1 женская гимназия. История женского образования в россии

Среди большого разнообразия учебных заведений, существовавших в первые два десятилетия 20 века в г. Новониколаевске, без сомнения, ярким очагом формирования женской культуры и женской образованности является Первая Новониколаевская женская гимназия. История сделала нашим современникам и будущим поколениям большой подарок, сохранив документы этого учреждения. Бережно хранимые сотрудниками Новосибирского городского архива 94 архивных дела Первой Новониколаевской женской гимназии позволяют сформировать представление не только о деятельности этого учебного заведения, но и увидеть некоторые события отечественной истории через призму истории города Новониколаевска.

Как свидетельствуют документы, предшественником Первой Новониколаевской женской гимназии являлось частное учебное заведение с правами учебного заведения 3-го разряда, основанное Павлой Алексеевной Смирновой в 1902 году.

Павла Алексеевна Смирнова родилась в 1869 году в семье православного священника. В 1984 году окончила Самарское епархиальное женское училище и получила звание домашней учительницы. По прибытии в Новониколаевск П.А. Смирнова открыла частное учебное заведение, которое представляло собой двухклассную начальную школу, при которой дополнительно Павла Алексеевна организовала хоровой и музыкальный кружки.

В 1907 год был открыт 5-й класс, и тогда же училище было преобразовано в учебное заведение 1-го разряда.

В 1908 году открывается 6-й класс, а в 1909 году – 7-й класс. В этом же году было возбуждено ходатайство перед Попечителем Западно-Сибирского учебного округа о предоставлении учащимся прав, коими пользуются учащиеся женских гимназий Министерства Народного Просвещения по Положению 24 мая 1870г. В соответствии с названным Положением женские училища были переименованы в гимназии и прогимназии. Согласно Положению женские гимназии предназначались для обучения девочек всех сословий и вероисповеданий, состояли из приготовительного и семи основных классов, восьмого педагогического. Первые три класса (иногда и больше) составляли прогимназию и могли существовать как самостоятельное учебное заведение. Гимназисткам, окончившим 7 классов, выдавали аттестат учительницы начальной школы, 8 классов – домашней учительницы. Получившие по окончании гимназии медаль, получали звание домашней наставницы.

Приказом попечителя Западно-Сибирского учебного округа от 2 августа 1910 № 6432 года частное женское учебное заведение 1 разряда, учрежденное П.А. Смирновой, было преобразовано в женскую гимназию Министерства Народного Просвещения, что предоставляло ей права казенной гимназии.

22 ноября 1910 года Павла Алексеевна Смирнова была утверждена в должности начальницы гимназии.

Согласно приобретенному статусу казенного учреждения, руководство и контроль финансово-хозяйственной деятельностью гимназии осуществлял Попечительский Совет, избираемый сроком на 3 года, по соглашению с начальницей гимназии. В полномочия Попечительского Совета входило:

1. Выборы главы Попечительского Совета и начальницы гимназии;

2. Привлечение средств для нужд гимназии;

3. Определение жалованья сотрудникам гимназии;

4. Контроль за расходованием денежных средств;

5. Определение платы за обучение в гимназии;

6. Создание условий для благоустройства и поддержания в гимназии порядка.

Первым председателем Попечительского Совета Новониколаевской женской гимназии был избран известный врач, человек, много сил отдававший вопросам просвещения в городе Ново-Николаевске, один из учредителей Общества попечения о народном образовании, существовавшего в те годы в Ново-Николаевске, Михаил Павлович Востоков. Отношением Попечителя Западно-Сибирского учебного округа от 11 октября 1910 года членами Попечительского Совета Новониколаевской женской гимназии были утверждены 5 человек: Екатерина Николаевна Вставская, Калисфения Платоновна Лапшина, Елена Иосифовна Питон, Алексей Григорьевич Беседин, Сергей Владимирович Горохов. В последующие годы в состав Попечительского Совета гимназии входили такие известные люди, как Андрей Дмитриевич Крячков, Александр Михайлович Луканин, Николай Михайлович Тихомиров и др.

Содержание гимназии обеспечивалось из 3 источников: основным являлся доход, получаемый в качестве платы за обучение, из правительственной казны поступало 2500 рублей, столько же – от Новониколаевской Городской Думы. Плата за обучение в приготовительных классах составляла 50 рублей в год, в основных – 100 рублей, в 8 дополнительном – 150 рублей в год.

Средства, получаемые от Ново-Николаевского Городского Общественного управления, расходовались не только на хозяйственные нужды, но и на оплату обучения гимназисток – сирот или тех, материальное положение родителей которых не позволяло вносить плату за обучение. Решение об освобождении от платы за обучение принималось начальницей гимназии, с августа 1910 года (с момента изменения статуса частной гимназии) данный вопрос решался Попечительским Советом гимназии. .

21 июля 1911 года на заседании Ново-Николаевской Городской Думы было рассмотрено прошение Попечительского Совета Ново-Николаевской женской гимназии, учрежденной П.А. Смирновой, об открытии при гимназии 8 класса. В ходе рассмотрения было вынесено постановление о выделении единовременного пособия женской гимназии на 1912 год для открытия 8 класса.

Отсутствие подходящего помещения в то время было большой проблемой для многих учебных заведений Новониколаевска. В связи с открытием новых классов и увеличением количества обучающихся в женской гимназии вопрос помещений встает все острее.

С момента образования Ново-Николаевская женская гимназия располагалась в арендуемых помещениях. С 1908 года по 1912 гимназия размещалась в доме, принадлежащем купцу Ф. Д. Моштакову по ул. Асинкритовской №№ 40-42, квартал 27, участок 18-19. Имеющиеся помещения не удовлетворяли потребности гимназии, «занимаемые комнаты малы для полного штатного количества учащихся». Как видно из письма Председателя Педагогического Совета к председателю Попечительского Совета гимназии, наполняемость классов перед началом 1912/1913 учебного года была достаточно высокой: в 1 классе – 52 чел., во 2 кл. – 50, в 3кл. – 44, в 4 кл. – 43, в 5 кл. – 31чел., в 6 кл. – 36 чел. в 7 кл. – 19 чел.

Для того чтобы разместить такое количество учащихся и обеспечить полноценный учебный процесс, гимназии требовалось: «10 классных комнат, комната для квартиры начальницы, физического кабинета, канцелярии, библиотеки, учительской комнаты, столовой, рекреационного зала, 2 раздевален».

Занятия в гимназии проводились в первой половине дня, поэтому иногда её помещения использовались другими образовательными учреждениями. Так, в частности, на заседании Попечительского Совета от 7 сентября 1914 года рассматривалось прошение инспектора народных училищ 7 района о возможном предоставлении помещений Новониколаевской женской гимназии «с двух часов дня, во вторую очередь...» для учебных занятий «...Ново-Николаевской высшей женской школы, двухклассному женскому училищу и 32-ому женскому начальному училищу ввиду того, что школьные помещения этих училищ отведены для нужд военного ведомства».

К этому времени гимназия располагалась в двух домах, принадлежащих торговому дому «И. Т. Суриков и сыновья». В 1916 году для нужд гимназии Попечительским Советом был снят еще один 2-х этажный дом, по адресу: Кузнецкая, 8, также принадлежащий Сурикову. Однако арендуемые помещения не отвечали необходимым требованиям учебного заведения, к тому же арендная плата была непомерно высокой.

Архивные документы Первой Новониколаевской женской гимназии свидетельствуют, что начиная с 1908 года и на протяжении всего последующего существования учреждения, руководство гимназии, включавшее начальницу гимназии П.А. Смирнову, Попечительский и Педагогический Советы, а также органы городского общественного управления стремились решить вопрос с постройкой собственного здания для гимназии.

24 июля 1908 года городское общественное управление постановило: «ввиду того, что город субсидируя учебное заведение П.А. Смирновой, которое не вмещает всех желающих учиться, и не имея возможности расширить это училище, ходатайствует об открытии в городе Правительственной женской гимназии и об отводе участка земли для постройки собственного здания женской гимназии, если Министерство Народного Просвещения найдет нужным построить это здание». В последующие с 1909 по 1914 годы ежегодно городской глава В.И. Жернаков направляет ходатайства в Министерство Народного Просвещения, Попечителю Западно-Сибирского учебного округа в надежде ускорить решение вопроса о строительстве здания для женской гимназии. В этой связи, в письме от 13 декабря 1912 года, направленном на имя госпожи П.А.Смирновой, В.И. Жернаков разъясняет начальнице гимназии, что для «внесения в Государственную роспись сумму на постройку здания для женской гимназии в городе Ново-Николаевске... учрежденную Вами гимназию нужно официально считать городской, управляемой Попечительным Советом» В этом же письме городской глава просит Павлу Алексеевну оформить письменное заявление о том, что она согласна «продать городу инвентарь гимназии..., т.к. продолжать содержать свою частную гимназию из-за недостатка средств Вы не можете. Город же со своей стороны будет просить Вас остаться начальницей гимназии за обоюдно обусловленный оклад жалованья».

В 1913 году Ново-Николаевское Городское Общественное Управление настойчиво ходатайствует перед Попечителем Западно-Сибирского Учебного Округа и Министерством Народного Просвещения об ассигновании кредита из средств казны на постройку собственного здания гимназии. В свою очередь, Ново-Николаевская Городская Управа выделила участок земли в 47 квартале центральной части города по ул. Асинкритовской и назначило единовременное пособие для строительства в размере 10000 рублей.

В связи с началом первой мировой войны вопрос о постройке здания отошел на второй план, хотя проблема помещений еще более обострилась. Увеличившийся поток раненых, поступающих с фронта, привел к необходимости подыскивать в городе помещения для лазаретов. 19 июля 1916 года в учебные заведения Ново-Николаевска было разослано циркулярное письмо «Г.(господина – автор) Товарища Министерства Народного Просвещения», которым предписывалось: «в виду выяснившейся необходимости увеличения лазаретов и возможности занятия с этой целью учебных заведений... оказывать содействие к удовлетворению данной потребности и с этой целью не ограничиваясь отстаиванием интересов учебных заведений, которыя (так в документе) могут заниматься после использования всех других подходящих помещений» .

Трехкратный рост арендной платы, отсутствие ремонта в занимаемых помещениях в течение нескольких лет вынудило 1 февраля 1919 года Председателя Попечительского Совета вновь направить письмо в Ново-Николаевскую Городскую Управу, в котором выражена просьба «снова поставить вопрос о постройке собственного здания, если не в ближайшем времени, то по крайне мере в будущем, когда жизнь страны и в частности города войдет в нормальную колею».

Однако, как показало «будущее» Первой Ново-Николаевской женской гимназии так и не суждено было обрести собственное здание. В мае 1919 года трехэтажное здание гимназии было подвергнуто реквизиции и одновременно передано частям польской армии.

Выстраивание системы обучения и воспитания гимназисток проводилось при активном участии Педагогического Совета гимназии. Как видно из протоколов заседаний Педагогического Совета женской гимназии, педагоги рассматривали вопросы приема и перевода учащихся в классы, отбора учебной литературы и методических пособий для преподавания дисциплин, поощрения и наказания гимназисток, выработки учебных программ в соответствии с присланными циркулярами Министерства Народного Просвещения и Западно-Сибирского учебного округа, организацией внеучебных мероприятий для гимназисток.

По документам гимназии установлено, что в период с 1912 по сентябрь 1916 года Педагогический Совет гимназии возглавляли священник отец Петр Васильков, статский советник Степан Игнатьевич Анищенко. Письмом от 12 августа 1916 года Попечителя Западно-Сибирского учебного округа председателем Педагогического Совета Новониколаевской женской гимназии с 1 сентября 1916 года был назначен директор Новониколаевской учительской семинарии, статский советник Павел Крылов. В мае-апреле 1918 руководство Педагогическим Советом осуществляла П.А. Смирнова, а с ноября 1918 года Софья Петровна Тыжнова, которая с сентября 1918 года исполняла обязанности начальницы гимназии .

Следует сказать, что обучающиеся в женской гимназии должны были соблюдать строгие правила поведения, как на уроках, так и в обыденной жизни. Ученицы гимназии выделялись из общей массы городских детей тем, что носили специальную установленного фасона форму. Как вспоминает З. М. Сиряченко, «форменное платье носили и гимназистки и учителя. Наши учительницы носили платья синего цвета, а гимназистки – темно-зеленое платье с фартуком черным или белым. Белый парадный фартук надевали, когда шли на симфонический концерт или благотворительный вечер. На ногах обычно носили чулки из льна (черные или коричневые, чаще – черные) и ботиночки, а в теплое время года – белые чулочки и туфельки. Даже зимой в гимназии нельзя было ходить в суконных ботиночках, сапожках, валенках. С пятого класса разрешалось носить туфельки на каблучках. Девочки укладывали волосы в косы.... Банты были темные, белые вплетали по праздникам. С пятого класса разрешалось делать прически. Значок нашей гимназии был желтого цвета, овальный, мы обычно носили его на шапочке или на платье слева. На нем было написано «Первая Ново-Николаевская гимназия»

Гимназистам не разрешалось посещать «увеселительные летние сады» «кинематограф, чтобы не смотрели фильмы, которые...по возрасту не полагалось смотреть» , «посещение общественных мест допускалось только с особого на каждый раз разрешения начальства, причем во всех общественных местах гимназистки обязаны быть в присвоенной им форме» .

За нарушение дисциплины «снимали значок гимназии» или выносили вопрос на рассмотрение Педагогического Совета. Ярким свидетельством требований неукоснительного выполнения гимназических правил является сохранившийся протокол Педагогического Совета от 14 февраля 1912 года № 1, на котором рассматривалось заявление начальницы гимназии о проступке ученицы Софьи Маштаковой. За посещение С. Маштаковой костюмированного вечера в военном собрании, на котором она была вместе с родителями, гимназистке было вынесено предупреждение, о том, что «посещение маскарадов, безусловно, недопустимо и влечет за собой удаление провинившейся ученицы из учебного заведения». Родителям С. Маштаковой Педагогический Совет постановил «выразить глубокое сожаление по поводу того, что они своевременно не удержали дочь от столь несоответствующего гимназическим правилам поступка».

Еще один пример, касающийся гимназических правил поведения: на экстренном заседании Педагогического Совета (протокол от 07.02.1919 № 84) рассматривался вопрос о допуске учащихся гимназии к публичным выступлениям. В связи с тем, что в гимназию официально обратилась Александра Ивановна Шамрет с предложением о выступлении на сцене в день её бенефиса учениц гимназии, Педагогически Совет постановил, «что какие бы то ни было публичные выступления учениц гимназии на общественных сценах, вне стен их учебного заведения, недопустимы».

Во внеурочое время гимназистки организованно посещали концерты, благотворительные вечера, кинотеатры. Для того чтобы помочь нуждающимся, гимназия часто организовывала собственные благотворительные вечера, на которые приглашались состоятельные люди города. Вырученные средства направлялись на оплату учебы нуждающимся ученицам гимназии, пострадавшим людям в результате бедствий и несчастий, на фронт (после начала Первой мировой войны). В этой связи хочется привести содержание одного письма от 15 февраля 1916 года, весьма показательного с точки зрения существовавших в то время норм этикета, направленного председателем комитета начальников средних и низших учебных заведений по внешкольному надзору в г. Ново-Николаевске, директором мужской гимназии г. Ново-Николаевска, статским советником Николаем Моисеевичем Максиным на имя начальницы гимназии П.А. Смирновой.

«Свидетельствуя свою благодарность за приглашение на платный ученический вечер, устраиваемый 19 февраля в женской гимназии, имею честь довести до Вашего сведения, Милостивая Государыня, что присутствовать на этом вечере, к сожалению, не могу, т.к. присланный билет 2 ряда /10 место/, за который мною уплочено пять рублей, не соответствует ни моему положению, ни цене билета.

К сему покорнейше прошу сообщить мне фамилии и имена учениц 8 класса женской гимназии, которые с предложением билета вошли в мой кабинет в пальто и головных уборах. Что касается билета, то таковой приобщен к делам комитета.

Женские гимназии

средние общеобразовательные учебные заведения в России, делились на гимназии Ведомства учреждений императрицы Марии (См. Ведомство учреждений императрицы Марии), гимназии министерства народного просвещения и частные гимназии (См. Гимназия).

Женские гимназии Ведомства учреждений императрицы Марии (Мариинские). В 1862 Мариинское женское училище (См. Женские училища) для приходящих девиц было переименовано в Ж. г. До 1866 было открыто в Петербурге 7 гимназий (с 7-летним сроком обучения). По их образцу были созданы Ж. г. в др. городах. Открывались они на средства Ведомства учреждений императрицы Марии. В них принимались девочки всех сословий и вероисповеданий, достигшие 8 лет. Утвержденный в 1862 Устав женских училищ для приходящих девиц действовал до закрытия Мариинских гимназий (1918). В 1859 при Мариинском училище было открыто одногодичное педагогическое отделение (преобразованное в 1864 в двухгодичные Педагогические курсы); окончившим его выдавалось свидетельство домашней учительницы. В 1879 была утверждена единая и обязательная для всех Мариинских Ж. г. программа обучения; перестройка учебного курса велась в направлении приближения его к курсу обучения в институтах благородных девиц (См. ). Принятая в 1905 «Нормальная учебная табель» окончательно уравняла учебный курс гимназий с институтскими курсами. Ж. г. были платными учебными заведениями. К 1911 в России было 35 Мариинских Ж. г. с 16 тыс. учащихся.

Женские гимназии министерства народного просвещения. В 1870 женские училища были переименованы в гимназии и прогимназии. Ж. г. предназначались для девочек всех сословий и вероисповеданий и состояли из приготовительного, семи основных классов, 8-го педагогического (см. Педагогические классы). Первые 3 класса (иногда и больше) составляли прогимназию (См. Прогимназия) и могли существовать как самостоятельное учебное заведение. Курс обучения в Ж. г. министерства народного просвещения был несколько выше, чем в Мариинских, но ниже, чем в мужских гимназиях. Окончившим 7 классов выдавали аттестат на звание учительницы начальной школы, окончившим 8 классов - домашней учительницы, а получившим при этом медаль - домашней наставницы (см. Домашний наставник). Окончание 8-го класса открывало доступ на Высшие женские курсы без экзамена. Все Ж. г. министерства народного просвещения были платными.

В 1880 в России было 79 гимназий и 164 прогимназии; к 1909 число Ж. г. и прогимназий составило 958.

Частные женские гимназии придерживались правил и программ, установленных министерством народного просвещения, и подчинялись местному учебного округу. В 70-х гг. были открыты 23 такие гимназии, в том числе 7 в Петербурге, 5 в Харькове и 4 в Москве. В связи с высокой платой за обучение учиться в них могли только дочери состоятельных родителей. В лучших частных Ж. г. курс обучения соответствовал курсу мужских гимназий (например, Ж. г. Стоюниной в Царском Селе, классическая гимназия С. Н. Фишер в Москве). Некоторые частные Ж. г. носили сословный характер, например Ж. г. аристократического типа княжны Оболенской в Петербурге. В 80-х гг. некоторые частные Ж. г. были преобразованы в министерские.

Лит.: Родевич М., Сб. действующих постановлений и распоряжений по женским гимназиям и прогимназиям Министерства народного просвещения, СПБ, 1884; Рождественский С. В., Исторический обзор деятельности Министерства народного просвещения, 1802-1902, СПБ, 1902; Учебные заведения Ведомства учреждении императрицы Марии, СПБ, 1906; Скворцов И. В., Прошлое и настоящее санкт-петербургских женских гимназий Ведомства учреждений императрицы Марии. 1858-1908, СПБ, 1908; Лихачева Е., Материалы для истории женского образования в России, [т. 1-4], СПБ, 1890-1901; Малиновский Н. П., Очерки по истории женского среднего образования в России, «Русская школа», 1914, №9-10; Лапчинская В. П., Н. А. Вышнеградский и его роль в развитии женского образования в России (1821-1872), «Советская педагогика», 1962, № 6.

В. П. Лапчинская.


Большая советская энциклопедия. - М.: Советская энциклопедия . 1969-1978 .

Смотреть что такое "Женские гимназии" в других словарях:

    См. Гимназия, Женские училища, Мариинские женские гимназии, Мариинские женские училища …

    См. Гимназия, Женские училища, Мариинские женские гимназии, Мариинские женские училища. * * * ЖЕНСКИЕ ГИМНАЗИИ ЖЕНСКИЕ ГИМНАЗИИ, см. Гимназия (см. ГИМНАЗИЯ), Женские училища (см. ЖЕНСКИЕ УЧИЛИЩА), Мариинские женские гимназии (см. МАРИИНСКИЕ… … Энциклопедический словарь

    Женские гимназии - ср. общеобразоват. уч. заведения в дорев. России, подразделявшиеся на г зии Ведомства учреждений имп. Марии (мариинские), г зии Мин ва нар. просвещения и частные г зии. В г зии Ведомства имп. Марии принимались девочки всех сословий, достигшие 8… … Российский гуманитарный энциклопедический словарь

    См. в статьях Женские гимназии и Женские училища … Большая советская энциклопедия

    С 1862 средние общеобразовательные учебные заведения в России Ведомства учреждений императрицы Марии с 7 годичным обучением. Закрыты после Октябрьской революцииБольшой Энциклопедический словарь

    С 1862 средние общеобразовательные учебные заведения в России Ведомства учреждений императрицы Марии с 7 годичным обучением. Закрыты после Октябрьской революции. * * * МАРИИНСКИЕ ЖЕНСКИЕ ГИМНАЗИИ МАРИИНСКИЕ ЖЕНСКИЕ ГИМНАЗИИ, с 1862 средние… … Энциклопедический словарь

    См. Гимназии женские ведомства имп. Марии … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

    гимназии - гимназии, средние общеобразовательные учебные заведения. В дореволюционной России создавались главным образом для подготовки в университеты или к службе в государственных учреждениях. Первой в Петербурге была Академическая гимназия (1726). По… … Энциклопедический справочник «Санкт-Петербург»

    ЖЕНСКИЕ УЧИЛИЩА в России 1) средние учебные заведения (с 7 летним сроком обучения, 1858) Ведомства учреждений императрицы Марии; в 1862 переименованы в мариинские женские гимназии; существовали до 1917;2) с 80 х гг. 19 в. начальные учебные… … Большой Энциклопедический словарь

    ГИМНАЗИИ, средние общеобразовательные учебные заведения, большей частью гуманитарной направленности. Возникли в Западной Европе в 16 в., давали классическое образование. Первая в России академическая гимназия в Санкт Петербурге (основана в 1726) … Современная энциклопедия

Книги

  • Правила испытания при поступлении учениц в женские гимназии и прогимназии, переводе из класса в класс и окончании курса, а равно и других потребностей учебного дела , . Утверждены г. министром народного просвещения 31 августа 1874 года. Воспроизведено в оригинальной авторской орфографии. В…

Старт массовому женскому образованию в России дал ещё Пётр I. Царь издал указ, согласно которому запрещалось венчать «неграмотных дворянских девушек, которые не могут написать хотя бы свою фамилию».

Со второй четверти XVIII века в моду постепенно стало входить домашнее образование для женщин дворянского сословия. А в 1764 году в Петербурге начало работать Императорское воспитательное общество благородных девиц — знаменитый Смольный институт. В нём на полном пансионе жили и учились представительницы самых знатных фамилий России. Лучшие выпускницы часто становились фрейлинами при дворе.

Закрытые учебные заведения действовали по принципу, который в наши дни сохранился в английских привилегированных публичных школах: ученик должен постоянно жить там, где проходит обучение. Однако такая форма образования, созданная для дворян, чьи поместья были разбросаны по стране, была неудобна для городского населения, численность которого неуклонно росла на протяжении всего XIX века.

К тому же закрытые дворянские пансионы отрезали от образования детей буржуа и мещан, чьё влияние в обществе нарастало.

При этом обычное гимназическое образование для приходящих учеников оставалось привилегией мужской части общества — первое такое заведение появилось в 1803 году.

Домашнего образования для девочек было недостаточно, да и позволить себе нанимать надомных педагогов могли единицы. В то же время в русском обществе середины XIX века постоянно росли требования к культурному уровню женщин, да и сами представительницы различных сословий массово стремились к просвещению.

Поэтому общедоступное женское учебное заведение было актуальным требованием. В итоге 28 марта 1858 года император Александр II издал указ об учреждении в Санкт-Петербурге первого женского училища без пансиона. А уже 19 апреля открылась Мариинская гимназия, куда могла поступить практически любая девушка, вне зависимости от происхождения и достатка.

Как отметила в интервью RT историк Наталья Ушакова, в середине XIX века первые места по уровню грамотности занимали Санкт-Петербургская и Московская губернии. За ними следовали губернии с населением, работающим на местных фабриках и отхожих промыслах, — Ярославская, Владимирская, Костромская.

«Неслучайно первая частная женская гимназия была создана в 1857 году в Костроме. А уже в следующем году дело женского образования было передано в надёжные руки Мариинского общества, после чего появилось Петербургское училище», — рассказала Ушакова.

Первые шаги

Создание гимназии инициировало Ведомство учреждений императрицы Марии Александровны — Мариинское общество, в честь которого и была названа гимназия. Это было государственное учреждение, занимавшееся благотворительностью. Помимо воспитания сирот и помощи больным, Мариинскому обществу было поручено женское образование.

  • Портрет Марии Александровны кисти К. Робертсон. 1849-1851 гг., Эрмитаж

Организатором и идеологом женского образования стал известный педагог Николай Вышнеградский. Он начал свою карьеру как преподаватель гимназии, затем защитил диссертацию, обучал философии студентов педагогического института. В 1857 году Вышнеградский занялся делом всей своей жизни — развитием женского образования в России. Он задался целью сделать этот вопрос предметом широкого общественного обсуждения, составить планы реформ системы образования. Чтобы реализовать свои идеи, он начал издавать «Русский педагогический журнал».

Поднятая Вышнеградским проблематика заинтересовала общество: его журнал был не просто популярен — издание сформировало социальный запрос на женское образование.

Сам Вышнеградский заработал достаточный авторитет для того, чтобы обратиться к герцогу Петру Ольденбургскому — председателю Главного совета по развитию женского образования. Герцог, известный поборник просвещения, поддержал инициативу Вышнеградского и совместно с императрицей Марией Александровной выступил руководителем проекта по созданию первого Мариинского женского училища и дальнейшему развитию гимназического образования для девушек.

  • Портрет принца П.Г. Ольденбургского работы Ж. Кура, Эрмитаж

«Вышнеградский неслучайно занялся изданием журнала. Период начала правления Александра II можно описать как время, когда вопросы образования больше всего волновали общество, ведь образованные люди были инициаторами и исполнителями целой серии реформ, изменивших Россию», — подчеркнула Ушакова.

Она добавила, что, кроме «Русского педагогического журнала», проблемами образования занимались «Правительственный вестник», «Санкт-Петербургские ведомости», «Голос», «Вестник Европы», «Русская мысль», «Русское богатство». По словам Ушаковой, в прессе были представлены все направления — от консервативного до весьма либерального.

Образовательные инновации

Ещё дореволюционные исследователи отмечали, что пансионное образование оказывало излишнее давление на учащихся.

Так, историк педагогики Пётр Каптерев в 1898 году писал: «Когда мальчик от мягкого домашнего строя жизни, из тёплой семейной атмосферы переходит в официальную казённую школу, устроенную на казарменный лад, то его бывает жаль; но когда тот же переход совершается с девочкой, тогда её бывает ещё больше жаль, тяжелее, грустнее смотреть на неё».

Став директором, Вышнеградский разработал для гимназии передовую по меркам того времени систему обучения. Если в женских пансионах поддерживалась самая суровая дисциплина, то в училище Вышнеградского требовалось лишь соблюдать приличия — здесь была почти домашняя, весьма непринуждённая обстановка. В пансионах воспитанницы носили специальную форму, это регламентировалось строжайшим образом. В гимназии же первоначально формы не было вовсе, чтобы не стеснять учениц.

В образовательном процессе Вышнеградский руководствовался принципом «не принуждать, а развивать». Директор категорически запретил любые наказания. В ответ ученицы проявляли гораздо больший интерес к учёбе, чем воспитанницы пансионов.

На первый курс поступили 162 девочки в возрасте от девяти до 13 лет, три из них — крестьянки по происхождению. Плата за обучение была очень низкой: Вышнеградский выступал за доступность образования и настаивал, чтобы основные расходы взяло на себя Мариинское общество. Петербургский эксперимент был признан удачным, и с 1860-х годов по всей России стали появляться Мариинские гимназии.

От среднего к высшему

В 1871 году началась масштабная реформа образования — как считают историки, одна из наиболее актуальных для правительства Александра II. Новый устав гимназий и прогимназий обрёл статус закона.

Вот как описывает этот период историк Алексей Любжин: «Вопреки мнению большинства Государственного совета, император Александр II утвердил устав 1871 г. В соответствии с ним право поступления в университеты было предоставлено лишь выпускникам классических гимназий либо сдавшим экзамены по их курсу».

Это ещё больше повысило роль женских гимназий, ведь с 1878 года в России начала формироваться система высшего образования для женщин. Однако без гимназического образования поступить на высшие женские курсы было нельзя.

«С середины XIX века русская общественность уделяла пристальное внимание качеству и содержанию преподавания в средних учебных заведениях. Критика классических гимназий, реальных училищ, всей системы образования особенно усилилась в печати 1890-х годов. С особой остротой встал вопрос о расширении сети женских учебных заведений, в том числе высших, поскольку желающих учиться в них становилось всё больше», — отметила Ушакова.

Вскоре стало ясно, что возможности Мариинского общества слишком малы, чтобы удовлетворить потребность страны в женских учебных заведениях. И с 1860-х годов Министерство народного просвещения стало открывать собственные женские училища, которые после принятия в 1870 году Положения о женских гимназиях и прогимназиях окончательно сравнялись в правах с мужскими гимназиями.

Однако «министерские» учебные заведения отличались от Мариинских гимназий тем, что были ориентированы на подготовку женских педагогических кадров: окончившим семь классов выдавался аттестат учительницы начальной школы, после восьми классов — аттестат домашней учительницы. В этих образовательных учреждениях больше внимания обращали на иностранные языки, так как считалось, что владеть ими должна каждая учительница.

Перед революцией 1917 года число женских гимназий Министерства народного просвещения достигло 958. Эти учебные заведения открылись даже в небольших уездных городах. Кроме того, в России работали 35 женских гимназий Мариинского общества. В них обучалось более 16 тыс. девочек. Но Октябрьская революция уничтожила существующую систему.

Следующие полтора десятка лет стали временем экспериментов в сфере образования — в частности, большевики упразднили раздельное обучение. Однако в 1943 году его ненадолго восстановили. Окончательно женские школы ушли в историю в 1954 году.

Термин "Gymnasion" (греч.) и "Gymnasium" (латин.) имел несколько значений:

  1. Место для физических упражнений и ведения бесед философов и ученых;
  2. Общеобразовательные школы, обладающие следующими признаками:
    • гуманитарный уклон обучения;
    • подготовка к университетскому образованию;
    • наличие классических языков (латинского и греческого).

Первые гимназии были образованы в Древней Греции. В средние века название "гимназия" было введено для обозначения специальных средних школ, которые готовили учащихся для поступления в университеты. Основным предметом преподавания был латинский язык.

В гимназиях изучались лучшие латинские писатели "золотого века", много внимания уделялось трудам Цицерона.

Эпоха Реформации характерна понижением интереса к античной культуре, и, хотя древние языки остаются в системе обучения важнейшими, главными задачами гимназий становится подготовка к поступлению в университет, где преподавание велось на латыни, и подготовка чиновников и служителей церкви.

В конце XVI века в Германии в гимназиях стали вводить новые языки, естествознание, преподавание стало вестись на национальном языке, однако классические языки остались в большом объеме.

Многие ученые того времени настаивали на обучении с учетом реалий современного мира. Это педагогическое направление получило название реалистического, что привело в дальнейшем к появлению реальных гимназий и реальных училищ. В реальной школе на первом месте стояли математика и естествознание.

В XIX веке вокруг гимназического образования велись споры, в результате которых в ряде стран были приравнены в правах классическая гимназия с двумя древними языками (латинским и греческим), классическая гимназия с одним языком (латинским) и реальные училища, где древние языки отсутствовали.

Сравнение учебных планов гимназий того времени показывает, что древние языки занимали значительное место в общей системе преподавания (около 70%).

С 1870г. аттестат зрелости реальной школы позволял учащемуся поступать в университет наравне с выпускниками классических гимназий.

История гимназического образования в России. Становление гимназического образования

Учебные заведения гимназического типа, т.е. с изучением латинского языка существовали на Руси очень давно. Причем латинский язык был не только языком изучаемым, но и языком общения. Преподавались грамматика, диалектика, риторика, арифметика, геометрия, астрономия и музыка, философия и богословие, греческий язык.

Славяно-греко-латинская академия ведет свою историю с 1685г., когда братья Лихуды открыли школу в Благовещенском монастыре. Преподавание здесь велось на латинском и греческом языках. Сословного ограничения при приеме в академию не было.

История гимназий ведет свое начало с немецкой школы, открытой в 1701г, в Немецкой слободе. Она занимала просторные палаты боярина В. Нарышкина и получила официальное название гимназии, где учили "языкам и философии мудрости". Программа включала, помимо древних и новых языков, философию, политику, риторику, арифметику и географию. С 1703г. гимназию возглавлял пастор Э. Глюк. Как отмечалось в указе 1705г. в школе, открытой для всеобщей, всенародной пользы, могли учиться все желающие.

При открытии гимназии в ней обучалось 28 учеников, в 1711г. - 77. Обучение было бесплатным и состояло из трех классов: начального, среднего и верхнего. Занятия продолжались 12 часов: с 8 утра до 8 вечера с небольшим перерывом на обед.

Впоследствии, в 1715г. она была переведена в Петербург и представляла собой курсы иностранных языков с несложной программой.

Начало перелома в деле гимназического образования в России было положено в XVIII веке. В 1726 году при Академии Наук была открыта гимназия, получившая название академической. Основной задачей гимназии считалась подготовка к военной и гражданской службе, как говорилось в Уставе, написанном в 1733 году Фишером. Главными предметами гимназии являлись латинский, греческий, немецкий и французский языки, риторика, логика, история, арифметика. В 1726-1729 годы в гимназию было зачислено 278 слушателей. С 1747 года преподавание стало вестись на русском языке, учащиеся были освобождены от наказаний плетью. В 1758 году Разумовский вверил управление гимназией М.В. Ломоносову, который основал при гимназии пансион на 40 человек. В 1765 году ввели отделение для малолетних учеников. В 70-е годы в старших классах преподавание стали вести на латинском и немецких языках, стали изучать основы математики и естественных наук. Но числа учеников в гимназии не хватало, поэтому в 1805 году гимназия была закрыта.

По инициативе М. Ломоносова в 1755 году при Московском Университете была создана вторая гимназия, получившая название университетской. Целью гимназии была подготовка к слушанию лекций в университете. Она состояла из двух отделений: отделение для дворян и отделение для разночинцев. Однако обучение велось по одной схеме. Каждое отделение содержало четыре школы.

Школа первая - "российская" имела три класса:

  1. грамматика
  2. стихотворство
  3. красноречие, изучение русского и церковно-славянского языков

Школа вторая - "латинская" имела два класса:

  1. грамматика
  2. синтаксис

Школа третья - "научная" имела три класса:

  1. арифметика
  2. геометрия и география
  3. философия

Школа четвертая - европейские и греческий языки.

Время обучения в гимназии засчитывалось в срок службы. В 1812 году гимназия сгорела при пожаре в Москве и уже не восстановилась.

В 1758 году в Казани была открыта третья гимназия, названная Казанской. В гимназии стали преподавать восточные языки: татарский и калмыцкий, учитывая местные условия и ее расположение. В 1768 году гимназия была закрыта из-за отсутствия средств. В 1798 году она возобновила свою работу с целью подготовки молодых людей к воинской службе.

Гимназии в XIX веке

В начале XIX века в России были введены учебные округа и гимназии стали открываться повсеместно. В 1803 году Александр I приказал в каждом губернском городе открыть гимназию.

1. Устав 1804 года

По этому Уставу целью гимназии была подготовка к поступлению в университеты, а также дать молодым людям сведения, необходимые для благовоспитанного человека. Всего было открыто 32 гимназии, в которых обучались 2838 детей. Обучение длилось 4 года. Гимназии были бесплатными и всесословными. Учителя делились на старших и младших, за учителями и учениками следил директор. Были запрещены телесные и нравственные наказания.
Изучались:

  • математика
  • история
  • география
  • статистика
  • философия
  • изящные науки
  • политэкономия
  • естественная история
  • технология
  • коммерческие науки
  • латинский язык
  • французский язык
  • немецкий язык
  • рисование

Власти неукоснительно заботились об отсутствии национальных ограничений при получении образования.

В 1805 году комитет в составе Фуса, Румовского, Озерецковского, организованный в 1803 году при главном управлении училищ, составил и опубликовал учебные программы для гимназий, составил списки книг и пособий для учащихся, предложил учебные модели. В этом же году при гимназии был открыт пансион для дворянских детей, чьи семьи жили в городе, где была расположена гимназия.

В это время, несмотря на требования устава, в гимназиях царила "зубрежка", реальных знаний она не давала, да они были и не нужны. Но положение сумел исправить М.М. Сперанский, введя экзамены на чины.

2. Реформа 1811 года

Реформа была проведена по указанию министра Народного Просвещения графа С.С. Уварова. В ходе реформы были сделаны изменения в учебном плане: введен Закон Божий, отечественный язык (русский), логика, исключены политэкономия, мифология, коммерческие науки, эстетика, философия. Основной целью гимназии стала подготовка к поступлению в университеты.

В 1819 году для всех гимназий России был введен единый учебный план, который практически свел на нет реформу 1804 года. Был установлен сословный прием и телесные наказания, значительная роль стала отводиться религии. Обучение длилось семь лет.

Учебный план содержал следующие дисциплины:

  • Закон Божий
  • русский язык с церковно-славянским и словесность
  • греческий язык
  • латинский язык
  • немецкий язык
  • французский язык
  • география
  • история
  • статистика
  • логика
  • риторика
  • математика
  • статика и начало механики
  • физика и естественная история
  • рисование

Если у гимназического руководства имелись дополнительные средства, то позволялось приглашать преподавателей танцев, музыки и гимнастики.

Продление срока обучения и уменьшение количества предметов позволило получить более детальное представление о каждом предмете.

3. Устав 1828 года

Следующий этап развития гимназии связан с царствованием Николая I. Направление новых реформ объявил новый министр просвещения А.С. Шишков. "Обучать грамоте весь народ или несоразмерное число оного количеству людей, принесло бы более вреда, чем пользы". Уже в 1825 году с высочайшего утверждения было приказано:

  • науки политические исключить
  • число уроков, назначаемых для изучения риторики и поэзии уменьшить
  • выбор тем для сочинений не предоставлять выбору учителей
  • списки учащихся в гимназии предоставить в полицию
  • все предметы преподавать на русском языке

В результате 8 декабря 1828 года "Комитет устройства учебных заведений", организованный в 1826 году, составил новый устав, согласно которому гимназии должны были в своем обучении преследовать такие цели, как подготовка к поступлению в университеты и уклон на общее воспитание и образование. Обучение длилось семь лет. Причем три года у всех гимназий обучение проходило по общей программе, а начиная с четвертого, гимназии делились на обучающих греческому языку и не обучающих ему. Обучение с греческим языком было оставлено только в гимназиях при университетах. В остальных гимназиях он был исключен, из-за невозможности найти хороших преподавателей, т.к. греческий язык считался роскошью, в то время как французский язык считался необходимостью.

Уроки полагались полуторачасовые. Основными предметами считались древние языки и математика. Преподавали также географию, историю, российскую словесность, физику, немецкий и французский языки.

Для дисциплинарного воздействия на учеников введены "телесные наказания" - розги; увеличена плата за обучение; в 2,5 раза увеличены оклады преподавателей; выпускники гимназий могли занимать места служащих высшего разряда, а окончившие гимназию с греческим языком зачислялись в должности сразу же по вступлении на службу.

Согласно уставу были введены должности директора, находившегося во главе гимназии, инспектора, наблюдавшего за порядком в классах и ведшего хозяйство, почетного попечителя, надзиравшего вместе с директором за гимназией. Были созданы Педагогические Советы, образованные из преподавателей, для руководства учебной и воспитательной работой.

При Николае I была введена форма для гимназистов: "Сюртук синий однобортный с белыми медными пуговицами, воротник малиновый, с погончиками на плечах, панталоны синие поверх сапог, фуражка синяя солдатская с малиновым околышем" - для разночинцев. Для благородных гимназистов полагался "университетский мундир с треугольной шляпой, но без шпаги".

В 1837 году была установлена система испытаний при переходе из класса в класс и по окончании гимназии. Введен аттестат - документ, выдаваемый при окончании гимназии. В 1846 году введена пятибалльная система, успехи, поведение, прилежание и способности учащихся стали оцениваться по ней и вноситься в ведомости. Однако при переводе из класса в класс поведение не учитывалось. Получившие при экзаменах баллы 4 или 5 подлежали награждению книгами и похвальными грамотами.

Значение попечителей и инспекторов в жизни гимназии было повышено. Кончать гимназию без экзамена по латинскому языку, было разрешено в 1843 году.

Постоянные изменения в учебном плане меняли список изучаемых предметов: в 1844 году исключена статистика, в 1845 году исключены начертательная и аналитическая геометрии и введено законоведение, в 1847 году исключена логика.

Прием в гимназии детей всех сословий привел к тому, что процент дворян стал уменьшаться. Для увеличения этого соотношения в пользу детей дворянского происхождения было сделано значительное увеличение платы за обучение. Все это вызвало и пересмотр предметов, преподаваемых в гимназии: прекратили преподавать статистику, логику, резко сократили число часов на математику, древние языки.

Сокращение древних языков казалось правительству необходимым в связи с вредными влияниями вспыхнувшей в Германии в 1848 году революции. Греческий язык был исключен из учебных планов.

Гимназический Устав 1828 года, несмотря на яркую сословную окраску, создавал сравнительно с прошлым значительно лучшую обстановку для дальнейшего процветания и развития.

4. Реформа 1849 года

За это время в обществе складывалось мнение о необходимости приближения гимназического образования к реальной жизни.

21 марта 1849 года в России была проведена следующая реформа. Курс стал делиться на общее и специальное обучение. Начиная с четвертого класса, все учащиеся разделялись на юридическое и латинское отделение. Первое готовило для чиновной службы, второе - для поступления в университет.

В 1852 году изменяются учебные планы гимназии: греческий язык оставляется лишь в 9 гимназиях из 69, исключается логика, уменьшается объем преподавания математики, увеличивается плата за обучение. Вводилось награждение золотой и серебряной медалью, награжденные ими получали звание «Почетного гражданина».

В середине 50-х годов XIX века в Москве были наиболее известны 4 гимназии. Среди них гимназия Л.И. Поливанова, ставившая своей задачей "воспитание нового поколения интеллигентов, мыслящих глобально, способных стать на должную высоту во всех сферах..."

Поливанов Л.И. и его коллеги были убеждены в том, что гимназия должна сформировать целостную гармоничную личность. Поэтому большое внимание в гимназии уделялось языкам, русской и зарубежной литературе. Факультативно читался курс истории и теории искусств. Особенностью преподавания различных дисциплин в гимназии стало единство развивающих целей, все предметы должны были развивать теоретическое и образное мышление у гимназистов, творческое воображение и память, эмоциональность речи, способность к импровизации.

В гимназии Поливанова впервые была разработана и действовала программа работы с одаренными детьми. Здесь культивировалось личностно ориентированное образование и воспитание людей - оригинальных, талантливых, любознательных, деятельных. "Из детей, - говорил Л.И. Поливанов, - надо развивать живые личности, способные избирать дело по призванию, загораться только трудом, ибо трудиться для развития человеческих личностей есть дело отрадное и высокое".

Сам стиль гимназии формировал у воспитанников оригинальность мышления, самостоятельность, инициативность, серьезные занятия языками, литературное творчество. В 70-х годах в гимназии действовал драматический кружок, широко известный Москве. Гимназисты участвовали в организации Пушкинских торжеств в 1880 году, посещали заседания Общества любителей русской словесности.

Гимназия Л.И. Поливанова взрастила поколение новых людей - интеллигентов 20-го столетия. Среди ее выпускников поэты В. Брюсов, А. Белый, художник А.Головнин и многие другие известные люди.

30 мая 1858 года утверждено Положение о женских училищах ведомства министерства народного просвещения. Они стали открываться в крупнейших городах России, и к 1874 году их было 189. Женские гимназии имели семилетний курс обучения, и по окончании выпускницы получали аттестат домашней учительницы. Впоследствии выпускницы женских гимназий могли без экзаменов поступать на высшие женские курсы. Наиболее известными в России считались Московская женская гимназия З.Д. Перепелкиной, Царскосельская Мариинская женская гимназия, Московские женские гимназии А.С. Алферовой и Л.Ф. Ржевской.

Комиссия Министерства в 1878 году предложила уменьшить курс обучения в женских гимназиях, утверждая в заключении, что "женское образование должно ограничиваться такими предметами, которые не отклоняют учениц от главного назначения,... и сохраняют женские качества, украшающие семейный очаг".

5. Устав 1864 года

Под влиянием общественности с 1861 года начинает смягчаться система гимназического образования, специальные комиссии начинают работу по составлению нового устава, отражающего потребности жизни и общества.

В 1864 году был введен новый Устав и гимназии стали делиться на классические и реальные, первые в свою очередь подразделялись на обучение с одним древним языком и с двумя древними языками. Окончившие классическую гимназию принимались в университет без экзаменов, а окончившие реальную гимназию могли поступать в высшие специальные учебные заведения и на физико-математический факультет университета.

Была провозглашена безусловная всесословность гимназии. Телесные наказания были категорически отменены. Учителям увеличили денежное содержание при фиксированной учебной нагрузке. Педагогический совет получил право окончательного решения при приеме учителя на службу.

Обучение в гимназии длилось семь лет, в прогимназии - четыре года. Урок длился 75 минут, а с 27 сентября 1865 года - 60 минут. В число предметов введены были гимнастика и пение, изучение законоведения прекратилось.

В результате реформы число учеников в гимназиях увеличилось на 30%. В гимназиях разрешаются литературные беседы и спектакли, при гимназиях открывают воскресные школы.

Циркуляром от 12 ноября 1866 года было объявлено о введении единых программ для всех гимназий России. Циркуляром от 21 сентября 1866 года оговорено ужесточение экзаменов.

6. Устав 1871 года

Министр просвещения Д.А. Толстой назначил в 1866 году комиссию по разработке нового устава, целью которого оставалось возрождение классицизма в образовании. 30 июля 1871 года новый устав гимназий и прогимназий был утвержден.

Устав признавал лишь классические гимназии с двумя древними языками. Обучение длилось восемь лет (седьмой класс был двухгодичным).

Согласно новому уставу основное значение придавалось изучению древних языков; исключалась естественная история; космография заменялась математической географией; шло уменьшение числа часов на чистописание, рисование, черчение, историю и Закон Божий. Вновь вводилась логика. Была введена система классных наставников; на преподавателей были возложены воспитательные функции; одному преподавателю разрешалось вести разные предметы; директор и инспектор должны были вести предметные уроки в классах.

В последующие годы устав 1871 года дополнился новыми пунктами:

    в 1872 году - введены новые правила об экзаменах учащихся при поступлении в гимназию, при переходе из класса в класс и при окончании учебного заведения;

    в 1873 году - утверждены правила, которые описывали их права и обязанности;

    в 1874 году - было разрешено поступать на военную службу после окончания шести классов гимназии;

    в 1887 году - повышена плата за обучение; введено ограничение по приему в гимназию низшего сословия.

15 мая был утвержден "Устав реальных училищ ведомства Министерства Народного Просвещения". По этому уставу реальные гимназии были переименованы в реальные училища. В реальных училищах обучение, начиная с пятого класса, проводилось по двум направлениям: основному и коммерческому. В седьмом дополнительном классе существовали следующие отделения:

  • общее
  • механическое
  • химическое

Выпускники реального училища уже не могли поступать в университеты, но учащиеся закончившие общее отделение могли поступать в высшее техническое училище, а закончившие техническое отделение, могли поступать на службу.

С 1875 года гимназия стала восьмилетней. Для наблюдения за учащимися был разрешен надзор полиции, а на квартирах у учащихся можно было делать обыски. Строго обязательным стало для учащихся посещение церкви и соблюдение всех церковных обрядов (постов, исповедей и т.д.).

В 1887 году вновь была повышена плата за обучение. 18 июня 1887 года специальный циркуляр министра просвещения И.Д. Делянова ограничил прием в гимназии детей низшего сословия, за исключением "одаренных необыкновенными способностями". Был ограничен доступ евреев.

Эта реформа среднего образования, проведенная министром просвещения Д.А. Толстым, встретила резко отрицательное отношение общества, поскольку учебные планы были заимствованы в немецких газетах и, естественно русский язык, словесность, история, а частично и Закон Божий оказались неоправданно отодвинутыми на второй план. Для преподавания древних языков были приглашены иностранцы, в основном немцы и чехи, которые не говорили по-русски. Вся система отношений гимназии и семьи сводилась к противопоставлению семьи и школы. Реформа проводилась очень жестко, что естественно возбудил в обществе всеобщую ненависть к школе.

Недостатки среднего образования были сформулированы в циркуляре Министра Народного Просвещения Н.П. Боголепова от 8 июля 1899 года, где говорилось об отчужденности семьи от школы, невнимании личным способностям учащихся, чрезмерной умственной работе учеников, несогласованности программ, плохом преподавании русского языка, русской истории и литературы, неправильном преподавании древних языков, плохой подготовке выпускников и неспособности их к учебе в университетах и высших училищах. Этим циркуляром министр создал комиссию для подготовки реформы средней школы.

7. Реформа 1905 года

Учитывая все эти недостатки и развитие промышленности в стране была пересмотрена действующая система обучения в 1901 году.

С 1902 года преподавание латыни в первых двух классах было отменено, а греческого - в третьем и четвертом, он стал языком необязательным. В гимназию был открыт доступ всем сословиям.

Учебный год в средних учебных заведениях начинался с 16 августа и длился по 1 июня, т.е. 240 дней.

Для пользования допускались учебники, лишь одобренные Ученым Комитетом Министерства.

Экзамены проходили в устной и письменной форме. После выпускного экзамена выдавался аттестат зрелости.

В связи с событиями 1905 года Министерство ввело новый учебный план, согласно которому реальные училища получали более общеобразовательный характер.

Было разрешено педагогическим советам отступать от действующих правил учеников, комплектовать библиотеки книгами, отступая от списка Ученого комитета. Отменили экзамен по греческому языку. Разрешались повторные экзамены с выдачей нового аттестата.

В 1910 году новым министром Шварцем был представлен проект, в котором он предложил единый тип школы - гимназию.

Устанавливалось три типа гимназии:

  • с двумя древними языками
  • с одним древним языком
  • без древних языков, но с двумя новыми языками

Проект Шварца и усиливал классицизм, и шел навстречу буржуазии.

Новый министр Л.А. Кассо добился у Николая II снятия этого проекта с обсуждения в Думе. Циркуляром от 28 марта 1911 года Л.А. Кассо усилил требования к дисциплине учеников, запретил сходки, собрания. Все это вызвало сильное недовольство в обществе.

С назначением министром графа Игнатьева 9 января 1915 года началась работа по сбору материалов о системах образования во Франции, США и Англии. Была рассмотрена новая система образования, планировалось ввести одиннадцатилетние обучение. Все предметы разбивались на общеобразовательные и воспитательные. В гимназию принимались дети всех сословий с 10 лет. 28 декабря 1916 года Игнатьев был уволен со службы, и с его уходом реформы были оставлены.

Февральская революция 1917 года подвела черту гимназического образования в России.

Современное гимназическое образование

С 80-х годов XX-го века в развитии образования происходит процесс самореорганизации массовой школы в новые образовательные учреждения, поиск новой образовательной философии. В России появляются различные типы средних учебных заведений повышенного уровня - лицеи, гимназии и др., которые столкнулись с проблемами соотношения взаимосвязей целей, организационных форм, содержания образования.

В 1992 году вышел Закон Российской Федерации об образовании трех групп образовательных учреждений: лицеи, служащие для профильного углубления, гимназии, дающие углубленное образование и общеобразовательные школы. Сегодня учащимся и родителям предлагается выбор образовательного учреждения, профиля образования, программ, учебников, итоговых экзаменов и форм получения образования.

Руководитель: Мосичева Т. А.
учитель истории
гимназии № 1517, к.и.н.

Общедоступным образование в России пытались сделать еще при Екатерине Великой: 1781 году она основала учебное заведение при Исаакиевском соборе, положившее начало целой сети школ, развитие которых было законодательно закреплено в указе от 27 февраля того же года. Еще до развития публичных школ в Российской империи появились образовательные учреждения для девочек и девушек: в 1764 году были открыты Смольный институт благородных девиц и Воспитательное общество благородных девиц. Однако принимали в эти два заведения не всех, да и носили они «точечный» характер.

Первая женская гимназия появилась в России полвека спустя после того, как народные училища были преобразованы в гимназии, а первый женский вуз - еще через 20 лет..

В честь императрицы

Указ об учреждении первого женского училища «для приходящих девиц» (то есть не пансиона) был издан в Петербурге 28 (15) марта 1858 года. Инициатором выступило «Ведомство учреждений императрицы Марии», ответственное с конца XVIII века за благотворительность в Российской империи. Ведомство родилось из сети благотворительных и воспитательных учреждений, которые основала супруга российского императора Павла I Мария Федоровна. Собственно, отсюда и название - Мариинское.

В этом здании на Невском поначалу работала Мариинская гимназия. Фото: Архивное фото

Свою работу оно начало уже через месяц в здании на углу Невского проспекта и современной улицы Рубинштейна. Сейчас это здание уже нельзя видеть в его первозданном виде, поскольку оно дважды с тех пор перестраивалось. В начале 1870 годов заведение переместилось в бывшее здание Петербургского Коммерческого училища, которое находилось на углу Загородного проспекта, 13 и Чернышова переулка, 11, у Пяти углов. Дом был построен в 1857-1858 годах и на тот момент был совсем новым. Современный адрес дома: угол улицы Ломоносова, 13 и Загородного проспекта, 13.

Основателем первого в Петербурге училища стал выдающийся педагог Николай Вышнеградский - сторонник среднего женского бессословного образования и составитель первой русской программы по педагогике. Попечителем выступил управляющий Ведомством учреждений императрицы Марии принц Ольденбургский.

Всё как дома

Первое Мариинское училище было рассчитано на семилетний образовательный курс. В него принимались девочки в возрасте от 9 до 13 лет. В программе были следующие дисциплины: Закон Божий, русский язык и словесность, математика, география, история общая и русская, естествознание, французский и немецкий языки (дополнительно, за отдельную плату — английский язык), рисование, рукоделие, а также пение и танцы. По окончании учебы девушки получали квалификацию «домашняя наставница».

Ученицы не имели специальной формы, их просили лишь одеваться опрятно и без роскоши. В гимназии не было наказаний, и при этом все восхищались высокой успеваемостью девочек.

В Правилах внутреннего распорядка Мариинского училища было записано: «Класс должен сколько возможно больше походить на семью. <…> Уничтожение семейного элемента в общественных училищах убивает природную живость детей, омрачает Богом дарованную им веселость, истребляет доверчивость и любовь к наставникам и наставницам, к училищу, к самому ученью…». Правила, составленные принцем Ольденбургским, местами казались новаторскими для своего времени. В частности, он писал: «Понятие о порядке в классе часто понимается совершенно превратно, а потому и требует точного изъяснения. Истинный педагогический порядок класса состоит не в мертвой тишине и не в однообразном, неподвижном физическом положении детей; как то, так и другое, будучи несвойственно живой природе детей, налагает на них вовсе ненужное стеснение, крайне утомляет их, разрушает детское доверчивое отношение между наставниками и ученицами. <…> А в благоразумных семьях никогда не требуют, чтобы дети сидели неподвижно и однообразно, чтобы они не смели смеяться или обратиться к старшим по поводу того, что кажется им непонятным…»

Мариинскую гимназию в Царском селе посещала Анна Ахматова. Фото: Архивное фото

В 1862 году Мариинское училище было переименовано в Мариинскую женскую гимназию, которая к концу XIX века превратилась в одну из самых больших столичных гимназий (более 600 учащихся и около 60 преподавателей), однако в первые годы его существования ощущалась явная дискриминация - учителям женских учебных заведений платили куда меньше, чем в мужских. Попечитель Санкт-Петербургского учебного округа писал: «Если училища существуют, то потому, что учителя в них преподают за крайне незначительную плату, а иногда и даром». Только в 1865 году учителя «Мариинки» были уравнены по «чинопроизводству и пенсии» с преподавателями мужских гимназий.

Позже при Мариинской гимназии открылись двухгодичные женские педагогические курсы с изучением физиологии и анатомии человека, на базе которых был создан педагогический институт.

Гимназии шагают по стране

Открытие женской гимназии в Петербурге было событием настолько долгожданным, его необходимость назрела настолько явно, что по образцу Мариинки уже в первые годы существования гимназии начали создаваться похожие заведения по всей стране. Все новые гимназии были подчинены тому же Ведомству учреждений императрицы Марии. В 1870 году первые три класса были выделены в «прогимназии» - их прохождение считалось оконченным начальным образованием.

За пару десятилетий гимназии распространились по всей стране. Фото: Архивное фото В 1866 году в столице было уже семь таких гимназий. К 1894 году в Российской империи было 30 гимназий, в народе получивших название «мариинки», в которых обучались 9945 воспитанниц всех сословий и вероисповеданий в возрасте старше 8 лет, а в 1911 году 35 гимназиях количество учениц достигло 16 тысяч. Устав, утвержденный в 1862 году, действовал во всех гимназиях вплоть до их закрытия в 1918 году, а с 1879 года во всех заведениях применялась единая и обязательная программа обучения.

Наряду с этими общедоступными гимназиями открывались и частные заведения - в 1870 годах в Петербурге их насчитывалось семь, в Москве - четыре. Как правило, обучение там стоило дорого, и позволить себе определить туда дочерей могли только состоятельные родители. В некоторые, как в гимназию княжны Оболенской, принимали и вовсе по сословному принципу - только детей из аристократических семей.

После Октябрьской революции разделение на мужские и женские образовательные учреждения было упразднено, и лишь с середины 1990 годов они вновь стали открываться. Разумеется, Мариинскими они теперь называются лишь формально.

Поделитесь с друзьями или сохраните для себя:

Загрузка...