Международный день родного языка в старшей группе. «Международный день родного языка»

Светлана Сесова
НОД с детьми старшего дошкольного возраста «День родного языка»

Дети входят в зал и садятся на стульчики.

Воспитатель в русском народном сарафане приветствует их: «Добро пожаловать, добры молодцы и красны девицы на наш праздник. Удивлены, что я вас так назвала? «Красны девицы» - это значит, что девочки наши покрашены в красный цвет? Нет, это значит, что девочки наши красивые, добрые. А мальчики –«добры молодцы» - это наши защитники, помощники.»

А праздник наш сегодня посвящен нашему родному языку.

Кто мне поможет, что такое «Родной язык»?

Ответы детей: - это язык на котором мы говорим, это русский язык.

Воспитатель: Правильно дети. Сегодня, 21 февраля – во все мире отмечается праздник - день родного языка. Мы с вами живем в самой большой стране мира – в России. И русский язык – наш родной язык. В разных странах говорят на разных языках. В Англии - а английском, в Германии - на немецком, в Турции - на турецком. В России – русский язык не только родной для большинства жителей, он еще является языком межнационального общения. Что это значит? В нашей стране – посмотрите на карту какая она огромная, живут люди разных национальностей, имеющие свой родной язык, но все они говорят по- русски, русский язык нас объединяет.

Родной язык, родная речь – с ней мы встречаем каждый день. На родном языке мы говорим, поем песни, пишем письма, думаем.

Ответы детей: «Теремок», «Курочка ряба», «Волк и козлята», «Братец Иванушка и сестрица Аленушка».

Воспитатель: А что всегда побеждает в русских сказках?

Ответы детей: Добро, справедливость, трудолюбие.

Воспитатель: Вы совершенно правы. Сказки всегда нам говорят о народной мудрости. Еще один из видов устного творчества – это пословицы и поговорки – меткие выражения, созданные русским народом. Например: «Доброе слово и кошке приятно». Как вы понимаете эту поговорку?

Ответы детей: все любят хорошее отношения, ласку.

Воспитатель: Правильно, молодцы.

Шло время, люди научились записывать свои мысли. До наших дней сохранились берестяные - письма и записи на коре березы. Чернила на берестяных грамотах не использовались. Текст был просто процарапан на коре и прекрасно читался. Братья Кирилл и Мефодий разработали азбуку. Этой азбукой мы пользуемся до сих пор. Ее называют «кириллицей». Создателем современного литературного языка считается Александр Сергеевич Пушкин, произведения которого считаются вершиной русской литературы. Какие сказки А. С. Пушкина вы знаете?

Ответы детей: «Сказка о рыбаке и рыбке», «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях», «Сказка о царе Салтане»

Воспитатель: Хорошо, вы знаете много сказок. А кто-нибудь хочет почитать нам отрывки из них?

Дети по желанию декламируют отрывки их сказок Пушкина.

Воспитатель: Мне очень понравилось ваше выступление. А я хочу еще вам рассказать об интересном факте, которым мы можем по-праву гордится. Знаете ли вы, что именно на русском языке были произнесены первые слова в космосе? 12 апреля 1961 года в 9:52 при проверке связи во время пилотируемого полёта в космическое пространство, Ю. А. Гагарин произнёс: «Самочувствие отличное. Слышу вас отлично. Полёт проходит хорошо.» В настоящее время русский язык неофициально является языком международного общения при пилотируемых полётах на околоземной орбите. Разговорный русский язык обязательно изучают все работающие на МКС космонавты.

В заключение хочу вам всем пожелать любить родной язык, красиво на нем разговаривать, правильно произносить слова, писать без ошибок.

Разделы: Работа с дошкольниками

Ребёнок начинает общаться и взаимодействовать с самого раннего детства. И уже к моменту поступления в школу обладает неким набором коммуникативных и речевых возможностей, а именно: общение со сверстниками и взрослыми, владение выразительными средствами (речь, мимика, жесты), умение сотрудничать, слушать, слышать и видеть собеседника.

Педагоги должны создать все условия для формирования коммуникации по типу “ученик-ученик” и “ученик - учитель”. Это является основой для решения учебных задач, для возможности определения зоны ближайшего развития каждого обучающегося, и построения своей работы с учетом этих особенностей. У дошкольников – игра, у школьников – главным смыслом их жизни является учение, а умение учиться должны сформировать мы – педагоги. Всех детей: и больших, и маленьких нельзя отделять от игры вообще, так как благодаря игре происходит развитие способностей эмоционально реагировать, моделировать и проживать жизненные ситуации, прогнозировать, самоопределяться, а в дальнейшем закреплять полученные качественные умения, знания, навыки, которые будут необходимы для выполнения профессиональных, социальных и других функций. Так же в игре происходит непосредственное общение, а значит, появляется возможность почувствовать себя личностью, проявить и развить свое субъективное мнение, свою уникальность. Соблюдая данные условия, у детей проявятся способности к самостоятельному присвоению новых знаний, социального опыта, достижению умений. Они смогут самостоятельно включаться в подготовку и организацию образовательного процесса. А это, значит, что у них появится новая компетенция - умение и желание учиться, самосовершенствоваться. Следовательно, дети будут действовать в условиях коммуникации: выбирать, планировать, контролировать партнёра и себя, использовать речь для регуляции чувств и мыслей, сумеют договариваться, приходить к общему решению, учитывая разные мнения, научатся формулировать собственное, отстаивать позицию, а это означает, что будут развиваться их коммуникативные компетенции.

Л.С. Выготский писал, что общение - это взаимодействие двух (или более) людей, направленное на согласование и объединение их усилий с целью налаживания отношений и достижения общего результата. С.Л. Рубинштейн считал, что общение есть взаимодействие людей, вступающих в него как субъекты. При этом для общения необходимы, по крайней мере, два человека, каждый из которых выступает именно как субъект. Общение есть не просто действие, а именно взаимодействие - оно осуществляется между участниками, каждый из которых равно является носителем активности и предполагает ее в своих партнерах. М.И. Лисина в своих работах называет общение взаимодействием двух или более людей, которое направленно на координацию и объединение их усилий с целью согласования контактов и эффективного получения общего результата. Коммуникация непосредственно связана с деятельностью и может рассматриваться как особый вид деятельности. Общение – взаимосвязь людей, в ходе которого они обмениваются разнообразной информацией с целью налаживания отношений и объединения усилий для достижения общего результата. Педагоги должны научить детей взаимодействовать, а проще всего это сделать с помощью игровой деятельности, которую необходимо включать в образовательную.

Игра - один из инструментов воспитания и образования детей, который имеется в руках педагогов. Именно в ней проявляются и развиваются разные стороны жизни ребенка, удовлетворяются многие его интеллектуальные и эмоциональные потребности, складывается характер. Значит, игровая деятельность является средством формирования коммуникативных компетенций.

В.А. Сухомлинский писал, что “игра для ребенка – это самое серьезное дело. В игре раскрывается перед детьми мир, раскрываются творческие способности личности. Без них нет, и не может быть полноценного умственного развития. “Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности”. А также В. А. Сухомлинский считал, что “духовная жизнь ребенка полноценна лишь тогда, когда он живет в мире игры, сказки, музыки, фантазии, творчества”. А процесс обучения и воспитания помогает развивать гармоничную личность учеников, способную к активной познавательной и жизненной позиции, творчеству, самостоятельности. Это обязательное условие, которое необходимо учитывать учителям в своей работе. Для педагогов игра должна стать: методом, средством, формой, действием и правилом проведения образовательно - воспитательной работы, как на уроках, так и вне урока.

Задачи:

  • закреплять знания о Международном дне родного языка;
  • активизировать и развивать речь через закрепление антонимов, синонимов, многозначных слов;
  • развивать творческие способности;
  • воспитывать любовь к своей стране, русскому языку;
  • воспитывать умение договариваться в процессе выполнения коллективной работы.

Области интегрирования:

  • художественное творчество;
  • познание;
  • коммуникация;
  • социализация

Участники : дети старшего возраста, воспитатель

Предварительная работа: беседы о Родине, о родном языке, дидактические игры: “Слова-друзья”, “Скажи наоборот”, “Скажи ласково”, рассматривание иллюстраций русской национальной одежды, сувениров; чтение русских народных сказок, пословиц, поговорок о родном языке, разучивание русских народны игр, слушание русских народных песен, разучивание стихов.

Оборудование и материал: фотоматериалы , иллюстрации о родном крае, картинки со словами, силуэты матрёшек, карандаши, мяч.

Ход занятия

Как называется страна, в которой мы живем? Как называется город? Как называют жителей? На каком языке разговаривают жители нашего города? Свой язык, свой народ, свою Родину нужно любить! 21 февраля в странах мира отмечается Международный день родного языка.

А что нам помогает общаться? - На каком языке разговариваем мы?

Как вы понимаете, что такое родной язык?

Русский язык богат и необычайно красив. В нем есть много слов, красивых оборотов, крылатых выражений, с помощью которых мы придумываем рассказы, сочиняем сказки, стихи и общаемся друг с другом.

Викторина.

Две команды “Умники” и “Умницы”.

“Умницы” “Умники”

1. Разминка

Назовите:

Динамическая пауза хоровод “Во поле береза...”

2. Игра “Слова – друзья” - назвать слова, близкие по смыслу:

  • Недалеко - близко
  • Невысоко - низко
  • Сердито - зло
  • Течет - льется
  • Шумит - кричит
  • Говорит – лопочет

3. “Доскажи пословицу”

  • Язык до Киева...доведёт.
  • Язык без костей, что хочет, то и....лопочет.
  • Язык мой - враг....мой.
  • Языком не спеши – спеши...делом.

4. “Многозначные слова” - найти пару и объяснить свой выбор

коса – прическа у девочки, коса – косить траву, ключ - от двери, ключ-родник, лук-растение, лук-оружие, набор-инструменты, набор - конфеты, побег-убежать, побег-молодая поросль, норка-животное, норка- углубление в земле, кисть - часть руки, кисть –рисование, ласка-нежность, ласка-зверек.

5. Игра “Скажи наоборот”

Большой – маленький (широкий, толстый, горячий, длинный, высокий, громкий, быстрый, черный, узкий)

6. Игра хоровод “Положу в кузов – ОК”

“Положу я в кузовок: сахар – ОК, гриб – ОК, пирож - ОК, сыр-ОК, свитер-ОК, цвет-ОК, короб-ОК,...”

7. Игра с мячом “Какой-какая-какое” (игра с мячом).

  • солнце - яркое,
  • река - быстрая,
  • ветер - холодный.

8. “Украшение матрёшки”

Загадка:

Алый шёлковый платочек, яркий сарафан,
Упирается рука в деревянные бока,
А внутри секреты есть, может 3, а может 6,
Разрумянилась немножко,
Это русская... (матрёшка)

Быстро и аккуратно украсить матрёшку.

Оценка работ. Итог.

На прогулке или во второй половине дня проводятся русские народные игры: “Золотые ворота”, “У медведя во бору”, “Горелки”, Перетяжка”, (перетягивание палки или каната), “Жмурки”.

Занятие по развитию речи

Конспект занятия по развитию речи
«Международный день родного языка»

Низамова Т.Х., воспитатель по обучению татарскому языку Д/С №5 г. Лениногорска РТ

Цели и задачи: Развивать стремления быть терпимым в обществе людей; воспитывать интернационализм; способствовать развитию устной речи учащихся.

Ход мероприятия:

Старшая группа №1 исполняет песню «Как наша Россия прекрасна»

Ведущий: Россия - многонациональное государство. Каждая нация - это неповторимая культура, история, традиции и, конечно же, язык. Более 130 языков звучат в нашей стране. Какие языки мы можем услышать в нашем крае? (ответы детей) .

Ведущий: Мы можем услышать русский, татарский, чувашский, мордовский, украинский, армянский, грузинский и другие языки. В нашей стране все граждане могут пользоваться своим родным языком, но средством межнационального общения является русский язык.

Ребята, а есть среди вас татары? А чуваши? А есть кто нибудь мордовской национальности? Я сейчас позову ребят разных национальностей. Скажите друг-другу фразы на родном языке. Вы поняли друг-друга? Наверное, нет. А какой язык в нашей стране помогает людям разных национальностей понимать друг - друга? Конечно же, русский.

Есть слово такое хорошее - «наш».

И пусть ты татарин, якут иль чуваш,

Родился ли русским, мордвой, осетином,

Будь Родине добрым и любящим сыном!

Если хочешь судьбу переспорить,

Если ищешь отрады цветник,

Если нуждаешься в твердой опоре,

Выучи русский язык!

Он твой наставник великий, могучий,

Он - переводчик. Он - проводник.

Если штурмуешь познания кручи,

Выучи русский язык.

Ведущий: Ежегодно с 2000 года 21 февраля отмечается международный день родного языка. Этот праздник ещё очень молодой. Ему всего лишь 13 лет. Мы считаем. Что этот праздник очень важный и нужный. Без языка не существовал бы мир. Как рыба не может жить без воды, так человек не может существовать без языка. На языке мы думаем, общаемся, творим. В международный день родного языка все языки признаются равными, потому что каждый из них уникальным образом отвечает предназначению человека, и каждый представляет живое наследие, к которому мы должны серьезно относиться и оберегать.

У каждого народа есть свои особенности, традиции, культура и язык. Всё это отличает каждый народ друг от друга. Именно это заставляет людей гордиться принадлежностью к тому или иному народу. А в языке передаются все особенности образа жизни народа. Поэтому многие из них, даже малые, стараются всеми средствами и силами сберечь свой язык, свою гордость, отдавая дань предкам и своей уникальности.

У нас в детском саду воспитываются дети разных национальностей. Мы надеемся, что каждому свой родной язык дорог и интересен. Одно и то же слово звучит по-разному на разных языках. А давайте поиграем в переводчиков.

Кто знает. Как здороваются на родном языке чуваши? (Мелле хэлзэм?) Люди мордовской национальности? (здоровьте, чумбра) Татары? (Исэнмесез) Англичане?(Хелло)

А как звучит слово «мама»? мордва - авай, чуваш - анне, татары - әни...

А «папа»? мордва - тетей, тятяй...

Лиана Мубаракшина из старшей группы № 2 поздравит нас с днем родного языка на русском языке.

В день родного языка

Вам его хранить желаю,

Чтобы речь была легка,

Бранных слов не повторяя,

Говорите хорошо -

Слово доброе приятно!

Для того язык пришел,

Чтоб на нем общаться внятно.

Ведущий: Каждый народ восхвалял свой язык. На родном языке написаны стихи, песни, былины, сказания

А теперь послушаем стихотворения на разных языках.

Хузина Камилла из подготовительной группы № 2 расскажет стихотворение «Татар теле» Нажипа Мадьярова.

Татар теле-минем туган телем,

Сойлэшуе рэхэт ул телдэ.

Шул тел белэн койлим...

Шул тел белэн сойлим

Миллэттэшем булган хэркемгэ.

Доньялар кин, анда иллэр бик куп.

Туган илем минем бер генэ.

Туган илемдэ дэ теллэр бик куп,

Туган телем минем бер генэ.

Евдокия Алексеевна прочтет стихотворение на своем родном мордовском языке.

Григорьева София и Кудашов Сергей из старшей группы №1 тоже расскажут стихотворения на мордовском языке.

Сестры и Кузьмина Вика и Даша расскажет стихотворение на своем родном чувашском языке.

Асанне с кукамай.

Килтем асанне патне

Перинче эп ханана

Асанне, теп, асанне

Перре вар - ха Машанна.

Меншен вал сана ялан

Кукамай тесе ченет?

Матвеев Владик прочтет нам стихотворение на чувашском языке.

Угольникова Надя любит свой родной язык

В нашем оркестре всего понемножку:

Звенит колокольчик, запела гармошка.

А сейчас для вас в исполнении детского оркестра (подг. гр. №1) прозвучит татарская народная мелодия.

А сейчас прозвучит песня «Туган тел» из репертуара Зульфии Минхажевой в исполнении ребят из подготовительной группы № 2.

У каждого из народов нашего края есть замечательные танцы, они связаны с его культурой и бытом. Танцы -воплощение души народа, его национальных традиций.

А сейчас русский народный танец с платками нам подарят дети из подготовительной группы №1.

С рождения ребенок слышит звуки родного языка. Мать поет колыбельные, бабушка рассказывает сказки.

Предлагаем стихотворение на молдавском языке, которую читает Раку Настя, из подготовительной группы №1.

Баю-бай! Баю-бай!

Спи, мой милый, засыпай!

В камышах лебедь свернулся,

Сладкий сон его коснулся.

Песик дремлет в конуре,

И лисичка спит в норе.

Хрюшенька уснул в хлеву

И оттуда - ни гу-гу!

Мишка бурый спит в берлоге,

Даже спящийочень строгий!

Зажигается звезда,

Сны на землю шлет луна.

Спи и ты, мой чемпион,

Ждет тебя забавный сон.

Баю-бай! Баю-бай!

Мамарядом, засыпай!

А сейчас ребята из старшей группы №2 покажет татарскую национальную хороводную игру «Жырлы бию».

Сегодня к нам пришла в гости Нина Егоровна. Она нам подарит песню на своем родном чувашском языке.

На свете много стран больших,

И много малых есть,

И для народности любой

Язык свойэто честь.

Гордиться вправе ты, француз,

Французским языком.

Ты говоришь всегда индус,

О языке своем.

Китаец, турок, серб иль чех,

Датчанин, грек иль финн, -

Конечно, вам дороже всех родной язык один.

В России русский язык является языком межнационального общения. Но есть ещё и язык международного общения - английский. В любой стране мира изучают и знают английский язык, куда бы вы не поехали в путешествие, английский языкваш главный помощник.

А сейчас послушайте песню на английском языке в исполнении ребят из подготовительной группы № 1.

У русского народа очень много пословиц и поговорок о языке. Давайте мы их вспомним. Поиграем в игру «Продолжи пословицу».

Язык острее... (бритвы) .

Язык до Киева... (доведет) .

Слово не воробей... (вылетит - не поймаешь) .

Слово - серебро, а молчание... (золото)

Умные речи и слушать... (приятно) .

Человек без родины. Что соловей без... (песни) .

Ветер горы разрушает, слово народы поднимает. (пословицы о языке)

Видна птица по перьям, а человек - по речам. (пословицы о языке)

Заговорил, так надо договаривать. (пословицы о языке)

Коротко да ясно, оттого и прекрасно. (пословицы о языке)

Лишнее слово досаду наносит и до стыда доводит. (пословицы о языке)

Не бросай слова на ветер. (пословицы о языке)

Петь хорошо вместе, а говорить - порознь. (пословицы о языке)

Сказать легко, да сделать трудно. (пословицы о языке)

Слово - не воробей: вылетит - не поймаешь. (пословицы о языке)

Умные речи приятно и слушать. (пословицы о языке)

А сейчас давайте послушаем песню «Туган тел» в исполнении гостей из 4 школы.

А сейчас послушаем песню на украинском языке в исполнении Бань Виктории Александровны, воспитателя нашего детского сада.

Праздника пришла пора,

Смех звучит и песня.

В гости нас зове игра-

Цель: Познакомить детей с «Международным днем родного языка» ..

Задачи:

  • дать понятие, что такое родной язык и почему его называют родным;
  • развивать у детей любознательность и интерес к языкам;
  • воспитать уважение и любовь к родному языку, а также к другим языкам.

Предварительная работа: за 1 неделю до проведения занятия каждому ребенку и его семье раздать по 1 листку цветной бумаги 10x10 см. Предложить всей семьей вместе подумать о том, какие есть добрые и хорошие слова. Написать эти слова на родном языке и выучить их с ребенком.

Ход занятия

Воспитатель: Я сегодня вам принесла очень важный и нужный предмет

Что это?

Дети: Глобус.

Воспитатель: А что такое глобус?

Дети: маленькая модель земного шара.

Воспитатель: Глобус окрашен разными цветами. Какой цвет что означает?

Дети: голубой – моря и океаны, зеленый – леса и равнины, желтый, коричневый – горы и пустыни.

Воспитатель: На глобусе мы можем увидеть все страны.

Ребята, в какой стране мы живём?, в каком городе?

на каком языке мы с вами говорим?

А на каком языке говорят:

украинцы - украинском.

белорусы - белорусском.

поляки - польском.

немцы - немецком, и т.д.

В целом мире насчитывается от 3 до 5 тысяч разных языков. Среди них так называемые мировые языки – русский, английский, французский, немецкий, испанский.

Сегодня мы будем говорить о Международный день родного языка языке. Неслучайно, ведь 21 февраля – Международный день родного языка! Обычно первый язык, на котором учится говорить человек - родной язык. В мире много языков у каждого народа – свой. На нем говорят, пишут письма, стихи, поют песни. Это – родной язык. Нас учили говорить на нём родные люди, на нём мы думаем. Правильно говорить и писать на родном языке значит уметь размышлять и выражать свои мысли. Поэтому родной язык надо знать и беречь.

В нашей группе есть дети, у который родной язык

Как он велик и необъятен,

Язык мой русский! Он родной,

Со всех сторон он мне приятен.

Он так могуч, такой живой!

О, как чудны его творенья,

Правописанье, говоренье!

Я с ним, как с воздухом, живу.

Без языка родного, мудрого

Ни дня прожить я не могу!

Со мной он всюду и везде,

Поможет в счастье и в беде.

Мой русский, мой родной язык,

Ты необъятен и велик!

Нет на свете Родины красивей –

Боевой страны богатырей.

Вот она, по имени Россия,

От морей простерлась до морей.

Кремлевские звезды

Над нами горят,

Повсюду доходит их свет!

Хорошая Родина есть у ребят,

И лучше той Родины

Загадки:

Воспитатель: Ребята, а загадки вы знаете?

  1. Всегда во рту, а не проглотишь.
  2. Хоть не шляпа, а с полями,

не цветок, а с корешком,

разговаривает с нами

всем понятным языком.

(книга)

3. Здесь родился, живешь,

Уезжаешь - скучаешь,

Как зовут это место, знаешь?

Игра «Подбери слово»

российский… (герб, флаг, дом, гимн)

русский… (народ, язык, холод. мороз, дом, дух,)

Антонимы - слова с противоположным значением. Сегодня вы научитесь сами составлять пары слов:

Игра «Слова наоборот»

холодно - тепло: широкий- узкий, толстый - худой, горячий -холодный,

громкий – тихий день-ночь. хорошо - плохо.

длинный - короткий и т.д.

Воспитатель: Богат и красив наш русский язык, сколько в нём слов, с помощью которых мы можем составлять рассказы, придумывать сказки, сочинять стихи и просто общаться.

Игра на русском языке: «Заря»

Дети встают в круг, руки держат за спиной, а один из играющих - заря - ходит сзади с лентой и говорит:

Заря-зарница,

Красная девица,

По полю ходила,

Ключи обронила,

Ключи золотые,

Ленты голубыею

С последними словами водящий осторожно кладет ленту на плечо одному из играющих, который, заметив это, быстро берет ленту, и они оба бегут в разные стороны по кругу. Тот, кто останется без места, становится зарей. Игра повторяется

«Пословицы и поговорки»

Назовите пословицы и поговорки, в которых речь идёт о языке.

Язык острее бритвы.

Язык до Киева доведёт.

Языком не спеши – спеши делом.

Слушай больше, а говори меньше.

Вот и подошёл к концу наш праздник, посвящённый Международному дню родного языка. Любите русский язык! В нём наше прошлое, настоящее и будущее!

Цель: Познакомить детей с «Международным днем родного языка» . Воспитывать уважение и любовь к родному языку, а также к другим языкам.

Задачи:

  1. Формировать понятие «родной язык» , воспитывать у детей интерес к языкам.
  2. Упражнять детей в придумывании родственных слов.
  3. Обогащать речь детей пословицами, поговорками.
  4. Формировать интегративные качества: любознательность, активность, самостоятельность.

Под музыку дети входят в зал, садятся на стульчики.

Ведущая:

В саду у нас веселый праздник,
Льется музыка кругом.
Мы сегодня этот праздник
Балом дружбы назовем!

21 февраля – Международный день родного языка. У каждого народа есть свой родной язык. Родной язык – это тот язык, на котором говорят наши мамы, папы, бабушки и дедушки, на котором говорим мы.

Планета, на которой мы живем, называется – Земля (показ на экране) . На Земле живут люди разных национальностей и говорят они на разных языках.

Например, вот здесь страна Франция (показ на экране) . Там живут французы и говорят они на французском языке.

А вот здесь страна Китай (показ на экране) . Живут там китайцы, там говорят люди на китайском языке.

А это - Россия (показ на экране) . Россия очень большая страна.

Здесь проживают люди разных национальностей и говорят они на своем родном языке.

Родной язык - народа достоянье,
Он с детства каждому из нас знаком,
Стих и проза, сказки и преданья,
Все мило нам на языке родном.

В России живет очень много народов и у каждого из них есть свои обычаи, песни, танцы и костюмы. Давайте посмотрим с вами костюмы разных национальностей.

Какой костюм вам больше понравился? Почему? Какая национальность вам больше понравилась?

Ребята, а на каком языке мы с вами разговариваем?

Родной язык народа каждому из нас знаком с детства. А какое первое слово произносит ребенок?

Это милое и самое дорогое слово на разных языках звучит по-разному: по-немецки – «МУТЕР» , по-английски – «МАЗЕ» , по-французски – «МАМАН» .

В русском языке есть слова-родственники. Они похожи по звучанию и по смыслу.

Какое слово появилось на экране? Правильно, слово «СНЕГ» . Давайте вместе придумаем семью слов к этому слову. Воспитатели, помогайте ребятам придумывать слова-родственники. Они похожи по звучанию и по смыслу.

Молодцы! Вы угадали слова «СНЕГОПАД» и «СНЕЖКИ» .

У слова «СНЕГ» есть ещё родственники. Отгадайте загадки и увидите отгадки.

Лепит детвора зимой
Чудо с круглой головой:
Ком на ком поставит ловко,
Рот – дуга, и нос морковка,

А два глаза – угольки,
Да из веток две руки.
Солнце вышло, он и сник.
Кто же это? (снеговик)

С неба звезды падают,
Лягут на поля.
Пусть под ними скроется
Черная земля.

Много-много звездочек
Тонких, как стекло;
Звездочки холодные,
А земле тепло! (снежинки)

А вот ещё загадка.
Чудо-дворник перед нами
Загребущими руками
За одну минуту сгрёб

Преогромнейший сугроб. (снегоуборочная техника)

А это что такое? (снегоход, снегокат, снежколеп)

Физкультминутка – флешмоб.

Дети садятся на стульчики.

Звучит музыка «В гостях у сказки» , выходит Девица-Пословица.

– Здравствуйте, детушки, здравствуйте милые! Здравствуйте, девицы-красавицы! Здравствуйте, добры-молодцы! Я к вам пришла, короб пословиц и поговорок принесла. А вы меня слушайте, да на ус мотайте. Пословицы, детушки, это мудрость народная. Веками русский народ сочинял и копил пословицы. Пословица, ведь недаром молвится!

Предлагаю вам поиграть в игру-кричалку «Мы тебя знаем» . Я кричу начало пословицы, а вы ее продолжаете. Барыни-сударыни, помогайте своим детушкам!

  • Поспешишь - …людей насмешишь.
  • Что посеешь, … то и пожнешь.
  • Без труда … не выловишь и рыбку из пруда.
  • Семь раз отмерь, … один отрежь.
  • Глаза боятся, … а руки делают.
  • С кем поведешься … от того и наберешься.

Молодцы, ребята, вы старались, вспоминали пословицы и поговорки.

Примите от меня подарочки за ваши старания.

Вручает подарочки детям.

Ведущая:

Подошел к концу наш праздник. Ребята, как он назывался? (международный день родного языка)

Дети разных наций весело живут,
Друг друга очень любят, в обиду не дают.
Ведь, правда, друзья, хорошо на планете,
Когда на планете дружат все дети?

Давайте за руки друг друга возьмем,
И потанцуем на шаре земном!

Все участники встают в круг и водят хоровод (змейка) под песню «Дружат дети всей земли» (Слова В. Викторова, музыка Д. Львова-Компанейца)

Поделитесь с друзьями или сохраните для себя:

Загрузка...