Деркс социальная панорама. Лукас Деркс «Социальная Панорама


В настоящей главе мы представляем вам два новых понятия: «личный социальный код» и «социальная панорама». Начнем с первого понятия: личным социальным кодом мы называем кодирование посредством субмодальностей, при помощи которого человек осуществляет классификацию и распределение людей в соответствии с иерархией. Например, кто-то помещает важных людей сверху, неважных людей - снизу, людей, которым можно доверять - справа, людей, которым нельзя доверять - слева, людей, которых любит - близко, лю­дей, которых не любит - далеко. Личный социальный код человека является теми кирпичиками, из которых выстраивается социальная панорама

Социальной панорамой человека мы называем всю совокупность его внутренней репрезентации окружающих его индивидуумов и групп людей. Благодаря последовательному использованию личного социального кода во­круг человека возникает некий воображаемый ландшафт, включающий в себя индивидуумов и группы людей. На заднем плане этого ландшафта находится общество либо все человечество. Данная социальная панорама представляет собой модель мира человека. Опираясь на концепцию «социальная панорама», НЛ-программист имеет возможность более эффективной работы с социаль­ными системами.

ПРАКТИКА

Я (Лукас Деркс) помогал Йохану развивать у него то, что он называет «основным доверием». Йохан полагает, что именно это качество прежде всего необходимо ему в отношениях с «доминирующими женщинами». До сих пор женщины довольно настойчиво доминировали над ним в его жизни. Посред­ством использования нескольких техник Йохан обнаружил целый ряд пре­красных ресурсов и понял, что значительно приблизился к своей цели. Одна­ко как именно ему необходимо изменить свое поведение в отношении «доминирующих женщин»?

Помочь ему в этом случае может изменение его социальной панорамы. Выяснилось, что «доминирующие женщины» закодированы Йоханом справа спереди. Однако критическая субмодальность была не только этим направле­нием, доминирующие женщины находились также рядом. Когда Йохан это установил, он обнаружил, что смещение влево и удаление предоставит ему большое «пространство». Пространство, которого будет вполне достаток для размещения в нем «основного доверия». Эта работа по изменению значительно облегчена благодаря тому, что Йохан несколько раз переместил субмодальность из положения «справа-рядом» в положение «слева-далеко». После этого на основании «подстройки к будущему» и тестирования экологии, мне удалось определить, к каким результатам это привело, что это дало хану. Выяснилось, что на этот раз Йохан достиг своей цели.

^ СООТВЕТСТВИЯ И СОЦИАЛЬНЫЕ КОДЫ: УЧЕБНЫЕ ЗАНЯТИЯ

В нашем обществе люди, говоря о социальных отношениях, широко исполь­зуют такие понятия, как высоко, низко, слева, справа, близко и далеко. Воз­никает вопрос, являются ли эти понятия «действующими метафорами» (см. главу 21, «Метафоры») или «предикатами» (см. главу 6, «раппорт»), или и тем, и другим одновременно? Иными словами, является ли подобное слово­употребление только «способом говорить» или воспроизводит при этом ис­пользуемые субмодальности?

На двух учебных занятиях мы исследовали соответствия в социальных кодах: подходят ли множеству людей одни и те же кодирования посредством модальностей для одних и тех же видов социальных отношений? Проведен­ные занятия показали, что данный вопрос подлежит исследованию, хотя точ­ная методология еще не окончательно разработана. Мы выяснили, что между используемыми кодированиями посредством субмодальностей имеется боль­шое соответствие; в особенности, когда речь идет о людях, в отношении кото­рых существует определенная эмоциональная сопричастность, например, лю­бовь, ненависть, уважение или сочувствие.

В 1993 году мы провели первое учебное занятие, посвященное соответст­виям и различиям в социальных кодах. Работа проводилась с 24 слушателями курсов НЛП, которые не были знакомы с понятием «социальные коды». Всех участников группы попросили обозначить места для четырех определенных ти­пов людей, разместив их в окружающем их пространстве. Полученную картину им предложили воспроизвести с помощью специальных схем. Данная схема представляла собой изображение, центральное место в котором занимало поня­тие «я сам», а вокруг должны были располагаться участки с определенными типами людей. В данном изображении круг обозначал «горизонт». Типы людей, которые выступали за верхние пределы горизонта, должны были быть разме­щены за пределами круга, остальные внутри круга. Трое из 24 участников эксперимента, по их словам, не смогли достаточно четко отобразить желаемую картину на двухмерной плоскости; 21 участник справился с заданием.

Однако у всех возникли сложности с четким определением понятий «высоко-низко» и «близко-далеко» применительно к их изображению. Участни­кам был задан следующий вопрос: Где - слева/справа, сзади/спереди, выше/ниже, далеко/близко - вы поместили неприятных людей, приятных лю­дей, сильных людей и слабых людей? Чтобы показать эти места на схеме, им предложили использовать буквы N, A, S и Z.

Данное задание было дано устно, и у участников было достаточно време­ни для размышления. Если участники эксперимента просили нас объяснить поподробней, что, например, мы подразумеваем под словом «сильный», мы не «авали им ответа. Нам хотелось дать им возможность самим определить свое значение данных слов. Результаты эксперимента выявили следующий паттерн (схему).

И участников эксперимента поместили неприятных людей спереди, а 10 остальных участников - сзади. Неприятные люди, помещенные сзади, были размещены ниже, чем те, которые были помещены спереди. Только у 2 участ­ников из 11 располагались ниже линии горизонта Приятных людей все уча­стники эксперимента поместили спереди, при этом справа приятных людей было помещено в два раза больше, чем слева. Кроме того, приятные люди были расположены скорее ниже, чем выше. Слабых людей 19 участников из 21 поместили ниже линии горизонта. При этом 16 из этих 21 поместили сла­бых людей слева сзади (низко). В отличие от них 11 из 21 поместили силь­ных людей посередине-высоко-спереди.

В тот же самый год мы повторили данный тренинг с группой из 51 слу­шателя курсов НЛП, которые также не имели представления о данной проце­дуре и используемых понятиях. Результаты данного эксперимента практиче­ски полностью совпали с результатами первого тренировочного занятия. В связи с очевидным влиянием на результаты данного эксперимента таланта к рисованию и представления о пространстве мы ограничились следующими выводами:

Задание разместить типы людей в пространстве интуитивно легко пони­мают примерно 90% людей. Наряду с тем, что мы получили информа­цию о социальной панораме, мы получили также представление об об­щих тенденциях в пространственном кодировании социального мира.

Было доказано наличие соответствия между индивидуумами, однако были выявлены и существенные различия. Социальная панорама может быть весьма подходящей концепцией, если рассматривать ее как личную линию жизни в НЛП, то есть как единственное в своем роде воспро­изведение, свойственной каждому индивидууму. Наряду с влияниями культурного уровня, приводящими к соответствиям, существуют также прагматические влияния. Например: опасных людей мы стремимся всегда держать в поле зрения; помещать их за собой весьма рискованно. Поэтому сильных, неприятных людей мы часто встречаем несколько ближе к середине спереди. Приятных людей мы предпочитаем видеть поближе к себе, желательно, рядом с собой. Именно так мы чаще всего размещаем приятных людей. Нет никакого сомнения в том, что социальный код человека опирается на множество его часто очень неявных социальных убеждений. В конце настоящей главы мы поговорим о некоторых возможностях применения социальной панорамы.

^ МЫ И ОНИ: МЕХАНИЗМЫ «В ГРУППЕ/ВНЕ ГРУППЫ»

Как уже говорилось в главе 18 («Классификация и иерархия»), наш процесс мышления в большей степени определяется базовыми познавательными функциями «распределение» и «подразделение в соответствии с иерархией». Аналогичное распределение по категориям и подразделение в соответствии с иерархией действует и при разделении понятий «мы» и «они»: явление, кото­рое социальные психологи называют «механизмами в группе/вне группы». Эта форма мышления присуща человеку как социальному животному. Меж­человеческая карта действительности нуждается в четком разграничении, од­нако цена этого разграничения часто оказывается слишком высокой. Психи­ческие механизмы понятия «принадлежать» к одной группе и не принадле­жать к другой группе, без сомнения, являются движущей силой многих кровопролитий и других печальных явлений. Нам, НЛ-программистам, не требуется слишком много фантазии и идеализма, чтобы задать себе вопрос: нельзя ли смоделировать способность к миролюбивому совместному существованию? Уравновешенное обращение с понятиями «они» и «мы», несомнен­но, является одним из необходимых для этого условий. Повседневное название этой способности - «деполяризация». Как же она проявляется?

Субъективная реальность поляризации сопровождается кодированиями посредством субмодальностей, в которых «другая» группа существенно отли­чается от «собственной» группы. Как красный цвет отличается от синего, а левая сторона от правой. Создается впечатление, что направление и расстоя­ние (расположение) субмодальностей при кодировании различия между «мы» и «они» часто являются критическими.

Если мы хотим узнать, какое место определенная группа людей занимает в чей-то социальной панораме, мы можем спросить об этом следующим обра­зом: «Когда ты думаешь об этой группе X, в каком месте ты ее при этом ви­дишь? В каком направлении и на каком расстоянии?» Другой возможной формулировкой является: «Когда ты думаешь об этой группе X, с какой точ­кой или каким направлением она ассоциируется у тебя, по твоим ощущениям, в наибольшей степени?».

Направление и месторасположение не ограничиваются исключительно ви­зуальной модальностью. Аудиальные аспекты тоже могут быть весьма важны: «Не слышишь ли ты какие-нибудь голоса, когда думаешь о группе X? Откуда они раздаются? Они звучат внутри тебя или доносятся снаружи?» Вопросы такого типа являются относительно новыми. Социальную панораму мы мо­жем распознать в теории социальных полей Курта Левина, а также в принци­пах социометрии и социографии (социограммы). При этом доминирующими являются визуальные субмодальности. Уильям Джеймс в своей книге Вари­анты религиозного опыта (De varianten van religieuze ervaring) еще в 1902 году упоминал «ощущения присутствия». Мы можем почувствовать кого-то рядом с собой, даже если этого человека нет рядом с нами. Следующий шаг в иссле­довании социальной панорамы затрагивает кинестетический аспект: «Где ты ощущаешь группу X?».

В том случае, если у людей, размышляющих о возможном месторасполо­жении групп, возникают проблемы, мы можем помочь им, спросив их вначале о месторасположении их ближайших родственников. Определить эти места часто бывает достаточно просто. «Мой отец стоит за мной...». Необходимо стараться избегать появления сомнений в отношении подобной информации. Когда люди слишком сильно над чем-то задумываются, иногда они не могут дать по этому поводу объективную информацию. Помочь им при этом можно следующим образом: «Делай то, что подсказывает тебе твоя интуиция» или «Представь себе, что ты это знаешь». У людей, обладающих опытом поиска личных линий жизни, как правило, не возникает трудностей с социальной панорамой, хотя последняя и является более «расплывчатой».

Приведем пример. Предприятие, на котором работает Мерел, было объе­динено с другим предприятием. Однако Мерел это ничуть не радует. Мерел, всегда говорила «они», когда речь шла о рабочих с другого предприятия, и «мы», когда речь шла о рабочих ее прежнего предприятия. Это различие меж­ду «они» и «мы» действует на Мерел очень неблагоприятно. Становится ясно что до тех пор, пока Мерел будет так «сильно» чувствовать это различие, она не сможет нормально работать вместе с «ними».

Связь в группе/вне группы у Мерел ясна. Разумеется, она видит гораздо больше различий между людьми: богатые-бедные, мужчины-женщины, и преж­де всего: люди с детьми и люди без детей. Но эти различия к данному делу не относятся, так как у «них» тоже есть маленькие дети, однако это не может по­мочь Мерел, которая проявляет большой энтузиазм в вопросе о наличии детей.

Критическими субмодальностями, посредством которых у Мерел закоди­ровано различие между «они» и «мы», являются цвет и месторасположение. «Они» синего цвета и очень далеко. Кроме того «они» часто находятся слева и имеют маленький размер: Что же будет происходить с Мерел в том случае, если она раскрасит «их» в более теплый цвет и чуть приблизит? При этом у нее появляется «непривычное ощущение». «Теперь я больше не знаю, кто та­кие «мы!» - удивленно вскрикивает она. «Как мы сможем все контролиро­вать, если они так сильно приблизились?».

Как и в случае с другими субмодальностями, экологические трудности, как правило, возникают непосредственно после изменения критических суб­модальностей. НЛ-программист спрашивает: «Как ты можешь позаботиться о том, чтобы не испытывать трудностей в связи с тем, что ты больше не знаешь, кто такие «мы»? Возможно, теперь мы это «они и мы»; Возможно такое?» И: «Какие негативные последствия могут быть связаны с тем, что вы больше не можете все контролировать?» После некоторых поисков выясняется, что, в данном случае появилось большое пространство, так границы между «они» и «мы» стали более размытыми. В плане внутренних ощущений также про­изошло много изменений. Однако еще интересней то, что явно проявилось ощущение «солидарности со всеми людьми». Теперь Мерел видит, какой не­далекой она была, и она очень рада тому, что больше такой не является.

Механизмы «в группе/вне группы» становятся причиной множества проб­лем, возникающих между людьми. Негативный образ «вне группы» вызывают и поддерживают члены своей группы: они учат «очернять» противную сторо­ну и вознаграждают друг друга за это.

Расизм представляет собой сочетание классификации и подразделения в соответствии с иерархией на основе этнической принадлежности: они другие и они хуже, мы другие и мы лучше. Чтобы быть расистом, человек должен воспринимать население страны или часть земного шара как определенную категорию. Достичь этого можно только в том случае, если использовать при формировании концепции относительно данной группы людей опущение, обобщение и искажение. Кроме того, иерархический аспект - «они хуже» - подготавливает почву для этноцентрически направленного поведения. Разделять означает создавать условия для подразделения в соответствии с иерархией.

Обращение с предрассудками и предубеждениями является следствием «кодирования посредством субмодальностей» (см. главу 15, «Субмодаль­ности»). При кодировании посредством субмодальностей речь идет о выделе­нии определенных субмодальностей с тем, чтобы получить возможность луч­ше распознать концепцию (стереотипизация, как в случае с карикатурами). Личная линия жизни является наиболее выразительным примером кодирова­ния посредством субмодальностей в рамках НЛП (см. главу 15, «Субмодаль­ности»). Таким образом люди могут отличать друг от друга прошлое, настоя­щее и будущее. Однако с кодированием мы встречаемся повсюду. Кодирова­ния посредством субмодальностей представляют собой преобразование дейст­вительности в определенных субмодальностях с целью получить возможность лучше распознавать соответствующие концепции. Расист должен уметь отли­чать аборигенов от европейцев и, вероятно, должен мысленно представлять их еще более черными, чем они есть на самом деле; Однако наряду с преобразо­ванием внешних признаков члена «вне группы» часто используются и другие способы распознавания. Возможно, в социальной панораме расиста абориген воспроизводится как нечто более расплывчатое.

НЛ-программисту, который интересуется вопросами этноцентризма, имеет смысл заняться моделированием использования предрассудков и предубежде­ний. Основным вопросом при этом является: Как человек «создает» опреде­ленное предубеждение? Социальная панорама является инструментом, с по­мощью которого может осуществляться моделирование. Еще более интерес­ным проектом моделирования, несомненно, является следующее: Существует ли такой человек, которому удалось избавиться от весьма негативного преду­беждения? Как он это сделал? И что потребовалось ему для того, чтобы изба­виться от этноцентрической точки зрения и научиться рассматривать страда­ния группы, которая вначале подвергалась дискриминации, как равноценные? Как этот человек отнесся к произошедшим при этом изменениям в своей соб­ственной социальной личности и к негативной реакции со стороны членов его прежней группы, с которыми не произошли подобные изменения? Существуют ли примеры на этот счет? Есть ли такие южно-африканцы, которым удалось отказаться от системы апартеида? Есть ли такие бывшие нацисты, которые отказались от антисемитизма? Что именно субъективно в них изменилось? Удалось ли им изменить напряжение, подозрение и неравноценность на при­нятие, доверие и равноценность?

^ ПОЗИТИВНАЯ ДИСКРИМИНАЦИЯ

Давайте-ка сначала рассмотрим пример позитивной дискриминации: более позитивная оценка другой группы, чем своей собственной группы.

Таня, специалист по развивающимся странам, которая часто бывает в Аф­рике, поместила африканцев в своей социальной панораме сверху, близко и слева Европейцев она поставила справа, чуть ниже и дальше. Несмотря на то что это связано с ее слишком позитивным отношением к африканцам, имеет свою отрицательную сторону: она не может сердиться на африканцев даже в том случае, если для этого есть все основания. При попытке повлиять на положение дел непосредственным изменением субмодальностей возникла следующая ситуация: Африканцы были перемещены на правую сторону и по­мещены либо над европейцами, либо за ними. Однако это не дало желаемого результата. Просьба перемешать африканцев и европейцев казалась вначале бесперспективной, так как могла быть связана с экологическими препятст­виями; однако именно это оказалось быстрым решением проблемы. После «подстройки к будущему» Таня решила, что теперь она вполне способна рас­сердиться на африканца. Когда спустя несколько месяцев она снова приехала в Африку, она рассердилась и тем самым заслужила уважение своего афри­канского коллеги.

^ МОЖНО ЛИ ПРИ ПОМОШИ ТЕХНИК НАП ИЗМЕНИТЬ ТАКОЕ ЯВЛЕНИЕ, КАК РАСИЗМ?

Переплетение ценностей, убеждений, социальной личности и духовно- религиозных переживаний, что в значительной степени определяет этноцен­трическое поведение, ставит под вопрос целесообразность использования тех­ник изменения; расизм кажется таким глубоко укорененным явлением... Но так ли это на самом деле? Разве мы, HJI-программисты, не сталкивались прежде с такими ситуациями, когда наш оптимизм в отношении возможности изменения был сполна вознагражден? Моделирование людей, которым уда­лось самостоятельно победить в себе проявления зависимости, травмирующе­го опыта, раздвоения личности и потерянности, помогает нам разрабатывать методы помощи тем людям, которые не способны самостоятельно справиться с подобными проблемами. Точно так же мы можем моделировать тех людей, которым удалось самостоятельно избавиться от своих этноцентрических убеждений. Так, Биллем рассказывает: «Я стоял в амстердамском метро рядом с четырьмя африканцами. Они стояли со всеми своими пожитками и веселили друг друга: смеялись, шутили, пытались объясняться друг с другом на плохом голландском языке. Внезапно я почувствовал, как мое внутреннее сопротив­ление начало таять. Теплый поток прошел сквозь мою грудную клетку... Я сочувствовал, как во мне возникло ощущение сопричастности со всеми людьми. Во мне больше не было страха. А позже, во время каникул в Осло, в автобус вошли две черные девушки. Они были из Нидерландов и по чистой случайности сели рядом со мной. И мне стало вдруг очень приятно».

Многим людям необходимо сначала побороть в себе страх перед теми, кто «вне группы», чтобы впоследствии научиться ощущать дружеские чувства. Впрочем, как нам быть со снижением страха и ненависти к русским? Вы уже способны проявлять по отношению к ним дружеские чувства, или это уже в прошлом? Не с тех ли пор, как появился Жириновский?

Помощь людям в преодолении страха является повседневной практикой десятков тысяч НЛ-программистов. Ксенофобия тоже является разновидно­стью страха, следовательно, ее тоже можно преодолеть.

Изменение негативной дискриминации, расизма и этноцентризма, по на­шему мнению, не выходит за пределы диапазона существующей технологии НЛП. Разумеется, в этом случае желание измениться также должно исходить от самого человека. Однако шансов на это гораздо меньше. В случае же с че­ловеком, который не желает избавляться от своих расистских взглядов, воз­никают еще гораздо более серьезные проблемы. При этом встает этический вопрос: Имеем ли мы право «промывать мозги» расистам? Разве мы не долж­ны уважать их модель мира? НЛП есть не идеологическое, а прагматическое явление. Поэтому на этот вопрос не может быть однозначного ответа. Каж­дый читатель должен ответить на него сам.

Мы же ориентируемся на тех людей, которые сами хотят изменить свои расистские, секстантские или иные дискриминационные взгляды. Самая большая проблема, с которой мы при этом сталкиваемся, это позитивные на­мерения сильной поляризации «в группе/вне 1руппы». Во-первых, это помо­гает человеку в сильном личностном осознании: Я являюсь членом группы X и, определенно, не принадлежу к группе Y. Кажется, что социальная личность заключает в себе все группы, с которыми человек кинестетически ассоциирует себя в своей социальной панораме. Иными словами, демократия группы охва­тывает понятия «я сам» и «позиция я». Чувственная сопричастность с груп­пой не то же самое, что принадлежность к ней; в последнем случае другие члены группы находятся «вокруг тебя».

Во-вторых, мы сталкиваемся с позитивными намерениями на духовном Уровне: «Бог призвал нас к священной войне против группы Y; они грешни­ки, мы избранные». Позитивные намерения на логическом уровне «личность» и «духовность» нуждаются в весьма сильных альтернативах. Следовательно, если тебе так дорога твоя «ненависть к фрицам», это так важно для твоего личностного ощущения и тесно связано с твоим духовным опытом, тебе будет сложно видеть в немцах себе подобных. (Michael Masuchs «Waar komt toch die Nederlandse moffenhaat vandaan?» («Откуда берет начало ненависть голландцев к фрицам?» Vreemde Ogen, Masuch 1993).

Однако как только возникает сильная мотивация, можно начинать работа с паттернами изменения. При этом каждый раз выявляется определенная закономерность: Люди, которые громко провозглашают X, часто делают это не с тем, чтобы тем самым перекричать свою веру в не-Х. Иными словами, даже фанатичный расист часто имеет часть, которая верит в обратное. Таким образом, существует большое число расистов, которые стремятся вытеснить веру в то, что подвергающаяся дискриминации группа обладает превосходящими качествами.

В практике НЛП мы регулярно сталкиваемся с теми людьми, которые хо­тят изменить свое отношение к определенным группам. Это могут быть педофилы, которые хотят изменить свою сексуальную ориентацию, избавившись о от влечения к детям. Это может быть психолог, испытывающий ненависть по отношению к психиатрам, с которыми ему приходится работать вместе. Или доцент, который презирает картины художников, но вынужден говорить о них на своих занятиях.

Если мы ищем в рамках НЛП сравнимые процессы, мы можем обнару­жить их в процессе работы с частями. Разве не происходит так, что некоторые части ненавидят друг друга, однако после тщательно проведенных процессов (см. главу 16, «Части») переговоров начинают испытывать друг к другу симпатию?

Несмотря на то, что на первый взгляд кажется, что между работой с внутренними частями и внешними группами существует большое различие, в дей­ствительности это не так. Ведь социальные классы, группы населения, расы или роды подобны частям в индивидууме.

Наиболее сильные изменения, при которых ненависть сменяется нейтральными чувствами, мы наблюдаем при работе с жертвами сексуального и иного насилия. При этом в их агрессивные части добавляются недостающие ресурсы. Как правило, это приводит к значительному изменению в душевном состоянии: от ненависти к сочувствию. Подобные техники применяются так­же в отношении тех клиентов, которые прошли концентрационные лагеря. При работе с социальной панорамой мы исходим из того, что группа в субъ­ективном восприятии индивидуума является ни чем иным, как частью. Чело­век думает о группе подобно тому, как он думает о другом человеке. И то, что иногда эта группа является обобщенным врагом или агрессором, не играет в НЛП никакой роли. Ведь клиент может представлять визуально, слышать и ощущать группу так же хорошо, как индивидуума. Разработанная Аннеке Мейер «Модель внутри-снаружи» имеет практическое применение к идее о том, что то, что тебе больше всего не нравится в окружающих, совпадает с частью самого тебя (см. главу 16, «Части»).

^ ОНИ ИЛИ МЫ: ЗАКЛЮЧЕНИЕ ВНУТРЕННЕГО МИРА

В социальной панораме человека мы находим понятия «в группе» и «вне группы». Эти формулировки, как правило, совпадают непосредственно с тем местом, которое данный человек занимает в отношении этих групп. «В груп­пе» находится вокруг этого человека: он находится в пределах этого понятия. «Вне группы» находится снаружи. Когда человек покидает группу, он, как правило, изменяет свое положение, выходя за пределы понятия «в группе».

Кинестетическая причастность к собственной группе может значительно варьироваться. Групповое «сцепление» проявляется в социальной панораме благодаря «замкнутости составных частей» и ощущается посредством сильно­го «чувства мы».

Проблемы, связанные с отношениями «в группе/вне группы», возникают повсеместно. Их диапазон весьма велик: от транссексуализма до употребления наркотиков.

Социальная панорама представляет собой рабочую поверхность, на которой может осуществляться вмешательство в отношения «в группе/вне группы».

Возьмем, к примеру, американского генерала, которому в девяностые годы приходится вести переговоры с военными из бывшего Советского Союза от­носительно уничтожения ядерного оружия. На протяжении «холодной вой­ны» в нем сформировалась часть, которая воспроизводит понятие «советские». Эта часть ненавидит его и не доверяет ему.

Он может визуально представить себе эту часть. При этом он видит ог­ромное число советских солдат в зеленой униформе, перед которыми нахо­дятся несколько толстых серых людей: советские генералы. Он видит их да­леко и слева, чуть выше уровня глаз. Они маршируют по направлению к не­му, но не приближаются.

Если этот американский генерал хочет изменить свои ощущения, ему не­обходимо изменить этот образ. Для этого нам нужно скомбинировать две тех­ники: работу с субмодальностям и и работу с частями. При этом речь прежде всего идет об изменении субмодальностей, посредством которых закодирован Советский Союз. Чтобы это изменение было осуществимым, необходимо про­вести работу с двумя различными частями:

(а) обобщенное понятие «вне группы» (Советский Союз);

(б) ненавидящая часть, которая «создает», верит или поддерживает этно­центрические взгляды.

^ ПРЕОДОЛЕНИЕ НЕНАВИСТИ

Показание: наличие блокирующих этноцентрических чувств. У клиента имеется небольшая часть, которая хочет изменить эти чувство. При работе с частью, оказывающей сопротивление сильно блокирующему чувству ненависти, мы можем использовать те же самые техники, которые мы используем при работе с единственным обобщенным лицом, на ко­торое направлено чувство ненависти. Можно выделить следующие этапы этой работы:

1. Сопровождение клиента при «бесшумном воздействии»

Попросите клиента создать визуально-кинестетическую диссоциацию его чувства ненависти. «Представь себе то, с чем у тебя ассоциируется этот другой, используй при этом любые сподручные средства, пока не увидишь, что образ получился завершенным».

Можно попросить клиента представить себе фильм, например, с назва­нием «The US Revenge». Это поможет клиенту лучше воспроизвести образ.

Пусть клиент продолжает работу до тех пор, пока ему не надоест, или пока он не сообщит о появлении у него «сострадания» к противопо­ложной стороне.

^ 2. Поиск позитивного намерения собственной части X, испытывающей чувство ненависти

При этом речь идет о позитивном намерении той части, которая спо­собствует подобному восприятию ненавидимой «вне группы». «В чем заключено позитивное намерение той части, которая способствует тому, что ты видишь Советский Союз таким образом?» (Следовательно, в данном случае речь не идет о позитивном намерении Советского Сою­за). Позитивное намерение части, которая воспроизводит ненавидимую «вне группы» таким образом, часто весьма понятно: «Я должен пред­ставлять советских таким образом, чтобы иметь возможность распра­виться с ними, если они придут. Чтобы иметь возможность защитить свою страну. Так как это мой долг. Для безопасности моей семьи и близких людей».

В этом случае мы сталкиваемся также с личностными и духовными мо­тивами.

Например: «Ненавидя немцев, я ощущаю себя голландцем». Или: «Ненавидя католиков, я ощущаю себя ближе к Богу».

^ 3.Поиск позитивного намерения обобщенной части «вне группы» Y, на которую направлено чувство ненависти

Теперь мы можем попросить клиента пофантазировать о возможных хороших намерениях «вне группы», на которую направлено его чувство ненависти: «Чего хорошего они, советские, собственно говоря, стремятся достичь?» Ответ может выглядеть следующим образом: «Да, они пы­таются улучшить мир, честно разделить богатства и...».

^ 4. Обращение внимания клиента на экологические отношения с «вне группы»

Данный этап представляет собой определение цели. Обычно этот этап предшествует всем остальным, однако его легче осуществлять именно на этой фазе, так как при этом не придется иметь дело с большим со­противлением. «Что ты хочешь чувствовать по отношению к данной группе? Что поможет тебе пойти ей навстречу?» Американский генерал, к примеру, отвечает: «Я хочу видеть в них своих коллег, но не друзей; просто деловые отношения, как со своим маклером...» Помочь при этом может выявление возможных препятствий для появления подобного представления. Устраните эти препятствия посредством установления коммуникации с частями (см. главу 16, «Части»).

^ 5. Поиск недостающих ресурсов для части X и части У

Что необходимо ненавидящей части X для того, чтобы получить новые ощущения? Обращаем ваше внимание на то, что позитивное намерение ненавидящей части не должно быть при этом утеряно. Однако сущест­вует возможность приспособить это хорошее намерение к нынешней ситуации. Например: у генерала больше нет надобности в сведении сче­тов с Советским Союзом. Советский Союз больше не угрожает его стране, его семье и близким. Можно поблагодарить ненавидящую часть за хорошую работу и предложить ей попробовать приспособиться к веяниям времени. Она хочет этого? Можно на это рассчитывать? Что необходимо этой части X для того, чтобы суметь это сделать? Таким необходимым свойством может быть «доверие». Данный ресурс может быть найден и перенесен на ненавидящую часть X (см. главу 9, «Пе­ренос ресурсов»).

Кроме того, могут быть найдены ресурсы, необходимые для части «вне группы» Y. «Какие негативные последствия для Советского Союза мо­жет иметь его стремление улучшить мир путем угрозы? Что ему необ­ходимо для того, чтобы добиваться этого мирными способами?» Даже если на этот вопрос не удается получить прямого ответа, он помогает при развитии новой перспективы в отношении группы Y.

Какие ресурсы необходимы части «вне группы»? (Чему нужно научиться Советскому Союзу, чтобы сделать возможным деловое сотрудничество?)

^ 6. Приспособление субмодальностей

Часто изменение субмодальностей происходит само по себе, и в этом случае не требуется их специальное «перемещение». Однако в случае необходимости может быть получена новая репрезентация, которая бу­дет более желательной и экологичной.

^ ОСОБОЕ ВНИМАНИЕ К ПОНЯТИЯМ «ВЫСОКО-НИЗКО»

Социальная панорама предоставляет нам доступ к мыслительным програм­мам, которые люди, являясь социальными животными, развили в себе в наи­большей степени. В своих мыслях люди способны одним только движением глаз манипулировать целыми народами. Одно сообщение в новостях, и изра­ильтяне снова начинают борьбу. Одно только замечание «Пит - гомосексуа­лист», и все представляется в совершенно ином свете. Одна брошенная фраза «У него положительная реакция на СПИД», и отношение к человеку карди­нально меняется. Известие «Он унаследовал восемь миллионов», и образ че­ловека становится совершенно иным. Известно, что обозначения субмодаль­ностей «высоко-низко» имеют особое значение практически для всех людей. Небольшое смещение кверху может иметь огромные последствия. Поэтому мы советуем обращаться с этими обозначениями очень осторожно.

^ ОБРАЩЕНИЕ С ДРУГИМИ СОЦИАЛЬНЫМИ ЭМОЦИЯМИ

Чувство вины, ревность, высокомерие, чувство стыда, влюбленность, зависть и восхищение являются социальными эмоциями. Они вступают в реакцию с социальными триггерами. Однако одних триггеров при этом не достаточно. Для того, чтобы вызвать социальные эмоции, необходима активизация систе­мы субмодальностей в рамках социальной панорамы человека. Система суб­модальностей должна иметь кодирования специфических социальных эмоций. Стив и Коннирае Андреас в своей книге Het hart van de geest (Сущность духа) превосходно описали эмоции вины и стыда. Они обнаружили значительное совпадение способов, которыми люди ощущают чувство вины и стыда.

Структура вины похожа на структуру стыда, только в структуру вины вхо­дит осознание того, что человек поступил неправильно. Важнейшим различием между виной и стыдом является ответ на вопрос, чьи нормы были нарушены. Нарушение своих собственных норм приводит к появлению чувства вины, в то время как нарушение норм других людей влечет за собой чувство стыда. При изменении субмодальностей обоих переживаний клиент сталкивается с содер­жанием нарушенных норм. И при этом ему необходимо решить, с какими нормами он хочет иметь дело в своей жизни, а с какими нет. Часть работы с чувст­вом вины и стыда затрагивает вопрос нового выбора норм.

Однако наряду с ненавистью, чувством вины и стыда множество неприят­ностей может принести людям такая ценная социальная эмоция, как любовь. К примеру, безответная любовь способна разрушить человека.

^ РАЗРУШЕНИЕ ЧАР

Данный паттерн (технику) можно использовать для избавления от ог­раничивающих социальных связей. Например, если кто-то хочет изба­виться от безответной любви.

^ 1.Установите проблематичные отношения

Кто оказывает на твою жизнь больше влияния, чем бы тебе хотелось? Назовем этого человека - X.

2.Выявите, какие социальные обозначения являются наиболее важными для X

Отыщите критические субмодальности этих обозначений. Если с пред­ставлением связано множество кинестетических компонентов, что, как правило, имеет место при чувстве любви, то возможным промежуточным этапом в этом случае может стать визуально-кинестетическая диссоциа­ция. Для этого попросите клиента визуально представить себя с визуаль­ным воспроизведением важных обозначений. Таким образом, если важ­ным обозначением для кого-то является понятие «любить/не любить», и это понятие воспроизведено на изображении при помощи расстояния и местоположения, то этот человек увидит себя и другого человека в центре и радом друг с другом. Наряду с тем клиент, все еще находясь в состоянии визуально-кинестетической диссоциации, визуально представляет из­менение в субмодальностях. После того как это упражнение было проде­лано пять раз, наступает очередь тестирования экологии.

^ 3.Протестируйте экологию

Что ты потеряешь, если отныне будешь представлять X иначе? Нет ли риска упустить шансы? Сможешь ли ты действовать разумно?

^ 4.Пусть клиент ассоциирует себя с новым воспроизведением

Если больше нет никаких экологических препятствий, попросите кли­ента вернуться к своему исходному состоянию и осуществить новое воспроизведение X. Он доволен результатом?

^ 5. Протестируйте экологию и подстройтесь к будущему

Попросите клиента снова ассоциироваться с новой репрезентацией X и проверить, не будет ли это новое представление X иметь для него негативных последствий. Если клиент чувствует себя хорошо, он может отныне использовать эту новую репрезентацию. При определенных обстоя­тельствах он также может вернуться к своей прежней репрезентации.

^ ИГРА С СОЦИАЛЬНЫМИ ОБОЗНАЧЕНИЯМИ

Люди подразделяют друг друга не только на категории, но и соединяют друга друга с различными обозначениями. Эти обозначения могут быть закодирова­ны посредством определенных субмодальностей. Возьмем, к примеру, обозна­чение «богатый-бедный». Когда ты слышишь, что кто-то очень богат, ты запоминаешь. Как это изменяет твое представление о человеке?

^ ЭКСПЕРИМЕНТ: ВНЕЗАПНОЕ БОГАТСТВО

Подумайте об одном своем коллеге. Представьте себе, что вы услышали, что этот коллега получил в наследство три миллиона. Как это повлияет на ваше представление о своем коллеге?

Если понятие «богатый-бедный» является для вас важным обозначением, то это обозначение вы также закодируете посредством таких четких субмо­дальностей, как «большой-маленький» или «высокий-низкий». Зажиточный, богатый, сказочно богатый, несказанно богатый... Что именно является крити­ческой субмодальностью подобного социального обозначения?

Проблемы возникают в том случае, если вы даете людям неверное обозна­чение, либо если способ, которым вы это делаете, оказывает блокирующее воздействие. Представьте себе, например, что вы робеете перед тем, кто богат, и хотите научиться вести себя с этим человеком непринужденно. Обнаружив критическую субмодальность, посредством которой вы кодируете обозначение «богатый-бедный», вы получаете возможность изменить свое представление об этом человеке. Если вы кодируете богатого больше и выше, чем бедного, вы можете понаблюдать, что произойдет, если вы поместите богатого человека ниже и сделаете его образ меньше.

Как и при работе с другими субмодальностями (личные линии жизни; см. Список терминов), в этом случае также достаточно трудно получить действи­тельно верное представление относительно субмодальностей. Первое впечат­ление часто оказывается самым важным. Поэтому мастерство НЛ-програм­миста заключается в том, чтобы сформулировать вопросы так, чтобы добиться достаточно «чистой» первой реакции клиента.

Выявление важных социальных обозначений осуществляется примерно теми же способами, что и нахождение критических субмодальностей соответ­ствующих групп.

^ ЭКСПЕРИМЕНТ: СОЦИАЛЬНЫЕ ОБОЗНАЧЕНИЯ

1.Предложите проверочные обозначения

Предложите участнику эксперимента некоторые из следующих обозна­чений и попросите его привести для каждого обозначения по три при­мера людей, к которым это может иметь непосредственное отношение:

Любовь-ненависть;

Сила-бессилие (сильнее, чем ты; какова твоя собственная позиция в от­ношении этого обозначения: насколько ты, по твоему мнению, силь­ный?);

Крепкий-уязвимый (крепче, чем ты; какова твоя собственная позиция на этот счет?);

Надежный-опасный;

Доверительный-враждебный;

Богатый1бедный (личная позиция);

Успешный-неудачный (личная позиция).

^ 2.Установите остальные обозначения

Спросите участника эксперимента о других важных социальных обо­значениях и проделайте с ними то же самое. Можно использовать сле­дующие формулировки: «Что ты любишь в людях?», «Какие качества в людях ты считаешь самыми важными?», «Каким людям ты завидуешь, что есть у них, чего нет у тебя?», «К каким людям ты испытываешь от­вращение, из-за каких их качеств это происходит?».

^ 3.Проследите за тем, какое место в социальной панораме занимают наиболее важные социальные обозначения

Сравните их местоположение с местоположением в социальной пано­раме другого человека.

^ 4.Разместите важные социальные обозначения в иерархическом порядке

При этом возникнет иерархия социальных ценностей (или социальных критериев).

^ ХОЗЯИН НАД ХОЗЯИНОМ: СУБЪЕКТИВИЗМ СОЦИАЛЬНОГО ДОМИНИРОВАНИЯ

В древние времена... когда саблезубый тигр неожиданно... за кем ты побежишь? За кем последуешь, за Урагом или за Юммикитом? Ураг обладает большой силой, однако Юммикит гораздо более ловкий. Что, если сейчас все племя в пани­ке разбежится, а Ураг скроется в лесу, в то время как Юммикит побежит по равнине?

В нынешней социальной жизни мы сталкиваемся с теми же самыми дилеммами: кому ты позволишь повести себя? За кем ты последуешь? Ведь в опасные для жизни моменты мы оказываемся перед выбором: ты за или про­тив? За кого ты проголосуешь? Кто поддержит тебя на собрании, а кто не протянет тебе руку помощи?

Социальное доминирование, лидерство, власть, социальный престиж име­ют прямое отношение к познавательной функции «иерархического мышле­ния». Иерархии, которая царит в головах лидеров и тех, кто идет за ними. Следствием этого является лидерское поведение. Лидер может весьма активно способствовать тому, что его сторонник будет связывать с ним очень высокие социальные обозначения. При этом стороннику придется использовать силь­ное кодирование посредством субмодальностей, чтобы быть абсолютно уве­ренным в том, что он следует за верным лидером. Чтобы достичь этого, он должен отводить лидеру центральное место в своей социальной панораме и представлять его более высоким, более могущественным, более сильным, чем все остальные. Люди стремятся к тому, чтобы связывать с определенным со­циальным обозначением только одного лидера, что позволяет им легче делать выбор. Сложно иметь дело с двумя чемпионами мира. Или с двумя президен­тами. Если имеется два равноценных лидера, их сторонникам потребуется приложить много усилий для того, чтобы прийти к окончательному выбору. То же самое мы можем наблюдать и в спорте. Из шестнадцати конькобежцев, каждый из которых великолепен, необходимо выбрать того, кто получает наи­более доминирующее кодирование посредством субмодальностей. Разница, составляющая сотые доли секунды, мысленно переводится в метры. Ведь доля секунды не сопоставима с субмодальностями понятия «чемпион».

При этом выясняется, что понятие «лидерство» связано с контекстом; чемпион по конькобежному спорту не является автоматически премьер- министром; социальные обозначения, которые люди дают друг другу в одной ситуации, не аналогичны обозначениям, которые они дают друг другу в иной ситуации. К примеру, Юммикит является лидером в тот момент, когда в тол­пе наблюдается взрыв социального напряжения, который может быть вызван изменой или воровством. А Ураг является лидером, если возникает угроза со стороны вражеских племен или диких зверей. Поэтому... следуй за ним, если нападет саблезубый тигр! При кодировании посредством субмодальностей контекст всегда имеет большое значение. Поэтому необходимо различать, когда речь идет о спорте, когда о политике, когда об искусстве, а когда о чем-то ином.

В социопсихологическом исследовании понятия «лидерство» большое внимание уделяется факторам, позволяющим человеку стать лидером. Не­сколько меньше внимания уделяется тем факторам, которые делают человека чьим-то сторонником (Brown 1988). Несмотря на то, что некоторые люди ка­жутся «прирожденными лидерами» - люди с личностью лидера - они будут ничем, если у них не будет добровольных сторонников. Поэтому на лидерство нужно смотреть, как на некое взаимодействие, при котором иерархические отношения затрагивают как лидеров, так и их последователей. Они подразделяют друг друга и самих себя с помощью примерно одних и тех же важных социальных обозначений. А если этого не происходит, возникают конфликты: лидер и его сторонники начинают обвинять друг друга в зависимости или непослушании, отсутствии лояльности или злоупотреблении властью.

Иерархия в группе осуществляется под влиянием двух различных форм взаимодействия:

(а) взаимодействие между лидером и его сторонником;

(б) взаимодействие между сторонником и сторонником.

Можно сказать, что мета-сообщением во взаимодействии лидер-сторонник является фраза: «Я хозяин», а мета-сообщением во взаимодействии сторонник-сторонник является фраза: «Он хозяин».

Для развития демократичного лидерства преимущество должно быть от­дано взаимодействию между сторонником и сторонником. В этом случае сто­ронники примут совместное решение о том, чтобы поместить лидера на самом верху в своей иерархии.

Социальное доминирование уходит корнями в определенные генетические факторы: стадо зверей может выжить только в том случае, если у него есть опытные, сильные и умные вожаки. Как показали исследования, проведенные Юдее Бургоон, у людей физическая привлекательность оказывает еще более сильное социальное влияние, чем доминирование (Burgoon 1991). На привле­кательных людей больше смотрят и к ним больше прислушиваются. Некраси­вые лидеры значительно уступают своим красивым соперникам. С точки зре­ния биологии можно придти к выводу, что размножение более важно, чем социальный порядок в стаде.

Физическая сила также является у людей фактором лидерства. Однако рост оказывается при этом еще важней, возможно, потому, что критической субмодальностью лидерства очень часто является понятие «низкий-высокий». Разумеется, это связано с тем фактом, что мы, будучи детьми, обычно соприкасаемся с лидерством в лице значительно «более высоких» взрослых. Джон Ганн считает, что еще одним способом занять более высокое место в иерархи является агрессия. Он установил, что людям, которые прибегают к агрессии как правило, не удается добиться контроля, власти и славы другим способом Бессилие может приводить людей к весьма агрессивному поведению (Gum 1991). Если ты маленький и некрасивый, тебе лучше быть сторонником, в противном случае тебе придется бороться и воевать.

Наряду с внешним видом человека еще одним очень важным фактором лидерства является качество его центральной нервной системы. Это качество мы определяем по мыслительной, моторной и вербальной скорости (Derb en Sinclair 1990). Обладая очень быстрым мозгом и соответствующим моторным аппаратом, мы имеем возможность очень быстро одолеть своих противников. Быстрая реакция, умение быстро говорить и принимать решения дают боль­шие преимущества. Вербальные способности, тон голоса, артикуляция и вла­дение языком также имеют непосредственное отношение к лидерству. В главе 21 («Метафоры») мы будем говорить об их функции в рамках коммуникации с силой: лидеры с удовольствием прибегают к метафорам.

Наряду с тем лидерство во многом выигрывает благодаря наличию спо­собности к избирательному вниманию. Эта способность к избирательному вниманию дается всем от природы в различной степени. Тот, кто обладает этой способностью в значительной степени, может сосредотачивать все свое внимание на личных целях, не отвлекаясь при этом на то, что делают или говорят другие люди. Это и есть «сила воли»: умение придерживаться своей собственной линии.

Обладая этими природными качествами, остальные качества человек мо­жет развивать в себе самостоятельно. Моррис и Бэрри исследовали группу, состоящую из 281 студенческого лидера. Убеждения членов этой группы ока­зались менее иррациональными, чем убеждения членов контрольных групп. Идеи студенческих лидеров оказались в сильной степени нацеленными на будущее. Члены этой группы видели перспективу на будущее в среднем на 4,6 года (Morris et Barry 1992). НЛ-программисты получают подобную информа­цию в процессе терапевтической работы с линиями времени. Видение буду­щего может позволить человеку стать признанным лидером, особенно, если это видение сопровождается большим чувством реализма и... подходящей внешностью.

Исследование с точки зрения гуманистической психологии показывает, что люди, обладающие отличительной чертой, которую Авраам Маслоу назы­вает «самоактуализацией», не стремятся к руководству организациями. Возможно, мотивацией некоторых людей, стремящихся к лидерству, являются их внутренние конфликты; может быть, лидерство необходимо им для компенса­ции их чувства неполноценности, как это часто нам представляется? Но как бы то ни было, если это кому-то необходимо, значит это является частью его мыслительного «программного обеспечения» лидера. Если мы намерены смо­делировать лидерство, нам необходимо обратить свое внимание на те аспекты, которые могут быть изучены. Как это получается у маленьких, непривлека­тельных, медлительных, не обладающих большой силой воли лидеров? Обла­дают ли они видением и реализмом в достаточной мере?

ПРИМЕР

Начинается занятие. Участники сели в кружок, а доцент тем временем что-то рассказывает об обычных вещах. В этот момент все видят друг друга и полу­чают представление друг о друге, которое основывается на распознавании субмодальностей личных важных социальных обозначений каждого участни­ка. Согласно исследованиям Кальмы, социальное доминирование мы способ­ны заметить по взгляду человека (Kalma 1991). Подобное положение в соот­ветствии с иерархией, основанное исключительно на невербальной информации, вряд ли может быть подвержено влиянию того, что мы хотим узнать о людях или чего мы от них ожидаем. Следовательно, если в процессе пред­ставления каждый присутствующий будет о чем-то рассказывать, это в весьма незначительной степени повлияет на его местоположение на иерархической лестнице. Выводы, сделанные в процессе исследования Рихардсом и его кол­легами, подчеркивают значение невербальных выражений по отношению к социальному доминированию. Рихарде и его коллеги пришли к следующим выводам (Richards c.s. 1991):


  1. Мужчины формируют различные образы доминирующих и подчин­енных женщин.

  2. Эти образы большей частью основываются на невербальных сигналах.

  3. Доминирующие и подчиненные женщины проявляют явные различия в поведении и внешности.

  4. Мужчины склонны эксплуатировать подчиненных женщин.
Вполне вероятно, женщины также формируют различные образы мужчин типа «мачо» и подчиненных мужчин и основывают эти образы в значитель­ной степени на невербальной информации. Различия между полами в соци­альном доминировании предоставляют нам сегодня большое пространство для исследования. Именно эти различия, как правило, способствуют тому, что образ лидера мы чаще связываем с мужчиной, чем с женщиной.

Очевидно, что задолго до того, как кто-то в группе что-то сказал или с лал, его внешность уже все о нем рассказала. Влияние сигналов при этом значительно превосходит все то, что за ними следует, по крайней мере в том случае, когда речь идет о социальном доминировании.

В процессе знакомства каждый участник активизирует важные социаль­ные обозначения. На основании этих социальных обозначений каждый подразделяет всех окружающих на категории. После этого каждый получает «представление о группе». В этом представлении себе ты тоже отводишь оп­ределенное место, сравнивая себя с окружающими на основании своих важ­ных социальных обозначений: Эти более удачливые, чем я, а эти - менее. Эти немного старше меня, а эти еще совсем молодые. Ты знаешь, с кем и в какой социальной категории ты находишься. После представления и первой дискуссии образы определенных участников становятся все больше проясня­ются. Они поднимаются выше и снижаются, они приближаются или еще больше удаляются. Кто-то выделяется на общем фоне, другие сливаются и исчезают из виду в темных глубинах неосознанного кодирования посредством субмодальностей.

В дискуссиях мы выясняем, принадлежим ли мы к большинству или к меньшинству. Таким образом мы можем на все сто процентов определял» свое поведение. И пока мы убеждаем кого-то, склоняя его к своей точке зре­ния, его мельчайшие невербальные реакции оказывают влияние на наше вос­приятие того, какого мнения он придерживается. Мы можем наблюдать за его «изменением взглядов» и одновременно с этим передаем ему субмодальности своей группы. «С Янссеном все в порядке!» (Применение социальной панорамы при обучении групп; тренинги, посвящен­ные лидерству, и поведение «в группе/вне группы» подробно описаны в книге The Social Panorama: NLP and Group Processes (Derks, 1995).

Лукас Деркс (Lucas Derks, 19 ноября 1950, Остербек, Нидерланды) — социальный психолог, тренер, художник, музыкант, писатель. Один из «пионеров европейского НЛП», внесших наибольший вклад в развитие НЛП в Европе.

Окончил школу изобразительных искусств, с 1973 до 1976 года Лукас преподавал рисунок и живопись в художественной галерее KunstenHuis в Bilthoven. В 1980 и 1983 годах состоялись выставки картин Лукаса Деркса.

В 1976 году Лукас погружается в изучение социальной психологии и в 1982 году получает степень магистра психологии. Все это время он исследует различные модели НЛП. Его главные работы того времени посвящены исследованию поведения посетителей музеев изобразительных искусств и практическому использованию методов визуализации.

С 1993 года Лукас участвует в развитии нового метода в области социальных систем — модели Социальная Панорама. Исследование связи прагматической области НЛП с социальной психологией стало его главной деятельностью в последние десятилетия.

Книги (2)

Социальные панорамы

Социальная панорама — модель бессознательного картографирования социальных отношений, для внесения изменений и выстраивания гармоничной коммуникации. Лукас Деркс, европейский психолог — автор и создатель этого направления. Модель была придумана в рамках психотерапии.

Для того чтобы применять модель Социальной панорамы вводится понятие — персонификации. Персонификация — это образ или фигура, человека, предмета или чего-нибудь ещё представленная в нейронной сети человека.

Сущность НЛП. Ключи к личностному развитию

Книга «Сущность НЛП» предлагает читателю панорамный взгляд на богатый ландшафт Нейро-Лингвистического Программирования. Наряду с основными понятиями Яап Холландер и Лукас Деркс подробно освещают аспекты данной модели субъективного человеческого опыта, а также различные новые разработки, такие как межкультурное моделирование, влияние групповых процессов и духовность в НЛП.

Информация излагается в доступной манере, при этом особое внимание уделяется таким темам, как диагностика, позитивное и негативное внушение, а также критике НЛП идеологического и научного характера.

Некоторые определяют идентичность как «часть личности , которая является неизменной». Другие утверждают, что структура «я» неустойчива. В серии трех статей мы исследуем несколько явлений изменчивости «я». В этой первой статье мы рассмотрим идентификацию, в следующей в центре внимания будут власть и подчинение, в то время как последняя посвящена роли педагогов в развитии личности.

Идентификация

Несмотря на множество значений, которые даются этому слову, «идентификация» используется с весьма похожей коннотацией во всех популярных направлениях психологии. Этот удивительно высокий уровень согласия относительно того, что означает идентификация, наводит на мысль, что данное слово обозначает устойчивый процесс. Но каким бы прочным ни было понятие, явление само по себе едва заметно. Оно принадлежит нашему бессознательному социальному познанию, части нашего умственного аппарата, который кажется столь же влиятельным, как и иллюзорным.


Социальное познание имеет большое влияние, потому что размышления о «людях» - главная человеческая деятельность, которая управляет большей частью поведения. Но социальное познание иллюзорно потому, что какими бы занятыми социальными животными мы ни были, только незначительная часть глубинных мыслей выходит на поверхность осознания.


Недавние разработки в когнитивной лингвистике открывают окно в бессознательное человека в целом и в бессознательное социальное мышление в частности. С помощью этих идей и некоторых навыков моделирования в НЛП мы можем просветить, как рентгеновскими лучами, процесс идентификации.

Трагический пример

Представьте, что вы ребенок. Что вы сделаете у себя в уме, когда ваша мать говорит: «О мальчик мой, ты выглядишь точь-в-точь, как мой младший брат Эдди! Ну, тот, который скончался в 13 лет». И вы думаете: «Эй! Вот, вероятно, почему и моя бабуля иногда путает мое имя с Эдом». «Прости, милый, я, конечно же, имею в виду тебя! Ну, естественно, я знаю, кто ты, любовь моя!» - продолжит мать.


Теперь вы инфицированы этой идеей! Заставит ли это вас соединить себя со своим мысленным образом этого мертвого дяди? С мальчиком, с которым вы никогда и не встречались? Свяжете ли вы этот образ со своим образом? Заставит ли это вас вздрогнуть однажды, когда вы посмотрите в зеркало, чтобы столкнуться лицом к лицу с его грустным примером? И вы можете начать верить, что также разделяете некоторые личностные черты с ним. Вы начинаете фантазировать о нем. Вы даже говорите с ним. Но вы также начинаете бояться, что можете столкнуться с подобной судьбой!


И когда все это становится самореализующимся пророчеством, вы также умираете в раннем возрасте... Возможно, на ваших похоронах детский психолог объяснит вашим родственникам: «Он слишком сильно идентифицировал себя со своим умершим дядей!»

Что такое идентификация?

Интересно, насколько мое определение также удовлетворяет вашим собственным представлениям?


Идентификация - это процесс размышления о человеке X, как если бы он был другим человеком Y.


Нейтральный термин «размышление» в этом определении может меняться в своем значении - от полного убеждения человека X в том, что он является той же самой личностью, что и человек Y (на одном конце шкалы) до того, чтобы замечать некоторое сходство между X и Y (на другом конце шкалы). Кроме того, нам также необходимо отличать те случаи, когда именно сам человек X верит, что является человеком Y, от тех, в которых это уже человек Z верит, что люди X и Y являются одним и тем же.


Большинство ученых полагают, что, с одной стороны, человек может «идентифицироваться» намеренно и осознанно, или с другой - может идентифицироваться в результате бессознательной динамики. Например, когда актер в театре играет роль, это можно назвать намеренной и осознанной идентификацией; однако, когда кто-то верит, что является Иисусом Христом и, подчиняясь этой вере, действует соответствующим образом, это показывает другую сторону медали. В таком случае этот человек, вероятно, идентифицируется без намерения сделать это.


Как сознательная, так и бессознательная идентификации не проблематичны сами по себе. В действительности идентификация может быть столь же юмористической, как и болезненной. В сущности, идентификация представляется забавной, когда выглядит намеренной, и ужасно серьезной, когда не является намеренной. Ролевая игра, подражание, имитация и шутка могут быть очень веселыми; но синдром расщепления личности, нахождение во власти злых духов, подключение к «каналам» или медиумные трансы не считаются забавными.

Идентификация и обучение

Кроме всего этого, идентификация оказывается превосходным способом обучения. НЛПеры используют её, когда моделируют мастеров своего дела. Многие великие художники и ученые идентифицировалась со своими гениальными творениями и, таким образом, воспроизводили мастерство. Обучение путем влезания в чью-то шкуру известно как «обучение через идентификацию», «социальное обучение» или «обучение по модели ». И большинство социологов соглашается с НЛП в том, что этот способ обучения имеет огромный потенциал. Детские психологи заметили, что дети учатся через идентификацию автоматически и в очень раннем возрасте.


Таким образом, идентификация сама по себе не является проблемой, но время от времени она может привести к очень серьезному психологическому дискомфорту. Например, если с помощью того самого социального обучения человек усваивает формы поведения, которые являются опасными. Ведь путем бессознательной идентификации люди могут получить уроки, приносящие в их жизни разрушительные последствия. Семейный терапевт Хеллингер специализировался на работе с проблемами, которые являются результатом идентификации с неправильными примерами.


Там, где многие специалисты, занимающиеся психологией развития, расценивают человеческую способность к идентификации как исключительный результат организации нашего генетического материала, другие утверждают, что этому учатся, говоря всем людям о необходимости обучения идентификации. В рамках НЛП-сообщества последнее представление является предпочтительным. Когда это то, чему можно обучиться, работа с проблемами, связанными с идентификацией (такими, как аутизм), становится реалистичной. Однако обучение клиентов, пациентов или студентов идентификации требует точного понимания входящих в нее шагов.


Если вы хотите создать полезные модели процесса идентификации, то вам нужен инструмент моделирования: набор релевантных различий, которые могут направлять ваши наблюдения. В этой статье мы будем использовать модель НЛП , названную «социальная панорама», в качестве такого инструмента.

Социальная панорама

Для того чтобы ориентироваться в социальном мире, людям нужна ментальная карта. Такой картой должно быть упрощенное изображение изменяющихся событий, которые составляют социальную жизнь. Но насколько упрощенным, обобщенным и абстрактным оно должно быть?


Слово «отношения» обозначает релевантный уровень упрощения для полезной социальной карты. «Отношения» - это обобщение ряда происходящих взаимодействий. «У меня с вами отношения» - значит, что я принес постоянство и стабильность в мои мысли относительно нашего происходящего и изменяющегося контакта. Таким образом, вопрос в том, как люди репрезентируют людей на этом уровне отношений?


За прошедшее десятилетие оказалось, что когнитивные карты, которые составляют люди, являются пространственными конструкциями (Fauconnier, 1997, 2002). То же самое касается и наших социальных карт. Они построены подобно трехмерному внутреннему пейзажу, составленному из абстрактных образов людей. Абстракция имеет такой уровень, что мы все еще можем узнавать, кого такой образ представляет.


«Я» находится в центре этой «социальной панорамы», все значимые люди проектируются на собственные позиции вокруг себя.


Точные позиции, где в чьей-то социальной панораме расположены образы других, имеют большое значение. Это подводит к принципу социальной панорамы: отношение равняется местоположению. Или более точно: качество социального отношения в большой степени определяется точкой, на которую проецируется образ человека в мысленном пространстве.


Итак, в то время как все реальные люди в мире ползают во всех направлениях, приходят и уходят, пока, в конце концов, не исчезнут. Этот внутренний пейзаж социальных образов показывает их как неизменяемые объекты, даже после их смерти.

Моделирование популяции

Исследование чего-то подобного в социальной панораме выпадает из господствующих парадигм в социальной науке. Если мы хотим ориентировать себя на его методологию, нам нужна новая концепция. Социальная панорама может рассматриваться как продукт того, что мы называем «моделированием моделей популяции». Это можно сопоставить с моделированием одного отдельно взятого профессионала, что является стандартным в НЛП. Модель популяции - это часть количественно-качественного исследования особенностей некоторой части субъективного опыта. Модель не является феноменологической, но прагматической; стремится к полезному описанию. Она не нацелена на правдоподобие, но когда модель «работает», то обязательно тяготеет к тому, чтобы отражать «действительность» (психологическую, физическую или статистическую).


В модели популяции очень мало различий, выбранных из-за того руководства, которое они предлагают во время их практического применения. Таким образом, подобная модель нацеливается не на фактическую правду, а на максимальную ориентировку в действии.


Чаще всего моделирующий популяцию начинает с гипотезы того, как эта доля опыта вообще структурируется в пределах группы. Далее она конкретизируется путем интервьюирования большого количества субъектов. Эти субъекты опрашиваются в рамках контекста применения, как во время переговоров, в рамках психотерапии или обучения.


До социальной панорамы так называемая «личная линия времени » представляла другой пример моделирования популяции. В случае с личной линией времени , гипотеза состояла в том, что люди представляют время в линейном пространстве.


После работы с этой гипотезой в течение нескольких лет исследователи смогли составить список множества культуральных и универсальных образцов того, как люди представляют время. Эта модель оказалась очень плодотворной для понимания и изменения проблем, связанных со временем, касательно планирования и мотивации.


Таким же образом мы (Derks и Ouboter) моделируем групповой опыт «окружения» с помощью гипотезы о том, что люди вообще выделяют «места», «пути» и «пространство» в своем окружении. Каждому из этих трех элементов могут быть приписаны такие свойства, как безопасность, принадлежность, достижимость, красота, спокойствие и т.д. В будущем мы надеемся использовать эту модель, чтобы облегчить дебаты вокруг окружения.

Работа с социальной панорамой

Клиническая работа с «социальной панорамой» демонстрирует потенциал этой концепции для понимания и изменения социального поведения. Социальная панорама показывает общие особенности социальных карт людей и помогает изменять эти карты с тем, чтобы изменить поведение, которое от них зависит.


Когда мы изменяем что-то в нашей социальной панораме, это немедленно изменяет включенные в нее отношения. Поскольку отношение и его репрезентация идентичны.


Когда мы думаем о человеке, это - не более чем активация нашей мысленной структуры данного человека. Другими словами, мы не можем мыслить «реальными людьми». Разум способен лишь обрабатывать социальные структуры, которые мы сами создали. НЛП базируется на предположении, что мы также не можем мыслить реальными объектами, не можем знать ничего другого, кроме наших собственных мысленных выдумок. Мы знаем лишь нашу карту, а не территорию.

Персонификации

Когда мы верим, что нечто является объектом, то автоматически приписываем ему множество таких характеристик, как местоположение, размер, форма и вес. Так, в нашем мысленном представлении объекта эти характеристики предполагаются автоматически. Если нечто не обладает одним из этих признаков, то оно уже не может быть объектом. Например, если у этого нет размера, то что же это тогда? Когда у этого нет формы, может ли нормальный человек продолжать называть это вещью? И когда это находится нигде, не имея местоположения, существует ли оно вообще? Таким образом, вещь должна где-нибудь находиться и быть чем-то.


Мы должны принять то, что считается необходимым условием в физическом мире: любой объект должен находиться в определенном месте. Это автоматически переводится и обобщается в нашу ментальную операционную систему, а также будет гарантировать то, что мы начнем создавать «объектификации»: мысленные конструкты, которые репрезентируют объекты. Для того чтобы существовать, об «объектификациях» нужно думать как о занимающих определенное место в пространстве.


Конструкты, которые репрезентируют людей (социальные объекты), мы называем «персонификациями».


Персонификации обладают всеми характеристиками, что и объектификации, так как люди тоже являются объектами. И точно так же, как и объекты, люди должны занимать некоторое местоположение для того, чтобы существовать. Но в отличие от объектов у них должны быть и некоторые дополнительные характеристики, чтобы действительно репрезентировать человека: способности, чувства, самосознание, духовные связи, намерения , убеждения и имена. Так что эти и еще многие другие характеристики должны предполагаться для того, чтобы персонифицировать репрезентацию реального человека. Если одна из этих характеристик (факторов персонификации) отсутствует в конструкте (например, нет ощущений, соответствующих данной персонификации), это «другое» расценивается как неравный вид. Другим может быть «робот», «животное», «чужой» или «гуманоид».


Умственные способности к «объектификации» и «персонификации» весьма фундаментальны. Тем не менее, они чрезвычайно сложны, и не каждый их осваивает автоматически в полной мере. Люди, которые только объектифицируют других людей, могут иногда делать это из-за своей неспособности персонифицировать их.

Смешение различных типов персонификаций

Ребенок, однажды усвоив, как персонифицировать, будет делать это автоматически. Он даже может начать персонифицировать неживые предметы и обращаться с ними так, как если бы у них были человеческие особенности. Эта «чрезмерная персонификация» попадает в категории «ложной», «метафорической» или «символической» персонификации.


Посредством превращения несоциальных вещей в социальные, люди способны применять свой социальный интеллект к несоциальным проблемам.


В модели социальной панорамы выделяют пять категорий персонификаций: персонификации других, самоперсонификации, персонификации группы, духовные персонификации и метафорические персонификации.


Идентификация является результатом смешения двух персонификаций любой категории. Например, я могу идентифицировать две персонификации других друг с другом, когда вижу свою сестру и свою мать как одно целое. Или я могу видеть последнего Папу Римского Павла как являющегося тем же, что и Бог, или группа ангелов. В таком случае, я идентифицирую духовную персонификацию и персонификации группы.


Наиболее драматическими являются смешения самоперсонификации с персонификациями других и духовными персонификациями. В первом случае «я» верю, что «я» являюсь кем-то еще. Во втором случае «я» охвачен «духом» или «богом».


В модели социальной панорамы слово «самоперсонификация» означает собственный опыт или, другими словами, ментальный конструкт образов, ощущений, звуков, которые создают идентичность.


Сходство в структуре самоперсонификации и персонификации других следует из того, как они обе развиваются. Ребенок шаг за шагом узнает, что похож на других и что принадлежит к одному и тому же виду. Таким образом, он начинает считать, что другие - точно такие же и испытают то же самое внутри себя. Практически это означает, что ребенок приписывает чувства другим, потому что сам испытывает чувства. И точно так же другим приписываются самосознание, намерения , убеждения , духовные связи и ряд других характеристик. Подобно объектификации, персонификация ощущается как часть трехмерного пространства, которая закрыта от всего остального. Но у персонификации есть направление взгляда; есть передняя и задняя части и глаза (на определенной отметке).

Идентификация в социальной панораме

В сущности, каждая персонификация занимает свое собственное уникальное место в социальной панораме, за исключением персонификаций, которые двойственно или тройственно представлены (двухпозиционные и трехпозиционные). Другое исключение - когда две персонификации расположены в одном и том же месте - общие позиции.


За десятилетие работы с моделью социальной панорамы механизм процесса идентификации постепенно раскрылся. Модель социальной панорамы позволила нам подробно описать эти механизмы. Итак, что в действительности происходит, когда человек X идентифицирует себя с человеком Y?


Как уже выше изложено, идентификация происходит не с «людьми», а с «персонификациями» людей. Таким образом, если мы видим, что человек X идентифицирует себя с кем-то, мы можем перевести это следующим образом: одна персонификация, принадлежащая человеку X, смешалась или заменилась на одну из его персонификаций других.


Смешение - познавательный лингвистический термин, используемый для описания процесса ассоциации двух мыслей в новую объединенную идею (Fouconnier, 2002). Там, где Костлер (Koestler) использовал термин «биссоциация» («bissociation»), чтобы описать тот же самый процесс смешения, НЛПеры говорят об «интеграции». Для НЛПера техника «Коллапс якорей » - аналогичный метод для смешения двух ранее несвязанных идей.

Моделирование идентификации

Клиенты в терапии - огромный источник информации об идентификации. Как консультанту мне легко спросить своих клиентов: «Где в вашем мысленном пространстве находится человек X?» Проделывание этого с тысячами доказало наличие тесной связи местоположения и идентификации.


Суть моделирования идентификации при помощи социальной панорамы может быть сформулирована как простой паттерн : идентификация означает, что две включенные в нее персонификации займут одно и то же место в мысленном пространстве. Другими словами, персонификации X и Y будут расположены в том же самом месте, что и идентификация.


Самый полный вид идентификации является результатом того, что персонификация X, полностью и навсегда объединившись с персонификацией Y, уже более не может рассматриваться отдельно сама по себе.


Иногда это также просто, как в следующем примере. Клиент жалуется на то, что навязчиво действует, как его мать, и в действительности персонификация матери расположена вокруг всего тела клиента. Или таким же способом клиент может обнаружить очень важного родственника где-нибудь у себя голове или в груди.


Но в других случаях все гораздо сложнее. Эта сложность чаще всего обуславливается тем фактом, что идентификации нет необходимости быть чем-то неизменным. И также идентификация может иногда включать в себя только некоторые части персонификаций.


Во всех более легких примерах идентификации человек осознает, что другие имеют большое влияние на его или ее идентичность и поведение. Но в этих случаях человек, тем не менее, осознает различие между собой и другим.


Иначе говоря, для того чтобы смочь испытать две персонификации раздельно, они должны, хотя бы частично, проектироваться на различные места. Чтобы испытать их как «идентичные», они должны быть в одном и том же месте. Когда они проектируется на одно и то же место, это называют «общим местоположением» в модели социальной панорамы. Общие местоположения обнаруживаются тогда, когда клиенты находят персонификации других вокруг, в пределах или частично внутри своего тела.


Когда в подобных случаях есть «ощущение себя», кинестетическая сущность идентичности, которая чаще всего обнаруживается внутри живота, человек будет убежден, что он или она является кем-то еще, что считается очень забавным, пока не включает одного из тех, кого вы любите.


В обычной жизни это означает, что актер, который полностью идентифицируется со своей ролью, считает, что его собственный опыт расположен в том же самом месте, где и персонификация персонажа, которого он изображает. Однако если он все еще знает, что он - это он сам, а не играемый им персонаж, то персонификация роли не будет включаться в его ощущение себя («его центр», как это называет опытный актер Кит Джонстоун).


Кто, как полагают, охвачен духом, может отметить, что местоположение этого духа находится в пределах его тела и также включает ощущение себя. У такого человека будет склонность к амнезии его собственной идентичности во время трансового состояния, когда им владеет дух, и он будет утверждать, что у него амнезия идентичности духа после того, как это овладение закончилось.


Итак, в сущности, идентификация возникает, когда персонификация другого проектируется на то же самое место, что и самоперсонификация. Точный способ того, как это происходит, определяет различные вариации идентификации.


Когда мы детально исследуем структуру идентификации, то видим, что она может быть очень динамичной (в том смысле, что человеку не нужно удерживать две персонификации на том же месте все время). В случае с актером вполне понятно, что он не будет постоянно поглощен своей ролью. Обычно он способен войти в нее и выйти из нее по желанию очень быстро.


Синдром расщепления личности (СРЛ), похоже, состоит из тех же самых паттернов , которые мы наблюдаем у актеров, переключающихся с роли на роль. Однако актеры поддерживают ощущение «реального» себя, в то время как человек с диагнозом СРЛ не делает этого. Актеры, подобно людям с СРЛ, окружены своими потенциальными ролями. Эти идентичности ролей нужно «надеть на себя», чтобы идентифицироваться с ними. Ощущение себя легко появляется у актера по запросу, в то время как это является невозможным для страдающего расщеплением личности.


Для того чтобы проверить эту гипотезу, стоит разобрать гораздо больше случаев. В настоящее время кажется разумным полагать, что различия между «добровольной идентификацией», наблюдаемой у актеров, и «навязчивой идентификацией», наблюдаемой у людей с расщеплением личности, отмечаются в сильной или отсутствующей кинестетике себя.

Контридентификация

Процесс, противоположный идентификации, - это контридентификация, когда человек X очень убежден в том, что он отличается от человека Y (например, сын, который не хочет походить на своего агрессивного отца). Проблемы, часто возникающие у такого человека X, вызваны его отказом от некоторых действительно необходимых ресурсов , которые он расценивает как часть человека Y. Это может лишить такого сына способности к самообороне или ассертивному поведению, поскольку если бы он так себя повел, то слишком сильно походил бы на своего отца.


Персонификации того, с кем человек контридентифицируется, достаточно часто проектируются прямо перед собой, немного выше уровня глаз человека и на расстоянии от 5 до 50 метров. Контридентифицируемая персонификация действует подобно северу в его социальном компасе. И поскольку это место находится на одной линии с тем, где должен быть собственный образ, мы часто наблюдаем, как образ себя теряет силу, так как становится запятнанным образом персонификации того, с кем человек контридентифицируется.

Вторая позиция восприятия и идентификация

Идентификация должна быть связана с понятием «вторая позиция восприятия», которое употребляется в НЛП. НЛПеры рассматривают вхождение во вторую позицию восприятия как акт понимания точки зрения другого человека: влезть в его шкуру и в то же самое время подсоединиться к его (воображаемому) субъективному опыту. НЛПеры (и их клиенты) делают это для того, чтобы получить множественный взгляд на социальные ситуации и усилить раппорт . Когда мы наблюдаем людей, входящих во вторую позицию восприятия, становится очевидным, что вовлеченная в этот процесс идентификация может в лучшем случае быть описана как минутные переходы туда-обратно к месторасположению персонификации другого. И чем ближе находится персонификация другого, тем, похоже, это легче делать.


Вхождение во вторую позицию восприятия может рассматриваться как техника или социальный навык, но это может также рассматриваться как нечто, что люди делают вынужденно, когда сталкиваются с тем, кого они считают важнее себя.


Иногда в рамках контекста НЛП-обучения мы сталкиваемся с участником, которому не хватает способности входить во вторую позицию восприятия. Большинство людей, испытывающих это затруднение, - мужчины. Женщины часто страдают от этой чрезмерной способности, а некоторым едва удается оставаться в первой позиции восприятия. Такие люди становятся консультантами, которые знают, что вы чувствуете, лучше вас самих.


Оба этих «симптома» могут иметь похожую причину: ею может быть слабость собственного опыта. В следующей статье мы подробно рассмотрим эти феномены.

Заключение

Идентификация вытекает из двух персонификаций, расположенных на одном и том же месте в чьей-либо социальной панораме. Выражение «влезть в чью-то шкуру» следует рассматривать не как метафору социального навыка, а как близкое описание общего местоположения в воображении. Когда мы пользуемся второй позицией восприятия, оказывается чрезвычайно полезным, чтобы человек в действительности стоял или сидел на том же самом месте в комнате, куда проектируется образ другого. Это, возможно, показывает, как вхождение в чью-то позицию можно тренировать и улучшать.


В следующей статье мы рассмотрим, как идентификация связана с властью. Человек, чей собственный образ является слишком маленьким по сравнению с тем, как он видит других в своей социальной панораме, является уязвимым в том, что может быть захваченным персонификациями других.

Перевод Дарьи Пархоменко, M.A.NLP

Всем привет. Сегодня я расскажу вам о замечательной книжке Лукаса Деркса Социальные панорамы.

Скачать книгу Лукас Деркс Социальные панорамы:
Формат DOCX
Формат FB2
Формат PDF

Социальная панорама – это один из языков, с помощью которого мы можем общаться с бессознательным. Язык, в котором используется пространство вокруг нас. В этом пространстве можно представить всё – и не только социальное (семью, друзей, врагов, начальников и коллег), но и вообще всё – себя, свои части, окружающие нас предметы и явления, события прошлого, проблемы и их решения и многое другое. А самое главное, все эти представления можно изменить, улучшить – и в результате изменится и улучшится ваша жизнь. Как? Ответ на этот вопрос вы найдете в книге, благо в ней есть кучи примеров и четких алгоритмов техник.

Книжка скорее всего больше понравится профессионалам в психологии и психотерапии, и это не та книжка, которую я бы рекомендовал для совсем начинающих.

Давайте посмотрим, в каких областях жизни применима социальная панорама. Полистаем оглавление:

Составные части социального мира – первая глава книги посвящена теоретическим основам социальной панорамы, объяснению основных базовых понятий и положений, которые будут использоваться на протяжении всей книги.

Модель социальной панорамы – эта глава посвящена вопросу, что же такое социальная панорама, каким законам она следует и какие возможности открывает. И уже начиная с этой главы мы начинаем использовать возможности изменений в социальной панораме для улучшения социальных отношений.

Самосознание – эта глава посвящена нашему «Я»: нашей личности, нашей индивидуальности, нашей сущности – называйте, как хотите. Вы узнаете, как «Я» представлено в нашем теле и в социальной панораме, и сможете найти его и познакомиться с ним. Вы научитесь, как можно легко и просто преодолеть внутренние конфликты и собрать единый образ себя, изменить самоощущение и представления о себе, понять, кто же Я такой, поднять самооценку, и все это не только для того, чтобы почувствовать себя лучше и быть более эффективным в общении и жизни, но и просто чтобы найти Себя, полюбить Себя наконец, восстановить душевную гармонию и целостность, и в итоге, обрести счастье и радость от бытия самим Собой в этом мире.

Создание власти – четвертая глава посвящена власти: как чрезмерному преклонению перед ней, так и чрезмерному подавлению других. И если вы не можете справиться с собой, когда вас вызывают на ковер, или, будучи начальником, чувствуете отдаленность от подчиненных, простые техники этой главы помогут вам наладить отношения и почувствовать себя на равных с любыми людьми.

Отношения в группах – пятая глава Социальной панорамы посвящена отношениям в группах. Может вы чувствуете себя чужим, отдаленным от своей группы? А может наоборот, слишком близким и вам хотелось бы отдалиться? Возможно есть группы людей, которые вы ненавидите или боитесь? Или испытываете предубеждение? Эта глава поможет вам устранить разногласия и почувствовать себя своим в любом обществе.

Семейная панорама – семья – это пожалуй одна из самых важных групп в нашей жизни. И наверное поэтому – самая конфликтная. Разногласия между детьми и родителями, мужем и женой, дальними и самыми близкими нам родственниками. Чрезмерная привязанность или отдаленность членов семьи, конфликты и борьба, исключение одного из членов семьи, преобладание одних над другими или подчинение. Всех проблем не описать. Но решение есть. Как всегда, все закодировано в нашем разуме. И изменяя эти кодировки, мы изменяем свое место в системе, тем самым изменяя всю систему семьи. Отношения нормализуются, выстраиваются, возникает правильный порядок. И как тут не вспомнить великого Берта Хеллингера с его семейными расстановками. И точно также Лукас Деркс показывает нам, как меняя наше представление семьи, мы меняем и наши отношения с ней. И показывает это на конкретных примерах и техниках.

Духовная панорама – в этой главе Лукас Деркс замахнулся на святое, в прямом смысле этого слова. Как психология может помочь в чисто духовных делах? Помочь справиться с горем потери, примириться с умершими, усилить состояние связи с Богом и даже поэкспериментировать с одержимостью и экзорцизмом.

Поделитесь с друзьями или сохраните для себя:

Загрузка...