Должностная инструкция классного руководителя согласно последних изменений. Функциональные обязанности классного руководителя

Добавлен на сайт:

Должностная инструкция классного руководителя [наименование общеобразовательной организации]

Настоящая должностная инструкция разработана и утверждена в соответствии с положениями , ФЗ от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", раздела "Квалификационные характеристики должностей работников образования" Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, утв. приказом Минздравсоцразвития России от 26 августа 2010 г. N 761н, и иных нормативно-правовых актов, регулирующих трудовые правоотношения.

1. Общие положения

1.1. Классный руководитель относится к категории педагогических работников и непосредственно подчиняется [наименование должности непосредственного руководителя].

1.2. На должность классного руководителя назначается лицо, имеющее высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование по направлению подготовки "Образование и педагогика" или в области, соответствующей преподаваемому предмету, без предъявления требований к стажу работы, либо высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование по направлению деятельности в образовательной организации без предъявления требований к стажу работы.

1.3. На должность классного руководителя в соответствии с требованиями ст. 331 ТК РФ назначается лицо:

Не лишенное права заниматься педагогической деятельностью в соответствии с вступившим в законную силу приговором суда;

Не имеющее или не имевшее судимости, не подвергающееся или не подвергавшееся уголовному преследованию (за исключением лиц, уголовное преследование в отношении которых прекращено по реабилитирующим основаниям) за преступления против жизни и здоровья, свободы, чести и достоинства личности (за исключением незаконного помещения в психиатрический стационар, клеветы и оскорбления), половой неприкосновенности и половой свободы личности, против семьи и несовершеннолетних, здоровья населения и общественной нравственности, основ конституционного строя и безопасности государства, а также против общественной безопасности;

Не имеющее неснятой или непогашенной судимости за умышленные тяжкие и особо тяжкие преступления;

Не признанное недееспособным в установленном федеральным законом порядке;

Не имеющее заболеваний, предусмотренных перечнем, утверждаемым федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в области здравоохранения.

1.4. Классный руководитель должен знать:

Приоритетные направления развития образовательной системы Российской Федерации;

Законы и иные нормативные правовые акты, регламентирующие образовательную деятельность;

Конвенцию о правах ребенка;

Основы общетеоретических дисциплин в объеме, необходимом для решения педагогических, научно-методических и организационно-управленческих задач;

Педагогику, психологию, возрастную физиологию;

Школьную гигиену;

Методику преподавания предмета;

Программы и учебники по преподаваемому предмету;

Методику воспитательной работы;

Требования к оснащению и оборудованию учебных кабинетов и подсобных помещений к ним;

Средства обучения и их дидактические возможности;

Основы научной организации труда;

Нормативные документы по вопросам обучения и воспитания детей и молодежи;

Теорию и методы управления образовательными системами;

Современные педагогические технологии продуктивного, дифференцированного обучения, реализации компетентностного подхода, развивающего обучения;

Методы убеждения, аргументации своей позиции, установления контактов с обучающимися разного возраста, их родителями (лицами, их заменяющими), коллегами по работе;

Технологии диагностики причин конфликтных ситуаций, их профилактики и разрешения;

Основы экологии, экономики, социологии;

Трудовое законодательство;

Основы работы с текстовыми редакторами, электронными таблицами, электронной почтой и браузерами, мультимедийным оборудованием;

Правила внутреннего трудового распорядка образовательной организации;

Правила по охране труда и пожарной безопасности;

Основы общей психологии, педагогической психологии, общей педагогики, физиологии детей и подростков;

Методы и навыки коммуникативного общения с обучающимися, социального психотренинга;

Особенности воспитательной системы.

1.5. Классному руководителю запрещается:

Оказывать платные образовательные услуги обучающимся в данной организации, если это приводит к конфликту интересов классного руководителя;

Использовать образовательную деятельность для политической агитации, принуждения обучающихся к принятию политических, религиозных или иных убеждений либо отказу от них, для разжигания социальной, расовой, национальной или религиозной розни, для агитации, пропагандирующей исключительность, превосходство либо неполноценность граждан по признаку социальной, расовой, национальной, религиозной или языковой принадлежности, их отношения к религии, в том числе посредством сообщения обучающимся недостоверных сведений об исторических, о национальных, религиозных и культурных традициях народов, а также для побуждения обучающихся к действиям, противоречащим Конституции Российской Федерации.

1.6. Классный руководитель назначается на должность и освобождается от нее приказом [наименование должности руководителя].

2. Функции

Основными направлениями деятельности классного руководителя являются:

2.1. Организация деятельности классного коллектива обучающихся.

2.2. Организация учебной работы классного коллектива и отдельных обучающихся.

2.3. Организация внеучебных занятий класса.

2.4. Изучение личности и коррекция в воспитании обучающихся.

2.5. Социальная помощь и защита обучающихся.

2.6. Взаимодействие с родителями, другими педагогами, социальными работниками.

3. Должностные обязанности

Классный руководитель имеет следующие должностные обязанности:

3.1. Ведет журнал успеваемости обучающихся.

3.2. Ведет "личные дела" обучающихся и следит за их оформлением.

3.3. Организует классный коллектив: распределяет поручения, работает с активом класса, организует коллективное творчество, формирует обязанности дежурных.

3.4. Организует дежурство по классу, школе, столовой и другим общественным помещениям, дежурство по которым закреплено в уставе общеобразовательной организации.

3.5. Организует порядок питания обучающихся.

3.6. Формирует финансовое обеспечение классных нужд и контролирует его исполнение (классный фонд, оплата различных услуг и т. д.).

3.7. Осуществляет контроль за посещаемостью занятий.

3.8. Работает с ученическими дневниками, контактирует с родителями по поводу успеваемости обучающихся.

3.9. Создает условия для развития познавательных интересов, расширения кругозора обучающихся (участие в олимпиадах, конкурсах, смотрах, викторинах, посещение кружков, факультативных занятий, организация экскурсий, походов в театр, на выставки и т. д.).

3.10. Способствует благоприятному микроклимату в классе, формирует межличностные отношения обучающихся, корректирует и регулирует их.

3.11. Оказывает помощь обучающимся в процессе адаптации к обучению.

3.12. Проводит тематические классные часы периодичностью [значение] раз в месяц, собрания, беседы с обучающимися.

3.13. Обеспечивает защиту и охрану прав обучающихся, особенно уделяя внимание "трудным" детям и детям, оставшимся без попечения родителей, активно сотрудничая с социальным педагогом.

3.14. Выявляет и ведет учет детей социально незащищенных категорий, детей из неблагополучных семей.

3.15. Осуществляет профориентационную работу, способствующую самостоятельному и осознанному выбору обучающимися дальнейшей профессии.

3.16. Организует и проводит родительские собрания периодичностью [значение] раз в четверть.

3.17. Осуществляет свою деятельность на высоком профессиональном уровне в соответствии с утвержденной рабочей программой.

3.18. Соблюдает правовые, нравственные и этические нормы, следует требованиям профессиональной этики.

3.19. Уважает честь и достоинство обучающихся и других участников образовательных отношений.

3.20. Развивает у обучающихся познавательную активность, самостоятельность, инициативу, творческие способности, формирует гражданскую позицию, способность к труду и жизни в условиях современного мира, формирует у обучающихся культуру здорового и безопасного образа жизни.

3.21. Применяет педагогически обоснованные и обеспечивающие высокое качество образования формы, методы обучения и воспитания.

3.22. Учитывает особенности психофизического развития обучающихся и состояние их здоровья, соблюдает специальные условия, необходимые для получения образования лицами с ограниченными возможностями здоровья, взаимодействует при необходимости с медицинскими организациями.

3.23. Систематически повышает свой профессиональный уровень.

3.24. Проходит аттестацию на соответствие занимаемой должности.

3.25. Проходит в соответствии с трудовым законодательством предварительные при поступлении на работу и периодические медицинские осмотры, а также внеочередные медицинские осмотры по направлению работодателя.

3.26. Проходит обучение и проверку знаний и навыков в области охраны труда.

3.27. Соблюдает Устав образовательной организации, положение о специализированном структурном образовательном подразделении организации, осуществляющей обучение, правила внутреннего трудового распорядка.

3.28. [Другие должностные обязанности].

4. Права

Классный руководитель имеет право:

4.1. На все предусмотренные законодательством Российской Федерации социальные гарантии, в том числе:

На сокращенную продолжительность рабочего времени;

На дополнительное профессиональное образование по профилю педагогической деятельности не реже чем один раз в три года;

На ежегодный основной удлиненный оплачиваемый отпуск, продолжительность которого определяется Правительством Российской Федерации;

На длительный отпуск сроком до одного года не реже чем через каждые десять лет непрерывной педагогической работы;

На досрочное назначение трудовой пенсии по старости;

На предоставление вне очереди жилого помещения по договору социального найма (если работник состоит на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении);

На предоставление жилого помещения специализированного жилищного фонда;

На предоставление компенсации расходов на оплату жилого помещения, отопления и освещения [для проживающих и работающих в сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа)];

На оплату дополнительных расходов на медицинскую, социальную и профессиональную реабилитацию в случаях повреждения здоровья вследствие несчастного случая на производстве и получения профессионального заболевания.

4.2. Знакомиться с проектами решений руководства, касающимися его деятельности.

4.3. По вопросам, находящимся в его компетенции, вносить на рассмотрение руководства предложения по улучшению деятельности организации и совершенствованию методов работы, а также варианты устранения имеющихся в деятельности организации недостатков.

4.4. Запрашивать лично или по поручению руководства от структурных подразделений и специалистов информацию и документы, необходимые для выполнения своих должностных обязанностей.

4.5. Привлекать специалистов всех (отдельных) структурных подразделений к решению задач, возложенных на него (если это предусмотрено положениями о структурных подразделениях, если нет - с разрешения руководства).

4.6. Требовать создания условий для выполнения профессиональных обязанностей, в том числе предоставления необходимого оборудования, инвентаря, рабочего места, соответствующего санитарно-гигиеническим правилам и нормам и т. д.

4.7. Присутствовать на любых уроках и мероприятиях, проводимых учителями-предметниками в классе.

4.8. Привлекать к дисциплинарной ответственности обучающихся за поступки, дезорганизующие учебно-воспитательный процесс, в порядке, установленном организационными документами общеобразовательной организации.

4.9. Поощрять обучающихся в порядке, установленном организационными документами общеобразовательной организации.

4.10. Сотрудничать со специалистами социальных служб, медицинских организаций, инспекций по делам несовершеннолетних.

4.11. [Иные права, предусмотренные трудовым законодательством Российской Федерации].

5. Ответственность

Классный руководитель несет ответственность:

5.1. За нарушение Устава общеобразовательной организации.

5.2. За применение, в том числе однократное, методов воспитания, связанных с физическим и (или) психическим насилием над личностью обучающегося.

5.3. За ненадлежащее исполнение или неисполнение своих должностных обязанностей, предусмотренных настоящей должностной инструкцией, - в пределах, определенных трудовым законодательством Российской Федерации.

5.4. За правонарушения, совершенные в процессе осуществления своей деятельности, - в пределах, определенных административным, уголовным и гражданским законодательством Российской Федерации.

5.5. За причинение материального ущерба - в пределах, определенных трудовым и гражданским законодательством Российской Федерации.

Должностная инструкция разработана в соответствии с [наименование, номер и дата документа].

Руководитель кадровой службы

[инициалы, фамилия]

[подпись]

[число, месяц, год]

Согласовано:

[должность]

[инициалы, фамилия]

[подпись]

[число, месяц, год]

С инструкцией ознакомлен:

[инициалы, фамилия]

[подпись]

[число, месяц, год]

ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ ОБЯЗАННОСТИ КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ.

ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ ОБЯЗАННОСТИ КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ.

ОСНОВНЫЕ ЗАДА ЧИ:

    Создание классного коллектива как воспитывающей среды, -обеспечивающей социализацию каждого ребенка.

    Организация всех видов групповой, коллективной и индивидуальной деятельности, вовлекающей уч-ся в общественно-целостные отношения.

    Коррекция индивидуального развития уч-ся класса, способствующая свободному и полному раскрытию всех способностей школьника и их формированию совместно с семьей.

ФУНКЦИЯ И СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ.

1. АНАЛИТИЧЕСКАЯ

Изучение индивидуальности учащегося;

Анализ и изучение характера развивающего коллектива и

личности;

Анализ и оценка семейного воспитания каждого ребенка;

Анализ и оценка уровня воспитанности индивидуума и коллектива.

2. ОРГАНИЗАЦИОННО-КООРДИНИР УЮЩАЯ

Организация и стимулирование разнообразной деятельности детей;

Установление связи школы и семьи;

Работы с малым педколлективом;

Индивидуальное воздействие на каждого учащегося и коллектива

как субъект этой деятельности.

3. КОММУНИКАТИВНАЯ

Регулировать межличностные отношения между детьми; -установить оптимальные взаимодействия учитель-ученик, содействовать общему благоприятному психологическому климату в коллективе; -помогать ученикам устанавливать отношения с людьми.

ФОРМЫ РАБОТЫ КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ.

Дискуссионные;

Игровые;

Состязательные;

Творческого труда;

Ролевого тренинга;

Психологические (позволяющие ребенку осознать самого себя).

ПОЛНОМОЧИЯ КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ.

    получать регулярную информацию о физическом и психическом здоровье детей;

    контролировать посещаемость учебных занятий учениками его класса;

    контролировать успеваемость каждого ученика;

    координировать работу учителей-предметников, оказывающих

    воспитательное влияние на учащихся через проведение педагогических консилиумов, «малых» педсоветов и других форм коррекции;

    выносить на рассмотрение администрации, Методического совета, Совета школы согласованные с классным коллективом предложения;

    приглашать родителей в школу, по согласованию с администрацией обращаться в комиссию или советы содействия семье и школе на предприятиях, организуя решение вопросов, связанных с обучением и воспитанием учащихся его класса;

    отказываться от несвойственных ему, лежащих за границами содержания его работы, поручений;

    определять свободно индивидуальный режим работы с детьми;

    вести опытно-эксперементальную работу по различным проблемам методической и воспитательной деятельности;

    выбирать форму повышения педагогического мастерства через систему переподготовки педагогических кадров, участие в различных групповых и коллективных формах методической работы, через систему образования и выездную стажировку;

    апеллировать к Совету школы в случае не согласия с оценками администрации, Методического совета состояния воспитательной работы в классном коллективе, результатов,уровня нравственного воспитания учащегося.

КЛАССНЫЙ РУКОВОДИТЕЛЬ ОБЯЗЯН:

- организовать учебно-воспитательный процесс в классе;

  • вовлекать учащихся в систематическую деятельность общешкольного коллектива, а также устанавливать связи с другими группами и коллективами;

    фиксировать психические и педагогические отклонения в развитии школьников; оповещать об этом администрацию и находить активные способы педагогической коррекции;

    оказывать помощь ученику в решении его острых проблем;

    вести документацию, отражающую ход и результативность воспитательной работы, план самообразования, личный дневник учащегося;

    работать в контакте с родителями и оказывать им помощь в воспитании детей.

ЦЕЛЬ - ВОСПИТАНИЕ ФИЗИЧЕСКИ И НРАВСТВЕННО ЗДОРОВОЙ ЛИЧНОСТИ, ЧЕЛОВЕКА-ГРАЖДАНИНА.

ПУТИ РЕШЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ (ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ ЗАДАЧИ).

    Работать над формированием культуры личности.

    Воспитывать ответственность за результаты своего труда, за свои поступки.

    Прививать нормы нравственного поведения.

    Развивать коммуникативные способности учащихся.

    Воспитывать самостоятельность.

    Поиск идеи, форм и методов работы с детьми.

ЗАДАЧИ ВОСПИТАНИЯ.

    СОЦИАЛЬНЫЕ: защита прав ученика, помощь семье.

    НРАВСТВЕННЫЕ : культура норм поведения, развитие личности: воля, организованность, умение отстоять свою точку зрения; найти свой стиль во всем, научиться понимать, что твое, а что не твое в этой жизни. (Девиз : всякая культура, прежде всего внутренняя, а от нее уже происходит внешняя. Создавая гармонию внутри себя, мы делаем гармоничным окружающий мир.)

3. ИНДИВИДУАЛЬНО-ПРАКТИЧЕСКАЯ: (функции классного

руководителя - диагностика воспитательной

коммуникативности).

1. Подростковый возраст - философский взгляд гуманиста

К развитию

Страсть к взрослению

к свободе

2. Наличие гуманной цели:

а) создать свой собственный образ;

б) развивать речевую культуру ребенка.

Характер организационного воздействия
Педагогический аспект имеет 2 стороны:
1 -я - обмен информацией, дети кл. руководитель

2-я - взаимодействие учитель ученик (взглядом, жестом,

4. СОЦИАЛЬНАЯ ЗАЩИЩЕННОСТЬ РЕБЕНКА В КЛАССЕ:

    Нравственность в своей ценности для окружающих.

    Не испытывать страха (насмешки...).

    Коммуникативная интеллектность.

Структурные компоненты педагогики общения

Функции педагогического общения

Классный руководитель

Педагогическая технология

Инициирование активности

Оснащение способами жизнедеятельности

Стимулирование свободного выбора

Субъективность ребенка

Ребенок

Педагогическое общение

Открытие -соучастие - возвышение

Положительное подкрепление

Педагогическая оценка

Внесение образа -стимулирование деятельности -коррекция отклонений

«Я -сообщение»

Педагогическое требование

Привлечение к деятельности -включение в деятельность -привлечение к деятельности

Безусловные нормы

Информационное воздействие

Внесение знаний -демонстрация отношений -вовлечение в деятельность

Тезис Аргумент Иллюстрация

Валеолотия - это :

Наука о формировании, сохранении и укреплении здоровья./И.И.Брехман/: наука о расширении жизненного потенциала человека /Т.А.Солдзтова/; наука и искусство жизни в гармонии с природой, людьми и с самим собой т.е. оптималь­ной адаптации к условиям существования, с достижением поставленных перед собой целей;

интегральная область знаний о возможностях выживания человека, путем восстановления и укрепления физического, душевного и духовного здоровья; ... наука о том, как жить сегодня, чтобы иметь шансы увидеть завтра /Н.К.Смирнов/.

Кодекс здоровья.

    Здоровье не все, но все без здоровья - ничто!

    Здоровье не только физическая сила, но и душевное милосердие.

    Здоровье нужно не только тебе, но и стране, людям с которыми ты работаешь, живешь.

    Здоровье - это твоя способность удовлетворять в разумных пределах наши потребности.

    Здоровый человек - ему нужен не только хлеб, но и духовная пища: не хлебом единым жив человек.

6. Здоровье - это физическая и гигиеническая культура нашего тела: нет ничего красивее человеческого тела.

7. Здоровье - это душевная культура человека: доброта, надежда, вера, любовь к тем, кто тебя окружает.

8.Здоровье-это социальная культура человека, культура человеческих отношений. Относись к другому так, как если бы ты хотел, чтобы он относился к тебе.

9. Здоровье - это любовь и бережное отношение к природе

10. Здоровье - это стиль и образ твоей жизни.

11.Здоровье - это свобода от рабства телесных и духовных привычек (зависимостей).

12.Хочешь быть здоровым - занимайся физической культурой, пользуйся всем, но ничем не злоупотребляй

ПРОПИСИ Узелок на память

АРТЕМА

АРСЕНЬЕВА

I . Ведите дневник.

Если вы воспитываете детей, ведите хоть изредка дневник оглядывайтесь на свой рост и свои способности. Есть ли у гас те качества, которые вы хотите воспитать в детях?

Скоро вы убедитесь в том, что ваша личность и есть глав­ное средство воспитания и что вы воспитываете, даже не задумы­ваясь об этом, одним своим существованием рядом с ним.

2.Улыбайтесь .

Вся ваша жизнь движется любовью. Охраняйте любовь вокруг себя, растите ее в себе, ищите и находите возможность легко и непосредственно улыбнуться каждому своему ученику.

3. Состояние д у ш и учителя.

Урок - это подъем на высокую гору. Если вы чувствуете себя усталым, войдите в класс быстрым шагом, начните урок без промед­ления.

На уроках самое важное - состояние души учителя. Идите круто и прямо.

Работа лечит, работа выравнивает, работа соединяет. Полюби­те эти восхождения в горы.

4. Будьте доступными.

Учить- значит открыть свое доброжелательное сердце, сказать каждому, как он бесконечно дорог и интересен вам.

5. Н и слова лжи!

Вы - учитель! О каждом вы можете говорить то, что думаете, к каждому обратить свое слово, ибо ни в одном вашем слове нет лжи.

6. Доброкачественность,

Не забывайте,что правильные решения, которых вы ждете от детей на уроках,- это результат знаний,которые вы даете.Откуда к вам приходят эти знания.

7. Недоброкачественность.

Недоброкачественность, учительствования яснее всего проявляет­ ся в легком переходе к раздражению. Раздражительность - разбаза­ ривание духовной энергии. Она от двойственности существования.

Раздражаясь, вы обесцениваете профессию.

8. Радость.

Равнодушие учителя страшнее, чем принято об этом думать.Ра­ дуйтесь каждой встрече с учениками. Это сблизит вас.

9. Великодушие сердца.

Ваш ученик больно вас задел? Вы в гневе, досаде и печали? Попробуйте пересилить себя.

Лучшее средство избавиться от зла - не отзываться на его зов. Это и есть творчество духа и великодушие сердца.

10. П у т ь в бесконечность.

Ведя урок, думайте о бесконечном океане, любите стихию воздуха, включите в свое сердце Вселенную.

Ведь любовь – это путь в бесконечность. И те, кто идет по этому пути, не могут не любить друг друга.

11. Победа ч е д о вечества.

Не бойтесь поражения перед лицом детей. Его не будет, если вы знаете, что вы воспитываете детей для всего человечества. Тогда каждый миг пребывания среди детей - путь к прекрасному. И покой вашему сердцу.

12. Торжество духа.

Дел очень много. И всегда будет много. Но главное, встав на путь учительствования,- осознать: учитель - это судьба, учитель - как странник на единственном пути, ведущем в торжество духа,

13. Т а и н с т в о вечного.

Попробуйте угадать по своим ученикам судьбы их родителей «Думай­ те об этих судьбах.Отмечайте про себя, что удалось найти общего в родителях с их детьми, кроме внешнего сходства. Как важно развивать в себе слух на вечное!

14. Привилегия ученика.

Учительница сказала, что она вот уже 20 лет добивается умения правильно двигаться по классу.

Сидеть во время урока, считает она - привилегия ученика.

15. Стадион под окнами квартира.

Учительница бегает по утрам на стадионе, расположенном под окнами ее квартиры. Она объясняет это так: "Я не хочу быть учителем с сорванным голосом и усталыми больными ногами".

16. Общая трапеза.

Общая трапеза с учениками - какое важное и редкое участие в жизни друг друга. Но и простой ваш жест не исчезнет впустую,если он наполнен значением.

17. И з у м л е н и е.

Испытайте изумление от того, что жизнь так распорядилась: есть школа, в которую вы ходите,есть класс,где вас ждут ученики. Обрадуйтесь этому. И пусть ваше сердце сожмется от понимания того, как это ответственно.

18. Ч у м а.

Вы чувствуете опустошение? Будьте милосердными - не пересту­ пайте порога класса в таком состоянии. Не разносите чумы. Вечереет. Пройдитесь по дворам,пропустите сквозь себя всю оголтелость подрост­ков и подумайте: её породила пустота в думах взрослых.

19. Пустоты.

Пустого пространства нет.Чем старше и сильнее человек,тем страшнее пустота внутри него.Страшнее потому,что они не пустые. Они заполнены затаившимся злом.готовностью ему способствовать. Отравлять других.

20.Жизнь и смерть.

Жизнь и смерть - понятия промежуточные. Каждое мгновение - это рождение нового времени и его умирания. Научитесь видеть это, не теряя в душе трепетной радости от присутствия при рождении времени и тихой скорби от его умирания.

Уже почти два года существует эта статья и очень много читателей жаловались на то, что мои слова ничем не обоснованы, только на опыте. Требовали предоставить нормативные акты, но я ничего не могла найти. Поиск ответа на вопрос одного из пользователей случайно вывел меня на приказ министерства с методическими рекомендациями о работе классного руководителя и я решила обновить статью и прокомментировать её в соответствии с нормативным актом.

Ещё работая в школе, меня поражало и возмущало, сколько же должен всего делать учитель, если он ещё и классный руководитель. О большом количестве «профессиональных граней» учителя я уже немного писала . Данная статья опишет функции классного руководителя с точки зрения министерства образования.

Школы и учителя могут в своей работе ориентироваться на приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 3 февраля 2006 г. № 21 «Об утверждении методических рекомендаций об осуществлении функций классного руководителя педагогическими работниками государственных общеобразовательных учреждений субъектов Российской Федерации и муниципальных общеобразовательных учреждений», которые регламентируют деятельность классного руководителя.

Классный руководитель – это учитель по любому предмету, который руководит всей жизнью (в школе и вне школы) одного прикрепленного к нему класса и общается с родителями.

По закону (ч.1 статьи 60.2. Трудового кодекса РФ) любая дополнительная работа должна выполняться с письменного согласия работника и за дополнительную плату. На деле же классное руководство прописывается в трудовом договоре и учитель автоматически соглашается с выполнением данной работы при подписании. Редко кто может от этого отказаться, хотя имеет полное право, да и оплачивается оно далеко от пропорциональности потраченному времени и силам.

Функции классного руководителя и что нужно для их осуществления:

  • Знать Имя, фамилию, домашний адрес, телефон (желательно) каждого ребёнка в своём классе, а также ФИО родителей (законных представителей), их телефон. Я просила и данные о месте работы родителей, но они скорее всего являются избыточными.
    В данном случае реализуется следующие функции классного руководителя из организационно-координирующих:
  • — обеспечение связи общеобразовательного учреждения с семьёй;

  • — установление контактов с родителями (иными законными представителями) обучающихся…;

  • Эти данные также необходимы для осуществления следующей функции:
  • — ведение документации (классный журнал, личные дела обучающихся).

  • Знать особенности характера ребёнка (по возможности) . Не все черты характера и склонности видны учителю сразу или даже со временем. Родители видят учащегося по-своему, в другой обстановке. Всем нам хочется, чтобы ребенка воспринимали как личность со всеми особенностями характера и поведения, поэтому расскажите о них классному руководителю.
    Это может быть необходимо для:

    — Организации в классе образовательного процесса, оптимального для развития положительного потенциала личности обучающихся в рамках деятельности общешкольного коллектива;

    взаимодействия с каждым обучающимся и коллективом класса в целом;

    Для осуществления коммуникативных функций:

    регулирования межличностных отношений между обучающимися;

    установления взаимодействия между педагогическими работниками и обучающимися;

    оказания помощи обучающимся в формировании коммуникативных качеств

  • Знать причину отсутствия ребёнка на занятиях . Классный руководитель отвечает за жизнь и здоровье ребёнка во время занятий. Поэтому с вас и просят , справки и т.д. На основе данных документов администрация составляет официальный приказ об освобождении ребенка от занятий. Таким образом, ответственность за жизнь и здоровье ребенка во время занятий берет на себя родитель (законный представитель). Это функция контрольная:

    контроль за посещаемостью учебных занятий обучающимися.

  • Должен готовить и проводить собрания и

    проведение консультаций, бесед с родителями (иными законными представителями) обучающихся;

  • проверять дневники как минимум раз в неделю (выставлять оценки, вклеивать важную для родителей информацию, сообщать о дате проведения родительского собрания и т.д.). Сейчас есть электронные дневники, а также большая часть информации выкладывается на сайте школы (школа обязана постоянно обновлять информацию на сайте для обеспечения информационной открытости образовательного учреждения, имейте это в виду). Но многие родители хотели бы по старинке получать информацию из бумажного носителя.

    контроль за успеваемостью каждого обучающегося;

  • Знать медицинские показания и противопоказания каждого ребёнка — рекомендуется
    Учитель не вправе требовать медицинские заключения и диагнозы. Но родители по своему желанию могут сообщить, есть ли у ребенка аллергия или физические особенности, которые нужно учитывать при организации учебного процесса (например, плохое зрение).
  • Знать социальный статус семьи (является ли семья малоимущей (официально), сколько в семье детей, находятся ли родители в разводе).
    Данная информация собирается для деятельности социального педагога.

    оказание родителям помощи в воспитании обучающихся (лично, через психолога, социального педагога, педагога дополнительного образования)

    Походы с детьми в кино, театр и проведение других воспитательных или развлекательных мероприятий-

    организация воспитательной работы с обучающимися через проведение «малых педсоветов», педагогических консилиумов, тематических и других мероприятий;

Методические рекомендации освещают и формы работы, которые классный руководитель может использовать для осуществления своих функций: индивидуальные (беседы, консультации); групповые (например, органы самоуправления, которые сейчас почему-то перестали быть актуальными, по крайней мере в моей школе); коллективные (конкурсы, спектакли, концерты).

Успешность работы предлагается оценивать по уровню социального развития обучающихся (общая культура, дисциплина), то есть по результатам. Так же оценивается сам процесс работы, то есть как классный руководитель организовал воспитательную работу с учащимися, как взаимодействует с коллективом школы и родителями.

Но некоторые вещи всё же не освещены в документе, но, по-моему мнению, важны для работы — это то, чего нельзя делать в работе классного руководителя и немного о его графике.

Классный руководитель не вправе

Напоследок…

Спустя два года я вернулась к статье уже с другими представлениями о школе и работе в ней классным руководителем. Некоторые читатели были не согласны с моим мнением (правда, не поясняя почему). Сейчас я понимаю, что многое зависит от людей и достаточно много учителей, которые очень любят быть именно классным руководителем и большое количество функций их не пугает и не раздражает. Для меня же эта работа была в тягость, так как хотелось в большей степени заниматься подготовкой к урокам, а не подсчетом оставшихся денег на питание и проверкой дневников.

Есть что добавить или возразить? Напиши в комментариях. Жду в группах ВК и Одноклассниках.

Права и обязанности классного руководителя:

В основу должностных обязанностей классного руководителя положены следующие идеи:

  • Ребенок есть субъект своего развития.
  • Даже самый «трудный» ребенок хочет быть хорошим, только он нуждается в помощи.
  • Воспитывают не классные час, морализирование, указание ребенку его промахи и ошибки, воспитывает совместная и индивидуальная ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ.
  • Педагог – это помощник, защитник своих воспитанников в коллизиях школьной жизни.
  • Воспитывает только тот педагог, которого дети уважают, любят, образу жизни которого тайно или явно подражают.

Классный руководитель имеет право:

  • Получать регулярно информацию о физическом и психическом здоровье детей;
  • Контролировать учебные успехи каждого ученика, отмечая успехи и неудачи с целью оказания своевременной помощи;
  • Координировать работу учителей-предметников, оказывающих воспитательное влияние на его учащихся, через проведение педагогических консилиумов, «малых» педсоветов и других форм коррекции;
  • Определять (разрабатывать, создавать совместно с психологом, социальными работниками, медиками) программы индивидуальной работы с детьми и родителями учащихся;
  • Приглашать родителей (лиц, их заменяющих) в учебное заведение;
  • Участвовать в работе школьных структур самоуправления: педсовета, административного совета, научно-методического совета и других общественных органов школы;
  • Выступать с инициативой, вносить предложения о совершенствовании деятельности школы, выступать с деловой, конструктивной критикой, вносить на рассмотрение административного совета, научно-методического совета согласованные с классным коллективом мнения и предложения;
  • Отказываться от не свойственных ему, не входящих в круг его обязанностей поручений;
  • Вести опытно-экспериментальную и методическую работу по различным проблемам воспитательной деятельности;
  • Творчески применять новые методы, формы и приемы воспитания, руководствуясь единственным принципом «не навреди»;
  • Выбирать форму повышения педагогического мастерства через систему переподготовки педагогических кадров, участие в различных групповых и коллективных формах методической работы, через систему образования и выездную стажировку;
  • Защищать собственную честь и достоинство в школьных органах самоуправления и защиты в случае несогласия с оценкой состояния воспитательной работы в классном коллективе.

Классный руководитель не имеет права:

  • Унижать личное достоинство воспитанника, оскорблять его действием или словом, придумывая клички, навешивая ярлыки и т. д.;
  • Использовать оценку (школьный балл) для наказания ученика;
  • Злоупотреблять доверием ребенка, нарушать данное воспитаннику слово, сознательно вводить его в заблуждение;

Классный руководитель как административное лицо обязан:

  • Организовать учебно-воспитательный процесс;
  • Контролировать посещаемость учебных занятий учениками класса;
  • Вовлекать учащихся класса в систематическую деятельность классного и общешкольного коллектива, а также устанавливать связи с другими группами и коллективами;
  • Изучать условия жизнедеятельности детей;
  • Фиксировать отклонения в развитии и поведении воспитанников, в сложных ситуациях информировать об этом администрацию;
  • Оказывать помощь воспитанникам в решении острых жизненных проблем;
  • Содействовать их социальной и правовой защите;
  • Вести документацию, отражающую ход и результативность воспитательной работы (личные дела учащихся, классный журнал, дневник учащихся);
  • Вовлекать в воспитательную деятельность педагогов школы, родителей учащихся, специалистов различных областей науки, искусства;
  • Постоянно повышать свой квалификационный уровень по вопросам педагогики, психологии, теории и практики воспитания.

Организация работы классного руководителя

  • Общие правила организации работы школы и педколлектива вытекают из Кодекса законов о труде (КЗоТ) Российской Федерации, излагаемых в ст. 130.
  • Количество воспитательных мероприятий – не менее двух в месяц (одно из которых может быть общешкольным).
  • Количество классных родительских собраний – не менее одного собрания в четверть.
  • Отчеты о проделанной работе представляются администрации.
  • В каникулярное время и летнее время работы школы устанавливается согласно дополнительному плану.
  • Координацию деятельности классных руководителей и контроль за их работой осуществляет заместитель директора школы по воспитательной работе.

Документация и отчетность

Классный руководитель ведет следующую документацию:

  1. классный журнал;
  2. план воспитательной работы с классным коллективом;
  3. дневники учащихся;
  4. личные дела учащихся;
  5. папки с разработками воспитательных мероприятий (по желанию).

Циклограмма для классного руководителя

Ежедневно

1. Работа с опаздывающими и выяснение причин отсутствия учащихся.

2. Организация питания учащихся.

3. Организация дежурства в классном кабинете.

4. Индивидуальная работа с учащимися.

Еженедельно

1. Проверка дневников учащихся.

2. Проведение мероприятий в классе.

3. Работа с родителями (по ситуации)

4. Встреча с медсестрой по справкам о болезни учащихся.

Ежемесячно

1. Встреча с родительским активом.

2. Совещание по планированию работы (по графику).

Один раз в четверть.

1. Оформление классного журнала по итогам четверти.

2. Анализ выполнения плана работы за четверть.

3. Проведение родительского собрания.

Один раз в год.

1. Проведение открытого мероприятия.

2. Оформление личных дел учащихся.

3. Анализ и составление плана работы класса.


Кратко о должности классного руководителя, его функциях и обязанностях по ФГОС

ФГОС (Федеральные государственные образовательные стандарты) содержат в себе требования, выставляемые к процессам реализации образовательных программ, а также требования к деятельности классного руководителя. При составлении должностной инструкции следует учитывать закрепленные в ФГОС положения.

Перед классным руководителем ставится задача организовать учебно-воспитательную работу класса. Чаще всего эти функции возлагаются на учителя-предметника. В отдельных учебных заведениях классный руководитель не имеет вообще или имеет минимальную учебную нагрузку, тогда он называется классным наставником, тьютором, классным куратором.

Функции, которые возлагаются на классного руководителя, закрепляются в Уставе школы. Официально перед классным руководителем ставится задача организовать учеников, но на практике этот процесс сводится к оказанию помощи в самоорганизации учеников, к поддержке их инициатив и творческих порывов. Еще к функциям классного руководителя можно отнести:

  • организацию учебной работы класса;
  • организацию внеучебной жизни класса;
  • социальную помощь и защиту учеников;
  • взаимодействие с родителями учеников.

Примерная структура должностной инструкции

Для всех должностей, которые есть в штатном расписании школы, разрабатываются должностные инструкции. При этом структура у всех должностных инструкций унифицированная. За основу можно взять следующий вариант, когда инструкция состоит из разделов, посвященных:

Не знаете свои права?

  • общим положениям,
  • должностным обязанностям,
  • правам,
  • ответственности.

При разработке должностной инструкции классного руководителя такая структура документа вполне допустима. Далее в статье расскажем, какую информацию стоит помещать в каждый раздел.

Общий раздел инструкции

Первый раздел инструкции содержит в себе краткое описание должности и квалификационные требования, которые выставляются к кандидату на должность классного руководителя. Так, сюда включают следующие пункты:

  • полное наименование должности (классный руководитель), и к какой категории сотрудников эта должность относится;
  • порядок назначения на должность и увольнения (решение принимает директор школы, издавая соответственный приказ);
  • порядок подчиненности: классный руководитель может подчиняться непосредственно директору школы или заучу по УВР;
  • на кого возлагается классное руководство во время отсутствия сотрудника;
  • чем руководствуется в своей работе классный руководитель: законами (в частности ФЗ «Об образовании» от 29.12.12.2012 № 273-ФЗ) и другими нормативными актами, Конвенцией по правам ребенка, Уставом школы и др.;
  • квалификационные требования: как правило, сотрудник должен иметь высшее педагогическое образование и опыт работы с детьми как минимум на протяжении года, но не обязательно в качестве классного руководителя.

Должностные обязанности классного руководителя

Этот раздел должностной инструкции может содержать в себе следующие должностные обязанности, возлагаемые на классного руководителя:

  • вести журнал успеваемости;
  • оформлять личные дела учеников;
  • организовывать классный коллектив, что проявляется в выдаче поручений, работе с активом класса, формировании обязанностей дежурных, организации творческих мероприятий;
  • организовывать дежурства;
  • организовывать порядок питания учеников;
  • формировать денежный фонд для обеспечения классных нужд и распоряжаться средствами из него;
  • контролировать посещаемость, выяснять причины пропусков;
  • работать с дневниками учеников;
  • создавать условия для расширения кругозора учеников, круга их интересов;
  • способствовать формированию благоприятного климата в коллективе, укреплению дружественных отношений;
  • помогать адаптироваться ученикам в начале учебного процесса;
  • проводить классные часы;
  • обеспечивать защиту прав учеников, их интересов;
  • проводить профориентационную работу с учениками старших классов;
  • проводить классные собрания с родителями.

Уставом школы или другими документами на классного руководителя могут возлагаться и другие обязанности, тогда этот раздел инструкции корректируется.

Права классного руководителя

В этом разделе отображаются те права, которыми наделяется классный руководитель для беспроблемного исполнения своих должностных обязанностей. Практически во всех учебных учреждениях классный руководитель может:

  • присутствовать на уроках учителя-предметника, проводимых в подконтрольном классе, но при этом нельзя прерывать занятие или делать во время урока замечания учителю;
  • изучать, как проходит воспитательный процесс на уроках, проводимых учителем-предметником;
  • привлекать к дисциплинарной ответственности учеников из своего класса согласно документам школы, регулирующим данный процесс;
  • поощрять учеников из своего класса согласно нормативным документам школы;
  • активно сотрудничать с коллегами, участвовать в педагогическом совете школы, вносить предложения по улучшению процесса обучения;
  • сотрудничать с медицинскими работниками, работниками соцслужб и инспекций по делам несовершеннолетних;
  • повышать свою квалификацию.

Это не исчерпывающий перечень прав, он может при необходимости быть расширен или видоизменен.

Ответственность классного руководителя

Раздел, где вкратце перечисляются виды ответственности, к которым может быть привлечен классный руководитель, и основания для этого. Стандартно здесь прописывают, что классного руководителя могут:

  • за несоблюдение должностной инструкции, нарушение школьных правил, невыполнение распоряжения директора школы и другие нарушения - привлечь к дисциплинарной ответственности;
  • за применение физического или морального насилия к ученикам - освободить от должности, что не считается мерой дисциплинарной ответственности;
  • за причинение ущерба имуществу школы - привлечь к материальной ответственности по правилам гражданского или трудового законодательства.

Классное руководство - это еще одно направление деятельности учителя-предметника, и должностная инструкция помогает разграничивать обязанности, наделяет учителя дополнительными правами и в то же время дополнительными функциями. При этом должностные инструкции для классного руководителя и для учителя-предметника не должны пересекаться, что учитывается при их разработке.

Поделитесь с друзьями или сохраните для себя:

Загрузка...