Альтернатива обычной школе: что выбрать? Альтернатива школе: обучение на дому, обучение экстерном, онлайн-обучение. Альтернативные системы образования Альтернатива школьному образованию

О том, что нужно, чтобы перевести своего ребенка на семейную форму образования

Помните известную фразу персонажа книги Марка Твена «Приключения Тома Сойера» Гекльберри Финна: «Я не позволю‚ чтобы хождение в школу мешало моему образованию»? Она, можно сказать, иллюстрирует позицию тех родителей, которые решили дать образование своим детям в форме семейного обучения. Таких родителей с каждым годом становится все больше, в том числе в Татарстане, где семейное образование входит в моду. «Реальное время» решило изучить этот феномен. В первом материале мы рассмотрим, что такое семейное образование, согласно российскому законодательству, и во сколько оно обходится родителям.

Что такое семейное образование?

Домашнее обучение - это самая древняя форма получения образования. Она существовала задолго до появления школы в том виде, в каком мы ее знаем. Многие века обучение на дому было единственным способом получения образования. Богатые семьи нанимали учителей, гувернеров, которые знакомили детей с различными науками, а бедные семьи справлялись своими силами: родители передавали детям навыки ведения домашнего хозяйства, ремесло, которым владели сами. Причем, роль домашнего учителя не ограничивалась только передачей информации, они были еще и наставниками, воспитывали своих подопечных. Например, в Древней Греции учитель обсуждал с учениками (причем, только с юношами) вопросы нравственности, философии, религии.

В России до времен царствования Петра грамоту изучали по церковным книгам, а образование могли давать только русские учителя. Петр Первый усилил положение светской культуры в государстве, и на протяжении нескольких столетий преклонение перед западным образом жизни среди высших кругов ввело в моду немецких и французских гувернеров.

Посл е революции ситуация резко изменилась. В соответствии с частью 4 статьи 43 Конституции Российской Федерации основное общее образование обязательно. И обеспечить его должны детям родители или лица их заменяющие. В то же время закон предусматривает различные формы получения образования с учетом потребностей и возможностей личности - как в стенах школы, так и вне ее. Вне школы образование и обучение предусмотрено лишь в двух формах: в семейной форме и в форме самообразования.

Нужно сразу прояснить, что в своей статье мы не говорим о форме домашнего обучения, когда речь идет о детях, нуждающихся в длительном лечении, детях-инвалидах, которые по состоянию здоровья не могут посещать школу. В этом случае школа с согласия родителей берет на себя организацию учебного процесса на дому: предоставляет бесплатно учебники, справочную литературу, разрабатывает индивидуальный учебный план, обеспечивает учителями, проводит аттестацию ученика. Родители же только создают условия для обучения на дому.

В России на протяжении нескольких столетий преклонение перед западным образом жизни среди высших кругов ввело в моду немецких и французских гувернеров. Репродукция литографии с сайта cheloveche.ru

В случае же семейного образования родители берут на себя всю ответственность за получение образования ребенком. Как сообщили «Реальному времени» в Министерстве образования и науки РТ, основные моменты, регламентирующие получение образования в семейной форме образования, прописаны в письме Минобрнауки России от 15 ноября 2013 г. № НТ-1139/08 и в действующем законодательстве в сфере образования. В письме говорится, что при выборе семейной формы образования родители (законные представители) обязаны взять на себя всю ответственность за организацию учебного процесса ребенка, чтобы он смог овладеть знаниями, умениями, навыками, приобрел опыт деятельности, развил свои способности, научился применять знания в повседневной жизни, а также был мотивирован получать образование в течение всей своей жизни. Родители должны сделать так, чтобы ребенок получил объем знаний, который не ниже нормы, установленной федеральным стандартом (ФГОС).

Что нужно сделать, чтобы перейти на семейное образование?

Перейти на форму семейного образования вы можете в любое время - с 1-го по 11-й класс. Вместе с тем, по решению родителей и с учетом мнения ребенка, можно на любом этапе обучения изменить форму получения образования - например, вернуться в школу.

Если вы решили перевести своего ребенка на семейное образование, то вам необходимо подать соответствующее заявление в орган местного самоуправления муниципального района или городского округа, на территории которого вы проживаете. Вы можете сами выбрать школу, где ребенок будет проходить промежуточную или государственную итоговую аттестацию, или попросить определить вас в какое-то место. По желанию родителей, такая образовательная организация может быть определена на весь период получения общего образования, на период прохождения конкретной аттестации или на период одного учебного года. Если ваш ребенок уже обучается в школе, то вы можете обратиться к директору с заявлением о переходе на семейное образование.

При этом вы можете организовать обучение своего ребенка в очно-заочной или полностью заочной форме, то есть вы можете договориться со школой, что будете посещать некоторые уроки по своему усмотрению.

Дети на семейном обучении совершенно бесплатно могут проходить промежуточную и государственную итоговую аттестацию в выбранной школе. Образовательная организация должна самостоятельно разработать и утвердить порядок проведения аттестации, причем этот регламент должен быть размещен в открытом доступе, на сайте школы. И порядок прохождения аттестации должен учитывать мнение родителей, исходя из темпа и последовательности изучения учебного материала ребенком.

Родители и обучающиеся не вправе требовать от школы, когда и в какой форме она будет проводить аттестацию, но вы можете выбрать ту школу, сроки и форма аттестации в которой вас устраивают. Однако важно отметить, что прохождение промежуточной аттестации ребенком, который получает образование в форме семейного образования, - это его право, а не обязанность. То есть он не обязан проходить промежуточную аттестацию вплоть до 9-го класса, когда можно пройти итоговую аттестацию и получить аттестат об основном общем и среднем общем образовании.

Школа должна обеспечить получающих семейное образование детей учебниками и учебными пособиями. Фото bibliokniga115.blogspot.ru

Школа, где вы сдаете итоговую аттестацию, не несет ответственности за качество образования. Она ответственна только за организацию и проведение промежуточной и итоговой аттестации, а также за обеспечение соответствующих академических прав обучающегося.

Дети на семейном образовании обладают всеми академическими правами. Они наравне с другими обучающимися имеют право на развитие своих творческих способностей и интересов, включая участие в конкурсах, олимпиадах, в том числе всероссийской олимпиаде школьников, выставках, смотрах, в том числе в официальных спортивных соревнованиях, и других массовых мероприятиях. Кроме этого, дети на семейном образовании могут рассчитывать на получение социально-педагогической и психологической помощи, бесплатной психолого-медико-педагогической коррекции.

Школа должна обеспечить получающих семейное образование детей учебниками и учебными пособиями. Если ребенок испытывает трудности в освоении общеобразовательной программы, местные органы власти должны предоставить ему психолого-педагогическую, медицинскую и социальную помощь.

Цифры: Татарстан

Учет детей, которые получают семейное образование, ведут не школы, а органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов. «В связи с тем, что число таких детей постоянно изменяется, статистика по детям, получающим общее образование в семейной форме, ведется только на уровне органов управления образования муниципальных районов и городских округов», - сообщила руководитель пресс-службы Минобрнауки РТ Алсу Мухаметова. Однако она отметила две основные тенденции. Во-первых, число детей, получающих общее образование в семейной форме, в Татарстане постоянно растет. Во-вторых, максимальное число таких детей наблюдается в крупных городах, а именно в Казани и Набережных Челнах. Так, в Челнах на семейном образовании обучается 23 ребенка, в Казани - 148. При этом, отмечает она, причины, определяющие выбор данной формы освоения образовательной программы, самые разнообразные.

Об успеваемости таких учеников в Минобрнауки РТ нам не сообщили, однако заметили, что «не все родители (законные представители) могут обеспечить высокое качество образования при его получении в семейной форме».

Число детей, получающих общее образование в семейной форме, в Татарстане постоянно растет. Фото aktanysh.tatarstan.ru

«На домашнем образовании без помощи репетиторов не обойтись»

Кандидат педагогических наук, директор частного образовательного учреждения «Психолого-педагогический центр раннего развития детей «Егоза» Наталья Реснянская заметила, что чаще всего родители принимают решение перевести ребенка на семейное образование, когда понимают, что методы преподавания в массовой школе на сегодняшний день не позволяют ребенку получить образование необходимого уровня. Мы не будем подробно останавливаться на тех недостатках современных общеобразовательных школ, которые отмечают родители. Вкратце - это низкий профессионализм педагогов, принудительная система домашних заданий, угнетающая система оценок, не всегда доброжелательная атмосфера в среде одноклассников, где дети перенимают друг у друга вредные привычки и пр. «В случае домашнего образования ребенок лишен стрессообразующего фактора школы, урочной оценочной системы. И плюс он получает индивидуальный подход, который школе сейчас, к сожалению, удается только позиционировать, а никак не реализовывать», - сказала «Реальному времени» Реснянская.

Как правило, на уровне начальной школы родители сами занимаются с детьми. Чаще всего это делает мама, которая нигде не работает и может посвятить время детям.

«Единицы родителей обладают широким кругозором. На начальном этапе они справляются, но дальше идут физика, химия, и родитель не всегда является специалистом в этой области. Поэтому без помощи репетиторов на домашнем образовании не обойтись. Я знаю случаи, когда две-три семьи объединяются и берут репетитора вместе - например, по физике», - говорит Реснянская.

Таким образом, ресурсы, которыми должны располагать родители, переводящие детей на семейное образование, не ограничиваются только временем.

«Час репетитора стоит от 500 до 1 000 рублей. В первые годы можно нанять одного учителя по математике, чтению и русскому языку - это обойдется в 15 тысяч в месяц. Если брать старшие классы - для получения домашнего образования нужно минимум 20 тысяч рублей. Но это только с учетом того, что родитель часть программы берет на себя - то есть историю, обществознание и другие гуманитарные дисциплины. В помощь родителям - Интернет, и если родитель обладает критическим мышлением, он сможет дать ребенку информацию, чтобы он сдал экзамены», - рассуждает Реснянская.

Впрочем, и обучение в общеобразовательной школе в очной форме не обходится дешево. По мнению родителей, если посчитать все затраты на ремонт, охрану, дополнительные нужды, питание, а также на тех же репетиторов, к помощи которых прибегают большинство даже посещающих школу детей, то сумма получается примерно та же.

Детям нужно не только получать знания, но и социализироваться в детском коллективе, считает Гузель Удачина. Фото Романа Хасаева

«Для своих детей я бы такую форму получения образования не выбрала»

Уполномоченный по правам ребенка в РТ Гузель Удачина в беседе с «Реальным временем» отметила, что семейная форма обучения предусмотрена сегодня федеральным законодательством потому, что оно оставляет право родителю самому решать, что есть хорошо и что есть плохо для их детей - государство предоставляет родителям разные возможности и способы: «Мы стоим сегодня на позиции презумпции добросовестности исполнения родителями своих родительских обязанностей, что родитель априори не может поступать вопреки интересам своего ребенка, что ему виднее, как лучше организовать его обучение».

«Однако я не поддерживаю такую практику, хотя она совершенно законна. Для своих детей я бы такую форму получения образования не выбрала, - говорит Удачина. - Родителям нужно подумать о том, что детям нужно не только получать знание, но и социализироваться в детском коллективе. Ведь им потом придется жить в обществе и строить отношения с ребятами, нужно уметь дружить. С точки зрения интересов ребенка, лучше организовать его нормальное очное обучение на общем основании. Я против, прежде всего, потому, что нарушается социализация, погружение в социум, общение со сверстниками».

Сторонники семейного образования замечают, что вопрос социализации решается тем, что дети в свободное от обучения время занимаются в студиях, кружках, секциях. «Он не оказывается в домашнем замкнутом кругу. У него широкий круг общения. Как правило, такие родители много ездят, и ребенок не просто по учебникам узнает об окружающем мире, а наоборот, они дают ему возможность увидеть мир своими глазами, потрогать, посмотреть. Я знаю несколько таких семей. И с точки зрения полноценности жизни, такие дети ничем не обделены. Потому что от количества времени, проведенного в школе, не зависит качество полученного знания», - говорит Реснянская. По ее мнению, еще лет 20 назад можно было поспорить и сказать, что «школа дает нечто иное, чего не может дать семейное образование»: «Но сейчас школа, к сожалению, утратила воспитательную функцию, которая раньше у нее была. Если бы у меня было свободное время, я бы непременно забрала своих детей на семейное образование. Сейчас мои дети учатся в частной школе. И хотя там маленькие классы, кризис педагогических кадров сегодня налицо».

Однако и сторонники семейного образования согласны с тем, что оно - далеко не для всех. И дело не только в финансовых затратах. Далеко не все родители способны сами организовать обучение детей, более того, большинство родителей относятся к школе как к «камере хранения», куда они «сдают» ребенка на определенный срок и куда приходят только в том случае, когда он сделал что-то нехорошее. «На семейное образование выходят думающие родители, которые заинтересованы не только в образовании, но и вообще в психическом, эмоциональном здоровье ребенка. Они заинтересованы в образовании в его изначальном смысле - чтобы ребенок на всю жизнь сохранил желание познавать мир, учиться и развиваться. И я могу сказать на примере своих знакомых: их дети с легкостью сдают экзамены, у них достаточно обширный кругозор, и они легко справляются с учебной программой», - полагает Реснянская.

«Это нормальная форма. Это когда родители не довольны школами вообще или своей конкретно и начинают учить ребенка сами. Особенно это хорошо для маленьких детей. Я знаю семью, где семеро детей, и родители в ней сами на уровне начальной школы образовывают детей. И позже дети приходят к нам в школу нормальные - веселые, счастливые, не забитые обычной школой. Семейное образование - это гибкая форма, которая позволяет родителям участвовать в образовании своего ребенка, если они хоть в чем-то не согласны с концепцией конкретно той школы, которая находится рядом с домом, или же с учителями. Вы же знаете, у нас в школах много проблем - зарплата у учителей низкая, конкурс маленький, далеко не все хорошие студенты пединститутов пойдут в школу», - сказал «Реальному времени» российский и финский педагог, создатель и директор школы «Специализированный олимпиадно-научный центр» (СолНЦе) Павел Шмаков.

Семейное образование - это гибкая форма, которая позволяет родителям участвовать в образовании своего ребенка, отмечает Павел Шмаков. Фото shraibikus.com

Шмаков отметил, что форма семейного образования существует во многих странах мира: «Буквально несколько лет назад в Германии не было такой формы. На одну из международных конференций немецкие учителя приехали с воззванием помочь, чтобы в их стране это появилось. Потому что у них действует еще гитлеровский закон об образовании. Он нормальный, но не позволяет детям сидеть дома - дети были обязаны ходить в школу». Педагог говорит, что пока в нашей стране чиновники настороженно относятся к семейной форме образования: «Если ребенок учится дома, то у школы появляется еще один вид отчетности. А у нас в стране уже достаточно плотно с бумагами, учителя завалены разными формами отчетов. И есть такая грустная шутка среди учителей: школа - это то место, где дети мешают учителю заполнять отчеты».

«Семейное образование - прогрессивная форма получения образования. Конечно, лучше бы школы были хорошими и разнообразными, тогда потребность в такой форме отпала бы. Но, так как школы у нас далеко не все хорошие, потребность в такой форме сегодня растет», - резюмирует Шмаков.

Более подробно о том, чем мотивированы родители, переводящие своих детей на семейную форму образования, а также об опыте семей, в том числе казанских, читайте в следующих материалах «Реального времени», посвященных этой теме.

Наталия Федорова

На одном из школьных зданий висит табличка «настоящая жизнь начинается в школе». Звучит утверждающе. Однако позволю себе не согласиться, сославшись на домашнее образование как альтернативу общеобразовательной школе. Так что же на самом деле лучше: частное обучение или обычная школа?

Домашнее образование в России как альтернатива школе

В нашей стране культ школьного образования. Педагоги утверждают: «Школа — это твой дом!» Они говорят, что для того, чтобы много добиться в жизни, нужно хорошо учиться. И обязательно посещать обычную школу.

Не секрет, что качество школьного образования на сегодняшний день оставляет желать лучшего. Основная причина — смена преподавательского состава, низкий уровень квалификации молодых педагогов. Да и отношение многих педагогов к своим должностным обязанностям оставляет желать лучшего.

В современной школе дают лишь шаблон, лишь теоретические знания, а вот практических навыков выживания в современном мире ребенок в достаточном количестве не получает. Единственный практический опыт — это навык общения в коллективе и привычка находиться в постоянном нервном напряжении.

Это понимают и многие родители. Они хотят дать своим детям максимум опыта и важных знаний. И, если семейный достаток позволяет, они задумываются о домашнем образовании.

В европейских странах совсем другой подход к обучению. Например, в Германии приоритетным считается развитие способностей ребенка, пробы профессий и правильная профориентация , хотя само обучение нельзя назвать углубленным. Учеников учат думать, рассуждать, высказывать свое мнение, делать выводы. Большое внимание уделяется состоянию здоровья детей, их физическому развитию и интересам.

Частное образование в России, состоящее, преимущественно,

из большого количества кружков и секций, может стать аналогом европейского образования и делать приоритет на развитие ребенка. У частной школы в России другая миссия, отличная от обычной школы, формирующая полноценную, уверенную в себе личность.

Особенности частного дошкольного образования в России

А вот по поводу домашних и оптимизма меньше. Их открывают с целью получения прибыли, поэтому все затраты оптимизируют до минимальных, платят персоналу копеечную зарплату. Ожидать особого отношения к вашему ребенку в частном детском саду не стоит. Если это не очень дорогой частный детский сад. А вот государственные детские сады на сегодняшний день получают неплохое финансирование и снабжены всем необходимым. К тому же, родители регулярно сдают деньги на игрушки и канцтовары.

Политика в отношении обработки персональных данных

1. Общие положения

Настоящая политика обработки персональных данных составлена в соответствии с требованиями Федерального закона от 27.07.2006. №152-ФЗ «О персональных данных» и определяет порядок обработки персональных данных и меры по обеспечению безопасности персональных данных ЧОУ «Первая народная школа» (далее – Оператор).

1. Оператор ставит своей важнейшей целью и условием осуществления своей деятельности соблюдение прав и свобод человека и гражданина при обработке его персональных данных, в том числе защиты прав на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну.

2. Настоящая политика Оператора в отношении обработки персональных данных (далее – Политика) применяется ко всей информации, которую Оператор может получить о посетителях веб-сайта

2. Основные понятия, используемые в Политике

1. Автоматизированная обработка персональных данных – обработка персональных данных с помощью средств вычислительной техники;

2. Блокирование персональных данных – временное прекращение обработки персональных данных (за исключением случаев, если обработка необходима для уточнения персональных данных);

3. Веб-сайт – совокупность графических и информационных материалов, а также программ для ЭВМ и баз данных, обеспечивающих их доступность в сети интернет по сетевому адресу ;

4. Информационная система персональных данных - совокупность содержащихся в базах данных персональных данных, и обеспечивающих их обработку информационных технологий и технических средств;

5. Обезличивание персональных данных - действия, в результате которых невозможно определить без использования дополнительной информации принадлежность персональных данных конкретному Пользователю или иному субъекту персональных данных;

6. Обработка персональных данных – любое действие (операция) или совокупность действий (операций), совершаемых с использованием средств автоматизации или без использования таких средств с персональными данными, включая сбор, запись, систематизацию, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передачу (распространение, предоставление, доступ), обезличивание, блокирование, удаление, уничтожение персональных данных;

7. Оператор – государственный орган, муниципальный орган, юридическое или физическое лицо, самостоятельно или совместно с другими лицами организующие и (или) осуществляющие обработку персональных данных, а также определяющие цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными;

8. Персональные данные – любая информация, относящаяся прямо или косвенно к определенному или определяемому Пользователю веб-сайта ;

10. Предоставление персональных данных – действия, направленные на раскрытие персональных данных определенному лицу или определенному кругу лиц;

11. Распространение персональных данных – любые действия, направленные на раскрытие персональных данных неопределенному кругу лиц (передача персональных данных) или на ознакомление с персональными данными неограниченного круга лиц, в том числе обнародование персональных данных в средствах массовой информации, размещение в информационно-телекоммуникационных сетях или предоставление доступа к персональным данным каким-либо иным способом;

12. Трансграничная передача персональных данных – передача персональных данных на территорию иностранного государства органу власти иностранного государства, иностранному физическому или иностранному юридическому лицу;

13. Уничтожение персональных данных – любые действия, в результате которых персональные данные уничтожаются безвозвратно с невозможностью дальнейшего восстановления содержания персональных данных в информационной системе персональных данных и (или) результате которых уничтожаются материальные носители персональных данных.

3. Оператор может обрабатывать следующие персональные данные Пользователя

1. Фамилия, имя, отчество;

2. Электронный адрес;

3. Номера телефонов;

4. Также на сайте происходит сбор и обработка обезличенных данных о посетителях (в т.ч. файлов «cookie») с помощью сервисов интернет-статистики (Яндекс Метрика и Гугл Аналитика и других).

4. Цели обработки персональных данных

1. Цель обработки персональных данных Пользователя - информирование Пользователя посредством отправки электронных писем; предоставление доступа Пользователю к сервисам, информации и/или материалам, содержащимся на веб-сайте.

2. Также Оператор имеет право направлять Пользователю уведомления о новых продуктах и услугах, специальных предложениях и различных событиях. Пользователь всегда может отказаться от получения информационных сообщений, направив Оператору письмо на адрес электронной почты [email protected] с пометкой «Отказ от уведомлениях о новых продуктах и услугах и специальных предложениях».

3. Обезличенные данные Пользователей, собираемые с помощью сервисов интернет-статистики, служат для сбора информации о действиях Пользователей на сайте, улучшения качества сайта и его содержания.

5. Правовые основания обработки персональных данных

1. Оператор обрабатывает персональные данные Пользователя только в случае их заполнения и/или отправки Пользователем самостоятельно через специальные формы, расположенные на сайте . Заполняя соответствующие формы и/или отправляя свои персональные данные Оператору, Пользователь выражает свое согласие с данной Политикой.

2. Оператор обрабатывает обезличенные данные о Пользователе в случае, если это разрешено в настройках браузера Пользователя (включено сохранение файлов «cookie» и использование технологии JavaScript).

6. Порядок сбора, хранения, передачи и других видов обработки персональных данных

Безопасность персональных данных, которые обрабатываются Оператором, обеспечивается путем реализации правовых, организационных и технических мер, необходимых для выполнения в полном объеме требований действующего законодательства в области защиты персональных данных.

1. Оператор обеспечивает сохранность персональных данных и принимает все возможные меры, исключающие доступ к персональным данным неуполномоченных лиц.

2. Персональные данные Пользователя никогда, ни при каких условиях не будут переданы третьим лицам, за исключением случаев, связанных с исполнением действующего законодательства.

3. В случае выявления неточностей в персональных данных, Пользователь может актуализировать их самостоятельно, путем направления Оператору уведомление на адрес электронной почты Оператора [email protected] с пометкой «Актуализация персональных данных».

4. Срок обработки персональных данных является неограниченным. Пользователь может в любой момент отозвать свое согласие на обработку персональных данных, направив Оператору уведомление посредством электронной почты на электронный адрес Оператора [email protected] с пометкой «Отзыв согласия на обработку персональных данных».

7. Трансграничная передача персональных данных

1. Оператор до начала осуществления трансграничной передачи персональных данных обязан убедиться в том, что иностранным государством, на территорию которого предполагается осуществлять передачу персональных данных, обеспечивается надежная защита прав субъектов персональных данных.

2. Трансграничная передача персональных данных на территории иностранных государств, не отвечающих вышеуказанным требованиям, может осуществляться только в случае наличия согласия в письменной форме субъекта персональных данных на трансграничную передачу его персональных данных и/или исполнения договора, стороной которого является субъект персональных данных.

8. Заключительные положения

1. Пользователь может получить любые разъяснения по интересующим вопросам, касающимся обработки его персональных данных, обратившись к Оператору с помощью электронной почты [email protected].

2. В данном документе будут отражены любые изменения политики обработки персональных данных Оператором. Политика действует бессрочно до замены ее новой версией.

Учебный год только начался, а ребенок уже устал от школы? Это совсем не означает, что он не хочет учиться. Возможно, ему просто нужно учиться как-то иначе.


Подавляющее большинство детей могут заниматься в любой системе, но к общеобразовательной школе много претензий, и не только в нашей стране. Не зря миллионы просмотров на канале Ted.com набрал ролик, в котором Кен Робинсон, британский эксперт по образованию, харизматично рассказывает о том, как школы убивают в детях креативность. Можно попробовать организовать своему ребенку другую жизнь. Но у каждой альтернативной образовательной системы есть как плюсы, так и минусы, которые нужно учитывать. Об этом рассказывают педагоги и выпускники «особых школ».

Интернат для умных

Яков Литвин, выпускник школы «Интеллектуал», аспирант МФТИ:

Отличия от СОШ . На эмблеме школы - белая ворона: здесь таких учеников полно, и быть «не таким как все» ничуть не зазорно. Многие живут тут всю рабочую неделю, и в школе сложилась своя особая атмосфера: походы, экскурсии, театральные постановки… В основном все учатся много и со вкусом. Школьники сами выбирают, какие предметы изучать на базовом уровне, какие - на продвинутом. Есть множество кружков и спецкурсов (лично я ходил на латынь и геологию). Каждый ученик 8 и 10 класса должен в конце года представить собственный проект, как правило, небольшую исследовательскую работу. Отстаивать свое мнение и дискутировать с преподавателями не возбраняется. Если в обычной школе шибко умному ребенку часто не с кем пообщаться, то тут тебя и выслушают, и на вопросы ответят, и умных, с кем можно поговорить, много.

Кому подходит такой формат . Тем, кто хочет и готов много и со вкусом учиться. Тому, кто учиться не хочет, будет трудно и скучно.

После выпуска . Выпускаться из «И» очень неприятно: внутри хорошо, в большом мире не так уютно, не так осмысленно. В среднем интеллектуальцы, наверное, менее приспособлены к обществу на момент поступления в вуз.

Мнение эксперта . Подобная программа создает все условия для развития интеллектуальных и исследовательских способностей детей. Однако развитие эмоциональных и коммуникативных навыков может задерживаться. Кроме того, излишний акцент на интеллектуальных достижениях может создавать в будущем проблемы, связанные и с оценкой самого себя, и окружающих.

Домашнее обучение

Галина Мисютина, директор Центра интенсивных технологий образования:

Современное домашнее обучение не означает, что домой постоянной приходят репетиторы. Есть масса дистанционных курсов (индивидуальных и групповых), электронные учебники, рабочие тетради и журналы. Большинство экзаменов также можно сдать не выходя из дома: нужны только компьютер и доступ в Интернет.

Отличия от СОШ . С домашним обучением устойчиво связывают образ ребенка, которого родители заперли в квартире и сами всему его учат. На самом деле, это творческий, интересный проект. У нас нет конфронтации с обычными школами. Да и родители не становятся учителями. Главное - они участвуют в обучении, ставят задачи и находят варианты решения. Основное преимущество домашнего обучения — гибкость и учет особенностей конкретного ребенка. Дети живут здоровой активной жизнью и освобождены от того негатива, который есть сейчас в школах.

Кому подходит такой формат . Детям и родителям, которые знают, чего хотят. Не подходит родителям, которым школа нужна в качестве «камеры хранения» ребенка и которые не готовы вкладывать в его обучение силы и время.

После выпуска . Домашние дети более активны, коммуникабельны, так как им не приходится по многу часов сидеть в классе и молчать. Они умеют вести диалог, отстаивают свое мнение, их нелегко заставить что-то делать без необходимой аргументации. В определенном смысле они неудобны для манипулирования.

Мнение эксперта . Домашнее обучение предоставляет максимальные возможности «подогнать» учебный процесс под способности и интересы ребенка. Правда, есть большой риск, что вместо интересов ребенка (еще толком не сформированных) все будут определять интересы и притязания родителей. Таким Собственная активность может оказаться задушенной на корню (гиперопека), что приведет к задержке личностного развития. При таком варианте обучения также высока вероятность воспитания по типу безнадзорности (гипоопека). Лучше опосредовать прямое родительское влияние на ребенка через другого надежного человека - профессионального воспитателя, гувернера и т. п.

Школы Монтессори

Игорь Чухонцев, педагог научно-образовательного комплекса «Академия Развития», Любовь Чухонцева, директор научно-образовательного комплекса «Академия Развития»:

В основе методики Монтессори - индивидуальный подход педагога к каждому ребенку. Ученик сам выбирает дидактический материал и продолжительность занятий и развивается в собственном ритме и направлении. Родитель и учитель помогают ему расти так, как он сам того хочет, и не навязывают свою точку зрения. Систему разработала в первой половине ХХ века врач и педагог Мария Монтессори.

Отличия от СОШ . Все Монтессори школы очень разные, нет единой методики, определяющей, как и чему учить детей. Но в каждой заложены предпосылки для активного развития личности. Дети, например, занимаются в разновозрастных группах, это помогает им попробовать себя в разных социальных ролях. Каждый ребенок принимает ответственность за свои поступки, что ускоряет развитие воли. Материал для обучения (обязательно наглядный!) всегда в свободном доступе. Ученик может проявить инициативу, спланировать свою работу самостоятельно и выполнить ее в своем темпе. Но пока работа не будет сделана в полном объеме, пока не будут проработаны все ошибки, ее не примут. Кстати, здесь особое отношение к ошибкам. Они всегда воспринимают их как хороший повод узнать о чем-то больше. Дети растут более свободными и не слишком зависят от мнения окружающих.

Кому подходит такой формат . Любой ребенок может учиться почти в любой школе. Вопрос в том, что родитель ищет для своего ребенка, и готов ли он принять, что его ребенок - другая личность с правом на ошибки и свое мнение.

После выпуска . Большинство школ Монтессори в России имеют только начальные классы. Но если ребенок научился общаться, то он сможет наладить отношения и в другом месте. Если занимался и прикладывал усилия, то и дальше проблем не возникает: обучение в Монтессори школах идет с некоторым опережением.

Мнение эксперта : Т ребовать сразу от ребенка «воли и ответственности» невозможно. Это поначалу приходит от воспитателя, а они очень разные (и школы, соответственно, тоже). Таким образом, харизма педагога играет определяющую роль в успехе обучения. Прекрасный педагог формирует учеников по образу и подобию своему, если он не таков, то

Вальдорфская школа

Ксения Цветкова, выпускница одной из вальдорфских школ, аспирантка Сколковского института науки и технологий:

Отличия от СОШ . Вальдорфская педагогика - это индивидуальный подход к каждому ребенку, обучение в собственном темпе, неприятие учебы ради оценок, преподавание языков с первого-второго класса методом погружения в языковую среду с практикой в Германии в старшей школе, всестороннее развитие: серьезные занятия живописью и графикой, музыкой, качественные театральные постановки. Поощряется самовыражение, в том числе через внешний вид. Вальдорфского ученика чаще всего видно в толпе. Отдельных слов заслуживает оформление вальдорфских помещений. Здания школ строятся по принципам органической архитектуры, внутреннее оформление включает в себя массу натуральных материалов и идеально сочетающиеся оттенки пастельных цветов. Всего этого мне серьезно не хватало в районной школе, где пришлось некоторое время учиться. В вальдорфских школах классный учитель должен вести у своего класса большинство предметов как минимум до 6-го, а лучше до 8-го года обучения. Это дает ему практически неограниченную единоличную власть над детским коллективом со всеми возможными последствиями.

Вальдорфская педагогика основывается на учении Рудольфа Штайнера — антропософии. В вальдорфских школах принципиально нет специализации, а обучение происходит без выставления отметок и учебников. Учебный материал излагается большими учебными периодами, «эпохами» длительностью 3-4 недели. Первая школа, основанная на этих принципах, открылась в 1919 году.

Кому подходит такой формат . В вальдорфские школы детей приводят люди, которым «не все равно». Они готовы идти против традиций в образовании и непонимания общества. С каждым годом разрыв между вальдорфом и окружающим миром немного увеличивается, однако это воспринимается в позитивном ключе, как знак отличия, свидетельство осознанного подхода к жизни.

После выпуска . Мой жизненный опыт в целом богаче опыта среднего ученика районной школы. Я ездила на языковые практики и еще ребенком прочувствовала европейскую жизнь. Умею валять из шерсти, играть на флейте, рисовать акварелью по мокрому и в технике «лессировка», доить корову, ковать по меди, чувствую себя комфортно в роли туриста-походника. Все это благодаря школе.

Вальдорфская педагогика — это набор идей, которые не всегда согласуются с современным состоянием науки, особенно если мы говорим о биологии и химии. Поэтому большинство выпускников поступает в вузы на гуманитарные и творческие специальности.

Мнение эксперта . Разрыв между вальдорфом и окружающим миром не вдохновляет. И, конечно, надо понимать, что выбирая такую школу, вы изначально выбираете весьма своеобразный вариант религиозно-мистического мировоззрения для своего ребенка.

На протяжении нескольких поколений в нашей стране школа была неотъемлемой частью жизни детей и подростков. Именно там они получали знания, обзаводились новыми знакомствами, учились выходить победителями из конфликтных ситуаций. Увы, сегодня она совсем не та, какой была еще 20-30 лет назад. Это заставляет все большее количество родителей всерьез задуматься о поисках альтернативы школе. Давайте разберемся с этим крайне важным вопросом более серьезно.

Плюсы обычной школы

Прежде чем рассматривать альтернативное образование, давайте разберемся с плюсами простой школы, в которой учится подавляющее большинство детей и подростков.

Самый главный из них - простота. Родителям в этом случае приходится по минимуму принимать участие в учебном процессе. Ребенка приводят в школу утром и забирают в обед, а со временем он сможет ходить в школу и обратно самостоятельно. Родителям приходится лишь несколько раз в год посещать родительские собрания. Правда, если ребенок не отличается послушанием и усердием, то, возможно, придется также иногда посещать школу, чтобы разобраться со сложными ситуациями.

При этом большинство детей сравнительно легко получают аттестаты о среднем образовании. Пусть не все становятся отличниками, но ведь и с тройками сегодня можно поступить в вузы, построить успешную карьеру. Поэтому лишний раз напрягаться ребенку обычно не приходится.

Наконец, что немаловажно, школьник привычно проходит социализацию, становясь частью более или менее слаженного коллектива. Он привыкает жить по давно выверенному шаблону. Сначала оканчивает школу. Затем поступает в вуз - обычно на платное отделение. Затем находит работу (чаще всего не по полученной профессии) и трудится до пенсии. Схема проста, выверена и почти не дает сбоев.

Почему родители отказываются от школ?

Но, несмотря на простоту и надежность обычной школы, количество родителей, всерьез задумывающихся о поиске альтернативы школьному образованию, стремительно растет. Почему же? На то есть несколько причин.

В первую очередь следует признать, что совершенно не направлена на то, чтобы дать детям образование. Взять хотя бы образование в тяжелые девяностые годы, не говоря уже про более ранние 30-е годы прошлого века. В это время учителя, зачастую месяцами не получая зарплату, старались дать ученикам максимум информации, донести до них определенные правила, теоремы, законы наук. Что же творится в школах сейчас? Увы, мы стремительно идем по тому же пути, по которому полвека назад прошли многие страны Европы. Теперь любое обучение призывают признать формой насилия над личностью. Ведь ребенку, понятное дело, гораздо интереснее играть, чем изучать правила русского языка или теоремы по геометрии. Однако играя, школьник не сможет развивать мозг, а это необходимо для успешного нахождения места в жизни. Поэтому есть смысл надавить на него сегодня, заставлять переступать через "хочу - не хочу", чтобы обеспечить лучшую жизнь завтра.

К сожалению, современное образование придерживается иной точки зрения. В результате школа уже не столько обучает, сколько развлекает. И, если честно, крадет у ребенка больше десяти лет жизни, почти не давая новых и полезных знаний, не говоря уж о прививании ценных навыков.

Также стоит отметить, что в обычном классе обучается 25-30 учеников. А урок длится 45 минут. Таким образом, объяснив тему, даже очень хороший учитель, чувствующий, что обучение - это его призвание, и старающийся максимально отдать себя ученикам, может уделить каждому из них не больше чем по 1 минуте за урок. Следовательно, за шесть уроков в день ученик может рассчитывать на 6 минут внимания со стороны учителя. И это в том случае, если педагог действительно работает с полной самоотдачей. Не так уж и много, не правда ли?

Какие формы обучения предусматривает законодательство?

Теперь давайте разберемся, какие предусматривает формы обучения на дому закон об образовании.

В первую очередь это обычное образование в домашних условиях. Ученик получает необходимые знания по учебникам, самостоятельно, с помощью родителей или приглашенных репетиторов. Однако ему все равно придется несколько раз в год посещать школу - чтобы сдать экзамены по действующей программе. Да, он все равно остается прикрепленным к школе, хотя и свободен от необходимости ходить туда пять дней в неделю. Получая соответствующие оценки на экзаменах, ученик будет получать в конце года табель, а после 9 и 11 классов - соответствующие документы.

Также некоторым родителям стоит рассмотреть вариант с надомным обучением. Но подходит он не всем, а только больным детям, которые при всем желании не могут посещать обычную школу.

Обучение на дому

Давайте рассмотрим наиболее распространенную альтернативу школе - домашнее обучение. Здесь имеются серьезные плюсы и минусы. Начнем с плохих новостей.

В первую очередь на родителей ложится большая дополнительная ноша - придется тратить много времени или денег. Если вы достаточно образованы, то вполне сможете дать весь школьный курс ребенку самостоятельно. Но будьте готовы к тому, что час, два, а то и три в день вам придется проводить с ребенком, помогать ему постигать науку. Далеко не каждый родитель может позволить себе такую роскошь - времени вечно не хватает из-за работы и дороги туда и обратно. К тому же не каждый взрослый человек достаточно хорошо помнит школьную программу, чтобы помочь ребенку разобраться с нею.

Еще один минус - недостаток общения. В школе ребенок волей-неволей проводит среди сверстников по несколько часов в день. Здесь он учится заводить друзей, приживаться в коллективе, где-то идти на уступки, а где-то становиться лидером, диктующим свои условия окружающим. Если же ребенок вместо этого проводит те же часы дома, он оказывается лишен такой возможности.

Нередко имеет место предвзятое отношение со стороны учителей. Ребенок на домашнем обучении вообще является своеобразным вызовом со стороны родителей. Они как бы говорят, что не доверяют профессионализму преподавателей. В результате некоторые из педагогов срываются на ребенке, намеренно занижая оценки везде, где есть такая возможность, при сдаче экзаменов.

Теперь перейдем к плюсам. Главным из них является возможность подстраиваться под конкретного ученика. Например, одному ребенку легко дается математика, а вот на то, чтобы выучить десяток слов по-английски, приходится тратить много времени. Соответственно, можно экономить время на первом, чтобы отдать его второму. В обычной школе подобное невозможно - учитель вынужден идти по программе.

Не нужно тратить время на дорогу в школу и обратно - в некоторых случаях экономится больше часа в день.

Всегда есть возможность выдерживать темп, подходящий ребенку. Одну тему по математике он может освоить за считаные минуты, а другая вызовет проблемы. И здесь нет учебного плана, который заставил бы его тратить несколько часов на первую, мельком изучая вторую. Это действительно очень важно. Глупо бросать тему и переходить к следующей, если ребенок не освоил ее. Но еще хуже заставлять ребенка тратить лишнее время на изучение темы, которую он уже понял и освоил - это убьет в нем интерес к образованию и получению знаний. И пожалуй, это худшее, что может сделать учитель для ученика.

Некоторые предметы при таком образовании можно вообще вычеркнуть. К примеру, зачем ученику тратить три часа в неделю на физкультуру, если он ходит на плавание, бокс или спортивную гимнастику, которые дают ему гораздо больше? Или столько же времени на труды, когда родители смогут в домашней обстановке объяснить те же темы более наглядно.

Довольно часто несколько родителей, объединившись, создают собственную маленькую школу. Находя помещение, они нанимают репетиторов, которые занимаются с их детьми. Это позволяет получить прекрасные знания при минимальных финансовых затратах. Например, один час репетитора стоит 500 рублей (цена может сильно изменяться в зависимости от возраста детей, города и запросов педагога). Но обычно можно договориться с ним, чтобы он обучал группу из 5 человек за 1000 рублей. Следовательно, за одного ученика придется потратить всего 200 рублей. При этом он получит индивидуальный подход, который позволит легко освоить любую тему. Такие клубы семейного образования становятся сегодня все более популярными, так как имеют все плюсы обычной школы и практически полностью лишены ее минусов.

Поэтому можно с уверенностью сказать, что домашнее обучение имеет определенные преимущества и недостатки. Что является более важным, решать только родителям.

Оканчиваем школу экстерном

Очень часто родителей, ценящих время своего ребенка, интересует, как закончить школу экстерном. Это вполне разумное решение. Опытные педагоги признают, что современное образование является искусственно затянутым. При правильном подходе и организации 11-летнюю программу обучения вполне можно освоить за 6-8 лет в зависимости от способностей ученика. Только представьте - ребенок экономит от 3 до 5 лет! Насколько больше полезных знаний он сможет получить до 18 лет, когда большинство его сверстников только окончат школу. Как минимум одно среднее специальное или даже высшее образование (очно или заочно). И ведь для этого достаточно знать, как закончить школу экстерном. А ответ на этот вопрос достаточно прост.

Приятно, что обучение экстерном является вполне законным - по сути, это и есть домашнее обучение. То есть ученик, проходя школьную программу дома, сдает экзамены в школе. Но не обязательно следовать программе - если есть опытные наставники и интерес к обучению, почему бы не пройти годовой курс за полгода? В школах по-прежнему предусмотрена возможность проходить за один календарный год двух- и даже трехлетнюю программу. Талантливый ребенок легко сможет окончить школу в 14 лет, после чего самостоятельно или с помощью родителей решать, как распорядиться освободившимся временем - поступить в колледж, вуз, найти подходящую работу или же заниматься чем-то другим.

Глупо отрицать - это очень хорошая альтернатива школе, особенно современной, которая принадлежит к структуре, вовсе не заинтересованной в том, чтобы страну населяли умные, сильные и решительные люди. Помните, что только вы отвечаете за образование и, соответственно, будущее своих детей.

Дистанционное образование

В последние годы все большей популярностью пользуется онлайн-обучение. В чем оно заключается? По сути, это своеобразная форма заочного образования. Но для обучения и сдачи экзамена ученикам и учителю не нужно находиться в одной комнате. Благо, современные технологии позволяют преподавателю общаться с учеником, находясь в сотнях и даже тысячах километров друг от друга.

По сути, это является одной из разновидностей клубов семейного образования или же репетиторства. Плюсом является тот факт, что не нужно искать подходящее помещение, если планируется собрать в одном месте группу детей. Также отпадает необходимость тратить время на дорогу - в условиях мегаполисов это является крайне важным преимуществом. Ведь в некоторых случаях репетитору, чтобы провести один час с учеником, приходится тратить столько же времени или даже больше, чтобы добраться к нему и вернуться домой. Разумеется, это доставляет лишние хлопоты учителю и заставляет его повышать свои расценки, что бьет по семейному бюджету семьи ученика.

Но все-таки определенные минусы онлайн-обучение тоже имеет. Хотя бы потому, что большинство учеников чувствуют себя более комфортно, когда учитель находится рядом, а не на экране компьютера. Однако с этим минусом чаще всего приходится мириться, чтобы выиграть в другом.

Также можно получать среднее образование дистанционно, обучаясь в специальных школах. Ведь на сегодняшний день в нашей стране существует довольно много школ, имеющих лицензию государственного образца, но при этом программа их сильно отличается от стандартной, используемой в простых средних учреждениях. Более подробно о них расскажем чуть позже. Здесь же стоит упомянуть, что при дистанционном обучении ученик или его родители получают примерную программу, которую школьник должен освоить. С учителями на связь выходят для сдачи готовой работы, а также в случаях, когда возникают какие-то трудности при ее выполнении.

Альтернативные школы

Для нашей страны такие школы являются довольно необычными, непривычными. Зато в Европе и США их много. Причем программы везде сильно отличаются. Одни стараются разработать нечто совершенно новое, в то время как другие берут за основу программу, используемую в школах в конце девятнадцатого века. Удивительно, но выпускники последних учреждений часто демонстрируют высочайший уровень образования.

Не стоит считать такую разницу в количестве альтернативных школ отсталостью нашей страны. Скорее наоборот - на Западе необходимость в их появлении возникла гораздо раньше потому, что в России до недавних пор средние школы давали все необходимые знания. Увы, сегодня, в ходе многочисленных реформ, образование становится все хуже. Родители, желая дать детям лучшие знания, ищут пути для его получения. И альтернативные школы помогают им в этом.

Таких школ очень много: Монтессори, академика Щетинина, с вальдорфской системой образования - перечислить все будет сложно. Каждая имеет определенную программу, достоинства и недостатки. Некоторые из них являются бесплатными, но попасть туда довольно сложно. Другие же - платные, причем оплачивать обучение могут позволить себе очень немногие наши соотечественники. Конечно, нужно очень серьезно подходить к выбору школы - она окажет немалое влияние на жизнь вашего ребенка.

Боремся с недостачей социализации

Родители, выбирающие в качестве альтернативы школе домашнее обучение, часто жалуются, что их дети в результате оказываются не слишком общительными, практически лишенными коммуникативных навыков. Это действительно серьезная проблема - даже гений, не умеющий общаться и заводить знакомства, не сможет добиться многого. Но объяснить это легко: пока другие дети общаются в школах (увы, сегодня общаются гораздо больше, чем учатся), они развивают навыки коммуникации, учатся встраиваться в систему. При домашнем обучении ребенок лишен такой возможности.

К счастью, проблему легко решить, если вовремя ее заметить. Ведь существует множество творческих и спортивных кружков, где ребенок может встречаться со сверстниками. Причем это даже лучше, чем школа. Все-таки в классе собираются дети, зачастую не имеющие ничего общего, кроме возраста и примерного места проживания. В кружках и секциях ребенок встречается с единомышленниками. Здесь они занимаются общим делом, которое интересно всем. Это может быть пулевая стрельба, изготовление моделей самолетов, вышивка бисером, игра на гитаре, рисование, спортивное ориентирование - выбор огромен. Завязать знакомства в таком окружении будет довольно легко. И две-три таких секции станут прекрасным дополнением к альтернативной системе образования.

Выбираем лучший вариант

Так как же быть - отдавать ребенка в обычную школу или заниматься его образованием самостоятельно? На самом деле вопрос гораздо более сложный и глубокий, чем может показаться на первый взгляд. В первую очередь нужно изучить стремления ребенка и его задатки. Глупо пытаться вырастить из обычного ребенка юного гения, способного в 14 лет поступить в вуз, а то и окончить его. Ему будет просто некомфортно в среде более умных сверстников, здесь он станет белой вороной. В обычной школе он почувствует себя "своим". К тому же высоко он не взлетит, но и низко не упадет - пойдет по проторенной и привычной тропе: детский сад, школа, университет, работа.

А вот родителям детей, обладающих действительно серьезными задатками, все-таки стоит постараться. Пусть придется тратить больше времени, сил и денег на их образование, зато будет возможность дать ребенку билет в большое будущее. В обычной средней школе ему слишком тесно, нет возможности реализовать потенциал, зато есть риск стать изгоем, белой вороной. Ему лучше подойдет именно альтернативное образование, подстраивающееся под него, а не требующее обратного.

Заключение

На этом наша статья подходит к концу. Теперь вы знаете, как получить среднее образование при домашнем обучении, а также избежать многих проблем, часто возникающих на таком пути. Надеемся, что статья поможет принять правильное решение и помочь ребенку найти себя в этой непростой жизни.

Поделитесь с друзьями или сохраните для себя:

Загрузка...