Дистанционное образование плюсы. Дистанционное обучение: плюсы и минусы

В статье мы разбирали вопрос, насколько сегодня актуально иметь диплом о высшем образовании, и пришли к выводу, что у людей с дипломом шансов на более успешную жизнь несколько больше, чем у людей без диплома. Ситуации бывают разные, и если раньше многое упиралось в географический фактор, финансы и время, то сегодня получение высшего образования стало гораздо ближе и доступнее для всех слоев населения. Давайте поговорим о дистанционном образовании, а так же рассмотрим возможные плюсы и минусы дистанционного обучения .

Высшее образование дистанционно — это современные реалии, дающие многим шанс получить заветный документ, необходимый для успешного карьерного роста и продвижения. Плюсы и минусы дистанционного обучения — это не аксиомы, это лишь мнения большинства экспертов, но возможно какие-то минусы покажутся вам плюсами и наоборот.

К плюсам можно отнести:

  1. Расширение доступа к образованию для тех людей, кто не имеет никаких других возможностей в связи с работой, семьей или физическими ограничениями.
  2. Обеспечивает такой метод обучения, который лучше подходит для определенного типа учеников.
  3. Большая гибкость при планировании обучения: студенты могут определить время и место своих уроков.
  4. Большая гибкость в плане привязки к месту: студенты могут заниматься на работе, дома, в парке, отпуске и по сути везде, где есть электричество и сеть.
  5. Дистанционное образование делает студентов более самостоятельными и дисциплинированными.
  6. Облегчает взаимодействие студент-преподаватель.
  7. Возможность познакомиться с новыми людьми из разных городов во время онлайн лекций.
  8. Экономия времени и других ресурсов, в том числе бумаги. Большая часть материалов в электронном виде.
  9. Более доступная стоимость обучения, чем при очном обучении.
  10. Демократичность и возможность получить образование независимо от место проживания, физических способностей и других критериев. Такой тип образования имеет важное социальное значение.

Студенты приходят в ВУЗ по разным причинам. Они могут быть заинтересованы в улучшении своей карьеры, или же просто хотят расширить свой кругозор. кто-то хочет выучить новый язык, или получить ученую степень, которая была отложена в связи с потребностями семьи или других причин. И основной причиной выбора именно дистанционного образования является то, что студенты могут учиться в своем собственном темпе или в определенное время и место, которые удобны для них.

К плюсам и минусам дистанционного обучения нужно обязательно добавлять свои собственные критерии, которые известны лишь вам. Есть люди, для которых такое образование, никак не укладывается в голове, как равное очному.


Что же, минусы у такой системы образования тоже есть:

  1. Отсутствие социального взаимодействия. Если вы любитель пообщаться в живую с людьми, то вам явно будет недоставать разговоров и контактов с обществом. Будут электронные переписки, чаты, письма. Это немного другое общение.
  2. Формат не является идеальным для всех учащихся. Если вы знаете, что у вас есть проблемы с мотивацией, дисциплиной и другими похожими моментами, то подумайте сможете ли вы быть собранными и все делать вовремя. Онлайн обучение, это тоже обучение с жестким графиком.
  3. Некоторые работодатели не принимают всерьез дипломы, полученные путем дистанционного образования. Безусловно, это временный фактор. Все идет к цифровым технологиям.
  4. Требует адаптации к новым технологиям. Если Вы никогда не были тем, кто любит работать с новыми технологиями, вероятно, вы получите намного меньше из ваших онлайн-курсов, чем ваши более технически подкованные коллеги. Убедитесь, что вы чувствуете себя комфортно работая с компьютерами и с онлайн-программами, прежде чем поступать на такой вид обучения.
  5. Не все специальности могут быть предложены в Интернете. Логично, что более практические специальности, например, медицинские профессии не могут преподаваться заочно. Но список доступных профессий все же большой.

Доступность


Обучение на расстоянии - отличная возможность повысить свой уровень знаний и получить диплом, где бы вы ни находились: хоть в столице, хоть в глубинке России, хоть за рубежом. Поэтому такая форма обучения будет очень удобна для лиц с ограниченными возможностями, молодым мамам, домохозяйкам и даже военнослужащим. В большинстве учебных заведений за все время дистанционного обучения личное присутствие студента в университете требуется только для сдачи государственного экзамена и защиты дипломной работы.


Приемлемая стоимость


Как правило, образование через интернет, по сравнению с очной и заочной формой обучения, является более бюджетным вариантом. А некоторые вузы даже предоставляют возможность получить бесплатное на конкурсной основе. Также такой способ обучения помогает избежать расходов, без которых обычные студенты не могут обойтись, например, на учебники и канцелярские принадлежности.


Широкие возможности и спокойствие


Интернет вмещает в себя огромное количество информации, и студенты имеют возможность не только переписываться с преподавателем, но и проводить видеоконференции. Кроме того, в виртуальном мире, как и в стенах института, пишутся рефераты и контрольные, сдаются зачеты и экзамены, но уже без того характерного студенческого страха и нервного напряжения.


Государственный диплом


Если вы в государственном вузе, прошедшим аккредитацию, можете не беспокоиться, что впоследствии диплом не будет котироваться на рынке труда. Вам выдадут такой же диплом государственного образца, как если бы вы учились на очном или заочном отделении, причем в документе об образовании форма обучения не указывается. Тем более всем известно, что работодатели ценят специалистов-практиков, которые не прерывают трудовой стаж на время учебы.


Доступно для лиц с разным уровнем образования


Большим плюсом является то, что с помощью этой формы обучения можно получить как основное высшее, так и дополнительное или второе высшее образование. Палитра программ, сроков обучения и квалификаций также довольно богата.


Не для всех специальностей


Это основной минус - ведь нельзя без практики выучиться, например, на врача. Поэтому если вы имеете медицинское образование, освоить такую важную и ответственную профессию не получится. Это касается и творческих специальностей, например, актерского мастерства, музыкального образования, балета.


Личная мотивация


Студенты на дистанционном обучении должны хотеть учиться. При обучении по интернету преподаватели не смогут вас контролировать. Поэтому такой формой обучения обычно пользуются взрослые и самостоятельные люди, понимающие, зачем им и диплом.


Недостаточно развита система


Дистанционное образование в России из-за технических и законодательных пробелов еще не так сильно развито, как за границей, его качество иногда может уступать традиционным формам обучения.

Приложение 16

МБОУ «Средняя общеобразовательная школа

им. Дм. Батиева» с. Гам

Методическая разработка:

ОБУЧЕНИЕ НА ДОМУ.

ПЛЮСЫ И МИНУСЫ ШКОЛЬНОГО ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ

Катеренчук Татьяна Борисовна,

учитель информатики

История дистанционного обучения в Европе и России………………………...3

Технология дистанционного обучения…………………………………………...5

Как это работает...................................................................................................8

Плюсы и минусы школьного дистанционного обучения………………………10

Список использованных источников и интернет-ресурсов……………………12

История дистанционного обучения в Европе и России

В Европе в конце XVIII века , с появлением регулярной и доступной почтовой связи, возникло «корреспондентское обучение». Учащиеся по почте получали учебные материалы, переписывались с педагогами и сдавали экзамены доверенному лицу или в виде научной работы. В России данный метод появился в конце XIX века.

Начало XX века характеризуется бурным технологическим ростом, наличием телеграфа и телефона. Но достоверных фактов об их использовании в обучении нет. В то же время продолжается эпоха «корреспондентского обучения», множество ВУЗов во всем мире вели и ведут его до сих пор.

Появление радио и телевидения внесло изменения в дистанционные методы обучения. Это был значительный прорыв, аудитория обучения возросла в сотни раз. Многие ещё помнят обучающие телепередачи, которые шли, начиная с 50-х годов. Однако у телевидения и радио был существенный недостаток - у учащегося не было возможности получить обратную связь.

В 1969 году в Великобритании был открыт первый в мире университет дистанционного образования - Открытый Университет Великобритании , он был назван так, чтобы показать его доступность за счет невысокой цены и отсутствия необходимости часто посещать аудиторные занятия.

Другие известные университеты с программами дистанционного обучения за рубежом: University of South Africa (1946), FernUniversität in Hagen (Германия, 1974), Национальный технологический университет (США, 1984) (программы ДО по инженерным специальностям), Открытый университет Хаген (Германия), INTEC-колледж Кейптауна (ЮАР), Испанский национальный университет дистанционного обучения, Открытая школа бизнеса Британского открытого университета, Австралийская территориальная информационная сеть.

В конце 1980-х доступность персональных компьютеров дала новую надежду, связанную с упрощением и автоматизацией обучения. Компьютерные обучающие программы появились на первых компьютерах в виде различных игр.

В 1988 был реализован советско-американский проект «Школьная электронная почта».

Пионерами спутниковых технологий дистанционного обучения в 1990-х стали Международная ассоциация «Знание» и её коллективный член Современная гуманитарная академия.

В России датой официального развития дистанционного обучения можно считать 30 мая 1997 года, когда вышел приказ № 1050 Минобразования России, позволяющий проводить эксперимент дистанционного обучения в сфере образования.

В XXI веке доступность компьютеров и Интернета делают распространение дистанционного обучения ещё проще и быстрее. Интернет стал огромным прорывом, значительно большим, чем радио и телевидение. Появилась возможность общаться и получать обратную связь от любого ученика, где бы он ни находился. Распространение «быстрого интернета» дало возможность использовать «он-лайн» семинары (вебинары) для обучения.

В России дистанционное обучение занимает всё большую роль в модернизации образования. Согласно приказу 137 Министерства образования и науки РФ от 06.05.2005 «Об использовании дистанционных образовательных технологий», итоговый контроль при обучении с помощью ДОТ (дистанционных образовательных технологий) можно проводить как очно, так и дистанционно. Госдума РФ рассматривает проект поправок к закону об образовании, связанных с дистанционным обучением.

Технология дистанционного обучения.

Дистанционное обучение – способ организации процесса обучения, основанный на использовании современных информационных и телекоммуникационных технологий, позволяющих осуществлять обучение на расстоянии без непосредственного контакта между преподавателем и учащимся. В некоторых случаях необходим приезд обучающегося для консультаций, сдачи зачетов и итоговой работы.

Цель дистанционного обучения – предоставление учащимся возможности освоения учебных программ непосредственно по месту жительства или временного их пребывания, получения знаний по дополнительным образовательным программам. Как правило, дистанционное обучение – индивидуальная форма обучения.

Технология дистанционного обучения заключается в том, что обучение и контроль за усвоением материала происходит с помощью компьютерной сети Интернет, используя технологии on-line и off-line.

Интерес к дистанционному обучению в последнее время постоянен. В школе оно уверенно начинает завоевывать свое место в образовательном процессе вместе с традиционными формами обучения. В области информатизации школьного образования это явление, несомненно, положительное: по своей сути программированное, дистанционное обучение требует использование компьютерной техники, а следовательно, органически включает ее в учебный процесс и привлекает к ее освоению все больший круг учителей школ.

Дистанционное обучение базируется на использовании компьютеров и телекоммуникационной сети. Компьютерные средства связи снимают проблемы расстояний и делают более оперативной связь между преподавателем и обучаемым. Современные средства информационных технологий позволяют использовать при обучении разнообразные формы представления материала: вербальные и образные (графика, звук, анимация, видео). Компьютерные обучающие и контролирующие программы помогают учащимся быстрее и глубже освоить учебный материал, дают возможность учителю осуществлять оперативный контроль уровня усвоения учебного материала.

В процессе проведения обучения в дистанционном режиме в школе используются все основные типы информационных услуг: электронная почта; пересылка данных (FTR- серверы); гипертекстовые среды (WWW – серверы); ресурсы мировой сети Интернет (страницы World Wide Web, базы данных, информационно-поисковые системы).

С помощью каждого из этих типов взаимодействия ученика и учителя решаются специфические и дидактические задачи.

С помощью электронной почты налажено общение между преподавателем и учащимся: рассылка учебных заданий, вопросы преподавателя и к преподавателю. Электронная почта намного облегчает учителю массовую рассылку материала. Позволяет отслеживать историю переписки с учащимся.

Услуги FTR-серверов используются при пересылки данных (файлов), в том числе больших размеров. FTR-серверы располагают удобными функциям для организации и контроля таких пересылок.

На WWW-серверах преподаватель размещает учебные материалы. Эти материалы организованы в виде гипертекста. Гипертекст позволяет структурировать материал, связать ссылки разделы учебного материала, которые уточняют и дополняют друг друга. В WWW-документах можно размещать не только текстовую, но и графическую, а также звуковую и видео информацию.

Ресурсы мировой WWW-сети, организованной в виде гипертекста, можно использовать в процессе обучения как богатый иллюстративный и справочный материал.

Преподаватель с помощью поисковых систем, справочников по ресурсам Интернет готовит набор ссылок на WWW-страницах, содержащие интересный с его точки зрения материал по изучаемым темам, и сообщать эти ссылки обучаемым. Если они имеют выход в Интернет, то смогут воспользоваться этим материалом.

Средства новых информационных технологий обеспечивают учащихся разнообразными современными средствами обучения. Помимо традиционных учебных пособий и конспектов ученикам предлагаются: компьютерные обучающие программы; электронные учебные пособия; компьютерные системы тестирования и контроля знаний; электронные справочники; учебные аудио и видеоматериалы; информационные материалы.

Перечисленные средства безусловно способны повысить качество обучения, ускорить изучение, усвоение учебного материала, контроля знаний.

В дистанционном режиме есть возможность осуществлять пересылку учебных материалов. При этом можно передавать по телекоммуникационным каналам не только текстовую информацию, но и видеоматериалы. Так же не представляет особого труда контролировать уровень усвоения учебного материала через систему тестов и контрольных вопросов для учащихся. Для этих целей используются системы компьютерного тестирования и обработки результатов. В то же время элементы дистанционного обучения с успехом применяются и при инновационных формах обучения, ориентированного на развитие творческих способностей учащихся.

Современные средства телекоммуникаций в дистанционном образовании обеспечивают интерактивный способ обучения. Учащимся представляется возможность оперативной связи, а преподавателю – возможность оперативно реагировать на запросы ученика, контролировать и корректировать его работу.

В силу интерактивного стиля общения и оперативной связи в дистанционном обучении открывается возможность индивидуализировать процесс обучения.

Этот способ обучения достаточно эффективен в следующих случаях:

Выполнение проектов и исследовательских работ;

Работа с детьми – инвалидами или часто болеющими;

При заочной (экстернатной) форме обучения;

Работа с одаренными детьми (индивидуальные дополнительные задания повышенного уровня);

Работа с детьми из «группы риска» (индивидуальные задания с привлечением родителей);

Сетевое взаимодействие.

Дистанционное образование, несомненно, имеет свои преимущества перед традиционными формами обучения. Оно решает психологические проблемы учащегося, снимает временные и пространственные ограничения, проблемы удалённости от квалифицированных учебных заведений, помогает учиться людям с физическими недостатками, имеющими индивидуальные черты и неординарные особенности, расширяет коммуникативную сферу учеников и педагогов.

Как это работает

Как же построены все системы дистанционного обучение? Естественно на основных принципах современного интернета, сочетаний веб-технологий, видеосвязи, электронной почты. Итак, для дистанционного обучения нужны:

    Интернет с нормальной скоростью и ПК с веб-камерой.

    Программные средства для видеосвязи – например, скайп (Skype) на ПК учителя и учеников.

    Специализированный сайт с обучающими курсами, на который вы переходите, как правило, по ссылке с сайта школы дистанционного обучения. Для размещения средств дистанционного обучения наиболее подходит система управления обучением Moodle.

Рис. 1. Схема дистанционного обучения

Как это работает? Ученики сидят перед компьютерами дома, учитель - на рабочем месте, либо тоже дома. Общение идет посредством видеосвязи, например, через скайп (который уже де-факто стал стандартом голосового и видео общения в сети). На этом уровне может происходить объяснение материала и получать ответы на вопросы. "А как же объяснять без доски и мела?" - спросите вы. Это не проблема, учитель показывает ученикам свой рабочий стол, запускает программу для рисования (любое средство, облегчающее объяснение, презентацию, видеоролик) и рисует с помощью мышки или графического планшета точно так же, как на обычной школьной доске. Задания могут решаться как в специальных тетрадях, так и на личной страничке, открытой в веб браузере на компьютере у ученика. Личная страничка отображает содержимое веб сайта, например, созданного в специальной системе управления обучением «Moodle». На этой страничке ученик, пройдя авторизацию, может выбрать предмет обучения, посмотреть задания, отправить их на проверку, посмотреть вспомогательные материалы и т.д. В свою очередь, этот веб сайт размещаются точно так же как и миллионы обычных веб сайтов интернета, на сервере, специально выделенном или виртуальном хостинге. Соответственно, учитель имеет свой уровень доступа к системе и имеет несколько более широкие возможности, по сравнению с учениками. Может создавать и корректировать содержимое учебных курсов, просматривать задания и т.д. Тестовые задания, как правило, проверяются сразу в автоматическом режиме. А результаты учебы заносятся программой и преподавателем в электронный журнал. Работоспособность всей системы дистанционного обучения поддерживает специально выделенный администратор, но это, конечно, в первую очередь проблема школы. Ответственность за работоспособность клиентской части, той, что у ученика дома, ложится на родителей. Вот самые общие принципы работы системы дистанционного обучения.

Плюсы и минусы школьного дистанционного обучения.

При рассмотрении этого вопроса в отношении здоровых (или относительно здоровых) детей следует сделать вывод о предпочтительности обычного, «живого» взаимодействия с учителем, возможно, дополненного какими-то элементами дистанционного обучения. Указанный вывод естественным образом вытекает из несомненной важности для психического развития ребенка включения его в систематическую учебную деятельность при непосредственном руководстве взрослого. Если говорить иначе, процессы овладения продуктами культуры и социализации должны происходить при посредничестве учителя. Думается, что сказанное остается верным и в отношении больных детей и детей-инвалидов.

Таким детям живой посредник нужен не меньше, а больше, чем здоровым детям. Ведь социализация у них затруднена. Может ли современная российская система образования обеспечить естественный процесс их социализации? Может ли она дать детям с ограниченными возможностями полноценное образование наравне со здоровыми детьми? А вы попробуйте устроить ребенка-инвалида в обычную школу. Если его даже и возьмут, никто не сумеет предоставить необходимых для него условий обучения. Наши-то школы рассчитаны только на детей, не имеющих никаких ограничений по болезни. А инвалид-«колясочник» даже на второй этаж добраться не сумеет, поскольку пандусы в зданиях не предусмотрены.

Вот поэтому и привлекает всеобщая доступность дистанционного обучения. В каждом образовательном учреждении найдутся ребятишки, теряющие уроки по независящим от них причинам: дети с ограниченными физическими возможностями, временно потерявшие возможность заниматься в школе из-за болезни, дети, проживающие в зонах затопления во время половодий и в местности, значительно удаленной от школы… Дистанционные занятия могут стать единственной формой работы, позволяющей полностью пройти учебную программу, получить более высокие оценки, поучаствовать в конкурсах и олимпиадах. Это и есть новый подход к образованию – индивидуальный подход к обучению в сочетании с социальной адаптацией детей.

Не все дети-инвалиды могут с психологической точки зрения быстро войти в мир обычных людей… А вот с прочным запасом знаний, с портфолио, содержащим результаты личных побед ребенка, - уверенность в собственные силы и возможности у таких детей возрастает в разы. Кроме того, такие дети часто нуждаются в другом графике учебных занятий: например, уменьшается время урока, а время отдыха увеличивается, во время обострения заболевания ученик может приостановить свои занятия…

Отсюда вытекает следующий плюс дистанционного обучения: гибкость графика занятий. Ученик может регулировать процесс своего обучения. График составляется либо им самим, либо вместе с преподавателем. Логическое завершение обучения также обсуждается и часто стеснительный или психологически неуравновешенный ребенок легко сдает зачет по этому курсу легче, свободнее, увереннее.

К недостаткам дистанционного обучения могу отнести невозможность заменить живое общение между учителем и учеником. Никакие новые технологии не смогут проявить сочувствие, оценить эмоциональное состояние ребенка, выстроить так систему работы, чтобы ученик «зажегся» данной темой. Курс не принесет никаких результатов, если учащийся не может отвлечься от каких-либо собственных проблем, а рядом нет внимательного педагога. Не сможет ребенок осилить программу курса и, если что-то не получилось на первом этапе, а усидчивости нет.

Как же будет протекать данный процесс? Апробация данной системы по большинству предметов школьной программы показала высокий уровень эффективности при следующем порядке работы:

    выбор нужного вам дистанционного курса;

    изучение программы курса, консультирование с куратором курса;

    определение сроков и формы сдачи контрольного материала;

    изучение теоретического материала определенного учебного блока;

    выполнение тренировочных заданий;

    прохождение тренировочного тестирования;

    выполнение контрольной работы на оценку.

После изучения теоретического материала учащийся пересылает по электронной почте выполненную контрольную работу. Если учащийся по собственному желанию выполнил какие-либо дополнительные задания, тексты работ прилагаются к контрольной работе. Учитель проверяет все выполненные работы и размещает итоговые оценки на определенной странице дистанционного курса.

Оценки, полученные по результатам прохождения курса, выставляются в классный журнал и влияют на итоговую оценку по предмету.

Дистанционный курс обучения – значительный плюс в обучении, но иногда мы понимаем, что осваивать целый курс нет необходимости. В этом случае, ребенок может взять только какую-то часть из предложенных составляющих курса. Чаще всего дети работают с тестами он-лайн – это уже элемент дистанционного обучения. К наиболее распространенным элементам можно отнести также консультирование на определенную тему, создание творческой работы ученик-учитель или ученик-ученик и учитель-консультант, участие в работе форума.

Отдельным блоком можно выделить участие детей (самостоятельно и под руководством учителя) в конкурсах, олимпиадах, семинарах и т.д., проводимых в дистанционном режиме. Участие в таких мероприятиях позволяет детям расширить кругозор, попробовать свои силы в таком конкурсе, который наиболее импонирует ребенку.

Терпеливый и опытный наставник, домашняя обстановка и разумное распределение времени помогут достичь любому ученику значительных успехов в учебе.

Список использованных источников и интернет-ресурсов:

    Гусев Д.А. Заметки о пользе дистанционного обучения

    Полат Е.С, Моисеева М.В., Петров А.Е. Педагогические технологии дистанционного обучения /Под ред. Е.С.Полат. - М., "Академия", 2006

    Вайндорф-Сысоева М.Е. Педагогика в виртуальной образовательной среде: Хрестоматия. М.:МГОУ, 2006. – 167 с.

    ru.wikipedia.org

    http://nsportal.ru/ - статья «Дистанционное обучение в средней школе»

1. Доступность

Обучаясь дистанционно, вы можете получать знания, находясь в любой точке земного шара. Учиться можно дома или в путешествии, в кафе или на даче - в общем, везде, где только есть интернет. При этом вы не ограничены страной или континентом. Вы вольны получать образование в любом вузе мира. Такая доступность - главное преимущество дистанционного обучения.

2. Гибкость

В процессе дистанционного обучения большую часть материала ученик осваивает самостоятельно. А значит, время для занятий он волен выбирать сам. Для людей, которые предпочитают жить в нестандартном графике, дистанционное обучение может стать настоящей находкой. Также эта форма образования хорошо сочетается с работой. Как правило, время онлайн-учебы можно легко подстроить под практически любой рабочий график.

3. Экономия денег и времени

Важное достоинство дистанционного обучения - его относительно невысокая стоимость. Конечно, среди различных онлайн-курсов и школ попадаются и такие, цена которых в разы превышает стоимость контрактного дневного обучения в университете. Но это, скорее, исключения. По большей части, дистанционное образование стоит дешевле дневного. Это объясняется тем, что организациям, которые предоставляют услуги обучения, не нужно арендовать помещения, покупать мебель и оборудование и содержать постоянный штат преподавателей.

Обучаясь удаленно, человек не зависит от транспорта. Помимо экономии денег это позволяет сохранить массу свободного времени.

4. Конкретные знания

Дистанционное обучение дает человеку конкретный набор знаний и навыков. Вы получаете ровно то, за что платите.

Каждый, кто учился в университете, сталкивался с откровенно лишними предметами, которые никак не вписываются в картину профильного образования. Гуманитариев в вузах мучают математикой, математиков - философией, а еще всех пытают физкультурой. Дистанционное обучение избавлено от излишеств академического образования. И если вы платите за курсы программирования, вас не будут заставлять бегать и прыгать.

5. Актуальность знаний

В последние годы престиж традиционного образования заметно снизился. Многие люди с университетским дипломом не находят работу по специальности. Выпускники технических факультетов становятся менеджерами в офисах, бывшие студенты филфака превращаются в продавцов-консультантов. На этом фоне этого престижность традиционного университетского образования снижается.

А престиж дистанционного обучения, напротив, растет. Сегодня человек, дистанционно изучивший конкретный курс, находится в выигрышном положении. Он имеет больше шансов применить знания на практике, чем тот, кто годами штудировал в вузе абстрактные, неприменимые в реальной жизни предметы.

Минусы дистанционного обучения

1. Ограниченный выбор

К сожалению, не все можно изучить дистанционно. В некоторых случаях нельзя обойтись без практических занятий под руководством опытного наставника. Дистанционно вы можете изучать историю или литературу, можете стать отличным дизайнером или программистом. Но вы не сможете выучиться на пилота или хирурга.

Возможно, в скором будущем ситуация изменится. Однажды технология виртуальной реальности позволит людям с разных концов планеты принимать участие в совместных лабораторных работах. Когда это произойдет, список профессий и навыков, которые можно освоить дистанционно, сильно расширится.

2. Нехватка личного общения

Очное обучение ценно не только набором знаний. Важный элемент оффлайн-обучения - личное общение. Получая традиционное высшее образование, студент несколько лет варится в бурлящем котле университетской жизни. Он взаимодействует с преподавателями и одногруппниками в неформальной обстановке. Такое общение может порождать удивительные идеи и кардинально менять судьбы людей.

Если бы Билл Гейтс получал образование в Гарварде дистанционно, он никогда бы не встретил Стива Балмера и не основал бы Microsoft.

3. Отсутствие положительных «побочных эффектов»

То, что дистанционное обучение дает человеку конкретный набор знаний, можно считать не только плюсом, но и минусом. Обучаясь удаленно, человек лишает себя многих положительных «побочных эффектов» академического образования.

Например, процесс конспектирования длинных лекций тренирует скорость письма, развивает механическую память, учит на ходу вычленять наиболее важные фрагменты из потока информации. Все эти навыки очень полезны в повседневной жизни, но дистанционное обучение их не дает.

4. Коварные обстоятельства

В процессе дистанционного обучения вы, наверняка, столкнетесь с непредвиденными обстоятельствами, которые будут вам мешать. К примеру, в самый неподходящий момент у вас может отключиться свет или выйти из строя компьютер. А интернет может оборваться прямо во время важного онлайн-семинара, и вы ничего с этим не сможете поделать. Удаленное обучение делает вас зависимым от технических средств.

Конечно, и по пути в университет можно застрять в лифте. Но если вы уже добрались до физического места учебы, мало что может помешать получать знания.

5. Отсутствие контроля

Отсутствие постоянного контроля со стороны преподавателя - минус, который можно легко перепутать с плюсом. Но не все так просто. Поначалу студенту может казаться, что отсутствие контроля дает ему дополнительную свободу. На самом же деле, дистанционное обучение требует от учащегося сильной мотивации и жесткой самодисциплины.

В процессе дистанционного обучения вам придется самому составлять учебные планы, а потом контролировать их выполнение, постоянно бороться с желанием расслабиться и отложить работу на потом.

Заключение

Дистанционное обучение неизбежно заставит вас сражаться с самым суровым противником - собственной ленью. И если вы к этому поединку не готовы, лучше вовсе не начинайте бой. Однако если вы уверены в своих силах и твердо намерены учиться, дистанционное образование предложит вам разнообразные возможности для профессионального и личностного совершенствования.

Учиться можно где угодно. Не обязательно ехать в Москву, Санкт-Петербург или другой крупный город, чтобы получить образование. И не нужно тратить два часа в день на то, чтобы добраться до ВУЗа;

Чаще всего студент сам определяет удобное для него время учебы;

Можно полностью сменить профессию не уходя при этом с основной работы;

Дистанционное образование обычно значительно дешевле очного или очно-заочного;

Ваши знания оценивают более объективно, так как преподаватель не знает вас лично и поэтому относится к вам непредвзято;

Программа занятий обычно составляется индивидуально, вы можете сокращать или расширять ее в зависимости от ваших возможностей и потребностей;

Для обучения используются новейшие технологии, вы получает самую свежую информацию по вашей специальности. Никаких устаревших учебников.

Нет личного контакта с преподавателем. Как уже было сказано, с одной стороны, это плюс, потому что отсутствие личного контакта гарантирует непредвзятость при оценке ваших знаний. С другой стороны, это и минус, так как обучение получается «безликим»: преподаватель не может «заразить» вас своим интересом к предмету через Интернет.

Обучаясь дистанционно, сложнее развить практические навыки. В некоторых ВУЗах предусматривается, что при дистанционном обучении вы будете приезжать на практические занятия, однако, для того, чтобы закрепить какой-то навык, все же нужна регулярная практика.

Одна из прелестей очного обучения - студенческая жизнь, общение с сокурсниками, посещение лекций. При дистанционном обучении вы варитесь в своем собственном соку. Конечно, есть интернет-общение с преподавателем, а иногда и с другими студентами, но оно вряд ли сможет заменить живое.

На данный момент список специальностей, которым можно обучаться дистанционно, сравнительно мал. В основном, это компьютерные или бизнес-специальности.

Не всегда дистанционное образование подразумевает постоянный жесткий контроль, так что вам понадобится вся ваша сила воли, чтобы заниматься, несмотря на то, что вас никто не «подгоняет».

На сегодняшний день дистанционные программы еще недостаточно хорошо проработаны, потому что это сравнительно новое направление в образовании. Сам по себе этот способ обучения имеет ряд особенностей, и при составлении учебных пособий они должны учитываться, а на практике часто используются те же материалы, что и для очного обучения.

Если это ваше первое высшее образование то могут возникнуть проблемы при поиске работы, так как работодатели все же предпочитают очников. Правда, в дипломе или сертификате может и не указываться форма обучения.

Не все ВУЗы выдают дипломы государственного образца.

Кому подходит дистанционное обучение:

Тем, кто уже работает по какой-то специальности и хочет получить соответствующий диплом, продолжая при этом работать;

Тем, кто хочет получить второе высшее образование, но при этом не имеет возможности посещать лекции;

Женщинам, находящимся в декретном отпуске, так как это позволит совмещать уход за ребенком и учебу;

Тем, кто хочет повысить уровень квалификации;

Тем, кто не имеет возможности переехать в мегаполис для учебы.

Куда пойти учиться?

Если вы хотите получить полноценное дистанционное образование, то к выбору ВУЗа стоит подходить очень тщательно. Не стоит записываться на первую попавшуюся программу только потому, что она, например, бесплатна.

Сейчас многие крупные ВУЗы Москвы предлагают дистанционное обучение, поэтому лучше все же ориентироваться на имя ВУЗа, хотя и цены там, конечно, будут соответствующие.

При выборе дистанционного образования, обратите внимание на следующие моменты:

Название ВУЗа. Если оно вам незнакомо, то проверьте наличие у учебного заведения государственной лицензии;

Какой документ выдается по окончании обучения;

Как проходит обучение: какие технологии используются и в какой форме проходит проверка знаний;

Как часто нужно приезжать в ВУЗ и как сдаются выпускные экзамены.

Также обязательно почитайте отзывы о выбранном вами учебном заведении и, в частности, об интересующем вас курсе.

Конечно, лучше всего получать дистанционное образование в известных и хорошо зарекомендовавших себя ВУЗах. И сегодня уже во многих крупных российских учебных заведениях предусмотрена такая возможность.

Список некоторых российских и зарубежных ВУЗов, где можно получить дистанционное образование.

Российские

1. Московский государственный университет - www.distance.msu.ru
2. Российский университет дружбы народов - www.imp.rudn.ru (не все программы дистанционные)
3. Московский авиационный институт - www.diomen.ru
4. Московская финансово-юридическая академия - www.do.mfua.ru
5. Московский городской психолого-педагогический университет - www.do.mgppu.ru

6. Московский технологический институт - www.mti.edu.ru
7. Московский государственный университет пищевых производств -

Также оно очень удобно для мам, которые находятся в отпуске по уходу за ребенком - это отличный шанс после выхода на работу получить дополнительные возможности для карьерного роста. И, конечно, дистанционное образование хорошо для тех, кто просто любит учиться и получать новые знания.

Поделитесь с друзьями или сохраните для себя:

Загрузка...