаг-2» так названа, потому что представляет собой нелинейный, зигзагообразный характер работы с информацией.

    Для каких же целей предназначена эта стратегия?

    Данную стратегию уместно использовать для развития у школьников следующих умений:

    Анализировать текст совместно с другими людьми;

    Вести исследовательскую работу в группе;

    Доступно передавать информацию другому человеку;

    Самостоятельно определять направление в изучении какого-то предмета с учетом интересов группы.

    Самым главным достоинством «Зигзага-2», является овладение навыками совместного критического анализа.

    Общая схема реализации стратегии «Зигзаг-2»

    После объявления темы занятия учащиеся делятся на малые группы по 4-6 человек в каждой. Перед каждой группой ставится задача работы с текстом. Условно эти группы называются рабочими . После того, как каждый участник группы знакомится с текстом, проходит обсуждение полученной информации в группе.

    Далее учащиеся пересаживаются в новые группы, которые условно называются экспертными . Это делается обычно путем простого расчета на первый-четвертый. Перед уроком каждый ребенок получает карточку с порядковым номером.

    Каждая экспертная группа получает свое задание, которое они совместно выполняют (обсуждение по заданному вопросу), создают общий проект. После представления проектов коллективу учащиеся возвращаются в свои рабочие группы.

    Поскольку в каждой такой группе есть специалист по каждому аспекту изучаемой темы, то для каждого эксперта возникает необходимость в некотором обучении других членов рабочей группы. Он должен разъяснить своим товарищам суть изученного им в экспертной группе вопроса так, чтобы они уяснили ключевые аспекты этой части текста и затем смогли их учесть при составлении общего проекта по теме.

    Это общая схема реализации стратегии «Зигзаг-2».

    Подготовку к занятию следует начинать с подбора текста для работы. Текст должен быть самодостаточным, информативным.

    Подобранный текст не должны быть перегруженным, а их объем - соответствовать возрастным особенностям учащихся и времени, отведенному на их изучение.

    До занятия необходимо продумать деление аудитории на подгруппы, основываясь на принципе равномерности: в подготовленности, в способности выражать свои мысли и т. д. Важно, чтобы в одной группе не оказались пассивные дети, а в другой - одни лидеры.

    Что касается начальной школы, то применение данной стратегии рекомендуется начинать со второго класса потому, что раньше дети еще недостаточно бегло читают.

    Докладчики от каждой группы представляют свои проекты, сопровождая его наглядными материалами. От каждой группы - не менее чем по одному вопросу к каждому выступлению. В зависимости от учебных задач педагог может сделать акцент на отдельных моментах выступления. Таким образом, учащиеся проработали текст на различных уровнях (воспроизведение, применение, анализ, синтез, оценка) и представили результаты своей работы.

    На заключительном этапе педагог может обсудить с учащимися наиболее спорные моменты изучаемого материала, предложить задания, связанные с дальнейшим развитием вопроса, исследованием дополнительных источников.

    В общем-то, на этом работа завершена, но остается еще один важный этап - самооценка. Поскольку цель использования «Зигзага-2» - формирование умения работать с информацией в группе, то важно, чтобы дети осознали, осмыслили свою работу. Для этого используется лист самооценки.

    Один из вариантов самооценки учащихся:

    Каждый учащийся сдает учителю заполненный лист самооценки участия в групповой работе. Каждую характеристику своей работы он должен оценить по пятибалльной шкале.

    Я предлагал идеи по составлению проекта - 1 2 3 4 5.

    Я задавал уточняющие вопросы - 1 2 3 4 5.

    Я внимательно выслушивал всех членов группы - 1 2 3 4 5.

    По результатам такой самооценки ученик может осознать, в каком направлении ему развиваться дальше. А учитель может понять, насколько ученик адекватно воспринимает свое участие в групповой работе.

    Необходимо четко и максимально кратко дать школьникам инструкции - что необходимо сделать, зачем это нужно сделать, когда им нужно будет закончить работу, и как она будет оцениваться.

    Во время групповой работы педагог проходит по группам (уточняет инструкции, помогает сформулировать ближайшую задачу, напоминает о ролях, о времени; задает уточняющие вопросы; хвалит за что-то и др.).

    Технология развития критического мышления выступает сегодня как инструмент повышения эффективности интеллектуальной деятельности учащихся, как средство развития системного мышления, что является одной из основных задач, поставленным перед учителем в процессе обучения естествознанию. Отличительной чертой этого подхода является более высокий уровень восприятия и репродуцирования знаний, их систематизация, рождение новых идей, поиск альтернативных решений проблем, собственное конструирование.


    Взаимоопрос

    Один из способов работы в парах. Используется на стадии "осмысления". Технология применения: Два ученика читают текст, останавливаясь после каждого абзаца, и задают друг другу вопросы разного уровня по содержанию прочитанного. Данная форма способствует развитию коммуникативных навыков.

    Прием "Зигзаг"

    Прием "Зигзаг" относится к группе приемов развития критического мышления и требует организации работы учащихся вместе: в парах или небольших группах над одной и той же проблемой, в процессе которой выдвигаются новые идеи. Эти идеи и мнения обсуждаются, дискутируются. Процесс обучения сообща в большей степени приближен к реальной действительности, чем традиционное обучение: чаще всего мы принимаем решения в процессе общения в небольших группах, временных творческих коллективах. Эти решения принимаются как на основе компромисса, так и на основе выбора наиболее ценного мнения, выдвинутого кем-либо из группы.

    Целью данного приема является изучение и систематизация большого по объему материала. Для этого предстоит сначала разбить текст на смысловые отрывки для взаимообучения. Количество отрывков должно совпадать с количеством членов групп. Например, если текст разбит на 5 смысловых отрывков, то в группах (назовем их условно рабочими) - 5 человек.

    • 1. В данной стратегии может не быть фазы вызова как таковой, так как само задание - организация работы с текстом большого объема - само по себе служит вызовом.
    • 2. Смысловая стадия. Класс делится на группы. Группе выдаются тексты различного содержания. Каждый учащийся работает со своим текстом: выделяя главное, либо составляет опорный конспект, либо использует одну из графических форм (например "кластер"). По окончании работы учащиеся переходят в другие группы - группы экспертов.
    • 3. Стадия размышления: работа в группе "экспертов". Новые группы составляются так, чтобы в каждой оказались "специалисты" по одной теме. В процессе обмена результатами своей работы, составляется общая презентационная схема рассказа по теме. Решается вопрос о том, кто будет проводить итоговую презентацию. Затем учащиеся пересаживаются в свои первоначальные группы. Вернувшись в свою рабочую группу, эксперт знакомит других членов группы со своей темой, пользуясь общей презентационной схемой. В группе происходит обмен информацией всех участников рабочей группы. Таким образом, в каждой рабочей группе, благодаря работе экспертов, складывается общее представление по изучаемой теме.
    • 4. Следующим этапом станет презентация сведений по отдельным темам, которую проводит один из экспертов, другие вносят дополнения, отвечают на вопросы. Таким образом, идет "второе слушание" темы

    Итогом урока может стать исследовательское или творческое задание по изученной теме.

    Этот прием применяется и на текстах меньшего объема. В этом случае текст изучается всеми учениками, принцип деления на группы - вопросы к данному тексту, их количество должно совпадать с количеством участников группы. В экспертные группы собираются специалисты по одному вопросу: для более детального его изучения, обмена мнениями, подготовки подробного ответа на вопрос, обсуждения формы его представления. Вернувшись в рабочие группы, эксперты последовательно представляют варианты ответов на свои вопросы.

    Современное образование требует активных форм общения обучающихся с информационным полем.

    В этом учителям и преподавателям призваны помочь образовательные технологии.

    Печатный документ содержит краткое описание технологии развития критического мышления, структуру и сущность каждого этапа.

    Презентация содержит подробное описание приёма ЗИГЗАГ технологии развития критического мышления.

    Скачать:

    Предварительный просмотр:

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


    Подписи к слайдам:

    ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРИЕМА «ЗИГЗАГ» НА УРОКАХ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ Презентация учителя начальных классов ГБОУ НОШ № 689 Невского района Санкт-Петербурга Шепелевой Валентины Анатольевны

    Сущность приема «Зигзаг»: Методическая ценность приема – самостоятельное изучение нового материала взаимообучение

    ТРИ ФАЗЫ, НА КОТОРЫХ «ДЕРЖИТСЯ» ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ТЕХНОЛОГИЯ «РАЗВИТИЕ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ» Вызов Осмысление содержания Рефлексия Мотивационная (побуждение к работе с новой информацией, пробуждение интереса к теме) Информационная (вызов «на поверхность» имеющихся знании по теме) Коммуникационная (бесконфликтный обмен мнениями) Информационная (получение новой информации по теме) Систематизационная (классификация полученной информации по категориям знания) Коммуникационная (обмен мнениями о новой информации) Информационная (приобретение нового знания) Мотивационная (побуждение к дальнейшему расширению информационного поля) Оценочная (соотнесение новой информации и имеющихся знаний, выработка собственной позиции, оценка процесса)

    Достижение образовательных результатов: Личностные: развитие навыков сотрудничества, умения избегать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций; формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, работе на результат; развитие познавательной активности и самостоятельности при планировании своих действий. Предметные: сформировать у учащихся представление о …. развить умение определять …. прививать интерес к предмету, воспитывать …

    Метапредметные: Познавательные: применение предметных знаний в моделировании графического текста; осуществление поиска необходимой информации для выполнения учебных заданий; Регулятивные: согласование в группе последовательности действий по разработке проекта – ответа на изучаемый вопрос; планировать свои действия в соответствии с поставленной целью и условиями ее реализации; Коммуникативные: определение функций участников группы и способов их взаимодействия; обмен знаниями между членами группы для эффективного выполнения поставленной задачи и составления графического текста

    ПРЕИМУЩЕСТВА ПРИЁМА Преимуществом приёма «Зигзаг» является то, что за урок каждым учеником, вне зависимости от его способностей, усваивается большой объём теоретического материала, всю работу на уроке учащиеся выполняют самостоятельно, сотрудничество и ответственность школьников за результат являются основными составляющими урока.

    Из опыта работы по применению приёма «Зигзаг» технологии РКМ на уроках в начальной школе

    СТАДИЯ ВЫЗОВА

    Постановка задачи. Планирование работы. ПЛАН = ЭТАПЫ ПРИЁМА «Зигзаг» Время работы – 60 мин.

    Индивидуальная работа с текстом. «Зигзаг-1» – тексты у каждого в группе разные. «Зигзаг-2» – тексты у каждого в группе одинаковые, но вопросы для изучения разные.

    СТАДИЯ ОСМЫСЛЕНИЯ

    Работа в группе экспертов. Сбор группы по одному вопросу. Обсуждение. Совместная подготовка презентации – ответа на свой вопрос. ОСНАЩЕНИЕ: листы для презентации, фломастеры, маркеры, клей, картинки по теме урока.

    СТАДИЯ РЕФЛЕКСИИ

    Работа в первоначальной группе Трансляция (рассказ) своего вопроса, другие слушают, записывают основные мысли (заполняют схему, таблицу…) Затем все слушают защиту презентации (выступает один из экспертов) – вторичное слушание вопроса (дополняют) Этап рефлексии сопровождает презентация учителя – проверяют, дополняют, воспринимают материал третий раз. Так по каждому вопросу темы.

    ИТОГ ОБЯЗАТЕЛЬНО ТЕСТОВОЕ ИЛИ ИНОЕ КОНТРОЛИРУЮЩЕЕ ЗАДАНИЕ – ПРОВЕРКА УСВОЕНИЯ

    Тестовая работа в конце урока «Древнерусское государство» Люди какой профессии помогают человечеству узнать о прошлом? А) врачи Б) археологи В) геологи Кто был нашими предками? А)печенеги Б) корелы В)восточные славяне Какое общее название было у всех княжеств? А)Русь Б) Россия В) Рось Кто стоял во главе объединённых славянских племён? А)родоначальник Б) князь В)предводитель В каком веке возникло древнерусское государство? А)в Х веке Б) в конце I Х века В) в начале Х II века Какой город был столицей древнерусского государства? А)Киев Б) Москва В)Псков

    Ещё раз о м етодической ценности приёма «Зигзаг» Самообучение. Взаимообучение. Взаимоорганизация учебного процесса. Создание условий для формирования всего спектра УУД. Осуществление многофункциональной деятельности. Охват большого объёма материала.

    Вопрос - ответ

    СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ! ЖЕЛАЮ ВСЕМ ЗДОРОВЬЯ И ТВОРЧЕСКИХ УСПЕХОВ!

    Предварительный просмотр:

    Материал к занятию со студентами педагогического колледжа

    по дисциплине «Современные образовательные технологии начального общего образования»

    Составила Шепелева Валентина Анатольевна,

    преподаватель ГБОУ СПО ПК № 8 Санкт-Петербурга

    Технология

    «Развитие критического мышления через чтение и письмо» (РКМЧП)

    Критическое мышление - мышление о мышлении, когда вы размышляете с целью улучшить свое мышление.

    КМ - не просто мышление, а мышление, влекущее самоусовершенствование.

    Технология критического мышления - это «изобретение» американской педагогики. Она основана на творческом сотрудничестве ученика и учителя (преподавателя и студента), на развитии у учащихся аналитического подхода к любому материалу.

    Эта технология рассчитана не на запоминание материала, а на постановку проблемы и поиск ее решения. Критическое мышление помогает готовить детей нового поколения, умеющих думать, общаться, слышать и слушать других. Детей, умеющих вести дискуссию.

    Есть ряд причин, исходя из которых, школа стала разрабатывать эту технологию. Одна из причин - это то, что мы будем жить в информационном обществе и через несколько лет 100% того, что мы знаем сейчас, будет являться лишь 10%. Поэтому нужно уметь работать с информацией, и этому нужно учить детей.

    Технология «Развитие критического мышления»- современная «надпредметная» педагогическая технология.

    Она решает следующие задачи:

    • образовательной мотивации: повышения интереса к процессу обучения и активного восприятия учебного материала,
    • культуры письма: формирования навыков написания текстов различных жанров;
    • информационной грамотности: развития способности к самостоятельной аналитической и оценочной работе с информацией любой сложности;
    • социальной компетентности: формирования коммуникативных навыков и ответственности за знание.

    В ее основе лежит дидактическая закономерность, получившая в отечественной педагогике название дидактического цикла, а в указанной технологии - «Вызов - осмысление - рефлексия».

    Данная закономерность является общей, в ее основе лежат закономерности мыслительной деятельности человека.

    Поскольку ей подчиняется усвоение информации в любой области знания, ознакомление с технологией «Развитие критического мышления» можно организовать на любом предметном материале.

    Первая стадия – ВЫЗОВ актуализирует имеющиеся знания учащихся, пробуждает интерес к теме; именно здесь определяются цели изучения материала. Для этого используют различные приемы: прием мозгового штурма, наработка различных версий в отношении изучаемого материала, верные и неверные утверждения («верите ли вы»), ключевые слова, таблица ЗХУ(знаю, хочу узнать, узнал), кластеры.

    На основе имеющихся знаний учащиеся могут строить свои прогнозы, определять цели познавательной деятельности на данном уроке.

    Вторая стадия - ОСМЫСЛЕНИЕ нового материала (новой информации, идеи, понятия). Здесь происходит основная содержательная работа ученика с текстом, причем «текст» следует понимать достаточно широко, это может быть документ или любой другой источник знаний, а также - речь учителя, видеоматериалы и др. В процессе работы ученика с новой информацией используются следующие приемы - чтение текста с остановками, маркировка текста символами, ИНСЕРТ (составление таблиц), эффективная лекция, древо предсказаний, дневники и бортовые журналы, толстые и тонкие вопросы, Зигзаг.

    Третья стадия – РАЗМЫШЛЕНИЕ или РЕФЛЕКСИЯ . Здесь ученик осмысляет изученный материал и формирует свое личное мнение, отношение к изучаемому материалу. На данной стадии возможно проведение дискуссии, написание сочинения, эссе, фиксация рассмотренного материала в виде собственных выводов, записей в тетради, составления схемы, портфолио, синквейна, кластера.

    Все три стадии на уроке необходимо соблюдать, т.к. это отражает сложный мыслительный процесс.

    В заключении следует отметить, что приёмы данной технологии успешно применяются составителем данного материала в обучении студентов. Обучающиеся отмечают эффективность технологии, мотивационный аспект, актуальность в системе современных подходов к образованию и возможность применения на практике конкретных технологических приёмов.


    Поделитесь с друзьями или сохраните для себя:

    Загрузка...