Технологии обучения в коррекционном доу. Коррекционные технологии

«Использование инновационных технологий в коррекционной работе с детьми с особыми образовательными потребностями с целью их адаптации и социализации в современном мире»

(из опыта работы)

Актуальность опыта . Состояние здоровья детей с расстройствами аутического спектра, легкой умственной отсталости, синдрома Дауна препятствует освоению всех разделов образовательной программы дошкольного учреждения вне специальных условий воспитания и обучения. Они имеют ограниченные представления об окружающей среде, предметах и их функциональном назначении, что впоследствии негативно влияет на их дальнейшее развитие, социализацию в обществе, адекватное взаимодействие с окружающими. Проблема воспитания и обучения детей с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательном пространстве требует деликатного и гибкого подхода, так как не все дети, имеющие нарушения в развитии, могут успешно интегрироваться в социум. Дети с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) могут реализовать свой потенциал лишь при условии вовремя начатого и адекватно организованного процесса воспитания и обучения, удовлетворения как общих с нормально развивающимися детьми, так и их особых образовательных потребностей, заданных характером нарушения их психического развития.

Освоение детьми с ограниченными возможностями здоровья социального опыта, включение их в существующую систему общественных отношений требует от педагогов, занимающихся данной категорией детей, компетентных решений и действий. Это и разработка специальных программ, и использование инновационных технологий в коррекционной работе с детьми с особыми образовательными потребностями с целью их адаптации и социализации в современном мире.

Коррекционное обучение «особенного» ребенка, начатое как можно раньше, может привести к значительным положительным сдвигам в развитии ребенка, что повлияет на дальнейшую его судьбу. Обучение, которое ориентируется на актуальный уровень развития детей и возможности «зоны ближайшего развития», основывается на ведущей деятельности дошкольного возраста, играет решающую роль в получении знаний ребенком с особыми образовательными потребностями. В процессе обучения эти знания систематизируются, и все это способствует познавательному развитию ребенка, его адаптации и социализации в современном мире. В этой связи возникает необходимость изучения инновационных походов и технологий, их адаптация к условиям специального дошкольного учреждения и внедрение в практику работы.

Основная идея опыта состоит в том, что использование нетрадиционных форм проведения занятий, инновационных технологий и методик способствует повышению активности, самостоятельности и социальной мобильности ребенка, развитию его познавательных способностей.

Инновационность опыта и его практическое значение состоит в постоянном поиске и внедрении новых максимально эффективных технологий обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья. Результатом этой работы стало формирование адаптированной к условиям социума личности с особыми образовательными потребностями. Об эффективности использования выбранных инноваций и технологий свидетельствуют результаты диагностических обследований воспитанников.

Технологичность опыта заключается в разработке и реализации системного подхода к организации коррекционной работы с использованием выбранных инноваций и технологий, которые в своей совокупности гарантируют результат, влияющий на уровень мастерства педагогов учреждения и степень развития каждого ребенка. Опыт изложен в форме проекта по теме «Использование инновационных технологий в коррекционной работе с детьми с особыми образовательными потребностями с целью их адаптации и социализации в современном мире». Содержательная часть проекта охватывает постановку цели, формулировку общих и конкретных целей для достижения результатов, в приложениях раскрыто содержание учебного материала: картотека тематических прогулок с целью ознакомления с окружающим миром детей с ограниченными возможностями здоровья; описание методов и форм организации коррекционно-учебного процесса; оценивание текущих результатов во время проведения мониторинга; заключительная оценка результатов.

Опыт работы подтверждает, что одной из важных задач работы по коррекции нарушений в развитии детей является рас­ширение их представлений об окружающем мире, жизненных представлений, открыв им новые возможности, научив воспри­нимать окружающий мир всеми органами чувств. Только тогда этот мир станет для них шире и многограннее.

Ориентация в окружающем пространстве осуществляется посредством его деятельностного освоения в следующих направлениях:

Ознакомление с предметным миром;

Ознакомление с природой (живой и неживой);

Формирование элементарных социальных знаний (семья, родственные отношения, деятельность людей и др.);

Формирование навыков безопасного поведения.

Формирование у ребенка первых представлений о себе становится первым существенным звеном привлечения его к социальному миру и стимулом для познания окружающего. На протяжении дошкольного возраста представления ребенка о себе постоянно меняются. У наших воспитанников первые проявления самосознания, выделение своего «я» и «я» других детей не возникает без специального обучения. Необходимо постоянно формировать у малышей целостное восприятие и правильное представление о себе и человеке вообще. Эта работа ведется как учителем-дефектологом, учителем-логопедом, так и воспитателем группы во время всех режимных моментов и в повседневной жизни, на индивидуальных и групповых коррекционных занятиях.

В процессе работы я пришла к выводу, что у наших воспитанников возникают сложности, прежде всего в понимании событий своей жизни, жизни окружающих их людей, событий социальной жизни. Все это влияет на формирование умения строить взаимоотношения со взрослыми и сверстниками. Навыки установления межличностных взаимоотношений, которые мы формируем у детей, помогают им овладевать культурой поведения, все это в свою очередь способствует развитию самосознания и самооценки, социальных чувств.

Успешность формирования элементарных знаний о явлениях живой и неживой природы, о социальной жизни зависит от выбора методов обучения с учетом психофизических возможностей детей с особыми потребностями. Выбранные мною формы работы, инновационные технологии, методы и приемы, направленные на формирование представлений об окружающем мире у детей с особыми потребностями, вся стратегическая программа долговременных занятий построена таким образом, что каждый этап подготавливал следующий. И пока не будут достигнуты убедительные и стабильные во времени результаты на данном этапе, переходить к следующему, - это значит попасть в неподготовленное поле деятельности.

Опыт работы подтверждает, что использование традиционных методов работы с детьми с ограниченными возможностями недостаточно для коррекции. Поэтому я решила построить свою работу, основываясь на современных нетрадиционных методах и инновационных технологиях:

- Структурированное обучение с опорой на визуальную поддержку (элементы TEACCH). Цель программы – повышение уровня самостоятельности и независимости ребёнка, его уверенности в себе, но только в особых, ограниченных или искусственно созданных условиях.

- Элементы прикладного анализа поведения (АВА – ТЕРАПИЯ) – это интенсивная обучающая программа, которая основывается на поведенческих технологиях и методах обучения. При этом подходе все сложные навыки, включая речь, творческую игру, умение смотреть в глаза, разбиваются на мелкие блоки - действия. Каждое действие разучивается с ребенком отдельно, затем действия соединяются в цепь, образуя сложное действие. Правильные действия подкрепляются поощрением. Для достижения желаемого поведения используют подсказки и стимулы, как положительные, так и отрицательные.

Для каждого ребенка составляется индивидуальный план поэтапного развития, педагогом выстраивается четкая система усложнения и поэтапного

освоения все новых и новых навыков. Конечная цель АВА - дать ребенку средства самостоятельно осваивать окружающий мир.

- Коммуникационная система обмена изображениями или PECS - это модифицированная программа прикладного поведенческого анализа (ABA) по раннему обучению невербальной символической коммуникации. Данная программа не учит устной речи напрямую, однако способствует развитию речи у ребенка с аутизмом. Некоторые дети после начала программы PECS начинают использовать спонтанную речь, обретают более эффективную коммуникацию.

- Глобальное чтение по методике Г. Домана. Суть этого метода обучения состоит в том, что ребенок на протяжении длительного времени регулярно воспринимает зрительно и на слух написанные целиком слова, словосочетания, короткие предложения. В результате обработанной мозгом информации, ребенком самостоятельно выводится технология чтения любых слов и текстов.

- Коммуникативные игры на формирование эмоционального взаимодействия и предпосылок к общению со сверстниками и взрослыми по системе КРУГ. Цель технологии заключается в изменении мотивационной стороны общения: повышении собственной активности ребёнка; формировании умения увидеть в другом человеке его достоинства и поддерживать его вербально или с помощью прикосновений; углублении осознания сферы общения; обучении умению сотрудничать, чувствовать настроение и сопереживать окружающим.

- Коррекция нарушений сенсомоторной интеграции основывается на подходе Э. Дж. Айрес, главной идеей которого является то, что обогащение ребенка сенсорным опытом и формирование у него полисенсорного восприятия происходят в условиях, максимально приближенных к жизни. Только при этом мозг способен интегрировать ощущения и формировать адаптивный ответ, «вписывающий» ребенка в контекст ситуации.

Результативность проведенной работы оценивалась проведением мониторинга, который осуществлялся как способ контроля над процессом адаптации и социализации детей с ограниченными возможностями здоровья путём сбора, обработки информации о результатах коррекционного воздействия с использованием инновационных технологий и методик. Таким образом, систематическая, целенаправленная коррекционная работа с детьми с ограниченными возможностями здоровья приво­дит к отчетливо выраженным положительным результатам: к улучшению вер­бального и невербального общения, развитию межличностных отношений между взрослыми и сверстниками и как итог - к усилению активности, само­стоятельности, что выражается в росте социальной активности этих детей.

Подводя итоги реализации проекта, я пришла к выводу, что выбранные мной технологии и методики способствовали коррекции не только познавательного, но и коммуникативно-речевого, эмоционального, а также общего психического развития детей с особыми образовательными потребностями. В дальнейшей работе планирую продолжать работу по

выбранной теме, изучая и внедряя новые инновационные технологии в тесном сотрудничестве с педагогическим коллективом и родителями.

Учитывая полученные результаты, педагогический коллектив учреждения считает необходимым внедрять опыт и проект, разработанный на основе опыта, в работу всех групп учреждения.

Применение современных коррекционных технологий

Основная задача педагога социально-реабилитационного центра – выбрать методы и формы организации работы с детьми, инновационные педагогические технологии, которые оптимально соответствуют развитию личности ребенка, его успешной адаптации и социализации в обществе.

Деятельность воспитателя социально-реабилитационного центра имеет свою специфику, поскольку весь образовательный процесс направлен не на обучение, а на развитие и воспитание детей, но, зачастую, и коррекцию. Следовательно, целесообразно вести разговор о педагогических технологиях не как о технологиях обучения, которые конечной своей целью ставят формирование у детей знаний, умений, навыков, а как о технологиях, которые помогают эти знания, умения, навыки сделать средством развития личностных качеств ребенка.

Приоритетным направление в моей деятельности является развитие социально – культурной компетентности детей, поэтому в своей практической профессиональной деятельности использую следующие педагогические технологии и методики:

Личностно - ориентированные

Обоснование выбора

    Приоритет личностных отношений.

    Индивидуальный подход к воспитанникам.

    Обеспечение комфортных, бесконфликтных и безопасных условий развития личности ребенка.

Занятия

Например, на занятиях по продуктивной деятельности дети выбирают себе материал (карандаши, краски, гуашь, крупу, бисер и т.д.) по интересу.

Планируя занятие, я учитываю, какие знания, умения, навыки по данному материалу уже накоплены воспитанниками и продумываю различные проблемные, творческие задания, позволяющие ребенку самому выбирать вид и форму работы.

В конце занятия даю оценку (поощрение) каждому ребенку, отмечаю, что у него особенно удалось и т.д.

Создаю положительный эмоциональный настрой на занятии. Это способствует более успешному овладению материалом. Чтобы у ребенка появилось желание приобретать знания, нужно для этого ребенку иметь опыт положительных эмоций от процесса приобретения знаний, умений и навыков или от результата их приобретения. Я учитываю, личностные особенности детей, помня, что у разных людей одну и ту же эмоцию не всегда можно вызвать одним и тем же способом.

Дидактические игры

Применяю дидактический материал, различающийся по содержанию, объему, сложности, методам и приемам выполнения заданий.

Образно - ролевые игры

Этюды

Интонационные игры со словом

Уменьшилось число конфликтных ситуаций, агрессивных проявлений в группе. Повысился уровень самооценки, уверенности в себе у воспитанников, они стали более открытыми, раскрепощёнными, свободнее общаются с педагогами и сверстниками.

Игровые технологии

Обоснование выбора

Комплексное использование игровых технологий разной целевой направленности помогает формированию мотивационной и эмоционально-волевой готовности к успешной социализации в обществе, каждая игровая ситуация общения воспитанника со взрослыми, с другими детьми является для ребенка "школой сотрудничества”, в которой он учится и радоваться успеху сверстника, и спокойно переносить свои неудачи; регулировать свое поведение в соответствии с социальными требованиями, одинаково успешно организовывать подгрупповые и групповые формы сотрудничества.

Описание внедрения технологий в практической профессиональной деятельности

Развивающие игры.

Словесные.

Дидактические.

Хороводные.

Театрализованные.

Игры с правилами.

Сюжетно – ролевые.

Интонационные игры со словом.

Тренинги и брейнсторминг (мозговой штурм)

Результат использования технологий

В результате применения данной технологии у детей проявляются организаторские способности, инициатива, коммуникабельность. Они овладевают необходимыми для полноценного умственного и личностного развития умениями и навыками. Происходит формирование основ базовой культуры личности, развитие игрового опыта детей, применения в повседневной жизни игровых умений и навыков, развитие творческого потенциала воспитанников.

Дети различают эмоциональные проявления окружающих и правильно на них реагируют.

Развитие взаимодействия «ребенок – ребенок», «ребенок – взрослый».

Воспитанник способен оценить себя собственными усилиями.

Разрушается барьер между педагогом и ребенком.

Дети ориентированы на сверстников, а значит, не являются покорными исполнителями указаний педагога.

Дети самостоятельны и инициативны, сами устанавливают правила игры, договариваются, общаются, помогают друг другу, а также контролируют друг друга. Неуверенным детям дает возможность преодолеть свои комплексы и нерешительность.

Технологии арт-терапии

Обоснование выбора

Решение разнообразных проблем с помощью искусства и творчества.

Описание внедрения технологий в практической профессиональной деятельности

Изотерапия

Музыкотерапия.

Драматерапия. Например, подгруппы детей инсценируют, обыгрывают эпизод сказки, ситуаций.

Сказкотерапия.

Результат использования технологий

Достигается положительный результат в области коммуникации, эмоционально-волевой сфере, более интенсивно развиваются интеллектуальные способности. В результате использования данных технологий у детей развивается любознательность, реализуются познавательные потребности, преодолевается застенчивость, развивается воображение, речевая и общая инициатива, повышается уровень познавательных и творческих способностей, умения взаимодействовать в коллективе. Применение технологии арт-терапии способствует реализации потребности детей в творчестве, движении, сохранению их психологического здоровья, самоорганизации.

Технология сотрудничества

Обоснование выбора

Реализация принципа демократизации воспитания, равенства в отношениях педагога с ребенком, партнерство в системе взаимоотношений «взрослый - ребенок».

Описание внедрения технологий в практической профессиональной деятельности

Совместная творческая деятельность воспитателя и ребёнка.

Совместное изготовление пособий, подарков к праздникам, поздравительных газет, продуктов художественного творчества для участия в конкурсах разного уровня, выставках.

Индивидуальные и дифференцированные занятия.

Результат использования технологий

Гуманное отношение к детям, которое включает: заинтересованность педагога в их судьбе; сотрудничество, общение, отсутствие принуждения, наказания, оценивания, запретов, угнетающих личность; отношение к ребенку как к уникальной личности («в каждом ребенке – чудо»); терпимость к детским недостаткам, веру в ребенка и в его силы («все дети талантливы»).

Технологии исследовательской деятельности

Обоснование выбора

Главное достоинство экспериментально-исследовательской деятельности заключается в том, что она близка детям, и дает реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами окружающей среды. В процессе эксперимента, помимо развития познавательной деятельности, идет развитие психических процессов - обогащение памяти, речи, активизация мышления, умственных умений, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации, обобщения, необходимость давать отчет об увиденном, формулировать обнаруженные закономерности и выводы. Происходит не только ознакомление ребенка с новыми фактами, но и накопление фонда умственных приемов и операций. Кроме того, следует отметить положительное влияние экспериментально-исследовательской деятельности на эмоциональную сферу ребенка, на развитие творческих способностей, формирование трудовых навыков, умение доводить начатое до победного конца.

Описание внедрения технологий в практической профессиональной деятельности

Опыты, экспериментирование (освоение причинно-следственных связей и отношений). (Состояние и превращение вещества, движение воздуха, воды, свойства почвы и минералов, условия жизни растений).

Трудовые поручения, действия.

Наблюдения.

Дидактические игры.

Результат использования технологий

Развивает способность к исследовательскому типу мышления, расширяет и уточняет знания об окружающем мире.

Свою работу считаю успешной: у детей повысился интерес к непосредственно коррекционной деятельности, развивается внимание, память, воображение, умственные способности; происходит воспитание нравственных качеств, коммуникабельности; созданы условия для положительного психоэмоционального состояния детей, что благотворно сказывается и на здоровье каждого ребёнка.

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад комбинированного вида № 77»

Энгельсского муниципального района Саратовской области

«Использование коррекционных технологий

в работе с дошкольниками»

Составила воспитатель

Павлухина Е.А.

В настоящее время среди детей дошкольного возраста наблюдается постоянный рост числа детей с отклонениями в развитии. Самую многочисленную группу – 75-80% от всех детей 4-6 лет – составляют дошкольники с отклонениями в речевом развитии, поэтому приоритетным направлением является оздоровительная и коррекционная работа в ДОУ. Речь теснейшим образом взаимосвязана с другими сторонами психического развития ребёнка.

Восприятие, память, внимание, воображение, мышление формируются с прямым участием речи. В связи с этим целесообразно использовать разнообразные коррекционно-развивающие технологии, многие из которых входят в состав логоритмики.

Логопедическая ритмика - комплексная методика, включающая в себя средства логопедического, музыкально-ритмического и физического воспитания. Три кита, на которых стоит логоритмика,- это движение, музыка и речь. Она способствует преодолению самых разнообразных речевых расстройств. Сочетание речи и движений под музыку является важным компонентом на пути исправления речевых и двигательных недостатков детей.

Логоритмика – одна из форм своеобразной активной терапии, основанной на связи движения, музыки и слова. (Г. А. Волкова) Она является частью образовательной и коррекционно-развивающей работой в речевой группе.

Цель логоритмики: коррекция и профилактика имеющихся отклонений в развитии ребёнка.

В основу логоритмических занятий положен метод фонетической ритмики.

Фонетическая ритмика – это система двигательных упражнений, в которой различные движения (корпуса, головы, рук, ног) сочетаются с произнесением специального речевого материала.

Использование элементов ритмопластики.

Музыкально – ритмические движения являются синтетическим видом деятельности, следовательно, любая программа, основанная на движениях под музыку, будет развивать и музыкальный слух, и двигательные способности, а также те психические процессы, которые лежат в их основе.
В основе ритмопластики лежит музыка, а движения выражают музыкальный образ и конкретизируют основные средства музыкальной выразительности.
Помимо единства художественного образа, настроения и характера исполнения, музыка и движение тесно взаимосвязаны также и тем, что это временные виды искусства, при этом движение, протекающее в пространстве, как бы делает зримым, ощутимым течение времени. Музыка и движения, таким образом, имеют много общих параметров.

Пальчиковая гимнастика

Систематические упражнения по тренировке движений пальцев наряду со стимулирующим влиянием на развитие речи являются мощным средством повышения работоспособности головного мозга.

Развитие пальцевой моторики подготавливает почву для последующего формирования речи. Поскольку существует тесная взаимосвязь и взаимозависимость речевой и моторной деятельности, то при наличии речевого дефекта у ребенка особое внимание необходимо обратить на тренировку его пальцев. Это позитивно влияет на развитие интеллекта.

Наибольший интерес у детей вызывают пальчиковые тренинги, которые сопровождаются речевыми комментариями. Проговаривание стихов одновременно с движениями пальчиков делает речь детей более ритмичной, громкой, чёткой, эмоциональной.

Особый интерес для детей представляет «конструирование из пальцев» различных предметов, животных. Мы разучиваем с детьми всевозможные виды движений и комбинаций из пальчиков. Такая игровая деятельность вызывает у детей интерес и яркий эмоциональный настрой, что помогает предельно мобилизовать их внимание, желание быстро и точно воспроизвести пальчиковую фигуру.

Большое внимание уделяем пальчиковым играм – это инсценировки рифмованных историй. Сказок, при помощи пальцев. Игры требуют участия обеих рук, что даёт детям возможность ориентироваться в понятиях «вверх», «вниз», «вправо», «влево» и т.д.

Самомассаж

Одним из эффективных приемов, обеспечивающих развитие познавательной, эмоционально-волевой сфер ребенка является самомассаж.

Самомассаж - это все виды массажа на самом себе. Если самомассаж выполнять систематически, то улучшается функция рецепторов проводящих путей, усиливаются рефлекторные связи коры головного мозга с мышцами и сосудами.

Для развития речевой функции дошкольников, их оздоровления разработан комплекс упражнений самомассажа, который успешно применяется в работе с детьми дошкольного возраста. Он включает в себя нетрадиционные здоровьесберегающие технологии: Су-Джок терапию, аурикулотерапию, упражнения для развития пальцевой моторики, дыхательные упражнения.

Су - Джок терапия – это «метод воздействия на биологически активные точки, расположенные на кистях и стопах

(«су» – кисть, «джок» - стопа).

Аурикулотерапия - массаж ушных раковин - необходим детям с самого раннего возраста. Он помогает развиваться всем системам организма, усиливает концентрацию внимания, улучшает интеллектуальные возможности ребенка. Массаж около 200 биологически активных точек, которые находятся на ушных раковинах, быстро мобилизует силы организма, в результате чего можно моментально поднять общий тонус нервной системы, снять утомление, «пробудить» к работе все внутренние резервы.

Массировать необходимо оба уха - поочередно одной рукой или одновременно двумя руками. Массаж проводится только теплыми, разогретыми ручками. Самомассаж ушных раковин детскими пальчиками - это доступная форма в работе с дошкольниками. Его продолжительность - не менее минуты.

Массаж пальцев рук и ладонных поверхностей

У многих дошкольников плохо развиты двигательные функции рук. Очень важно учитывать то. Что развитие мелкой моторики пальцев рук играет положительную роль в формировании и совершенствовании речевой функции. Поэтому, работая над формированием и совершенствованием тонкой моторики пальцев рук дошкольников, мы развиваем детскую речь, интеллект, способствуем психофизическому развитию, а также позволяем снять напряжение, даём ребёнку расслабиться.

Интересна система упражнений для самомассажа пальцев и ладонных поверхностей, разработанная японским учёным Йосиро Цуцуми.

1. массаж пальцев, начиная с большого и до мизинца. Растирают сначала подушечку пальца, а затем медленно поднимаются к основанию. Такой массаж желательно сопровождать веселыми рифмовками.
2. Массаж ладонных поверхностей каменным, металлическими или стеклянными разноцветными шариками (марблз) : их нужно
- вертеть в руках;
- щелкать по ним пальцами;
- стрелять;
-направлять в специальные желобки и лунки – отверстия, состязаться в точности попадания;
3. Массаж грецкими орехами:
- катать два ореха между ладонями;
- один орех прокатывать между пальцами;
- удерживать несколько орехов между растопыренными пальцами ведущей руки и обеих рук;
4. Массаж шестигранными карандашами:
- пропускать карандаш между одним и двумя, тремя пальцами;
- удерживать в определенном положении в правой и левой руке
5. Массаж четками. Перебирание четок развивает пальчики, успокаивает нервы. Перебирание сочетают со счетом прямым и обратным

Самомассаж необходимо выполнять ежедневно, чтобы достичь положительных результатов. Для выполнения упражнений достаточно всего 7-10 минут.

Во время массажа необходимо принять удобную комфортную позу, расслабить мышцы, успокоиться, не отвлекаться и не разговаривать.

«Самомассаж кистей рук» . Упражнения для массажа кистей рук. Этот массаж ребенок может делать самостоятельно, если логопедическая группа состоит из нескольких учеников, или, если малыш занимается индивидуально, с помощью взрослого.

Самомассаж кистей рук

Первое упражнение

Растирание ладошек одну об другую несколько секунд, пока не появится ощущение тепла. Сцепляем пальцы, как крыша у домика и, также, делаем движения вверх-вниз, чтобы разогреть боковые поверхности пальцев.

Второе упражнение

Массаж пальцев одной руки пальцами другой: разминание, растирание, сначала вдоль, затем поперек, поглаживание, круговые движения. Те же движения выполняем для тыльной стороны руки.


Третье упражнение

Перекатывание между ладошками грецкого ореха или маленького мячика-ежика.

Четвертое упражнение

Четырьмя плотно сжатыми пальцами одной руки надавливаем на основание большого пальца, середину ладони и основания четырех пальцев другой руки.

Пятое упражнение

Растирание ладоней с внутренней и внешней сторон шестигранным карандашом. Сначала прижимаем карандаш не очень сильно, но постепенно увеличиваем силу нажатия на карандаш. С наружной стороны ладони прижимаем карандашом болевые точки у основания большого пальца и делаем небольшие вращательные движения влево и вправо.

Логопедическое занятие «Самомассаж кистей рук» - это эффективный способ разогреть пальчики рук перед любым занятием.

Главное заключается в том, что неправильное применение данных методов самомассажа неспособно нанести организму ребёнку никакого вреда. Оно просто не даст желаемого результата.

Систематическое применение предлагаемых методик оказывает стимулирующее влияние на развитие речи детей, укрепляет здоровье дошкольников, а также способствуют гармоничному развитию личности, активизируют психические процессы и формируют личность ребёнка в целом. Упражнения должны быть доступны и проводиться в игровой форме.

Список литературы:

1. Акименко В. М. Новые логопедические технологии. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2008.

2. Бирюков А. А. Самомассаж для всех и каждого. - М.: Физкультура и спорт, 1987.

4. Кудрявцев В. Т., Егоров Б. Б. Развивающая педагогика оздоровления. - М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 2000.

5. Кудинова М.А. здоровьесберегающие технологии в системе коррекции речи дошкольников. – ж. Логопед, №2, 2010г.

6. М.Ю.Картушина «Логоритмические занятия в детском саду».

7. «Музыкальные игры, ритмические упражнения и танцы для детей» Учебно-методическое пособие для воспитателей и педагогов. Москва 1997год.

8. Ниши К. Энергетическое дыхание. - СПб.: Крылов, 2009.

10.Панфёрова И.В. Здоровьесберегающие технологии в логопедической практике. – ж. Логопед, №2, 2011г.

11. «Ритмическая пластика для дошкольников» А.И.Буренина С-Пб. 1994год.

12. Ткаченко Т. А. Если дошкольник плохо говорит. - СПб.:Акцидент, 1998.

12. Цвынтарный В. В. Играем пальчиками и развиваем речь. - СПб.: Хардфорд, 1996.



Методическая разработка на тему:

«Современные здоровьесберегающие технологии, используемые в детском саду в соответствии с ФГОС ДО»

Выполнила: Чурак Галина Леонидовна

В настоящее время одной из наиболее важных и глобальных проблем является состояние здоровья детей. Вырастить здорового ребенка – вот самое главное, что необходимо сделать нам, педагогам дошкольных учреждений. Полноценное физическое развитие и здоровье ребенка – это основа формирования личности.

Целью здоровьесберегающих технологий является обеспечение ребенку возможности сохранения здоровья, формирование у него необходимых знаний, умений, навыков по здоровому образу жизни.

Здоровьесберегающие педагогические технологии включают все аспекты воздействия педагога на здоровье ребенка на разных уровнях - информационном, психологическом, биоэнергетическом.

В современных условиях развитие человека невозможно без построения системы формирования его здоровья. Выбор здоровьесберегающих педагогических технологий зависит:

От типа дошкольного учреждения,

От продолжительности пребывания в нем детей,

От программы, по которой работают педагоги,

Конкретных условий ДОУ,

Профессиональной компетентности педагога,

Показателей здоровья детей.

Выделяют (применительно к ДОУ) следующую классификацию здоровьесберегающих технологий:

Все здоровье сберегающие технологии можно разделить на 4 группы:

    Технологии сохранения и стимулирования здоровья.

    динамические паузы (комплексы физ. минуток, которые могут включать дыхательную, пальчиковую, артикуляционную гимнастику, гимнастику для глаз и т.д.)

    подвижные и спортивные игры

    контрастная дорожка, тренажеры

    стретчинг

    ритмопластика

    релаксация

Технологии обучения здоровому образу жизни.

    утренняя гимнастика

    физкультурные занятия

  • точечный массаж (самомассаж)

    спортивные развлечения, праздники

    День здоровья

    СМИ (ситуативные малые игры – ролевая подражательная имитационная игра)

    Игротренинги и игротерапия

    Занятия из серии «Здоровье»

Коррекционные технологии

    технология коррекции поведения

    арттерапия

    технологии музыкального воздействия

    сказкотерапия

    технология воздействия цветом

    психогимнастика

    фонетическая ритмика

Педагог, стоящий на страже здоровья ребенка, воспитывающий культуру здоровья ребенка и родителей, прежде всего сам должен быть здоров, иметь валеологические знания, не переутомлен работой, должен уметь объективно оценивать свои достоинства и недостатки, связанные с профессиональной деятельностью, составить план необходимой самокоррекции и приступит к его реализации.Для осуществления обогащенного физического развития и оздоровления детей в детском саду используются нетрадиционные приемы работы. В каждой группе должны быть оборудованы «Уголки здоровья». Они оснащены как традиционными пособиями (массажными ковриками, массажерами, спортивным инвентарем и т.д.), так и нестандартным оборудованием,сделанными руками педагогов:

1 .«Сухой аквариум», который способствует снятию напряжения, усталости, расслаблении мышц плечевого пояса

2 .Ходьба по коврику из пробок, где происходит массаж стопы ног

3 .Для развития речевого дыхания и увеличения объема легких, используем традиционное и нетрадиционное оборудование(султанчики,вертушки)
4 .Общеизвестно, что на ладонях рук, находится много точек, массируя которые можно воздействовать на различные точки организма. Для этого используем различные массажеры, в том числе и самодельные.
5 .Для массажа ступней ног и развития координации движений используются коврики из веревки с узелками.

6 .Ходьба по дорожкам из металлических пробок босиком.

7 .Ежедневно после сна проводить оздоровительную гимнастику босиком под музыку.

В структуру оздоровительных режимов каждой группы, должны быть вплетены спектры медико-восстановительных методик, приемов, способов:
-мимические разминки

Гимнастика для глаз (способствующая снятию статического напряжения мышц глаз, кровообращения)

Пальчиковая гимнастика (тренирует мелкую моторику, стимулирует речь, пространственное мышление, внимание, кровообращение, воображение, быстроту реакции)

Дыхательная гимнастика (способствует развитию и укреплению грудной клетки)
-точечный массаж

Игры, упражнения для профилактики и коррекции плоскостопия и осанки.
Здоровьесберегающая деятельность в итоге формирует у ребенка стойкую мотивацию на здоровый образ жизни, полноценное и неосложненное развитие.
Поставленные цели успешно реализуются на практике.
-Динамические паузы , которые проводятся воспитателем во время занятий, 2-5 мин., по мере утомляемости детей. Могут включать в себя элементы гимнастики для глаз, дыхательной гимнастики и других в зависимости от вида занятий.

При помощи правильного дыхания можно избежать гайморита, астмы, неврозов, избавиться от головной боли, насморка, простуды, расстройства пищеварения и сна и быстро восстановить работоспособность после умственного и физического утомления. Для полноценного дыхания необходимо соблюдать следующие правила: дышать надо только через нос равномерно и ритмично; стараться максимально наполнять легкие воздухом при вдохе и делать максимально глубокий выдох; при появлении малейшего дискомфорта занятия дыхательной гимнастикой прекратить.
-Заниматься дыхательной гимнастикой нужно в хорошо проветренном помещении, в спокойной обстановке. Освоение комплекса проводить постепенно, прибавляя по одному упражнению через каждую неделю.
-Систематическое использование физкультминуток приводит к улучшению психоэмоционального состояния, к изменению отношения к себе и своему здоровью. Можно предложить провести физ. минутки кому-нибудь из детей.
-Подвижные и спортивные игры . Проводятвоспитатели, руководитель физического воспитания. Как часть физкультурного занятия, на прогулке, в групповой комнате–малоподвижные игры.

- Релаксацию. Проводятвоспитатели, руководитель физического воспитания, психолог в любом подходящем помещении. Для всех возрастныхгрупп. Можно использовать спокойную классическую музыку (Чайковский, Рахманинов), звуки природы.

-Гимнастика пальчиковая . Проводится с младшего возраста индивидуально либо с подгруппой ежедневно воспитателем или логопедом. Рекомендуется всем детям, особенно с речевыми проблемами. Проводится в любое удобное время, а так же во время занятий.

-Гимнастика для глаз . Ежедневно по 3-5 мин. в любое свободное время и во время занятий, чтобы снять зрительную нагрузку у детей.

-Гимнастика дыхательная . В различных формах физкультурно-оздоровительной работы, на физ. минутках во время занятий и после сна: во время гимнастики.

-Гимнастика бодрящая . Ежедневно после дневного сна, 5-10 мин. Форма проведения различна: упражнения на кроватках, обширное умывание; ходьба по ребристым дощечкам. Проводит воспитатель.

-Гимнастика корригирующая и ортопедическая . В различных формах физкультурно-оздоровительной работы. Проводят воспитатели, руководитель физического воспитания.

-Физкультурные занятия. Проводятся в хорошо проветренном помещение 2-3 раза в неделю, в спортивном зале. Младший возраст- 15-20 мин., средний возраст - 20-25 мин., старший возраст - 25-30 мин. Проводят воспитатели, руководитель физического воспитания.

- Проблемно-игровые ситуации. Проводится в свободное время, можно во второй половине дня. Время строго не фиксировано, в зависимости от задач, поставленных педагогом. Занятие может быть организовано не заметно для детей, посредством включения педагога в процесс игровой деятельности.
Возможность целенаправленного формирования основ психической саморегуляции у детей 5-летнего возраста достигается через подвижные, сюжетно-ролевые игры, физкультминутки.

- Коммуникативные игры по курсу «Познаю себя» М.В.Карепановой и Е.В.Харламповой.
1 раз в неделю по 30 мин. со старшего возраста. В них входят беседы, этюды и игры разной степени подвижности, занятия рисованием, которые помогают адаптироваться детям в коллективе. Проводит психолог.
- Занятия из серии «Здоровье» по ОБЖ для детей и родителей в качестве познавательного развития. 1 раз в неделю по 30 мин. со ст. возраста во второй половине дня. Проводят воспитатели.

- Самомассаж . В различных формах физкультурно-оздоровительной работы или во время физ.минуток, в целях профилактики простудных заболеваний. Проводят воспитатели.

-Психогимнастика . 1 раз в неделю со старшего возраста по 25-30 мин. Проводит психолог.

-Технология воздействия через сказки

Сказка – зеркало, отражающее реальный мир через призму личного восприятия. В ней, возможно, все чего не бывает в жизни. На занятиях по сказкотерапии ребята учатся составлять словесные образы. Вспоминают старые и придумывают новые образы, дети увеличивают свой образный репертуар, и внутренний мир ребенка становится интереснее, богаче. Это истинный шанс понять и принять себя и мир, повысить самооценку и измениться в желаемом направлении.

Поскольку чувства бывают не только положительные, но и отрицательные, то и образы у детей рождаются не только радостные, но и пугающие. Одна из важных целей этих занятий - преобразовать отрицательные образы в положительные, чтобы мир ребенка был красив и радостен.
Спокойное состояние нервной системы возвращает ребенку здоровье.
Сказку может рассказывать взрослый, либо это может быть групповое рассказывание, где рассказчиком является не один человек, а группа детей.
-Технологии музыкального воздействия . В различных формах физкультурно-оздоровительной работы. Используются для снятия напряжения, повышения эмоционального настроя и пр. Проводят воспитатели и музыкальный руководитель.

Дополнительно можно использовать методы закаливания:

Полоскание горла и полости рта растворами трав (эвкалипта, шалфея, ромашки, календулы и т.д.), обладающих антисептическим действием на слизистую оболочку дыхательных путей, или раствором морской соли проводится ежедневно после обеда в течение 2 недель поочередно.
-умывание холодной водой после дневного сна.

Босохождение в сочетании с воздушными ваннами проводится на занятиях по физической культуре и после дневного сна.

Здоровый образ жизни включает в себя адекватную физическую активность, рациональное питание, личную гигиену, здоровый психологический климат в семье, в школе, в детском саду отсутствие вредных привычек, внимательное отношение к своему здоровью.

- Стретчинг. Не раньше чем через 30 мин. после приема пищи, 2 раза в неделю по 30 мин. со среднего возраста в физкультурном или музыкальном залах либо в групповой комнате, в хорошо проветренном помещении Рекомендуется детям с вялой осанкой и плоскостопием. Опасаться непропорциональной нагрузки на мышцы Руководитель физического воспитания

- Ритмопластика . Не раньше чем через 30 мин. после приема пищи, 2 раза в неделю по 30 мин. со среднего возраста Обратить внимание на художественную ценность, величину физической нагрузки и ее соразмерность возрастным показателям ребенка Руководитель физического воспитания, музыкальный руководитель.

- Точечный массаж. Проводится в преддверии эпидемий, в осенний и весенний периоды в любое удобное для педагога время со старшего возраста. Проводится строго по специальной методике. Показана детям с частыми простудными заболеваниями и болезнями ЛОР-органов. Используется наглядный материал. Воспитатели, ст. медсестра, руководитель физического воспитания.

- Артерапия . Сеансами по 10-12 занятий по 30-35 мин. со средней группы. Занятия проводят по подгруппам 10-13 человек, программа имеет диагностический инструментарий и предполагает протоколы занятий. Воспитатели, психолог.

- Технология воздействия цветом. Как специальное занятие 2-4 раза в месяц в зависимости от поставленных задач. Необходимо уделять особое внимание цветовой гамме интерьеров ДОУ. Правильно подобранные цвета снимают напряжение и повышают эмоциональный настрой ребенка. Проводит воспитатели, психолог.

- Фонетическая ритмика. 2 раза в неделю с младшего возраста не раньше чем через 30 мин. после приема пищи. В физкультурном или музыкальном залах. Мл. возраст-15 мин., старший возраст-30 мин. Занятия рекомендованы детям с проблемами слуха либо в профилактических целях. Цель занятий - фонетическая грамотная речь без движений. Воспитатели, руководитель физического воспитания, логопед.

- Технологии коррекции поведения. Сеансами по 10-12 занятий по 25-30 мин. со старшего возраста. Проводятся по специальным методикам в малых группах по 6-8 человек. Группы составляются не по одному признаку - дети с разными проблемами занимаются в одной группе. Занятия проводятся в игровой форме, имеют диагностический инструментарий и протоколы занятий. Проводят воспитатели, психолог.

Какие здоровье сберегающие образовательные технологии используются в работе с родителями?

Консультации, рекомендации и беседы с родителями по поводу профилактики болезней, соблюдением личной гигиены, пользе дополнительных прогулок и занятий в различных спортивных секциях, осветить эти вопросы так же и на родительских собраниях; папки-передвижки; личный пример педагога, нетрадиционные формы работы с родителями, практические показы (практикумы);анкетирование; совместные акции: спортивные праздники, дни здоровья; памятки, буклеты из серии «Пальчиковая гимнастика», «Как правильно закаливать ребенка?», дни открытых дверей; обучение родителей приемам и методам оздоравливания детей (тренинги, практикумы); выпуск газеты ДОУ и др. формы работы.
Для создания педагогических условий здоровье сберегающего процесса воспитания и развития детей в дошкольном учреждении, являются: организация разных видов деятельности детей в игровой форме; построение образовательного процесса в виде модели культуры; организация культуро творчества дошкольников; оснащение деятельности детей оборудованием, игрушками, играми, игровыми упражнениями и пособиями
Вся эта работа осуществляется комплексно, в течение всего дня и с участием медицинских и педагогических работников: воспитателя, учителя – логопеда, педагога - психолога, инструктора по физической культуре, музыкального руководителя.
Главными воспитателями ребенка являются родители. От того, как правильно организован режим дня ребенка, какое внимание уделяют родители здоровью ребенка, зависит его настроение, состояние физического комфорта. Здоровый образ жизни ребенка, к которому его приучают в образовательном учреждении, может или находить каждодневную поддержку дома, и тогда закрепляться, или не находить, и тогда полученная информация будет лишней и тягостной для ребенка.
Забота о здоровье – одна из важнейших задач каждого человека. Среди всех земных благ здоровье – ценный дар, данный человеку природой, заменить который нельзя ничем, однако люди не заботятся о здоровье так, как это необходимо.
Но важно понимать, что забота о здоровье наших детей сегодня – это полноценный трудовой потенциал нашей страны в ближайшем будущем.
Все мы, родители, врачи, педагоги, хотим, чтобы наши дети хорошо учились, год от года становились сильнее, вырастали и входили в большую жизнь людьми не только знающими, но и здоровыми. Ведь здоровье – это бесценный дар.

Данная статья раскрывает актуальность проблемы использования здоровьесберегающих технологий в коррекционной работе с детьми дошкольного возраста в условиях ДОУ и семьи, основные направления, задачи, методы и приемы работы, направленные на сохранение и укрепление здоровья детей с ограниченными возможностями здоровья.

В статье представлены основные виды здоровьесберегающих технологий, которые могут использовать воспитатели и специалисты ДОУ.

Скачать:


Предварительный просмотр:

«ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ

В КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЙ РАБОТЕ

УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА

С ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»

С 1 января 2014 года вступил в силу Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, который предъявляет ряд обязательных требований к образованию детей дошкольного возраста и обеспечению равных возможностей для полноценного развития каждого ребенка с учетом его индивидуальных особенностей.

Основная цель дошкольного образования – дать всем детям, в том числе и детям с ОВЗ, равные стартовые возможности и обеспечить им безболезненный переход их к обучению в школе.

Федеральным государственным образовательным стандартом определены основные направления работы. Одним из этих направлений является сохранение и укрепление здоровья детей.

ФГОС ДО ставит перед дошкольным образованием ряд задач и на первом месте стоит задача - Охраны и укрепления физического и психического здоровья детей (в том числе и их эмоционального благополучия).

Дошкольный возраст является решающим этапом в формировании фундамента физического и психического здоровья ребенка. В этот период идет интенсивное развитие органов и становление функциональных систем организма. Наметившаяся в последние десять лет устойчивая тенденция ухудшения здоровья дошкольников диктует необходимость поиска механизмов, позволяющих изменить эту ситуацию.

В этой связи весьма актуальным стал вопрос о внедрении в практику работы ДОУ здоровьесберегающих образовательных технологий, т. е. такой организации образовательного процесса на всех его уровнях, при котором качественное обучение, развитие и воспитание детей происходит без ущерба их здоровью, и способствует его укреплению.

Здоровьесберегающие технологии – это система, создающая максимально возможные условия для сохранения, укрепления и развития духовного, эмоционального и физического здоровья всех субъектов образовательного процесса.

Особое внимание следует уделить этой проблеме потому, что у детей с нарушениями речи имеются своеобразные особенности их физического и психического развития:

  • нарушение дыхания и голосообразования;
  • нарушения общей и мелкой моторики;
  • расторможенность и заторможенность мышечного напряжения;
  • повышенная утомляемость;
  • заметное отставание в показателях основных физических качеств: силы, скорости, ловкости;
  • нарушение темпоритмической организации движений.
  • нарушения оптико-пространственного праксиса;
  • неустойчивость внимания;
  • расстройство памяти (особенно слуховой);
  • несформированность мышления;
  • задержка развития воображения.

Применение здоровьесберегающих технологий в логопедической работе это:

Оптимизация процесса коррекции речи и обеспечение оздоровления, поддержания и обогащения здоровья детей, в ходе которого необходимо:

Создание условий, обеспечивающих эмоциональное благополучие каждого ребёнка;

Повышение адаптивных возможностей детского организма (активизация защитных свойств, устойчивость к заболеваниям);

Сохранение и укрепление физического и психического здоровья.

В основе использования здоровьесберегающих технологий лежит целый ряд принципов:

  • «Не навреди!»;
  • сознательности и активности;
  • непрерывности здоровьесберегающего процесса;
  • систематичности и последовательности;
  • доступности и индивидуальности;
  • всестороннего и гармоничного развития личности;
  • системного чередования нагрузок и отдыха;
  • постепенно наращивания оздоровительных воздействий;
  • возрастной адекватности здоровьесберегающего процесса.

Проектная деятельность по использованию этих технологий предполагает участие всех субъектов образовательного процесса - не только педагогов ДОУ (воспитателей, музыкального руководителя, инструктора по физическому воспитанию и учителя-логопеда), но и родителей.

Можно выделить 3 основных вида здоровьесберегающих технологий.

Технологии сохранения и стимулирования здоровья:

  • динамические паузы,
  • подвижные и спортивные игры,
  • ритмопластика,
  • релаксация,
  • технологии эстетической направленности,
  • гимнастика пальчиковая,
  • гимнастика для глаз,
  • гимнастика дыхательная,
  • гимнастика бодрящая,
  • гимнастика корригирующая,
  • гимнастика ортопедическая.

Технологии обучения здоровому образу жизни:

  • ООД в образовательной области «Физическая культура»,
  • проблемно-игровые (игротреннинги и игротерапия),
  • коммуникативные игры,
  • самомассаж,
  • точечный самомассаж,
  • биологическая обратная связь (БОС).

Коррекционные технологии:

  • арттерапия,
  • технологии музыкального воздействия,
  • сказкотерапия,
  • технологии воздействия цветом,
  • технологии коррекции поведения,
  • психогимнастика,
  • фонетическая и логопедическая ритмика.

В коррекционной работе с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья можно использовать самые разнообразные технологии.

Среди традиционных используются:

  • Упражнения, направленные на развитие мелкой моторики, пальчиковые игры, игры с мелкими предметами, штриховка, которые благотворно влияют не только на развитие речи, но и на развитие интеллекта детей. Движения пальцев рук стимулируют деятельность ЦНС и ускоряют развития речи ребёнка.

Развитие мелкой моторики может включать в себя:

  • игры с мозаикой,
  • шнуровку,
  • графические диктанты и упражнения,
  • обводка шаблонов и штриховка изображений,
  • игры в "сухом бассейне",
  • самомассаж кистей и пальцев рук с использованием «сухого бассейна», грецких орехов, каштанов и т.д.
  • игры с раздаточным материалом.

Пальчиковая гимнастика:

Пальчиковые игры с мелкими предметами;

Пальчиковые игры со скороговорками;

Пальчиковые игры со стихами;

Пальчиковая гимнастика;

Пальчиковый алфавит;

Пальчиковый театр;

Театр теней.

Помимо развития тонкой моторики пальцев рук эти игры оказывают благоприятное воздействие на эмоциональное состояние детей.

  • Упражнения артикуляционной и дыхательной гимнастики, необходимые для исправления неправильного звукопроизношения.

Развитие речевого дыхания и артикуляционной моторики играют большую роль в формировании правильной речи.

Дыхательные упражнения развивают продолжительный, равномерный выдох у детей, формируют сильную воздушную струю, тренируют ситуативную фразовую речь.

Упражнения артикуляционной гимнастики развивают гибкость и подвижность органов артикуляционного аппарата (языка, губ, нижней челюсти), т.е. артикуляционную моторику, необходимую для постановки звуков и коррекции неправильного звукопроизношения.

  • Проведение физминуток, направленных на нормализацию мышечного тонуса, исправление неправильных поз, запоминание серии двигательных актов, воспитание быстроты реакции на словесные инструкции и т.д.

Основные задачи физминутки:

Снять усталость и напряжение;

Внести эмоциональный заряд;

Совершенствовать общую моторику;

Выработать четкие координированные действия во взаимосвязи с речью.

Виды физминуток:

  • Оздоровительно-гигиенические физкультминутки.
  • Танцевальные физкультминутки.
  • Физкультурно-спортивные физкультминутки.
  • Подражательные физкультминутки.
  • Двигательно-речевые физкультминутки.

К нетрадиционным технологиям относятся:

  • пескотерапия (игры с сухим и мокрым песком «Найди игрушку», «Изобрази предмет» и т.д.), рисование на песке,
  • Прищепочный массаж (игры с прищепками);
  • Ниткография;
  • Использование иппликатора Кузнецова.

В последнее время значительно возрос всеобщий интерес к нетрадиционным формам, методам и средствам работы с детьми.

Одним из них является метод использования Су-Джок терапии в сочетании с логопедической и лечебно-оздоровительной работой. Су-Джок терапия, обладая высокой эффективностью, безопасностью и простотой, является достаточно хорошей системой самооздоровления.

Су Джок терапия - это стимуляция высокоактивных точек соответствия всем органам и системам, расположенных на пальцах рук и стопах при помощи различных приспособлений (шарики, массажные мячики, грецкие орехи, колючие валики).

Использование Су-Джок массажеров, в комплекте с металлическими кольцами, в сочетании с упражнениями по коррекции звукопроизношения и развитию словарного запаса и грамматического строя речи способствует повышению физической и умственной работоспособности детей, создаёт функциональную базу для сравнительно быстрого перехода на более высокий уровень двигательной активности мышц и возможность для оптимальной целенаправленной работы с ребёнком.

Для нормализация мышечного тонуса можно использовать элементы самомассажа лица и пальцев рук.

При систематическом проведении массажа улучшается функция рецепторов проводящих путей, усиливаются рефлекторные связи коры головного мозга с мышцами и сосудами. Виды развивающего массажа, используемые в логопедической практике:

  • Массаж и самомассаж лица;
  • Массаж и самомассаж кистей и пальцев рук;
  • Плантарный массаж (массаж стоп);
  • Аурикулярный массаж (массаж ушных раковин);
  • Массаж язычной мускулатуры.

Сочетание таких упражнений, как пальчиковая гимнастика, самомассаж с упражнениями по коррекции недостатков речи, позволяют значительно повысить эффективность коррекционных занятий и оптимизировать выполнение упражнений в домашних условиях.

Для развития концентрации внимания, обеспечения межполушарного взаимодействия, навыков волевой регуляции, умения управлять движениями и контролировать свое поведение можно использовать зрительную гимнастику.

Зрительнодвигательные упражнения способствуют развитию концентрации внимания, обеспечивают межполушарное взаимодействие, навыки волевой регуляции, умение управлять движениями и контролировать свое поведение.

К ним относятся следующие упражнения:

  • вертикальные движения глаз «вверх – вниз»;
  • горизонтальные «вправо – влево»;
  • вращение глазами по часовой стрелке и против;
  • закрыть глаза и представить по очереди цвета радуги как можно отчетливее.

Кинезиологические упражнения, направленны на развитие точности движений пальцев и способности к переключению с одного движения на другое.

Кинезиология – это методика сохранения здоровья путём воздействия на мышцы тела, т.е. путём физической активности.

Применение данного метода позволяет улучшить у ребенка память, внимание, речь, пространственные представления, мелкую и крупную моторику, снижает утомляемость, повышает способность к произвольному контролю.

К нетрадиционнрму виду здоровьесберегающих технологий относится биоэнергопластика.

Биоэнергопластика – это совместные движения органов речевого аппарата и кистей рук, которые активизируют интеллектуальную деятельность ребенка, попутно развивая координацию и мелкую моторику. Биоэнергетические упражнения улучшают не только речь ребенка, но также память и внимание.

Динамические упражнения нормализуют мышечный тонус, переключаемость движений, делают их точными, легкими, ритмичными:

Статические упражнения способствуют развитию мышечной силы, динамической организации движения, помогают ребенку принять правильную артикуляционную и пальчиковую позу.

Аурикулотерапия – это система лечебного воздействия на точки ушной раковины путём массажа (надавливания, растирания) до лёгкого покраснения и появления чувства тепла, в сопровождении стихов.

Эффективно использовать психогимнастику - упражнения на расслабление, снятие напряжения, создание игровой ситуации, снятие эмоционального напряжения.

Психогимнастика – это упражнение детей в умении изображать выразительно и эмоционально отдельные эмоции, движения, коррекция настроения и отдельных черт характера, обучение ауторелаксации. Это упражнения на расслабление, снятие напряжения, создание игровой ситуации, снятие эмоционального напряжения.

Следующий вид здоровьесберегающих технологий – это релаксация.

Релаксация – глубокое мышечное расслабление, сопровождающееся снятием психического напряжения. Для формирования эмоциональной стабильности ребенка важно научить его управлять своим телом.

Релаксация - комплекс расслабляющих упражнений, снимающих напряжение мышц рук и ног, мышц шеи и речевого аппарата и позволяющих детскому организму сбрасывать излишнее напряжение и восстанавливать равновесие, тем самым сохраняя психическое здоровье. Комплекс упражнений на релаксацию используется для обучения детей управлению собственным мышечным тонусом, приемам расслабления различных групп мышц. Умение расслабляться помогает одним детям снять напряжение, другим – сконцентрировать внимание, снять возбуждение, расслабить мышцы, что необходимо для исправления недостатков речи.

На логоритмических занятиях можно проводить упражнения, направленные на развитие двигательной сферы в сочетании со словом и музыкой.

Логоритмика - это метод преодоления речевых нарушений путем развития двигательной сферы в сочетании со словом и музыкой.

В коррекционно-развивающей работе также можно использовать:

  • Арттерапию;
  • Сказкотерапию;
  • Музыкотерапию;
  • Аромотерапию под контролем врача-педиатра.

Использование этих здоровьесберегающих технологий способствуют:

  • повышению уровня речевого развития и творческих способностей детей;
  • улучшению эмоционального благополучия каждого ребёнка;
  • стабильности физической и умственной работоспособности во всех сезонах года.

Комплексное их использование позволяет:

  • снизить утомляемость,
  • улучшить эмоциональный настрой,
  • повысить работоспособность детей
  • дошкольного возраста,
  • сохранить и укрепить их здоровье.

Поделитесь с друзьями или сохраните для себя:

Загрузка...