Пример написания рецензии на статью. Что не допускается при составлении рецензии

Студенты и аспиранты для успешной аттестации публикуют статьи. Хотя рецензию должны писать руководители или сторонние рецензенты, нередко они не хотят тратить на это свое время, и тогда сам учащийся вынужден разбираться, как писать рецензию на статью.

Назначение рецензии на научную статью

Если статья планируется к публикации в рецензируемом журнале, она обязательно должна сопровождаться рецензией человека, имеющего ученую степень по специальности, связанной с тематикой статьи. Это своеобразный «знак качества». В некоторых журналах рецензия требуется на все статьи без исключения, в других - только на написанные студентами и аспирантами (если автор сам имеет ученую степень, рецензию не запрашивают).

Определение 1

Рецензия - это не в полной мере самостоятельное произведение, а некий вторичный продукт, создаваемый на основе рецензируемой статьи.

Чтобы написать грамотную рецензию, необходимо:

  • Внимательно ознакомиться с рецензируемой статьей.
  • Найти и изучить образец рецензии на научную статью (лучше - для журнала ВАК, поскольку там предъявляют более строгие требования к рецензиям, и качество такого образца будет выше).
  • По примеру рецензии на статью ВАК сделать свою рецензию (содержащую оценку нужной статьи).

Что должна содержать рецензия на научную статью

По сути рецензия представляет собой отзыв. Рецензия может писаться на любое произведение - книгу, спектакль, фильм. Рецензия на научную статью имеет несколько отличительных особенностей:

  • Стиль рецензии должен соответствовать стилю статьи - быть научным, а не художественным.
  • Рецензирование научной статьи производится до публикации и содержит мнение о том, стоит ли ее вообще опубликовывать.

Рисунок 1. Пример рецензии на научную статью

Хотя правила написания рецензии на статью по ГОСТу не определены, существуют общепринятые основные компоненты рецензии:

  • Тезисный анализ статьи. Человеку, который не читал статью, должно стать понятно, о чем она, какой позиции придерживается автор.
  • Оценка новизны - предлагается ли в статье что-то принципиально новое, или систематизируются имеющиеся точки зрения, или просто повторяются чужие изыскания.
  • Оценка качества содержания статьи, глубины исследования материала.
  • Оценка соблюдения требований к оформлению - требования к оформлению различаются для разных журналов, поэтому рецензент должен учитывать, где планируется публикация.
  • Современность и актуальность статьи (и использованных в ней материалов).

Пример 1

Если статья по юриспруденции (не исторического характера) опирается на уже не действующее законодательство, она не будет представлять ценность.

  • Значимость статьи для науки и практической деятельности.
  • Заключительная оценка - следует ли опубликовать статью или отказать в публикации.

Примерный план рецензии на статью

Рецензия на научную работу может быть написана по следующему плану:

  1. Сведения об авторе статьи, ее название.
  2. Тезисное освещение содержания статьи.
  3. Оценка актуальности выбранной темы (можно опираться на обоснование актуальности из самой статьи).
  4. Оценка, являются ли научные изыскания значимыми. Если признается их значимость, то конкретно - где могут применяться на практике, какие перспективы для дальнейших исследований открывают.
  5. Мнение о целесообразности принятия статьи к публикации.
  6. Сведения о рецензенте - фамилия, имя, отчество, ученая степень и научное звание, место работы и должность.

По этому плану может осуществляться и написание рецензии на статью в журнале ВАК. Важно, что рецензия должна быть объективной, указывать как на сильные стороны статьи, так и на ее недостатки.

Замечание 1

Если в рецензии не отмечено ни одного отрицательного момента, это может вызвать подозрения либо в предвзятости рецензента, либо в его невнимательности.

Типичный для рецензии объем - около 4000 символов без пробелов.

Шаблоны фраз для рецензии на статью

Рецензия на статью (особенно ВАК) должна быть стилистически грамотна. Для соблюдения научного стиля текста целесообразно использовать такие обороты:

  • В данной статье автор освещает проблему…
  • Рассмотренная автором проблема…
  • В ходе анализа рецензируемой работы…
  • Работа выполнена на высоком уровне…
  • Автор продемонстрировал глубокое изучение…
  • Из рецензируемой работы следует…
  • Автор рецензируемой статьи делает выводы…
  • Рассматриваемая статья представляет собой пример…
  • Необходимость написания статьи по проблематике … вызвана состоянием …
  • Автором статьи применены нестандартные и инновационные методы исследования…
  • Высказанная автором статьи позиция является спорной…
  • Теоретическая значимость статьи заключается в том, что…
  • Практическая значимость статьи связана с тем, что …
  • Автором достаточно подробно изложены …
  • Автор справедливо отмечает, что…
  • Перечень использованных автором источников содержит…
  • Статья рекомендована к публикации в журнале…

Для многих учащихся ВУЗов, аспирантов и научных сотрудников вопрос написания различных работ является довольно проблемным. В частности, бывает трудно учесть все требования и грамотно составить отзыв на публикацию. Сегодня я решил разместить информацию о том, как пишется рецензия на научную статью , пример которой можно будет увидеть далее.

Что такое рецензия

Перед публикации статьи в серьезном издании, требуется написание рецензии на нее. При этом рецензирование считается одной из наиболее важных частей при отборе и утверждении работ. Кроме того, это повышает качество публикуемых статей.

Чтобы опубликовать в журнале из Перечня ВАК статью, требуется не меньше двух рецензий. Такие же требования имеются у ряда изданий, которые готовятся подавать документы, чтобы их включили в этот перечень. Однако подобные отзывы требуются и для других целей в рамках получения высшего образования и подачи научных публикаций. Это касается и гуманитарных, и технических специальностей, и вводит в затруднение как студентов, к примеру, магистрантов, так и научных сотрудников.

Кому-то кажется термин “рецензирование” замысловатым, но его можно описать достаточно просто: статью проверяют на логичность и подлинность содержания, а также на соответствие требованиям к оформлению. Однако такая несложная процедура связана с субъективным усмотрением рецензентов. Поэтому нужно совершенно точно знать, как правильно оформить документ, и что в нем должно содержаться.

Рецензия – это специальный документ, который составляется рецензентом . Последним может быть ученый со степенью, который разбирается в вопросах содержания публикации, а также работает в той же сфере, специализируется в той же дисциплине, что и автор.

Рецензентом приводится в краткой форме анализ публикации, оценка. Все это делается в соответствии с особыми критериями. Также оценивают объем, составление аннотации, выбор ключевых слов на разных языках. Еще смотрят на то, насколько грамотно написаны ссылки, как оформлена библиография.

Разновидности рецензий

В зависимости от цели составления, документ могут писать разные рецензенты. Он бывает следующих разновидностей:

  1. Внутренняя рецензия составляется научным руководителем. Подпись преподавателя заверяет университет или то учреждение, в котором проходит обучение или работает автор.
  2. Внешняя рецензия – для этого рецензентами назначаются редакторы журналов или члены редакторской коллегии. Так или иначе, документ должны составлять специалисты с авторитетом и ученой степенью. Ряд организаций требует у того, кто будет его писать, наличие напечатанных публикаций в профильных журналах за последние несколько лет (как правило, за три года).

Примерный план составления

Есть два варианта плана, как написать рецензию на статью. Первый вариант можно назвать упрощенным, а второй – уже несколько сложнее и более развернутый. Если вас интересует более простой план, который позволяет понять, как грамотно писать рецензию, то он включает такие пункты:

  1. Вступление о предмете исследования.
  2. Личные впечатления о прочитанном, основные аспекты, которые формируют ход публикации.
  3. Степень важности проблемы, которая освещается.
  4. Выводы .

Этот план больше подходит студентам и начинающим рецензентам , у которых нет достаточного опыта для написания критических замечаний.

В развернутом плане будет такая структура:

  1. Сведения о рассматриваемой статье.
  2. Степень важности проблемы и ее актуализация.
  3. Указание на основной рассматриваемый аспект в публикации (возможен краткий анализ содержания).
  4. Собственные аргументы и впечатления от исследования.
  5. Конструктивная критика и отрицательные стороны.
  6. Выводы .

Объем

Вопрос объема является неоднозначным, так как этот нюанс будет во многом зависеть от конкретной темы и научной дисциплины. Обычно отзыв занимает до трех с половиной тысяч печатных знаков . Это соответствует приблизительно 1,5 страницам вордовского текста с 12 кеглем.

Чтобы придать отзыву стилистическую завершенность, обязательно используйте специальные обороты и тематические выражения, который подчеркнут ваш профессионализм и осведомленность в тематике и дисциплине.

Краткий словарь фраз

Если вы хотите грамотно написать отзыв, используйте следующие слова и предложения, которые можно вставить в текст:

  1. В статье автора или в работе…
  2. Научное исследование посвящено следующей проблеме…
  3. Важным аспектом статьи, в котором автор достиг положительного результата…
  4. Подводя итоги всего исследования или его отдельной части…
  5. Можно указать на несовершенство статьи в том…

В последнем пункте важно сказать не только про недостатки, но и сказать о положительных сторонах публикации.

Добавьте следующую фразу: “Однако, нельзя не сказать о … ”

Чем должен руководствоваться рецензент

Если вы хотите сделать все грамотно, придерживайтесь особых правил составления документа . В таком случае ваш отзыв будет принят в специализированном издании. Составляя рецензию, обращайте внимание на следующие требования:

  1. Описывая важность тематики в современных условиях и ее актуальность, делайте это максимально лаконично.
  2. Указывая на основной аспект, выбирайте тот тезис, который вы считаете главным , без дополнительных и второстепенных нюансов.
  3. Во время краткого пересказа содержания помните, что нужно указать на выводы исследования и акцентировать внимание на удачных тезисах автора.
  4. Указывая на отрицательные стороны, пишите исключительно по теме , без ссылок на дополнительные источники.
  5. В заключительных фразах скажите про положительные стороны.
  6. В обязательном порядке скажите про даты и точные факты , но без ущерба доходчивости и краткости документа.


В качестве дополнительных требований, по которым следует делать отзыв, можно использовать следующие:

  1. Укажите на оригинальность публикации.
  2. Перечислите основные недочеты и ваши критические замечания.
  3. Скажите про ваши личные впечатления во время прочтения научного труда, но делайте это аргументированно.
  4. Руководствуйтесь беспристрастностью и старайтесь быть объективным.
  5. Рекомендуется также лично пообщаться с автором.

Если вы будете соблюдать указанные выше требования, ваш отзыв будет принят к печати в журнале или для размещения на сайте, и т. п.

Что не допускается при составлении рецензии

Помимо обязательных пунктов, есть также определенные моменты, которые ни в коем случае не должны встречаться в тексте, а именно:

  1. Никогда не пишите ругательные высказывания или радикальные призывы с насильственным характером.
  2. Не стоит попросту пересказывать текст исследования, так как это могут сделать читатели, но никогда – критики и люди со специальной подготовкой.
  3. Не допускается включение личного мнения без аргументации.
  4. Не стоит писать пространные отвлеченные рассуждения.
  5. Всегда четко оформляйте мысли и не уделяйте чрезмерно много внимания нюансам, которые можно посчитать второстепенными .
  6. Не допускается неподготовленность рецензента, наличие орфографических и фактических ошибок.
  7. Не пишите исключительно в негативном духе, указывайте и на положительные аспекты.
  8. Не стоит писать о личных вкусах и предпочтениях.

Обратите внимание на эти пункты, и вас не обвинят в неграмотности или необъективности.

Пишем рецензию легко: критерии к содержанию

При написании для начала укажите на общую оценку статьи . Она будет состоять из нескольких критериев, каждый из которых можно оценить как “достаточно”, “слабо”, “недостаточно” и включить в текст. Критерии будут следующими:

  1. Проблемность. Исследование должно быть посвящено отдельной проблематике и указывать на ее сущность, указывать на варианты решения.
  2. Актуальность. Статья должна соответствовать современным научным и социальным реалиям.
  3. Научность. Автор должен рассматривать предмет исследования с точки зрения ученого, даже если он сам по себе прикладной и технический.
  4. Новизна. Результаты и выводы, к которым пришел автор, должны иметь научную новизну. Она может заключаться и в применении новых методов, которые раньше не использовали при рассмотрении той или иной тематики.
  5. Завершенность. Исследование должно быть целостным. Так, автору нужно начать с постановки задач и цели, а завершить текст – их решением.
  6. Обоснованность. Результат нужно обосновать, используя определенный инструментарий – конкретные методы, эксперименты, математическое моделирование, и пр.
  7. Структурированность. В статье должна быть четкая и понятная структура, которая в публикациях соответствует наличию разделов и подразделов. Они могут быть посвящены актуальности, анализу фактов и теорий, постановке задачи, обсуждению в ученых кругах и литературе, заключению, и пр.
  8. Характеристика формулировок. Положения публикации должны быть сформулированы в качестве четких лаконичных фраз и строго определять сущность вклада исследования в науку и развитие дисциплины.
  9. Понятность. Статьи нужно писать таким языком, который будет понятен средним специалистам в той или иной сфере. Требуется использование общепринятых терминов.
  10. Компактность. Научный труд не должен быть чрезмерно объемным. Размер текста регулируется содержанием в нем четкой выверенной информации.

После оценки данных критериев можно включить и замечания по существу. Дополнительные советы вы сможете почерпнуть из следующего видео:

Пример рецензии

Сегодня готовый пример документа можно бесплатно скачать. Приведем образец краткого отзыва на публикацию в области психологии. Напомним, что это лишь приблизительный пример, и вы можете (и скорее всего, даже должны!) включать дополнительные подпункты в зависимости от конкретной тематики. Итак, текст может быть следующим:

  1. Рецензия на статью “Психологические аспекты обучения в школьных учреждениях” аспиранта кафедры психологии Педагогического университета, Лапушкиной Натальи Васильевны.
  2. В статье рассматриваются главные психологические аспекты, которые направлены на улучшения успеваемости и обучаемости детей в школе, проводится поведенческий анализ конкретных групп школьников по возрасту.
  3. Актуальность исследуемой проблемы не подлежит сомнениям, потому как современный уровень школьного обучения значительно отстает от реалий времени, и в значительной степени это зависит от неграмотного подхода педагогов к ученикам.
  4. Автор провел глубокую работу и предоставил рекомендации в отношении нормализации психологического климата в учебных заведениях. Присутствует вывод о том, что психологические знания преподавателей недостаточны, и учителя не желают искать контакт с детьми.
  5. Научная статья в полной мере соответствует ряду требований и ее можно рекомендовать для публикации.
  6. ФИО рецензента, другая личная информация, подпись и печать.
Рис.1 Образец рецензии на научную статью. Нажмите, для просмотра в полном размере…

В заключение

Составление рецензии – это проблемная процедура, так как четко сформулировать свое мнение в отношении исследования и выразить его в нескольких страницах бывает трудно не только для студентов-магистрантов или аспирантов, но и для серьезных ученых. Такие документы составляются как для одобрения публикации статьи, так и для внутреннего пользования при защите дипломов, курсовых, для выполнения студенческих проектов, а также просто в качестве тренировки для учащихся ВУЗов.

Процесс написания можно сделать значительно проще, если следовать определенному плану и писать собственную оценку, в соответствии с критериями. Готовый образец также помогает определиться с формулировками.

Юридическая консультация бесплатно в режиме онлайн

Заполните форму что бы задать свой вопрос:

Написание рецензии на статью является обязательным условием Высшей Аттестационной Комиссии. Этот документ необходим для объективного анализа научной статьи и вынесения решения о целесообразности ее публикации в ВАК-изданиях.

Что такое рецензия на статью?

Рецензия на статью - это официальный документ, составленный руководителем, оппонентом соискателя или независимым рецензором. Он может относится к одной из двух разновидностей:

  • Внутреннюю составляют члены аттестационной комиссии, работающие на кафедре, на которой защищается соискатель, а также его научный руководитель. Документ заверяют в ВУЗе или НИИ.
  • Внешняя делится на 2 основных вида: выполняемая официальными оппонентами диссертанта, приглашенными из другого ВУЗа или ведущей организации, а также независимая проверка статьи членами редколлегии или специальной комиссией перед публикацией.

Отзыв руководителя касается положительных сторон написанной диссертации, внешняя и внутренняя рецензия содержат общую оценку и замечания. Если же речь идет о материале, подготовленном к публикации, то после проверки рецензент выносит положительное или отрицательное решение о возможности размещения материала в периодике.

Объем и содержание рецензии

Чтобы написать критический отзыв о , руководствуются кратким наброском: документ должен включать в себя вступление, основной текст, в котором автор высказывает личное мнение о материале, раздел с замечаниями и выводы. Писать нужно исключительно по теме, не делая отступления и ссылок на другие источники. Высказывая замечания, рецензор должен их аргументировать, чтобы вынести беспристрастную и объективную оценку.

Для этого рассматривают следующие вопросы:

  1. , ее актуальность и указанные автором варианты решения.
  2. Умение рассмотреть вопрос или проблему с точки зрения ученого.
  3. Новизна предлагаемых соискателем методов решения проблемы. Методика может быть широко известной, но с определенными, не использованными ранее нюансами.
  4. Глубина изыскания и степень раскрытия темы. Текст должен быть завершенным, логичным, целостным и обоснованным.
  5. Написание доступным языком, но с использованием научной терминологии, понятной специалистам той или иной квалификации. Правильное построение текста с четкими и лаконичными фразами, минимум «воды».
  6. . Рецензия строится из разделов, которые включают в себя одну или несколько глав, уникальных подзаголовков, аннотации, библиографии, информации об авторе.
  7. Оценивают объем статьи. Он должен соответствовать установленным рекомендациям, поэтому рецензор может указать на моменты, которые освещены недостаточно или наоборот, требуют сокращения.

Что касается объема рецензии, не существует строгих правил, его регламентирующих. Отзыв составляет примерно 3,5-4 тысячи знаков , но может быть больше или меньше в зависимости темы и ее сложности. На практике данным параметрам соответствует 1,5-2 страницы текста в Word. Такой документ следует обязательно распечатать, соответствующим образом заверить и предоставить оригинал, а не электронную версию.

Что должна содержать рецензия: план/структура документа

Правильно-составленная рецензия состоит из пяти основных частей. Примерное содержание текста, указанное ниже, облегчит составление этой работы.

1 Полное наименование статьи с указанием ФИО и должности автора

2 Емкое/Краткое описание исследуемой проблемы

3 Определение уровня актуальности документа и краткая его характеристика

4 Описание самых значимых моментов научной статьи

В рецензии запрещается простой пересказ текста, необоснованные мнения автора (субъективизм), несоблюдение стандартов написания, высказывания серии «я предполагаю, я руководствуюсь мнением о том, что… и т.д.»

  • значимость исследования, проведенного автором, неоспорима;
  • автор указывает проблему, которая…;
  • после изучения статьи…;
  • документ посвящен актуальной проблеме/теме;
  • научная статья полностью раскрывает…;
  • работа содержит неординарную точку зрения;
  • основные акценты в документе сделаны на…;
  • автор объективно проанализировал ряд моментов;
  • статья написана на высоком уровне;
  • аргументы, выдвинутые автором, подкрепляются…;
  • выдвинутая проблема обусловлена …современным состоянием науки;
  • в научной статье правильно/точно расставлены акценты над…

Для начала сотрудничества с компанией «Диссертация», заключите официальный договор, в котором будут подробно прописаны условия оплаты и согласованы сроки сдачи готовой работы. Будем рады помочь вам!

Примеры рецензий на статьи из архива

Подаваемая на публикацию статья должна сопровождаться рецензией, подписанной кандидатом или доктором наук. Это обязательное требование при издании научной работы в рецензируемом журнале. Персонал нашего издательства выложил несколько примеров рецензий на научные статьи, которые были опубликованы в наших журналах. Если написание рецензии у вас вызывает затруднение, вы всегда можете просмотреть работы своих коллег. Возможно, вы сами ищете работу рецензента или непосредственно вам или монографию? По всем вопросам вы можете связаться с администрацией издательства. Далее на странице: образцы оформления и написания рецензий.

Образец рецензии. Обзор архива научных статей на сайте

Автор Название статьи Рецензент Материал
Рецензии в архиве журнальных выпусков
Богданова В.О. Конструктивистские идеи в педагогике: от адаптации к свободе Борисов С.В.
Виленский А.В. Новые доказательства институциональных ограничений развития малого и среднего предпринимательства России Лылова О.В.
Возгова З.В. Применение дистанционных образовательных технологий в непрерывном процессе повышения квалификации научно-педагогических работников Никитина Е.Ю.
Вырлеева-Балаева О.С. Принцип разделения власти в системе правовых ограничений государственной власти Малько А.В.
Губанов С.А. Парадигма антиномий «женственности» в повествовательной модели романа Б.Л. Пастернака «Доктор Живаго» (на примере образов Ларисы, Тони и Марины) Едошина И.А.
Клюшина А.М. Пассивная конструкция как средство создания коммуникативной связности текста Торгашева М.А.
Куликова Ю.П. Современные подходы к управлению инновациями в вузе Веселовский М.Я.
Левина М.Б. К вопросу доминирования потребителя в «экономике знаний» Солдатова И.Н.
Лукьянчикова А.Л. Развитие творческих способностей учащихся в процессе исследовательской деятельности по изучению «Окружающего мира» Моисеева Л.В.
Мельникова Л.А. Инверсия и эллипсис – зона функциональной уязвимости несклоняемых существительных Приорова И.В.
Сердечная В.В. Малые (ламбетские) поэмы Уильяма Блейка: к вопросу классификации Татаринов А.В.
Цыпина И.М. Псевдогнездо в словообразовательном гнезде лексико-семантического поля «дипломатия и внешняя политика» Добросклонская Т.Г.

Методический раздел с полезными материалами по оформлению научных работ

В рубрике «Методический раздел », на нашем сайте, вы найдёте ещё много полезных практических материалов по оформлению научных статей и монографий: требования и правила по оформлению списка литературы, аффилиации автора, зарубежные требования к публикациям.

Оценка уровня и анализ эффективности преподавания химии в современной школе, необходимость проведения практических занятий. Определение актуальности и места в современном педагогическом процессе Единого Государственного Экзамена, его негативные стороны.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Рецензия на педагогическую статью В.Г. Разумовского «О качестве знаний и необходимости реформирования школы»

химия преподавание экзамен школа

Как студентка химического факультета, я хотела бы поговорить о преподавании химии в современных школах и о таком методе проверки знаний старших школьников, заканчивающих среднее образование, как ЕГЭ. Я согласна с автором статьи и считаю, что эта тема актуальна в данный момент времени. Как недавняя участница Единого Государственного Экзамена, я могу адекватно оценивать все сложности, с которыми столкнулись современные участники экзаменовки. Речь пойдет о статье В.Г. Разумовского «О качестве знаний и необходимости реформирования школы».

Разумовский приводит исследования профессора ФИЗТЕХа С.М. Козелла результатов международных олимпиад в области физики и говорит о преподавании естественных наук в целом. Он пишет: «…школьники перегружены домашним заданием, которые являются неизбежным следствием нерациональности учебного плана и низкого качества преподавания…» И действительно, мы в школе выполняли кучу домашней работы, которая была ориентирована на запоминание информации, нежели на осмысление и нахождение решений самостоятельно. Конечно, метод конспектирования дает какие-либо положительные результаты, но он не должен заполнять весь процесс самостоятельного обучения дома. Некоторые учителя в силу своей некомпетентности и недостаточной квалифицированности задают такие домашние задания, выполнить которую ученик не в силах. Например, учитель биологии задала нам создать развернутую схему, описывающую все царства животных, начиная с царств и заканчивая семействами. А это указать царство, тип, подтип, класс, подкласс, отряд, семейство. Но ведь у одного отряда может существовать несколько десятком семейств! Ребенок заранее понимает, что эту работу он выполнить грамотно в принципе не сможет, поэтому в большинстве случаев он отступает от выполнения задания.

Но мне бы хотелось больше поговорить об уроках химии в современных неспециализированных школах. Первое, что хочется отметить: каждый ребенок, молодой человек должен быть способен объяснять явления, с которыми он сталкивается. И многие явления имеют химическую природу, начиная от горения бензина в автомобиле и кончая природными катаклизмами. И не имея основательных знаний по химии, человек становится беспомощным, он не может прогнозировать результаты своего воздействия на природу. И второе: в России очень много сырьевых ресурсов, и она просто обречена на развитие химической промышленности. Но в действительности урокам химии уделяют мало внимания. Всем известно, что предмет химия начинается с 8 класса обучения в неспециализированной школе. Я приведу в пример свою школу. Химия проводилась в обычном классе, 2 часа в неделю, лабораторные, демонстративные опыты - раз в месяц. Иногда мы ходили в компьютерный класс и проходили электронные версии лабораторных работ, а в качестве «инновационных технологий» у нас выступали учащиеся со своими презентациями. Наш педагог вообще не имел педагогического, а тем более химического образования. Это был обычный эколог, прошедший педагогические курсы. Все это говорит о том, что ни школьная администрация, ни сам «педагог» не подходили к процессу образования с ответственностью. Сейчас будучи студенткой химического факультета, я осознала важность практических умений и навыков обращения с химическим оборудованием и реактивами. Большинство студентов не подготовлены к осуществлению научной деятельности, некоторые даже не знают базы. Это не только усложняет весь процесс обучения в высших учебных заведениях для студента, но и ведет к ослаблению научной базы всей страны, т.е. это не приведет к научному прогрессу. Следовательно, проблемы преподавания химии в школах могут затрагивать глобальные изменения в развитии страны. К тому же неумение обращаться с инвентарем, не знание свойств веществ, в том числе их токсичности, могут привести к плачевным результатам, таким как порча государственного имущества, или еще хуже, урон здоровью экспериментатора. Если преподаватель прочитал технику безопасности, то не факт, что ученик сможет вспомнить ее на практических работах, тем более если у него нет определенных навыков обращения с веществами. Есть и другие проблемы, о которых говорит Разумовский. Например: «школы полтора десятка лет не пополнялись оборудованием, а то, что осталось, устарело.» Все это, и другие незатронутые мной проблемы, свидетельствуют о том, что современные школы нуждаются в реформировании.

Другая проблема, затронутая в статье В.Г. Разумовского - это аттестация выпускников школы на основе Единого Государственного Экзамена. «…главный довод в пользу введения нового типа аттестации - борьба с коррупцией педагогов - аморален», тем более что уровень коррупции при ЕГЭ не снижается, а лишь переносится из вузов в школы, а сам экзамен проверяет знания учеников, но не их способность рассуждать и мыслить. В этом предложении Разумовский демонстрирует свое отношение к такому типу оценки знаний, как ЕГЭ. В качестве доказательств своей правоты автор приводит тот факт, что анонимность обезличивает выпускника школы. Полемика вокруг ЕГЭ не утихает с момента его введения в 2001 году. Разумнее сказать, что ЕГЭ - это прихоть политиков, нежели решение научного педагогического совета РФ. Разумовский выступил явным противником ЕГЭ и в своей статье привел множество доказательств своей точки зрения. Я как участник этого «эксперимента над детьми» могу только согласиться с автором.

Кроме того сейчас предлагается изменить пятибалльную систему оценивания знаний школьника на стобальную. По-моему мнению, это не приведет к хорошим результатам. Не только ученик не сможет понять, как его оценил педагог, но и сам педагог будет затрудняться оценить учащегося. Но мне кажется, и эту роль (роль оценщика) будет в скором времени выполнять компьютер. Таким образом, не всегда «инновации» - это хорошо.

На основе статьи и собственных размышлений, я могу сделать вывод. Современное образование, как никогда раньше нуждается в четком прогнозировании последствий проведенных нововведений и в реформировании всей системы образования в целом.

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    Особенности проведения Единого государственного экзамена на территории РФ в средних учебных заведениях - школах и лицеях. Преимущества советской системы образования. Недостатки ЕГЭ при проверке знаний абитуриентов ВУЗов. Негативная оценка системы ЕГЭ.

    эссе , добавлен 04.08.2011

    Цели практического занятия. Формы проведения практических занятий. Фронтальная, групповая, индивидуальная формы работы. Основные виды практических занятий в высшей школе. Обобщение и систематизация знаний. Лабораторные занятия инженерного профиля.

    презентация , добавлен 22.01.2016

    курсовая работа , добавлен 24.12.2009

    Различные формы и виды экзаменов. Проведение Единого государственного экзамена (ЕГЭ). Структура и содержание заданий ЕГЭ. Регистрация участников экзамена. Правила выставления оценок. ЕГЭ как выпускной экзамен в школе. Апелляции по результатам ЕГЭ.

    реферат , добавлен 09.06.2011

    Характеристика основных направлений реформирования российской педагогической системы - введение единого государственного экзамена, предложение трех ступеней получения высшего образования. Государственные стандарты правового воспитания в начальной школе.

    реферат , добавлен 17.09.2011

    Качество знаний, его главные параметры. Функции и виды контроля знаний в педагогическом процессе. Экспериментальная проверка знаний и умений учащихся. Контроль знаний учащихся как элемент оценки качества знаний. Уровни контроля и проверки знаний по химии.

    курсовая работа , добавлен 04.01.2010

    Ознакомление с концептуальными основами преподавания химии на базовом уровне и в профильных классах. Влияние уровня развития образного мышления на эффективность усвоения знаний. Использование художественной литературы на уроках химии в средней школе.

    курсовая работа , добавлен 07.09.2011

    Понятие и разновидности контроля знаний учащихся, оценка их практической эффективности. Способы организации тематического контроля, обеспечивающие эффективность учебного процесса, методика их проведения и специфика реализации на уроках химии в школе.

    дипломная работа , добавлен 15.06.2010

    Анализ различных методик проведения занятий, способов и приемов обучения в ВУЗах. Роль и дидактические цели лабораторно-практических занятий в овладении студентами профессиональных знаний и навыков. Технология организации лабораторных практикумов.

    реферат , добавлен 03.07.2009

    Проблема контроля знаний учащихся в теории и практике школы. Подходы к образовательному процессу на современном этапе. Требования к организации контроля за учебной деятельностью. Системы и технологии контроля знаний учащихся, используемые в школе.

Поделитесь с друзьями или сохраните для себя:

Загрузка...