Список литературы по проектной деятельности. Проектная деятельность на уроках литературы

Муниципальное образовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №2 с. Кузоватово» Из опыта работы учителя русского языка и литературы Репьевой Татьяны Кузьминичны Тема: Проектная деятельность на уроках литературы Цель: повышение качества образования школьников путем использования проектной деятельности. Задачи: - формирование у учащихся навыков проектно-исследовательской деятельности; -воспитание духовно развитой личности; - развитие представлений о специфике литературы в ряду других искусств; - освоение текстов художественных произведений; - совершенствование умений анализа и интерпретации литературного произведения. Актуальность опыта Применение проектной технологии обучения позволяет повысить мотивацию, интерес учащихся предмету «Литература» , предусматривает разные формы подачи и усвоения программного материала, заключает в себе большой образовательный, развивающий и воспитательный потенциал. «Плюсы» технологии проектной деятельности: «Плюсы» технологии проектной деятельности: проектно-исследовательская деятельность учащихся способствует повышению качества обучения, так как она:

  • основана на системно- деятельностном подходе;
  • характеризуется возрастанием интереса и вовлечённости в работу по мере её выполнения;
  • позволяет реализовать педагогические цели на всех этапах подготовки проекта;
  • позволяет учиться на собственном опыте, на реализации конкретного дела;
  • приносит удовлетворение ученикам, видящим продукт собственного труда.
Структура проектной деятельности
  • мотив,
  • проблема,
  • цель,
  • задачи,
  • методы и способы,
  • план,
  • действия,
  • результаты,
  • рефлексия.
Виды работ, формирующие умения и навыки, необходимые для работы над проектами:
  • 1. Работа над художественной деталью– формирует умение видеть “мелочь”. Будучи элементом целого, деталь является сама по себе маленьким образом и имеет определенный семантический, психологический и эстетический вес в произведении. Художественная деталь воспитывает думающего читателя, воспитывает читательскую зоркость.
  • 2. Оформление конспектов по биографиям писателей, теоретическому материалу. Составление конспекта способствует формированию навыка выбирать из большого количества материала только главное, формулировать кратко и лаконично необходимую информацию, а этот навык является ведущим в работе над исследовательским проектом.
  • 3. Демонстрация презентаций по теме урока, созданных учителем, позволяет показать образцы грамотного составления презентаций и механизм их использования. Это необходимо, потому что наглядность лучше всего может сформировать умение, хороший образец – большое подспорье в работе.
  • 4. Использование учащимися для выступления готовых презентаций из Интернет ресурсов, позволяет научиться сопровождать демонстрацию слайдов соответствующими комментариями, не заменяя их простым чтением текста со слайдов и опять-таки наблюдать образец.
применение
  • Практическая значимость данной технологии заключается в том, чтобы научить своих учеников самостоятельно приобретать навыки.
«Плюсы» проектной деятельности
  • Проекты удобны и тем, что они очень разнообразны по форме, содержанию, характеру доминирующей деятельности, по количеству участников, по продолжительности исполнения. Формы реализации проекта также различны: это может быть печатная работа, статья, доклад на конференцию, стенгазета, альманах, презентация, творческий отчет и т.п.
Результат:
  • повышение качества образования (77%);
  • овладение школьниками ключевыми компетенциями (коммуникативной, культуроведческой, информационной, языковой, исследовательской);
  • написание сочинений (как продукта деятельности);
  • анализ стихотворений;
  • подготовка устных сообщений;
создание проектов:
  • создание проектов:
  • Исследовательский проект «Н.М. Рубцов и И.И. Левитан» (8 кл.), Н.В. Гоголь «Мертвые души» (9 кл.) Творческий проект «Обряды и обрядовый фольклор» (7 кл., спецкурс «Литер.краевед.») Ролевой проект по повести Пушкина «Капитанская дочка». Практико – ориентированный проект «Презентация «Петербург Достоевского».
Информационный проект Информационный проект «Лицейские друзья А.С.Пушкина»

Информационный проект

«Деревенская проза»

Исследовательский проект

Н.В. Гоголь «Мертвые души» (9 кл.)

Заключение

Завершая работу, сделаем следующие выводы. В данной работе мы изучили метод проектов как перспективную технологию, высокой степени адаптивности данной технологии к специфике ДОУ. Познакомились с основами организации проектной деятельности в ДОУ, видами проектов.

Метод проектов как один из методов обучения дошкольников, основывается на интересах детей, предполагает самостоятельную активность воспитанников. Только действуя самостоятельно, дети учатся разными способами находить информацию об интересующем их предмете или явлении и использовать эти знания для создания новых объектов деятельности. Такое понимание сущности метода проектов способствует формированию самостоятельности, глубоко мотивированной, целесообразной познавательной деятельности у детей дошкольного возраста. Использование метода проекта в образовательном процессе ДОУ помогает научиться работать в команде, вырабатывается собственный алгоритм действий для достижения поставленной цели, педагоги свободны в выборе способов и видов деятельности. Познакомились с опытом работы дошкольного учреждения по организации проектирования. Воспитатели научили детей собирать информацию, дошкольники выясняли, где ее можно найти и как оформить. Проект закончился мероприятием. После завершения проекта, качественно изменился стиль общения взрослого с ребенком, активными участниками образовательного процесса стали родители. Взаимодействие с семьей позволило добиться наибольших результатов в работе с дошкольниками.

Кроме того, организация деятельности по развитию проектной деятельности в воспитательно-образовательном процессе в ДОУ способствует сплочению педагогического коллектива, повышению профессионально-личностной компетентности, изменению отношения педагогов к нововведениям в образовании, созданию условий для самореализации и достижения профессионального успеха, формированию уверенности, развитию креативности.

Список используемой литературы

1. Закон РФ от 10.07.1992 №3266-1 «Об образовании» (ред. от 28.02.2012) // Собрание законодательства РФ от 15.01.1996. - № 3.

2. Боровлева А.В. Проектный метод - как средство повышения качества образования // Управление ДОУ. - 2006. - №7.

3. Веракса Н.Е. Проектная деятельность дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений / Н.Е.Веракса, А.Н.Веракса. - М.: Мозаика-Синтез, 2008. - 112 с.

4. Виноградова Н.А.Образовательные проекты в детском саду. Пособие для воспитателей и родителей / Н.А.Виноградова, Е.П.Панкова. - М.: Айрис-Пресс, 2008. - 208 с.

5. Евдокимова Е.С. Технология проектирования в ДОУ / Е.С.Евдокимова. - М.: ТЦ Сфера, 2006. - 64 с.

6. Ерофеева Н.Ю. Проектирование педагогических систем / Н.Ю.Ерофеева // Журнал «Завуч». - 2000. - №3.

7. Журавлева В.Н. Проектная деятельность старших дошкольников. Пособие / В.Н.Журавлева. - Волгоград: Учитель, 2011. - 302 с.

8. Коджаспирова Г.М. История образования и педагогической мысли: таблицы, схемы, опорные конспекты / Г.М.Коджаспирова. - М.: Владос-Пресс, 2003.- С.140.

9. Кудрявцева А.И. Педагогическое проектирование как метод управления инновационным процессом в ДОУ / Под общ. ред. Г.Д.Ахметовой // Проблемы и перспективы развития образования. - Пермь: Меркурий, 2011. - С.80-84.

10. Кузнецова А.А. В помощь специалистам Центра «Проект шаг за шагом». Методическое пособие / А.А.Кузнецова, И.В.Матвеева. - Ярославль: Методическое отделение Центра «Наставник», 2009. - 40 с.

11. Майер А.А. Управление инновационными процессами в ДОУ: Методическое пособие / А.А.Майер. - М.: ТЦ «СФЕРА»,2008. - 128 с.

12. Пахомова Н.Ю. Проектное обучение - что это? / Н.Ю.Пахомова. // Методист. - 2004. №1. - С.42.

13. Педагогическое проектирование - ресурс развития дошкольного образования: Сборник / Отв. Г.Н.Масич. - Красноярск: КИМЦ, 2010. - 78 с.

14. Проектная и исследовательская деятельность в дошкольном образовательном учреждении: от идеи к реализации: Сборник методических материалов / И.А.Сырова, О.Г.Чеховских. - Самара: Изд-во СФМГПУ, 2009. - 72 с.

15. Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения: Пособие // Л.С.Кисилева, Т.А.Данилина, Т.С.Лагода и др. - М.: АРКТИ, 2003 - 96 с.

16. Прокофьева Л.Б. Взгляд на качество образования с позиций методологического подхода. Сборник научных трудов / Л.Б.Прокофьева, Г.А.Воронина; под ред. И.М.Осмоловской. - М.: ИТиИП РАО, 2004. - С.503.

18. Сиденко А.С. Метод проектов: история и практика применения / А.С.Сиденко // Журнал «Завуч». - 2003. - №6.

19. Тимофеева Л.Л. Проектный метод в детском саду / Л.Л.Тимофеева. - СПб.: ООО «Издательство «Детство-пресс», 2011. - 80 с.

20. Шанский Н.М. Школьный этимологический словарь русского языка. Происхождение слов / Н.М.Шанский, Т.А.Боброва. - М.: Дрофа, 2004. - 398 с.

21. Штанько И.В. Проектная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста / И.В.Штанько // Управление дошкольным образованием. - №4. - 2004.

Список общеметодической литературы по проектной деятельности

  1. Байбородова Л. В. Проектная деятельность школьников в разновозрастных группах: пособие для учителей общеобразовательных организаций / Л. В. Байбородова, Л. Н. Серебренников. – М.: Просвещение, 2013. – 175 с. – (Работаем по новым стандартам).
  2. Байбородова, Л. В., Харисова И. Г., Чернявская А. П. Проектная деятельность школьников // Управление современной школой. Завуч. – 2014. - № 2. – С. 94-117
  3. Безрукова В.С. Педагогика. Проективная педагогика. Екатеринбург, 1996
  4. Бородкина, Э. Н. Реализация целевых образовательных проектов школы и семьи как форм соуправления образовательным учреждением на основе партнерства и сотрудничества // Наука и практика воспитания и дополнительного образования. – 2013. - № 3. – С. 50-57
  5. Бухвало В.А. Общая методика развивающего обучения. – Рига, 2001.
  6. Васильев В. Проектно-исследовательская технология: развитие мотивации. – Народное образование. – М., 2000, № 9, с.177-180.
  7. Вебер, С. А. О механизме реализации личностных ресурсов старшеклассников через проектную деятельность // Воспитание школьников. – 2013. - № 1. – С. 16-23
  8. Глухарева, О. Г. Влияние проектного обучения на формирование ключевых компетенций у учащихся старшей школы // Стандарты и мониторинг в образовании. – 2014. - № 1. – С. 17-24
  9. Громыко Ю. В. Понятие и проект в теории развивающего образования В. В. Давыдова // Изв. Рос. акад. образования.- 2000.- N 2.- C. 36-43.- (Филос.-психол. основы теории В. В. Давыдова).
  10. Гузеев В. В. Образовательная технология: от приёма до философии М., 1996
  11. Гузеев В. В. Развитие образовательной технологии. - М., 1998
  12. Гузеев В.В. «Метод проектов» как частный случай интегральной технологии обучения. Директор школы. М., 1995, № 6, с.34-47.
  13. Давыдов В.В. Теория развивающего обучения. – М., Интор, 1996.
  14. Дж. Дьюи. Демократия и образование: Пер. с англ. - М.: Педагогика-Пресс, 2000.
  15. Джонсонс Дж. К. Методы проектирования. М., 1986. - 326с.
  16. Дубровина, Э. Н. Реализация целевых образовательных проектов школы и семьи как форма соуправления образовательным учреждением на основе партнерства и сотрудничества // Управление современной школой. Завуч. – 2013. - № 4. – С. 13-18
  17. Жак Д. Организация и контроль работы с проектами // Университетское образование: от эффективного преподавания к эффективному учению. Сборник рефератов по дидактике высшей школы / БГУ. Центр проблем развития образования. - Мн.: Пропилеи, 2001. - С. 121-140. [Перевод Л.А.Лашкевич; Источник: David Jaques. Supervising Projects / SEDA Further Induction Pack II. – 1992, April. – P. 6-35.]
  18. Зиняков, В.Н. Опыт организации проектной деятельности в профильном обучении // Школа и производство. – 2013. - № 4. – С. 18 - 23
  19. Зуев, А. М. Проектная деятельность в образовательном процессе // Основы безопасности жизни. – 2014. - № 1. – С. 36-41
  20. Иванова, М.В. Опыт педагогического сопровождения проектной деятельности школьников // Школа и производство. – 2013. - № 4. – С. 3 – 7
  21. Игнатьева, Г. А. Проектные формы учебной деятельности обучающихся общеобразовательной школы // Психология обучения. – 2013. - № 11. – С. 20-33
  22. Кадыкова, О. М. Общешкольный проект – основа механизма управления проектно- исследовательской деятельностью учащихся // Эксперимент и инновации в школе. – 2013. - № 5. – С. 14-22
  23. Каримуллина, О. В. Развитие проектно-исследовательской деятельности учащихся // Управление качеством образования. – 2013. - № 6. – С. 59-65
  24. Колесникова И.А., Горчакова-Сибирская М.П. Педагогическое проектирование: учебное пособие для высших учебных заведений. - М.: издательский центр "Академия", 2005.
  25. Комиссарова, О. А. Оптимизация учебного процесса на основе метода проектов // Среднее профессиональное образование. – 2013. - № 2. – С. 15-18
  26. Конышева Н.М. Проектная деятельность младших школьников на уроках технологии: Книга для учителя начальных классов. - Смоленск: Ассоциация 21 век, 2006.
  27. Кострикина, И. С., Порядина Е. Д. Проектная деятельность профессионализации старшеклассников // Психология обучения. – 2013. - № 5. – С. 130-140
  28. Круглова О.С. Технология проектного обучения//Завуч. - 1999.- №6
  29. Крюкова Е.А. Введение в социально-педагогическое проектирование. - Волгоград, 1998.
  30. Крючков Ю.А. Теория и методы социального проектирования. - М., 1992.
  31. Кузнецова, С. И. Проектная деятельность как механизм развития детской одаренности // Управление качеством образования. – 2013. - № 7. – С. 80-84
  32. Матяш Н. В. Психология проектной деятельности школьников в условиях технологического образования/ Под ред. В. В. Рубцова. - Мозырь: РИФ «Белый ветер», 2000.
  33. Матяш Н.В., Симоненко В.Д. Проектная деятельность младших школьников: Книга для учителя начальных классов. – М.: Вентана-Граф, 2004.
  34. Методология учебного проекта. Материалы городского методического семинара. - М.: МИПКРО, 2001.
  35. Новикова Т.Д. Проектные технологии на уроках и во внеучебной деятельности. Народное образование. 2000, № 8-9, с.151-157.
  36. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования". М., 2004.
  37. Пахомова Н.Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении: Пособие для учителей и студентов педагогических вузов. - М.: АРКТИ,2003.
  38. Полат Е.С. Метод проектов на уроках иностранного языка//Иностранные языки в школе. - 2000. - №1.
  39. Полат Е.С. Типология телекоммуникационных проектов//Наука и школа. - 1997. - №4.
  40. Полат Е.С., М.Ю. Бухаркина, М.В.Моисеева, А.Е. Петрова "
  41. Поливанова К.Н. Проектная деятельность школьников: пособие для учителя / К.Н. Поливанова. – М.: Просвещение, 2008. – 192 с.
  42. Попов, О., Попова Е. Кому подойдут проектные задачи? // Управление школой (ПС). – 2013. - № 3. – С. 35-37
  43. Попова, Е. Внедрение проектно-целевого метода и проектных технологий // Управление школой (ПС). – 2013. - № 4. – С. 35-38
  44. Пчелинцева, Т. А., Львова А. Г. Сетевой проект как средство формирования у учащихся целостной картины мира // Математика в школе. – 2013. - № 1. – С. 64-69
  45. Радионов В.Е. Нетрадиционное педагогическое проектирование. - с.-Петербург, 1996.
  46. Сауренко, Н. Е. Проектный подход: интеграция теории и практики // Профессиональное образование. – 2014. - № 1. – С. 44-47
  47. Сейтмухаметова, М. В. Опыт реализации здоровьесберегающего образования в школе посредством организации исследовательских проектов обучающихся // Здоровьесберегающее образование. – 2014. - № 1. – С. 88-91
  48. Смыковская, Т. К., Головина Н. Н. Проектный метод развития интеллектуальных умений // Профессиональное образование. Столица. – 2013. - № 5. – С. 35-36
  49. Тигров, В. В., Тигров В. П. Проектная деятельность учащихся в условиях творческой технологической среды // Педагогика. – 2013. - № 10. – С. 43-48
  50. Тимонина, Г. В. Управление качеством образовательного процесса по развитию проектно- исследовательской деятельности обучающихся как основы самореализации // Все для администратора школы. – 2014. - № 1. – С. 18-30
  51. Хуторской, А.В. Метод проектов и другие зарубежные системы обучения // Школьные технологии. – 2013. - № 3. – С. 95 – 100
  1. Алексеев С.В., Груздева Н.В., Гущина Э.В. Экологический практикум школьника: Учебное пособие для учащихся. – Самара: Корпорация «Фёдоров», Издательство «Учебная литература», 2005. – 304 с. – (Элективный курс для старшей школы).
  2. Анашкина Е.Н. О чём поёт кукушка? Наблюдаем за птицами/ Художник М.В. Душин – Ярославль: Академия развития: Академия Холдинг, 2004. – 256 с.: ил. – (Экскурсии в природу).
  3. Боголюбов, А. С., Глушенков О. В., Федорова Д. А. Полевые экологические практикумы и исследовательская (проектная) деятельность школьников в природе // Начальная школа: плюс до и после. – 2013. - № 11. – С. 15-20
  4. Борунова, Е. Б., Перевозчикова Н. В. Из опыта организации проектной деятельности // Химия в школе. – 2013. - № 1. – С. 72-77
  5. Губанов И.А., Киселева К.В. – Иллюстрированный определитель растений Средней России. 3 тома. / Москва. КМК, Институт технологических исследований, 2003
  6. Жихарев А.М. Собираемся в поход/Худож. П.Зарослав, А.А. Селиванов. – Ярославль: Академия развития, 2004. – 192с.
  7. Колобовский Е.Ю. Изучаем ландшафты России/Худож. А.А.Селиванов. – Ярославль: Академия развития, 2004. -288с.
  8. Колобовский Е.Ю. Изучаем малые реки/Худож. Г.С. Нечаева, А.А. Селиванов. – Ярославль: Академия развития: Академия Холдинг, 2004. – 224с.
  9. Колобовский Е.Ю. Изучаем природу в городе/ Е.Ю. Колобовский. – Ярославль: Академия развития, 2006. – 256с.Худож. Г.С. Нечаева, А.А. Селиванов. – Ярославль: Академия развития: Академия Холдинг, 2004. – 224с.
  10. Ласуков Р.Ю. Звери и их следы. Карманный определитель. – М.: Лесная страна, Изд. 2-е, изм., 128 с., с илл. – (Полевые справочники-определители. Средняя полоса Европейской части России)
  11. Ласуков Р.Ю. Обитатели водоёмов. Карманный определитель. – М.: Лесная страна, Изд. 2-е, изм., 128 с., с илл. – (Полевые справочники-определители. Средняя полоса Европейской части России)
  12. Летние школьные практики по пресноводной гидробиологии. Методическое пособие. – Сост. С.М. Глаголев, М.В. Чертопруд. Под ред. М.В. Чертопруда. М.: Добросвет, МЦНМО, 1999. – 288 с.
  13. Мансурова С.Е., Кокуева Г.Н. Следим за окружающей средой нашего города: 9 – 11 кл.: Школьный практикум. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. – 112 с.: ил.
  14. Мосалов А.А., Зубакин В.А., Авилова К.В., Волков С.В., Галушин В.М., Ерёмкин Г.С., Зубакина Е.В., Кайгородова Е.Ю., Калякин М.В., Касаткина Ю.Н, Коблик Е.А., Косенко С.М., Марова И.М., Редькин Я.А., Сметании И.С. Полевой определитель птиц Подмосковья. / Москва: Союз охраны птиц России; Изд-во «Колос», 2009, 232 с. с илл.
  15. Мурашко, В. П. Экологическое воспитание в школе средствами сетевого проекта // Начальная школа: плюс до и после. – 2013. - № 11. – С. 21-24
  16. Новожилова М.М. и др. Как корректно провести учебное исследование: От замысла к открытию/ М.М. Новожилова, С.Г. Воровщиков, И.В. Таврель; Науч. Ред. Т.И. Шамова. – 2-е изд. – М.: 5 за знания, 2008. – 160 с.
  17. Онегов А. С. Календарь природы. – Терра-Книжный клуб, 2003. – 480 с. – ("Терра" - школе).
  18. Онегов А. С. Занимательная ботаническая энциклопедия. Цветущие травы. - Москва: Педагогика-пресс, 2000. - 112 с
  19. Онегов А. С. Школа юннатов. Живой уголок/ Москва, «Детская литература», 1980
  20. Онегов А. С. Школа юннатов. Наши пернатые друзья и соседи/ Москва, «Детская литература», 1980
  21. Онегов А. С. Школа юннатов. Твой огород/ Москва, «Детская литература», 1980
  22. Плавильщиков Н.Н. «Юным любителям природы», Москва, 1975 г.
  23. Плавильщиков Н.Н. Краткая энтомология. Пособие для учителей средней школы. Москва: Учпедгиз, 1954
  24. Пугал Н.А. Использование натуральных объектов при обучении биологии: Метод. Пособие. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. – 96 с.: ил. (Б-ка учителя биологии).
  25. Семенова, Л. П. Проектируем на уроке // Биология в школе. – 2013. - № 3. – С. 32-38
  26. Суматохин, С.В. Требования ФГОС к учебно-исследовательской и проектной деятельности // Биология в школе. – 2013. - № 5. – С. 60 – 67

Список литературы по исследовательской деятельности учащихся

  1. Алексеев А.Г. , Леонтович А.В., Обухов А.С., Фомина Л.Ф. Концепция развития исследовательской деятельности учащихся// Журнал «Исследовательская работа школьников» №1, 2002. С.24-34.
  2. Алексеев Н.Г . О целях обучения школьников исследовательской деятельности //VII юношеские чтения им. В.И. Вернадского: Сб. методических материалов. - М., 2000. – С. 5
  3. Бреховских Л.М. Как делаются открытия //Методический сборник «Развитие исследовательской деятельности учащихся» М., 2001 С.5-29
  4. Всествятский Б.В. Исследовательский подход к природе и жизни. М., 1926.
  5. Григорьян И.С. Исследовательская работа учащихся в лицее // Исследовательская деятельность учащихся в современном образовательном пространстве: Сборник статей / Под общей редакцией к. пс. Н. А.С. Обухова. М.: НИИ школьных технологий, 2006.
  6. Долгушина Н. Организация исследовательской деятельности младших школьников. // Начальная школа №10/2006, С.8-12
  7. Евдокимов А.К. Этапы становления молодого исследователя. Новые возможности организации студенческой научно-исследовательской работы//Труды Научно-методического семинара «Наука в школе» -М.: НТА «АПФН», 2003. т.1, С.82-82
  8. Зеленцова Н.Ф. Методика организации научных исследований в профильных школах МГТУ им. Н.Э.Баумана. проблемы организации и совершенствования научно-исследовательской работы в школе// Труды Научно-методического семинара «Наука в школе» -М.: НТА «АПФН», 2003. т.1,С.88-96
  9. Исследовательская деятельность учащихся в современном образовательном пространстве: Сборник статей / Под общей редакцией к. пс. н. А.С. Обухова . М.: НИИ школьных технологий, 2006.
  10. Карпенко К.А. , Королева Е.Л., Недялкова Г.М., Соколова И.И. Опыт организации учебно-исследовательской деятельности//Журнал «Исследовательская работа школьников». №1, 2002г.С.130-134
  11. Кропанева Г.А. Учебно-исследовательская деятельность школьников как технология развивающего образования (из опыта работы Вятской гуманитарной гимназии г.Кирова)// Труды Научно-методического семинара «Наука в школе» -М.: НТА «АПФН», 2003. т.1,С.124-135
  12. Кулакова Е.А. Развитие творческих способностей учащихся в процессе проектной и учебно-исследовательской деятельности // Исследовательская деятельность учащихся в современном образовательном пространстве: Сборник статей / Под общей редакцией к. пс. Н. А.С. Обухова. М.: НИИ школьных технологий, 2006.
  13. Куликовская И.Э. , Совгир Н.Н. Детское экспериментирование. Старший дошкольный возраст. – М., 2003.
  14. Леонтович А.В. «Исследовательская деятельность учащихся» (сборник статей), М.2003, Издание МГДД(Ю)Т
  15. Леонтович А.В. К проблеме исследований в науке и в образовании.// Развитие исследовательской деятельности учащихся: Методический сборник. М.: Народное образование, 2001. с.33-37
  16. Леонтович А.В. Каждый человек – исследователь//Алхимия проекта: Метод разработки мини-тренингов для слушателей и преподавателей программы Intel «Обучение для будущего»/Под ред. Ястребцевой ЕН. И Быховского Я.С. – 2-е изд., доп. – М., 2005
  17. Леонтович А.В. Разговор об исследоватлеьской деятельности: Публицистические статьи и заметки/Под ред. А.С. Обухова. М.: Журнал «Исследовательская работа школьников», 2006г.
  18. Леонтович А.В. Тренинг по подготовке руководителей исследовательских работ школьников: Сборник анкет с комментариями. М.: Журнал «Исследовательская работа школьников», 2006.
  19. Леонтович А.В . Учебно-исследовательская деятельность школьников как модель педагогической технологии // Народное образование, №10, 1999г.-С.152-158
  20. Обухов А.С. Исследовательская деятельность как возможный путь вхождения подростка в пространство культуры// Развитие исследовательской деятельности учащихся: Методический сборник. – М., 2001. – С.46-48
  21. Обухов А.С. Исследовательская позиция и исследовательская деятельность: Что и как развивать?//Исследовательская работа школьников, №4, 2003. – С.18-23.
  22. От исследовательской активности к исследовательской работе старшеклассников // из опыта работы, выпуск 2, научный редактор к.пс.н. Шумакова Н.Б. , М., 2002 – 112 с.
  23. Поддъяков А.Н. Исследовательское поведение. Стратегии познания, помощь, противодействие, конфликт. – М., 2000.
  24. Поддьяков А.Н. Общие представления об исследовательском поведении и его значение.//Журнал «Исследовательская работа школьников» №1, 2002. С.21-24.
  25. Попова С.А. Особенности организации исследоватльской деятельности школьников// Труды Научно-методического семинара «Наука в школе» -М.: НТА «АПФН», 2003. т.1,С.135-138
  26. Прокофьева Л.Б. Технологии организации и сопровождения поисковой деятельности – путь творческого развития ученика и учителя //Исследовательская деятельность учащихся в современном образовательном пространстве: Сборник статей / Под общей редакцией к. пс. Н. А.С. Обухова. М.: НИИ школьных технологий, 2006. С.184
  27. Развитие исследовательской деятельности учащихся: Методический сборник. М.: Народное образование, 2001.
  28. Рогов А.А., Рогова О.Б., Клюкина Е.А. Исследовательские умения школьников как условие успешности при продолжении обучения в вузе// Труды Научно-методического семинара «Наука в школе» -М.: НТА «АПФН», 2003. т.1 С.118-124
  29. Рябенко И.П. Из опыта организации научно-исследовательской работы со старшеклассниками в Псковской области// Труды Научно-методического семинара «Наука в школе» -М.: НТА «АПФН», 2003. т.1,С.144-151
  30. Савенков А.И. Маленький исследователь. Как научить дошкольника приобретать знания. – Ярославль, 2002.
  31. Савенков А.И. Психологические основы исследовательского подхода к обучению: Учебное пособие. – М.: «Ось-89», 2006.
  32. Савенков А.И. Путь к одаренности. Исследовательское поведение дошкольников. – СПБ., 2004.
  33. Савенков А.И. Содержание и организация исследовательского обучения школьников. – М., 2004.
  34. Савенков А.И. Этапность учебно-исследовательского поиска ребенка. // Исследовательская деятельность учащихся в современном образовательном пространстве: Сборник статей / Под общей редакцией к. пс. н. А.С. Обухова. М.: НИИ школьных технологий, 2006. С.60-66
  35. Савенков А.И . Я - исследователь. Учебник-тетрадь для младших школьников. – М., Изд. Федоров, 2005.
  36. Счастная Т.Н. К вопросу о методологии научного творчества // Исследовательская работа школьников №1/2001
  37. Цатуров В.Н. Социокультурные исследования школьников как фактор становления культуры мира личности исследователя// Труды Научно-методического семинара «Наука в школе» -М.: НТА «АПФН», 2003. т.1,С.163-168

Список литературы по организации проектной деятельности в начальной школе и ДОУ

  1. Автайкина, Т. О., Власова О. С. Метод проектов как средство формирования универсальных учебных действий у младших школьников: Учебно-методическое пособие. – М.: АПКиППРО, 2013. – 56 с.
  2. Акулич, А. Технология проектной деятельности в коррекционно-педагогическом процессе // Дошкольное образование (ПС). – 2013. - № 2. – С. 18-19
  3. Александрова, О. Н. Педагогический проект на тему «Развитие познавательно-творческих способностей младших школьников во внеурочной деятельности» // Завуч начальной школой. – 2013. - № 4. – С. 87-93
  4. Архипова, Г. Е., Данилюк О. А., Нифонтова С. Н., Савенко Е. И. Инновационный проект «Школьный музей как средство воспитания младших школьников на основе компетентностного подхода» // Наука и практика воспитания и дополнительного образования. – 2013. - № 1. – С. 46- 68
  5. Бутенко, Н. Полихудожественные проекты как средство сотворчества педагога и ребенка // Дошкольное воспитание. – 2013. - № 11. – С. 35-42
  6. Вахромеева, Т. А., Коробейникова Н. Н., Кужлева И. М. и др. Проектная задача как инструмент оценивания универсальных учебных действий // Управление начальной школой. – 2014. - № 3. – С. 11-22
  7. Верхозина, Л. Г. Совместный проект педагогов и родителей воспитанников «Формирование культуры здоровья детей старшего дошкольного возраста» // Современный детский сад. – 2013. - № 7. – С. 70-72
  8. Гладковская, Л. М. Проектная деятельность логопедической работе с дошкольниками 6-7 лет // Логопед. – 2013. - № 5. – С. 26-31
  9. Горбунова, И. Эффективность метода проектов при формировании ключевых компетентностей (подготовительная группа) // Дошкольное воспитание. – 2013. - № 3. – С. 24-28
  10. Демидко, Т. Н. Проектно-исследовательская деятельность при изучении курса «Окружающий мир» // Начальная школа. – 2013. - № 1. – С. 70-71
  11. Димова, О. А. Развитие проектной деятельности в начальной школе // Мастер-класс. – 2013. - № 8. – С. 2-4
  12. Евграфова, Е. И., Корчагина Н. В. Проектная деятельность в ознакомлении дошкольников с родным краем // Воспитатель ДОУ. – 2013. - № 5. – С. 24-27
  13. Землянская Е.Н. Учебные проекты младших школьников // Начальная школа. 2005. № 9.
  14. Иванова Н.В. Возможности и специфика применения проектного метода в начальной школе. // Нач.школа. – 2004. - №2.
  15. Игошина, Н. В. Проектная деятельность в педагогике саморазвития // Начальная школа: плюс до и после. – 2014. - № 1. – С. 68-73
  16. Итальянцева, Е. В. Проектно-исследовательская деятельность в старшей группе по теме «Удивительный мир фразеологизмов» // Логопед. – 2013. - № 1. – С. 20-26
  17. Кашицына, Ю. Н. Проектно-исследовательская деятельность учащихся на уроках математики // Начальная школа: плюс до и после. – 2013. - № 10. – С. 16-20
  18. Колмычек, Т. Н. Использование проектных задач при отработке учениками универсальных учебных действий // Управление начальной школой. – 2014. - № 2. – С. 35-43
  19. Кучкуда, Е. Б. Проект – одна из форм организации внеклассной работы по чтению // Начальная школа. – 2013. - № 1. – С. 38-43
  20. Лопатина, О. Г. Конспект педагогической мастерской на тему «Организация проектной деятельности в детском саду» // Современный детский сад. – 2013. - № 2. – С. 28-30
  21. Лопатина, О. Г. Особенности организации проектной деятельности в современном детском саду // Управление ДОУ. – 2013. - № 2. – С. 42-47
  22. Медведева, Л.Л. Проектно-исследовательская деятельность как элемент здоровьесберегающих технологий // Начальная школа: плюс до и после. – 2013. - № 8. – С. 29-32
  23. Пономарева, О. Н. Социальный проект – форма взаимодействия детского сада и социума // Управление ДОУ. – 2013. - № 4. – С. 114-118
  24. Попова, Е. Школьные коллективные проекты // Управление школой (ПС). – 2013. - № 6. – С. 51-52 Семейные проекты в ДОУ // Управление ДОУ. – 2013. - № 6. – С. 5-121
  25. Проектные задачи в начальной школе: пособие для учителя / [А. Б. Воронцов, В. М. Заславский, С. В. Егоркина и др.]; под ред. А. Б. Воронцова. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2012. – 176 с.: ил. – (Стандарты второго поколения).
  26. Салпыкова, И. Проектная деятельность как средство развития музыкально-творческих способностей дошкольников // Дошкольное воспитание. – 2013. - № 8. – С. 65-69
  27. Сборник проектных задач. Начальная школа. Пособие для учителей общеобразовательных учреждений. В 2 вып. Вып. 1 / [А. Б. Воронцов, В. М. Заславский, С. В. Клевцова, О. В. Раскина]; под ред. А. Б. Воронцова. – М.: Просвещение, 2011. – 80 с. – (Работаем по новым стандартам).
  28. Сердитова, А. С., Сердитова, С. С. Проектная деятельность во взаимодействии детского сада с родителями // Воспитатель ДОУ. – 2014. - № 2. – С. 101-104
  29. Смолеусова, Т. В. Проекты по математике как методическая инновация // Начальная школа. – 2013. - № 8. – С. 56-59
  30. Халтырина, Г. П. Разновозрастный проект как средство формирования универсальных учебных действий // Начальная школа: плюс до и после. – 2013. - № 1. – С. 33-35
  31. Чащухина, О. В. Метод решения проектных задач как средство достижения запланированных результатов обучения по ФГОС НОО // Управление качеством образования. – 2013. - № 5. – С. 64-71 Исследовательская и проектная деятельность в школе // Начальная школа: плюс до и после. – 2013. - № 8. – С. 3-95
  32. Шатверян, Т. С., Финк А. В. Семейные проекты в работе педагога-психолога // Управление ДОУ. – 2013. - № 6. – С. 63-67
  33. Щеникова, И. И. Проектная деятельность школьников как средство духовно-нравственного воспитания // Завуч начальной школы. – 2014. - № 1. – С. 79-82

Список литературы по организации проектной деятельности в области социально-гуманитарных дисциплин

  1. Абрамова С. В. Русский язык. Проектная работа старшеклассников. 9-11 классы: пособие для учителей общеобразовательных учреждений / С. В. Абрамова. – М.: Просвещение, 2011. – 176 с.
  2. Арменская, Г.А. Совершенствование умений в чтении на основе проектной деятельности при обучении английскому языку // Управление качеством образования. – 2013. - № 4. – С. 79 – 82
  3. Бычков, А. В. Инновационный проект в курсе обществознания // Преподавание истории и обществознания в школе. – 2013. - № 7. – С. 34-36
  4. Васильева, С. В., Евдокимова В. Г. Творческо-исследовательский проект «Олимпиада «Сочи – 2014» // Справочник классного руководителя. – 2014. - № 1. – С. 26-31 Фокина, М. В. Условия реализации успешного учебного проекта // Справочник классного руководителя. – 2014. - № 1. – С. 43-51
  5. Дубина, Г. В. Использование проектной деятельности при формировании у обучающихся позитивного отношения к ЗОЖ // Практика административной работы в школе. – 2013. - № 1. – С. 63-65
  6. Карма, А. Е. Проектная деятельность на уроках истории // Преподавание истории в школе. – 2013. - № 1. – С. 7-8
  7. Маркова, О.Ю. Веб-квест как один из способов организации проектной деятельности на уроке иностранного языка // Иностранные языки в школе. – 2013. - № 5. – С. 41 – 43
  8. Мулярчик, Н. Н. Организация проектной деятельности на уроках русского языка // Начальная школа. – 2013. - № 2. – С. 28-31
  9. Охрименко, М. П. Учебный проект // Литература в школе. – 2013. - № 4. – С. 38-39
  10. Охрименко, М. П. Учебный проект по литературе // Литература в школе. – 2013. - № 1. – С. 41-42
  11. Подругина И. А. Проектная деятельность старшеклассников на уроках литературы: пособие для учителей общеобразовательных учреждений / И.А. Подругина, О.В. Сафонова. – М.: Просвещение, 2013. – 128 с. – (Работаем по новым стандартам).
  12. Пономаренко, Ю. В. Индивидуальные маршруты участия в школьных социальных проектах как эффективный способ организации воспитательного процесса // Заместитель директора школы по воспитательной работе. – 2013. - № 1. – С. 54-64
  13. Сергеева, Н. Г. Применение метода проектов при обучении иностранному языку // Среднее профессиональное образование. – 2014. - № 2. – С. 43-44
  14. Стрелова, О. Ю. Организация проектной деятельности школьников на уроках истории и во внеурочной работе // Преподавание истории и обществознания в школе. – 2013. - № 10. – С. 9-17
  15. Трофимова, Л. П. Социальный проект во внеклассной воспитательной работе как основа формирования социальной компетентности школьников // Заместитель директора школы по воспитательной работе. – 2013. - № 1. – С. 83-92
  16. Хорев, Д. В. Социальный проект в учреждении дополнительного образования // Воспитание школьников. – 2014. - № 3. – С. 26-31 2013 год

ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРЫ КАК СОСТАВЛЯЮЩАЯ ФОРМУЛЫ РОСТА ТВОРЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА УЧАЩИХСЯ

Чернова Татьяна Алексеевна,

учитель русского языка и литературы ГБОУ СОШ № 501

Постановка проблемы и актуальность:

Критерием качества образования сегодня выступает разносторонняя успешность ребенка, ставшего в процессе обучения опытнее, самостоятельнее, ответственнее. Одним из направлений общеобразовательной школы является переход от традиционных к развивающим гуманитарным технологиям.

Использование метода проектирования позволяет учащимся приобретать умения и качества, необходимые человеку 21 века:

Ответственность и адаптивность

Коммуникативные умения

Творчество и любознательность

Критическое и системное мышление

Умение работать с информацией и медиасредствами

Межличностное взаимодействие и сотрудничество

Умение ставить и решать проблемы

Направленность на саморазвитие

Социальная ответственность.

Необходимо отметить также такие актуальные преимущества использования метода проектной деятельности, как повышение самооценки учащихся и возможность получения навыков презентации себя и своей работы в различных формах (устной, письменной, с использованием новейших технологических средств).

Проектная деятельность учащихся может быть краткосрочной и долгосрочной, индивидуальной или групповой.

Разработка и реализация образовательного проекта включает в себя следующие этапы:

  1. Поисковый этап (до формулировки проблемы). На этом этапе в ходе совместных обсуждений вскрываются исходные лично значимые школьником вопросы, фиксируется проблема. Работа над проектом невозможна без элементарных знаний о структуре научного труда, требований к нему, методах. Структура предполагает наличие традиционных компонентов: актуальность проблемы, предмет исследования, цель проекта, гипотеза, задачи, используемые методы, практическая значимость результата. Структуру надо раскрыть, чтобы у учащихся была опора для планирования своей деятельности.

Педагог выступает в роли консультанта, помогает в поиске информации, ее анализе, структурировании (4-6 консультаций).

  1. Аналитический этап (до составления плана деятельности включительно).

Этот этап включает в себя поиск средств самообразования: образовательные ресурсы как школьные (возможности учебного предмета, учителя как консультанты), так и не связанные с учебным заведением (библиотека, Интернет, СМИ и др.).

Осуществляется следующая деятельность: планирование ресурсов информационного поиска, уточнение намеченных целей и задач, сбор информации и обмен ею с другими лицами (учащимися, учителями, родителями, приглашенными консультантами и т.д.), составление плана деятельности.

  1. Практический этап (реализация плана деятельности). На данном этапе работы над образовательным проектом в ходе реализации и корректировки предварительно разработанного плана деятельности (1-3 консультаций с педагогом) происходит осознание собственной компетентности и успешности в образовательном процессе.
  2. Презентационный этап (презентация продуктов самообразования).

Этап предусматривает осознание значения полученных результатов, определения способов использования достигнутых в ходе разработки и реализации образовательного проекта результатов, осознание и формулирование новых целей самообразования. Это достигает путем использования таких приемов, как групповая и индивидуальная рефлексия.

Подготовка и обобщение материала для презентаций, как правило, вызывают новые вопросы и побуждают учащихся к дискуссиям. Функция учителя - объяснить учащимся проектной группы основные правила ведения дискуссии и делового общения.

  1. Контрольный этап .

Непосредственный результат, выражающийся во владении учащимися определенным набором способов деятельности ходе разработки и реализации образовательного проекта (компетентность).

Формами предъявления выполненного задания или отчетности могут быть публикация, буклет, презентация, веб-сайт, альбом, альманах, газета, сценарий видеофильма, репортаж, программа праздника, театральная постановка и т.д.

При изучении русской литературы проектная деятельность приобретает особенно жизненный характер, так как влечет за собой объединение многих тем и предметов гуманитарного цикла.

В Федеральном государственном образовательном стандарте (ФГОС) подчеркивается, что «понимать литературу как вид искусства в соотношении взаимосвязи с другими видами искусства (музыкой, театром, живописью, кино) помогают опыт анализа и интерпретации художественного произведения как художественного целого, концептуальное осмысление его в этой целостности и взаимосвязях с культурной средой, взгляд на его поэтику, как на воплощение своеобразия авторской личности и художественных тенденций эпохи» .

Проектная деятельность помогает решать все эти задачи и развивать творческий потенциал учащихся.

Примеры проектной деятельности учащихся:

  1. Исследовательский проект

«Создание образа России в русской литературе и искусстве второй половины 19 века». 10 класс.

  1. Подготовить учащихся к восприятию художественных произведений второй половины 19 века, которые будут изучаться в курсе литературы 10 касса, на примерах показать значение русской литературы второй половины 19 века в развитии русской литературы и искусства.
  2. Познакомить учащихся с творчеством представителей различных искусств второй половины 19 века (литература, театр, музыка, изобразительное искусство, архитектура), с их вкладом в создание образа России.
  1. Воспитывать патриотические чувства учащихся, гордость за свою страну.

Результатом проектной деятельности является создание исследовательской работы и презентации, которая может быть использована на обзорном уроке, предваряющем изучение творчества писателей второй половины 19 века.

Учащиеся делятся на группы по интересам («художники, музыканты, театралы, архитекторы, литераторы»).

Они собирают материал, используя ресурсы интернета, помощь учителей-предметников и родителей.

  1. Творческий проект

«Обряды и обрядовый фольклор» 5 класс.

1.Приобщить учащихся к русской народной культуре, к системе моральных ценностей, накопленных веками.

  1. Познакомить детей с традициями, обрядами, с историческими и культурными истоками своего народа.
  2. Формировать потребность в усвоении высоких культурных и духовных ценностей.
  3. Побуждать к овладению основами нравственного поведения и нормами гуманистической морали (взаимопонимания, культурное общение, вера в созерцательные силы человека, трудолюбия).
  4. Воспитывать уважительное отношение к старшему поколению.

На первых этапах работы учащиеся знакомятся с коллективными и семейно-бытовыми обрядами, собирают материал, анализируют его с помощью учителя.
Формируются четыре творческие группы по пять человек:

  1. Первая группа - готовит игровые задания и вопросы к викторине.
  2. Вторая группа - подбирает музыкальный материал, разучивает фольклорные песни.
  3. Третья группа - отвечает за инсценировку святочного гадания.
  4. Четвертая группа - изготавливает обрядовые куклы (подарки гостям праздника), готовит сообщения них.

Принято решение о такой отчетной форме, как проведение праздничного вечера для родителей: «В ночь перед Рождеством».

  1. Ролевой (игровой) проект .

Воссоздание «живой картины» времени к уроку в 10-ом классе по теме «Литература и время. Идейно-эстетическая борьба в литературе и искусстве во второй половине 19 века».

Создается ситуация: хозяйка столичного салона и ее гости (среди которых есть студент, «государственный муж» и чиновник) вовлечены в полемику о современной поэзии. Звучат стихи А. Фета, А. Майкова, Н. Некрасова, Д. Минаева и Н. Курочкина.

Идейно-эстетическая борьба в литературе была следствием спора о путях и средствах исторического движения России в будущее. Страсти разгорались нешуточные, даже когда о литературе говорили люди, далекие от нее.

Учащиеся должны были показать остроту конфликта, изобразить непримиримость сторонников «чистого искусства» и представителей демократического лагеря.

Велась работа по группам:

I. Сценаристы (2 человека)

II. Актеры (6 человек)

III. Художники-декораторы (2 человека)

IV. Музыкальное сопровождение (2 человека).

Результат проектной деятельности:

1. Написание сценария

2. Постановка композиции.

IV.Информационный проект.

Примером такого проекта может служить работа «По следам героев романа Ф.М. Достоевского «Преступления и наказание»» (Группа 3 человека).

Цель проекта:

Создание заочной экскурсии «Петербург Достоевского» (презентация).

  1. Самостоятельно изучить, сфотографировать и описать места в Петербурге, где происходят события жизни героев романа Ф.М.Достоевского.
  2. Узнать, как сохраняется культурное наследие в нашем городе, как увековечена память о писателе и его героях в нашем городе.
  3. Исследовать современную жизнь в исторических интерьерах доходных домов 19 века.

В процессе работы была создана не только презентация, но и составлен маршрут экскурсии «Петербург Достоевского», которая была проведена для учащихся своего 10-го класса.

С этой работой учащиеся выступили на школьной НПК и заняли первое место.

  1. Практически - ориентированный проект .

Цель: создание презентаций, газет, клипов, тестов и других материалов, которые может использовать учитель на уроках.

Примером такой работы может быть долгосрочный проект «Работа над речевыми ошибками».

Учитель дает учащимся материал (выдержки из школьных сочинений), который они изучают, систематизируют и изготавливают карточки «Речевые ошибки», выпускают юмористические газеты «Коллективное сочинение».

В процессе проектной деятельности учащихся решаются все учебно-познавательные задачи, направленные на приобретение новых знаний и умений, путем поиска способов, методов решения, при реализации которых используются все мыслительные операции, осуществляющие установление связей и отношений, доказательства и обобщение данных, развивается творческое мышление.

Личность, овладевшая проектной культурой, - это субъект, способный самостоятельно творчески осуществлять проектировочную деятельность «от замысла до результата», вплоть до проектирования и реализации индивидуальных программ жизнедеятельности.

Литература

  1. Фундаментальное ядро содержания общего образования. Под ред. В.В. Козлова, А.М. Кондакова. М.: Просвещение, 2011
  2. Чернобай Е.В. Технология урока в современной информационной образовательной среде. М.: Просвещение, 2012
  3. Цветкова Г.В. Тьюторское сопровождение образовательного процесса. Технология смыслопоисковой деятельности. Волгоград: Учитель, 2012
  4. Советова Е.В. Школа нового поколения. Педсовет. Ростов-на-Дону: Феникс, 2012

На странице содержится список полезной литературы по исследовательской работе учащихся и ее правильной организации.

Представленный список литературы по организации исследовательской работы (деятельности) в школе и ДОУ будут интересны как учителям, так и школьникам, дошкольникам и их родителям.

Приведенные ниже списки литературы по проектной деятельности в школе и ДОУ (детском саду) будут полезны при изучении гуманитарных дисциплин, предметов естественно-математического цикла, по планированию уроков и занятий с использованием проектно-исследовательской деятельности.

  • Литература по проектной деятельности при изучении гуманитарных дисциплин
  • Литература по проектной деятельности на уроках естественно-математического цикла
  • Литература по проектной деятельности на уроках русского языка и литературы
  • Литература по проектной деятельности на уроках математики, физики, химии

Простыми словами, в списке представлена литература для учителей (воспитателей) - руководителей проектов и исследовательских работ в ДОУ и школе, которые непосредственно курируют исследовательскую и проектную работу школьников и дошкольников, а также используют проектные технологии при организации уроков и занятий с детьми.

Список литературы по организации проектной деятельности в ДОУ

Список литературы по организации исследовательской деятельности дошкольников:

1. Савенков А. Исследовательские методы обучения в дошкольном образовании / А. Савенков // Дошкольное воспитание. - 2006. - N 1. - С. 21-30.

2. Савенков А. Исследовательские методы обучения в дошкольном образовании / А. Савенков // Дошкольное воспитание. - 2005. - N 12. - С. 3-11.

3. Савенков А. Исследовательские методы обучения в дошкольном образовании / А. Савенков// Дошкольное воспитание. - 2006. - N 4. - С. 10-19.

4. Инновационная сеть развивающего обучения / сост. В.А. Гуружанов. - М. : Эврика, 2003. - 240 с. - (Б-ка культурно-образовательных инициатив).

5. Кудрова И.А. О развитии мышления на основе исследовательского подхода / И. А. Кудрова // Стандарты и мониторинг в образовании. - 2006. - № 5. - С. 14-21.

6. Мухина В. Психологический смысл исследовательской деятельности для развития личности / В. Мухина // Народное образование. - 2006. - № 7. - С. 123-127.

7. Соловьева Н. Семь шагов на пути к началу исследовательской работы: научно-методический семинар N 1 / Н. Соловьева // 2003. - №6. - С. 60.

8. Селевко Г.К. Педагогические технологии на основе активизации, интенсификации и эффективного управления УВП / Г.К. Селевко. - М.: 2005. - 288 с. - (Энциклопедия образовательных технологий). - ISBN 5-87953-195-3.

Список литературы по организации проектной деятельности в школе

Список литературы по организации исследовательской деятельности школьников:


1. Алейникова И. Интеллект будущего / И. Алейникова // Управление школой: изд. дом Первое сентября. - 2007. - № 1. - С. 25-27.

2. Баранова Е.В. Как увлечь школьников исследовательской деятельностью / Е. В. Баранова, М. И. Зайкин // Математика в школе. - 2004. - N 2. - С. 7-10.

3. Безрукова В.С. Директору об исследовательской деятельности школы / В. С. Безрукова. - М.: Сентябрь, 2002. - 160 с. - ISBN 5-88753-051-0.

4. Белогрудова В.П. Об исследовательской деятельности учащихся в условиях проектного метода / В. П. Белогрудова // Иностранные языки в школе. - 2005. - № 8. - С. 6-11.

5. Бельфер М. Несколько слов об исследовательских работах школьников / М. Бельфер // Литература: изд. дом Первое сентября. - 2006. - N 17. - С. 13-15.

6. Богомолова А.А. Организация проектной исследовательской деятельности учащихся / А. А. Богомолова // Биология в школе. - 2006. - N 5. - С. 35-38.

7. Борисенко Н.А. Как мы работали над проектом, или Технология исследовательской деятельности учащихся: метод проектов / Н. А. Борисенко // Литература в школе. – 2002. - №7. - С. 39.- N7.

8. Брыкова О. Сотворчество учителя и ученика / О. Брыкова // Управление школой: изд. дом Первое сентября. - 2006. - № 20. - С. 33-36.

9. Брыкова О.В. Проектная деятельность в учебном процессе / О. В. Брыкова, Т. В. Громова. - М. : Чистые пруды, 2006. - 32 с. - (Б-чка "Первого сентября"). - ISBN 5-9667-0230-6.

10. Вечтомова Е.Г. Норма жизни лицея - исследование / Е. Г. Вечтомова, Н. А. Макаркина // Директор школы. - 2006. - № 8. - С. 102-103.

11. Волков С. Чтобы не было скучно / С. Волков // Литература: изд. дом Первое сентября. - 2006. - N 13. - С. 17-19.

12. Гайфитулин М.С. Проект "Исследователь" / М. С. Гайфитулин // Школьные технологии. - 2005. - № 3. - С. 102-104.

13. Гильмеева Р.Х. Роль исследовательской деятельности учителя начальных классов в реализации идей развивающего обучения / Р. Х. Гильмеева // Начальная школа: плюс до и после. - 2006. - № 4. - С. 58-60.

14. Глазкова К.Р. Уроки-исследования: формирование творческой, критически мыслящей личности / К. Р. Глазкова, С. А. Живодробова // Физика: изд. дом Первое сентября. - 2006. - № 24. - С. 29-31.

15. Гликман И.З. Подготовка к творчеству: учебное исследование / И. З. Гликман // Школьные технологии. - 2006. - № 3. - С. 91-95.

16. Громова Т. Научить ставить вопросы и искать решения / Т. Громова // Управление школой: изд. дом Первое сентября. - 2006. - № 1. - С. 14-16.

17. Громова Т.В. Организация исследовательской деятельности / Т. В. Громова // Практика административной работы в школе. - 2006. - № 7. - С. 49-53.

18. Закурдаева С.Ю. Формирование исследовательских умений / С. Ю. Закурдаева // Физика: изд. дом Первое сентября. – 2005. №11. С. 11.

19. Зарипов Р.С. Исследовательская работа в системе ДО / Р. С. Зарипов // Дополнительное образование. - 2005. - № 3. - С. 61-63.

20. Зачесова Е.В. Представление результатов исследований школьников / Е. В. Зачесова // Школьные технологии. - 2006. - № 4. - С. 115-122.

21. Зорина Л.Я. Дидактические основы формирования системности знаний старшеклассников / Л. Я. Зорина. - М. : Педагогика, 1978. - 128 с.

22. Иванов Г.А. Интегративные основы организации научно-исследовательской деятельности учащихся / Г. А. Иванов // Педагогические технологии. - 2006. - № 1. - С. 22-28.

23. Кленова И. Наука становится ближе: опыт организации исследовательской деятельности учеников / И. Кленова // Учитель. - 2006. - № 5. - С. 23-24.

24. Копанева Г.А. Организация исследовательской деятельности учащихся в многопрофильной гимназии / Г. А. Копанева, Н. П. Ломакина, О. И. Чуб // Завуч. - 2006. - № 6. - С. 47-52.

25. Копылова В.В. Методика проектной работы на уроках английского языка: методическое пособие / В. В. Копылова. - М. : Дрофа, 2003. - 96 с. - (Библиотека учителя. Иностранные языки). - ISBN 5-7107-7116-3.

26. Коротаева Е.В. Активизация познавательной деятельности учащихся: вопросы теории и практики / Е. В. Коротаева. - М.: Екатеринбург, 1995. - 84 с. - ISBN 5-7186-0100-3.


27. Коротаева Е.В. Обучающие технологии в познавательной деятельности школьников / Е. В. Коротаева; ред. М.А. Ушакова. - М.: Сентябрь, 2006. - 176 с. - ISBN 5-88753-062-6.

28. Леонтович А. Комплексная исследовательская экспедиция / А. Леонтович // Народное образование. - 2006. - № 3. - С. 207-214.

29. Леонтович А.В. Современные трактовки одаренности и организация исследовательской работы с детьми в сфере дополнительного образования / А. В. Леонтович // Дополнительное образование. - 2002. - № 9. - С. 13-17.

30. Лернер Г.И. Курс "Педагогическая теория - современному учителю": лекция N 3. Методы обучения, их специфика / Г. И. Лернер // Биология: изд.дом Первое сентября. – 2004. - №37. - С. 22.

31. Матяш Н.В. Проектная деятельность младших школьников: книга для учителя начальных классов / Н. В. Матяш, В. Д. Симоненко. - М.: Вентана-Графф, 2002. - 112 с.: ил. - (Библиотека учителя). - ISBN 5-9252-0214-7.

32. Меняева И.Н. Организация поисковой, исследовательской, экспериментальной работы в школе / И. Н. Меняева // Педагогическая мастерская. - 2005. - № 3. - С. 12-15.

33. Мутик М.А. Организация опытной и исследовательской работы учащихся / М. А. Мутик // Биология: изд.дом Первое сентября. - 2002.- N40. - С. 7.

34. Мухина В.С. Психологический смысл исследовательской деятельности для развития личности / В. С. Мухина // Школьные технологии. - 2006. - № 2. - С. 19-31.

35. Мыследеятельностная педагогика в старшей школе: новые формы работы с детьми (по материалам проекта "Инновационная сеть "Мыследеятельностная педагогика") / Федеральное агентство по образованию; Российский образовательный форум; АПКиПРО. - М. : АПКиПРО, 2004. - 28 с. - (Методическая библиотека "Проекты - победители Российского образовательного форума в 2004 году").

36. Новожилова Н.В. Интернет-ресурсы в исследовательской деятельности учителей и учащихся / Н.В. Новожилова // Школьные технологии. – 2004. - №4. - С. 148.

37. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: учебное пособие для студентов педагогических вузов и системы повышения квалификации педагогических кадров / под ред. Е.С. Полат. - М. : Издательский центр АКАДЕМИЯ, 2003. - 272 с. - (Высшее образование). - ISBN 5-7695-0811-6.

38. Обуховская А.С. Ода учебному проекту: компетентностный подход / А.С. Обуховская // Биология в школе. – 2004. №8. С. 27.

39. Пентин А. Учебные исследования и проекты - понятия близкие, но не тождественные / А. Пентин // Директор школы. - 2006. - № 2. - С. 47-52.

40. Пидкасистый П.Н. Самостоятельная познавательная деятельность школьников в обучении: теоретико-экспериментальное исследование / П. Н. Пидкасистый. - М. : Педагогика, 1980. - 240 с.

41. Поддьяков А.Н. Методологические основы изучения и развития исследовательской деятельности / А. Н. Поддьяков // Школьные технологии. - 2006. - № 3. - С. 85-90.

42. Поздняк С.Н. Исследовательская деятельность школьников и метод проектов / С. Н. Поздняк // Стандарты и мониторинг в образовании. - 2006. - № 3. - С. 52-56.

43. Положение о Всероссийском конкурсе исследовательских работ обучающихся общеобразовательных учреждений, посвященном 175-летию со дня рождения Д.И. Менделеева на 2006-2007 гг. // Администратор образования. - 2006. - N 22. - С. 97.

44. Прокофьев Л.Б. Открытые образовательные технологии: исследовательская деятельность школьников / Л. Б. Прокофьев // Школьные технологии. - 2006. - № 4. - С. 108-114.

45. Савенков А.И. Исследовательское обучение и проектирование в современном образовании / А.И. Савенков // Школьные технологии. – 2004. №4. С. 82.

46. Санина С.П. Компьютерное моделирование в исследовательской деятельности учащихся / С. П. Санина // Педагогические технологии. - 2005. - № 4. - С.36-45.

47. Сахарова Г. Исследовательская деятельность учащихся по краеведению / Г. Сахарова // Учитель. – 2003. №5. С. 38.

48. Семенова Н.А. Исследовательская деятельность учащихся / Н. А. Семенова // Начальная школа. - 2006. - № 2. - С. 45-49.

49. Сергеев И.С. Как реализовать компетентностный подход в обучении / И. С. Сергеев // Преподавание истории и обществознания в школе. – 2004. - №3. - С. 29-39.

50. Слободчиков В.И. Антропологический смысл исследовательской работы школьников / В. И. Слободчиков // Школьные технологии. - 2006. - № 3. - С. 14-18.


51. Смирнова Т.Г. Формирование и развитие основ исследовательского творчества учащихся / Т. Г. Смирнова // Биология в школе. - 2006. - N 1. - С. 6-8.

52. Современная гимназия: взгляд теоретика и практика / под ред. Е.С. Полат. - М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2000. - 168 с. - (Педагогическая мастерская). - ISBN 5-691-00491-3.

53. Справочное пособие по организации поисково-исследовательской деятельности учащихся образовательных учреждений / сост.: Н.В. Карпова, С.В. Кускова, Л.Е. Толкачева. - Псков: ПГПИ, 2001. - 46 с. - ISBN 5-87854-175-0.

54. Степанов В.Г. Основы исследовательской деятельности школьника / В. Г. Степанов. - Псков: ПОИПКРО, 2004. - 96 с. - ПОИПКРО. - ISBN 5-75-22-0221-3.

55. Сыров Е.М. Научная работа в школе: опыт организации / Е. М. Сыров // Педагогическая мастерская. - 2006. - № 3. - С.13 - 8.

56. Учебное проектирование и исследовательская деятельность учащихся в условиях профильного обучения // Профильная школа. - 2006. - № 4, 5.

57. Федоровская Е.О. Мотивы и ценностные ориентации подростков, увлеченных исследовательской деятельностью / Е. О. Федоровская, Л. Ю. Ляшко // Дополнительное образование. - 2005. - № 9. - С. 49-53.

58. Харитонов Н.П. Организация исследовательской деятельности учащихся / Н. П. Харитонов // Биология в школе. – 2004. - №6. - С. 59.

59. Холодная М.А. Когнитивные стили. О природе индивидуального ума: учебное пособие для студентов вузов / М. А. Холодная; М.А. Холодная. - 2-е изд. - СПб. : Питер, 2004. - 384 с.: ил. - ISBN 5-469-00128-8.

60. Худин А.Н. Организация профильного обучения в школе: лекция 4. Проектная и исследовательская деятельность в профильном обучении / А. Н. Худин, С. Н. Белова // Завуч. - 2006. - № 4. - С. 105-110.

61. Чудов В. Проектно-исследовательская деятельность школьников / В. Чудов, Н. Кашкарова, О. Лаврушко // Народное образование. – 2005. - №1. - С. 133.

62. Шалавина А.Н. Уроки опытов и исследований: 11-й класс: базовый курс / А. Н. Шалавина // Физика: изд. дом Первое сентября. – 2004. - №47. - С. 3.

63. Шаталова Н.В. Опыт краеведческой исследовательской работы школьников / Н. В. Шаталова // Исследовательская работа школьников. - 2005. - № 1-2. - С. 46-54.

64. Шеленкова Н.Ю. Организация исследовательской деятельности учащихся в школьном научном обществе / Н. Ю. Шеленкова // Завуч. – 2005. - №5. - С. 82-87.

Поделитесь с друзьями или сохраните для себя:

Загрузка...