Образовательный маршрут на ребенка дошкольника. Индивидуальный маршрут сопровождения ребенка с зпр

Намеченная цель школьного учебного процесса - развитие полноценной, всесторонне образованной и гармоничной личности - реализуется с помощью внедрения и выполнения требований ФГОС. Одним из важных аспектов достижения этой цели является разработка школьника (далее - ИОМ) и следование его положениям.

Изменения общеобразовательной системы в последние годы ориентированы на персонализацию проводимых мероприятий, которые включают в себя саморазвитие, как учеников, так и учителей. В этой связи учебные программы пересматривают, направляя их в сторону гуманизации и персонализации учащихся. Такое движение обеспечивает становление личности, самоопределение и признание самоценности каждого школьника, и ставит целью повышение эффективности и функциональности реализуемых программ. В свою очередь индивидуальный образовательный маршрут предусматривает:

  • организацию образовательного процесса в темпе и порядке, соответствующим уровню оптимальной учебной нагрузки для каждого ребенка;
  • постановку целей и задач обучения, соответствующих реальным требованиям и ожиданиям школьника, что повышает мотивацию к освоению программного материала;
  • моделирование ситуации личной ответственности за результат.

Индивидуальный образовательный маршрут - что это?

В последние годы школьная образовательная система претерпела значительные изменения, вследствие которых изменилась сама суть педагогической практики. Если раньше от учителей требовалось отличное знание предмета и его грамотное изложение, то в условиях гуманизации современной школы на первый план выдвигается умение педагогов в рамках урочных занятий и внеурочной активности способствовать становлению каждого ребенка как личности, независимо от возраста, показателей здоровья, индивидуальных способностей. Чтобы обеспечить дифференциацию образовательного процесса в теорию педагогической практики было введено понятие ИОМ, которое пока не нашло свое отражение на законодательном уровне, а потому имеет несколько вариантов трактовок.

Сохраните это себе, чтобы не потерять:

Читайте в журнале «Справочник заместителя руководителя образовательного учреждения» рекомендации по индивидуализации обучения в школе:

- Проектирование индивидуального образовательного маршрута на уроке (технологические карты и модели урока)
- Образцы плана работы и индивидуального маршрута, которые помогут развить способности учеников (методы диагностики)

Концептуально персональный путь реализации личностного потенциала учащегося в образовании. Ряд авторов определяет понятие индивидуального образовательного маршрута школьника как программу, разработанную учеником совместно с учителем, где ребенку дана некоторая свобода выбора формы и содержания обучения. Другие авторы придерживаются мнения, что маршрут – это некая модель учебного пространства, которая составлена с учетом характеристик ребенка. В любом случае, цели персонального плана школьника устанавливаются с учетом требования ФГОС о всестороннем развитии индивидуума в рамках школьной программы.

Чтобы обеспечить потребности обучающихся, в том числе посредством индивидуализации обучения, требуется создание особых условий, чему предшествуют такие этапы организационной работы:

  1. Изучение способностей, интересов, интеллектуальных возможностей учащихся. Данные, на основе которых будет осуществляться проектирование индивидуального образовательного маршрута по примеру , можно получить в ходе диагностирования, оценивания и контроля знаний, наблюдения, составления статистических таблиц с прогнозированием зоны ближайшего развития. Каждый педагог в рамках данного этапа вправе использовать тот диагностический метод который кажется наиболее эффективным с учетом особенностей образовательной ситуации. Для получения достоверных данных рекомендуется реализовать комплекс диагностических мер.
  2. Выбор ИОМ. Под данным пунктом следует понимать создание специальных условий, благодаря которым перед школьниками открывается возможность выбора способов, форм и методов обучения.

Важно отметить, что обучение учащихся может осуществляться сразу по нескольким ИОМ, которые осуществляются параллельно или последовательно. Выбор каждого маршрута зависит от ряда факторов - интересов и потребностей ребенка, родительских ожиданий, кадровых и материально-технических возможностей школы, доступных способах включения в процесс обучения дополнительного образовательного модуля.

Подводя итог вышесказанному, хочется представить еще одно определение анализируемого понятия. Итак, индивидуальный образовательный маршрут - это дифференцированная, специально подготовленная программа, в рамках которой обучающийся является субъектом выбора, а преподаватели оказывают всестороннюю помощь в его самоопределении и успешной самореализации.

Индивидуализация процесса обучения в школе стимулирует введение особых документов, призванных обеспечить персональный подход к каждому учащемуся. Один из таких документов - непосредственно индивидуальный образовательный маршрут школьника - представляет собой готовую программу, которая направляет развитие ребенка по определенному маршруту. Внедрение данного документа в работу общеобразовательного заведения призвано помочь педагогам увидеть процесс с позиции школьников, а молодежи определиться с целями и направлением своего дальнейшего развития.

Проект рассчитан на то, чтобы с помощью педагогов сформировать в сознании ребенка устойчивую позицию субъекта выбора. Поддержка учителей при реализации маршрута обеспечит учащемуся возможность для самоопределения. Согласно нормативным установкам, индивидуальные планы обязательно включают шесть базовых предметов (математика, история, русский язык и литература, физкультура, иностранный язык и ОБЖ). Остальные дисциплины могут быть выбраны школьником, его родителями или педагогом с учетом планов и способностей конкретного ученика.

Изучая понятие и примеры индивидуального образовательного маршрута школьника, следует иметь в виду более широкое значение программы, которое обозначает образовательную траекторию. Это означает, что для достижения целей, одновременно должны реализоваться несколько направлений и планов по прописанной в том же документе технологии педагогического процесса. Программа необходима для формирования последовательности мероприятий по предоставлению знаний, и включает в себя не только умственное развитие, но и возможность раскрытия личностного потенциала каждого ученика.

Одной из важнейших целей маршрутизации обучения является создание благоприятных условий для проявления одаренности и особенностей личности. Необходимо понимать, что в силу особенностей здоровья, низкой мотивации, семейных обстоятельств и многих других факторов, не всем школьникам внедряемая система образования дается легко. Для многих детей образовательный маршрут может стать существенной поддержкой при освоении школьной программы. Образцы индивидуального образовательного маршрута школьника, предложенные в статье, дадут представление о документе, его функциях и особенностях.

Индивидуальный образовательный маршрут: принципы и этапы создания

Проектирование персональных маршрутов для школьников производят с учетом их психологических и интеллектуальных особенностей. Согласно современной концепции образования, учащиеся могут изучать новые темы, закреплять или повторять пройденный материал. Слабые, сильные, одаренные или часто болеющие ученики не могут двигаться по одинаковым траекториям, поэтому для каждой категории школьников составляют разные ИОМ, принимая во внимание также степень обучаемости ребят. Программы могут быть короткими или длинными, но в любом случае они должны стимулировать формирование разносторонней личности, самооценки, мотивировать к самообразованию и применению полученных знаний на практике.

Выбор индивидуального образовательного маршрута для конкретного ребенка должен производиться педагогом с учетом актуальных показателей образовательной ситуации. В проект маршрута следует включить следующие элементы:

  1. Обобщенная характеристика ребенка, составленная по результатам комплексной диагностики.
  2. Перечень сформированных знаний и умений, предусмотренных образовательной программой.
  3. Область знаний и компетенций, предусмотренных в условиях углубленного изучения предметной области (актуально для детей с признаками одаренности).
  4. Перечень творческих заданий по каждой учебной теме программной разработки.
  5. Показатели психолого-педагогического мониторинга.
  6. Необходимые коррекционные мероприятия (для школьников с ОВЗ).

Согласно Н. Поддъкову, проектирование ИОМ рекомендуется осуществлять не только с учетом зоны, но и горизонтов ближайшего развития, предусматривая, как это ни парадоксально, движение к сложно достижимым целям. Это необходимо для предупреждения искусственных ограничителей. Максимальной эффективности от реализации программы удается достичь, если на этапе ее разработки к процессу привлекают ученика вместе с родителями. Проведение совместных занятий (общение, чтение, игры и проч.) позволяет уточнить индивидуальные особенности школьника и понять ожидания родителей от образовательных мероприятий.

Специалисты рекомендуют также разрабатывать ИОМ для ребят с ограниченными возможностями. Такие документы должны учитывать особенности учащихся и быть направлены на совершенствование корректирующего обучения. Следование по особому маршруту способствует эффективной социализации детей с ОВЗ.

Таким образом, индивидуальные образовательные маршруты по ФГОС предназначены для решения следующих задач:

  1. Позволяют создать благоприятные условия для общего развития, в том числе посредством удовлетворения потребностей в само- и дополнительном образовании.
  2. Обеспечивают условия для выработки главной метапредметной компетенции - умения учиться с поставкой целей и задач, организацией образовательного процесса, выявлением трудностей и их преодолением.
  3. Помогают восстановить недостающие знания отстающим ученикам.
  4. Способствуют формированию мотивации и учебной деятельности у слабоуспевающих детей.
  5. Поддерживают одаренных ребят с особенностями характера, выраженными в гиперактивности, повышенной эмоциональности, сложностях в общении.
  6. Помогают получить образование детям с проблемами со здоровьем путем разработки индивидуального образовательного маршрута школьника с ОВЗ.
  7. Дают возможность учащимся, опережающим развитие, получить знания, соответствующие их способностям.

Что касается непосредственно проектирования, то разработать единую траекторию для всех учащихся не представляется возможным, поскольку процесс обучения находится в постоянном движении, а каждый школьник требует индивидуального подхода. Поэтому необходимо понимать, что элементы маршрута могут и должны подвераться корректировке. При этом предоставление широкого спектра возможностей и помощи в выборе своего направления являются основным задачами преподавателя. Несмотря на коллективную разработку маршрута (в том числе с привлечением родителей), выбор направления должен оставаться за ребенком.

Представляем вашему вниманию алгоритм разработки индивидуального образовательного маршрута по образцу , который может быть поэтапно реализован в условиях современной образовательной практики:

  1. Определение оснований для выбора индивидуального образовательного маршрута обучающегося (определение посредством проведения психолого-педагогической диагностики уровня достижения предметных, метапредметных и личностных результатов, образовательных потребностей, мотивации к обучению, состояния здоровья и др.).
  2. Концептуальное обоснование выбора индивидуального образовательного маршрута (на совместной встрече представителя администрации, педагогов, обучающихся и их родителей определяются образовательные цели, планируются образовательные результаты, которые должны быть достигнуты по итогам освоения ИОМ на различных этапах и в целом, основные виды деятельности и возможные проблемы).
  3. Проектирование обучающимися и их родителями индивидуального образовательного маршрута с помощью электронного конструктора (уточнение индивидуальных образовательных целей и задач, конкретизация планируемых результатов, выбор уровня, на котором будет изучаться каждый предмет, выбор программ внеурочной деятельности, социальных практик, элективных курсов и т. д., выбор формы подведения итогов освоения образовательного маршрута).
  4. Проектирование педагогами и психологом диагностических методик для проведения текущей и итоговой диагностики освоения ИОМ, в том числе карт самооценки обучающихся.
  5. Встреча-собеседование представителя администрации, классного руководителя, обучающегося и родителей по уточнению структуры и содержания индивидуального образовательного маршрута, планирование совместной работы по его реализации.
  6. Разработка маршрутного листа реализации индивидуального образовательного маршрута (в электронном виде).

Как показывает практика, реализация ИОМ возможна только в особых образовательных условиях, предусматривающих открытость результатов обучения, предоставление школьникам возможности выбора уровня сложности программного материала, сочетания форм организации учебной работы только на основании принципа целесообразности. Индивидуальный образовательный маршрут требует оказания дифференциальной педагогической помощи каждому из школьников, построения взаимодействия таким образом, чтобы обучение неизменно оставалось самостоятельной деятельностью, а также обеспечения комфортных психологических условий для всех детей без исключения.

Получите диплом установленного образца

Уточнить, что такое школьная успеваемость и что на нее влияет, эффективно выявлять причины школьной неуспеваемости, научиться использовать технологии работы с неуспевающими обучающимися, с одаренными и высокомотивированными детьми поможет обучение по программе

Индивидуальный образовательный маршрут по ФГОС

Отличительной особенностью ИОМ, которые по сути олицетворяют новые технологии обучения с максимальными показателями дифференциации и индивидуализации, является многоаспектность работы по направлению. Это проявляется в широком выборе направлений для реализации маршрутов: содержательном (вариативные учебные планы и образовательные программы, определяющие индивидуальный образовательный маршрут), деятельностном (специальные педагогические технологии) и процессуальном (непосредственно организация). При этом важнейшими составляющими индивидуальных образовательных маршрутов являются следующие компоненты:

  1. Целевой аспект определяет точные цели, которые формируют с учетом требований ФГОС, потребностей и мотивации ученика.
  2. Содержательный компонент дает обоснование построенного маршрута, объясняет систематизацию содержимого предметов и связи между циклами, предметами, темами в учебной программе.
  3. Технологический элемент устанавливает методики, учебные технологии и специальные методы для реализации намеченных воспитательных и учебных мероприятий.
  4. Диагностический компонент определяет систему, выбранную для контроля уровня полученных знаний.
  5. Организационно-педагогический аспект выражает пути, которые в результате приведут к достижению цели.
  6. Результативный элемент обозначает запланированные результаты.

Пояснительная записка к индивидуальному образовательному маршруту школьника представляет собой документ, в котором дано полное описание составленной траектории развития. Документ включает в себя пункты об особенностях развития, возможностях учащегося, планируемых результатах, критериях результативности, особенностях учебного процесса и способах контроля его функционирования. В самом ИОМ преподаватель обычно предлагает комплекс заданий разной степени сложности и темы для исследовательских или творческих работ. Хочется отметить, что сам по себе факт разработки проекта маршрута как фактора индивидуализации обучения является значимым, но не особо результативным, если в школе отсутствуют особые организационно-педагогические условия, а именно:

  1. Закреплена необходимость соблюдения основных принципов, обеспечивающих эффективное использование индивидуальных образовательных маршрутов обучающего для достижения им планируемых образовательных результатов (обязательное соблюдение интересов школьника, личная активная позиция обучающегося, взаимодействие и согласованность действий всех участников образовательных отношений, непрерывное и гарантированное психолого-педагогическое сопровождение реализации ИОМ, опора на достижение планируемых образовательных результатов обучающихся).
  2. Систематически осуществляется проектирование различных видов индивидуальных образовательных маршрутов по ФГОС или их комбинации (для обучающихся, испытывающих сложности в освоение образовательных программ по учебным предметам, детей с ОВЗ, одаренных школьников).
  3. В локальной документации предусмотрена возможность внесения изменений в организацию образовательного процесса, позволяющих обучающимся в рамках проектирования и реализации ИОМ использовать как структурные единицы обязательные единицы программного содержания, элективные курсы, надпредметные программы, участие в ученическом научном обществе, а также дистанционные образовательные и социальные практики.
  4. Осуществляет дидактическое сопровождение учащихся в процессе реализации индивидуального маршрута на основе непрерывного мониторинга образовательных достижений.
  5. В школе при участии школьной администрации создаются возможности для активного использования педагогами современных образовательных технологий и образовательных практик, в том числе за счет создания системы психолого-методического сопровождения в процессе решения конкретных учебных и профессиональных затруднений участников образовательных отношений.
  6. Ведется непрерывное развитие образовательного пространства школы, в первую очередь - информационно-образовательной среды, и социального партнерства как для популяризация предметных знаний через проведение мероприятий просветительского, образовательного и научно-методического характера, так и для реализации интегративных образовательных практик.

При условии соблюдения представленных требований по созданию благоприятных условий для реализации ИОМ можно рассчитывать на последовательное внедрение и утверждение системы управленческих и организационно-педагогических условий для проектирования и реализации индивидуальных образовательных достижений обучающихся с учетом необходимости реализации предметных концепций, которые могут быть адаптированы к условиям конкретного образовательного учреждения. Накапливая готовые примеры индивидуальных образовательных маршрутов по ФГОС , педагоги смогут отработать простые алгоритмы их проектирования, способствующие повышению эффективности образовательной деятельности в целом.

На уровне школы практики по внедрению ИОМ обеспечивают реализацию дифференциального подхода в образовательной деятельности, что в полной мере соответствует актуальной государственности политики, создание условий для успешного введения и реализации предметных концепций, повышение качества образования и эффективности управления ОУ, расширение продуктивного социального партнерства, выполнение социального заказа.

Для участников образовательного процесса организация обучения на базе индивидуальных образовательных маршрутов несет дополнительные преимущества:

  1. Для обучающихся: достижение запланированных образовательных результатов, обеспечение положительной динамики учебной работы, активное включение в процесс планирования и оценки собственной образовательной деятельности, повышение мотивации к школьному обучению.
  2. Для родителей: обеспечение возможностей для совместного проектирования ИОМ ребенка, активизация сотрудничества с представителями школы в рамках прохождения ИОМ, повышение удовлетворенности организацией и результатами образовательной деятельности.
  3. Для педагогов: создание условий для внедрения новых образовательных технологий и образовательных практик, повышения аналитической культуры кадрового состава, обеспечение сотрудничества всех участников образовательных отношений, необходимого для решения образовательных задач, разработку инструментария для диагностики и оценки достижения обучающимися планируемых результатов освоения ИОМ.

Готовый индивидуальный образовательный маршрут для младших школьников

Согласно исследованиям, от 20 до 60 % детей к моменту поступления в школу не имеют достаточного уровня подготовки к предстоящему обучению. Это обуславливает проблемы первоклассников, связанные с трудностями освоения основных дисциплин. Дети, обучающиеся в младших классах, очень разные по способностям, скорости усвоения материала, самомотивации и состоянию здоровья. Именно поэтому дифференциацию в организации обучения важно внедрять с первых дней пребывания учащегося в школе.

Индивидуальный образовательный маршрут ребенка младшего школьного возраста следует понимать как разработанный педагогом совместно с родителями проект образовательной деятельности ребенка, отражающий его индивидуальные особенности, потребности, интересы, направленный на достижение ключевых компетентностей школьного возраста с целью содействия наиболее полной реализации имеющегося у ребенка потенциала развития. Цель ИОМ для учащегося ребенка младшего школьного возраста - максимальная реализация потенциала развития, в которую входят:

  1. Компенсация трудностей ребенка (трудности, связанные с социальной адаптацией и трудности в обучении), полноценное развитие.
  2. Подготовка к новой социальной ситуации развития.
  3. Развитие способностей и возможностей, реализация творческого потенциала.
Доминирование той или иной задачи в разработке маршрутов определяет их направленность (типологию):
  • маршрут коррекционного типа - направлен на оказание коррекционно-педагогической поддержки младшим школьникам с особенностями развития (в том числе ограниченными возможностями здоровья);
  • маршрут адаптивного типа - направлен на использование потенциала образования для подготовки ребенка к новой социальной ситуации развития (например, адаптации к условиям основной школы) через определение факторов риска развития и/или дезадаптации;
  • маршрут творческого типа – направлен на развитие и реализацию особенностей и возможностей, способностей и творческого потенциала дошкольников.

Обобщенная схема индивидуального образовательного маршрута младшего школьника включает следующие разделы:

  1. Общие сведения о ребенке, семье.
  2. Результаты психолого-педагогической диагностики, которые отражаются в форме социального портрета школьника. В данном разделе рекомендуется отразить такие параметры, как преобладающие интересы, потребности ребенка, предпочитаемые виды деятельности, отношение к творчеству, свойства и черты личности, обусловленные нейродинамическими характеристиками, черты когнитивного стиля, проблемы в развитии, предпочитаемые партнеры и формы работы и т.д.
  3. Содержание ИОМ, которое состоит из инвариантной и вариативной части. Инвариантная часть состоит из двух блоков («Образовательная деятельность», «Взаимодействие с семьей»), вариативная часть меняется в зависимости от типа маршрута.

На первоначальном этапе проектирования ИОМ педагог анализирует исходные данные: производит оценку индивидуальных особенностей и возможностей ребенка, его индивидуальных образовательных достижений посредством комплексной диагностики, составляет ресурсную карту образовательного пространства ребенка (развивающая среда в школе, семье и т.д.). Далее определяет цели и задачи ИОМ, выбирает необходимый для конкретного ребенка тип маршрута, изучает образовательный запрос родителей, прогнозирует темп и результат реализации маршрута. На следующем этапе осуществляется разработка приемов реализации ИОМ: педагог определяет содержания образования (выбор видов, форм, методов работы, средств и способов деятельности), продумывает особенности работы с родителями и специалистами ОУ, разрабатывает критерии и средства оценки полученных результатов (достижений ребенка), вариантов презентации продуктов деятельности. В конечном итоге педагог продумывает и подбирает необходимое материально-техническое оснащение процесса реализации образца индивидуального образовательного маршрута и документально его оформляет.

При разработке ИОМ для малышей применяют следующие психолого-педагогические принципы:

  1. Комплексное обследование включает изучение степени интеллектуального, творческого, психического, физиологического развития.
  2. Длительность изучения означает, что обследование личности не должно быть однократным, а продолжаться долгое время.
  3. Принятие во внимание потенциальных возможностей и способностей ученика.

ИОМ составляется таким образом, что реализуется как в самостоятельной деятельности детей, так и совместной деятельности с воспитателем, не нарушая обычного режима дня и не изменяя реализуемых образовательных программ. Проектируя индивидуальные образовательные маршруты младшего школьника, педагоги выполняют требования Стандарта, внедрение которого должно полностью завершиться в 2021 году. Для маленьких участников образовательного процесса можно разрабатывать различные виды маршрутов - долгосрочные или краткосрочные, монопредметные или многопредметные. В рамках осуществления индивидуального образовательного маршрута по ФГОС преподаватель проводит запланированные мероприятия, которые могут включать:

  1. Организацию консультаций педагога-психолога для уточнения особенностей развития малышей.
  2. Анкетирование родителей школьников.
  3. Наблюдение за учащимися с фиксацией результатов.
  4. Контроль и анализ работ, выполняемых учениками.
  5. Анализ журнала успеваемости школьников.

Условиями реализации ИОМ в начальной школе являются субъект-субъектное (партнерское) взаимодействие участников педагогического процесса (педагога, ребенка, родителей), а также обеспечение вариативности образовательных услуг, которое гарантирует возможностью выбора видов деятельности и тем образовательных ситуаций, партнеров по взаимодействию и т.д.

Большинство авторов определяют понятие индивидуального образовательного маршрута школьника как путь развития ребенка к приобретению знаний, пониманий и умений с помощью педагогов, которые помогают в самоопределении, мотивации и достижении целей. Чем раньше начать этот процесс, тем быстрее будут получены первые результаты. Проектирование ИОМ, на наш взгляд, придает «цельность» образовательной деятельности с ребенком, помогая педагогу:

  1. Структурировать и систематизировать процесс образования ребенка в определенных образовательных областях.
  2. Сфокусироваться на моментах, которые являются приоритетными для образования ребенка в определенный период времени, опираясь на понимание его возможностей.
  3. Привлечь дополнительные ресурсы, разделить ответственность за качество обучения и воспитания ребенка с несколькими специалистами и родителями
  4. Увидеть динамику развития ребенка, оценить эффективность собственной деятельности.
  5. Сделать образовательный процесс «прозрачным» для родителей и администрации.

Представленная технология проектирования индивидуального образовательного маршрута для ребенка младшего школьного возраста может служить средством реализации принципа дифференциации образования на практике, комплексно воздействуя на всех субъектов образовательного процесса: способствуя формированию ключевых компетентностей у дошкольников, повышая включенность родителей в процесс образования ребенка и содействуя повышению профессиональной компетентности педагогов. Отдельно хочется отметить, что программа, разработанная с учетом персональных данных учащихся, способствует достижению основной цели ФГОС - всестороннему развитию индивидуума. В помощь педагогам в статье предложены подробные объяснения назначения, примеры индивидуальных образовательных маршрутов школьника и рекомендации по их составлению. Данная информация в значительной степени облегчит понимание задач, связанных с разработкой ИОМ в школе.

Ф.И. – ребенка Максим К.

Формы работы – дополнительные и индивидуальные занятия.

Сопровождающий педагог – воспитатель.

Характеристика

Дата заполнения: 20.09.2016 года.

Дата рождения: 30.11.2008 г

ДОУ детский сад №… г Б…. тип МБДОУ группа средняя.

Тип группы: разновозрастная.

Срок пребывания в данном ДОУ 4 мес.

В каком возрасте поступил: 4 года.

Откуда поступил: из семьи, из другого ДОУ (смена места жительства) 15 августа в среднюю группу 2016 «Зайчата».

Оценка адаптации ребенка в группе: а) хорошая; б) удовлетворительная; в) недостаточная; г) плохая: удовлетворительная адаптация: ребенок не испытывал трудности в общении как со взрослыми, так и со сверстниками, однако эмоциональное состояние было плохое (плач в течение всего дня, нарушение дневного сна). Адаптация составила 3 недели.

Физическое состояние ребенка:

Сформированность движений: соответствуют возрасту, координация движений недостаточно развита, уверенность при выполнении дозированных движений, высокая скорость, средний уровень ловкости; испытывает затруднения при выполнении движений по словесным инструкциям.

Утомляемость ребенок достаточно вынослив, но не усидчив, активно выполняет задания на протяжении установленного времени, высокая утомляемость наблюдается редко.

Состояние моторики:

Ведущая рука правая.

Точность движений: наблюдается плохая координация пальцев, кисти рук, недостаточно развитая мелкая моторика (не умеет застегивать и расстегивать пуговицы, застежки, развязывать и завязывать шнурки, вырезывать ножницами по прямой, по кругу);

Работа на листе бумаги: не ориентируется на листе бумаги, сформирован навык держать карандаш, раскрашивает, выходя за границы, не умеет выполнять замкнутые фигуры (круг, квадрат).

Особенности познавательной сферы:

Познавательные интересы, любознательность: у ребенка оптимальный уровень развития познавательной активности, высокая любознательность.

Особенности внимания: с трудом концентрирует, но быстро переключает внимание на заданиях, предложенных взрослым; проявляет интерес к заданиям, справляется при поддержке взрослого, торопится.

Сформированность восприятия и наглядно-действенного мышления.

- Высокий интерес к любой деятельности, активная позиция в исследовательской деятельности.

Отмечается высокая активность; низкие: целеустремленность, самостоятельность, терпение, умение слушать и усваивать полученную информацию; не доводит все начатое до конца.

Продуктивность в работе и обучении: с помощью, лепки, аппликации, рисования может выразить свои впечатления об окружающим мире, позитивное отношение к нему, продуктивная деятельность носит творческий характер. В обучении показывает средние результаты.

Восприятие величины, формы цвета знает и показывает основные цвета, знает и правильно показывает некоторые геометрические фигуры, соотносит предметы относительно величины без ошибок.

Присутствует точное и осмысленное восприятие, понимание главного в воспринимаемом.

Умение сравнивать предметы с целью выявления сходства и различия (обобщения строит, опираясь на незначительные признаки; устанавливает с трудом или легко) ребенок умеет дифференцировать предметы по признакам только показывая, но не может сказать.

Уровень обобщений допустимый: умеет классифицировать предметы, не пользуется обобщающими словами.

Самостоятельно не может справиться с заданиями, спрашивает одобрения.

Особенности памяти:

Преобладающий тип памяти (зрительная, слуховая, моторная, смешанная);

Высокая скорость запоминания, устойчивая память;

Запоминает, но сказать не может.

Особенности речи.

Хорошее понимание обращенной к нему речи не только на бытовом уровне, но и на организованных занятиях.

- низкая активность речевого сотрудничества со взрослым, выполняет поручения, понимает и выполняет элементарные инструкции.

Звукопроизношение нечеткое, произносит только отдельные слоги.

Не умеет составлять простые и сложные предложения разных видов, не называет в последовательности слова в предложении.

Не умеет составлять рассказ по сюжетной картинке, по серии картинок, не анализирует тексты на доступном уровне; не сочетает описательные и повествовательные монологи.

Наличие заикания: отсутствует.

Элементарные математические представления:

Механический пересчет в пределах 5, с помощью показа;

Знает и умеет соотносить каждое последующее число с предметом;

Возможность соотнесения заданного количества предметов с количеством пальцев рук или других предметов, с цифрой;

Может выделить из множества заданное количество предметов;

Счетные операции: не может решать задачи на прибавление, вычитание, не умеет найти насколько больше, насколько меньше, в силу отсутствия речи;

Понимает, но не использует понятия в речи: один/много, сколько/столько, большой/маленький, поровну, больше/меньше, больше на /меньше на.

Сформированность представлений ребенка о себе и о ближайшем окружении:

У ребенка имеются представления о социальных группах и сообществах (семья, соседи, группа, не может рассказать о себе, о своей семье, не знает свое место проживания (город, поселок, улица, дом).

Временные представления разбирается во времени, с помощью взрослого определяет и фиксирует и определяет части суток, время года.

Особенности игровой деятельности.

Действия с игрушками не всегда ориентированы на свойства и назначение игрушек. Наблюдается не устойчивый интерес к игре и игрушкам. Нечеткое и неточное выполнение игровых действий и правил.

В играх присутствует сюжет, иногда присутствует логическая цепочка действий, не следует своей роли до конца, использует предметы-заместители, игровые действия не сопровождаются речью.

Умеет подчиняться игровым правилам.

Особенности конструктивной и изобразительной деятельности.

Ребенок не умеет создавать рисунок, умеет создать конструкцию, постройку по образцу, действует по словесной инструкции; умеет и любит создавать продукт в коллективно.

Ориентируется в пространстве, выбор формы и цвета соответствуют образцу.

Умеет обыгрывать постройку, не может объяснить рисунок.

Особенности личности.

Всегда активен, открыт, уравновешен, доброжелателен, легко идет на контакт, потребность в общении высокая.

Заниженное к себе отношение, присутствует бережное отношение к своему здоровью, всегда опрятен.

Адекватно реагирует на замечания, прислушивается, старается исправить ситуацию, при одобрении, хвальбе испытывает и не скрывает положительные эмоции.

Выражена адекватность отношений к родным, сверстникам, другим людям, чувство привязанности, любви, добра, склонность прийти на помощь, защищать других.

Навыки самообслуживания: умеет самостоятельно пользоваться туалетными принадлежностями, умываться, мыть руки, самостоятельно одевается, раздевается, обувается, пользоваться ложкой, вилкой, умеет убирать свои вещи и постель. Не умеет завязывать и развязывать шнурки.

Заверяю: заведующий ДОУ.

Индивидуальный образовательный маршрут ребенка требующего особого внимания на 2016-2017 учебный год.

Для воспитанника: Максим К.

Возраст ребенка: 5 лет.

Направление развивающей работы Формы работы
Речевое развитие
Развитие общей моторики, развитие статической и динамической организации движений Специальные упражнения без речевого сопровождения
Развитие произвольной моторики пальцев рук Игры с пальчиками, сопровождающиеся стихами и потешками

Самомассаж кистей рук

Развитие фонематического слуха и навыков языкового анализа и синтеза Работать над трех-, четырех- и пятисложными словами со сложной звукослоговой структурой (динозавр, градусник, перекресток, температура) и введением их в предложения. Продолжать работу над четкостью дикции
Развитие и совершенствование лексико-грамматической стороны речи Активизировать словарь на основе систематизации и обобщения знаний об окружающем по лексическим темам: «Деревья», «Ягоды», «Грибы», «Птицы».

Работать над сложными словами, неизменяемыми словами, словами-антонимами.

Совершенствовать навыки составления и использования предложений.

Развитие пространственно-временных представлений Закрепить понятия о временах года и днях недели
Формирование обобщенных представлений о свойствах предметов (цвет, форма, величина) Совершенствовать навык распознавания и преобразования геометрических фигур
Развитие слухового внимания и памяти Работать над развитием слухового внимания
Художественно-эстетическое развитие
Формирование правильной передачи мелодии в песнях с музыкальным сопровождением Работа над исполнением песни со сложным ритмом, широким диапазоном; над легким звуком.

«Осень» муз. Ю. Забутова, сл. В. Андреевой;

«По грибы» муз. и сл. И.В. Меньших;

«Все отлично» муз. Б. Савельева, сл. А. Хайта

Д/и «Спой имена друзей» (импровизация) «Птица и птенчики», «Чей домик?», «Где мои детки?» «Ступеньки», «Найди нужный колокольчик», «Три поросенка», «Громко - тихо запоем», «Громкие и тихие звоночки».

Развитие музыкальных, ритмичных выразительных движений в плясках упражнениях, играх Упражнения на развитие умения:

Различного шага;

Самостоятельное выполнение упражнения с предметами;

Держание осанки, руки;

«хороводный шаг» р.н.м. «А я по лугу»;

«дробный шаг» р.н.м. «Ах, вы, сени»

«Упражнения с листьями, зонтиками» Е. Тиличеевой.

Координационно-подвижные игры - пропевание, отстукивание, прохлапывание, проговаривание в ритме «Барашеньки», «Я на коврике сидел», «Зимушка».

Пластическое игровоеинтонирование - исполнительское участие рук, корпуса, наклонов головы при воссоздании пульса музыкального произведения, его темпа, ритма: если музыка громкая – размах движений крупный, если музыка затихает – появляется мелкая амплитуда движений. «Смелый наездник», «Марш деревянных солдатиков», «Капельки», «Мышата».

Развитие умений узнавать произведения, называть 2-3 авторов, любимые книги, излагать их содержание Создание развивающей среды. Оформление выставок книг по следующим темам: "Эту книжку я люблю!", "Книги – юбиляры", "Писатели – юбиляры", "Самый сказочный писатель", "Моя любимая книга!", "Книги разные нужны, книги всякие важны".

"Рукам работа – сердцу радость" - изготовление аппликаций, лепка "По страницам любимых произведений";

ремонт "заболевших" книг в книжном уголке "Книжкина больница".

настольные игры "Собери и угадай", "Исправь ошибку", пазлы "Русские народные сказки",

Использование театральной деятельности в работе для усвоения содержания произведений.

Развитие умений выразительно читать стихи речевая игра «Выдели главное в предложении»; «Придумай рифму» и др.

Артикуляционные упражнения,

Развитие умений создавать индивидуальные и коллективные рисунки, декоративные композиции; использовать различные материалы Упражнения на рисование предметов различной формы, печатании печатками; украшение предметов простым узором (полоска из точек), использование рисование пальчиком.

Дидактические игры « Что стало не так?», «Украсим платок», «Найди такой же».

Серия занятий

«Съедобное королевство»

(фитодизайн в технике аппликации)

Рисование ковров на стену; паласа на пол; красивых салфеток на стол, применяя право выбора техники воплощений;

Привлечение к созданию декораций для показа театра.

Развитие умений лепить разные предметы Использование лепки в режимных моментах; привлечение к изготовлению предметов из пластилина, теста для общих игр «Магазин», «Аптека», «Кафе», «Накормим животных».

Создание подарков, используя пластилинографию.

Лепка персонажей для показа театра.

Познавательное развитие
Развитие умения замыкать пространства способом обстраивания плоскостных фигур; умение понимать взрослого, думать, находить собственные решения.

Конструирование по образцу воспитателя

«Домики».

Упражнения на усвоение пространственных понятий «справа-слева», «ближе-дальше», «впереди-сзади»: «Где, что находится?», «Где ты спрятался?», «Куда спряталась игрушка», «Найди такую же картинку» и др.

Работа с иллюстрацией «Ракета» (других предметов). Конструирование ракеты по выбору.

Моделировать из «Конструктора» заданную ракету, затем придумать свои модели.

Игра «Построй такую же».

Конструирование по условиям «заборчики».

Игры и упражнения на различение и правильное называние основных цветов (красный, синий, жёлтый, зелёный) и геометрических фигур (квадрат, треугольник, круг, прямоугольник): «Цветное лото», «Оденем кукол», «За покупками в магазин», «Составь букет», «Найди пару».

Работа по шаблону. Моделирование. Д/и «Танграм». Составление квадрата из набора геометрических фигур. Д/и на собирание несложной фигуры из готовых частей - деталей; на видоизменение - трансформацию фигуры; на разделение заданной фигуры на составные части.

Воссоздание фигур по образцам-контурам

Дидактическая игра – задание. “Сколько квадратов?”

Социально-коммуникативное развитие
Способствовать развитию и воспитанию желания соблюдать элементарные правила в быту, на улице, на дорогах, в общественных местах Ситуативные разговоры в течение дня об элементарных правилах поведения.

Театральная деятельность: разыгрывание ситуаций.

Решение проблемных ситуаций.

Развитие умений договариваться с партнерами, во что будешь играть, кто кем будет в игре; подчиняться правилам игры. Беседы об отношении человека к своей профессии, домашним обязанности по картинкам, отображающим взаимоотношения людей. Вопросы: Кто изображен? Что делает мама? Мама любит своего сыночка? Как ты это узнал?

Дидактические игры-занятия, сюжетно-дидактические игры («Магазин игрушек», «Магазин посуды» и т.д.»), игры-имитации, игры-этюды.

Беседы на этапе замысла игры (о сюжете, ролях, действиях, игровых атрибутах). Вопросы: Во что хочешь играть? Кто кем будет? Что будете делать? Как будете друг другу помогать? Что тебе понадобиться для игры?

Включение в сюжет игры экстремальных ситуаций (авария, пожар), требующих проявления нравственных черт личности.

Побуждение детей к самооценке в игре (Каким ты был папой?)

Приобщение к труду, задания на выполнение поручений.

Д/и «Трик-трак», Настольно - печатные дидактические игры на раскрытие трудовых процессов.

Театральная деятельность на развитие эмоционального отклика на переживания персонажей сказок, мультфильмов, спектаклей.

Основная цель современного дошкольного образования - развитие и воспитание будущего школьника с помощью всех доступных педагогических ресурсов. Однако программа обучения малышей ориентирована на ребёнка со средними способностями, а значит, для работы с детьми, имеющими отклонения от норм развития или, наоборот, опережающими своих сверстников, необходимо корректировать рекомендованные стратегии образования. Этим объясняется актуальность разработки отдельного плана для развития конкретного ребёнка-дошкольника, который получил название индивидуальный образовательный маршрут (ИОМ) согласно ФГОС.

Суть понятия ИОМ

Это интересно. Галилео Галилей говорил: «Мы ничему не можем научить человека. Мы можем только помочь ему открыть это в себе».

Индивидуальным образовательным маршрутом называется программа создания образовательного пространства для конкретного ребёнка, которая составляется с помощью детских психологов, дефектологов, воспитателей и методистов на конкретной образовательной ступени (в детском саду это младшая группа, средняя и старшая). Другими словами, ИОМ предполагает подбор видов деятельности, который позволит решить те или иные трудности в обучении или, наоборот, расширить или углубить знания, степень овладения навыком. Например, при выявлении склонностей к математике, ИОМ может включать дополнительные занятия по предмету, или при сложностях в общении со сверстниками ребёнка можно как можно более часто подключать к групповым играм, начиная с работы в паре и постепенно увеличивая число участников. При этом учитывается не только возраст ребёнка (что характерно для общей образовательной стратегии дошкольного учреждения), но и способности малыша, которые могут опережать или тормозиться в сравнении с общепринятыми стандартами. Таким образом, ИОМ - это компенсация трудностей в обучении с учётом личностного потенциала ребёнка, которая позволяет проявить его интеллектуальные, эмоционально-волевые, деятельностные и нравственно-духовные особенности. Несмотря на то что конкретного «рецепта» составления индивидуальной стратегии нет, принципы, цели и задачи ИОМ оговариваются в таких документах, как

Цели и задачи

Главная цель ИОМ - создание подходящих условий в учреждении, занимающимся дошкольным образованием, для успешной самореализации в среде сверстников и окружающих взрослых отдельно взятого ребёнка, его социального и личностного роста, то есть для роста авторитета и увеличения багажа знаний, умений и навыков.

Задачи личной образовательной стратегии следующие:

  • формирование предметной среды для социального развития малыша (то есть обеспечение необходимой материально-технической базы для занятий, например, если ребёнок увлечён игрой в шахматы, то в игровой комнате, вместе со «стандартными» игрушками может быть шахматная доска специально для него);
  • организация единой системы взаимодействия всех звеньев администрации, а также сотрудничество с родителями, направленное на социально-личностный рост ребёнка;
  • совершенствование диалога с ребёнком на основе взаимоуважения и доверия;
  • создание всех условий для воспитания позитивного отношения малыша к себе и окружающим людям, а также для развития коммуникативной компетентности ребёнка;
  • формирование у малыша позитивного отношения к своей личности, а также воспитание осознания прав и свобод, касающихся актуальных для этого возраста понятий (выбор друзей, игрушек, право на личные вещи, а главное - право на собственное мнение).

Вышеперечисленные задачи обуславливают факторы, определяющие ИОМ:

  • заказ государства;
  • запросы и потребности взрослых членов семьи, в частности, родителей;
  • личностными способностями и уровнем потенциала конкретного ребёнка;
  • материальной и технической оснащённостью, а также педагогическими кадрами учреждения дошкольного образования.

Данные факторы важны на всех уровнях взаимодействия: государство определяет общую стратегию и направленность развития образования (например, воспитание патриотизма, духовности), обеспечивает детские сады необходимыми материалами, родители выдвигают требования к уровню подготовленности детей, малыши реализуют и расширяют свои возможности, а замыкается круг опять-таки государством - оно «получает» личности, которые становятся достойными гражданами своей страны, заботящимися о её процветании.

Все эти аспекты создания ИОМ практически повторяют общую стратегию дошкольного образования, но с той разницей, что теперь индивидуализация, то есть ориентация на воспитание неповторимой личности, осуществляется не только в специально отведённые часы для тех или иных занятий или в отдельных видах деятельности, а проходит «красной нитью» через весь образовательный процесс.

Для кого и зачем создаётся

Индивидуальная стратегия образования создаётся для детей

  • отстающих в усвоении программы дошкольного учреждения;
  • с психическими отклонениями, для детей с инвалидностью;
  • с опережающим умственным развитием.

В целом же ИОМ разрабатывается для

  • тренировки моторики (и мелкой, и крупной);
  • формирования навыков гигиенического, нравственно-культурного, коммуникативного и социального свойства;
  • деятельностной реализации потенциала ребёнка, затрагивающей манипулятивную (раскладывание лото, карточек и пр.), сенсорно-перцептивную (определение геометрических фигур по форме, фактуры материала по тактильным ощущениям и т.д.), предметно-практическую (применение детского набора для песочницы не только по назначению, но и для ухода за комнатными растениями) и игровую области развития;
  • развития речевых способностей (выполняя различные задания, малыш должен комментировать свои действия);
  • формирования правильных представлений о мире, окружающем нас;
  • понимания сути понятий пространства и времени.

Как правило, ИОМ составляется на учебный год, но в некоторых случаях (например, если малыш не справился с проблемой или если дело касается одарённого ребёнка) стратегия может использоваться весь период обучения, корректировать нужно только методы и приёмы работы: так, чтобы они соответствовали возрасту ребёнка.

Кто составляет и ведёт

Разработкой ИОМ занимается воспитатель, но - что имеет особое значение - делает он это ТОЛЬКО совместно с методистом и психологом, а также с учётом рекомендаций и комментариев

  • родителей малыша;
  • логопеда.

Заполняют карточку воспитатель, психолог (некоторые аспекты социально-коммуникативного развития) и логопед (ряд пунктов в речевом развитии). Разграничение аспектов наблюдения и работы проходит индивидуально, что связано с квалификацией работников дошкольного учреждения. Особенно это касается детских садов, где воспитатель также выполняет и функции логопеда. То есть на практике создаётся папка с ИОМ, включающая психолого-педагогическую диагностику малыша, план реализации стратегии, перечень ожидаемых результатов, а также таблица или характеристика с подробностями выполнения каждой поставленной цели. С периодичностью, установленной администрацией учреждения (исходя из целей конкретного ИОМ), родители знакомятся с ходом выполнения поставленных задач, после чего высказывают свои пожелания, задают вопросы касательно конкретной области образования. В перспективе предполагается, что каждый малыш, выпускающийся из детского сада, будет предъявлять своё «досье» учителю начальных классов, который, продолжая начатую линию индивидуализации образования, будет формулировать следующие цели, задачи ИОМ и заниматься их реализацией уже на этапе обучения ребёнка в школе.

Что включает

Основное направление Цели и задачи Методы и средства
Сенсорное воспитание Ц. : развитие осязательных, мышечных навыков через действия восприятия и мышления.
З.: развивать мелкую моторику; мышление, зрительное восприятие
М.: упражнения, игра.
С.: настольно-печатные игры, лото, домино, пазлы, мозаика, шнуровка, втулки, поручения в уголке природы, исследовательская деятельность (с бумагой, природным материалом), пластилин, глина, песок.
Экологическое воспитание Ц.: расширение представлений об окружающей природе.
З.: * учить устанавливать причинно-следственные связи между сезонными изменениями в природе и действиями человека в природе,
*расширять представления о растениях и животных родного края, России, планеты Земля,
*формировать экологическую культуру, необходимость охраны природных ресурсов.
М.: упражнения, игра, опыты, вопрос, беседа, поисковая деятельность.
С.: дидактические игры, лото, домино, пазлы, поручения в уголке природы, исследовательская деятельность (с водой, льдом, природным материалом - уголь, камень, смола, песок, щебень).
Развитие основных видов движений Ц.: развитие общей моторики, координации.
З.: * развивать физические качества -быстроту, ловкость, проявление выносливости и силы, *совершенствовать равновесие.
*воспитывать организованность.
М.: упражнения, массаж, физкультминутки, игра.
С. – спортивные снаряды: гимнастические скамейки, кегли, гимнастические палки, мячи, скакалки, кольцебросы и т.д.
Нравственное воспитание Ц.: приобщение к общепринятым нормам и правилам поведения.
З.: учить умению управлять своим поведением
М.: упражнения, игра.
С.: чтение художественной литературы, драматизация художественных произведений, иллюстрации, слайды.
Речевое развитие Ц.: развитие речи.
З.: * расширять запас слов, обозначающих названия предметов, действий, признаков,
*учить использовать в речи синонимы, антонимы,
*совершенствовать умение использовать разные части речи точно по смыслу,
*формировать умение различать на слух и в произношении все звуки родного языка,
*совершенствовать фонематический слух, определять место звука в слове.
*учить согласовывать существительные с числительными, существительные с прилагательными, местоимения с существительными и прилагательными,
*учить образовывать однокоренные слова,
*воспитывать культуру речевого общения,
*упражнять в составлении предложений,
*учить делить слова на слоги.
М.: дидактические упражнения, игра, беседа.
С.: настольно-печатные игры, дидактические игры, тесты, разрезная азбука, игры - схемы, кассы, предметные картинки.
Социально-коммуникативное развитие Ц.: обогащение сознания детей новым содержанием - осмысление понятий - время, знак, символ.
З.: * закреплять навыки использования вежливых слов.
* воспитывать культуру поведения за столом, в общении со сверстниками и взрослыми, в общественных местах.
* воспитывать оптимистические качества.
* формирование навыков самообслуживания.
* закрепление знаний о ПДД
М.: упражнения, игра, вопрос.
С.: настольно-печатные игры, дидактические игры, тесты, игры - схемы, предметные картинки, учебно-методический материал по ПДД.

Этапы разработки индивидуального образовательного маршрута дошкольника по ФГОС

Разработка индивидуальной стратегии происходит поэтапно.

  • Стадия наблюдения. Целями этого этапа является выявление детей, испытывающих трудности, в результате наблюдатель заполняет таблицу.
  • Стадия диагностики. Этот этап осуществляется вместе с детским психологом. С ребёнком выполняются тесты, позволяющие выявить причины возникновения тех или иных трудностей. Результатом работы становится таблица.
  • Стадия конструирования. Целью этого этапа является собственно разработка ИОМ на основе выявленных сложностей и поводов их возникновения. Результат - готовая схема маршрута.
  • Стадия реализации. С помощью разных методов происходит выполнение ИОМ. Среди универсальных способов достижения поставленной цели, например, при трудностях в социализации ребёнка, можно выделить такие:
Методы Цели
Беседы, игры, обсуждение прочитанных книг, проблемных вопросов (например, в средней группе - что такое хорошо, а что такое плохо). Знакомство с различными проявлениями эмоций, которые формируют нравственные оценки (например, злость на волка, съевшего Красную Шапочку помогает сформировать отрицательное отношение к подлым поступкам)
Игры, тренинги для развития сферы поведения. Развитие навыков общения, снятие напряжения, снижение агрессивности в поведении, негатива и т.д.
Арт-терапия (изонить, сказкотерапия, куклотерапия) Творческая реализация, воспитание эстетического вкуса
Приёмы психогимнастики для релаксации Расслабление мышц, эмоционально-позитивный настрой и т.д.
  • Стадия диагностики. Оценка результатов работы по ИОМ. Главный критерий - осталась проблема или её удалось устранить. В случае если прогресса нет, разрабатывается новый ИОМ, если же намечается прогресс, то можно продолжить или доработать уже существующий.

Примеры

Индивидуальные маршруты, как уже отмечалось, не имеют установленной схемы оформления, могут быть в виде таблицы или в виде текста - всё зависит от той трудности, на решение которой разработка направлена. Рассмотрим два варианта составления.

Пример №1

Трудности: невнимательна и рассеяна, испытывает трудности при решении логических задач, математических заданий.

Испытывает трудности при решении логических задач, математических заданий.

Месяц
Неделя
Режимные моменты Непосредственно образовательная деятельность Самостоятельная деятельность Взаимодействие с родителями
Январь
3 неделя
Работа с мультимедийной презентацией «Сосчитай контур» Игра «Танграмм»
4 неделя Прогулка
«Нарисуй на снегу геометрический замок»
Расскажи друзьям о своём рисунке
Февраль
1 неделя
Дидактическая игра «Что изменилось?» Памятка «Игры на развитие логического мышления»
2 неделя Дежурство в уголке природы
Полив растений ориентируясь на описание цветка.
Мультимедийная игра «Ассоциации»
3 неделя Работа с перфокартами
«Состав числа»
Научи товарища
Работать с карточкой.
Игра в гости к нам.
4 неделя Во время утреннего приёма выполнение заданий на раздаточных листах Мультимедийная презентация «Весёлый счёт» Проверь работу товарища.

Результаты действия маршрута : Повысился уровень развития внимания, концентрации и переключения. Ребёнок справляется с заданиями математического характера, логическими задачами.

Пример №2

Возраст ребёнка: 4 лет 2 месяца

Пол: мужской

Проблема: слабые вычислительные навыки

Цель индивидуального маршрута: развитие и закрепление вычислительных навыков в пределах первого десятка

Задача: развивать внимание, память, логическое мышление.

Периодичность занятий:2 раза в неделю

Длительность: 20 минут

Упражнения на занятиях:

  1. «Цифры заблудились» Расставить цифры по порядку Учить называть цифры по порядку

2.»Что изменилось? Какой цифры не стало?» Назвать последующую и предыдущую цифру натурального ряда Провести игру «Назови соседа»

3.«Весёлый паровозик» Прицепить, присоединить вагончики с цифрами к паровозику. Решать примеры путём прибавления цифры 1.

  1. Поставь машины в гараж Решение примеров путём присчитывания единицы Учить называть следующую и предыдущую цифру
  2. «Почтальон» Разнести письма - примеры по домам (решение примеров путём прибавления и вычитания цифр 1 и 2) Провести игру «Принеси письмо бабушке, брату»
  3. «Десантники» Каждого «десантника»- цифру приземлить на свой пример. Игры дома на счёт предметов, которые окружают ребёнка.
  4. Помоги Незнайке решить примеры Решение примеров первого десятка с использованием перфокарт Решать примеры с использованием сказочных героев: Хрюши, Степашки, Чебурашки и т. д
  5. Поможем ёжику собрать грибы. Закрепление вычислительных навыков в пределах первого десятка. Решение примеров в домашних условиях.

Структура индивидуального занятия:

  1. Организационный момент: минутка радости.
  2. Сюрпризный момент: приход сказочного персонажа.
  3. Основная работа: помоги, угадай, подскажи

Работа у магнитной доски;

Упражнения с раздаточным материалом;

Работа в тетради.

    Итог занятия: минутка общения, что понравилось, что вызвало трудности, и было сложным.

Оценка деятельности:

В результате планомерной и систематической работы с ребёнком, имеющим слабые вычислительные навыки, к концу годичного цикла занятий:закрепятся вычислительные навыки; повысится познавательный интерес к математике; активизируется мыслительная деятельность ребёнка, он свободно будет выполнять вычислительные упражнения в пределах первого десятка. Эти достижения помогут в дальнейшем преодолеть проблемы по математическому развитию дошкольника.

Высшее филологическое образование, 11 лет стажа преподавания английского и русского языков, любовь к детям и объективный взгляд на современность - ключевые линии моей 31-летней жизни. Сильные качества: ответственность, желание узнавать новое и самосовершенствоваться.

Богатый личностный потенциал, безусловно, имеется у каждого ребёнка. Если же его раскрытию мешают такие факторы, как неумение или нежелание учиться; отсутствие интереса к учёбе или неуверенность в своих силах, реальной помощью может стать ИОМ. Индивидуальный маршрут даст опору на значимые для ребёнка стимулы, ориентируясь на его внутренние силы.

В этом разделе мы собрали для Вас полезные материалы педагогов об организации успешного продвижения маленького человека по своей траектории развития; эффективные способы нейтрализации причин, мешающих раскрытию его потенциала.

Всё о том, как зажечь в детских глазах пытливый огонёк.

Содержится в разделах:

Показаны публикации 1-10 из 339 .
Все разделы | Индивидуальный образовательный маршрут ребенка. ИОМ

Индивидуальный образовательный маршрут по предмету «Производственное обучение» Индивидуальный образовательный маршрут по предмету «Производственное обучение» , с одной стороны, является продук¬том совместного творчества педагога и обучающегося, а с другой - средством становления личностных достижений обучающегося....

Индивидуальный образовательный маршрут детей подготовительной группы Индивидуальный образовательный маршрут - персональный путь реализации интеллектуального, эмоционального, духовного потенциала личности воспитанника дошкольного учреждения. Цель ИОМ : создание таких условий, которые будут стимулировать активность ребёнка, раскрывать его...

Индивидуальный образовательный маршрут ребенка. ИОМ - Индивидуальный образовательный маршрут воспитанника второй группы раннего возраста

Публикация «Индивидуальный образовательный маршрут воспитанника второй группы...» Индивидуальный образовательный маршрут воспитанника второй группы раннего возраста Диагностика развития ребенка по данным областям является основой выстраивания ИОМ 1. Социально-коммуникативное развитие - узнает и называет членов своей семьи - ориентируется в отношении гендерных...

Библиотека изображений «МААМ-картинки»

Индивидуальный образовательный маршрут по речевому развитию воспитанника ДОУ 2018–2019 учебный год Индивидуальный образовательный маршрут воспитанника ДОУ 2018-2019 учебный год Ф.И.О. воспитанника _ Группа № 2 Дата рождения 27.12.2011 г. Возраст 6 лет. Дата составления маршрутного листа Сентябрь 2018 Воспитатели: Шифер Н.Н. Лопатина Е.А. Результаты...

Индивидуальный образовательный маршрут развития Индивидуальный образовательный маршрут развития Богдан Я. Трудности: слабо развит словарный запас, не владеет нормами речи Месяц неделя Режимные моменты Непосредственная Образовательная Деятельность Самостоятельная деятельность Взаимодействие с родителями Ноябрь 1 неделя Д/и...

Индивидуальный образовательный маршрут на ребёнка старшей группы Индивидуальный образовательный маршрут на ребёнка старшей группы Михайлова Ивана с признаками одаренности в художественно-эстетическом развитии. Составила воспитатель: Бормакова С.С. Сажина И.А. Фамилия, имя ребенка – Михайлов Иван. Возраст – 5лет Вид одарённости – художественно...

Индивидуальный образовательный маршрут ребенка. ИОМ - Индивидуальный маршрут на основе проблемы

Индивидуальный маршрут на основе проблемы составила воспитатель ГБДОУ Красногвардейского района детский сад №15 города Санкт-Петербург Проблема: мальчик - возраст 6 лет, имеет трудности с запоминанием 1-ая неделя: упражнение на расслабление «Мягкие облака», теория и методика...

Индивидуальный образовательный маршрут для ребенка с РАС в ДОУ на год Индивидуальный образовательный маршрут для ребенка с РАС_ на 2019-2020 учебный год Цель: развитие понимания обращенной речи, формирование социально- коммуникативных умений и навыков, формирование навыков самообслуживания, стимулировать речевую активность, коррекция...

Ирина Соцкова
Разработка индивидуального образовательного маршрута дошкольника

Уважаемые коллеги, вашему вниманию представлен материал по составлению индивидуального образовательного маршрута дошкольника .

В практике, процесс обучения и воспитания в основном, ориентируется на средний уровень развития ребенка, поэтому не каждый воспитанник может в полной мере реализовать свои потенциальные возможности. Это ставит перед воспитателями, логопедами, психологами дошкольного образовательного учреждения задачу по созданию оптимальных условий для реализации потенциальных возможностей каждого воспитанника. Одним из решений в данной ситуации является составление и реализация (далее – ИОМ) .

Это персональный путь реализации личностного потенциала ребенка (воспитанника) в образовании и обучении .

Основная цель составления индивидуального образовательного маршрута (ИОМ) :

Это создание в детском саду условий, способствующих позитивной социализации дошкольников , их социально – личностного развития.

Задачи по социально - личностному развитию ребенка :

Создать благоприятную предметно-развивающую среду для социального развития ребенка;

Организовать единую систему работы администрации, педагогических сотрудников, медицинского персонала ДОУ и родителей по социально-личностному развитию ребенка;

Совершенствовать стиль общения педагога с ребенком : придерживаться психологически-корректного стиля общения, добиваться уважения и доверия воспитанника;

Создать условия для развития положительного отношения ребенка к себе, другим людям, окружающему миру, коммуникативной и социальной компетентности детей;

Формировать у ребенка чувство собственного достоинства, осознания своих прав и свобод (право иметь собственное мнение, выбирать друзей, игрушки, виды деятельности, иметь личные вещи, по собственному усмотрению использовать личное время)

Индивидуально- образовательный маршрут определяется :

государственным заказом;

потребностями и запросами родителей;

индивидуальными функциональными возможностями и уровнем развития воспитанников;

возможностями ДОУ;

Индивидуальные образовательные маршруты разрабатываются :

Для детей, не усваивающих основную общеобразовательную программу дошкольного образования ;

Для детей, с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов.

Для детей с высоким интеллектуальным развитием.

Индивидуальный образовательный маршрут включает основные направления :

Развитие общей и мелкой моторики;

Развитие культурно-гигиенических и коммуникативно-социальных навыков;

Формирование деятельности ребенка (манипулятивной, сенсорно-перцептивной, предметно-практической, игровой, продуктивно)к которо относятся - лепки, аппликации, рисования)и другие виды продуктивно деятельности.

Развитие речи (формирование чувственной основы речи, сенсомоторного механизма, речевых функций);

Формирование представлений об окружающем (предметном мире и социальных отношениях) ;

Формирование представлений о пространстве, времени

Методы, используемые в работе :

Беседы, игры, занятия, чтение художественной литературы, этюды, направленные на знакомство с различными эмоциями и чувствами, с «волшебными» средствами понимания;

Игры, упражнения и тренинги, способствующие развитию эмоционально- личностной и поведенческой сфер (развитие коммуникативных навыков и улучшение взаимоотношений с окружающими, снятие страхов и повышение уверенности в себе, снижение агрессии и ослабление негативных эмоций)

Занятия, игры и упражнения на развитие психических процессов, (памяти, внимания, восприятия, мышления, воображения ) ;

Приемы арт - терапии (куклотерапия, изотерапия, сказкотерапия) ;

Релаксационные психогимнастические упражнения (расслабление мышц лица, шеи, туловища, рук, ног и т. д.)

При разработке индивидуального маршрута мы опираемся на следующие принципы :

Принцип опоры на обучаемость ребенка,

Принцип соотнесения уровня актуального развития и зоны ближайшего развития.

Принцип соблюдения интересов ребенка. По другому его называет "на стороне ребенка". Те воспитатели должны объективно относится к ребенку и его проблемам! Быть всегда на стороне ребенка!

Принцип тесного взаимодействия и согласованности работы "команды" специалистов, в ходе изучения уровня развития ребенка (явления, ситуации) ;

Принцип непрерывности, когда ребенку гарантировано непрерывное сопровождение на всех этапах помощи в решении проблемы.

Принцип отказа от усредненного нормирования. Реализация данного принципа предполагает избегание прямого оценочного подхода при диагностическом обследовании уровня развития ребенка.

Принцип опоры на детскую субкультуру. Каждый ребенок, обогащая себя традициями, нормами и способами, выработанными детским сообществом, проживает полноценный детский опыт.

На основе анализа изученной нами литературы были выделены несколько этапов конструирования индивидуального образовательного маршрута

1. Этап наблюдения.

2. Диагностический этап.

3. Этап конструирования.

4. Этап реализации

5. Этап итоговой диагностики.

Остановимся подробнее на каждом этапе

Первый этап наблюдения.

Цель этапа : выявить группу дошкольников , испытывающих трудности : личностные, регулятивные, познавательные, коммуникативные, психомоторные или комплексные. По результатам наблюдения заполняется таблица «Выявление групп дошкольников по трудностям »

Диагностический этап. На данном этапе проводится ряд диагностик совместно с педагогом психологом. Цель данного этапа – выявление причин трудностей ребенка. По результатам наблюдения заполняется таблица «Выявленные трудности дошкольников и их причины »

ФИ Выявленные трудности причины Результат (в конце сопровождения)

3. Этап конструирования. Цель этапа : построение индивидуальных образовательных маршрутов для дошкольников , на основе выявленных трудностей и установленных причин этих трудностей.

4. Этап реализации индивидуальных образовательных маршрутов в процессе жизнедеятельности дошкольников .

Индивидуальный образовательный маршрут может реализовываться во всех видах деятельности, в любое время, всё зависит от желания ребёнка, от его выбора, самоопределения.! Учитывая, что ведущий вид деятельности ребёнка дошкольника – игра педагогу в реализации индивидуальных маршрутов помогает педагогический приём «почтовый ящик» , в котором дети находят письмо, адресованное конкретному ребёнку с условными обозначениями задания.

На 5 этапе проводится завершающая диагностика.

Цель этапа : выявить результаты действия маршрута (трудность сохранилась или не сохранилась.

Предполагаемый результат :

Развитие социальной компетентности;

Развитие коммуникативных навыков;

Коррекция тревожности, самооценки (приближение к адекватной) ;

Развитие чувства самоценности;

Коррекция имеющихся у ребенка социально-личностных проблем.

Таким образом , благодаря выстраиванию индивидуальных образовательных траекторий развития детей, мы обеспечиваем нашим воспитанникам равные стартовые возможности при поступлении в школу.

Поделитесь с друзьями или сохраните для себя:

Загрузка...