Основные требования к знаниям и умениям учащихся. Учащиеся должны знать: по техническому труду

Чтобы сузить результаты поисковой выдачи, можно уточнить запрос, указав поля, по которым производить поиск. Список полей представлен выше. Например:

Можно искать по нескольким полям одновременно:

Логически операторы

По умолчанию используется оператор AND .
Оператор AND означает, что документ должен соответствовать всем элементам в группе:

исследование разработка

Оператор OR означает, что документ должен соответствовать одному из значений в группе:

исследование OR разработка

Оператор NOT исключает документы, содержащие данный элемент:

исследование NOT разработка

Тип поиска

При написании запроса можно указывать способ, по которому фраза будет искаться. Поддерживается четыре метода: поиск с учетом морфологии, без морфологии, поиск префикса, поиск фразы.
По-умолчанию, поиск производится с учетом морфологии.
Для поиска без морфологии, перед словами в фразе достаточно поставить знак "доллар":

$ исследование $ развития

Для поиска префикса нужно поставить звездочку после запроса:

исследование*

Для поиска фразы нужно заключить запрос в двойные кавычки:

" исследование и разработка"

Поиск по синонимам

Для включения в результаты поиска синонимов слова нужно поставить решётку "# " перед словом или перед выражением в скобках.
В применении к одному слову для него будет найдено до трёх синонимов.
В применении к выражению в скобках к каждому слову будет добавлен синоним, если он был найден.
Не сочетается с поиском без морфологии, поиском по префиксу или поиском по фразе.

# исследование

Группировка

Для того, чтобы сгруппировать поисковые фразы нужно использовать скобки. Это позволяет управлять булевой логикой запроса.
Например, нужно составить запрос: найти документы у которых автор Иванов или Петров, и заглавие содержит слова исследование или разработка:

Приблизительный поиск слова

Для приблизительного поиска нужно поставить тильду "~ " в конце слова из фразы. Например:

бром~

При поиске будут найдены такие слова, как "бром", "ром", "пром" и т.д.
Можно дополнительно указать максимальное количество возможных правок: 0, 1 или 2. Например:

бром~1

По умолчанию допускается 2 правки.

Критерий близости

Для поиска по критерию близости, нужно поставить тильду "~ " в конце фразы. Например, для того, чтобы найти документы со словами исследование и разработка в пределах 2 слов, используйте следующий запрос:

" исследование разработка"~2

Релевантность выражений

Для изменения релевантности отдельных выражений в поиске используйте знак "^ " в конце выражения, после чего укажите уровень релевантности этого выражения по отношению к остальным.
Чем выше уровень, тем более релевантно данное выражение.
Например, в данном выражении слово "исследование" в четыре раза релевантнее слова "разработка":

исследование^4 разработка

По умолчанию, уровень равен 1. Допустимые значения - положительное вещественное число.

Поиск в интервале

Для указания интервала, в котором должно находиться значение какого-то поля, следует указать в скобках граничные значения, разделенные оператором TO .
Будет произведена лексикографическая сортировка.

Такой запрос вернёт результаты с автором, начиная от Иванова и заканчивая Петровым, но Иванов и Петров не будут включены в результат.
Для того, чтобы включить значение в интервал, используйте квадратные скобки. Для исключения значения используйте фигурные скобки.

Цели урока:

  • Обобщить и повторить с учащимися разделы по созданию изделий из древесины и металлов.
  • Закрепить правила безопасного труда в мастерской.
  • Воспитывать аккуратность и внимательность в работе.

Задачи урока:

  • Развивать техническое мышление.
  • Развивать самостоятельность, целеустремлённость, трудолюбие.
  • Расширить кругозор учащихся при обобщении пройденного материала.
  • Приобщить учащихся к работе в коллективе.

Тип урока: проблемно-развивающий.

Форма работы: групповая.

Методы обучения: проблемное изложение, частично-поисковый, контроль знаний.

Межпредметные связи: математика, литература, природоведение.

Оформление – на доске:

  • Плакат «Брейн-ринг»
  • Плакат с нарисованным деревом

Выписаны этапы проведения викторины:

  • Лес и промышленность
  • Чертёж – язык техники
  • Машины и механизмы
  • Металлы в промышленности
  • Алло, нужна помощь.

ХОД УРОКА

Организационный момент

Проверка готовности учащихся к уроку. Отметить отсутствующих.

Учитель. В 5-м классе вы познакомились с древесиной и металлом как широко распространёнными конструкционными материалами. В 6-м классе мы продолжили знакомиться с данными материалами. И сегодня на уроке подведём итоги полученных знаний по пройденным темам: 1. Технология создания изделий из древесины 2. Технология создания изделий из металла.

Ведущий ученик: (подходит к дереву на доске) В лесах нашей страны произрастают деревья более 100 различных пород. Все древесные породы подразделяются на хвойные и лиственные. Текстура древесины лиственных пород разнообразнее и красивее. Поэтому сегодня на уроке мы попробуем одеть дерево, отвечая на вопросы.

Учитель. Чтобы было интересней, мы разделимся на две команды: зелёные и жёлтые (4 человека в команде). Для того, чтобы одеть дерево, что нам понадобится?

Ответы учащихся: Знания, ум, навыки.

1 раунд: ЛЕС И ПРОМЫШЛЕННОСТЬ.

1. Чем занимается лесная промышленность? (Делится на лесхозы и лесничества. Лесхозы организуют и осуществляют необходимую рубку леса. Лесничества ведают охраной и выращиванием леса)
2. Как сохраняют природу при заготовке древесины? (Возраст древесины 80 или 120 лет. Её называют спелой. Высаживают новые саженцы)
3. Окружающая нас природа охраняется законами, перечислите эти законы. (Земельный. Водный, Лесной)
4. Назовите основные виды пиломатериалов. (Доски, брусья)
5. Что называют пороками древесины? (Отклонения от её нормального строения, внешнего вида, а также повреждения)

Ведущий:

В грубые передники одеты –
У кого в деревне не спроси –
Вечно мои прадеды и деды –
Плотниками были на Руси.

Не на них ли с малолетства глядя.
В руки брали сыновья топор.
Потому и мастерами дяди
Значится в округе до сих пор.

Разве мы когда-нибудь забудем
То, чем родословная жила,
Коль несли крупицу счастья людям
Вздох пилы и поворот сверла.

Пусть пора иная наступила.
Век электропил – твоя пора!
Только родились электропилы
От простой пилы и топора…

Учитель: К какому жанру относится данный отрывок? (Стихотворение)
– О какой профессии идёт речь? (Плотник)
– О каких инструментах говорится в отрывке?

Вы уже знаете, что для изготовления любого изделия надо знать его устройство, форму и размеры деталей, материал, из которого они сделаны, способы соединения деталей между собой. Все эти сведения мы с вами узнали от языка техники – чертежа.

2 раунд: ЧЕРТЁЖ – ЯЗЫК ТЕХНИКИ

1. Что изображают на сборочном чертеже? (Только те виды, по которым можно определить конструкцию изделия)
2. Как следует читать сборочный чертёж? (Сначала изучают содержание основной надписи, название изделия, масштаб изображения, назначение и принцип действия изделия)
3. Что записывают в маршрутной карте? (Последовательность выполнения работы при изготовлении изделия)
4. Что содержит спецификация? (Перечень особенностей изделия)
5. Для чего изготавливают модели? (Чтобы понять устройство изделия и принцип действия)

Учитель: Второй раунд закончился, предлагаю с болельщиками поиграть в игру «Самый сообразительный». Участие могут принимать и члены команд. Каждый правильный ответ приносит жетон.

Ведущий:

1. Без карандаша и бумаги разделите 30 на 1/2 и прибавьте 10. (70)
2. Какой предмет, вопреки закону всемирного тяготения, чем тяжелее, тем с ним легче? (Кошелёк)
3. Горело 5 лампочек, три лампочки выключили. Сколько лампочек осталось? (5)
4. Сколько концов у трёх палок? (6)
5. Каким ключом нельзя открутить гайку? (Родниковым)
6. Какое колесо не крутится у машины? (Запасное) .

Учитель: Последний вопрос был про машину. Мы тоже с вами изучали составные части машин и токарный станок для точения древесины.

3 раунд: МАШИНЫ И МЕХАНИЗМЫ

1. Для чего в машине служит двигатель? (Для преобразования энергии в механическую)
2. Для чего предназначены токарные станки для точения древесины? (Для изготовления деревянных изделий, имеющих в поперечном сечении форму круга)
3. Что делают с изделием перед окрашиванием? (Высушивают)
4. Какими инструментами выполняют точение на токарном станке при обработке древесины? (Стамески, шлифовальные колодки)
5. Чем наносят краску на изделие? (Кистью, валиком)

Ведущий: В каменном веке (5-6 тыс. лет до н. э.) человек использовал медь, золото, серебро, метеорное железо для изготовления украшений и простейших орудий труда. Постепенно человек начал выплавлять металл из руды, освоил процессы плавки, горячей ковки и литья. Значительно расширился ассортимент изделий, так как можно было получить металл самых разнообразных свойств.

Учитель: Начинаем 4 раунд.

4 раунд:МЕТАЛЛЫ В ПРОМЫШЛЕННОСТИ

1. Что такое сплав? (Смешивание в расплавленном состоянии двух или нескольких металлов)
2. Какие сплавы относятся к чёрным? (Сталь, чугун) .
3. Для какой цели на заготовке в месте разрезания делают пропил трёхгранным напильником? (Чтобы полотно не скользило по её поверхности)
4. Назовите напильники по форме поперечного сечения? (Плоские, полукруглые, квадратные, трёхгранные, круглые, ножевые, ромбические)

Учитель: Необходимо помнить, что неисправный инструмент и нарушение безопасных способов работы может привести к несчастному случаю.

5 раунд: АЛЛО, НУЖНА ПОМОЩЬ

1. Вы порезали руку, ваши действия?
2. Нарушив технику безопасности Иванов ушиб руку, как ему помочь?
3. Что надо делать, если при работе на токарном станке рукав свитера попал в маховое колесо?
4. Стружка попала в глаз. Ваши действия?
5. Работая с выжигателем, ученик Петров отвлёкся и обжёг руку. Первая помощь?

Учитель: Наша игра-викторина подошла к концу, мы с вами повторили разделы по обработке древесины и металла. Ещё раз вспомнили правила оказания первой помощи. Подведём итоги.

(Подведение итогов – зелёные, жёлтые)

– Как говорится «Дело мастера боится» , а для мастерства нужны не только навыки, но и ум. Ум надо питать, в народе есть такая пословица «Сахар – это пища ума» . Подкрепим наши умы сладостями. (Награждение участников) .

Используемая литература: учебник для учащихся 6 класса общеобразовательных учреждений (вариант для мальчиков) Под редакцией В. Д. Симоненко, Москва Изд. Центр «Вентана-Граф» 2008 г.


Учащиеся должны знать: по техническому труду:

Название и назначение ручных инструментов, приспособле­ний, предусмотренных программой;


Правила безопасности труда при работе ручным инструмен­
том;

Правила разметки по шаблонам, линейке, угольнику;

Приемы работы с предметной инструкционной картой;

Правила обозначения размеров на эскизе;

Способы обработки различных материалов, предусмотренных
программой;

Правила выполнения аппликационных работ;

Название и назначение транспортных машин;

Правила безопасности труда, личной гигиены во время сель­
скохозяйственных работ; условия роста растений (свет, тепло,
влага);

Правила ухода за комнатными растениями (полив, рыхление
почвы);

Правила посадки (посева) сельскохозяйственных растений.
Учащиеся должны уметь:

по техническому труду:

Организовывать рабочее место (подбирать и размещать мате­
риалы и инструменты на рабочем месте, экономить материалы, со­
блюдать гигиену и безопасность труда);

Принимать цель и удерживать ее до конца работы;

Планировать предметно-практическую деятельность (работать
с операционным планом; анализировать образец по вопросам учи­
теля и самостоятельно; составлять краткий план, рассказ о выпол­
ненной работе; работать по образцу и рисунку; правильно выпол­
нять изученные технологические операции по всем видам труда);

Осуществлять поэтапный и итоговый самоконтроль;

Оценивать работу;

по сельскохозяйственному труду:

Организовывать работу (соблюдать правила безопасности тру­
да во время сельскохозяйственных работ);

Ухаживать за комнатными растениями (полив, удаление сухих
листьев и веток, рыхление почвы);

Подготовить и посеять семена в грунт.


Ill класс (64 ч) 3

Сельскохозяйственный труд (10 ч)

Осенние работы (5 ч)

Правила сбора семян и способы их хранения. Уборка урожая. Осенняя обработка почвы. Правила безопасности труда при работе с граблями, лопатой.

Практические работы. Виды работ на пришкольном участке. Сбор семян растений, выращенных на делянке учебно-опытного участка. Подготовка почвы на делянке, очистка учебно-опытного участка от ос­татков растений, перекопка почвы. Работа с природным материалом (организация засушки). Изготовление поделок (птиц и животных) из природного материала по сказкам народов мира. «Осенний букет».

Весенние работы и работа в классе (5 ч)

Сведения по сельскохозяйственному труду. Правила безопасности труда и личной гигиены. Правила размножения комнатных расте­ний черенками и уход за ними. Знакомство с семенами корнепло­дов (редис, свекла, морковь) и однолетних цветочно-декоратив­ных растений (люпин). Подготовка семян к посеву (сортировка, проверка на всхожесть, замачивание). Знакомство с трудом людей и профессиями в сельскохозяйственном производстве.

Практические работы. Сроки посева, их влияние на урожай кор­неплодов. Посев семян корнеплодов и цветочно-декоративных рас­тений в грунт. Культурные растения, их отличие от сорняков. Полив, рыхление, прополка, прореживание, посадка рассады. Подготовка к посадке черенков ягодных культур (смородина), перекопка и раз­метка делянки, высадка черенков. Уход за посаженными черенками.

Технический труд (30 ч)

Обработка бумаги и картона (16 ч)

Основные технологические этапы производства бумаги. Свойства бумаги. Виды картона, его

1 Из расчета 2 ч в неделю.


свойства и назначение (прочность, толщина, отношение к влаге). Правила чтения эскиза, проставления размеров на эскизе. Сгиба­ние бумаги и картона по линиям разметки, резание ножом с помо­щью фальцлинейки. Изготовление плоских и объемных изделий. Соединение деталей различными способами (клеем, нитками, мягкой проволокой). Оклеивание картона цветной бумагой.

Примерный перечень изделий. Аппликация по рассказу И.С.Соколова-Микитова «Листопаднинек». Аппликация «Золотая осень». «Лебеди» (оригами по рассказу Л.Н.Толстого). Аппликация с использованием картонного кружева «Сказочный дворец», «Мой четвероногий друг». Изготовление пособий для уроков математики. Изготовление пособий для уроков русского языка. Объемная ком­позиция по рассказу К.Паустовского «Барсучий нос». Оригами (по рассказам о животных). Чеканка из фольги. «Аквариум» (групповая работа). Изготовление кукольного театра (коллективная работа). «Моя любимая книга». «Лото». Игры (головоломки).

Техническое моделирование (14 ч)

Технико-технологические сведения. Технические сведения о транспортирующих устройствах и машинах, их назначение и при­менение. Приемы сборки из деталей конструктора моделей техни­ческих устройств, машин и т.д.

Изготовление технических игрушек, моделей и макетов по об­разцам, рисункам, эскизам и по собственному замыслу учащихся. Демонстрация технических игрушек в действии, их регулирова­ние. Изготовление моделей из полуфабрикатов. Совершенствова­ние приемов обработки материалов.

Примерный перечень изделий. Изготовление машины с подъемни­ком. Изготовление сельскохозяйственной техники. Макет «Аэро­порт». Корабли. Моя квартира. Герои сказки «Серая Шейка» (из по­луфабрикатов). Новогодние игрушки. В цирке («Клоун», «Обезьяна»). Летающие и плавающие технические игрушки (из конструктора).

Бытовой труд (8 ч)

Обработка ткани (6 ч)

Технико-технологические сведения. Свойства тканей животного происхождения (шелк, шерсть). Изготовление выкройки (по об­разцу, эскизу, инструкционной карте). Виды стежков и швов:


«строчка», «стебельчатый», «тамбурный», техника исполнения и назначение. Способы соединения деталей изделия. Вышивание.

Примерный перечень изделий. Разметка ткани, сложенной вдвое, и ее раскрой («Полотенце»). «Игольница». Мягкие игрушки по сказкам А.С.Пушкина («Лебедь», «Белка»). Аппликация (по бас­ням И.А.Крылова). Аппликация по рассказу Толстого «Лев и со­бачка».

Уход за одеждой (2 ч)

Ремонт одежды (пришивание кнопок, крючков и петель). Виды заплаток.

Основы художественной обработки различных материалов (16 ч)

Технико-технологические сведения. Ознакомление с инструмен­тами для обработки мягкой проволоки (кусачки, плоскогубцы, круглогубцы, напильник, молоток). Назначение инструментов, приемы работы ими, безопасность труда. Технология обработки различных материалов (отделка изделий из глины, приемы стили­зации в лепке, подготовка ткани к росписи, приемы обработки яичной скорлупы, обработка древесины и т.д.). Правила наложе­ния и снятия трафарета, роспись рисунка по трафаретам. Способы соединения деталей.

Примерный перечень изделий. Аппликация по рассказу М.Горь­кого «Воробьишка» (материалы: перо, картон, цветная бумага). «Лесные звери» (капсулы от «киндер-сюрприза», колпачки от фломастеров, перья, проволока, пластилин). Аппликация по сказке А.С.Пушкина «Сказка о Золотом петушке». Салфетка-подставка (материалы: картон, шпагат, ткань). «Букет для мамы» (мешковина, цветная бумага, шпагат, проволока). Аппликация по рассказу М.Пришвина «Ребята и утята» (перо, картон, цвет­ная бумага, песок). Аппликация по рассказу К.Паустовского «Заячьи лапы». «Смешные маски» (ткань, цветной картон). Аппли­кация по рассказу В.Бианки «Сова». «Космический корабль». Пер­вые цветы (бисер, ткань, проволока). Вестники весны (материа­лы: пластилин, перо). Аппликация по стихотворению Н.Некра­сова «Дедушка Мазай и зайцы* (материалы: цветная бумага, картон, перо).

ПРИМЕРНАЯ ПРОГРАММА ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ по направлению «ТЕХНОЛОГИЯ. ТЕХНИЧЕСКИЙ ТРУД» ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Статус документа Примерная программа по направлению «Технология. Технический труд» составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования. Примерная программа позволяет всем участникам образовательного процесса получить представ- ление о целях, содержании, общей стратегии обучения, воспитания и развития учащихся средствами данного учебного предмета, конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, дает примерное распределение учебных часов по разделам курса и рекомендуемую последовательность изучения тем и разделов учебного предмета с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, ло- гики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся. Примерная программа является ориентиром для составления авторских учебных программ и учебников (может использоваться при тематическом планировании курса учителем). При этом авто- ры учебных программ и учебников могут предложить собственный подход в части структурирования учебного материала, определения последовательности изучения этого материала, распределения часов по разделам и темам, а также путей формирования системы знаний, умений и способов деятельности, развития и социализации учащихся. Тем самым примерная программа содействует сохранению единого образовательного пространства не сковывая творческой инициативы учителей, предоставляет широкие возможности для реализации различных подходов к построению учебного курса с учетом индивидуаль- ных способностей и потребностей учащихся, материальной базы образовательных учреждений, мест- ных социально-экономических условий и национальных традиций. Структура документа Примерная программа включает три раздела: пояснительную записку; основное содержание с примерным (в модальности «не менее») распределением учебных часов по разделам курса и рекомен- дуемую последовательность изучения тем и разделов; требования к уровню подготовки выпускников. Общая характеристика учебного предмета Примерная программа составлена с учетом опыта трудовой и технологической деятельности, полу- ченного учащимися при обучении в начальной школе. Основным предназначением образовательной области «Технология» в системе общего образования является формирование трудовой и технологической культуры школьника, системы технологических знаний и умений, воспитание трудовых, гражданских и патриотических качеств его личности, их про- фессиональное самоопределение в условиях рынка труда, формирование гуманистически ориентирован- ного мировоззрения. Образовательная область «Технология» является необходимым компонентом об- щего образования школьников, предоставляя им возможность применить на практике знания основ наук. В основной школе «Технология» изучается с 5-го по 8-ой класс данной ступени обучения. Отсутствие технологии в федеральном компоненте по новому Базисному учебному плану в 9-ом классе не позволяет обеспечить преемственность перехода учащихся от основного к профильному, про- фессиональному обучению, трудовой деятельности и непрерывному самообразованию. Для обеспечения непрерывности технологической подготовки в системе общего и профессионального образования целе- сообразно дополнительно выделить из регионального компонента и компонента образовательного учре- ждения дополнительно один час в неделю в 8-ом классе и 2 часа в неделю в 9-ом классе. При этом на- ционально-региональные особенности содержания могут быть представлены в программе соответст- вующими технологиями, видами и объектами труда. Обучение школьников технологии строится на основе освоения конкретных процессов преобразова- ния и использования материалов, энергии, информации, объектов природной и социальной среды. С це- лью учета интересов и склонностей учащихся, возможностей образовательных учреждений, местных социально-экономических условий обязательный минимум содержания основных образовательных про- грамм изучается в рамках одного из трех направлений: «Технология. Технический труд», «Технология. Обслуживающий труд», «Технология. Сельскохозяйственный труд (агротехнологии)». 1 Независимо от изучаемых технологий, содержанием программы по направлению «Технология. Тех- нический труд» предусматривается изучение материала по следующим сквозным образовательным ли- ниям: культура и эстетика труда; получение, обработка, хранение и использование информации; основы черчения, графики, дизайна; элементы домашней и прикладной экономики, предпринимательства; знакомство с миром профессий, выбор жизненных, профессиональных планов учащимися; влияние технологических процессов на окружающую среду и здоровье человека; творческая, проектная деятельность; история, перспективы и социальные последствия развития технологии и техники. Базовым для программы по направлению «Технология. Технический труд» является раздел «Созда- ние изделий из конструкционных и поделочных материалов». Программа обязательно включают в себя также разделы «Электротехнические работы», «Технологии ведения дома», «Черчение и графика», «Со- временное производство и профессиональное образование». Исходя из необходимости учета потребностей личности школьника, его семьи и общества, достиже- ний педагогической науки, конкретный учебный материал для включения в программу должен отби- раться с учетом следующих положений: распространенность изучаемых технологий в сфере производства, сервиса и домашнего хозяйства и отражение в них современных научно-технических достижений; возможность освоения содержания на основе включения учащихся в разнообразные виды техноло- гической деятельности, имеющих практическую направленность; выбор объектов созидательной и преобразовательной деятельности на основе изучения обществен- ных, групповых или индивидуальных потребностей; возможность реализации общетрудовой, политехнической и практической направленности обуче- ния, наглядного представления методов и средств осуществления технологических процессов; возможность познавательного, интеллектуального, творческого, духовно-нравственного, эстетиче- ского и физического развития учащихся. Каждый раздел программы включает в себя основные теоретические сведения, практические работы и рекомендуемые объекты труда (в обобщенном виде). При этом предполагается, что изучение материала программы, связанного с практическими работами, должно предваряться необходимым ми- нимумом теоретических сведений. В программе предусмотрено выполнение школьниками творческих или проектных работ. Со- ответствующая тема по учебному плану программы дается в конце каждого года обучения. Вместе с тем, методически возможно построение годового учебного плана занятий с введением творческой, про- ектной деятельности в учебный процесс с начала или с середины учебного года. При организации твор- ческой или проектной деятельности учащихся очень важно акцентировать их внимание на потребитель- ском назначении того изделия, которое они выдвигают в качестве творческой идеи. Основной формой обучения является учебно-практическая деятельность учащихся. При- оритетными методами являются упражнения, лабораторно-практические, учебно-практические работы, метод проектов. Все виды практических работ в программе направлены на освоение различных техноло- гий обработки материалов, электромонтажных, строительно-отделочных и ремонтных санитарно- технических работ, расчетных и проектных операций. Лабораторно-практические работы выполняются преимущественно по теме «Машины и механизмы». Учитель в соответствии с имеющимися возможностями выбирает такой объект или тему рабо- ты для учащихся, чтобы обеспечить охват всей совокупности рекомендуемых в программе технологиче- ских операций. При этом он должен учитывать посильность объекта труда для учащихся соответствую- щего возраста, а также его общественную или личную ценность. Темы раздела «Технологии ведения дома» включают в себя обучение элементам семейной эко- номики, освоение некоторых видов ремонтно-отделочных и санитарно-технических работ. Соответст- вующие работы проводятся в форме учебных упражнений. Для выполнения этих работ необходимо под- готовить учебные стенды, изготовленные из деревянных щитов, фанеры или древесностружечных или древесноволокнистых плит. Для более глубокого освоения этого раздела за счет времени, отводимого из компонента образовательного учреждения следует организовывать технологическую практику школь- ников. Тематически она может быть связана с ремонтом оборудования, школьных помещений и их са- нитарно-технических коммуникаций: ремонт и окраска стен, восстановление или замена кафельных или пластиковых покрытий, ремонт мебели, профилактика и ремонт санитарно-технических устройств и др. 2 Содержание обучения черчению и графике, которое задано обязательным минимумом, в про- грамме представлено двумя вариантами. Сведения и практические работы по черчению и графике, как фрагмент содержания, введены почти во все технологические разделы и темы программы. Кроме того, черчение и графика дополнительно изучаются как обобщающий курс в 9 классе, в том случае, если на технологию выделено время из компонента образовательного учреждения. Занятия по направлению «Технология. Технический труд» проводятся на базе мастерских по обработке древесины, металла или комбинированных мастерских. Они должны иметь рекомендованный Министерством образования РФ набор инструментов, приборов, станков и оборудования. Большое внимание должно быть обращено на обеспечение безопасности труда учащихся при выполнении технологических операций. Особое внимание следует обратить на соблюдение правил элек- тробезопасности. Недопустимы работы школьников с производственным оборудованием, которое не включено в перечень оборудования, разрешенного к использованию в общеобразовательных учрежде- ниях. Не допускается применение на занятиях самодельных электромеханических инструментов и тех- нологических машин. Также не разрешается применять на практических занятиях самодельные элек- трифицированные приборы и аппараты, рассчитанные на напряжение более 42 В. Интегративный характер содержания обучения технологии предполагает построение образова- тельного процесса на основе использования межпредметных связей. Это связи с алгеброй и геометрией при проведении расчетных и графических операций, с химией при характеристике свойств материалов, с физикой при изучении устройства и принципов работы машин и механизмов, современных технологий, с историей и искусством при освоении технологий традиционных промыслов. Особенности реализации примерной программы направления «Технология. Технический труд» в сельской школе В сельской школе традиционно изучаются как технологии промышленного, так и сельскохо- зяйственного производства. Для учащихся таких школ, с учетом сезонности работ в сельском хозяйстве, создаются комбинированные программы, включающие разделы по агротехнологиям, а также базовые и инвариантные разделы по технологиям технического труда. Комплексный учебный план в конкретной школе при этом составляется с учетом сезонности сельскохозяйственных работ в данном регионе. В связи с перераспределением времени между указанными разделами в комбинированных програм- мах уменьшается объем и сложность практических работ в разделах содержания по техническому труду с сохранением всех составляющих минимума содержания обучения по технологии. Комплексно для комбинированных программ планируется освоение раздела «Современное произ- водство и профессиональное образование» и проектная деятельность учащихся. Желательно, чтобы те- мы творческих работ и проектов учащихся сельских школ носили комбинированный характер, сочетая технологии технического и сельскохозяйственного труда. Необходимые сведения о профессиях про- мышленного и сельскохозяйственного производства, сферы услуг, путях получения профессионального образования должны быть даны сельским школьникам в общем для обоих направлений комбинирован- ном профориентационном разделе. В виду объективных трудностей обеспечения сельских школ деталями или конструкторами для технологий, относящихся к электронной технике, соответствующие работы могут быть заменены элек- тротехническими работами с электроприводом и электромеханической автоматикой оборудования сель- скохозяйственного производства. Цели Изучение технологии в основной школе направлено на достижение следующих целей: освоение технологических знаний, основ культуры созидательного труда, представлений о техно- логической культуре на основе включения учащихся в разнообразные виды трудовой деятельно- сти по созданию личностно или общественно значимых изделий; овладение общетрудовыми и специальными умениями, необходимыми для поиска и использова- ния технологической информации, проектирования и создания продуктов труда, ведения домаш- него хозяйства, самостоятельного и осознанного определения своих жизненных и профессиональ- ных планов; безопасными приемами труда; развитие познавательных интересов, технического мышления, пространственного воображения, интеллектуальных, творческих, коммуникативных и организаторских способностей; воспитание трудолюбия, бережливости, аккуратности, целеустремленности, предприимчивости, ответственности за результаты своей деятельности; уважительного отношения к людям различ- ных профессий и результатам их труда; 3 получение опыта применения политехнических и технологических знаний и умений в самостоя- тельной практической деятельности. Место предмета в базисном учебном плане Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федера- ции отводит на этапе общего образования 245 часов для обязательного изучения каждого направления образовательной области «Технология». В том числе: в V, VI и VII классах по 70 часов, из расчета 2 учебных часа в неделю, в VIII классе – 35 часов.∗ Примерная программа разработана для обучения школьников с V по IX класс с учетом ис- пользования времени национально-регионального компонента (35 часов в восьмом классе) и компонен- та образовательного учреждения (70 часов в девятом классе) и рассчитана на 350 часов. Часы, выделяе- мые из национально-регионального компонента и компонента образовательного учреждения, представ- лены в примерном тематическом плане числом в скобках. В примерной программе выделен резерв сво- бодного учебного времени в объеме 25 учебных часов или 10% в федеральном компоненте и 10 часов или 10% в национально-региональном компоненте и компоненте образовательного учреждения для учета местных условий реализации программы. Общеучебные умения, навыки и способы деятельности Примерная программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и на- выков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенции. При этом приоритетными ви- дами общеучебной деятельности для всех направлений образовательной области «Технология» на этапе основного общего образования являются: Определение адекватных способов решения учебной задачи на основе заданных алгоритмов. Комбинирование известных алгоритмов деятельности в ситуациях, не предполагающих стандартное применение одного из них. Творческое решение учебных и практических задач: умение мотивированно отказываться от образца, искать оригинальные решения; самостоятельное выполнение различных творческих работ; уча- стие в проектной деятельности. Приведение примеров, подбор аргументов, формулирование выводов. Отражение в устной или письменной форме результатов своей деятельности. Выбор и использование средств представления информации и знаковых систем (текст, таблица, схема, чертеж, эскиз, технологическая карта, и др.) в соответствии с коммуникативной задачей, сферой и ситуацией общения. Использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари, Интернет-ресурсы и другие базы данных. Владение умениями совместной деятельности: согласование и координация деятельности с другими ее участниками; объективное оценивание свого вклада в решение общих задач коллектива. Оценивание своей деятельности с точки зрения нравственных, правовых норм, эстетических ценностей. Результаты обучения Результаты обучения представлены в Требованиях к уровню подготовки и содержат три ком- понента: знать/понимать - перечень необходимых для усвоения каждым учащимся знаний, уметь – вла- дение конкретными навыками практической деятельности, а также компонент, включающий знания и умения, ориентированные на решение разнообразных жизненных задач. Результаты обучения сформу- лированы в требованиях в обобщенном виде и являются инвариантными по отношению к направлению технологической подготовки учащихся. Ожидаемые результаты обучения по данной примерной программе в наиболее обобщенном виде могут быть сформулированы как овладение трудовыми и технологическими знаниями и умениями по преобразованию и использованию материалов, энергии, информации, необходимыми для создания продуктов труда в соответствии с их предполагаемыми функциональными и эстетическими свойствами; умениями ориентироваться в мире профессий, оценивать свои профессиональные интересы и склонно- ∗ В VIII классе 1 час в неделю учебного предмета «Технология» перенесен для организации изучения учащимися содержания образования краеведческой направленности в региональный (национально-региональный) компонент. 2 часа учебного предмета «Технология» в IX классе переданы в компонент образовательного учреждения для организации предпрофильной подготовки обучающихся. 4 сти к изучаемым видам трудовой деятельности, составлять жизненные и профессиональные планы; на- выками самостоятельного планирования и ведения домашнего хозяйства; формирование культуры тру- да, уважительного отношения к труду и результатам труда. Примерный тематический план 5-9 КЛАССЫ – 245 (350) часов Разделы и темы Количество часов класс 5 6 7 8 9 СОЗДАНИЕ ИЗДЕЛИЙ ИЗ КОНСТРУКЦИОННЫХ И ПОДЕЛОЧ- 36 36 36 14(4) НЫХ МАТЕРИАЛОВ ТЕХНОЛОГИИ СОЗДАНИЯ ИЗДЕЛИЙ ИЗ ДРЕВЕСНЫХ И ПОДЕЛОЧ- 16 16 16 НЫХ МАТЕРИАЛОВ НА ОСНОВЕ КОНСТРУКТОРСКОЙ И ТЕХНО- ЛОГИЧЕСКОЙ ДОКУМЕНТАЦИИ Технологии изготовления изделий из плоскостных деталей 16 Технологии изготовления изделий с использованием деталей 16 призматической и цилиндрической форм Технологии изготовления изделий с использованием слож- 16 ных соединений ТЕХНОЛОГИИ СОЗДАНИЯ ИЗДЕЛИЙ ИЗ МЕТАЛЛОВ НА ОСНОВЕ 16 16 16 КОНСТРУКТОРСКОЙ И ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЙ ДОКУМЕНТАЦИИ Технологии изготовления изделий из тонколистового метал- 16 ла и проволоки Технологии изготовления изделий из сортового проката 16 Технологии изготовления изделий с использованием точе- 16 ных деталей МАШИНЫ И МЕХАНИЗМЫ. ГРАФИЧЕСКОЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ И 4 4 4 2(2) МОДЕЛИРОВАНИЕ Механизмы технологических машин 4 Сборка моделей технологических машин 4 из деталей конструктора по эскизам и чертежам Сборка моделей механических устройств автоматики по эс- 4 кизам и чертежам Сложные механизмы 2(2) ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОЕ ТВОРЧЕСТВО 12(2) Изготовление изделий декоративно-прикладного назначения. 12(2) ЭЛЕКТРОТЕХНИЧЕСКИЕ РАБОТЫ. 7 7 9 3(2) (8) Электромонтажные работы 3 3 Простейшие электрические цепи с гальваническим источни- 4 ком тока Устройства с электромагнитом 4 Устройства с элементами автоматики 9 Электропривод 3(2) Простые электронные устройства (8) ТЕХНОЛОГИИ ВЕДЕНИЯ ДОМА. 4 4 4 12 (6) (9) Мелкий ремонт и уход за одеждой и обувью 4 Эстетика и экология жилища 4 4 Бюджет семьи. Рациональное планирование расходов. 4(2) Ремонтно-отделочные работы в доме 4(2) Ремонт элементов систем водоснабжения и канализации. 4(2) Введение в предпринимательскую деятельность (9) ЧЕРЧЕНИЕ И ГРАФИКА (32) 5 Разделы и темы Количество часов класс 5 6 7 8 9 Техника выполнения чертежей и правила их оформления (4) Геометрические построения (2) Чтение и выполнение чертежей, эскизов и схем (10) Сечения и разрезы (4) Сборочные чертежи (8) Прикладная графика (4) СОВРЕМЕННОЕ ПРОИЗВОДСТВО И ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ 4 (4) (6) ОБРАЗОВАНИЕ Сферы производства и разделение труда 2(2) (2) Профессиональное образование и профессиональная карьера 2(2) (4) ТВОРЧЕСКАЯ, ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ 16 16 14 0(16) (8) РЕЗЕРВ УЧЕБНОГО ВРЕМЕНИ 7 7 7 4 (3) (7) ИТОГО 70 70 70 35 (35) (70) Примечание: в скобках, курсивом указано недостающее учебное время, необходимое для освоения со- ответствующих технологий; недостающее учебное время для изучения технологии может быть выделе- но из часов компонента образовательного учреждения или национально – регионального компонента Базисного учебного плана. Для сельских школ творческая, проектная деятельность выполняется ком- плексно при сочетании агротехнологий и технологий технического труда. ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ 245 (350) 5 КЛАСС СОЗДАНИЕ ИЗДЕЛИЙ ИЗ КОНСТРУКЦИОННЫХ И ПОДЕЛОЧНЫХ МАТЕРИАЛОВ ТЕХНОЛОГИИ СОЗДАНИЯ ИЗДЕЛИЙ ИЗ ДРЕВЕСНЫХ И ПОДЕЛОЧНЫХ МАТЕРИАЛОВ НА ОСНОВЕ КОНСТ- РУКТОРСКОЙ И ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЙ ДОКУМЕНТАЦИИ (16 ЧАС) Технология изготовления изделий на основе плоскостных деталей (16 час) Основные теоретические сведения Древесина и ее применение. Лиственные и хвойные породы древесины. Характерные признаки и свойства. Природные пороки древесины: сучки, трещины, гниль. Виды древесных материалов: пило- материалы, шпон, фанера. Области применения древесных материалов. Отходы древесины и их рацио- нальное использование. Профессии, связанные с производством древесных материалов и восстановлением лесных массивов. Традиционные виды декоративно-прикладного творчества и народных промыслов Рос- сии. Понятие об изделии и детали. Типы графических изображений: технический рисунок, эскиз, чертеж. Чертеж плоскостной детали. Графическое изображение конструктивных элементов деталей: отверстий, пазов, фасок. Основные сведения о линиях чертежа. Правила чтения чертежей плоскостных деталей. Технологическая карта и ее назначение. Верстак, его устройство. Ручные инструменты и приспособ- ления для обработки древесины. Основные технологические операции и особенности их выполнения: разметка, пиление, опиливание, отделка, соединение деталей, визуальный и инструментальный контроль качества деталей. Правила безопасности труда при работе ручными столярными инструментами. Практические работы Распознавание лиственных и хвойных древесных пород по внешним признакам: цвету, текстуре. Выявление природных пороков древесных материалов и заготовок. Определение видов древесных мате- риалов по внешним признакам. 6 Чтение чертежа плоскостной детали: определение материала изготовления, формы, размеров де- тали, конструктивных элементов. Определение последовательности изготовления детали по технологиче- ской карте. Организация рабочего места: рациональное размещение инструментов и заготовок; установка и закрепление заготовок в зажимах верстака; ознакомление с рациональными приемами работы ручными инструментами (измерительной линейкой, столярным угольником, ножовкой, напильником, лобзиком, абразивной шкуркой, молотком, клещами). Изготовление плоскостных деталей по чертежам и технологическим картам: соотнесение разме- ров заготовки и детали; разметка заготовки с учетом направления волокон и наличия пороков материала; определение базового угла заготовки; разметка заготовок правильной геометрической формы с использо- ванием линейки и столярного угольника; пиление заготовок ножовкой; разметка заготовок с криволиней- ным контуром по шаблону; выпиливание лобзиком по внешнему и внутреннему контуру; сверление тех- нологических отверстий, обработка кромки заготовки напильниками и абразивной шкуркой; использо- вание линейки, угольника, шаблонов для контроля качества изделия; соединение деталей изделия на клей и гвозди; защитная и декоративная отделка изделия; выявление дефектов и их устранение; соблюдение правил безопасности труда при использовании ручного инструмента и оборудования верстака. Уборка рабочего места. Изготовление изделий декоративно-прикладного назначения с использованием технологий худо- жественной обработки материалов. Варианты объектов труда Плоскостные игрушки, игры, кухонные и бытовые принадлежности, декоративно-прикладные изделия. ТЕХНОЛОГИЯ СОЗДАНИЯ ИЗДЕЛИЙ ИЗ МЕТАЛЛА НА ОСНОВЕ КОНСТРУКТОРСКОЙ И ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЙ ДОКУМЕНТАЦИИ (16 ЧАС) Изготовление изделий из тонколистового металла и проволоки (16 час) Основные теоретические сведения Металлы; их основные свойства и область применения. Черные и цветные металлы. Виды и спо- собы получения листового металла: листовой металл, жесть, фольга. Проволока и способы ее получения. Профессии, связанные с добычей и производством металлов. Понятие об изделии и детали. Типы графических изображений: технический рисунок, эскиз, чертеж, технологическая карта. Чертеж (эскиз) деталей из тонколистового металла и проволоки. Гра- фическое изображение конструктивных элементов деталей: отверстий, пазов и т.п. Основные сведения о линиях чертежа. Правила чтения чертежей деталей. Слесарный верстак и его назначение. Устройство слесарных тисков. Ручные инструменты и при- способления для обработки тонколистового металла, их назначение. Основные технологические опера- ции обработки тонколистового металла и особенности их выполнения: правка тонколистового металла, плоскостная разметка, резание ножницами, опиливание кромок, пробивание отверстий, гибка, отделка. Ручные инструменты и приспособления для обработки проволоки, их назначение. Основные технологические операции обработки проволоки и особенности их выполнения: определение длины за- готовки, правка, линейная разметка, резание, гибка. Правила безопасности труда. Практические работы Распознавание видов металлов. Подбор заготовок для изготовления изделия. Чтение чертежей деталей из тонколистового металла и проволоки: определение материала изго- товления, формы и размеров детали, ее конструктивных элементов. Определение последовательности изготовления детали по технологической карте. Организация рабочего места: рациональное размещение инструментов и заготовок на слесарном верстаке; закрепление заготовок в тисках; ознакомление с рациональными приемами работы ручными инструментами (слесарным угольником, слесарными ножницами, напильниками, абразивной шкуркой, киянкой, пробойником, слесарным молотком, кусачками, плоскогубцами, круглогубцами). Изготовление деталей из тонколистового металла по чертежу и технологической карте: правка заготовки; определение базовой угла заготовки; разметка заготовок с использованием линейки и слесар- ного угольника; резание заготовок слесарными ножницами; пробивание отверстий пробойником, опи- 7 ливание кромки заготовки напильниками; гибка заготовок в тисках и на оправках; обработка абразивной шкуркой. Визуальный и инструментальный контроль качества деталей. Выявление дефектов и их устра- нение. Защитная и декоративная отделка изделия. Соблюдение правил безопасности труда. Уборка ра- бочего места. Изготовление деталей из проволоки по чертежу и технологической карте: определение длины за- готовки; правка проволоки; разметка заготовок; резание проволоки кусачками; гибка проволоки с ис- пользованием плоскогубцев, круглогубцев, оправок. Визуальный и инструментальный контроль качест- ва деталей. Выявление дефектов и их устранение. Соблюдение правил безопасности труда. Изготовление изделий декоративно-прикладного назначения с использованием технологий ху- дожественной обработки материалов. Традиционные виды декоративно-прикладного творчества и на- родных промыслов России. Варианты объектов труда Головоломки, цепочки, крепежные детали, изделия декоративного и бытового назначения, садово- огородный инвентарь. Машины и механизмы Графическое представление и моделирование (4 час) Механизмы технологических машин (4 час) Основные теоретические сведения Механизмы и их назначение. Ременные и фрикционные передачи. Детали механизмов. Услов- ные обозначения деталей и узлов механизмов и машин на кинематических схемах. Чтение и построение простых кинематических схем. Практические работы Чтение кинематических схем простых механизмов. Сборка моделей механизмов из деталей конструктора типа “Конструктор-механик”. Проверка моделей в действии. Количественные замеры пе- редаточных отношений в механизмах. Объекты труда Конструктор, механизмы оборудования школьных мастерских. Электротехнические работы (7 час) Электромонтажные работы (3 час) Основные теоретические сведения Организация рабочего места для выполнения электромонтажных работ. Виды проводов. Инст- рументы для электромонтажных работ. Установочные изделия. Приемы монтажа установочных изделий. Правила безопасной работы с электроустановками и при выполнении электромонтажных работ. Про- фессии, связанные с выполнением электромонтажных работ. Практические работы Электромонтажные работы: ознакомление с видами и приемами пользования электромонтаж- ными инструментами; выполнение механического оконцевания, соединения и ответвления проводов. Подключение проводов к электропатрону, выключателю, розетке. Проверка пробником соединений в простых электрических цепях. Варианты объектов труда Провода, электроустановочные изделия. Простейшие электрические цепи с гальваническим источником тока (4 час) Основные теоретические сведения Общее понятие об электрическом токе, напряжении и сопротивлении. Виды источников тока и приемников электрической энергии. Условные графические обозначения на электрических схемах. По- нятие об электрической цепи и ее принципиальной схеме. 8 Практические работы Чтение простой электрической схемы. Сборка электрической цепи из деталей конструктора с гальваническим источником тока. Проверка работы цепи при различных вариантах ее сборки. Варианты объектов труда Модели низковольтных осветительных и сигнальных устройств. Технологии ведения дома (4 час) Мелкий ремонт и уход за одеждой и обувью (4 час) Основные теоретические сведения Уход за различными видами половых покрытий и лакированной мебели, их мелкий ремонт. Средства для ухода за раковинами и посудой. Средства для ухода за мебелью. Выбор и использование современных средств ухода за одеждой и обувью. Способы удаления пятен с одежды и обивки мебели. Выбор технологий длительного хранения одежды и обуви. Уход за окнами. Способы утепления окон в зимний период. Современная бытовая техника, облегчающая выполнение домашних работ. Профессии в сфере обслуживания и сервиса. Практические работы Выполнение мелкого ремонта обуви, мебели. Удаление пятен с одежды и обивки мебели. Варианты объектов труда Мебель, верхняя одежда, обувь. Творческая, проектная деятельность (16 час) Основные теоретические сведения Выбор темы проектов. Обоснование конструкции и этапов ее изготовления. Технические и тех- нологические задачи, возможные пути их решения (выбор материалов, рациональной конструкции, ин- струментов и технологий, порядка сборки вариантов отделки). Практические работы Обоснование выбора изделия. Поиск необходимой информации. Выполнение эскиза изделия. Изготовление деталей. Сборка и отделка изделия. Презентация изделия. Варианты объекты труда Темы проектных работ даны в приложении к программе. 6 класс Создание изделий из конструкционных и поделочных материалов (36 час) Технологии создания изделий из древесных и поделочных материалов на основе конструкторской и технологической документации (16 час) Технология изготовления изделий с использованием деталей призматической и цилиндрической формы (16 час) Основные теоретические сведения Виды пиломатериалов, технология их производства и область применения. Влияние технологий обработки материалов на окружающую среду и здоровье человека. Технологические пороки древесины: механические повреждения, заплесневелость, деформация. Профессии, связанные с обработкой древе- сины и древесных материалов. Традиционные виды декоративно-прикладного творчества и народных промыслов России. Представления о способах изготовления деталей различных геометрических форм. Графическое изображение деталей призматической и цилиндрической форм. Конструктивные элементы деталей и их 9 графическое изображение: шипы, проушины, отверстия, уступы, канавки. Основные сведения о видах проекций деталей на чертеже. Правила чтения чертежей деталей призматической и цилиндрической форм. Ручные инструменты и приспособления для изготовления деталей призматической формы. Уст- ройство и назначение рейсмуса, строгальных инструментов (рубанка, шерхебеля), стусла, стамески. Ин- струменты для сборочных работ. Основные технологические операции и особенности их выполнения: разметка, пиление, долблении, сверление отверстий; сборка деталей изделия, контроль качества; сто- лярная и декоративная отделка изделий. Правила безопасности труда при работе ручными столярными инструментами и на сверлильном станке. Организация рабочего места токаря. Ручные инструменты и приспособления для изготовления деталей цилиндрической формы на токарном станке. Назначение плоских и полукруглых резцов. Уст- ройство штангенциркуля и способы выполнения измерений. Основные технологические операции и особенности их выполнения: черновое и чистовое точение цилиндрических поверхностей; вытачивание уступов, канавок; контроль качества. Правила безопасности труда при работе на токарном станке. Современные технологические машины и электрифицированные инструменты. Практические работы Определение видов пиломатериалов. Выбор пиломатериалов и заготовок с учетом природных и технологических пороков древесины. Чтение чертежей (эскизов) деталей призматической и цилиндрической форм: определение мате- риала, геометрической формы, размеров детали и ее конструктивных элементов; определение допусти- мых отклонений размеров при изготовлении деталей. Определение последовательности изготовления деталей и сборки изделия по технологической карте. Организация рабочего места столяра: подготовка рабочего места и инструментов; закрепление заготовок в зажимах верстака. Ознакомление с рациональными приемами работы ручными инструмен- тами, приспособлениями и сверления отверстий с помощью сверлильного станка. Изготовление изделий из деталей призматической формы по чертежу и технологической карте: выбор заготовок, определение базовой поверхности, разметка с использованием рейсмуса; определение припуска на обработку; строгание заготовки, пиление с использованием стусла. Разметка и изготовле- ние уступов, долбление древесины; соединение деталей «в полдерева», на круглый шип, с использова- нием накладных деталей; предварительная сборка и подгонка деталей изделия. Сборка деталей изделия на клею, с использованием гвоздей и шурупов. Защитная и декоративная отделка изделия. Визуальный и инструментальный контроль качества деталей. Выявление дефектов и их устранение. Соблюдение правил безопасности труда при работе ручными столярными инструментами и на сверлильном станке. Организация рабочего места токаря: установка ростовых подставок, подготовка и рациональное размещение инструментов; подготовка и закрепление заготовки, установка подручника, проверка станка на холостом ходу. Соблюдение рациональных приемов работы при изготовлении изделий на токарном станке по обработке древесины. Изготовление деталей цилиндрической формы на токарном станке: определение припусков на обработку, черновое точение, разметка и вытачивание конструктивных элементов (канавок, уступов, буртиков, фасок); чистовое точение, подрезание торцов детали, обработка абразивной шкуркой. Визу- альный и инструментальный контроль качества деталей. Выявление дефектов и их устранение. Защит- ная и декоративная отделка изделия. Соблюдение правил безопасности труда при работе на токарном станке. Изготовление изделий декоративно-прикладного назначения с использованием технологий ху- дожественной обработки материалов. Варианты объектов труда Игрушки и игры, ручки, изделие для украшения интерьера, кормушки, готовальни, кухонные и бытовые принадлежности. Технология создания изделий из металла на основе конструкторской и технологической докумен- тации (16 час) Технологии изготовления изделий из сортового проката (16 час) Основные теоретические сведения 10

Урок – основная форма организации учебной работы по техническому труду. Типы уроков технического труда:теоретический, практический, лабораторный, проверочный, комбинированный.

Структура и содержание плана теоретического урока по техническому труду.

Структура и содержание плана практического урока по техническому труду.

Структура и содержание плана лабораторного урока по техническому труду.

Структура и содержание плана проверочного урока по техническому труду.

Структура и содержание плана комбинированного урока по техническому труду.

Форма организации обучения как дидактическая категория обозначает внешнюю сторону организации учебного процесса, которая связана с количеством обучаемых учащихся, временем и местом обучения, а также порядком его осуществления.

В общеобразовательных учреждениях формы организации обучения техническому труду разделяются на две группы: учебные и внеклассные . К учебным формам относятся различные типы уроков технического труда . К внеклассным – технические кружки, факультативы по технике, ученические конструкторские бюро, экскурсии, деловые игры по технике, научно-технические конференции, недели науки, техники и производства, конкурсы юных техников, технические турниры, утренники или вечера техники, олимпиады по трудовому обучению, спортивно-технические соревнования; выставки технического и художественного творчества учащихся и др.

Урок технического труда – учебная форма организации обучения техническому труду, которой присущи постоянный состав учащихся одинакового уровня подготовки (подгруппа класса), определённое время (базовый уровень – 45 мин, повышенный – 90 мин) и место занятий (учебные мастерские), занятия по установленному расписанию.

На уроках технического труда учитель решает комплекс обучающих, развивающих и воспитательных задач; систематически излагает новый учебный материал; организует восприятие этого материала и самостоятельную деятельность учащихся по усвоению, закреплению и применению теоретических знаний, формированию практических умений и навыков в процессе ручной и механической обработки конструкционных и природных материалов, проверке и оценке знаний, умений и навыков учащихся.

По сравнению с другими учебными предметами уроки технического труда, имеют ряд структурно-содержательных отличительных особенностей:

построение учебного предмета на основе сдвоенных уроков (90 мин) в учебных мастерских;

проведение вводного, текущего и заключительного инструктажей, ориентирующих на соблюдение правил безопасной работы;

приоритетность практической деятельности учащихся над теоретической в процессе использования форм и методов обучения техническому труду;

организация общественно полезного производительного труда и создание материальных ценностей;

формирование условий для умственного и физического развития учащихся;

развитие художественных и технических способностей в процессе творческой деятельности учащихся;

приобщение учащихся к традициям декоративно-прикладного искусства и народных ремёсел;

разностороннее профессиональное самоопределение учащихся.

Главное место на уроках технического труда отводится практической работе. В связи с этим, целесообразно проводить учебные занятия в мастерских в виде сдвоенных уроков (90 мин). На уроке в 45 минут практической работе отводиться мало времени, которого недостаточно для полноценного овладения технологическими операциями по ручной и механической обработке конструкционных и природных материалов при изготовлении изделий различной сложности. Значительная часть урока уходит на подготовку и уборку учебных мест, изложение нового материала, закрепление и повторение изученного материала, проведение инструктажей.

За 90 минут учитель с учащимися успевает полноценно выполнить все этапы урока и сделать необходимый объём практической работы. Сдвоенные уроки доставляют ученикам моральное и физическое удовлетворение от проделанной работы, позволяют учителю технического труда правильно оценить результаты не только коллективной, но индивидуальной деятельности учащихся, ориентированной на овладение ими не отдельными, а комплексом технологических операций различных уровней сложности.

Урок технического труда в учебных мастерских состоит из отдельных основных этапов его проведения: организационная часть, проверка изученного материала, изложение нового материала, закрепление нового материала, вводный инструктаж, самостоятельная практическая работа, текущий инструктаж, заключительный инструктаж, уборка учебной мастерской (табл. 3).

Таблица 3 – Основные этапы урока технического труда

В общей теории обучения уроки классифицируются по различным признакам: по учебным предметам (уроки: математики, физики и др.), по доминирующим задачам обучения (уроки: изучения нового материала, формирования умений и навыков, обобщения и систематизации изученного материала, проверки и оценки знаний, умений и навыков учащихся и др.), по преобладающим методам обучения (урок-беседа, урок-лекция и др.) и другим признакам.

В методике обучения техническому труду для классификации уроков также используются различные признаки: по преобладанию на уроках изучения учащимися теоретических сведений и выполнения практических работ; по доминирующим задачам обучения, по преобладающим методам обучения.

По указанным признакам классификации выделяются различные типы уроков технического труда: теоретический, практический, лабораторный, проверочный, комбинированный.

Теоретический урок. Они занимают, как правило, не более 45 минут, поэтому в большинстве случаев проводятся в составе двухчасового занятия другого тина. На теоретических уроках учащиеся знакомятся с элементами материаловедения (свойствами и способами получения различных материалов: древесины, металлов и т. д.), изучают различные технические устройства (инструменты, приспособления, оборудование), овладевают конкретными технологиями ручной и механической обработки конструкционных и природных материалов.

На теоретических уроках учащиеся учатся составлению чертежей и эскизов на эти изделия; планированию технологических процессов изготовления изделий и разработке технологических карт; решению графических, технологических и конструкторских задач; знакомятся с вопросами организации труда, общими правилами безопасной работы и охраны труда.

Теоретические уроки проводятся обычно как вводные в начале учебного года или при переходе от изучения одной конкретной технологии к другой. Например, при переходе от изучения технологии обработки древесины к изучению технологии обработки металлов; от изучения технологии обработки тканей к изучению кулинарии. Применяются теоретические уроки в начале изучения отдельной темы или раздела учебного материала. Другими словами, теоретические уроки проводятся в тех случаях, когда нужно организовать усвоение учащимися значительного объема теоретического учебного материала.

Структура теоретического урока: организационная часть, изложение нового материала, закрепление нового материала, заключительный инструктаж.

Практический урок. Он ставит целью практическое освоение учащимися приемов работы, выполнения технологических операций, формирование технологических умений и навыков. Практические уроки занимают значительное место в системе уроков по техническому труду.

На данных уроках ученики овладевают практическими умениями и навыками правильной организации учебного места, пользования инструментами, приспособлениями и оборудованием.

Большую роль практические уроки играют в развитии у учащихся культуры рабочих движений и формировании общей технологической культуры.

Структура практического урока: организационная часть, вводный инструктаж, самостоятельная практическая работа, текущий инструктаж, заключительный инструктаж, уборка учебной мастерской.

Лабораторный урок. Данные уроки являются разновидностью практических уроков, так как на них учащиеся занимаются, в основном, самостоятельной лабораторной деятельностью. Однако, в отличие от практических уроков, ученики при выполнении лабораторных работ не выполняют технологических операций по ручной и механической обработке конструкционных и природных материалов.

Лабораторные работы по техническому труду связаны обычно с практическим изучением материалов (древесины, металлов и др.), исследованием свойств материалов, изучением видов и устройства инструментов, приспособлений и оборудования, машин и механизмов, проведением измерительных работ и др. Данные работы не всегда требуют длительного времени, поэтому проводятся часто в течение одного академического часа.

Структура лабораторного урока: организационная часть, изложение нового материала, закрепление нового материала, вводный инструктаж, самостоятельная лабораторная работа, текущий инструктаж, заключительный инструктаж.

Проверочный урок. Цель данного урока – это получение данных об уровне подготовки учащихся к трудовой деятельности, о степени прочности усвоения ими знаний, умений и навыков. Проверочные уроки проводятся обычно в конце четверти (триместра), полугодия, учебного года. Это позволяет осуществлять необходимую периодическую аттестацию учащихся по техническому труду. Проверочные уроки технического труда отличаются практическим характером проверки и оценки знаний, умений и навыков учащихся, которым выдается задание на контрольно практическую работу. По результатам данной работы (точным размерам и качеству изготовления изделия, затраченному времени и др.) судят о наличии и уровне приобретённых технологических знаний, сформированных умений и навыков.

Структура проверочного урока: организационная часть, вводный инструктаж, самостоятельная практическая работа, заключительный инструктаж, уборка учебной мастерской.

Комбинированный урок. В педагогической практике самыми распространенными являются комбинированные уроки, которые составляют примерно 70-75 % от общего количества уроков по техническому труду. На данном уроке сочетается (комбинируется) решение обучающих, развивающих и воспитательных задач теоретического и практического уроков технического труда. Отсюда он и получил своё название – комбинированный.

В практике обучения техническому труду очень часто возникает задача дать учащимся необходимый объем теоретических технических сведений с тем, чтобы на их основе построить практическую работу учащихся по применению новых знаний и формированию практических умений. Различные комбинации этапов урока и переход их друг в друга обеспечивает гибкость и подвижность его структуры, решение многих учебно-воспитательных задач.

Структура комбинированного урока: организационная часть, проверка изученного материала, изложение нового материала, закрепление нового материала, вводный инструктаж, самостоятельная практическая работа, текущий инструктаж, заключительный инструктаж, уборка учебной мастерской.

Поделитесь с друзьями или сохраните для себя:

Загрузка...