Структура политической деятельности схема.

Традиционная (репродуктивная) технология

Обучаемому отводится роль исполнительские функции репродуктивного характера. Действия учителя связаны с объяснением, показом действий, оценкой их выполнения учащимися и корректировкой.

Технология развивающего обучения

Авторы: Л.С. Выготский, Л.В. Занков, Д.Б. Эльконин, В.В. Давыдов и др. Развитие ребенка, в частности развитие интеллекта, идет вслед за обучением и развитием. Развитие школьников можно ускорить за счет эффективности обучения. Принцип обучения на высоком уровне трудности, быстрыми темпами, ведущая роль отводится теоретическим знаниям. Стимулирование рефлексии учащихся в различных ситуациях учебной деятельности.

Технология поэтапного формирования умственных действий

Авторы: Гальперин П.Я., Эльконин Д.Б., Талызина Н.Ф. Знания, умения и навыки не могут быть усвоены и сохранены вне деятельности человека. Для безошибочного выполнения действий человек должен знать, что при этом произойдет, на какие аспекты происходящего необходимо обратить внимание. Шесть этапов усвоения: актуализация мотивации, осознание схемы ориентировочной основы деятельности, выполнение действий во внешней материализованной форме, внешнеречевой этап, этап внутренней речи, переход действий во внутренний план (интериоризация действий)

Технология коллективного взаимодействия

Авторы: Ривин А.Г., Архипова В.В., Дьяченко В.К., Соколов А.С. Организованный диалог, сочетательный диалог, коллективный способ обучения, работа учащихся в парах сменного состава. В ходе занятия каждый прорабатывает свою часть информации, обменивается ей с партнером, тот в свою очередь ищет нового партнера для взаимообучения.

Технология полного усвоения

Авторы: Американцы Дж. Кэролл и Б. Блум. В России подробно описана М.В. Клариным. Технология задает единый для учащихся фиксированный уровень овладения знаниями, умениями и навыками, но делает переменными для каждого обучающегося время, методы, формы, условия труда. К целям познавательной деятельности относятся: знание, понимание, применение, обобщение, оценка. Весь материал делится на учебные единицы. К каждой учебной единице разрабатывается коррекционный дидактический материал, который дает ученику возможность подобрать подходящие для него способы восприятия, осмысления и запоминания. По всей теме определяется эталон ее полного усвоения. Отметка за усвоение темы выставляется после заключительной проверки по эталону .

Технология разноуровневого обучения

Технология разноуровневого обучения предусматривает уровневую дифференциацию за счет деления потоков на подвижные и относительно гомогенные по составу группы, каждая из которых овладевает программным материалом в различных образовательных областях на базовом и вариативном уровнях (базовый уровень определяется государственным стандартом, вариативный - носит творческий характер, но не ниже базового уровня). Используются три варианта дифференцированного обучения: Дифференцированное обучение предполагает добровольный выбор каждым учеником уровня усвоения учебного материала (не ниже госстандарта), организацию самостоятельной работы учащихся на различных уровнях, опережающее обучение по индивидуальному плану.

Технология адаптивного обучения

Технология адаптивного обучения является разновидностью технологии разноуровневого обучения, она предполагает гибкую систему организации учебных занятий с учетом индивидуальных особенностей обучаемых. Центральное место в этой технологии отводится обучаемому, его деятельности, качествам его личности. Особое внимание уделяется формированию у них учебных умений. Приоритет при использовании технологии адаптивного обучения отдается самостоятельной работе. Данная технология дает возможность целенаправленно варьировать продолжительность и последовательность этапов обучения.

Технология программированного обучения

У истоков программированного обучения стояли американские психологи и дидакты Н. Краудер, Б. Скиннер, С. Пресси. В отечественной науке технологию программированного обучения разрабатывали П. Я. Гальперин, Л.Н. Ланда, А.М. Матюшкин, Н.Ф. Талызина. Характерные черты технологии программированного обучения - это технология самостоятельного индивидуального обучения по заранее разработанной обучающей программе с помощью специальных средств Она обеспечивает каждому учащемуся возможность осуществления учения в соответствии с его индивидуальными особенностями (темп обучения, уровень обученности и др.). Основное средство реализации технологии программированного обучения - обучающие программы. Она предписывают последовательность действий по овладению определенной единицей знаний. Обучающие программы могут быть оформлены в виде программированного учебника или других видов печатных пособий, или программ, подаваемых с помощью компьютерной техники .

Технология компьютерного обучения.

Технологии компьютерного обучения дают возможность решать почти все дидактические задачи. Компьютеры выдают определенную информацию, проверяют, усвоили ли ее учащиеся и в какой мере, формируют соответствующие теоретические знания и практические умения, открывают доступ к электронным библиотекам, к основным отечественным и международным базам данных. Некоторые компьютерные программы могут приспосабливать темп обучения к индивидуальным особенностям учащихся, анализировать каждый ответ и на этой основе устанавливать очередные порции учебного материала и т.д.

Технология проблемного обучения

При проблемном обучении преподаватель не сообщает знания в готовом виде, а ставит перед учеником задачу, заинтересовывает его, пробуждает у него желание найти способ ее разрешения. По степени познавательной самостоятельности учащихся проблемное обучение осуществляется в трех основных формах: проблемного изложения, частично-поисковой деятельности и самостоятельной исследовательской деятельности.

Технология модульного обучения.

В отечественной дидактике наиболее полно основы модульного обучения изучались и разрабатывались П. Юцявичене и Т.И. Шмаковой. Модуль - это целевой функциональный узел, в котором объединено учебное содержание и технология овладения им. Состав модуля: целевой план действий, банк информации, методическое руководство по достижению дидактических целей. Модули подразделяются на три типа: познавательные, используемые при изучении основ наук; операционные, которые необходимы для формирования и развития способов деятельности, и смешанные, содержащие первые два компонента. При модульном обучении максимальное количество времени отводится на самостоятельное обучении, особое внимание уделяется самоконтролю и самооценке .

Технология концентрированного обучения

В основе технологии концентрированного обучения лежит известный в педагогической практике метод «погружения в предмет». Данная технология разрабатывалась и использовалась П. Блонским, В.Ф. Шаталовым, М.П. Щетининым, А. Тубельским. Суть концентрированного обучения состоит в том, что уроки объединяются в блоки; в течении дня, недели сокращается число параллельно изучаемых учебных дисциплин. Чтобы предупредить забывание материала, усвоенного на уроке, следует провести работу по его закреплению в день восприятия, т.е. необходимо на какое-то время более основательно «погрузиться» в предмет.

Технология проектного обучения.

Технология проектного обучения является одним из вариантов практической реализации идеи продуктивного обучения. Продуктивное обучение характеризуется тем, что образовательный процесс имеет на выходе индивидуальный опыт продуктивной деятельности. В основе данной технологии лежат идеи Дьюи об организации учебной деятельности по решению практических задач, взятых из повседневной деятельности. Целью продуктивного обучения является не усвоение суммы знаний и не прохождение образовательных программ, а реальное использование, развитие и обогащение собственного опыта учащихся и их представлений о мире. Каждый ребенок получает возможность реальной деятельности, в которой он может не только проявить свою индивидуальность, но и обогатить ее . педагогический технология образование инновационный

Технология гарантированного обучения

Автор: Монахов В.М. Технология гарантированного обучения представляет собой модель совместной педагогической деятельности учителя и учащихся по программированию и осуществлению учебного процесса. Учитель в данной технологии проектирует технологическую карту, в которой представлены: целеполагание, диагностика, внеаудиторная самостоятельная работа (домашние задания), логическая структура проекта, коррекция. Диагностика предполагает установление факта достижения конкретной микроцели. Часть заданий соответствует требованиям госстандарта, которые ученик обязательно должен достигать.

Технология дистанционного обучения.

Технология дистанционного обучения - это получение образовательных услуг без посещения учебного заседания, с помощью современных систем телекоммуникации, таких как электронная почта, телевидение и Интернет. Получив учебные материалы, обучающийся может овладевать знаниями дома, на рабочем месте или в специальном компьютерном классе. Консультации при дистанционном обучении являются одной из форм руководства работой обучаемых и оказания им помощи в самостоятельном изучении дисциплины.

Таким образом, педагогические технологии совершенствовались на протяжении длительного периода. В настоящий момент педагогические технологии используются комплексно.

Общей целью всех технологий является, во-первых, достижение гарантированных результатов в обучении (или воспитании); во-вторых, их повторяемость и воспроизводимость. При этом с наименьшими затратами времени, средств, физических и интеллектуальных сил. Но технологии имеют и свои специфические цели.

Так, цель адаптивной технологии-- обучение приемам самостоятельной работы, самоконтроля, приемам исследовательской деятельности; развитие и совершенствование умений самостоятельно работать, добывать знания, и на этой основе -- формирование интеллекта школьника.

Цель интегральной технологии -- стимулирование учебного интереса, развитие умственных способностей, обогащение интегрированными знаниями старшеклассников.

Цель технологии полного усвоения знаний -- учить всех детей добиваться достаточно высоких результатов в усвоении и применении знаний и умений.

Цель технологии проблемного обучения -- стимулирование интеллектуальной активности учащихся; развитие процесса мышления, индивидуальных особенностей ума; формирование внутренних мотивов учения, способов умственной деятельности учащихся, их творческих способностей; самостоятельный поиск путей решения проблем. Также -- формирование творческого, нестандартного мышления, освобожденного от привычных стереотипов и штампов .

Рассмотрение технологий с позиции их целевой направленности дает основание вывести исходные положения их применения. Таким образом, применение технологий в учебном процессе предполагает:

  • - осознание возможностей разных технологий, могущих реализовать поставленные цели;
  • - учет индивидуальных и возрастных особенностей детей, уровня обученности и степени обучаемости;
  • - ряд технологий можно успешно использовать только на ограниченном отрезке времени, для реализации кратковременных целей, ибо дальнейшее использование этих технологий не будет способствовать достижению стратегии обучения, будет непродуктивным;
  • - поэтапное внедрение технологий в учебный процесс и адаптацию учащихся к работе в технологическом режиме;
  • - наличие полного технологического инструментария и условий, подготовленности учителя к такой работе.

Применение педагогических технологий в учебном процессе -- дело перспективное. Но оно сталкивается с рядом сложностей и проблем. У нас почти нет технологий, разработанных на четвертом уровне. В имеющихся методических разработках технологические аспекты изложены обобщенно, на высоком уровне абстракции («делай так, делай так и вот так»), а как конкретно…? И каждый учитель (преподаватель) начинает творить по-своему разумению, как он понимает. Но не всегда под силу учителю создать теоретически и практически оправданную технологию, апробировать ее в условиях школы.

В педагогической теории и практике важно рассмотрение как классификационных признаков технологий, так и их технологических возможностей по повышению качества учебного процесса. А это, в свою очередь, поможет более конкретно обозначить область их применения .

Педагогические технологии условно можно разделить на две большие группы: безмашинные и машинные (с использованием обучающих машин, компьютеров, видеотехники). Как безмашинные, так и машинные технологии имеют свои преимущества и недостатки, которые необходимо учитывать в учебном процессе. К слабым сторонам машинных технологий можно отнести то, что они вызывают дефицит общения, ограничивают возможность формулирования своих мыслей и развитие творческого мышления, ограничивают условия развития социальных свойств и качеств обучающихся.

Заслуживает внимания такой аспект, как технологичность содержания обучения, то есть возможность подвергнуть учебную информацию технологическому кодированию и не утратить ее обучающих возможностей. Есть учебная информация, которую невозможно перевести на технологический язык без искажений и деформаций, сохранить ее учебную и научную целостность. В этом случае информация, преподносимая учащимся, теряет свою первоначальную значимость. Так, например, художественная, литературная информация не поддается переводу на технологический язык. Почти невозможно передать суть «идей в движении, развитии, теории и концептуальные подходы, разнообразные оценки, плюралистические мнения, противоречия. Абсолютизация кодирования и ограничение процесса обучения литературе, искусству, обществоведению, истории, этике и психологии семейной жизни чисто технологическими подходами ведет к бездумному зазубриванию, к формализму в знаниях и безыдейности в воспитании .

В принципиальном плане технологизация противопоставляется творчеству, ибо технология -- это алгоритмизация, программирование. А это несовместимо с творчеством.

В то же время многое в учебном процессе хорошо поддается технологизации. Она оправдывает себя, например, в плане формирования умений и навыков, при изучении языков, решении задач по формулам, при освоении трудовых и физкультурных упражнений и т.д. Выход же учащихся на уровень доведенных до совершенства умений и навыков -- необходимое условие развития творческих способностей. Исходя из сказанного, можно обозначить следующие «за» и «против» технологий.

ЗА: возможность диагностичности цели и результатов учебно-воспитательного процесса;

  • - достижение гарантированного результата в обучении;
  • - повторяемость и воспроизводимость результатов;
  • - направленность технологий на достижение конкретных целей в обучении или воспитании;
  • - формирование умений и навыков, доведенных до совершенства;
  • - экономия времени, средств, сил на достижение поставленных целей;
  • - при обоснованном применении их можно рассматривать как базу для развития творческого мышления и способностей.
  • - сложность перехода на технологический режим обучения;
  • - невозможность перевода всей информации на технологический язык обучения;
  • - усиливают дефицит общения;
  • - не работают на развитие творческого мышления и творческих способностей (особенно машинные технологии); исключение составляют технологии проблемного, эвристического обучения;
  • - работают на основе смоделированных алгоритмов и программ. Оценивая достоинства и недостатки педагогических технологий, нужно помнить о том, что нет технологий, способных заменить живое человеческое общение во всей красоте его проявлений и возможностей в учебно-воспитательном процессе. Наши рассуждения, по-видимому, будут способствовать формированию более полных суждений о выборе и использовании технологий в педагогическом процессе.

В психологической теории обучения интерактивным называется обучение, основывающееся на психологии человеческих взаимоотношений. Технологии интерактивного обучения рассматриваются как способы усвоения знаний, формирования умений и навыков в процессе взаимоотношений и взаимодействий педагога и обучаемого как субъектов учебной деятельности. Сущность их состоит в том, что они опираются не только на процессы восприятия, памяти, внимания, но, прежде всего, на творческое, продуктивное мышление, поведение, общение. При этом процесс обучения организуется таким образом, что обучаемые учатся общаться, взаимодействовать друг с другом и другими людьми, учатся критически мыслить, решать сложные проблемы на основе анализа производственных ситуаций, ситуационных профессиональных задач и соответствующей информации.

В интерактивных технологиях обучения существенно меняются роли обучающего (вместо роли информатора -- роль менеджера) и обучаемых (вместо объекта воздействия -- субъект взаимодействия), а также роль информации (информация не цель, а средство для освоения действий и операций).

Все технологии интерактивного обучения делятся на неимитационные и имитационные. В основу классификации положен признак воссоздания (имитации) контекста профессиональной деятельности, ее модельного представления в обучении.

Неимитационные технологии не предполагают построения моделей изучаемого явления или деятельности. В основе имитационных технологий лежит имитационное или имитационно-игровое моделирование, т. е. воспроизведение в условиях обучения с той или иной мерой адекватности процессов, происходящих в реальной системе.

Рассмотрим некоторые формы и методы технологий интерактивного обучения.

Проблемная лекция предполагает постановку проблемы, проблемной ситуации и их последующее разрешение. В проблемной лекции моделируются противоречия реальной жизни через их выражение в теоретических концепциях. Главная цель такой лекции -- приобретение знаний учащимися при непосредственном действенном их участии. Среди смоделированных проблем могут быть научные, социальные, профессиональные, связанные с конкретным содержанием учебного материала. Постановка проблемы побуждает учащихся к активной мыслительной деятельности, к попытке самостоятельно ответить на поставленный вопрос, вызывает интерес к излагаемому материалу, активизирует внимание обучаемых.

Семинар-диспут предполагает коллективное обсуждение какой-либо проблемы с целью установления путей ее достоверного решения. Семинар-диспут проводится в форме диалогического общения его участников. Он предполагает высокую умственную активность, прививает умение вести полемику, обсуждать проблему, защищать свои взгляды и убеждения, лаконично и ясно излагать мысли. Функции действующих лиц на семинаре-диспуте могут быть различными.

Учебная дискуссия -- один из методов проблемного обучения. Она используется при анализе проблемных ситуаций, когда необходимо дать простой и однозначный ответ на вопрос, при этом предполагаются альтернативные ответы. С целью вовлечения в дискуссию всех присутствующих целесообразно использовать методику кооперативного обучения (учебного сотрудничества). Данная методика основывается на взаимном обучении при совместной работе учащихся в малых группах. Основная идея учебного сотрудничества проста: учащиеся объединяют свои интеллектуальные усилия и энергию для того, чтобы выполнять общее задание или достичь общей цели (например, найти варианты решения проблемы).

Технология работы учебной группы при учебном сотрудничестве может быть следующей:

  • - постановка проблемы;
  • - формирование малых групп (микрогрупп по 5-7 человек), распределение ролей в них, пояснения преподавателя об ожидаемом участии в дискуссии;
  • - обсуждение проблемы в микрогруппах;
  • - представление результатов обсуждения перед всей учебной группой;
  • - продолжение обсуждения и подведение итогов.

Сущность и разновидности инновационных образовательных технологий

Определение 1

Инновационная образовательная технология – это методика организации учебно-воспитательной деятельности, предполагающая применение каких-то новых или качественное усовершенствование существующих приемов и средств для повышения эффективности образовательного процесса и создание условий учебно-воспитательной деятельности, максимально отвечающих текущим тенденциям социально-экономического развития общества.

Инновационная деятельность в образовании предполагает комплексные мероприятия, ориентированные на появление новшеств в образовательной сфере. Этими новшествами могут быть методы и приемы организации учебно-воспитательного процесса, ресурсы, применяемые в процессе воспитания и обучения, научные теории и концепции.

Инновации развиваются благодаря применению научно-исследовательских направлений деятельности, нацеленных на получение нового научного знания, какого-то открытия, изобретения. Кроме того, появление инноваций может быть итогом проведения проектных работ, в ходе которых развивается инструментально-технологическое знание, отражающее возможности реализации практических действий, на базе, имеющихся научных теорий и концепций. Таким образом создаются инновационные проекты, которые в последствие приводят к появлению новых технологий.

Инновации развиваются также и в процессе образовательной деятельности. В процессе обучения происходит развитие теоретических и практических знаний учащихся, которые затем могут быть применены в различных областях практической жизнедеятельности, связанных с созданием инноваций.

Инновационные образовательные технологии базируются на трех основных компонентах:

  1. Современное, грамотно выстроенное содержание, фундамент которого составляют компетенции в профессиональной деятельности, отвечающие текущим реалиям предпринимательской деятельности. содержание включает в свой состав разнообразные мультимедийные материалы, передающиеся благодаря современным средствам связи.
  2. Применение современных, инновационных методов в обучении. Такие методы должны быть ориентированы на развитие компетенций будущей профессиональной, привлечение учащихся к активному познанию и практической деятельности, проявлению инициативности в процессе познания. Исключается пассивное усвоение учебных программ.
  3. Наличие современной инфраструктуры в учебно-воспитательном процессе. Она должна основываться на информационных, технологических, организационных и коммуникационных компонентах, которые помогают применять новые формы и методы обучения, в частности дистанционное обучение.

Инновационные технологии в образовании используются на основе применения определенных подходов в обучении т.е. принципов, которые включают требования и целевые установки, являющиеся фундамент для развития новых технологий.

Все инновации в педагогической сфере основываются на их четком соответствии текущему этапу социально-экономического развития общества. В настоящее время, они должны быть ориентированы на развитие самостоятельности учащихся, формировании их способностей к самообучению и саморазвитию, осознанном, а не механическом усвоении учебных программ.

Инновационные технологии в образовательной сфере непрерывно развиваются и расширяется их спектр. Можно выделить следующие основные группы технологий:

  1. Информационно-коммуникационные технологии или ИКТ в области предметного обучения. Применение данные технологий связано с развитием информационного общества и активным внедрением информационных средств во все сферы жизнедеятельности. Такие технологии направлены на информатизацию сознания учащихся. В образовательные программы включаются новые предметы, которые ориентированы на изучение информатики, информационных процессов и ИКТ. Процесс преподавания, также, активно информатизируется, чтобы помочь повысить информационную культуру педагогического состава и учащихся;
  2. Личностно-ориентированные технологии. Данные технологии направлены на постановку личности на приоритетную позицию в обучении и воспитании. Весь учебно-воспитательный процесс ориентируется именно на развитие личности, учета ее индивидуальности и особенностей развития.
  3. Информационно-аналитическое снабжение учебно-воспитательного процесса. Использование этой группы технологий, ориентировано на исследование развития каждого учащегося, класса, параллели, учебного заведения, их адекватного оценивания;
  4. Мониторинг интеллектуального развития. Технологии базируются на применении графиков, системы тестирования, новых методик оценивания, позволяющих отследить динамику развития отдельных учащихся и качество обучения в целом;
  5. Воспитательные технологии. Процесс обучения не может быть оторван от воспитания. Поэтому внедряются новые методики, позволяющие развить личность, ее основные качества;
  6. Дидактические технологии. Они являются основным фактором развития образовательного заведения. Такие технологии основываются на комплексе приемов и средств, включающих использование традиционных и инновационных технологий: самостоятельная работа с учебной литературой, применение аудиовизуальных, мультимедийных средств, дифференцированные способы обучения.

Рисунок 1. Инновационные образовательные технологии. Автор24 - интернет-биржа студенческих работ

Основные технологии личностно-ориентированного обучения

Данные технологии ставят во главу учебно-воспитательного процесса личность ребенка. В расчет берутся его индивидуальные качества, и педагог направляет свое мастерство на организацию обучения, согласно специфике потребностей учащегося.

Среди технологий личностно-направленного обучения можно выделить следующие:

  • Технология разноуровневого обучения. Согласно этой технологии предполагается построение учебного процесса в зависимости от способностей к усвоению материала каждым учащимся т.е. каждому ученику отводится время на усвоение программы, которое требуется именно ему и отвечает его возможностям. Так, продуктивно усваивается базисное ядро учебной программы.
  • Технология коллективного взаимообучения. Такая технология предполагает объединение учащихся в группы, состоящие минимум из двух человек, которые имеют психологическую совместимость. Они могут иметь разный уровень интеллектуального развития, но выполняют задания, помогая друг другу и, тем самым, развивая друг друга. Это формирует логическое мышление, чувство ответственности, адекватную самооценку, помогает раскрепощению учащихся.
  • Технология сотрудничества. Данная технология предполагает объединение учащихся в небольшие коллективы и обучение в них. Обучение должно проходить совместно, с осознание успехов и неудач друг друга. Обучение строится на базе постановки единой цели и задач, обязательного несения ответственности каждым учащимся и обеспечении равных условий для эффективного усвоения познавательной информации.

    Какова структура политики? 3

    Чем вызвана необходимость существования политических лидеров? 6

    Какова форма национально-государственного устройства существует в современной России? Какие разновидности вам известны? 10

    Какие функции партии выполняют в обществе? 16

    Какой политический режим существует в России? 19

    Каковы причины межгосударственных конфликтов? 25

    Какова структура политики?

Какова же структура политической деятельности? В самом общем виде

просматриваются три ее основных момента. Во-пер-вых, умение ставить ближайшие(тактические) и перспектив-ные (стратегические) реальные цели и решать задачи, учитывая соотношение социальных сил, все возможности общества на конкретном этапе его развития. Во-вторых, выработка эффектив-ных методов, средств, форм организации социальных сил для достижения поставленных целей.

Наконец, в-третьих, соответ-ствующий подбор и расстановка кадров, способных решать по-ставленные перед ними задачи.

Осуществление политической деятельности немыслимо без наличия определенной системы политической власти. Она пред-ставляет собой совокупность элементов, являющихся официаль-но признанными исполнителями политической власти. Сюда входят государственный аппарат, политические партии, проф-союзы, различные общественные организации (церковь, по-скольку в нашем обществе она отделена от государства, не вхо-дит в политическую организацию). Все это суть не что иное, как главные составные элементы разветвленного и крепко спаянно-го системного целого, механизм, с помощью которого осущест-вляется политическая власть в обществе.

В политологических исследованиях по проблемам анализа структуры политики определились различные аспекты. Дифференциация подходов к рассмотрению структуры политики определяется целым рядом факторов. Среди них более существенными, пожалуй, являются такие, как сложность, многогранность самой политики как общественного явления, а также специфика контекста того или иного исследователя? Нетрудно, например, представить структуру политики в рам-ках “поведенческого” анализа. Разумеется, оценивая те или иные подходы, точки зрения, недопустимы, по крайней мере, две крайности. С одной стороны, несостоятельно отвержение позитивного содержания таких подходов, в рамках которых политика структурируется через призму одного какого-то признака, качества, свойства. С другой стороны, опрометчиво стремление абсолютизации какого-либо одного критерия, ибо в таком случае политические реалии будут учтены в весьма суженном объеме. Таким образом, на наш взгляд, для анализа структуры политики необходимо и вполне возможно применение различных

критериев. Не претендуя на полный и тем более системный анализ критериев

выделения структурных элементов политики, рассмотрим некоторые из них

разумеется в политологической литературе эти критерии тракторизуются

различными терминами, понятиями. Среди этих критериев можно назвать

следующие: сущностный или субстанциональный, по сферам функционирования, посубъектам политической жизни, институциональный и другие.

В соответствии с сущностным критерием речь идет о вы-явлении основных элементов содержания политики как об-щественного явления. Это те самые грани, стороны, элемен-ты политики, которые выступают как необходимые, без кото-рых политика не может быть представлена как целостное явление. К таким элементам можно, например, отнести по-литическую власть, политическую деятельность, политичес-кие отношения, политические потребности и интересы, поли-тическое сознание (политическую психологию и политическую идеологию), политическую культуру, систему политических институтов и механизмов реализации власти, политический процесс и другие.

Политика, политическая жизнь формируется, функциони-рует во взаимодействии различных субъектов. Исходя из это-го, нельзя не учитывать и субъектный критерий выделения элементов структуры политики. В качестве элементов, уров-ней политики в этом плане можно рассматривать, например, общенародную политику, социально-групповую, классовую, национальную политику, политику государства и обществен-ных организаций, движений и объединений. Данная трактов-ка структуры политики, исходящая из субъектного крите-рия, несомненно может быть уточнена, дополнена, но она имеет право на существование.

Многие политологи указывают на необходимость учета особенностей методов, механизмов реализации политики в различных сферах общественной жизни.

Выделение различ-ных уровней, компонентов политики в зависимости от сфер общественной жизни также представляет важное направление анализа структуры политики. Среди этих компонентов поли-тики следует назвать такие, как:

Внутренняя и внешняя политика,

Экономическая политика,

Социальная политика,

Политика в области государственного устройства и раз-вития демократии,

Политика в духовно-идеологической сфере.

В работах отечественных и зарубежных политологов ука-зывается на

необходимость анализа места и роли прави-тельства, государственных структур, политических партии, движений и т. д. Системный анализ политики как целостного действенного явления невозможен без учета таких ее составляющих, как государство, политические партии и объе-динения. Естественным и оправданным становится поэтому институциональный критерий структурного членения поли-тики. В рамках подобного подхода правомерно выделение таких элементов политической жизни, как политическая ор-ганизация, политическая система, государство, политические партии, общественные организации, объединения, движения.

Уже краткое перечисление некоторых подходов к струк-турному анализу политики приводит к признанию необходи-мости дальнейшего продолжения анализа структуры поли-тики, выявления новых критериев и на их основе новых гра-ней, элементов структуры политики. Внутренне структури-рованы и все виды политической деятельности, политическо-го сознания, политических институтов и т. д.

Вместе с тем следует подчеркнуть, что все элементы структуры тесно

взаимосвязаны, образуя целостное явле-ние - политику. Целостность политики проявляется в самых различных формах. Во-первых, она выражает себя уже во взаимосвязи различных ее элементов. Например, хороши из-вестно, что определяющими поведение человека факторами выступают в конечном счете экономические факторы. Одна-ко там, где проблемы связаны с государственной властью, экономические интересы действуют через политическое со-знание, политические интересы, политические мотив”, поро-ждая опосредованно те или иные формы политической дея-тельности. Политическая сфера жизни, во-вторых, обладает относительной самостоятельностью, и ей присущи свои спе-цифические тенденции, закономерности функционирования и развития.

Черты характерные для нашей страны.

Ныне в нашем обществе происходит процесс реально-го воздействия политики на экономическую сферу общества с целью устранения тех сложившихся в этой сфере механизмов, которые стали тормозом дальнейшего социального развития.

В последнее десятилетие на исторической арене нашей страны, вновь

обострились нацио-нальные проблемы. Многие теоретические и практически-

политические вопросы были сформулированы самой жизнью. И среди них проблема субъектов национальной политиче-ской жизни и национально-государственного строительства.

    Чем вызвана необходимость существования политических лидеров?

Все темы, составляющие курс политологии, связаны с проблемами политической власти. Но для одних из них эта связь очень тесная и непосредственная, а для других она имеет опосредованный характер. Политическое лидерство относится к первой группе. Его изучение конкретизирует и углубляет наши знания о политической власти. По своей сущности и по форме проявления политическое лидерство это проявление власти и властных отношений. Властные функции и полномочия осуществляются конкретными лицами – политическими лидерами. Механизм реализации политической власти не может действовать без главного действующего лица – политического лидера, который занимает центральное место во властных отношениях. Политическое лидерство в значительной степени раскрывает сущность реального механизма осуществления политики в обществе.

С понятием «лидер» (англ. Leader – ведущий, управляющий другими людьми) тесно связано понятие «лидерство». Смысл последнего достаточно точно отражает предназначение человека-лидера, его место и роль в обществе, процессы, к которым он причастен, его функции. Интерес к лидерству и попытки осмыслить этот важный социальный аспект уходят корнями во времена Античности. Геродот, Плутарх и другие исследователи уделяли этому вопросу особое внимание, так как в монархах, полководцах они видели подлинных творцов истории. Значительный вклад в изучение политического лидерства внес Н. Макиавелли. В его понимании политический лидер – это государь, который использует любые средства для сохранения своего господства и поддержания общественного порядка. Значительный вклад в разработку проблемы политического лидерства внесли Т. Карлейль,
Р. Эмерсон, Г. Тард.

Все исследователи отмечали, что важнейшая особенность лидера это способность воздействовать на других людей в направлении организации их совместной деятельности для достижения определенных целей. Кроме того, ученые пытались ответить на вопрос: лидерами рождаются или становятся? Эту тему рассматривали З. Фрейд, Л. Гумилев. Полученные выводы ученых неоднозначны. Согласно концепции Л. Гумилева лидерами рождаются. Этих людей природа наделяет избыточной биохимической энергией. Они составляют не более 5% населения. Однако рожденные лидерами не обязательно становятся ими. Для этого необходим значительный опыт. Поэтому большинство ученых полагают, что лидерами становятся.

Становление и функционирование лидеров это объективное и универсальное явление. «Объективное» – потому что любая совместная деятельность нуждается в организации, выработке наиболее рациональных и приемлемых путей достижения целей. Эти функции выполняют люди, которые пользуются авторитетом. «Универсальное» – потому что в лидере нуждаются все виды совместной деятельности людей, группы, организации, движения. Можно говорить о лидерах в политике, бизнесе, науке, искусстве, религии, о партийных лидерах и т.д. В современной политологии существует несколько определений политического лидерства . Приведем некоторые из них:

политическое лидерство – это управленческий статус, социальная позиция, связанная с принятием властных решений, это руководящая должность;

политическое лидерство – это приоритетное постоянное влияние со стороны определенного лица на все общество, политическую организацию или большую социальную группу;

политическое лидерство – это символ группы, общности, образец политического поведения группы, способный реализовать ее интересы с помощью власти;

политическое лидерство – это способ взаимодействия лидера и масс, в процессе которого лидер оказывает значительное влияние на общество.

Таким образом, учитывая эти определения, мы видим, что лидерство – сложный механизм взаимодействия ведущих и ведомых. Главными составляющими частями данного понятия являются: способность лидера точно оценивать ситуацию; умение найти правильное решение стоящих перед обществом задач, воздействовать на умы и энергию людей в целях мобилизации их на выполнение какого-либо решения.

Лидерство как особый механизм взаимодействия лидера и «других» в той или иной общности предполагает, что «другие» принимают, активно поддерживают его решения, действия, сознательно и добровольно подчиняются ему.

Лидерство в политике обладает рядом специфических особенностей:

между общенациональным лидером и обществом не существует, как правило, прямого взаимодействия, оно опосредовано партиями, группами интересов, СМИ;

лидерство носит многоролевой характер, лидер ориентирован на согласование различных социальных интересов, он вынужден стремиться к оправданию массовых ожиданий от его деятельности;

политическое лидерство корпоративно. За решениями, которые принимаются высшими руководителями, всегда скрывается невидимая для общества работа многочисленных экспертов, ближайшего окружения лидера;

политическое лидерство в той или иной степени институционализировано, т.е. деятельность лидера ограничена существующими социальными отношениями, нормами, процедурами принятия решений.

Подробное решение Параграф § 20 по обществознанию для учащихся 11 класса, авторов Л.Н. Боголюбов, Н.И. Городецкая, Л.Ф. Иванова 2014

Вопрос 1. Всякому ли человеку доступны высшие ступеньки социальной лестницы? От чего зависит положение человека в обществе?

Понятие социальной лестницы относительно. Для чиновников – одно, для бизнесменов – другое, для художников – третье, и т. д. Единой социальной лестницы нет.

Положение человека в обществе зависит от образования, собственности, власти, дохода и т.д.

Человек может изменить своё социальное положение с помощью социальных лифтов – армия, церковь, школа.

Дополнительные социальные лифты – СМИ, партийная и общественная деятельность, накопление богатства, брак с представителями высшего класса.

Положение в обществе, социальный статус всегда занимали важное место в жизни каждого человека. Итак, отчего же зависит положение в обществе:

1. Родство – статус может зависеть от родственных линий, у детей богатых и влиятельных родителей статус, несомненно, выше, чем у детей, родившихся у менее влиятельных родителей.

2. Личные качества – один из важнейших пунктов, от которого зависит статус в обществе. Человек с волевым характером, имеющий качества лидера, руководителя, наверняка большего достигнет в жизни и добьется более высокого положения в обществе, чем человек с противоположным характером.

3. Связи – чем больше друзей, чем больше знакомых, способных действительно помочь пробиться куда - либо, тем больше шансов добиться поставленной цели, а значит обрести более высокий общественный статус.

Вопросы и задания к документу

Власть есть сила воли. Эта сила измеряется не только интенсивностью и активностью внутреннего волевого напряжения, осуществляемого властителем, но и авторитетною непреклонностью его внешних проявлений. Назначение власти в том, чтобы создавать в душах людей настроение определённости, завершённости, импульсивности и исполнительности. Властвующий должен не только хотеть и решать, но и других систематически приводить к согласному хотению и решению. Властвовать - значит как бы налагать свою волю на волю других; однако с тем, чтобы это наложение добровольно принималось теми, кто подчиняется.

Вопрос 1. Найдите в тексте фразы со словом «воля» или производными от него словами. В чём смысл этих высказываний?

В отличие от всякой физической силы государственная власть есть волевая сила.

Власть есть сила воли. Эта сила измеряется не только интенсивностью и активностью внутреннего волевого напряжения, осуществляемого властителем, но и авторитетною непреклонностью его внешних проявлений.

Властвовать - значит как бы налагать свою волю на волю других; однако с тем, чтобы это наложение добровольно принималось теми, кто подчиняется.

Вопрос 2. Как И. А. Ильин видит соотношение психического и духовного начал во власти с физическим, силовым? Считает ли он, что власть не должна использовать силовые методы?

В отличие от всякой физической силы государственная власть есть волевая сила. Это означает, что способ её действия есть по самой природе своей внутренний, психический и притом духовный. Физическая сила, то есть способность к вещественно-телесному воздействию человека на человека, - необходима государственной власти, но она отнюдь не составляет основного способа действовать, присущего государству. Мало того, государственный строй тем совершеннее, чем менее он обращается к физической силе, и именно тот строй, который тяготеет к исключительному господству физической силы, подрывает себя и готовит себе разложение. «Меч» отнюдь не выражает сущность государственной власти; он есть лишь крайнее и болезненное средство, составляет последнее слово и слабейшую из её опор. Бывают положения и периоды, когда власть без меча есть негодная и гибельная власть; но это периоды исключительные и ненормальные.

Вопрос 3. В каком случае наложение воли власти на волю подвластного принимается добровольно теми, кто подчиняется?

Наложение воли власти на волю подвластного принимается добровольно теми, кто подчиняется в том случае если принятые законы нравятся людям и они хотят их исполнять. Если все хорошо обдумано и оговорено.

Вопрос 4. Какой вывод из прочитанного текста можно сделать для понимания современных властных отношений?

Власть не должна быть с силовыми методами. Властвующий не должен только хотеть и решать, но и приводить других к согласному хотению и решению.

ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОПРОВЕРКИ

Вопрос 1. Какова структура политики как деятельности?

В науке политика рассматривается в трёх измерениях:

1) как один из многих видов человеческой деятельности, активности социальных групп и отдельных личностей;

2) как сфера общественной жизни, одна из подсистем общества в целом;

3) как тип социальных отношений между индивидами, малыми группами и большими общностями.

Участие людей в политической жизни проявляется не только в деятельности отдельных личностей, но и в воздействии на политику больших социальных групп (классов, социальных слоёв, этнических общностей, сословий и т. п.).

Для того чтобы успешнее влиять на политику, люди создают политические организации и объединения. Наиболее приспособленными к политической деятельности являются политические партии. Самым активным субъектом политики является государство.

Сравнительно небольшие группы людей, которые оказывают наибольшее влияние на принятие политических решений, называют политической элитой. Это группы лиц, концентрирующие в своих руках власть, осуществляющие политическое руководство обществом, определяющие пути и цели политического развития. В политическую элиту входят высшие государственные деятели, лидеры политических партий, руководители парламента, лица, занимающие ключевые позиции в силовых структурах государства, средствах массовой информации, и др.

Итак, субъектами политики выступают личности, социальные группы, политические организации, политические элиты.

Деятельность субъектов политики направлена на общество, на сохранение его целостности, а также на осуществление в нём изменений, отвечающих интересам определённого субъекта политики или всего общества. То, что политическая деятельность направлена на общество в целом, на все стороны его жизни, отличает её от других видов деятельности. Вместе с тем в политике принято выделять различные направления, которые обычно называют по наименованию объекта политического воздействия. Объектом экономической политики является экономика, социальной - социальная сфера, молодёжной политики - молодёжь и т. п. Объектом внутренней политики является общество внутри страны, внешней - мировое сообщество, международные отношения.

Политическая деятельность побуждается интересами субъектов политики, прежде всего интересами определённых социальных групп. Положение социальной группы в обществе порождает ее отношение к существующему положению, к властным структурам.

Движимые собственными интересами, люди ставят перед собой соответствующие политические цели, которые наиболее чётко формулируют поддерживаемые ими политические лидеры, партии, элиты.

Для достижения поставленных целей осуществляются различные политические действия: организация партий, принятие правительственных решений, избирательные кампании, выступления в парламенте, политические митинги, проведение партийных съездов, обращения к народу, разработка политических программ, референдумы, государственные перевороты, восстания, визиты правительственных делегаций и др. В ходе этих действий используются различные средства политической деятельности: мирные и насильственные, организационные и агитационные, теоретические и дипломатические.

Вопрос 2. Что входит в понятие «сфера политики»?

Политическая сфера - это одна из четырёх известных вам сфер жизни общества. Она включает в себя различные формы политической деятельности; отношения между людьми, возникающие в процессе этой деятельности; организации и учреждения, которые создаются для реализации политических целей и задач; политическое сознание людей, которое направляет их деятельность в сфере политики.

Важнейшее место в структуре политической сферы занимают политические институты. Они относятся к главным социальным институтам, реализующим основополагающие потребности общества. Политические институты удовлетворяют потребность общества в интеграции, безопасности и социальном порядке.

Каждый из них осуществляет определённый вид политической деятельности и включает в себя группу людей, специализирующихся на её выполнении; политические нормы, регулирующие отношения внутри этих институтов, с другими политическими и неполитическими институтами; средства, необходимые для достижения поставленных целей.

Основным политическим институтом является государство. (Вспомните существенные признаки государства, изученные в обществоведческом курсе основной школы.) В свою очередь, государство включает в себя институт президентства, институты законодательной, исполнительной и судебной власти, институт выборов и др.

К числу важнейших политических институтов относятся и политические партии. История партий в их современном виде не столь длительна, как история государства, но и она насчитывает более полутора столетий.

Вопрос 3. Какие социальные отношения являются политическими?

Политические отношения - это взаимосвязи и взаимодействия, возникающие между людьми в процессе политической деятельности. Это взаимосвязи социальных общностей и личностей в сфере власти, политики, управления. Это взаимоотношения субъектов политической жизни по поводу завоевания, использования и перераспределения политической власти. Любые общественные отношения приобретают политический характер, если они включают использование власти в центре и на местах.

Политические отношения связаны с распределением в обществе власти, прав и полномочий, с разграничением предметов ведения центра и мест. К ним относятся отношения между:

Государственными органами и учреждениями (например, между правительством и парламентом);

Государством и социальными группами (например, между государством и предпринимателями);

Государством и негосударственными общественными организациями и движениями (например, между государством и церковью);

Политическими партиями, а также между политическими партиями и неполитическими организациями (например, между партиями и профсоюзами);

Государством и гражданами;

Различными государствами на международной арене;

Государством и международными политическими объединениями (например, ООН, НАТО).

Проявления этих взаимосвязей могут быть различными: отношения соперничества, конкуренции (например, между политическими партиями); взаимной ответственности (например, между гражданином и государством); поддержки (например, избиратели и какая-либо партия); сотрудничества (например, партия и профсоюзы); союза (скажем, несколько государств); конфликта (например, между государствами или государством и той или иной социальной группой) и т. д.

В основе этих отношений лежат интересы и цели, совпадение или расхождение которых предопределяет развитие взаимодействия участников политической жизни. Характер взаимоотношений зависит от экономических и социальных факторов, от политической культуры общества, а также от политической воли субъектов политики.

Вопрос 4. Охарактеризуйте субъектов политики.

Субъекты политики - это социальные и национальные об­щности, организации, учреждения, способные участвовать в по­литической жизни, принимать политические решения и доби­ваться их реализации, изменять общественные отношения в со­ответствии со своими интересами и целями. Субъект политики - носитель активного, целенаправленного и обоснованного действия.

Вопрос 5. В чём заключаются политические интересы?

Политические интерес – это направленность индивида (социальной группы) на завоевание определенных позиций в системе политической власти.

По носителям политических интересов сами политические интересы могут быть подразделены на:

Личностные интересы;

Групповые интересы;

Корпоративные интересы;

Классовые интересы;

Национальные интересы.

По степени проявленности политические интересы делятся на:

Стихийные интересы;

Осознанные интересы.

По масштабам направленности политические интересы бывают:

Внутриполитические;

Внешнеполитические;

Глобальные (геополитические).

Вопрос 6. Как решают проблему соотношения целей и средств в политике различные политические деятели и организации?

По моральным установкам, воспитанию и нравственности руководителей организаций.

Вопрос 7. В чём состоит связь понятий «политика» и «власть»?

Политика – деятельность государственной власти, партии или общественной группы в области внутригосударственных или внешних отношений, определяемая интересами этой власти, партии, группы.

Власть - это возможность и способность навязать свою волю, воздействовать на деятельность и поведение других людей, даже вопреки их сопротивлению. Суть власти не зависит от того, на чём основана такая возможность. Власть может базироваться на различных методах: демократических и авторитарных, честных и нечестных, насилии и мести, обмане, провокациях, вымогательстве, стимулировании, обещаниях и т. д.

Тесно связанные между собой понятия «политика» и «власть» - это ключевые понятия общественной науки, называемой политология.

Вопрос 8. Дайте характеристику партии как политического института.

Любая политическая партия - это добровольное объединение людей, имеющих общие политические взгляды, добивающихся осуществления поставленных целей через завоевание власти или участие в её осуществлении. Обычно партия выражает и защищает интересы определённой социальной общности (класса, социального слоя и т. п.). В Российской Федерации закон определяет политическую партию как общественное объединение, созданное в целях участия граждан в политической жизни общества посредством формирования и выражения их политической воли, участия в общественных и политических акциях, в выборах и референдумах, а также в целях представления интересов граждан в органах государственной власти и органах местного самоуправления.

Каждая политическая партия самостоятельно определяет свои политические цели, ближайшие и долгосрочные идеи, которые находят отражение в партийной программе и уставе. Однако основными целями политической партии, согласно закону, являются:

Формирование общественного мнения;

Политическое образование и воспитание граждан;

Выражение мнений граждан по любым вопросам общественной жизни, доведение этих мнений до сведения широкой общественности и органов государственной власти;

Выдвижение кандидатов на выборах в законодательные (представительные) органы государственной власти и представительные органы местного самоуправления, участие в выборах в указанные органы и в их работе.

Партия - это организация, принципы построения которой, права и обязанности членов которой отражены в её уставе. Она, как правило, имеет партийную программу, излагающую не только цели партии, но и пути и средства, которые должны обеспечить их достижение. Члены партии имеют различные статусы в её структуре: это лидеры партии; партийные чиновники, работающие в центральных и местных органах партии; партийные активисты, возглавляющие партийные группы, местные организации; рядовые члены партии. Все они ведут работу, стремясь завоевать поддержку избирателей на предстоящих выборах. Для этого используются собрания граждан, партийная пресса, выступления в парламенте и в других представительных органах.

Вопрос 9. В чём состоит сущность власти?

Сущность власти заключается в отношениях господства и подчинения, которые возникают между теми, кто приказывает, и теми, кто эти приказы исполняет или на кого направлены властные воздействия. Властные отношения возникают везде, где существуют устойчивые общности людей. Любая организация, любой совместный вид деятельности не может осуществляться без властных отношений, без того, чтобы кто-то руководил, а кто-то исполнял указания. Даже в межличностном общении двух людей, как правило, возникают отношения соподчинения.

Вопрос 10. Чем политическая власть отличается от других видов власти?

Политическая деятельность, политические институты, политические отношения - это различные аспекты сложного, многомерного общественного явления - политики. И все эти аспекты, как и политика в целом, связаны с борьбой за власть либо с использованием власти для реализации групповых или общенациональных интересов.

Тот, кто имеет власть, отдаёт приказы, распоряжения, директивы, команды. Он может применить санкции в отношении тех, кто добросовестно выполняет эти распоряжения (в этом случае использует поощрение), или тех, кто не выполняет распоряжения или плохо их выполняет (в таком случае использует наказание). Для большинства граждан имеет значение не возможность санкций, а убеждение в необходимости выполнять предписания власти, авторитет власти.

Политическая власть имеет ряд признаков, отличающих её от других видов власти. Во-первых, она распространяется на всё общество, на всех проживающих на территории данного государства. Её распоряжения обязательны для всех других видов власти. Во-вторых, она действует на основе права от имени всего общества. В-третьих, только ей принадлежит законное право использовать силу в пределах страны. В-четвёртых, для неё характерно существование единого общегосударственного центра принятия политических решений. В-пятых, эта власть имеет возможность использовать самые разнообразные средства (не только принудительные, но и экономические, социальные, культурно-информационные).

Таким образом, политическая власть - это право, способность и возможность отстаивать и претворять в жизнь определённые политические взгляды, установки и цели. Она использует различные способы и средства воздействия политических субъектов, в первую очередь государства, на поведение социальных общностей людей, организаций для управления, координации, согласования интересов всех членов общества и подчинения их единой политической воле.

Вопрос 11. В чём состоит практическое значение знаний о политике и власти?

На основе этих знаний можно проанализировать те или иные решения и выработать наиболее рациональный и совершенный способ управления.

ЗАДАНИЯ

Вопрос 1. Если бы вы были лидером партии, называющей себя народно-прогрессивной, какие цели вы бы выдвинули на ближайшие десять лет?

1. Поднять экономику.

2. Повысить уровень и качество жизни.

3. Вернуть сырьевые источники из частного капитала в народный.

4. Взяться за молодёжь, наше будущее.

5. Ужесточить законы для власти.

6. Сократить все аппараты власти, до необх. кол-ва.

7. Снизить зарплату для госслужащих.

8. Дать регионам самим распоряжаться прибылью.

9. Пересмотреть законы в плане жизни, собственности, чести вне зависимости от ранга.

10. Иметь сильную, мобильную, профессиональную армию.

11. Улучшить работу правоохранительных органов введя рычаги реального поощрения и наказания.

Вопрос 2. Возможно, вам знакомы строки из песни, написанной в первой четверти XX в.:

Наш паровоз, вперёд лети! В Коммуне - остановка. Иного нет у нас пути - В руках у нас винтовка.

Заключает ли в себе этот текст политические цели и средства их достижения? Идеи какой партии отражает этот куплет?

Песня написана в 20-е годы, сразу после революции, пели ее большевики, или коммунисты, которые считали, что только в руках с винтовкой можно сокрушить все старое и построить новое общество. Этот куплет отражает идеи Коммунистической партии.

Вопрос 3. В 2002 г. Государственная Дума России приняла Закон «О противодействии экстремистской деятельности». Закон создаёт юридические основания для ликвидации организаций, чью деятельность суд сочтёт экстремистской. Лица, разжигающие национальную, расовую, социальную рознь, призывающие к насилию ради достижения политических целей, будут привлекаться к ответственности, так же как и лица или организации, финансирующие экстремистскую деятельность.

Объясните значение этого закона. Какие действия по его претворению в жизнь вам известны?

В основном направлен против молодёжных организаций нацистского толка. Применяется против русских националистов крайне правого толка. Смысл этого закона в противодействии экстремистской деятельности, так как это разжигание межрасовых конфликтов. Примеры: расформировали организацию Северное братство, на счёте которых было более 1000 преступлений.

Вопрос 4. В 2011 г. незадолго до очередных выборов в Государственную Думу социологи провели опрос избирателей, в котором выявили уровень интереса к этим выборам. Заявили, что такой интерес есть, 40% из числа опрошенных, а об отсутствии интереса 54%. Затруднились ответить 6% (Огонёк. - 2011. - №35).

Как вы оцениваете эти результаты опроса? Каковы, на ваш взгляд, причины отсутствия у многих интереса к важному для страны политическому событию?

Причины отсутствия у многих интереса к важному для страны политическому событию заключаются в том, что многие считают что власть коррумпирована, все голоса куплены.

В науке политика рассматривается в трёх измерениях:

1) как один из многих видов человеческой деятельности, активности социальных групп и отдельных личностей;

2) как сфера общественной жизни, одна из подсистем общества в целом;

3) как тип социальных отношений между индивидами, малыми группами и большими общностями.

Участие людей в политической жизни проявляется не только в деятельности отдельных личностей, но и в воздействии на политику больших социальных групп (классов, социальных слоёв, этнических общностей, сословий и т. п.).

Для того чтобы успешнее влиять на политику, люди создают политические организации и объединения. Наиболее приспособленными к политической деятельности являются политические партии. Самым активным субъектом политики является государство.

Сравнительно небольшие группы людей, которые оказывают наибольшее влияние на принятие политических решений, называют политической элитой. Это группы лиц, концентрирующие в своих руках власть, осуществляющие политическое руководство обществом, определяющие пути и цели политического развития. В политическую элиту входят высшие государственные деятели, лидеры политических партий, руководители парламента, лица, занимающие ключевые позиции в силовых структурах государства, средствах массовой информации, и др.

Итак, субъектами политики выступают личности, социальные группы, политические организации, политические элиты.

Деятельность субъектов политики направлена на общество, на сохранение его целостности, а также на осуществление в нём изменений, отвечающих интересам определённого субъекта политики или всего общества. То, что политическая деятельность направлена на общество в целом, на все стороны его жизни, отличает её от других видов деятельности. Вместе с тем в политике принято выделять различные направления, которые обычно называют по наименованию объекта политического воздействия. Объектом экономической политики является экономика, социальной - социальная сфера, молодёжной политики - молодёжь и т. п. Объектом внутренней политики является общество внутри страны, внешней - мировое сообщество, международные отношения.

Политическая деятельность побуждается интересами субъектов политики, прежде всего интересами определённых социальных групп. Положение социальной группы в обществе порождает ее отношение к существующему положению, к властным структурам.

Движимые собственными интересами, люди ставят перед собой соответствующие политические цели, которые наиболее чётко формулируют поддерживаемые ими политические лидеры, партии, элиты.

Для достижения поставленных целей осуществляются различные политические действия: организация партий, принятие правительственных решений, избирательные кампании, выступления в парламенте, политические митинги, проведение партийных съездов, обращения к народу, разработка политических программ, референдумы, государственные перевороты, восстания, визиты правительственных делегаций и др. В ходе этих действий используются различные средства политической деятельности: мирные и насильственные, организационные и агитационные, теоретические и дипломатические.

Поделитесь с друзьями или сохраните для себя:

Загрузка...