«Образование и наука должны быть вне политики. Что волнует российского студента? Результаты опроса Что волнует студентов

Свое видение дальнейшей деятельности Фонда социальной помощи студентам «СтудФонд» рассказывают его руководитель Анна Лапенко и руководитель «Сервиса взаимопомощи» Фонда Роксана Габриелян.

ЧТО ТАКОЕ «СТУДФОНД»?

В начале 2016 года по инициативе «Молодой Гвардии» был учрежден Фонд социальной помощи студентам, попавшим в трудную жизненную ситуацию, «СтудФонд». Деятельность Фонда направлена на оказание юридической, психологической, социальной помощи. В рамках «Сервиса взаимопомощи», работающего на базе «СтудФонда», нуждающимся студентам оказывается адресная социальная помощь, а также помощь и поддержка вузам и ссузам при чрезвычайных происшествиях.

В более чем 80 субъектах РФ Фонд представляют региональные правозащитники, которые разбираются с каждой ситуацией на местах.

На базе российских вузов открыто около 60 юридических клиник, куда студенты могут обратиться за помощью и консультацией. Кроме того, рассказать о своих проблемах студенты могут по горячей линии «СтудФонда» или на сайте студфонд.рф . С начала текущего года на номер телефона горячей линии поступило более трех тысяч звонков.

В КАКОЙ ПОМОЩИ НУЖДАЮТСЯ СТУДЕНТЫ?

В большинстве случаев студентов волнуют правовые вопросы: задержка стипендии, восстановление обучения после академического отпуска, социальные льготы, комендантский час, ненадлежащие бытовые условия проживания в общежитиях, соблюдение санитарных норм и ценообразования в студенческих столовых, работа и обслуживание медицинских кабинетов на территории вузов, льготы для беременных студенток, соблюдение пожарной безопасности в студенческих общежитиях, повышение цен на обучение в связи с инфляцией и многое другое.

Самыми резонансными случаями в этом году стали: обращения о ненадлежащем состоянии общежитий, температурного режима в комнатах, отмена в ряде регионов транспортных льгот для студентов, задержка в ряде вузов стипендии, лишение аккредитации некоторых вузов и перевод студентов в другие вузы, закрытие учебных заведений.

Ниже мы подробнее расскажем о наиболее резонансных ситуациях, разрешения которых добился «СтудФонд».

НЕДОСТОЙНЫЕ УСЛОВИЯ ПРОЖИВАНИЯ В ОБЩЕЖИТИИ?

После многочисленных обращений студентов Астраханской области Фонд начал мониторинг общежитий вузов и ссузов региона. Активисты побывали в общежитиях Астраханского государственного медицинского университета. В течение недели были проверены спальни, пищевой блок, душевые, измерили температурный режим и оценили безопасность электрической проводки в общежитиях при учебных заведениях. По итогам проверки температура в жилых помещениях оказалась выше нормы, но были выявлены другие проблемы, связанные с проживанием. Аналогичный мониторинг проходил в Хабаровском крае , а в настоящий момент проходит в Санкт-Петербурге.

ОТМЕНИЛИ ЛЬГОТЫ НА СТУДЕНЧЕСКИЕ ПРОЕЗДНЫЕ?

В региональных СМИ в начале года стали появляться сообщения о том, что студентам отменяют льготный проезд в общественном транспорте. Журналисты ссылались на заявления представителей власти, которые называют эту меру вынужденной и объясняют ее недостаточным количеством средств в региональном бюджете. В некоторых регионах правозащитникам действительно стали поступать подобные жалобы от студентов. Проверки показали, что в действительности проблема не приобрела глобальный масштаб, и сообщения в СМИ зачастую преувеличены, и власти ряда регионов (Ростовской области, Хабаровского края, Республики Башкортостан, Чувашии , Саратовской области) либо сохраняют льготы в полной мере, либо сокращения лишь частичны.

В начале января текущего года стало известно о том, что муниципальная власть Великого Новгорода отменила льготные студенческие проездные. Из-за этого для студентов стоимость проездного билета стала несоразмерна получаемой стипендии, размер которой составляет около 1200 в вузе и 500-800 рублей в колледже. После ряда обращений студентов была проведена встреча с учащимися вузов Великого Новгорода. В рамках круглого стола молодым людям было предложено выработать свои предложения по решению данной проблемы и обсудить их с представителями муниципальной и региональной власти. Уже 25 января прошла встреча с губернатором региона Сергеем Митиным, представителями администрации Великого Новгорода и студентами новгородских вузов. В результате льготы для отдельных категорий студентов были сохранены .

В начале октября в СМИ появилась информация о том, что в Самарской области существенно поднимется плата как за одноразовый проезд, так и на льготные билеты в общественном транспорте. После инициированного «СтудФондом» диалога между студенчеством и представителями власти региона в мэрии города подписали постановление, согласно которому были введены лимитированные карты на 20 и 40 поездок стоимостью 300 и 600 рублей соответственно.

ВУЗ ЛИШИЛИ АККРЕДИТАЦИИ?

В конце марта 2016 года были направлены письма руководителям Министерства образования и науки и Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки с просьбой рассмотреть возможность пересмотра регламента лишения аккредитации вуза или специальности.

Поводом для подобного обращения стало недовольство студентов по всей стране необходимостью заниматься переводом в другие учебные заведения во время учебного процесса, а также обращения в Организацию с просьбой помочь решить трудности, связанные с переводом. Практически каждый день надзорное ведомство лишает вузы лицензий вне зависимости от времени учебного года, времени выпуска студентов или проведения сессий.

Инициатива связана со студентами-выпускниками, находящимися на финальной стадии обучения, которым в случае отзыва Рособрнадзором аккредитации приходится защищать дипломную работу и сдавать выпускные экзамены в другом вузе.

В обращении предлагалось инициировать формирование постоянной рабочей группы для оперативного решения возникших проблем, в состав которой должны войти: представители Минобрнауки, Рособрнадзора, комитета Госдумы по образованию и науке, Общественной палаты, МГЕР и лидеры общественного мнения среди молодежи.

Ранее в «СтудФонд» обращались студенты российских вузов с жалобой на непонятный механизм перевода в другое учебное заведение: Московского государственного лингвистического университета , Иркутского филиала МГЛУ , Московской академии предпринимательства и другие.

ЗАДЕРЖАЛИ СТИПЕНДИЮ?

В середине января на горячую линию поступили звонки сразу из нескольких регионов России. Студенты сообщили о том, что им задерживают стипендии . Подобные жалобы стали активно обсуждаться в социальных сетях и проверяться средствами массовой информации. После проверки информации выяснились причины задержек. Подобные вопросы возникли в Амурской области, Тюменской области, Саратовской области, Иркутской области , Свердловской области и других регионах. Активисты «СтудФонда» на местах выяснили у представителей вузов и ссузов причины задержки и при необходимости оказывали юридическую поддержку студентам.

НЕДОСТУПНАЯ СРЕДА ДЛЯ СТУДЕНТОВ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ?

В преддверии 1 сентября Фонд социальной помощи студентам запустил мониторинг доступности вузов. Акция была обусловлена жалобами студентов из разных регионов на то, что во многих учебных заведениях нет пандусов, специально оборудованных туалетных комнат и лифтов. По итогам мониторинга была разработана карта доступности вузов и ссузов для людей с ограниченными возможностями: студфонд.рф/map. Сейчас на карте размещено порядка 400 высших и средних специальных учебных заведений России. Каждое образовательное учреждение имеет подробное описание того, насколько там развита доступная среда. Карта продолжает заполняться актуальными данными о состоянии безбарьерной среды.

КАК ДОЛЖЕН РАБОТАТЬ "Студфонд" В ДАЛЬНЕЙШЕМ?

Руководитель Фонда социальной помощи студентам, попавшим в трудную жизненную ситуацию, «СтудФонд» Анна Лапенко:

Помимо ежедневного мониторинга ситуаций по стране и оперативного вмешательства в новые истории правонарушений по отношению к студентам на местах, в регионах Фонд будет работать по следующим основным направлениям:

1. Нарушение прав студентов на доступное образование при лишении учебного заведения аккредитации/лицензии.

2. Ненадлежащие условия для проживания в студенческих общежитиях.

3. Нарушение прав маломобильных групп населения на доступное образование.

4. Проблема прохождения практики в учебных заведениях.

5. Высокие цены и низкое качество питания и обслуживания в студенческих столовых.

Все эти проблемы не только остро поднимались в течение всего года, об этом говорят и сами студенты, а это значит, что и работать нужно в этих же направлениях. Кроме этого, большое внимание в этом году можно уделить студентам-юристам. Так, например, можно сформировать общественный совет при профильных ведомствах, в который войдут сами студенты, они же смогут решать проблемы, с которыми сами и сталкиваются.

Руководитель «Сервиса взаимопомощи» Фонда социальной помощи студентам, попавшим в трудную жизненную ситуацию, «СтудФонд» Роксана Габриелян:

Направление адресной социальной поддержки студентов - новое, однако за короткий период стало очевидным, что направление необходимо. Нам удалось наладить взаимосвязь с представителями крупных бизнес-компаний и благотворительных фондов, которые уже являются нашими партнерами. Мы открыли площадку социально-гуманитарного склада, куда каждый может привезти вещи для студентов, которым необходима та или иная помощь. В дальнейшем можно провести нескольких крупных благотворительных мероприятий. Большое внимание предлагается уделить студентам-волонтерам - они готовы организовывать и проводить мероприятия в нашей команде. Также можно создать попечительский совет для долгосрочного решения проблем студентов, попавших в трудную жизненную ситуацию, в состав которого могут войти лидеры общественного мнения, звезды шоу-бизнеса, представители крупных бизнес-компаний.

«Мы все учились понемногу…»

Многие думают, что учеба - это скучный и нудный процесс. Но только не у студентов! Умение лавировать между зубрежкой и раздолбайством - уникальный навык, который легко приобретается каждым студентом за время обучения в университете. Что может быть веселее романтика предзачётных ночей? Еще вчера ты отрывался на вечеринке вместе со своими одногруппниками, а сегодня до утра учишь билеты к экзамену, приободряемый лишь чашкой крепкого кофе. Вчерашний школьник с легкостью учится как губка впитывать в себя знания в любое время суток и в любом состоянии. И как здесь не вспомнить о продумывании плана по сокрытию шпаргалок, крике «Халява приди», который уже не пугает жителей соседних домов, о зачетки на веревке за окном и других глупых, но веселых студенческих приметах?


Студентом быть классно, потому что ты учишься находить выход из самой трудной ситуации.

Безумных лет кипящее веселье

Однако студенчество - это не только пора нудных лекций, семинаров и зачетов. Это еще и возможность попробовать себя в разных видах деятельности и побывать в необычных местах. В студенческой жизни помимо ВУЗа есть еще масса интересных вещей: КВН, научные кружки, языковые курсы, выступления на концертах, поездки стройотрядов и многое другое. Студент - это жизнелюб, которым двигает желание делать открытия, искать приключения и узнавать всё новое. Его ни что не может остановить, ведь он гонится за самыми яркими впечатлениями и воспоминаниями. Первые серьезные отношения, поиск своего места в жизни, подработки и желание быть лучше - вот что является главными составляющими бытия студента.

Студенчество - это тот возраст, когда можно наслаждаться жизнью и свободой, беззаботно проводить время, рисковать, совершать безумные поступки, не боясь осуждения со стороны людей, ведь «студентам можно все!».

Студентом быть классно, потому что ты никогда не сидишь на месте.

Жизнь общажная

Наиболее остро «прекрасную пору» испытывают на себе иногородние студенты. В общежитии жизнь кипит похлеще, чем вода в чайнике! Именно в этом месте вчерашний школьник начинает чувствовать себя частью некого большого и дружного коллектива. Здесь легко найти друзей, ожидая очереди в душ или готовя на кухне последнюю пачку макарон на всю комнату. В общежитии ни один житель не оставит тебя в беде, если ты остался без еды, денег или электричества.

Только в этом здании дети проходят через «мельницу жизни» и ступают в мир окрепшими духом людьми. Житель студенческого общежития не только проявляет здесь все свои первичные личностные качества, но и развивает другие черты своего характера. К примеру, смекалку. Ведь кто как не студент способен научиться есть суп ложкой, готовить из ничего изысканные блюда, кипятить чайник без чайника и спать при свете. А вечерние посиделки под гитару, поиск истины в жарких дискуссиях и ночные разговоры по душам с соседями по комнате являются неотъемлемой частью жизни каждого вузовца.

20 лет назад сотрудники педагогического вуза решили, что проблемы молодёжи должны обсуждать её представители, и собрали студентов на первую конференцию.

Первые 20 докладов студенты зачитали в апреле 1998 года. Тогда говорили о профессиональном самоопределении, религии, политике, культурных ценностях, здоровье, развитии студенческого самоуправления. Об этом же говорят и сейчас, но только уже более детально, предметно, не только озвучивая проблемы, но и предлагая варианты их решения.

«Я учусь на четвёртом курсе исторического факультета, уже прошёл через производственную практику в школе и именно поэтому на юбилейной конференции поднял тему её важности для студентов, - рассказывает Алексей Филиппов. - Бывает так, что, приходя в школу, студент может слышать от учителя: мол, забудь всё, чему вас учили в вузе, тут всё по-другому. На самом деле - нет. Университетские педагоги дают необходимые знания, которые помогут адаптироваться на практике. Студенты могут быстро переключаться, только надо сохранить в них интерес к профессии».

Кому контролировать?

В этом году участниками конференции стали студенты из Беларуси, Китая, Вьетнама, Афганистана, Пакистана, Индии, а также из Москвы, Воронежа, Саратова, Екатеринбурга и Тулы. Будущие педагоги, психологи, юристы, экономисты, инженеры, аграрии рассказали своим сверстникам о тех проблемах, которые существуют в их странах, городах и поселениях. Что-то близко всем, а что-то становится бичом лишь одной страны.

«Мой доклад о мате, - говорит первокурсник Александр Каблуков. - Речевой портрет нашего общества выглядит хуже именно из-за того, что молодое поколение использует в своей речи мат. Это серьёзная социальная проблема. В первую очередь, чтобы её решить, необходимо контролировать средства массой информации и интернет, так как не только в повседневной жизни мы это слышим на улице, но зачастую с экранов телевизоров, а о видеороликах в сети я вообще молчу».

Куда податься молодым?

Но больше всего и российских, и иностранных студентов волнует трудоустройство.

«В Афганистане в 2014 году было 25% безработицы, в 2016 этот показатель вырос до 40%, - рассказывает Мирас Хару . - Проблемы трудоустройства распространяются в том числе и на молодёжь. Причём затрагивают её сильнее, ведь молодому специалисту и так сложно устроиться: везде требуется опыт».

Одним из вариантов решения может быть квота на производствах для молодых специалистов, но об этом ещё много предстоит подумать представителям власти.

Высокая плата за обучение — основная проблема, которая волнует учащихся российских вузов, свидетельствуют данные опроса, проведенного Исследовательским центром рекрутингового портала Superjob.ru. По данным министерства образования и науки РФ, на начало 2011-2012 учебного года в России насчитывалось около тысячи учреждений высшего профессионального образования, в которых обучаются примерно 7 миллионов студентов, из них 3 миллиона выбрали очное образование.

Около трети студентов (28%) больше всего волнует высокая плата за обучение в вузе. "Очень дорого нынче учиться. Хоть на коммерческой основе, хоть на бюджетной. Беспокоит то, что плата за обучение с каждым годом все больше", — отмечают респонденты. Пятую часть российских студентов (20%) вообще ничего не волнует. "Никаких проблем сейчас не возникает. Я на пятом курсе, так что меня ничего не беспокоит", — говорит участник опроса. Необходимость совмещать работу и учебу беспокоит 15% опрошенных. По словам респондентов, от этого большего всего страдает обучение.

"Главная проблема в том, что работодатели не отпускают в учебный отпуск. Приходится идти в обычный, либо вообще пропускать сессию. Много времени уходит на работу, следовательно, времени вникать в учебный материал меньше, чем хотелось бы", — сетуют студенты. Незначительную часть студентов (10%) волнуют сложности с трудоустройством по окончании вуза и отсутствие системы распределения выпускников. "Вуз не беспокоит дальнейшая судьба студента. Нет распределения, нет связей и договоренностей с предприятиями", — отмечают респонденты.

Плохое качество образования и низкий профессиональный уровень преподавателей волнует 7% респондентов. "Беспокоит то, что закончив институт, я едва ли смогу работать по той профессии, на которую учусь, потому что понимаю, что в ней я не понимаю ничего. О незнании языков я просто молчу", — делится участник опроса. Несмотря на то, что министр образования и науки РФ Дмитрий Ливанов намерен объявить войну взяточничеству и плагиату в российских вузах, самих студентов эта тема практически не волнует. Только 4% учащихся обеспокоены коррупцией, взяточничеством в сфере образования. "В наше время все продается и покупается", — отмечают респонденты.

Еще меньшее число студентов (2%) волнует отсутствие практики во время обучения в вузе. "В университете дают минимум практических знаний. Нет базы для практических занятий, на одних лекциях далеко не уедешь. Нет предоставления университетом производственной практики", — отмечают студенты.
Опрос проводился 13—16 ноября, его участниками стали студенты вузов всех регионов РФ желающие совмещать работу и учебу или уже совмещающие. Размер выборки — 500 респондентов.

опрос студентв вузов Владивостока о ценностях личности

Ценностные ориентации студентов в контексте разработки молодежной политики.

О.А. Коротина, зав.кафедрой ФЮП, канд. филос. наук

В. Е. Чередниченко, студентка гр.БПС-11

Одним из важнейших индикаторов состояния общества является положение молодежи. Перспективы развития молодежи в значительной степени зависят от регулирования со стороны государства. С переходом российского общества на новый путь развития значимым социальным феноменом становится молодежная политика. 29 ноября 2014 года Председатель Правительства Д. Медведев утвердил «Основы государственной молодежной политики до 2025 года», направленные на воспитание гражданственности и патриотизма, формирование ценностей здорового образа жизни и института семьи. Одной из приоритетных задач государственной молодежной политики является формирование системы ценностей. Для решения поставленных задач необходимо изучение ценностных ориентаций современной молодежи. Это знание поможет в поиске ответов на вопрос какие технологии могут быть наиболее оптимальными и эффективными.

Современная отечественная психология развивает неклассический подход к изучению ценностей (Д. Леонтьев), главной чертой которого является положение о неразрывной связи и взаимовлиянии трех компонентов:

Общественные идеалы и ценностное содержание общественного сознания

Предметное воплощение идеалов в деятельности людей

Ценностные ориентации индивида

Другими словами, трансляция в обществе ценностных содержаний происходит посредством деятельности (огромным вкладом в мировую психологию была разработка советскими психологами концепции деятельностного подхода). Осознание и положительное отношение к ценности недостаточно для ассимиляции их индивидом, для того, чтобы данная общественная ценность стала личной ценностью. Необходимым условием интериоризации (присвоением) личностью ценностей общества является включение субъекта в деятельность (желательно коллективную). Примером может служить присвоение ценностей референтной для индивида малой группы.

На кафедре ФЮП совместно со студентами 4 курса в рамках ПИО проводятся социально-психологические исследования студентов. Первое исследование было направленно на изучение оценки качества образовательного процесса и выявление ценностных ориентаций студентов. Объем выборки составил 242 человека. 1 и 3 курсов разных направлений подготовки.

Для изучения ценностных ориентаций использовалась модификация методики Р.Инглхарта. Самыми значимыми ценностями стали семейное благополучие - 30% - 1 курс и 27% - 3 курс и материальный достаток 20% - 1 и 3 курс. Такие ценности как «возможность пользоваться демократическими свободами» и «строительство более гуманного и терпимого общества» набрали минимальное количество от 2 до 4%.

Полученные результаты можно проанализировать с помощью трехуровневой модели ценностной системы личности, позволяющей выявить ориентацию на ценности:

Адаптации (выживание и безопасность);

Социализации (социальное одобрение);

Индивидуации (независимость и саморазвитие).

На первом месте у студентов, как первого, так и третьего курса стоит тип ценностей социализации - 45% - 1курс и 51% - 3 курс, т.е. акцент на семью, карьеру, общественное признание. На втором, тип ценностей «адаптирующийся» - 36% т.е. акцент материальный достаток, здоровье, порядок. На третьем, тип ценностей «индивидуация» - 19% и 16% т.е. акцент на самореализацию, свободу, терпимость.

Следующая методика: «экспресс - диагностика социальных ценностей личности», которая выявила основные ценности. Приоритетными ценностями являются физические (ценности здоровья и активного отдыха), среднее значение - 18,5%, интеллектуальные - 15,5%, профессиональные 16%, далее семейные - 14,5%, финансовые - 14%, менее всего значимые ценности: духовные - 6% и общественные - 5,5%.

Третья методика «методика определения жизненных ценностей» Иванова, Колобова представляет собой разновидность вербальных проективных тестов (неоконченные предложения).

При анализе полученных результатов можно сделать следующее заключение самыми приоритетными ценностями считают:

Профессиональные ценности - 29% - 1 курс и 42% - 3 курс;

Материальные ценности - 18% - 1 курс и 21% - 3 курс;

Социальные ценности - 29% - 1 курс и 21% - 3 курс.

Так же интересно проанализировать выбор негативных (вредных для человека и общества) явлений. Самыми негативными явлениями студенты считают употребление наркотиков 23%, аборт - 12%, загрязнение природы - 10,5%, самоубийство - 9,5%. Минимальное количество баллов набрали развод - 3%, ложь - 3%, сокрытие доходов - 1,5%.

Лозунг, который подходит к образу жизни: самые актуальные лозунги «Всегда вперед» - 20,5%, «Спеши сделать добро, оставь после себя, что то хорошее» - 18%, «Наслаждайся жизнью» - 19,5%.

Основной проблемой российского общества является решение жилищной проблемы 41,55, активизацию молодежной политики выбрали 11,5% респондентов.

В заключении хотелось бы отменить что преимущественное большинство студентов, более 90% оценили свою успеваемость как отличную и хорошую, при этом что учится «легко» и «очень легко» считают 77% респондентов.

Второе исследование было направлено на изучение приоритетов развития молодежной политики, анкета была разработана кафедрой ГМУП, в анкетировании участвовало 76 человек 1 и 3 курсов. Приоритетными являются следующие направления: социальная поддержка студенческой молодежи; гарантии в сфере труда и занятости студенческой молодежи; создание условий для самореализации студенческой молодежи; поддержание и развитие дополнительных образовательных программ; формирование здорового образа жизни студенческой молодежи.

Мало приоритетными: развитие культурного обмена молодёжи других городов, регионов, государств; поддержка деятельности студенческих объединений; вовлечение молодёжи в управление ВУЗом.

Третье исследование направлено на изучение ценностных ориентаций студентов разных ВУЗов г. Владивостока (ТГМУ, ДВФУ, МГУ им. Невельского, ДВЮИ МВД России, таможенная академия). На данный момент обработаны данные ТГМУ и они имеют большую корреляцию с результатами полученными во ВГУЭС. В дальнейшем планируется сравнительный анализ результатов по различным ВУЗам, по направлениям подготовки и в зависимости от балла ЕГЭ.

Обобщая результаты проведенных исследований можно сделать вывод, что у современного студенчества на первый план выходят ценности материальные, профессиональные и интеллектуальные, а также ценность здорового образа жизни, с другой стороны, ценности общественные и духовные не являются приоритетными. Следовательно, такие задачи молодежной политики как «формирование гражданской позиции», «патриотизм», «национальная идея» будут оставаться симулякрами (пустыми формами), пока мы не осознаем, что наполнить их содержанием можно только с помощью конкретных дел. То есть учитывая ту систему жизненных приоритетов, которая сложилась у современного студенчества, в рамках учебного заведения мы можем говорить о материальном стимулировании, возможностях дополнительного образования, реализации спортивных устремлений, для создания условий реализации различных проектов в деятельностном ключе.

Поделитесь с друзьями или сохраните для себя:

Загрузка...