Педагогическая практика студентов кчгу им. Как написать отчет о преподавательской практике для магистранта

Введение
Глава 1. Современные формы обучения в вузе
1.1 Современные формы организации учебного процесса в высшем учебном заведении
1.2 Современные технологии в высшем профессиональном образовании
Глава 2. Работа в БСС Главбух
2.1 Основные понятия о системе Главбух
2.2 Описание методики проведения лабораторных работ
Заключение
Список использованных источников

Введение

Важным компонентом образовательного процесса является педагогическая практика студентов в высшем учебном заведении, которая логически завершает их профессиональную подготовку в качестве преподавателей.

Основная цель педагогической практики в вузе – приобщение студентов к научно-педагогической деятельности, раскрытие их исследовательского и педагогического потенциала, непосредственное участие в учебно-воспитательном процессе учебного заведения, проверка профессионально-теоретических знания, получаемых студентами в вузе.

Актуальность педагогической практики состоит в том, что студенты знакомятся с логикой и содержанием образовательного процесса в высшем учебном заведении, научно- и учебно-методической работой в вузе, с особенностями педагогической деятельности преподавателя, с инновационными технологиями обучения, изучают специфику воспитательной работы со студентами, особенности развития своих профессиональных качеств. Полученные навыки помогут студентам, если те стремятся построить свою карьеру в качестве преподавателей.

Основными задачами педагогической практики в вузе являются:

1) приобретение различных практических навыков студентами в учебной работе с учащимися;

2) получение опыта профессиональной деятельности преподавателя в разработке программ теоретического и практического обучения студентов;

3) установление и укрепление связи теоретических знаний, полученных магистрантами-практикантами с профессионально-педагогической деятельностью;

4) изучение педагогического опыта квалифицированных преподавателей учебного заведения;

5) участие студента в педагогической и методической работе, проводимой кафедрой.

Глава 1 Современные формы обучения в вузе

1.1 Современные формы организации учебного процесса в высшем учебном заведении

На сегодняшний день учебный процесс требует постоянного совершенствования, так как происходит смена приоритетов и социальных ценностей: научно-технический прогресс все больше признается как средство для достижения такого уровня производства, который наилучшим образом удовлетворит все возрастающие человеческие потребности, развитие духовное богатство личности. Таким образом, нынешняя ситуация в обучении требует коренного изменения стратегии и тактики обучения в учебных заведениях. Основные характеристики выпускников любого учебного заведения является его компетентность и мобильность. В связи с этим акцент в изучении учебных дисциплин переносятся на процесс познания, эффективность которого полностью зависит от познавательной деятельности студента .

На данный момент традиционное обучение, которое сосредоточено на повышении уровня знаний и навыков в предметной области, все больше и больше не соответствует современным требованиям. В основе современного образования должны стоять не только академические дисциплины, но и способы мышления и деятельности студентов. Целью любого высшего учебного является не только выпускники, которые получают высокий уровень подготовки, но и включение студентов в процессе обучения в разработку принципиально новых технологий, адаптируя их к реалиям производственной среды .

Существуют три основные формы обучения:

1) Пассивные, при которых преподаватель является основным действующим лицом и управляющим ходом занятия, а студенты выступают в роли пассивных слушателей;

2) Активные, где студенты являются активными участниками, студенты и преподаватель находятся на равных правах;

3) Интерактивные – взаимодействие студентов происходит не только с преподавателем, но и друг с другом, активность студентов в процессе обучения доминирует

Активные методы обучения являются наиболее успешными для того, чтобы студенты могли усваивать знания. Существуют следующие активные формы взаимодействия преподавателя и студентов.

Лекция предполагает, что лектор, излагая материал, активно взаимодействует со студентами, отвечает на задаваемые вопросы, либо сам задает вопросы, предполагая получить ответ. Также преподаватель может вначале поставить проблему перед студентами, решение которой нужно получить в конце лекции.

Учебные семинары и учебные дискуссии предполагают коллективное обсуждение той или иной проблемы, либо определенной темы. Дискуссии помогают учиться спорить и отстаивать свою точку зрения.

Учебные встречи за «круглым столом» подразумевают приглашение различных специалистов, которым студенты выдвигают проблемы и формулируют ряд вопросов по интересующей теме. А те, в свою очередь, дают разъяснения.

Интерактивное обучение также является успешным для подготовки высококвалифицированных специалистов и относится к так называемому инновационному обучению. Такое обучению помогает студентам мыслить нестандартно и гибко, быстро реагируя на изменения в мире. К интерактивным формам обучения относятся деловые и ролевые игры, дискуссии, тренинги и т.п.

1.2 Современные технологии в высшем профессиональном образовании

Современные технологии, прежде всего, подразумевают компьютеризацию учебного процесса.

Технические средства находят свое применение во многих видах обучения. Они повышают производительность работы учащихся, позволяя намного быстрее искать и работать с информацией и различными материалами. Современные технологии позволяют получить консультации по различным вопросам и проблемам и повышать свои знания и навыки, используя разнообразные программы и средства Интернет сети .

Однако у компьютеризации существует рад проблем, которые преодолеваются довольно медленно, такие как: техническая оснащенность учебных заведений, недостаток специалистов, которые обладают достаточными навыками работы с техническими средствами, большое количество информации, которое еще не оцифровали.

Внедрение новых информационных технологий в образование привело к появлению новых образовательных технологий и форм обучения, базирующихся на электронных средствах обработки и передачи информации. Появление мощных компьютерных мультимедиа систем и интерактивных компьютерных программ стало основой интенсивного развития дистанционного обучения (ДО) .

Все компоненты электронной составляющей являются довольно перспективными и удобными средствами и могут значительно повышать учебный процесс .

Например, Система Главбух является справочником по различным бухгалтерским, налоговым и правовым вопросам. Доступ к ней может иметь любой пользователь Интернета. И данная система достаточна эффективна для обучения не только для студентов, но и для разнообразных специалистов вне зависимости от профессии.

Глава 2. Работа в БСС Главбух

2.1 Основные понятия о системе Главбух

Система Главбух представляет собой справочно-информационную программу, которая помогает найти различную актуальную на сегодняшний день информацию в области бухгалтерского и налогового учета (в том числе последние обновления в законодательстве, нормативно-правовых актах и в других документах).

Систему могут использовать не только организации, предприниматели, юристы, работники бухгалтерской службы, но и студенты. Ежегодно Главбух организовывает олимпиаду для студентов, по итогам которой призерам вручаются подарки, денежное вознаграждение, а также сертификаты участников.

Данная система подойдет для:

1) различных бюджетных организаций;

2) любых коммерческих организация вне зависимости от их системы налогообложения (ОСН, УСН и т.д.);

3) некоммерческих организаций;

4) различных предпринимателей, бухгалтеров, юристов, которые стремятся усовершенствовать свои знания и познать все тонкости бухгалтерского и налогового учета;

5) студентов высших учебных заведений .

Система Главбух обладает различными необходимыми и дополнительными материалами для работы организаций. В связи с этим обладает рядом преимуществ:

1) Только в этой системе пользователь получает разъяснения и консультации по различным вопросам от специалистов из Минфина, ФНС, Минтруда и т.п.;

2) Система Главбух обновляется ежедневно, поэтому для пользователя доступна актуальная на сегодняшний день информация;

3) Главбух представляет собой электронную систему, поэтому пользоваться ей можно с любого компьютера с выходом в Интернет;

4) Уникальная экспертная поддержка: онлайн-помощник и письменные консультации экспертов – в зависимости от сложности вопросов – ответы могут даваться моментально, либо в течение суток;

5) Система содержит самые популярные бухгалтерские издания, как свежие номера, так и полные архивы;

6) Главбух располагает большой базой образцов документов с различными подсказками и комментариями по их заполнению;

7) Пользователи получают возможность создавать электронную отчетность, а также получаю сервис по отправке этой отчетности в различные фонды и налоговую;

8) Пользователи системы могут дистанционно обучаться в высших школах, подтверждая свои знания и получая сертификаты .

Таким образом, в любое удобное время можно получить консультации экспертов по различным вопросам, самостоятельно найти информацию в сфере бухгалтерского и налогового учета или ознакомиться с последними законодательными или правовыми новостями.

2.2 Описание методики проведения лабораторных работ

Работа в БСС Главбух – лабораторные работы.

Проводились 27.04.2016 и 18.05.2016. Проводились на потоке студентов 2к. направление 38.03.01 – экономика, профиль «Финансы и кредит», гр. 884 1-2 .

Присутствовали: студенты в количестве 30 чел.; от кафедры – Васильковская Наталья Борисовна, к.э.н., доцент кафедры экономики.

Мероприятие состоит из двух лабораторных работ. Первая лабораторная работы заключается в поиске документов в Системе Главбух, вторая – в поиске информации в Системе Главбух.

Лабораторные работы позволяют объединить теоретико-методологические знания и практические навыки учащихся в процессе научно-исследовательской деятельности. Лабораторная работа – форма организации учебного процесса, направленная на получение навыков практической деятельности путем работы с материальными объектами или моделями предметной области курса .

Перед проведением лабораторных работ были поставлены следующие задачи:

1) первичное овладения студентов знаниями о системе Главбух;

2) контроль знания путем выполнения самостоятельных работ;

3) формирование студентами навыков использования справочными системами для получения необходимой информации.

Проведение лабораторной работы №1 «Практические занятия по поиску документов в Системе Главбух»

Этап №1 – поиск документов с помощью поисковой строки и карточки поиска.

Вначале было кратко изложено то, что из себя представляет поисковая строка, карточка поиска и как ими пользоваться.

Поисковая строка в Системе Главбух - это универсальное средство поиска, которое есть в каждом разделе Системы. Она состоит из поля для ввода запроса и кнопки «Найти». Карточка поиска представляет собой поиск «По реквизитам…», которая расположена чуть правее поисковой строки.

1) Вы сами оплачиваете стоимость обучения в университете по 50 000 руб. за год. Во время каникул вы подрабатываете. И ваша зарплата за этот год составила 80 000 руб., включая налог, удержанный на предприятии. Заполните декларацию по доходам физических лиц (от своего имени) для получения вычета по расходам на собственное обучение. До какого срока вы можете подать декларацию (3-НДФЛ), чтобы вернуть удержанный налог?

2) Вы пишете дипломную работу на тему налогового контроля. Найдите для использования в работе все статьи журнала «Учет. Налоги. Право» за последние два года о показателях налоговой нагрузки, которые использует налоговая инспекция для назначения проверок.

3) Найдите видеосеминар на тему бухгалтерского учета командировочных расходов.

Этап №2 – поиск документов через рубрикаторы.

Вначале была кратко изложена сущность рубрикатора.

Рубрикатор обеспечивает быстрый поиск неизвестных документов по обобщающим темам. Он особенно эффективен, если требуется просмотреть подборку документов по какой-то общей тематике. В каждом разделе Системы в левом нижнем углу экрана всегда располагаются кнопки перехода в рубрикаторы разделов: «Все рекомендации», «Все формы», «Все справочники», «Все кодексы и ПБУ» и др.

Для самостоятельного решения студентам были предложены следующие задания, с которыми они отлично справились:

2) Найдите ПБУ, которое устанавливает правила исправления ошибок в бухгалтерском учете и отчетности.

3) Найдите статью в номере 5 журнала «Главбух» за 2014 год о том, какими документами нужно оформлять предоставление скидок, чтобы не вызвать налоговых споров.

В ходе проведения лабораторной работы№1 студентами были сделаны следующие выводы:

1) Документы можно искать и не по реквизитам, достаточно лишь ввести в поисковую строку вид документа с номером или его заголовок;

2) Поисковая строка неэффективна при поиске документов на темы слишком общего характера (например «НДС», «Акцизы»).

4) Для сбора сведений общего характера более эффективен рубрикатор, а не поисковая строка.

Проведение лабораторной работы №2 «Практические занятия по поиску информации в Системе Главбух»

Вначале было кратко изложено, что представляет собой рекомендация и как искать информацию с помощью рекомендаций.

Каждая рекомендация в отдельности - это тематическая подборка сведений и ссылок на нормативные акты, бланки, образцы заполнения форм, справочные таблицы и т. д. По каждому вопросу в рекомендации есть готовый анализ законодательства и арбитражной практики, размещены предупреждения обо всех опасностях, рассмотрены все варианты решений, сделаны выводы, дан совет, а практические действия расписаны со всеми подробностями и с примерами. В результате методом поиска через рекомендацию все можно найти гораздо быстрее. Как в энциклопедии.

Для самостоятельного решения студентам было предложено следующее задание, с которым они отлично справились: Найдите нормативный акт, которым установлен порядок расчета больничного пособия.

Этап №2 – поиск информации в формах и образцах.

Вначале было кратко изложено, как искать информацию при помощи форм и образцов.

Когда нужный бланк известен и изучать порядок документального оформления операций не нужно, можно обойтись без поиска в рекомендациях. Сам бланк или образец его заполнения лучше искать в разделе «Формы». Там известные формы и образцы можно быстро найти как отдельные документы. К ним будут прилагаться приказы об утверждении формы.

Для самостоятельного решения студентам были предложены следующие задания, с которыми они отлично справились:

1) Найдите образец заполнения платежного поручения на перечисление НДС в бюджет;

2) Найдите бланк расчета взносов на обязательное социальное страхование и страхование от несчастных случаев (форму4-ФСС).

Этап №3 – поиск справочной информации и поиск информации в правовой базе.

Вначале было кратко изложено, что собой представляет справочник системы и как с его помощью найти ту или иную информацию, а также как искать информацию в правовой базе.

Справочники Системы – это краткий конспект правовой базы для бухгалтера о ставках налогов, размерах штрафов, составе отчетности, о датах разных событий в жизни бухгалтера, обзоры изменений законодательства по годам и т. д. В таких справках информация представлена в очень удобном для восприятия табличном виде. К каждому тезису справочной таблицы всегда прилагаются ссылки на нормативный акт-основание. Найти справочную информацию можно несколькими способами. Например, с помощью поисковой строки в разделах «Рекомендации» и «Справочники». Справочные таблицы добавлены к поиску в разделе «Рекомендации». И если ключевые слова запроса точно соответствуют названию и содержанию справочного документа, результат выдачи в этих разделах может быть почти одинаковым.

Поиск информации в законодательстве – это особый, самый сложный метод поиска, который требует определенной профессиональной подготовки. в каждом документе (законе и подзаконном акте) размещены обратные ссылки на все материалы Системы, в которых этот документ упомянут. Обратные ссылки в Системе открываются кнопкой в виде цифры в квадратике. Цифра означает количество ссылок. Обратные ссылки значительно ускоряют поиск всех связанных между собой материалов.

Для самостоятельного решения студентам было предложено следующее задание, с которым они отлично справились: Найдите справку о случаях возникновения разниц между бухгалтерским и налоговым учетом основных средств.

В ходе выполнения лабораторной работы №2 студентами были сделаны следующие выводы:

3) Через рекомендацию удобно искать не только описание документального оформления операций и нормативные инструкции к заполнению бланков, но и сами бланки, и образцы их заполнения. Особенно, если неизвестно, какой бланк применять;

4) Поиск известного бланка в разделе «Формы» более эффективен, чем поиск через рекомендацию. Даже если запрос окажется довольно общего характера, в результатах поисковой выдачи будет минимум лишнего;

5) Если известно точное наименование бланка или даже ключевые слова, которые точно характеризуют бланк, то искать его можно хоть в «Формах», хоть в «Рекомендациях». Кроме того, в любом разделе при вводе названия формы в поисковую строку появляются подсказки, которые служат прямым переходом на нужную форму.

Заключение

В ходе прохождения педагогической практики были освоены навыки в научно-педагогической деятельности. На начальном этапе происходило ознакомление со спецификой организации учебного процесса. В последующем принималось участие в методической и педагогической работе кафедры, получен колоссальный опыт преподавательской деятельности.

Основными сложностями в работе оказались работа со студентами, которых нужно было настроить на восприятие себя в качестве преподавателя, а также, в связи с тем, что практика подразумевала под собой использование современных технических средств, возникли трудности с использованием технологии программы Системы Главбух. Но все проблемы были преодолены и студенты активно участвовали в учебном процессе, отвечая на вопросы и выполняя задания.

Студенты также приобрели навыки работы со справочно-информационной Системой Главбух и повысили свои знания в области бухгалтерского и налогового учета, законодательства РФ.

В ходе практики были получено не только навыки профессионально-педагогической деятельности, но также навыки коммуникации, взаимодействия преподавателя и студентов.

Список использованных источников

1. Современные методы обучения в вузе. [Электронный ресурс] − Режим доступа: http://sociosphera.com/publication/ conference/2012/138/sovremennye_metody_obucheniya_v_vuze/ (дата обращения 25.02.2017)
2. Горбатова М.К., Назипова М.А. Методики преподавания в высшей школе. / Учебное пособие / М.К. Горбатова, М.А. Назипова. Н.Новгород: ННГУ – 2012. – 53 с.
3. Инновационные методы обучения в высшем образовании. [Электронный ресурс] − Режим доступа: http://sci-article.ru/stat.php?i=1408380616 (дата обращения 25.02.2017)
4. Современные технологии обучения в вузе. [Электронный ресурс] − Режим доступа: http://moluch.ru/archive/92/17764/ (дата обращения 25.02.2017)
5. Теория обучения. [Электронный ресурс] − Режим доступа: http://lib4all.ru/base/B3165/B3165Part31-144.php (дата обращения 25.02.2017)
6. Инновационные формы и методы обучения. [Электронный ресурс] − Режим доступа: https://www.fundamental-research.ru/ru/article/view?id=34868 (дата обращения 25.02.2017)
7. БСС «Система Главбух». [Электронный ресурс] − Режим доступа: http://kgermak.ru/sistema-glavbuh (дата обращения 25.02.2017)
8. Бухгалтерская справочная система. [Электронный ресурс] − Режим доступа: https://www.1gl.ru/about/ (дата обращения 25.02.2017)
9. Лабораторная работа. [Электронный ресурс] − Режим доступа: http://studynote.ru/studgid/pomosch/chto-takoe-laboratornaja-rabota/ (дата обращения 25.02.2017)

Отчет педагогической практике в ВУЗе обновлено: Июль 31, 2017 автором: Научные Статьи.Ру

Введение

Цели и задачи педагогической практики

Тема и тип занятия

Разработка программы обучения

Анализ обратной связи

Самоанализ проведенного занятия

Заключение

Список литературы

Введение

Педагогическая практика является обязательной частью основной образовательной программы профессиональной подготовки магистров.

В ходе практики студенты изучают основы учебно-методической педагогической работы в высшем учебном заведении, знакомятся с современными методами учебной работы в вузе, с содержанием и особенностями педагогической деятельности преподавателей, овладевают навыками проведения занятий, осваивают методику преподавания учебных дисциплин в высшем учебном заведении, приобретают опыт подготовки и проведения экономических дисциплин, а также опыт общения со студентами младших курсов и преподавателями.

Главная цель педагогической практики магистров заключается в формировании компетенций преподавателя вуза, способного осуществлять на современном научном и методическом уровне учебную и воспитательную работу. Важно отметить, что образовательная программа магистерского уровня подготовки не ставит целью сформировать готового преподавателя, но она обеспечивает базу для развития необходимых навыков преподавания, создаёт условия для приобретения педагогического опыта.

Исходя из этого, основными задачами педагогической практики магистров являются:

Закрепление знаний, умений и навыков, полученных магистрами в процессе изучения дисциплин магистерской программы.

Изучение методик и техник подготовки и проведения лекционных, семинарских и практических занятий.

Развитие навыков методического анализа учебных занятий.

Формирование представления о современных образовательных технологиях, активных методах обучения в вузе.

Развитие навыков самостоятельности, самообразования и самосовершенствования в осуществлении научно-педагогической деятельности.

1. Цели и задачи педагогической практики.

Местом прохождения научно-педагогической практики является магистратура Российского Государственного Аграрного Университета МСХА имени К.А Тимирязева.

Педагогическая практика магистрантов, обучающихся по образовательной программе подготовки магистров, является составной частью основной образовательной программы высшего профессионального образования по направлениям магистерской подготовки. Педагогическая практика магистрантов имеет целью приобретение практических навыков проведения учебных занятий. Педагогическая практика ориентирует обучающихся на выполнение следующих видов профессиональной деятельности: преподавательской, научно-методической, консультационной; организационной, научно-исследовательской.

Основные требования от педагогической практики - это получить понимание:

Основных принципов, методов и форм организации педагогического процесса в вузе;

Системы компетенций и профессионально-значимых качеств обучаемых и обучающих;

Требований, предъявляемых к преподавателю вуза в современных условиях.

Кроме того, магистрант должен овладеть умениями:

Осуществления методической работы по проектированию и организации учебного процесса;

Публичного выступления перед аудиторией и создания творческой атмосферы в процессе занятий;

Анализа возникающих в педагогической деятельности затруднений и принятия плана действий по их разрешению;

Самоконтроля и самооценки процесса и результата практики

В задачи научно-педагогической практики входит создать рабочею программу проведения занятия по дисциплине «Управление проектами», которая включает в себя:

· Подготовить практический материал на тему «Оценка риска методом математической статистики»

· Определить место дисциплины в структуре основной образовательной программы (определить на какую целевую группу рассчитан курс)

· Организовать распределение времени по проведению занятия.

· Подготовить и использовать на практике учебно-методические материалы (презентации, кейсы)

· Подготовить информационное обеспечение дисциплины (включает списки основной и дополнительной литературы, программное обеспечение).

· Определить аудиторию с наиболее подходящим материально-техническое обеспечением для проведения занятия (проектор, компьютеры).

· Подготовить анкету обратной связи «Преподаватель глазами студентов».

По итогам учебной работы должен быть проведен самоанализ проведенных занятий. Он делается на основе:

) анализа проблемных ситуаций

) результатов самонаблюдения;

) данных промежуточной проверки знаний по разобранной теме;

) данных анкетирования студентов.

педагогический практика магистр преподаватель

Одним из этапов обучения в магистратуре любого государственного университета и не только является прохождение педагогической практики. Этот вид деятельности магистранта нацелен на овладение основами мастерства педагога, развитие профессиональных навыков преподавателя, умения самостоятельного ведения преподавательской работы, навыки руководства группой студентов. Такая практика необходима не только будущим педагогам, но и юристам, психологам, специалистам в области экономики и даже строительства. Поэтому проходят эту практику не только в школах, но и на базе ВУЗов. Итогом преподавательской деятельности магистранта является представленный на кафедру ВУЗа отчет и дневник.

Особенности прохождения педагогической практики

Магистранты ведут учебную и педагогическую деятельность на базе своей выпускающей кафедры. Цель педагогической практики магистрантов в развитии способностей преподавания, стратегического мышления, умения руководить студентами. Во время своей рабочей деятельности на кафедре они обязаны следовать правилам внутреннего трудового распорядка.

В ходе работы студента решаются задачи:

  • закрепление приобретенных в ходе освоения учебной программы знаний и умений;
  • изучение основ и применение методики подготовки и проведения учебных мероприятий;
  • изучение новейших образовательных технологий;
  • совершенствование навыков самостоятельной работы, самообразования;

Перед началом деятельности учащиеся составляют с научным руководителем индивидуальный план магистранта по педагогической практике. По итогам выполнения этой программы в дальнейшем готовится отчет и дневник.

Как написать отчет о преподавательской практике для магистранта

Работа магистранта в процессе прохождения практики организуется исходя из его индивидуального плана и предполагает следующие виды деятельности:

  • учебно-методическую, включающую разработку учебных мероприятий;
  • непосредственно учебную, включающую проведение лекций и семинаров в группе студентов.

Все этапы прохождения работы документируются в дневнике. По итогам самостоятельной работы магистрант создает отчет.


Структура отчета

Отчет по педагогической практике магистранта должен содержать 20 – 25 страниц текста и следующие основные разделы:

1. Титульный лист.

2. Введение, в котором указываются:

2.1. Цель, задачи, место и время прохождения практики.

2.2. Перечень выполненных заданий.

3. Основная часть.

4. Заключение, включающее:

4.1. Описание приобретенных навыков и умений.

4.2. Индивидуальные выводы о проделанной работе.

5. Список источников.

6. Приложения

Отчет передается научному руководителю вместе с другими документами.

Особенности отчета о педагогической практике

Основная часть отчета должна включать:

  • раздел «Учебно-методическая работа», где приводится анализ: учебного плана, учебных занятий ведущих преподавателей кафедры, рабочей программы преподаваемой дисциплины;
  • раздел «Учебная работа», где приводится план лекций и семинаров, проведенных магистрантом, а также его личный анализ этих занятий.
  • приложения: рецензии на проведенные студентом лекции и семинары от научного руководителя и других преподавателей кафедры; тексты лекций и планы семинаров, подготовленные задачи, кейсы и т. д.;
  • рецензия на учебное мероприятие другого магистранта. Занятия магистранта должны посетить другие магистранты и оставить свой отзыв.

Пример отчета

Отчет отражает всю деятельность студента и его правильное составление свидетельствует об успешности прохождения практики. Чтобы избежать ошибок в оформлении этого документа, необходимо изучить все требования к его составлению, которые предъявляет конкретный ВУЗ. Также можно запросить образец отчета у своего научного руководителя. Он может предоставить все необходимые бланки, а также готовый отчет в качестве примера.

Отчет по педагогической практике магистранта - образец

Дневник по педагогической практике магистранта

В процессе всей преподавательской практики учащийся должен уделять внимание регулярному заполнению дневника. Этот документ необходимо заполнить вовремя и предоставить на кафедру вместе с отчетом. На основе хорошо подготовленного дневника легче подготовить грамотный и полный отчет.

Особенности заполнения дневника

В дневнике должны найти отражение все этапы преподавательской деятельности.

На первом этапе студент в соответствии с индивидуальным заданием:

  • изучает различные методики подготовки и проведения лекций и практики со студентами;
  • изучает современные образовательные технологии.

На втором этапе студент посещает занятия ведущих преподавателей кафедры, включая лекции и семинары. В дневник заносится анализ посещаемых учебных мероприятий, на которых он выступал в роли наблюдателя. Он производит разбор организации учебного процесса, особенностей общения преподавателя и студентов, формы проведения занятия и т. д. Итоги анализа оформляются в свободной форме.

Третьим этапом работы является самостоятельное проведение магистрантом занятий, а также участие в иных формах учебной деятельности кафедры. Минимально необходимый объем учебных мероприятий лучше уточнить на кафедре ВУЗа. Проведение учебных занятий обязательно для учащихся очной формы обучения, а для заочников возможны иные варианты. Также необходимо будет посетить лекцию или семинар других магистрантов и оставить свою рецензию.

В ходе проведения учебных мероприятий учащийся самостоятельно готовит и проводит лекцию и практический семинар, хотя присутствие в аудитории опытного преподавателя на занятии обязательно. Темы занятий утверждаются руководителем. Во время этих занятий рекомендуется демонстрация различных подготовленных наглядных пособий и применение иных инновационных форм занятий. Для уроков информатики в школе, например, подойдут яркие презентации и т.д. Методическим обеспечением подготовленных занятий выступают конспекты лекции, планы семинарских занятий, наглядные пособия, презентации и иные материалы.

Руководитель готовит письменную рецензию работы магистранта по прохождению практики, дает свою характеристику и предлагает оценку. В характеристике отражается уровень подготовки магистранта, его отношение к работе.

Образец заполнения дневника по педагогической практике

Дневник является обязательным документом для учащегося и предоставляется на кафедру вместе с отчетом и характеристикой от руководителя. Бланк дневника практиканта и заполненный образец можно запросить на кафедре университета или воспользоваться поиском в сети интернет.

Заполненный дневник по педагогической практике магистранта

Педагогическая практика обязательна для специалистов разных направлений, проходящих обучение в магистратуре. Она ставит цель сформировать навыки преподавания, общения с аудиторией, систематизировать теоретические знания учащегося, научиться правильно составлять отчеты по итогам своей работы. Это важный этап в подготовке выпускной работы.

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«КАРАЧАЕВО-ЧЕРКЕССКИЙ ГОСУНИВЕРСИТЕТ

им. У. Д. АЛИЕВА»

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРАКТИКА

СТУДЕНТОВ КЧГУ им. У. Д. АЛИЕВА

Инструктивно-методические материалы

для студентов стационара и ОЗО

Составитель: руков. произв.

практики

Карачаевск 2009

ВВЕДЕНИЕ

Педагогическая практика студентов является неотъемлемым компонентом образовательной программы высшего профессионального образования , дающим право присвоить выпускнику квалификацию «учитель». Педпрактика «обеспечивает закрепление и применение теоретических знаний в практической деятельности, практическое освоение профессиональной деятельности , выполнение требования «иметь опыт», установленного в квалификационной характеристике выпускника». Она является связующим звеном между теоретическим обучением и будущей самостоятельной работы студентов в школе.

В государственном образовательном стандарте высшего профессионального образования отмечается, что деятельность специалиста должна быть направлена на развитие, обучение и воспитание учащихся как субъектов образовательного процесса; что учитель должен быть готов осуществлять обучение и воспитание с учетом специфики преподаваемого предмета; способствовать социализации, формированию общей культуры личности; обеспечивать уровень подготовки обучающихся, соответствующий требованиям государственного образовательного стандарта; систематически повышать свою квалификацию, осуществлять связь с родителями, обеспечивать охрану жизни и здоровья учащихся. Специалист должен осуществлять следующие виды профессиональной деятельности: преподавательская, научно-методическая, социально-педагогическая, воспитательная, культурно-просветительская, коррекционно-развивающая, управленческая. Высокие конечные результаты в формировании профессиональных качеств достигаются в том случае, когда студент в учебно-воспитательном процессе еще в стенах вуза ставится в условия, в которых он выполняет свою будущую роль - роль учителя.

Важным элементом формирования творческой деятельности является развитие педагогического самосознания и личной и профессиональной позитивной Я-концепции.

Педагогическая практика выполняет адаптационную, обучающую, воспитывающую, развивающую, диагностическую функции.

Организуя практику, необходимо обеспечить личностно ори­ентированный, комплексный, усложняющийся, непрерывный и творческий характер подготовки всех студентов, которые в период практики не должны быть только объектом обучения и воспитания. Сама система взаимоотношений должна носить ха­рактер взаимодействия и сотрудничества, подразумевая опре­деленную субъективность позиции студента. Продумывая орга­низацию педпрактики в учебно-воспитательном учреждении, руководитель ориентируется не только на выполнение ее программы, но, прежде всего, подходит к каждому студенту как к уникальной личности, бережно и осторожно, целенаправленно и последовательно раскрывая в нем все сильные личностные и профессиональные стороны, помогая смягчить или компенсировать слабые.

Педагогическая практика организуется в течение всего срока обучения студентов и в соответствии с поставленными задачами наполняется тем или иным содержанием, которое на разных курсах реализуется через соответствующие виды практики.

Педагогическая практика проводится на базе образовательных учреждений региона, способных обеспечить высокий организационно-образовательный уровень ее реализации. Основными базами педагогической практики являются учебно-воспитательные учреждения (средние общеобразовательные школы, школы-интернаты, гимназии, лицеи, детские дома , колледжи), психологические центры, дошкольные образовательные учреждения, районные управления образованием, отдельные типы внешкольных учреждений, негосударственные учебные заведения, центры досуга и творчества и др. Сотрудничество с базовыми площадками педагогической практики осуществляется на основе договоров с образовательными учреждениями.

Переход на новую систему педагогической практики требует теоретической, практической и психологической подготовки сту­дентов, а также подготовки факультетских и групповых руководи­телей, методистов кафедр, руководителей и учителей школ. Все это и обусловливает необходимость разработки методических рекомендаций по организации и руководству педагогической практикой студентов.

Педагогическая практика студентов является связующим зве­ном между теоретическим обучением и будущей самостоятельной работой студентов в школе.

Переход на новую систему педагогической практики требует теоретической, практической и психологической подготовки сту­дентов, а также подготовки факультетских и групповых руководи­телей, методистов кафедр, руководителей и учителей школ. Все это и обусловливает необходимость разработки методических рекомендаций по организации и руководству педпрактикой студентов.

ЗАДАЧИ И СТРУКТУРА ПРАКТИКИ

Основными задачами педагогической практики являются:

1. воспитание устойчивого интереса к профессии учителя, убежденности в правильности ее выбора, возможности внести личный вклад в перестройку школы;

2. формирование у студентов целостной научной картины педагогической деятельности и нового педагогического мышления;

3. формирование у студентов профессиональных умений и навыков, необходимых для успешного осуществления учебно-воспитательного процесса как педагогической системы;

4. развитие у будущих учителей педагогических способностей;

5. развитие у студентов потребности в самообразовании и самосовершенствовании;

6. приобщение к опыту творческой педагогической деятельно­сти, исследовательскому подходу к педагогическому процессу;

7. формирование профессионально значимых качеств личности будущего учителя и его активной педагогической позиции;

8. оказание помощи учебно-воспитательным учреждениям в реше­нии задач воспитания.

Основная цель практики – подготовка к педагогической деятельности, к выполнению профессиональных функций учителя.

1. Теоретические знания приблизить к практическому использованию в школе.

2. Развить профессиональные интересы, способности, культуру;

3. Сформировать профессиональные основные навыки и умения;

4. Выработать активные творческие формы обучения учащихся;

5. Углубление методических и психолого-педагогических знаний в ходе выполнения практической работы , расширение профессионального кругозора, составляющего основу интеллектуального компонента педагогической культуры;

6. Закрепление у студентов методических умений и навыков, отработка способов и приемов управления познавательной деятельностью школьников;

7. Овладение навыками и умениями организации воспитательной среды, создания условий, развивающих личность ребенка;

8. Развитие профессионально значимых свойств и качеств личности будущих педагогов, необходимых для последующей работы в школе;

9. Приобщение студентов к изучению и творческому использованию в практической деятельности прогрессивных научных идей;

10.Интеграция и обобщение ранее приобретенных профессионально-педагогических знаний.

Учебно-ознакомительная практика:

1.Посещение всех уроков с целью изучения класса.

2.Беседа с дирекцией школы, знакомство с проблемами, над которыми работает школа.

Воспитательная работа:

· ознакомление с планированием и овладение методикой орга­низации воспитательной работы ; изучение и овладение методикой работы с общественными ор­ганизациями учащихся;

· ознакомление с работой классного руководителя /воспитателя/

· изучение с помощью психолого-педагогических методов возрастных и индивидуальных особенностей учащихся, уровня их вос­питанности и динамики детского коллектива, составление психолого-педагогических характеристик учащихся и детского коллектива;

· приобретение навыков самостоятельного ведения воспитатель­ной работы с учащимися с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей;

· овладение способами построения педагогически целесообраз­ного общения, отношений с учащимися, их родителями, коллегами;

· выполнение заданий по научно-исследовательской работе.

На четвертом курсе /8 семестр/ главное внимание уделяет­ся обучению студентов комплексной организация учебно-воспитательного процесса: проведению уроков, воспитательной работы в средних классах, организаций и прове­дению массовых мероприятий, педагогическому анализу уроков и внеклассных занятий, анализу и оценке результатов собственной педагогической деятельности. С этой целью используются коллек­тивные и индивидуальные формы работы со студентами при значительном увеличении последних. Поощряется инициатива и творчест­во студентов.

На пятом курсе /9 семестр/ студенты овладевают организацией целостного педагогического процесса в старших классах СОШ, совершенствуя методику проведения учебных занятий и внеклассной работы по предмету. Большинство обязанностей учителя и классного руководителя выполняются самостоятельно. Со стороны руководителей практики проводятся консуль­тации, анализ работы практикантов и контроль за качеством и своевременностью выполнения заданий. К оценке работы студентов предъявляются высокие требования.

На четвертом и пятом курсах основным видом педагогической практики является учебно-воспитательная деятельность. Студенты работают в качестве учителей по литературе и классных руково­дителей. Наиболее подготовленные и хорошо успевающие студенты получают возможность прохождения длительной педагогической прак­тики не вакантных местах с отрывом от учебных занятий на полу­годие с условием выполнения учебного плана.

Организация педагогической практики студентов зависит от ря­да обстоятельств: от типа учебно-воспитательного учреждения, уровня педагогической работы в нем, задач и содержания практики на том или ином курсе, специфики факультета и др. Однако в ее организации можно выделить общие для всех факультетов и курсов организационные формы.

Установочная конференция. Основная ее цель заключается в соз­дании психологического настроя студентов на практику. Она орга­низуется деканом и факультетским руководителем практики. В ней принимает участие общевузовский руководитель производственной практики, заве­дующие кафедрами, представители кафедр педагогики, психологии, руководители базовых учебно-воспитательных учреждений, учителя и воспитатели.

День практики. Он имеет несколько последовательных этапов. Начинается он с организационного этапа, основная функция которо­го состоит в подготовке студентов к практической работе в школе. Групповой руководитель определяет цель и задачи деятельности студентов в данный день практики и намечает пути их реализации. В этот этап входят методическое занятие, консультация, собесе­дование. Участие в этом этапе работы преподавателей педагогики, психологии или других дисциплин зависит от конкретных задач практики в данный день. Методические занятия могут быть трех видов:

Ознакомление с опытом работы школы /беседы с директором школы, его заместителем по учебно-воспитательной работе, орга­низатором внеклассной и внешкольной работы, учителями, классны­ми руководителями/;

Подготовка к практической деятельности с учащимися под ру­ководством учителя-предметника и классного руководителя;

Обсуждение со студентами изученной ими психолого-педагоги­ческой и методической литературы.

Второй этап дня практики связан с приобщением студентов к практической деятельности классного руководителя . Студенты зна­комятся с основными функциями классного руководителя и изучают опыт его работы в закрепленном классе: изучают план воспитатель­ной работы, присутствуют на классных часах и беседах, оказыва­ет помощь в дежурстве по школе.

Третий этап дня практики - наблюдение и анализ учебной ра­боты. Он предполагает оказание помощи студентам в осмыслении разнообразных форм учебной работы. Они посещают и анали­зируют уроки, предметные кружки, факультативы и пр., овладева­ют методикой их проведения.

Следующий этап - организация педагогической деятельности студентов , которая проводится по разным направлениям: работа с активом класса, подготовка учащихся к классным часам, допол­нительные занятия со слабоуспевающими учениками и т. п. Прове­дение этой работы требует постоянной методической помощи, как со стороны классного руководителя, учителя-предметника, так и со стороны группового руководителя и методистов вуза. Сту­дентам необходимо помочь увидеть и осмыслить действительное сос­тояние учебной и воспитательной работы в закрепленном классе.

Последний этап - подведение итогов дня. Основные его задачи связаны с систематическим определением результативности пребы­вания в школе, как всей группы, так и каждого студента в отдель­ности. Итоги дня подводятся групповым руководителем или препо­давателем соответствующей кафедры.

Следует отметить, что перечисленные этапы дня практики могут осуществляться в различной последовательности, но обязательно согласуются с задачами и содержанием работы.

Промежуточная аттестация студентов-практикантов . Она проводится в сроки, установленные на конференции, в форме собеседования с целью оценки результатов практической деятельности студентов, качества и своевременности выполнения конкретных заданий, пол­ноты освоения программы практики, определения степени активнос­ти студентов и пр. В промежуточной аттестации принимают участие факультет­ские, групповые руководители методисты.

Итоговая конференция по педагогической практике проводится в конце практики. Организует проведение ее факультетский руководитель и групповые руководители. В ней принимают участие руководитель производственной практики, за­ведующие кафедрами, методисты, руководители базо­вых учреждений, классные руководители, воспитатели, учителя. До начала конференции рекомендуется подготовить выставку сту­денческих и ученических работ, отчетной документации, стендов, отражающих итоги практики. На конференции выступают студенты с анализом проведенной работы, сообщением опыта работы школы, учителей, предложениями по совершенствованию организации и со­держания практики в школе. В выступлениях руководителей школы, учителей, воспитателей, преподавателей вуза отмечается отношение студентов к педагогической практике, уровень и качес­тво выполнения практических заданий, дается анализ работы сту­дентов на практике. Групповые и факультетский руководители под­водят общие итоги работы, обращают внимание на ее положительные результаты и недостатки.

На итоговой конференции должны прозвучать итоговые оценки и выставлены в ведомости и зачетные книжки!

Студентам, проходившим практику в черте города, итоговая оценка ставится на педсовете в школе в присутствии методиста, группового руководителя, преподавателя педагогики, психологии, учителя-предметника, классного руководителя, директора, заместителя по учебной или воспитательной работе.

Студенты, проходившие практику по месту жительства, отчитываются до проведения итоговой конференции комиссии в составе факультетского руководителя, группового руководителя, преподавателя педагогики, психологии и методиста.

4-5 курсы. По результатам зачета в экзаменационную ведомость и в раз­дел «Производственная практика» зачетной книжки групповой ру­ководитель выставляет оценку по педагогической практике. Она имеет роль экзаменационной и учитывается при назначении стипен­дий. При выставлении оценки руководители практики пользуются критериями, указанными в Приложении.

РУКОВОДСТВО ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРАКТИКОЙ

Руководство педагогической практикой студентов осуществля­ется на двух уровнях: университетском /руководитель производственной практики, директор и их заместители, факультетский руководитель, групповой руко­водитель, преподаватели кафедр педагогики психологии /

школьном /директор школы, его заместитель по учебно-воспитательной работе, организатор внеклассной и внешкольной работы, учитель по предмету и классный руководитель/. У каждого из руководителей практики свои функ­ции.

Руководитель производственной практики:

Обеспечивает четкую организацию, планирование и учет ито­гов практики по университету, составляет общеуниверситетский график проведения практик;

Координирует работу преподавателей вуза и подготавливает проекты распоряжений и приказов ректора по вопросам практики;

Подбирает по согласованию с органами народного образова­ния школы и другие учебно-воспитательные учреждения в качест­ве базы для проведения педагогической практики;

Готовит и проводит инструктивные и итоговые совещания работников университета и школ, участвующих в практике;

Участвует в проведении установочных и итоговых конференциях на факультетах;

Контролирует работу факультетского и групповых руководите­лей, преподавателей, участвующих в педагогической практике, ад­министрации и учителей школ по руководству практикой, принима­ет меры по устранению недостатков;

Контролирует документацию по оплате лиц, привлекаемых к руководству педпрактикой;

Составляет общий отчет об итогах практики и представляет его проректору по учебной работе;

Обобщает учебно-методический опыт проведения практики, вносит предложения по его совершенствованию;

Созывает инструктивные и итоговые совещания работников вуза и школ по вопросам организации и проведения педаго­гической практики;

Участвует в работе Совета университета и факультета при обсуждении вопросов педагогической практики студентов.

Декан, директор ИнФ /его заместитель/:

Осуществляет общее руководство педагогической практикой;

Назначает факультетского и групповых руководителей;

Утверждает план и график проведения педагогической прак­тики;

Проводит методические совещания с руководителями педагоги­ческой практики;

Организует обсуждение вопросов педагогической практики, ее итогов на совещании при деканате и на Совете факультета;

Организует проведение установочной и итоговой конференции по практике, промежуточных аттестаций студентов;

Контролирует работу руководителя, препода­вателей, администрацию и учителей школ, участвующих в педпрак­тике, принимает меры по устранению недостатков в организации практики.

Факультетский руководитель:

Осуществляет совместно с заведующим педагогической прак­тикой и отделом народного образования подбор учебно-воспита­тельных учреждений в качестве баз для всех видов педагогичес­кой практики на факультете;

Совместно с заведующим педагогической практикой устанав­ливает связь с базами практики, заключает договор о творческом сотрудничестве, распределяет студентов по учебно-воспитательным учреждениям и обеспечивает своевременное оформление докумен­тов к оплате, представляемых групповыми руководителями;

Вместе с директором /его заместителем/ организует и проводит выставки по итогам практики;

Контролирует работу групповых руководителей, администрации и учителей учебно-воспитательных учреждений, выборочно посеща­ет уроки и внеурочные занятия, проводимые студентами, принимает меры по устранению недостатков в организации практики;

Изучает отчетную документацию практикантов и оценивает их работу;

Вносит предложения по совершенствованию практики, состав­ляет отчет по итогам всех этапов педагогичес­кой практики.

Групповой руководитель:

Осуществляет непосредственное руководство практикантами, назначается из числа преподавателей частных методик или специ­альных дисциплин, имеющий опыт школьной работы;

Устанавливает связь со школой, проводит инструктивно-мето­дические занятия с работниками учебно-воспитательного учрежде­ния;

Организует и проводит установочную и итоговую конференции в школе;

Распределяет студентов по классам, утверждает их индиви­дуальные и групповые планы, контролирует их выполнение;

Обеспечивает выполнение программы практики;

Присутствует выборочно на уроках и внеклассных воспитате­льных занятиях, проводимых студентами, организует их коллективное обсуждение;

Организует самостоятельно и совместно с преподавателями соответствующих кафедр инструктивно-методические занятия со студентами, проводит консультации, проверяет и утверждает конс­пекты студентов по предмету и внеклассным занятиям;

Анализирует отчетную документацию студентов о работе за время практики и совместно с преподавателями педагогики, пси­хологии, проводит промежуточную аттеста­цию и прием зачета по итогам практики;

Составляет отчет о педагогической практике и представляет его факультетскому руководителю.

Методист по специальности:

Принимает участие в планировании и организации педагоги­ческой практики, участвует в установочных и итоговых конференциях в учебно-воспитательном учреждении и организует изучение творческого опыта учебно-воспитательной деятельности учителя по предмету;

Осуществляет подготовку и проведение студентами учебно-воспитательной работы в различных формах /урок, олимпиада, кру­жок и т. п./;

Помогает студентам разрабатывать и проводить уроки различ­ных типов, анализирует и оценивает их, факультативные и внеуроч­ные занятия;

Проводит проблемные семинары, методические совещания со студентами;

ПРИЛОЖЕНИЯ

ДНЕВНИК СТУДЕНТА-ПРАКТИКАНТА

Форма титульного листа:

Дневник педагогической практики

студента_____________________________________________________________

факультета _____________курса_________________________

Практика проводится в школе ______________________________________________

Групповой руководитель__________

Преподаватель по педагогике ______________________________________________

Преподаватель по психологии ______________________________________________

Преподаватель методической или специальной дисциплины ____________________

Директор школы _________________________________________________________

Заместитель директора по учебно-воспитательной работе_______________________

Организатор внеклассной и внешкольной работы______________________________

Учитель по предмету ______________________________________________________

Классный руководитель___________________________________________________

Дневник содержит:

Список учащихся по форме последней страницы классного журнала, с указанием успеваемости учащихся (по итогам прошед­шей четверти, полугодия, года) и их индивидуальных особеннос­тей;

План размещения учащихся в классе;

Расписание звонков в школе;

Расписание уроков учителя-предметника и уроков в прикреп­ленном классе; расписание уроков студента-практиканта;

График уроков студентов-практикантов всей группы;

График внеклассных мероприятий (своих и товарищей по груп­пе);

План работы классного руководителя на текущую четверть;

Индивидуальный план студента-практиканта на весь период практики;

Наблюдение и анализ посещенных уроков у учителей и сту­дентов-практикантов группы, а также наблюдение и анализ посещенных внеклассных мероприятий:

Задания руководителей практики;

Материалы к методическим и педагогическим семинарам, проводимым в период педпрактики.

Дневник проверяется и анализируется групповым руководите­лем, а также преподавателями педагогики и психологии один раз в неделю с обязательной пометкой о проверке.

ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ СТУДЕНТОВ-ПРАКТИКАНТОВ

Студент-практикант обладает следующими правами:

Получить своевременную методическую помощь в проведении учебно-воспитательной работы со стороны руководителей практики факультета и школы;

Пользоваться необходимой учебно-методической литературой , пособиями и оборудованием, имеющимся в школьных кабинетах и кабинетах кафедр, библиотеках университета;

Защищать свои профессионально-педагогические взгляды, на­ходки, оценивать учебно - воспитательную работу своих сокурсников;

Обращаться в конфликтных ситуациях с целью их разрешения к руководителям практики, кафедр, школы.

Обязанности студентов-практикантов заключаются в следующем:

Студент должен находиться в школе 6 часов ежедневно в течение всей практики, своевременно выполнять все виды работ, предусмотренные программой педагогической практики по литературе;

Быть примером организованности, дисциплинированности, пе­дагогического такта;

В соответствии с программой практики составляет план учебно-воспитательной работы с учащимися, который утвержда­ется групповым руководителей, учителем и классным руководите­лем;

Ведет дневник, в котором фиксирует резуль­таты наблюдений за детьми, делает анализ работы.

ПРИМЕРНАЯ ФОРМА ИНДИВИДУАЛЬНОГО План ПРАКТИКАНТА

"Утверждаю"

__________________________________/ ФИО группового руководителя/

«____»____________________20___ г.

Индивидуальный план работы

на период с _________________________ по_______________________

Оценка и замечания

Организационная работа

Принять участие в установочной конференция на факультете

Принять участие в собеседовании с директором школы

Изучение учащихся и условий проведения занятий

Учебно-методическая работа

Ознакомиться с содержанием годо­вого плана работы по предмету в закрепленном классе

Разработать на основе содержания годо­вого плана учителя рабочий план (по типу четвертного) проведения уроков в закрепленном классе на весь период практики

Проведение уроков

Провести уроки с ___________ по_________в ______ классе

Внеклассная работа по предмету

Принять участие в подготовке и проведе­нии олимпиады по предмету

Воспитательная работа в классе

Принять участие в беседе с классным руко­водителем ________ класса

ПРИМЕЧАНИЕ: содержание разделов и пунктов плана определяется содержанием программы практики. В графе 4 выполнение каждого мероприятия соответственно его содержанию визируется методистом, учителем или классным руководителем. В случае невыпол­нения запланированного указывается причина. Полностью оформленный план проверяется и утверждается групповым руководителем.

СХЕМА ОТЧЁТА СТУДЕНТА-ПРАКТИКАНТА

1. В заголовке отчета должны быть указаны: Ф. И.О.; курс, факультет и университет.

2. Наименование и номер учебно-воспитательного учреждения, в котором студент проходил практику; сроки практики.

3. Сколько и в каких классах провел уроков с помощью учите­ля и самостоятельно. В каких классах и по каким разделам программы проведение уроков вызвало затруднения, и в чем их причина.

4. Какие внеклассные занятия и с каким контингентом учащих­ся проведены. Насколько удавалось достичь поставленную цель.

5. Какие воспитательные мероприятия провел с учащимися в качестве помощника классного руководителя и самостоятельно. Какие из них вызвали особые затруднения и почему.

6. В каких семинарах классных руководителей, педагогических советах, заседаниях родительского комитета принимал участие. Какие новые знания, умения и навыки в этой связи приобрел.

7. Сколько и в каких классах посетил уроков, провел их ана­лиз. С какими затруднениями встретился в связи с педагогическим анализом.

8. Какими новыми знаниями и умениями овладел при выполнении заданий по изучению учащихся или коллектива школьников.

9. С какими документами учета, планирования и отчетности ознакомился и в какой мере овладел технологией их оформления.

10. С деятельностью каких ученических организаций ознакомил­ся и в какой мере овладел технологией воспитательной работы.

11. Общее заключение о том, что дала практика студенту как будущему учителю и воспитателю.

12. Предложения по совершенствованию базы, содержания и орга­низации практики, методического руководства со стороны работников школы и преподавателей вузовских дисциплин.

13. Дата составления отчета и подпись студента.

ПРИМЕЧАНИЕ: Отчет должен быть содержатель­ным - отражать весь объем рабо­ты, раскрывать положительные стороны и не­достатки в теоретической и практической подготовке студента, представлять объектив­ный анализ собственных достижений в овладе­нии педагогической профессией.

КРИТЕРИИ ОПЕНКИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ-ПРАКТИКАНТОВ

Факультетский и групповые руководители при выставлении оцен­ки руководствуются следующим:

1. Качество отдельных видов деятельности студентов.

2. Отношение к педагогической профессии, к детям.

3. Отношение к педагогической практике.

4. Применение теоретических знаний в решении конкретных учебно-воспитательных задач.

5. Уровень анализа и самоанализа педагогической деятельности.

6. Качество работы на инструктивно-методических занятиях и консультациях.

7. Качество отчетной документации.

При подведении итогов учитывается мнение классных руководи­телей, учителя-предметника и администрации школы.

На "отлично " оценивается работа студента, который выполнил весь объем работы, требуемый программой практики, получил от­личные оценки за подготовку и проведение открытых уроков; вне­классных и воспитательных мероприятий, ответственно и с интере­сом относился к работе с учащимися, показал глубокую те­оретическую и практическую подготовку на всех этапах работы.

На "хорошо " оценивается работа студента, полностью выполнившего программу педагогической практики, хорошо подготовив­шего и проводившего зачетные уроки, внеклассные и воспитатель­ные мероприятия, но допустивший незначительные ошибки, работав­шего вполне самостоятельно, проявившего заинтересованность в ра­боте с детьми и оказавшего помощь учителю и классному руководителю.

На "удовлетворительно " оценивается работа студента, который выполнил программу, однако в процессе работы не проявил достаточной заинтересованности, инициативы и самостоятельности, допускал существенные ошибки в зачетных, уро­ках, внеклассных и воспитательных занятиях, не сумел установить тесный контакт с учителем, классным руководителем и учащимися.

"Неудовлетворительно " оценивается работа студента, который не выполнил программу практики, мало участвовал в повседневной работе, все виды работ провел на низком уровне.

ПРИМЕРНЫЙ ПЛАН

ПРОВЕДЕНИЯ УСТАНОВОЧНОЙ КОНФЕРЕНЦИИ

исполнители

Педагогическая практика студентов как форма осуществления единства теоретической и практической подготовки будущего учителя.

Декан факультета

факультетский руководитель

преподаватели психологии, педагогики и методики

Распределение студентов по базовым учебно-воспитатель­ным учреждениям /приказ/.

факультетский руководитель

Работа со студенческими группами; сведения об учебно-воспитательных учреждениях, сроки прибытия, орга­низация работы в них, консу­льтация по составлению инди­видуального плана практики, ведение педагогического дневника, собрание группы, кон­троль работы группы.

групповой руководитель

ПРИМЕРНЫЙ План ИТОГОВОЙ КОНФЕРЕНЦИИ

исполнители

Вступительное слово, содержа­ние повестки дня и регламент выступлений

факультетский

руководитель

Творческие отчеты студентов о выполнении заданий в период педпрактики

руководитель практики

Характеристика качества вы­полнения заданий по отдель­ным разделам практики

руководитель практики

Общие итоги практики: реше­ние задач, оценка качества работы каждой студенческой группы, анализ типичных ошибок и затруднений, пути их устранения

факультетский

руководитель

Обмен мнениями по вопросам подготовки студентов, содержания и организации прак­тики

студенты

и преподаватели

Заключительное слово. Подведение итогов работы и закры­тие конференции

декан или его заместитель

ПРИМЕРНЫЙ План МЕРОПРИЯТИЙ ПО ОРГАНИЗАЦИИ

И ПРОВЕДЕНИЮ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРАКТИКИ

1. Подбор базовых школ и методистов групп.

2. Распределение студентов по группам.

3. Согласование вопросов организации и проведения практики с методистами групп, администрацией школ, учителями.

4. Установочная конференция.

5. Выход практикантов в базовые школы, распределение по классам, ознакомление с содержанием работы учебно-воспитательного учреждения в ходе беседы с директором /завучем/.

6. Консультирование и оказание практической помощи студен­там по всем видам работ.

7. Проверка и утверждение планов учебно-воспитательной ра­боты на весь период практики.

8. Собрание студентов по вопросу готовности к прохождению практики /с куратором курса/.

9. Организационно-методическое совещание методистов и учи­телей, участвующих в руководстве практикой. Итоговая конференция.

СХЕМА ОТЧЕТА ФАКУЛЬТЕТСКОГО РУКОВОДИТЕЛЯ

1. Организация практики

Сроки проведения практики; количество студентов, вышедших на практику; количество студентов, не допущенных к практике с указанием причин; количество студентов, завершивших практику с положительной оценкой. Распределение студентов по школам с ука­занием номера, количества студентов, фамилий групповых руково­дителей и всех методистов.

2. Подготовка студентов к практике

Теоретическая подготовка - тематика лекций, прочитанных перед выходом на практику, спецсеминаров, коллоквиумов.

Проведение установочной конференции, участники, тематика выступлений.

В каких школах, классах, и по ка­ким разделам учебной программы проводились уроки.

Качественный анализ работы студентов - уровень теоретической и методической подготовленности; подготовка к проведению уроков; подготовка к проведению внеклассной работы по предмету;

подготовка к проведению воспитательной работы. Достижения и недочеты.

Оценка работы каждого студента, фамилии наибо­лее отличившихся. Кто не аттестован.

4. Работа с методистами

Учеба методистов; подготовка программы практики, методиче­ских рекомендаций; проведение совещаний; подведение итогов.

СХЕМА ОТЧЕТА ГРУППОВОГО РУКОВОДИТЕЛЯ

1. Состав группы и характеристика уровня готовности студен­тов к прохождению практики.

2. Характеристика базы практики.

3. Учебно-методическая работа:

Перечень документов планирования, учета работы, отчетно­сти;

Характеристика умений студентов планировать учебную рабо­ту,

Количество открытых уроков, проведенных учителями школы для практикантов; количество уроков, проведенных практикантами;

Количество уроков, посещенных студентами с целью педаго­гического наблюдения и анализа;

Количество проведенных внеклассных и воспитательных заня­тий с последующим анализом;

Характеристика умений наблюдать, анализировать отдельные стороны деятельности учителя и классного руководителя.

4. Внеклассная работа по предмету:

Качество занятий, проведенных каждым студентом самостоя­тельно.

5. Воспитательная работа в закрепленных классах:

В каких классах осуществлялась воспитательная работа, от­ношение к ней студентов;

Перечень основных, наиболее интересных мероприятии, проведенных практикантами;

Оценка работы каждого студента, согласованная с преподава­телями кафедры педагогики и теории и методики воспитания,

6. Отношение студентов к практике, к профессии учителя.

7. Оценка работы каждого студента.

8. Общие выводы о работе группы, об уровне профессиональной подготовки.

9. Предложения об улучшении профессионально-педагогической подготовки студентов, содержания, организации и проведения практики.

ОБЯЗАННОСТИ СТАРОСТЫ ГРУППЫ ПРАКТИКАНТОВ В ШКОЛЕ

1. На период практики назначается староста группы по каждой школе из числа студентов.

2. Староста группы является ближайшим помощником руководителя-методиста

по организации и проведению практики студентов.

3. Староста группы обязан: а) участвовать в составлении конкретного плана проведения практики студентов своей группы в школе;

б) организовать студентов группы на успешное проведение всех мероприятий, намеченных пла­ном педпрактики;

в) держать постоянную связь с преподавателем кафедры педагогики, психологии, методистом, руководителями школы, факультетом, передавать студентам все их распоряжения;

г) передавать групповому руководителю расписание уроков, воспитательных внеклассных и внешкольных мероприятий, проводимых студентами;

д) показывать пример в выполнении всех заданий по учебной и воспитательной работе в шко­ле и следить за работой студентов своей группы;

е) вести учет посещаемости студентами школы, еженедельно передавать на факультет его результаты;

ж) помогать групповому руководителю-методисту периодически (еженедельно) проводить про­изводственные совещания студентов своей группы для обсуждения хода практики и принятия мер к устранению недостатков;

з) давать регулярно в стенгазету статьи о педпрактике как свои, так и студентов своей группы;

и) собирать отчеты студентов о педпрактике со всеми предложениями и передавать в последний день практики групповому руководителю;

к) вести по форме отчета цифровую сводку выполненной студентами работы и передавать ее в последний день педпрактики групповому руководителю;

л) подготовить материалы педпрактики для институтской выставки и участвовать в ее органи­зации.


Педагогическая практика - связующее звено между теоретическим обучением и будущей самостоятельной работой. Для многих студентов она становится «открытой дверью» в профессию.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Рязанцева Ирина Валериевна,

учитель русского языка и литературы

МКО СОШ № 4 г.Куйбышев НСО

Педагогическая практика – ответственный этап на пути к педагогическому Олимпу

Достучаться до каждого сердца
Тех, кого ты решился учить,
И откроется тайная дверца
К душам тех, кого смог полюбить!

Подчеркивая важность учебной педагогической практики, известный педагог П.П. Блонский писал, что "педагогике невозможно научить книгами... Также необходима практика, но не копирующая (такая практика убийственна), а творческая и осознающая" .

Педагогическая практика для студента является очень сложным и ответственным этапом на пути к профессии учителя. Проблема профессионального становления студента в ходе педагогической практики осложняется и тем, что одна деятельность, еще незавершенная (учебная), накладывается на другую (педагогическую), имеющую принципиально другие средства.

Педагогическая практика - связующее звено между теоретическим обучением и будущей самостоятельной работой. Для многих студентов она становится «открытой дверью» в профессию. Во время педагогической практики у студента происходит рассогласование "модели" идеального учителя и "реального", формируется образ "оптимального" учителя, конкретного человека.

Хорошо известно, что сформированность профессионального интереса способствует положительному отношению студентов к выбранной специальности, постепенному и безболезненному включению их в самостоятельную учебную деятельность. Если студент выбрал профессию, полюбил ее, то, безусловно, будет стремиться приобретать и развивать свои знания, совершенствовать умения и навыки в этой области, а в дальнейшем попытается реализовать их в своей работе.

Студент, пришедший в школу без любви к своей профессии, превращается в урокодателя, для которого личность ученика – на втором плане. Такой преподаватель не сможет осуществлять духовно-нравственное воспитание подрастающего поколения. .

Именно во время прохождения педпрактики студент может реализовать себя в качестве учителя, проявить свои профессиональные и творческие способности, убедиться в правильности выбора будущей профессии.

Как расценивают сами студенты цель педагогической практики?

  1. Почти все студенты считают, что смысл педагогической практики заключается в том, что она дает возможность "примерить" на себе роль учителя.
  2. Для некоторых студентов педагогическая практика - это возможность применять теоретические знания на практике.
  3. Есть такие, которые отмечают, что смысл педагогической практики в приобретении навыков общения с детьми.
  4. Очень редко находятся студенты, которые считают, что цель практики в школе - вооружение учащихся знаниями.

В процессе нескольких лет работы со студентами-практикантами были выявлены трудности, с которыми они сталкиваются во время прохождения педагогической практики в школе:

  1. Налаживание дисциплины в классе;
  2. Проблемы психологической подготовки к уроку;
  3. Отбор учебного материала к уроку;
  4. Отсутствие контакта с классом.

Вторая трудность связана с переводом теоретического знания в плоскость решения педагогических проблем. Студенты, имея в целом хорошие теоретические знания в области педагогики, психологии, методики, испытывают серьезные трудности при их применении в учебно-воспитательном процессе.

Беседы с начинающими учителями, свидетельствуют, что сами они дают положительную оценку своей подготовке как учителя-предметника, значительно ниже как учителя-организатора, учителя-воспитателя. Именно практических знаний и глубокого понимания условий и смысла педагогической деятельности, психологической готовности не хватает студентам.
Как, например, наладить в классе дисциплину? Как в течение урока удерживать внимание учащихся? Как научиться не бояться детей? Что делать в каждом конкретном случае не с обобщенным, а с конкретным ребенком? Именно эти и многие подобные проблемы встают перед студентами в процессе педагогической практики.

Многолетнее руководство педагогической практикой студентов, наблюдения за их работой в школе, анализ итогов исследования позволяют сделать следующий вывод. В педагогической практике, как представляется, изначально присутствуют факторы, препятствующие творческой деятельности будущего учителя. К числу таких факторов можно отнести:

  1. слабую уверенность студента в своих силах;
  2. сильную привязанность к определенным схемам, установку на заданный способ организации учебно-воспитательного процесса;
  3. опасение контроля со стороны методиста кафедры, учителя-предметника, однокурсников;
  4. боязнь ошибиться и в связи с этим быть понятым неправильно;
  5. состояние повышенной тревожности, чрезмерно сильная концентрация внимания на своих переживаниях и т.д.

Необходимо научить студентов нейтрализовать эти факторы. Педагогическая практика должна носить личностно-ориентированный, творческий характер и способствовать выработке индивидуального стиля педагогической деятельности. Ее главным итогом должна быть твердая убежденность студентов в правильности однажды сделанного выбора - стать учителем, посвятить себя самой гуманной профессии на земле - воспитанию человека.

Библиографический список

1. Барбина Е.С. Теоретико-методологические основы профессинальной подготовки будущих учителей. Научно-методическое пособие. - Херсон, 2001. - 70 с.

2. Блонский П.П. Мои воспоминания. М., 1971.

3. Кулюткин ЮН. Творческое мышление в профессиональной деятельности учителя // Вопросы пси-

хологии. 1986. № 2. С. 26-30.

4. Сластенин В.А., Тамарин В.Э. Методологическая культура учителя // Советская педагогика. 1990. № 7.

С. 82-88.

5. Тесля Е.Б. Формирование профессионального интереса у будущих учителей // Педагогика. – № 7. – 2000. – С. 75-79.


Поделитесь с друзьями или сохраните для себя:

Загрузка...